Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ'

ФИЛОСОФИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Домрачев Сергей Станиславович, Лукин Анатолий Николаевич

В статье рассматриваются условия ведения Россией специальной военной операции, усиливается идеологический аспект преподавания философии в военных вузах. Она становится важным средством воспитания у курсантов и слушателей качеств защитника Отечества, духовно-нравственной развитой личности, способной противостоять пропаганде противника, ведущего против нашей страны жёсткую информационную войну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AS A MEANS OF EDUCATION FORMATION OF THE WORLDVIEW OF CADETS AND STUDENTS IN THE COURSE OF TEACHING PHILOSOPHY IN MILITARY UNIVERSITIES

The article discusses the conditions for conducting a special military operation by Russia, and strengthens the ideological aspect of teaching philosophy in military universities. It becomes an important means of educating cadets and listeners of the qualities of a defender of the Fatherland, a spiritually and morally developed personality capable of resisting the propaganda of the enemy, waging a tough information war against our country.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ»

С.С. ДОМРАЧЕВ, А.Н. ЛУКИН

S.S. DOMRACHEV, A.N. LUKIN

ФИЛОСОФИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

PHILOSOPHY AS A MEANS OF EDUCATION

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

FORMATION OF THE WORLDVIEW OF CADETS AND STUDENTS IN THE COURSE OF TEACHING PHILOSOPHY IN MILITARY UNIVERSITIES

Сведения об авторах: Домрачев Сергей Станиславович - профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах) ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Челябинский филиал), полковник запаса, кандидат педагогических наук, доцент (г. Челябинск. E-mail: ssdomrachev@mail.ru);

Лукин Анатолий Николаевич - доцент кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Челябинский филиал), кандидат культурологии, доцент (г. Челябинск. E-mail: anlukin@mail.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются условия ведения Россией специальной военной операции, усиливается идеологический аспект преподавания философии в военных вузах. Она становится важным средством воспитания у курсантов и слушателей качеств защитника Отечества, духовно-нравственной развитой личности, способной противостоять пропаганде противника, ведущего против нашей страны жёсткую информационную войну.

Ключевые слова: философия, мировоззрение, духовные ценности, воспитание, смысл жизни.

V

й É

Information about the authors: Sergey Domrachev - Professor of the Department of Military-Political Work in the Troops (Forces) of the VUNTS VVS «Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin» (Chelyabinsk Branch), Colonel of the Reserve, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Chelyabinsk. E-mail: ssdomrachev@mail.ru);

Lukin Anatoly - Associate Professor of the Department of Public Administration, Legal Support of the State and Municipal Service of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Chelyabinsk Branch), Candidate of Cultural Studies, Associate Professor (Chelyabinsk. E-mail: anlukin@mail.ru) .

Summary. The article discusses the conditions for conducting a special military operation by Russia, and strengthens the ideological aspect of teaching philosophy in military universities. It becomes an important means of educating cadets and listeners of the qualities of a defender of the Fatherland, a spiritually and morally developed personality capable of resisting the propaganda of the enemy, waging a tough information war against our country.

Keywords: philosophy, worldview, spiritual values, upbringing, meaning of life.

Проводимая Россией специальная военная операция заставила по-новому взглянуть на систему отечественного военного образования. В этой

статье мы затронем только мировоззренческий аспект освоения курсантами и слушателями военных вузов дисциплины «Философия».

Подавляющее большинство выпускников военных вузов после начала специальной военной операции без тени сомнения выступило на защиту интересов

Родины. В то же время часть россиян всеми доступными способами попыталась уклониться от частичной военной мобилизации, вплоть до бегства за рубеж. В их системе ценностных ориентаций долг перед Родиной расположился на периферии. На первом месте оказалась приверженность установкам общества потребления, согласно которым жить нужно ради удовлетворения запросов собственного организма. В результате - Россия не досчиталась некоторого количества своих потенциальных защитников. Это закономерное следствие упущений культурной и образовательной политики, из которых убрали ещё в 90-е годы прошлого столетия идеологическую составляющую. Но духовная сфера не терпит пустоты. Освободившуюся нишу стали заполнять навязываемые нашему обществу западные ценности, на распространение которых среди россиян выделялись десятки миллионов долларов через НКО, подконтрольные западным спецслужбам. Специальная военная операция - это весомый повод очистить сферу культуры и образования от вредоносных для российского общества элементов.

