Философия и методология
инновационного процесса
Современная экономика характеризуется бурными инновациями. Основой ее являются творческие личности. Для активизации инновационной деятельности в России необходимо понимать философию процесса создания и внедрения инноваций. Роль основных участников, их место и ключевые функциональные обязанности. Вооружить их соответствующей методологией. Обеспечить каждого специалиста уникальным набором методов. Только при условии создания мощной философской и методологической базы инновации обречены на успех.
Ключевые слова: инновационная экономика, инновационный процесс, новатор, инноватор, философия инноваций, инновационное мышление, методология инноваций.
Г':.
В. В. Завадовский,
к. э. н., доцент, Сибирская академия государственной службы
e-mail: [email protected]
Основная черта современной экономики — инновационность. Ни одного дня не проходит без сообщений о появлении новшеств во всех сферах жизни общества. Будь то техника, медицина, образование, работа правительственных структур и т. д. Инновациями пронизана вся наша жизнь.
Однако, вклад России в мировую инновационную экономику очень скромен — порядка 1%, а в развитие высоких технологий 0,2-0,3%. Дело в том, что для инноваций очень важны определенные условия. Чрезвычайно важно, чтобы была создана национальная инновационная система, включающая в себя технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурное инвестирование и многое другое. Если посчитать все факторы, которые нужны для активизации инновационных процессов, то их наберется несколько сотен.
Возникает ощущение, что анализ всех этих факторов абсолютно бесполезен и даже вреден, поскольку уводит в сторону от сути дела.
На самом же деле есть единственно важный фактор, гарантирующий успех инновационному процессу — это человек, который умеет разрабатывать инновации и внедрять их. Все остальное вторично. Да и вообще не очень важно. Творческий человек является ядром инновационного процесса. Прибыль в инновационной экономике создает интеллект человека.
Рассмотрим основные элементы инновационного процесса и основных его участников. Все начинается с генерации новых идей, с рождения новации. Этим занимается новатор. Затем новация должна превратиться в инновацию, т. е. внедрена. Вопросами внедрения занимается инноватор. Следующий этап — реализация. Какой бы блестящей и оригинальной ни была инновация, она должна быть принята и востребована обществом. А это уже работа для специалистов, которые
должны убедить потенциальных потребителей, в том, что инновация им крайне необходима и они должны обязательно ее использовать. Этим занимается консерватор, типичный представитель той части общества, где мы хотим получить признание. Он должен обладать всеми необходимыми технологиями для промывки мозгов. Результатами деятельности этих специалистов являются соответственно новация, инновация и товар (табл. 1).
У любого процесса, в том числе инновационного, есть два ключевых вопроса: что человек должен делать и как.
На первый вопрос дает ответ философия, на второй — методология.
Философия родилась как наука о мышлении, о восприятии человеком окружающего мира, о понимании своего места в нем. Методология дает представление о методах, позволяющих познавать окружающий мир, самого себя и вносить активные изменения.
Философия является фундаментом методологии инноваций и связанных с ними процессов и систем. С одной стороны, инновации носят глубоко философский характер, рождаются в результате виртуальных умозаключений по поводу объектов, не существующих в реальном мире. Чем радикальнее инновация, тем она виртуальнее и тем мощнее ее философский фундамент. С другой стороны, сама философия инноваций является мощным ускорителем развития современного общества стремящегося успешно решать социальные,
Таблица1
Субъект Новатор Инноватор Консерватор
Роль Генерация идей Внедрение новаций Коммерциализация инноваций
Результат Новация Инновация Товар
ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011
ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011
Таблица 2 Таблица 3
Субъект Новатор Инноватор Консерватор
Уровень Духовный Ментальный Инстинктивный
Ориентация Процесс Цель Результат
Реакция Проактивность Активность Пассивность
Поведение Поисковое Вариативное Детерминиро- ванное
Субъект Новатор Инноватор Консерватор
Направление в философии Идеализм Дуализм Материализм
Основатели Платон (428348 до н. э) Декарт (1596-1650) Демокрит (460-370 до н. э)
экономические и политические вопросы. Что мы наблюдаем сегодня. Фрагментарные попытки создать элементы инновационной системы, стимулирование отдельных проектов, экономических зон. При отсутствии проработанного философского концептуального обоснования все эти чисто косметические мероприятия обречены на провал.
