Научная статья на тему 'Формирование инновационной культуры личности: философский аспект'

Формирование инновационной культуры личности: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
513
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / INNOVATIVE CULTURE / PERSONALITY / SOCIETY / CREATIVE EVOLUTION / PERSONAL SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Вера Дмитриевна

В последнее время исследователи в области социально-гуманитарных наук начинают вести речь о необходимости обращения не только к глобальным инновационным стратегиям, но и к личности инноватора, которая является субъектом инновационной культуры. Формирование инновационной культуры позволяет решать проблемы, связанные с наличием сопротивления изменениям, способствует переводу фокуса изучения новации и инновации из экономики, медицины, техники в науки о человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of personality innovative culture: philosophical aspect

Basing on the research we establish the interrelation between creative evolution and personal self-actualization culture, innovative culture forming and innovations resistance overcoming. The results of the research can be used in modern culture development conception. The innovative culture takes its position among the cultural forms: political and economic.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной культуры личности: философский аспект»

УДК 12/13 В. Д. ЦВЕТКОВА

Челябинская государственная академия культуры и искусств

ФОРМИРОВАНИЕ

ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ_________________________________

В последнее время исследователи в области социально-гуманитарных наук начинают вести речь о необходимости обращения не только к глобальным инновационным стратегиям, но и к личности инноватора, которая является субъектом инновационной культуры. Формирование инновационной культуры позволяет решать проблемы, связанные с наличием сопротивления изменениям, способствует переводу фокуса изучения новации и инновации из экономики, медицины, техники — в науки о человеке.

Ключевые слова: инновационная культура, личность, общество, творческая эволюция, самореализация личности.

Динамичные изменения в социокультурной среде требуют теоретического осмысления инновационных процессов. Инновационное развитие становится предметом изучения для исследователей в различных областях знания: от технических до социально-гуманитарных. Обращение к проблеме формирования инновационной культуры личности в философско-антропологическом аспекте позволяет обнаружить глубинные взаимосвязи этого феномена с процессами развития, становления, самореализации личности.

Осмысление инновационной культуры личности не возможно без учёта представлений о состоянии современной культуры. Философы называют его кризисным, предлагая различные пути выхода из кризисной ситуации. Вместе с тем в начале XX века И. Хейзинга указывал на необходимость продолжения созидания культуры с опорой на человека. Оптимизм Й. Хейзинги основан на том, что есть люди, которые и в условиях современного кризиса «самоотверженно строят и производят, думают и сочиняют, руководят и служат, заботятся и берегут. Или, попросту, живут, как живут маленькие, незнатные люди, ничего не ведая о борьбе за культуру» [1]. Именно такие люди работают на обновление, выстраивая тем самым многообразный мир современной культуры.

Для исследования возможностей формирования и функций инновационной культуры личности представляется значимым исходить из понимания культуры как плодотворного существования. Согласно такому подходу, предложенному И. Я. Лойфманом, в плодотворном, производительном существовании наиболее полно и целостно раскрывается социально-деятельная сущность человека, его способность самоопределяться в мире творчески, универсально, исторически. «Как всеобщая, универсальная форма реализации сущностных сил человека, воспроизводства и обновления человеческой жизни культура пронизывает все сферы человеческой деятельности» [2].

Инновационная культура непосредственно связана с культурой самореализации личности, которая представляет собой плодотворное существование человека в процессе наиболее полного выявления и осуществления им своих возможностей в решении лично значимых задач во всех сферах человеческой деятельности. Жить в инновационном обществе — это значит жить в мире всепоглощающего многообразия

и количественного нарастания новшеств. Вместе с тем человек нуждается в том, чтобы найти себя самого в этом мире, не потеряться в нём. Обладая инновационной культурой, человек становится способным «найти и обрести себя», выявить собственное Я в инновационном обществе. Как отмечает Г. С. Батищев, человек, прежде всего, устремлён во внешний культурный мир; он выстраивает целый искусственный мир «техно-цивилизации и гигантских городов». «Он устремлен овладеть чем угодно для себя внешним, но только не тем, что вошло бы внутрь до самой глубины и образовано бы. обновленное и более подлинное его собственное Я» [3]. Осознанное формирование инновационной культуры личности, как представляется, обеспечивает для человека возможность целостного существования, возможность не только порождать в своей деятельности внешнее многообразие, но и обретать внутреннюю устойчивость и единство перед лицом бесконечного процесса обновления.