Сегодня очевидна необходимость формирования у курсантов и слушателей военных вузов такой системы ценностей, где на вершине её иерархии должны находиться любовь к Родине, верность воинскому долгу, нравственная чистота. Образование и воспитание - это

две неразрывные части подготовки офицеров. Важно учитывать, что молодой человек в военном вузе не только получает сумму знаний, но и укрепляется в вере, которая занимает определённую часть индивидуального духовного мира человека. Вера - важный элемент ценностного сознания. Она раскрывает смысл индивидуального бытия. Конечно, есть люди, которые не задумываются о предельной цели своей жизни. Но такое бытие делает человека схожим с животными и растениями. Постановка и принятие предельной цели человеческого существования - это всегда некий акт веры. Философия как форма мировоззрения может помочь человеку самоопределиться в этом вопросе.

Всё перечисленное выше требует переосмыслить роль преподавания философии в военном вузе. Среди основных функций философии традиционно отмечают методологическую и мировоззренческую (другие функции вытекают из них).

Именно на мировоззренческой функции философии мы делаем в этой статье акцент. Будучи формой мировоззрения, философия обладает значительным потенциалом формирования ценностных ориентаций молодых людей. Однако со времён распада СССР философия в вузах, в том числе военных, стала преподаваться с упором на трансляцию знаний о философских школах, направлениях, подходах. К этому добавлялись дефиниции философских

понятий, содержание основных принципов и законов, научных подходов и методов. В потоке философской информации, обрушиваемой на курсантов и слушателей, каждому предоставлялось право самоопределиться относительно своих предпочтений среди философских учений, персоналий, мировоззренческих установок. Главное - на экзамене показать свою осведомлённость в философии, и неважно, какие тебе ценности более по вкусу. А выбор философия предоставляет богатый. За две с половиной тысячи лет в ней проявили себя не только сторонники сохранения нравственных ценностей, патриотизма, любви к Отечеству, но и апологеты гедонизма, теории не сопротивления злу насилием (Л. Толстой), сторонники культа сверхчеловека (Ф. Ницше), постмодернистской деконструкции системы традиционных ценностей (Ж. Деррида, Ж. Ф. Лиотар), глашатаи «конца истории» в связи с окончательной победой на планете либеральных западных ценностей (Ф. Фукуяма), приверженцы отказа от этики с её поиском идеала добра, нравственного долга из-за её излишней субъективной эмоциональной нагруженности (А. Джулс) и пр.

Теперь очевидна необходимость преподавания философии с позиции примата духовно-нравственных ценностей над материальными. Этого требует от нас и Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной полити-

Таблица. Основные функции философии

Основные функции философии

Мировоззренческая Методологическая

Выработка взглядов на мир и своё место в этом мире. На Выработка общих познавательных регулятивных

этой основе определение жизненной позиции по отно- установок, принципов, а также методов,

шению к обществу, своей стране, семье, миру, служебно- которые используются в научном познании

му долгу и т.д. объективной действительности

Подфункции

Аксиологическая, этическая, эстетическая, Гносеологическая, критическая,

воспитательная, регулятивная, интегративная прогностическая

ки по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года. Философия должна стать средством воспитания ценностей защитника Отечества, патриота, носителя лучших нравственных качеств. Поэтому преподавание с нейтральных мировоззренческих позиций философии в военном вузе не приемлемо. Тем более недопустимо навязывание преподавателем философии курсантам и слушателям чуждых для защитника Отечества установок - постмодернистских идей, апологетики эгоцентризма, европоцентризма, отмены традиционных нравственных ценностей. Знание о философских идеях подобного рода должно подаваться таким образом, чтобы формировалось критическое отношение к ним со стороны обучаемых. Более того, выпускники военных вузов должны быть способны аргументированно обосновывать неприемлемость чуждых нашему обществу мировоззренческих установок. Поэтому им нужно приобретать не только философское знание, но и навыки рефлексии философских текстов, которые следует формировать под чутким присмотром учителей, каковыми в своё время для своих учеников были великие философы древности - Сократ, Платон и Аристотель, не просто транслировавшие знание обучаемым, но формировавшие у них навыки постижения истины посредством философских бесед, диалога с Учителем, глубокой рефлексии человеческих ценностей. По-другому в Древней Греции философию не осваивали - только в диалоге с Учителем. Неслучайно современникам трудно отграничить идеи Платона от его учителя Сократа, взгляды Демокрита от его наставника Левкиппа. До многих истин они доходили совместными усилиями в рефлексивном диалоге.

При этом стоит учитывать, что часть философов современной России (к счастью, это не характерно

для военных вузов) за последние десятилетия «прикормлены» зарубежными западными грантами, для получения которых им приходилось демонстрировать в своих философских работах приверженность глобалистским установкам, ценностям западного так называемого открытого общества. Они по сути в развязанной против России информационной войне оказались на стороне противника. А такая война является частью гибридной войны и прокси-войны, ведущихся сейчас против России странами коллективного Запада. Конечно, преподаватели с враждебными для современной России мировоззренческими установками не должны преподавать философию будущим офицерам.

