Научная статья на тему 'Взаимосвязь философии с развитием науки'

Взаимосвязь философии с развитием науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13891
1084
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / НАУКА / РАЗВИТИЕ / КОНЦЕПЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сумер Екатерина Вадимовна, Андриуца Ольга Игоревна

В данной статье рассмотрена взаимосвязь философии с развитием науки. На основе изучения, установлено, что с развитием науки, как правило, происходит прогресс философии. На основании анализа, устанавливается, что философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь философии с развитием науки»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 101

Сумер Екатерина Вадимовна

студент СибГАУ им. М.Ф. Решетнева г. Красноярск, РФ E-mail: ekaterina.sumer@mail.ru Андриуца Ольга Игоревна студент СибГАУ им. М.Ф. Решетнева г. Красноярск, РФ E-mail: andriutsao@mail.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С РАЗВИТИЕМ НАУКИ

Аннотация

В данной статье рассмотрена взаимосвязь философии с развитием науки. На основе изучения, установлено, что с развитием науки, как правило, происходит прогресс философии. На основании анализа, устанавливается, что философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Ключевые слова Философия, наука, развитие, концепции.

Я еще в школе усвоил, что нельзя выдумать ничего столь оригинального и маловероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из философов Р. Декарт

Отношения философии и науки являются одной из интересных и неоднозначных проблем. С одной стороны, философия и наука вырастают из единого основания - человеческой потребности в истинном знании. С другой стороны, по мере развития науки, ученые начинают отказывать философии в эвристических возможностях, считая её анахронизмом, который необходимо списать на «свалку истории». Актуальность поставленной проблематики в особенности подчеркивается тем, что достигая определенного уровня развития наука сама начинает нуждаться в философской рефлексии, без которой она не в силах понять свои собственные основания и осознать перспективы развития. Современная наука на полном серьезе обращается к философскому наследию, черпая оттуда не только вдохновение, но и эвристические модели для описания действительности.

Особо острыми отношения науки и философии становятся в XX веке, когда накопившиеся противоречия выливаются в противостояние межу сциентизмом и антисциентизмом. Как замечает А. Эйнштейн «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки» [2, C. 248]. А вот как Н.Бор определил значимость физики для философии: «Значение физических наук для философии состоит не только в том, что они все время пополняют сумму наших знаний о неодушевленной материи, но и прежде всего в том, что они позволяют подвергнуть проверке те основания, на которых покоятся наши самые первичные понятия, и выяснить область их применимости» [5,C. 139].

Прежде чем ответить на вопрос способствует ли философия развитию науки, необходимо поразмышлять о том, как они связаны друг с другом. Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. Философия зарождается как своеобразная форма преодоления мифа. Миф преодолеваясь разделяется на два полюса. Один полюс, по нашему мнению, реализуется в рационально-

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

теоретическом постижении мира (иначе говоря - в науке), а другой полюс связан с внерациональным постижением бытия (искусство и религии). Философия возникает как интегрирующая форма сознания. С одной стороны, философия - это наука о первоосновах сущего, имеющая свою систему категорий и методов. С другой стороны, философия в качестве предмета своего изучения рассматривает не только сферу конкретно сущего (к примеру, сферу природы), но и сферу должного.

Первоначально философия и науки были едины. В античности и средневековье философию и науку и вовсе не различали. Ученый был по совместительству философом, а философ - ученым. По мере дифференциации научного знания (первоначально в рамках естествознания) и выделения специфических разделов философии, чётче обозначаются различия между философией и наукой. В результате возникает проблема общего и особенного в философии и науке.

Философия способствует развитию науки, но делает это опосредованно. Во-первых, философия способствует развитию науки непосредственно воздействуя на субъекта научного творчества - ученого. Философия представляет собой «эпоху схваченную в мысли», в которой так или иначе кристаллизуется интеллектуальный опыт человечества. Посредством рефлексии вечных вопросов ученый открывает тривиальную познавательную ситуацию с новых неизвестных сторон. Философия не только стимулирует познание, но и учит человека удивляться, позволяет выходить за границы стереотипных познавательных схем, тем самым способствуя развитию науки.

Во-вторых, основу наук нельзя найти в самих частных науках, необходима наука наук - философия. Иначе говоря, философия рефлексируя содержание науки способствует осознанию наукой своих собственных познавательных задач. Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности.

Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках. Как подмечает Г. В. Ф. Гегель «философия своим развитием обязана опыту. Эмпирические науки, с одной стороны, не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал: отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготавливают, таким образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в философию. С другой стороны, они понуждают само мышление перейти к этим конкретным определениям» [2, C.98].