Инновационное развитие, прежде всего, связывают с радикальными прорывными технологиями, перспективными изобретениями, то есть с результатами новаторской деятельности. При этом вне поля зрения исследователей остается само новаторство как индивидуальная творческая деятельность, всегда являющаяся авторской. Сложилась своеобразная ситуация «смерти автора», когда результат заслонил собой источник. Однако в последнее время в средствах массовой информации политики, экономисты, учёные различных областей начинают вести речь о том, что именно внимание к новаторам и инноваторам может обеспечить весьма зримый социальный, экономический, технологический эффект, зачастую не уступающий прорывным технологиям. Более того, обращение к индивидуальному новаторству способно разрешить проблему комфортного существования личности в современной социокультурной среде. «Движение к индивидуальному новаторству создаёт благоприятную инновационную среду, способствует формированию у людей восприимчивости к новшествам, готовности и способности к их реализации» [4]. Без этого любой крупный инновационный процесс не имеет реальной опоры.

Другими словами, судьба инновационного развития не только в руках парламента, правительства, администраций разного уровня. Такое развитие может дать надёжные результаты только при встречном

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСИКЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

осознанном стремлении человека к использованию инновационных возможностей. Инновационная культура предполагает восприимчивость к новому, готовность и способность участвовать, содействовать или не противодействовать реализации новшеств.

О значимости проблемы формирования инновационной культуры свидетельствует и тот факт, что ещё в 1995 году специально созданная комиссия западноевропейских экспертов оценила состояние инновационного процесса в Европейском Союзе как неудовлетворительное. По мнению экспертов, «традиционная Европа «подозрительна» и ее предприятия склонны уходить от риска. На инноваторов смотрят как на надоедливых людей. Они не только уязвимы с самого начала, но и наталкиваются на бесконечные препятствия своему творчеству». В результате работы эксперты выступили со следующим заявлением: «Идея, даже самая плодотворная, большей частью гибнет. В лучшем случае хорошая мысль тормозится и задерживается на десятки и сотни лет... Человечество же остается в страшном убытке...» [5].

Весьма примечательно, что на состоявшемся летом 2008 года в Сеуле XXII Всемирном философском конгрессе неоднократно отмечалась высокая инновационная восприимчивость азиатских культур. Это подтверждает опыт Японии, Южной Кореи, Китая, Сингапура и других государств, построивших современное общество на инновационной основе. В национальной инновационной системе Китая, например, формирование инновационного мышления и поведения названо одной из четырёх ключевых задач. По замечанию китайского философа Шан-кан Хе, современная культура уже не существует без инноваций. «Основа инновационной культуры — это инновационное моделирование человеческой жизни, поведения и мысли. Кроме того, инновационная культура — это, своего рода, инновационный дух, идеология и окружение человека» [6]. Инновационная культура рассматривается как необходимая для развития индивидуального новаторства. А индивидуальное новаторство, по мнению В. Е. Кемерова, является потребностью современного общества, оно востребовано человеком как наиболее адекватный способ существования в современном мире [7].

Российские исследователи указывают, что процесс формирования инновационной культуры личности нуждается в поддержке на федеральном уровне. Однако в «Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года» [8] о ней нет ни слова. Учитывая данное обстоятельство, доктор философских наук Б. К. Лисин полагает целесообразным внимательно отнестись к накопленному в России опыту «косвенного» формирования инновационной культуры. Достаточно вспомнить, например, сюжеты многих произведений литературы, кино, театра 50 — 70 годов прошлого века, в которых был разнообразно представлен классический «конфликт между носителями старого и нового (например, инженера-новатора и руководителя-консерватора)» [9]. Сейчас эта тема в целом ушла из литературы, театра, кино, но она по-прежнему актуальна в жизни.

Проблема отношения к новациям имеет длительную и драматичную историю, связанную зачастую с многочисленными примерами заблуждений, жестоких ошибок и несправедливости. Выдающийся российский изобретатель и мыслитель К. Э. Циолковский в статье «Двигатели прогресса» напоминал о том, что рукопись Исаака Ньютона лежала много лет в архиве Королевского общества, Жан Батист Ламарк был

осмеян, Джордано Бруно сожгли, Галилео Галилея заключили в тюрьму. Наполеон I и его ученая комиссия отрицали возможность использования пароходов.