В этой связи важно понять, каким образом можно производить отбор преподавателей философии (да и других социальных и гуманитарных дисциплин) для военных вузов. Вполне для этого подходит процедура аттестации, где важным элементом будет проверка соответствия философских мировоззренческих установок преподавателя государственному заказу (через соответствующие государственные стандарты) на формирование у курсантов необходимой для защитника Отечества системы смыслов, ценностей и норм. Безусловно, для этого следует внести изменения в соответствующую нормативную правовую базу. Государственные стандарты должны чётко установить, какие ценности у курсантов и слушателей в ходе изучения философии должны быть сформированы, а в отношении которых должен быть осуществлён критический анализ. Таким образом ряд философских установок, персональных подходов, ценностных ориентиров должны априори восприниматься как чуждые нашей культурной традиции. Напротив, философия должна выполнять функцию апологии патриотизма и других традиционных для рос-

сийского общества духовно-нравственных качеств.

Отметим, что для нашего многонационального и многоконфессионального общества необходимо с уважением относиться к разным религиозно-философским концепциям, которые сквозь призму религиозных догматов какой-либо традиционной для России религии обосновывают важность духовно-нравственных ценностей. Философия по своей сути всегда оставляет для человека варианты самоопределения, выбора любимых мыслителей, идей, мировоззренческих установок. Важно только, чтобы это не шло во вред обществу, выбранной профессии офицера. Фильтрация философского знания по этому принципу не только допустима, но и необходима. Как отмечал французский социолог Э. Дюркгейм, в современных условиях функцию интеграции социума, которую ранее в основном выполняла религия, может выполнять философия, формирующая идеологические установки.

Для совершенствования методического мастерства преподавателей философии военных вузов целесообразно, на наш взгляд, организовать между ними постоянный обмен опытом на самых разных площадках - от научно-практических конференций до методических семинаров и сборов с использованием таких форм, как мастер-классы, рефлексия и интерпретация философских текстов, круглые столы и пр. В нашем вузе, например, неплохо зарекомендовал себя метод использования философских кейсов.

При разборе кейсов курсанты не просто приобретают знание философских положений, но вырабатывают при этом своё отношение к ним. При этом полезно, на наш взгляд, использование метода восхождения от абстрактного к конкретному, благодаря которому обучаемые должны видеть, как философские мировоззренческие

Рис. Преимущества разбора кейсов при изучении философии

установки влияют на те или иные социальные процессы, а также на мысли и поступки конкретных людей. Мы убеждены, что преподавание философии на предельном уровне абстракции, под предлогом того, что только на уровне всеобщего философия остаётся сама собой, выхолащивает из неё мировоззренческую суть. Курсанты и слушатели должны понять, как философское знание может помочь им понимать смысл общественной и своей собственной жизни. Нужно добиваться эмоционального отклика на философские положения. Только пропущенное через свои чувства знание может стать регулятором поведения. Для этого философское знание должно сопрягаться с произведениями искусства, историческими событиями, эпизодами жизни наших героев, собственными жизненными устремлениями будущих офицеров.

Вот примеры простых кейсов:

Кейс № 1. Китайский мыслитель Сунь-цзы в «Трактате о военном искусстве» в качестве основного условия победы в войне называет «Путь», под которым понимается единство императора и народа. По его мнению следует укреплять у себя такое единство и подрывать его у врага.

Задание для рефлексии. Насколько это утверждение актуально для войн современной эпохи, в том числе для специальной военной операции, проводимой Россией против украинского политического режима? Что нужно делать для того, чтобы не сбиться с «Пути» в условиях информационной войны, ведущейся против нашей страны? Приведите исторические примеры, когда потеря единства руководителя страны и народа приводила к поражениям в войне.

Кейс № 2. Представители западной философской школы «Эмоти-визм» призывают исключить из философии этику под предлогом того, что основные этические понятия «добро», «стыд», «совесть» являются субъективными по своему содержанию, а наука должна иметь дело с дескрипциями (суждениями, которые могут логически оценены как ложные или истинные). По их мнению, после появления права потребность в морали и нравственности исчезла. Достаточно сохранить юридическую ответственность граждан, а нравственная ответственность становится лишней.