Теперь обратимся к основному вопросу философии. Его суть в следующем. Философы веками спорят, что первично, а что вторично — бытие или сознание. Материализм, который начался с Демокрита, направление в философии, представители которого считают, что материя первична по отношению к сознанию. Идеалисты со времен Платона считали первичным сознание — идею, дух. Как компромисс возник дуализм Декарта, который предполагает, что материя и сознание существуют одновременно, взаимодополняя друг друга. И одно без другого существовать не может.
Спор абсолютно бесполезен, потому что абстрактен. Можно приводить бесконечное количество доводов и примеров в пользу каждого из решений. Поскольку нас интересует конкретный вопрос о философском фундаменте инноваций, то и вопрос должен быть поставлен конкретно. Как решить основной вопрос философии с точки зрения инновационного процесса. Легко — сознание первично, а бытие вторично. Инновационный процесс начинается с идеи, а заканчивается материальным воплощением. И только так. Ничего нового не создать, если привязан к материальным ценностям (табл. 2).
Смешиваться философские направления не должны. Кажется, что Декарт предложил компромиссный вариант, который удовлетворяет требованиям материализма и идеализма. Нет, это самостоятельное направление. Инноватор должен быть именно дуалистом, не скатываясь на позиции идеализма и материализма, иначе он теряет свою пограничную роль в инновационном процессе. Он не должен переключаться между идеализмом и материализмом, а быть именно дуалистом. Он должен сочетать в себе черты идеалиста и материалиста, но не быть ни тем, ни другим.
Философский дуалистический подход помогает решить спор ученых о том, чем является инновация, процессом или результатом. Инноватор рассматривает саму инновацию одновременно и как процесс и как результат. В этом проявляется дуализм инновации. Как только инноватор получил инновацию как результат, она тут же нуждается в обновлении, иначе устареет, а это уже процесс.
Философский ракурс анализа инновационного процесса помогает понять смысл существования и предназначение каждого участника инновационного процесса.
Новатор живет на духовном уровне, в мире идей. Для него важен процесс творчества, он получает от него огромное удовольствие. А результат ему не так уж и важен. Сам процесс бесконечен. У него нет конечной цели. Реакция новатора проактивна. Он сам конструирует процесс, в котором участвует. Заранее, не дожидаясь момента, когда ситуация подтолкнет его к активным действиям. Поскольку новатор постоянно ищет новые идеи, то для него характерно поисковое поведение.
Консерватор воспринимает внешний мир на основе четких отработанных инстинктов по принципу «стимул-реакция». Поэтому для консерватора ключевой вопрос — результат. Причем он нацелен на результаты конкретные, четкие, желательно количественные. Консерватор пассивен, ограничен рамками технологий. Поведение детерминировано и основано на автоматических инстинктах.
А для инноватора, опирающегося в большей степени на интеллект, характерен дуализм — ориентация на цель. Для него важен и процесс и результат. Для оптимизации процесса он сотрудничает с новатором, а для получения результата — с консерватором. Характерна активная реакция. Она определяется целью и ситуацией. Поведение вариативно. Он способен вести себя по-разному даже в схожих ситуациях (табл. 3).
Философия также дает представление о пространстве и времени. Три специалиста воспринимают их абсолютно по-разному.
Новатор живет будущим и находится в глобальном бесконечном пространстве, из которого черпает свои новаторские идеи. Восприятие мира созерцательное на основе повышенной впечатлительности. Его система абсолютно открыта миру. Наблюдается активная перекачка энергии изнутри наружу и обратно.
Консерватор, наоборот живет в ограниченных рамках уже сформировавшихся в прошлом стереотипов и работает в конкретном локальном пространстве. Его восприятие мира основано на описании и преподнесении другим своего видения. Фактически он переводит инновацию на правильный язык. Система полностью закрыта, поскольку велик риск воровства технологий конкурентами
Инноватор рассматривает инновацию как существующую сегодня, в настоящем времени, активно перемещаясь между глобальным и локальным уровнями, т. е. находится в глокальном пространстве (термин глокализация предложен А. Морита — корпорация Sony). Пространство функционирования инноватора конечно. Он оформляет инновацию, т. е. материализует воспринятое новатором. Система полуоткрыта — открыта для партнеров и закрыта для возможных конкурентов (табл. 4).
Таблица 4
Субъект Новатор Инноватор Консерватор
Время Будущее Настоящее Прошлое
Пространство Глобальное Глокальное Локальное
Протяженность Бесконечность Конечность Ограниченность
Восприятие Созерцание Оформление Преподнесение
Система Открытая Полуоткрытая Закрытая
Таблица 5
Субъект Новатор Инноватор Консерватор
Homo sapiens Homo creator Homo pragmaticus Homo tecnicus
Человек разумный Человек творческий Человек прагматический Человек технологический
В центре внимания философии — мышление человека. Как же должны мыслить участники инновационного процесса?