Попробуем на основании существующих концепций взаимоотношения философии и науки ответить на вопрос о роли философии в развитии наук. В настоящее время сложилось несколько концепции взаимоотношения философии и науки. Первая концепция называется «метафизической», в ней философия рассматривается как высшая форма науки («философия - сама себе наука»). В системе знания Аристотеля первая философия - это метафизика, а вторая философия - физика. Р. Декарт систему человеческого знания сравнивал с деревом, где корни представлены метафизикой, ствол - физикой, а остальные ветви -частными науками. В этом контексте вопрос о том способствует ли философия развитию науки лишен смысла, поскольку философия - это основание науки, а наука - это своеобразный комментарий к философским положениям.

Вторая концепция связана с позитивизмом, в ней утверждается, что наука - это сама себе философия. Основатель позитивизма хоть и считал, что «Философия -это сжатое изложение науки своего времени» (О. Конт), но отводил ей место только во второй стадии человеческого развития («закон о трех стадиях»). «Долой метафизику, да здравствует физика» - вот лозунг позитивизма. О. Конт считал, что человечество в результате достижения наукой «позитивной стадии» уже не нуждается в спекулятивном философском знании. В этом случае можно утверждать, что на вопрос способствует ли философия развитию науки можно дать ответ, что в настоящее время наука уже не нуждается в покровительстве философии. Такого рода подход не является справедливым, поскольку как мы уже отметили ранее, сама по себе наука дает редуцированное, фрагментированное знание (в силу скованности своим предметом), для его интеграции необходима философия.

Третья концепция взаимоотношения философии и науки носит название «антиинтеракционизм». По

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

мысли её сторонников после выделения науки из корпуса философского знания наука развивается самостоятельно, впрочем, как и философия. Вопрос относительно того, способствует ли философия развитию науки, в таком случае является бессмысленным. Тем не менее, параллелизм развития философии и науки на наш взгляд сомнителен. Во-первых, наука всегда стремилась выйти за границы своего предмета в область метафизики, а философии, в свою очередь, не «давали покоя» выводы ученых. Во-вторых, философия и наука всегда существует в общем культурном поле, поэтому не влиять друг на друга они не могут.

Четвертая концепция взаимоотношения философии и науки, по нашему мнению, является наиболее продуктивной. Поскольку она адекватно отражает противоречивые взаимоотношения единства и борьбы между этими двумя формами общественного сознания, то называть её мы будем «диалектической». В рамках данной концепции отражается историческое и онтологическое единство, борьба философии и науки. Не смотря на единое с философией основание, наука по мере развития становится самостоятельной формой общественного сознания.

Наука обретает институциональные формы, но не утрачивает связь с философией. Философия по отношению к науки начинает выполнять методологическую и эпистемологическую функцию. Достижения науки неизбежно становятся источником для философской рефлексии. Мировоззренческие следствия тех или иных гипотез и теорий неизбежно становятся предметом перекрестной критики профессиональных философов. Тем самым достижения науки не только интегрируются в картину мира, но и открывают следствия, которые выходят за границы предметной области отдельных наук, стимулируя этим научное познание в целом.

Кроме того если под понятием «развитие» понимать необратимое качественное изменение, то роль философии в развитии науки становится более очевидной. Дело в том, что наука в процессе своей деятельности опирается на парадигму, которая выражает ключевые принципы научной рациональности. При всем при этом научная парадигма не может быть порождением частных наук, поскольку она содержит предельно общие, абстрактные (иногда аксиоматические) утверждения. Парадигма претендует на цельное знание о действительности, что неизбежно требует философских допущений.

Некоторые философские концепции легли в основании многих научных дисциплин, что способствовало получению реальных результатов. К примеру, атомистическая философия Демокрита-Левкипа долгое время служила в науке в качестве модели объясняющей множество физических и химических явлений природы. Апории Зенона, поставившие проблемы дискретного и континуального пространства по-прежнему стимулируют мышление ученых. Известный физик А. Эйнштейн утверждал, что Ф.М. Достоевский на него оказал большее влияние, чем математик Гаусс.

Философия стимулирует развитие науки не единовременно, а по мере того как наукой осознается важность той или иной проблемы, которая так или иначе уже поставлена философией. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки. Тем не менее, как отмечает В. П. Кохановский «Ученый не может не считаться с работой философа, должен критически использовать его достижения, но не может придавать ей того же значения, какое он придает основной части своего специального знания - анализу фактов, эмпирическим обобщениям, научным гипотезам и теориям и т. п.» [4, C. 195].Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Список использованной литературы

1. Алексеев П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин; МГУ. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012.

2. Бор Н. Квантовая физика и философия / Н. Бор // Атомная физика и человеческое познание. - М. 1961.

3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель //Энциклопедия философских наук: в 3 т. Наука логики / под ред. Г.В. Гегеля - М.: «Мысль», 1974. - Т.1.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

4. Кохановский В. П.Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

5. Эйнштейн А. Собр. научн. трудов. - М., 1966. - Т.4.

© Сумер Е.В., Андриуца О.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.