Задание для рефлексии. Может ли право полностью заменить мораль и нравственность? В чём их различие? Может ли какая-либо

норма права заменить нравственный долг защиты Отечества? Какую опасность для формирования личности офицера таит в себе апология идей эмотивизма? Является ли антитезой мировоззренческой установке эмотивизма фраза: «Русская литература постоянно мучает своего читателя, заставляя его при этом быть человеком»?

Отметим, что преподавание философии не сводится исключительно к формированию мировоззрения обучаемых. Это ещё и логика, гносеология и эпистемология, которые формируют правильное научное мышление, вооружают курсантов и слушателей общефилософскими принципами и методами научного познания, знаниями содержания базовых категорий. Нужен разумный баланс между этими аспектами преподавания философии, установление которого зависит от педагогического мастерства преподавателя.

Но не следует чрезмерно перегружать обучаемых философской информацией. Во-первых, всё равно в рамках учебного курса невозможно даже тезисно пересказать накопленное за тысячелетия знание. Во-вторых, в погоне за увеличением объёма транслируемых знаний мы можем лишить курсантов и слушателей самого главного - возможности сосредоточиться на понимании философских текстов. Без рефлексивного восприятия материала нет процесса философствования. Этот недостаток присущ многим современным учебникам и учебным пособиям - в них много информации, смысл которой обучающимся постичь сложно без обращения к первоисточникам и диалога с опытным Учителем-наставником. Как отмечал М. Хайдеггер: «Философия - последнее выгова-ривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно». Если вместо этого наличествует лишь механическая накачка обучающих информацией, то философии, по сути, при этом

нет. При составлении учебных программ преподавания философии, выборе методики проводимых занятий эти обстоятельства должны быть учтены. В противном случае мировоззренческий потенциал философии не будет использован для решения задачи формирования системы ценностей офицера-патриота, носителя лучших духовно-нравственных качеств.

По нашему мнению, специфика формирования мировоззрения будущих офицеров требует особого подхода к преподаванию философии в военных вузах. В этой связи целесообразно вспомнить о славных традициях подготовки кадров в стенах Военного университета Министерства обороны на философском отделении военно-педагогического факультета. Новые реалии способствуют формированию потребности актуализации этого опыта. К тому же именно Военный университет МО, по нашему мнению, мог бы стать центральной площадкой, на которой бы происходил обмен педагогическим опытом преподавания философии в военных вузах. С учётом возможностей

современных цифровых технологий обеспечить постоянную коммуникацию преподавателей разных военных вузов в творческий процесс развития педагогических технологий преподавания философии были бы вовлечены все заинтересованные лица.

Духовная сфера жизни общества, элементом которой является философия, обладает относительной самостоятельностью по отношению к другим подсистемам общества. Именно в ней воспроизводятся базовые ценности, которые принимаются большинством граждан и обеспечивают единство общества, позволяя переживать тяжёлые времена. Базовыми такие ценности могут считаться потому, что они позволяют отдельному индивиду выйти за пределы своего собственного «Я» и придают мыслям, поступкам и делам человека подлинную общественную значимость. Одним из высших проявлений приверженности таким ценностям является сознательное выполнение воинского долга, сопряжённое с риском для собственного существования. Человек готов пролить кровь, потому что есть нечто, что

он ценит выше самой жизни. Приобщить к этому молодое поколение невозможно без поэтизации своего героического прошлого. Философия, искусство, вся система воспитания должны согласованно выполнять эту великую миссию -осуществлять воспроизводство патриотов - защитников Отечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года. URL: http://www. kremlin. ru/acts/bank/48502 (дата обращения 03.01.2023).

2. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни.- М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 736 с.

3. Лукин, А. Н, Домрачев, С. С. Вера как элемент сознания человека // Социум и власть, 2018. № 3 (71). С. 15-22.

4. Лукин, А. Н., Хайрулин, Ш. Ш. Философия войны: формирование современного дискурса // Социум и власть, 2022. № 3 (93). С. 25-36.

5. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии, 1989. № 9. С. 116-122.

НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

И.Е. Мищенко, Ш.Ш. Хайрулин

Военно-политическая работа в Вооружённых Силах Российской Федерации: учебник

Под общ. ред. И.Е. Мищенко. - Челябинск : Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА», 2021. - 464 с.

Учебник адресован курсантам и преподавателям военных вузов в качестве учебной литературы в процессе изучения дисциплины «Военно-политическая работа в Вооружённых Силах Российской Федерации». Учебник разработан в соответствии с основными направлениями военно-политической работы, определёнными приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 № 803 «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооружённых Силах Российской Федерации». Структурно учебник состоит из двух разделов и раскрывает все десять тем учебного курса. В учебном материале учтён и обобщён опыт организации военно-политической работы в ходе проведения специальной военной операции на территории САР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.