Прежде всего, желательно, чтобы все три вида специалистов относились к категории homo sapiens — человек разумный. Если этого не будет, то любая инновация обречена на провал. По статистике, около 90% инноваций проваливаются. И это нормально. Но в России этот процент доходит почти до 100%. Поэтому людей, которые занимаются инновациями разумными вряд ли назовешь.
Итак, первое, что нас интересует — человек разумный. Но разум разуму рознь. Все три участника инновационного процесса должны обладать разным разумом, разным типом мышления.
Новатор — homo creator — человек творческий. Он знает как создавать что-то новое, он буквально фонтанирует идеями.
Инноватор — homo pragmaticus — человек прагматический. Точно знает как идею перевести в практическую плоскость, внедрить ее, превратить в инновацию.
Консерватор — homo tecnicus — человек технологический. Владеет технологиями, позволяющими переломить первоначальный негатив, заставить общество принять и использовать инновацию (табл. 5).
Как мы видим, все три homo, участвующие в инновационном процессе, разумны, но каждый по-своему.
Философия в буквальном переводе означает «любовь к мудрости». В нашем случае важно то, как осознает каждый субъект себя самого как личность, свое место в мире и роль в инновационном процессе.
Роль новатора, homo creator — генерация идей. Это человек творческий, который оторван от реальности и живет на 100% в идеальном, виртуальном мире. Структура мира в его восприятии эклектична и в то же время целостна как цивилизация. Цивилизационный подход позволяет новатору черпать свои идеи из разных уголков мира. Даже от тех цивилизаций, которые уже не существуют, или только зарождаются. Новатор обращает внимание только на отдельные элементы цивилизации. Это своего рода точки роста новаций. Про таких говорят: «витает в облаках». Но именно благодаря этому он может придумывать нечто, чего не существует. В результате рождается новация, которая может быть полностью лишена реальных черт. Часто он сам не понимает до конца, что создал. А общество и подавно. В результате у него формируется антисоциальное поведение по отношению к обществу. Но и оно мстит ему тем же, игнорируя его идеи, абсолютно не воспринимая их. В результате между новатором и обществом возникает конфронтация. Как видим, новатор абсолютно не способен донести пользу своих идей
до общества без помощи инноватора и консерватора.
Инноватор, homo pragmaticus, внедряет новации, полученные от новатора, превращает их в инновации и передает затем консерватору для реализации. Он выполняет важную связующую роль в инновационном процессе между идеей и конечным продуктом. Живет в мифическом мире, где смешиваются вымысел и реальность. Имеет дело с мозаичным миром, состоящим из связанных во фрагменты элементов, которые имеют и сходные и отличные кросскультурные признаки. Способен наделить абстрактные виртуальные, самые бредовые идеи, реальными чертами из тех фрагментов, которые он сам конструирует или берет из внешнего мира. Внедряет инновации на стыке различных культур в кросскультурной внешней среде. Может показать консерватору, что идея на самом деле не такая уж бредовая, а вполне реальная, если на нее правильно посмотреть. Маргинален, т. е. как бы дополнителен по отношению к обществу. Не противостоит ему, но и не является его членом. Это помогает получить признание инновации от общества и успешно культивировать ее в наиболее восприимчивую его часть и дополнительно адаптировать саму инновацию. Фактически он создает возможность апробировать и протестировать инновацию на узкой части общества.
Консерватор, homo tecnicus, владеет необходимыми технологиями для превращения штучных инноваций, понимание которых доступно единицам, в массовый продукт, воспринимаемый всеми членами общества. Он живет в совершенно реальном мире, насыщенном конкретными фактами, относящимся к определенному конкретному типу культуры. Рассматривает инновацию с точки зрения реального продукта, который должен быть успешно продан представителям конкретной культуры. На основе системного восприятия внешнего мира он достраивает инновацию до системного продукта. Для него главное найти тех, кому инновация будет полезна, выгодна. Он ее рассматривает достаточно жестко с точки зрения функциональных характеристик. Поскольку он абсолютно социален, то люди ему доверяют. Рассматривают и используют его как надежный источник информации. В результате он успешно консервирует инновацию, которая в результате становится полезным товаром (табл. 6).