По мнению К. Э. Циолковского, причина неправильного отношения к открытиям и изобретениям — в человеческих слабостях. Он предложил обратить внимание на совокупность многих факторов, которые стоят на пути реализации новшеств: консерватизм, недоверие к неизвестным именам, себялюбие, узкий эгоизм, непонимание общечеловеческого и собственного блага, противодействие непривычному, нежелание переучиваться, инертность, косность, профессиональная зависть [10]. Вывод К. Э. Циолковского, сделанный более 70 лет назад, остается актуальным и на сегодняшний день: Требуются колоссальные усилия для продвижения не только принципиально новых, но даже и достаточно обычных решений. «По существу, мы имеем дело с проявлением антиинновационной культуры» [11].

Инновационная культура становится стратегическим ресурсом нового века. Тема инновационной культуры как состояния высокой восприимчивости людьми новых идей, их готовности и способности к поддержке и реализации новшеств появилась в планах Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, когда в 1999 году была принята Национальная хартия инновационной культуры. Хартия стала первым общественным программным документом, концентрированно отражающим задачи инновационной культуры и пути их решения.

Ключевая идея Хартии — о решающей роли куль-турной среды в формировании конструктивного отношения людей к новшествам, способным кардинально улучшить трудовой процесс, среду обитания, общественную жизнь [12]. В 2001 году при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был образован Комитет по инновационной культуре. Деятельность комитета и координируемых им структур направлена на консолидацию усилий ученых и практиков в России и за рубежом в области инновационной культуры как комплексного социального феномена, органически объединяющего вопросы науки, образования и культуры.

Все более отчетливо начинает формулироваться тезис, что движение к инновационному обществу ставит в качестве самостоятельной задачи воспитание инноватора. Например, представитель эволюционной философии и психологии Э. Хаген предлагает использовать термин «инновационная личность», которая формируется и получает распространение в обществе при особых обстоятельствах, которые он именует «выходом за пределы статуса». Инновационная личность может быть сформирована специально. Она характеризуется любознательностью, способностью принимать на себя ответственность, творческим началом, стимулирующим самобытность и стремление к новизне [13].

Идею о необходимости формирования инноваторов поддерживает автор книг о выдающихся личностях, ведущий многочисленных тренингов по формированию «инновационного разума» Дж. Ландрам. Такие люди, по его мнению, должны обладать сформированной с детства независимостью, любознательностью, высокой работоспособностью, необычайно широкими представлениями о мире (не только узко специальными знаниями). Способность идти на риск для достижения целей — это основа новаторского успеха такой личности [14].

Автор теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности Г. с. Альтшул-

лер в рамках формирования жизненной стратегии творческой личности также предлагает «комплекс творческих качеств», необходимых для креативного развития. Это способность смело выбирать достойную цель и стремиться к ней, способность работать планомерно, высокая работоспособность, способность отстаивать свои идеи [15]. Весьма большое значение имеет и способность идти на оправданный риск.

В связи с проблемой воспитания инноваторов довольно частым является обращение к «стратегии» (Дж. Ландрам, А. И. Николаев, Б. Санто), процессу выстраивания долгосрочных планов развития личности с достижением определенных промежуточных целей (Г. С. Альтшуллер). Например, венгерский социолог Б. Санто пишет: «Инновация в конце второго тысячелетия приобрела ранг и форму «стратегии саморазвития», вышла на высоту инновационной политики стран» [16].

Признавая значимость для воспитания инноваторов таких качеств личности, как высокая работоспособность, целеустремлённость, способность идти на риск и других, следует отметить, что именно эти качества вряд ли возможно сформировать в полной мере специально. Процесс представляется гораздо более сложным, ибо различные внешние условия, факторы здоровья, а также индивидуальные черты характера могут значительно помешать формированию такого «стандартного» инноватора. Инновация является и средством самореализации личности, которая предполагает развитие индивидуальности. Любая инновация означает способность увидеть вещи по-иному, определить проблему и поставить задачу, а также способность решить эту задачу. «Суть саморазвития человека и его общества — именно в повышении этой способности путем инноваций» [16]. Поэтому мы можем лишь определить общее направление развития инновационной культуры личности, как движение к развитию креативности и индивидуальности. Здесь продуктивным будет подход А. С. Ахиезера, который указывает, что на пути формирования «человека инновационного» первостепенная задача — это «массовое развитие людей на пути ответственных, квалифицированных решений, интерпретаций на всех уровнях, на пути формирования очагов культуры, втягивающих в сферу своего влияния возрастающую часть общества, массового субъекта» [17].

