Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ'

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1340
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / НАУКА / СЦИЕНТИЗМ / ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сасиков Т.А., Дадашев А.А.

Тесное взаимодействия науки и философии ставит вопросы о пограничной зоне между ними: какие аспекты реальности наука не в состоянии объяснить без философии; при наличии общего предмета исследования у обеих, что может дополнить философия к научному знанию, насколько наука независима от философии, насколько «плотно» философия учатвует в познании «реального мира»?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AND SCIENCE: THE EVOLUTION OF RELATIONSHIPS

The close interaction between science and philosophy raises questions about the boundary zone between them: what aspects of reality science cannot explain without philosophy; in the presence of a common subject of study for both, what can philosophy add to scientific knowledge, how independent is science from philosophy, how “densely” does philosophy participate in the knowledge of the “real world”?

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ»

УДК 101.1

Сасиков Т.А. студент 1 курса магистратуры направление «Землеустройство и кадастр» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный

университет им. В.М. Кокова» Дадашев А.А., доктор философских наук

профессор

кафедра истории, философии и права ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный

университет им. В.М. Кокова» Россия, г.Нальчик

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация: Тесное взаимодействия науки и философии ставит вопросы о пограничной зоне между ними: какие аспекты реальности наука не в состоянии объяснить без философии; при наличии общего предмета исследования у обеих, что может дополнить философия к научному знанию, насколько наука независима от философии, насколько «плотно» философия учатвует в познании «реального мира»?

Ключевые слова: методология, наука, сциентизм, философия, философия науки.

Sasikov T.A.

Master student of the 1st year direction "Land management and cadastres" FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University V.M. Kokova»

Russia, Nalchik Dadashev A.A., doctor of philosophical sciences

professor

department of history, philosophy and law FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University. V.M. Kokova»

Russia, Nalchik

PHILOSOPHY AND SCIENCE: THE EVOLUTION OF

RELATIONSHIPS

Resume: The close interaction between science and philosophy raises questions about the boundary zone between them: what aspects of reality science cannot explain without philosophy; in the presence of a common subject of study for both, what can philosophy add to scientific knowledge, how

independent is science from philosophy, how "densely" does philosophy participate in the knowledge of the "real world"?

Key words: methodology, science, scientism, philosophy, philosophy of science.

А каковы отличия философии и науки? Великий немецкий философ А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука». Гегель полагал, что в отличие от других наук "философия хочет познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина" П.В.Алексеев и А.В.Панин в своем учебном пособии писали "Предметом философии является всеобщее в системе "мир- человек". Философия - это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру".

Наука и философия - не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой:

а) Стремятся к выработке рационального знания;

б) Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений.

Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте - плод коллективного труда;

Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученому.

В идеале философия должна быть высокоемкой как в научном, так и в эстетическом и этическом отношениях. Но реализовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обычно доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных философских направлений мы встречаемся: с научно-ориентированной философией; с эстетически-ориентированной философией; с практически-ориентированной философией.

«Наука» в переводе с латинского означает «знание». В общем виде знание - это то, что организует и направляет человеческую деятельность. В обычной жизни мы разделяем знание практическое как опытность, умение что-либо сделать и знание «теоретическое», т.е. знание «на словах», от дела весьма далекое. Сейчас под наукой мы обычно подразумеваем знание теоретическое, т.е. совокупность сведений, содержащихся в учебниках. Это означает, что знание отделились от дела. Производство знания отделилось от производства вещей и стало самостоятельным видом человеческой деятельности. Наука и есть особый вид человеческой

деятельности, направленный на производство знания и результат этой деятельности - систематизированное, объективно-истинное знание. Формирование науки как особого вида деятельности происходило в античности.

Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, мучившие умы в течение столетий. Позитивизм в дальнейшем широко распространяется среди ученых.

Среди профессиональных философов различных стран такие взгляды сегодня уже не очень популярны. Но они еще бытуют среди специалистов конкретных областей знания и практики, выдвигающих в заслугу своей позиции примерно такие аргументы: у философии нет ни одной своей предметной области, все они со временем попали в ведение конкретных наук; у нее нет экспериментальных средств и вообще надежных опытных данных, фактов, нет четких способов отличить истинное от ложного, иначе споры не растягивались бы на века. Кроме того, в философии все расплывчато, неконкретно, наконец, не видно ее воздействия на решение практических задач.