Каждый субъект инновационного процесса способен эффективно выполнять свои функции только при наличии у него адекватного стиля мышления. Многолетние исследования автора показали, что в России менеджеры и специалисты используют преимущественно аналитические методы. Они помогают расчленить на составляющие части ситуацию, определить какие части важнее, а какие второстепенны. Но они абсолютно не помогают понять в каком направлении
ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011
ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011
Таблица 6 Таблица 7
Субъект Новатор Инноватор Консерватор
Внешний мир Виртуальный Мифический Реальный
Структура мира Эклектичная Мозаичная Системная
Мир как Цивилизация Кросскуль- тура Культура
Его отношение к обществу Антисоциаль- ное Маргиналь- ное Социальное
Отношение общества к нему Игнорирова- ние Признание Использова- ние
Взаимодействие с обществом Конфронта- ция Адаптация Консервация
Субъект Новатор Инноватор Консерватор
Тип мышления Синтетическое Прагматиче- ское Аналитическое
Траектория Дивергентная Диконвергент- ная Конвергентная
Тренировка мышления Развитие Фиксирование Формирование
нужно двигаться и как создать что-то новое. Это означает, что они прекрасно ориентируются в стандартных ситуациях, могут их детально проанализировать и принимать эффективные решения. Но абсолютно не способны создать ничего нового, поскольку для этого нужен синтез
Дети рождаются аналитиками. Они активно познают мир. Охотно что-нибудь разбирают и изучают как это устроено внутри. Использование аналитических методов подкрепляется окружающими, которые постоянно говорят — вот молодец, какой любознательный ребенок, как он любит все изучать, исследовать. Затем, в процессе образования в школе и вузе снова используются аналитические методики.
А потом мы удивляемся. Почему это в России так мало инноваций? Да потому что с помощью аналитических методов можно исследовать только нечто существующее, а создать новое просто невозможно. Это делается только с помощью мышления синтетического.
Итак, для новатора характерен синтетический стиль мышления с дивергентной траекторией движения мыслей. Таким образом, мысли новатора способны двигаться в разных расходящихся направлениях, находить там новые интересные идеи и затем комбинировать их в новых необычных сочетаниях.
Консерватор использует стандартное аналитическое конвергентное мышление. Его задача — проанализировать весь потенциальный рынок, выделить на нем наиболее перспективные сегменты с точки зрения восприятия инновации. И затем сконцентрироваться на превращении инновации в товар для этой конкретной группы потребителей.
Теперь, очень тонкий момент. Как быть с инноватором? Каким стилем мышления должен обладать он?
Конвергенция консерватора позволяет сконцентрироваться на чем-то действительно важном, но сужает перспективу. Дивергенция новатора позволяет расширить горизонт, но распыляет ресурсы. Кажется, что самым лучшим для инноватора является сбалансированный вариант. На самом деле не так. Инноватор, выбирающий этот путь оказывается в достаточно узком коридоре, который программирует узость мышления и генерацию неудачных решений. Для повышения эффективности мышления инноватора нужен дуалистический прагматический подход. Он должен думать синтетически о новации и аналитически о товаре, т. е. думать о них одновременно с точки зрения инновации.
Не по очереди, или о чем-то среднем. Так не бывает, только одновременно.
Признак зрелого инновационного мышления — умение использовать прагматическое мышление, содержащее одновременно и дивергенцию и конвергенцию. Такое мышление по своей сути является диконвергентным.
Мышление нужно постоянно тренировать, т. е. приучить его выполнять конкретные специфические мыслительные операции. Использовать разные части мозга. Аналитическое мышление консерватора формируется на основе решения аналитических задач с использованием преимущественно левого полушария мозга. С этим неплохо справляется стандартная система образования.
Мышление инноватора нужно зафиксировать в пограничном состоянии между левым и правым полушарием. Причем так, чтобы мыслительные процессы не стали ни синтетическими и не аналитическими в чистом виде. Для этого нужно специальное инновационное обучение, которое в России практически отсутствует.
Мозг новатора нужно постоянно развивать в направлении синтеза за счет использования правого полушария. Для этого нужно креативное обучение. Сегодня новаторы в России существуют только благодаря тому, что стандартная система образования не может их задавить. Они каким-то чудом ее обходят, успешно маневрируя так, что негативные последствия для мозга минимальны (табл. 7).
Под определенный стиль мышления подбирается адекватная методология.
Методология — алгоритм поиска цели и набор методов ее достижения.
