Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА: ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В МЕДИЦИНСКОЙ НАУКЕ'

ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА: ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В МЕДИЦИНСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
490
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МЕДИЦИНА / СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ / ДИАЛЕКТИКА / ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ / PHILOSOPHY / MEDICINE / THE CONNECTION BETWEEN PHILOSOPHY AND MEDICINE / DIALECTICS / LAWS OF DIALECTICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Улыбина Н.А.

В данной статье раскрывается проблема взаимосвязи медицины и философии. Эта статья ориентирована на студентов высших медицинских учебных заведений с задачей объяснить, как связаны, такие совсем разные на первый взгляд науки, как философия и медицина. Проблема синтеза философского и медицинского знаний в данной работе раскрывается на примере диалектических законов. Представлены три закона диалектики с примерами, ориентированными на применение их в практической медицине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AND MEDICINE: DIALECTIC ASPECTS IN MEDICAL SCIENCE

The article reveals the problem of the relationship between medicine and philosophy. This work is aimed at students of higher medical schools with the task of explaining how such sciences, very different at first glance, like philosophy and medicine are connected. The problem of synthesizing philosophical and medical knowledge in this article is revealed on the example of dialectical laws. Three laws of dialectics with examples aimed at applying them in practical medicine are presented.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА: ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В МЕДИЦИНСКОЙ НАУКЕ»

УДК 171:123

Улыбина Н.А. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ»

Россия, г. Саратов ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА: ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В

МЕДИЦИНСКОЙ НАУКЕ Аннотация: В данной статье раскрывается проблема взаимосвязи медицины и философии. Эта статья ориентирована на студентов высших медицинских учебных заведений с задачей объяснить, как связаны, такие совсем разные на первый взгляд науки, как философия и медицина. Проблема синтеза философского и медицинского знаний в данной работе раскрывается на примере диалектических законов. Представлены три закона диалектики с примерами, ориентированными на применение их в практической медицине.

Ключевые слова: философия, медицина, связь философии и медицины, диалектика, законы диалектики.

Ulybina N.A. The 2nd year student Faculty of «General Medicine and Surgery» of FSBEI of HE Saratov State Medical University named after V.I.

Razumovsky Russia, Saratov city PHILOSOPHY AND MEDICINE: DIALECTIC ASPECTS IN MEDICAL SCIENCE Annotation: The article reveals the problem of the relationship between medicine and philosophy. This work is aimed at students of higher medical schools with the task of explaining how such sciences, very different at first glance, like philosophy and medicine are connected. The problem of synthesizing philosophical and medical knowledge in this article is revealed on the example of dialectical laws. Three laws of dialectics with examples aimed at applying them in practical medicine are presented.

Keywords: philosophy, medicine, the connection between philosophy and medicine, dialectics, the laws of dialectics.

В современном мире медицина представляет собой науку, цель которой направлена на изучение человека, диагностику, выявление и лечение различных заболеваний, а также на профилактику и укрепления здоровья. С другой стороны - философское познание, главная суть которого выражается в восприятии бытия с помощью мировоззренческих предпосылок каждой отдельно взятой личностью. Философское знание не предполагает под собой наличие каких-либо универсальных объективных

знаний и направленно на построение связи человека с окружающим его миром. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что эти две науки никак не связаны, но это будет ошибочное утверждение. Напротив, философия и медицина прочно сцеплены между собой.

Во-первых, у философского и медицинского знания вызывает непосредственный интерес сам человек. Философия рассматривает предмет познания теоретически, в то время как медицина носит прикладной характер. Дополняя друг друга, они дают нам полную картину человеческой жизни.

Во-вторых, философия по отношению к медицине, выполняет роль методологической и мировоззренческой базы. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого тела, но в то же время она основывается на общих принципах философского знания. В свою очередь медицина дает объективные научно обоснованные знания о человеке, позволяющие ей создать полную картину природы человеческого общества.

Но наиболее четко эта связь прослеживается, когда обе эти науки становятся предметом изучения одной личности. Не случайно первые ученые, занимавшиеся медициной, были еще и искусными философами. Они пытались объяснить различные патологические и нормальные явления с философской точки зрения, выявить различные закономерности этих процессов и грамотно спланировать тактики лечения, основываясь на общем.

Проблема взаимосвязи философии и медицины была актуальна еще и в древнее время. Как уже было сказано выше, первые ученые-медики были еще и философами, и было бы странно утверждать, что они не пытались найти связи между двумя этими великими науками. Но актуальность этой темы не угасла и по сей день. В настоящее время эта проблема находит отклик во многих разделах философии и зажигает искры в сердцах многих философов. К примеру, подобную тему разрабатывал доктор медицинских наук, профессор Кабаев Юрий Кифарович в своей статье «Законы и категории диалектики в медицине». Для написания данной статьи были использованы методы: анализ и синтез научной литературы.

Хочется отметить, что данная статья направлена в большей степени на студентов-медиков, которые изучают философию в высших медицинских учебных заведениях, потому я считаю целью данной работы объяснить взаимосвязь медицины и философии на примере такого раздела философии, как диалектика.