Таким образом, формирование инновационной культуры связано, прежде всего, с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека, с обретением собственного Я. Инновационная культура — необходимый элемент культуры современного человека. Гуманистический потенциал инновационной культуры связан с ее функцией обеспечения единства человеческого существования в инновационном обществе.

Для формирования инновационной культуры личности предстоит сформировать конструктивное отношение в обществе к нововведениям как особо значимой личной и общественной ценности. Формирование инновационной культуры личности имеет принципиальное значение для развития инновационной культуры общества в целом.

Библиографический список

1. Хейзинга, И. В тени завтрашнего дня : [электрон, ресурс] / Йохан Хейзинга ; перевод с нидерл. В. Ошиса. — М. : ACT, 2004. — 539 с. -http://www.aumer.info/bibliotek

2. Лойфман, И. Я. Культура как плодотворное существование : [текст] / И. Я. Лойфман // Двадцать лекций по философии. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002. - С. 81.

3. Батищев, Г. с. Найти и обрести себя / Г. с. Батищев // Вопросы философии. — 1995. — № 3. — С. 95-129.

4. Лисин, Б. К. Блеск и нищета инновационной сферы / Б. К. Лисин // Инновации. — 2007. — № 7. — С. 8-10.

5. Зелёные книги Европейского Союза : [электрон. ресурс] / Центр права Европейского Союза // http://eulaw. edu.ru/index.htm

6. Shan-kan, He Culture, Innovation Culture, Innovation on Selves / Shan-kan He // XXII World Congress of Philosophy. Rethinking Philosophy Today. July 30 — August 5. — Seoul, 2008. — P. 209.

7. Кемеров, В. Е. Введение в социальную философию : [текст] / В. Е. Кемеров; Ин-т «Открытое об-во». — М. : Аспект-пресс, 1996. — С. 42.

8. Основные направления политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года : [электрон, ресурс] / Утверждены Правительством Российской Федерации 05.08.2005 3 2473п-П7 // http://www.admhmao.ru/innovac/osn napr.htm

9. Лисин, Б. К. Инновационный шанс России / Б. К. Лисин // Инновации. -2005. — № 9. — С. 49-51.

10. Циолковский, К. Э. Двигатели прогресса / К. Э. Циолковский // Изобретатель и рационализатор. — 1980. — № 3. — С. 32-34.

11. Николаев, А. И. Российский инновационный потенциал, инновационное развитие и инновационная культура / А. И. Николаев // Инновационная политика и инновационный бизнес в России (Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Специальный выпуск к пятому Петербургскому экономическому форуму). — 2001. — № 15 (146). — с. 33.

12. Хартия РОССИЯ-ЮНЕСКО : [электрон, ресурс] / Подготовлено Секретариатом Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО МИД России при содействии Бюро ЮНЕСКО в Москве. — М., 2003. — С. 53-54. // http://www. mid.ru/ns-dksu.nsf/416a07318ecf41dd432569ea003 ...

13. Социология труда. Теоретико-прикладной словарь : [текст] / Отв. ред. В. А. Ядов. — СПб. : Наука, 2006. — С. 90.

14. Ландрам, Дж. Н. Тринадцать мужчин, которые изменили мир : [текст] / Ландрам Джин Н. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. — С. 34.

15. Альтшуллер, Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности : [текст] / Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. — Минск : Беларусь, 1994. — 479 с.

16. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития : перевод с венг. : [текст] / Б. Санто; Под ред. Б. В. Сазонова. — М. : Прогресс, 1990. — 296 с.

17. Ахиезер, А. с. Человек инновационный / А. С. Ахиезер // Гуманитарий: Ежегодник ИСИ. — 2004. — С. 106—110.

ЦВЕТКОВА Вера Дмитриевна, аспирантка кафедры философских наук.

Дата поступления статьи в редакцию: 05.11.2008 г.

© Цветкова В.Д.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.