Однако ожесточенные критики философии упускают из вида следующее. Философия имеет дело не с объектом, а с субъектом, человеком, обладающим свободой воли, способным к творчеству, целеполаганию, самосовершенствованию. Предметом философии является отношение «человек-мир». В этом отличие философии от других наук -физики, химии, биологии и т.д. Философия не просто наука среди других наук. Философия возникает как разумное, доказательное, теоретическое знание. Одновременно это мудрость - знание о самом ценном и важном для человека, знание высшей цели, смысла человеческого существования.

Философия, как и наука, имеет теоретическую форму, но философия не наука. Она рождается и живет как самосознание человека, самосознание культуры в целом, как познание человеком самого себя, своего места в мире, поиск смысла, истинных целей человеческого существования.

В соотношении философии и специального научного знания различают три основных исторических периода, а отчасти и типа, способа отношений. Первый период: в античности формируется первоначальное «теоретическое» знание, именовавшееся «философией» и обращенное к самым разным предметам. Наряду со всевозможными конкретными наблюдениями, выводами практики, начатками различных наук оно охватывало обобщенные размышления о мире и человеке, которые оформлялись в виде различных философских систем, выполнявших мировоззренческую функцию. Первичное знание заключало в себе одновременно науку и философию. В процессе формирования собственно науки, наука отделялась от философии, постепенно уточнялась их

специфика, четче определялось родство и различие познавательных функций.

Второй период: происходит специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от философии. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в ХУП-ХУШ веках. Но даже в этот период наука и философия не разделялись. Философия рассматривалось как знание, полученное с помощью разума. Она противопоставлялась знанию, содержащемуся в Святом Писании.

Родоначальник философии нового времени Р. Декарт писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол -физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике».

В ХУП-ХУШ вв. и даже в начале XIX в. философией называли теоретические обобщения, содержащиеся в конкретных науках. Сочинение И. Ньютона по механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии», книга К. Линнея по основам ботаники -«Философия ботаники», сочинение Ж.Б. Ламарка по биологии -«Философия зоологии», один из капитальных трудов П.С. Лапласа назывался «Опыт философии теории вероятностей».

В рамках первых двух периодов конкретно-научное знание, за исключением сравнительно небольшой его части, носило опытный описательный характер. Кропотливо накапливался материал для последующих обобщений, но при этом ощущался «дефицит» теоретической мысли, умения видеть связи различных явлений, их единство, развитие, общие закономерности, тенденции. Такого рода задачи в значительной мере падали на долю философии, которая должна была умозрительно, нередко наугад строить общую картину природы и общества. Философия выполняла важную миссию формирования и развития общего миропонимания.

Третий период: происходит окончательное формирование и отделение от философии конкретных научных дисциплин. Начавшийся в XIX веке третий период переходит затем в XX век. Это время, когда многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся лишь в умозрительной философской форме, наука уверенно взяла на себя. А попытки философов решать эти задачи прежними способами оказываются все более наивными, безуспешными. Все яснее сознается, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Это остро ставит на повестку дня проблему научности самой философии.

В этот период наука противопоставляет себя не только религиозному званию, но и философии. Французский философ и социолог О. Конт, родоначальник позитивизма, выделяет три периода в развитии разума: религиозный, философский и научный. Философия рассматривается как то, что предшествует науке, настоящему позитивному знанию о мире. Главный недостаток философии, по мнению позитивистов, в том, что она не изучает реальность, а измышляет абстракции. Когда возникает позитивная наука, философия оказывается ненужной. В позитивизме был сформулирован вывод о том, что философия - это донаучное знание, имеющие какое-то право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки претензии философии на истину объявляются несостоятельными.

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

Это делает как никогда актуальной философскую интерпретацию бытия, личностное осмысление, как феноменов вещного мира, так и духовных исканий человечества. Наука не ответила на многие вопросы, но и философия находится в постоянном поиске ответов, и только их логичное и последовательное взаимодействие будет способствовать росту духовного потенциала человечества.

Использованные источники:

1. Кожановский В. Философия: Учебник для высших учебных заведений. -Ростов н/Д: "Феникс", 2007. - 576с.

2. Философия: Хрестоматия / К.Х.Делокаров; С.Б.Роцинский. - М.:РАГС, 2006.-768с.

3. Спиркин А. Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат. 2007. - 592 с.

4. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с.

5. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов./ Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

6. Спиркин А.С. Философия. М., 2001

7. Введение в философию. 2 части. М. 1983.

8. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. М. 1991.

9. Философия. Учебник / под ред. Кохановского, Ростов-на-Дону. 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.