Диалектика, являясь одной из главных частей философии, включает в себя ряд принципов, цель которых заключается в познании противоречий развития процессов и явлений. В высших медицинских образовательных учреждениях должно уделяться особое значение изучению диалектического материализма, потому что нигде так четко не проявляются законы диалектики, как в организме человека.

Медицинская наука имеет свои собственные законы. Отличительной чертой этих законов является то, что они выражают конкретную очередность

возникновения и развития физиологических и патологических процессов в организме человека.

Законы медицины отличаются по степени общности и диапазону охвата. В этой связи можно выделить общие, особенные и частные законы. Общие законы - постоянные связи, присущие развитию всех болезней, особенные - течению той или иной группы болезни, а частные -определенными условиями развития отдельных болезней[3].

Законы диалектики по отношению к медицинским законам являются общими и неспецифическими. Первые же, формируют мышление врача и направляют на путь познания истины.

Диалектика имеет ряд законов, но три из них являются наиболее важными:

1) закон единства и борьбы противоположностей;

2) закон перехода количественных изменений в качественные;

3) закон отрицания отрицания (закон двойного отрицания)[1].

Первый закон диалектики - закон единства и борьбы

противоположностей. Он указывает на источник развития процессов и явлений. Как известно, любые противоположности являются единым целом. Они взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. В роли противоположностей могут выступать следующие категории: причина -следствие, необходимость - случайность, форма - содержание и т.д.

Применение этого закона в медицинской практике заключается в том, что врач нацелен на поиск внутренних причин развития здорового и больного организма. Все процессы, которые протекают в нашем организме, являются явным доказательством закона единства и борьбы противоположностей. Взаимопереход повреждающих и защитных реакций, которые выступают в виде противодействующих сторон, следует понимать как единство противоположностей. Конкретным примером является система свертывания крови в организме человека. С одной стороны, это защитно-приспособительный процесс, который содействует остановке кровотечения различного генеза. Но, с другой стороны, излишняя гиперфункция данной системы может привести к формированию тромбов, что может послужить причиной тромбоэмболии. Или простым примером может послужить прием лекарственных средств. Их влияние может оказывать как терапевтическое, так и токсическое действие, а также положительное влияние на одну функциональную систему организма, но отрицательную на другую. Этот фактор должен учитываться врачом при назначении лекарственной терапии[2].

Второй закон диалектики - закон перехода количественных изменений в качественные имеет тесную взаимосвязь с первым законом. Исходя из того, что первый закон - закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития, то есть стало быть отвечает на вопрос «почему происходит развитие», можно сделать вывод, что данный закон -закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на

вопрос «как происходит развитие».

Смысл этого закона заключается в том, что последовательное накопление количественных изменений на конкретной стадии приведет к качественным, а новое качество, в свою очередь, определяет новые границы количественных изменений. Для данного закона характерны следующие понятия: количество, качество, мера и скачок. Мера - это философская категория, которая выражает качественную и количественную определенность предмета или явления. А скачок - это непосредственный переход от одной меры к другой, то есть от одного качества к другому.

В медицинской деятельности этот закон имеет важное значение для уяснения патологических процессов. Врач должен учитывать количественные изменения, чтобы понять степень развития патологического процесса, а также предвидеть возможность возникновения осложнений, то есть переход в другое качество. К примеру, димедрол в малых дозах действует как спазмолитическое средство, в средних дозах может вызывать головную боль, чувство вялости и усталости, а в больших дозах может привести к нарушению сознания и возникновению галлюцинаций[2].

Третий закон диалектики - закон отрицания отрицания. Он непосредственно контактирует с двумя предыдущими законами. И главным образом, отвечает на другой, немало важный вопрос философии - «В каком направлении осуществляется развитие?». Развитие - это переход от одного качества к другому, от старого к новому, от низшего к высшем[3].

В этом случае проследить взаимосвязь диалектики и медицины можно через биогенетический закон. Все живые организмы обладают как собственными индивидуальными свойствами, которые формируются в процессе онтогенеза, так и рядом признаков, которые передаются по наследству от предков. В связи с этим, основываясь на данном законе, процесс размножения, следует рассматривать не только как рождение нового организма, но и как отражение частиц старого в нем.

В заключении еще раз необходимо отметить то, что медицина содержит в себе некоторую философскую компоненту, требуя диалектического подхода к изучению организма человека, как в норме, так и в патологии. В наши дни медицинская наука еще в большей степени зависит от философского осмысления, которое направлено на помощь всем врачам в понимании сущности системно-комплексного характера человека с окружающим миром.

Использованные источники:

1. Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М., 1998. 356 с.

2. Саркисов, Д. С. Общая патология человека /Д. С. Саркисов, М. А. Пальцев, Н. К. Хитров. М.: Медицина, 1997. 608 с.

3. Царегородцев, Г. И. Диалектический материализм и медицина / Г. И. Царегородцев. М.: Медицина, 1966. 451 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.