Методология помогает разработать алгоритм процесса. Субъект, воздействуя на объект с помощью определенных методов, получает некоторые результаты, приближающие его к цели. Очевидно, что методы будут зависеть от роли, типа мышления и особенностей поведения новатора, инноватора и консерватора.
Новатор превращает идеи в новации, т. е. то, чего раньше не было. Идеей может быть некоторое желание, а новацией — новый способ его удовлетворения. Цель — некоторая идеальная конструкция, которая ложна с вероятностью почти 100%. Описание цели отсутствует. Новатора увлекает сам процесс поиска, а не результат. Он получает удовольствие от самого процесса творчества, а не достижения конкретной цели.
Таблица 8
Субъект Новатор Инноватор Консерватор
Объект Идеи Новации Инновации
Результат Новации Инновации Товары
Цель Ложь Миф Истина
Описание цели Отсутствуют Размытые Четкие
Процесс Доминирует Равнозначен цели Подчинен цели
Таблица 9
Субъект Новатор Инноватор Консерватор
Научная база Эвристика Инноватика Классика
Методы Теоретические Эмпириче- ские Прикладные
Определен- ность Поисковые Вероятност- ные Детерминиро- ванные
Оригиналь- ность Уникальные Производные Стандартные
Объективность Субъективные Смешанные Объективные
Воспроизводи- мость Низкая Средняя Высокая
Оценка Качественная Полуколиче- ственная Количествен- ная
Инноватор в качестве объекта берет новации и превращает их в инновации, т. е. добавляет в ложь некоторые реальные элементы как точки опоры и на их основе продумывает варианты внедрения. Иными словами, рассматривает кому и как новация может быть полезна. Конструирует миф. Параметры цели размыты, поскольку миф всегда расплывчат. Процесс создания мифа и сам миф и есть цель.
Консерватор превращает инновацию в товар, т. е. придает ей коммерческую, социальную или духовную ценность. С помощью определенных технологий делает инновацию востребованной в различных слоях общества. Находит людей, которые готовы инновацию использовать. Делает миф реальностью, истиной. Приземляет его. Процесс подчинен четкой цели (табл. 8).
Для воздействия на объект и достижения определенной цели субъекты инновационного процесса используют определенные методы. Каждый свои.
Новатор генерирует идеи и превращает их в новации с помощью эвристики на основе теоретических методов, поскольку объект новый и в реальном мире его нет. Использует при этом поисковые уникальные методы, подразумевающие большой процент ошибки, т.к. творит с нуля, с белого листа. Они основаны на субъективных суждения самого новатора и не имеют реального подтверждения. Оценка полученной в результате новации может быть только качественной, количественная невозможна в принципе.
Инноватор использует научные методы инноватики. В основном эмпирические. Причем проводит эксперименты как в области теории, так и практики. Методы использует вероятностные, у которых доля успеха выше, чем у поисковых. Сами методы уже не так уникальны, поскольку подбираются с учетом специфики новации. На основе баланса объективных факторов и личного субъективного восприятия. На этом этапе уже возможны некоторые количественные оценки.
Консерватор делает инновацию востребованной в обществе на основе классических методов маркетинга, менеджмента и т. п. Творчество здесь минимально. Используются сугубо прикладные методы, с учетом восприятия инновации конкретной группой потребителей. Методы детерминированные, т. е. дают почти 100% вероятность успеха, так как все шаги по реализации инновации делаются на основе объективных данных. Результаты оцениваются на основе количественных методов (табл. 9).
Подведем итоги.
Ядром инновационной экономики является человек. Именно его интеллект сегодня создает прибыль. В инновационном процессе должны быть задействованы три типа специалиста с определенными характеристиками. Каждый из них выполняет свою строго предписанную функцию. Для успешности конструирования процесса создания и внедрения инноваций должна быть прописана мощная философская и методологическая база. Иначе любые инновации постигнет крах.
Люди должны четко понимать что и когда они должны делать. По-другому не бывает.
Philosophy and methodology of the innovation process
V. V. Zavadovskiy, Ph. D. in Economics, Associate professor, The Siberian academy of public administration.
The modern economy is characterized by rugged innovation. Are the foundation of her creative personality. To enhance innovation activity in Russia must understand the philosophy of creation and innovation. The role of major participants, their location and key responsibilities. Equip them with the appropriate methodology. Ensure that each professional a unique set of methods. Only provided a powerful philosophical and methodological basis for innovation is doomed to success.
Keywords: innovative economy, the innovation process, an pioneer, an innovator, a philosophy of innovation, innovative thinking and methodology innovation.
ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011