А.В. ТИШАНСКАЯ, В.И. ЧЕКУШКИН
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПОЗНАНИЯ*
Ключевые слова: жизнь, человек, здоровье, медицина, сознание.
С новых позиций рассматриваются некоторые вопросы медицинского познания, что имеет важнейшее методологическое значение для исследования жизнедеятельности человеческого организма. Авторы исходят из того, что среди философских вопросов медицины особое место занимают проблемы познания. Вне объективного осознания этого невозможно как теоретическое постижение многих проблем медицины, так и практическая деятельность врача.
A.W. TISCHANCKAIA, W.I. CHEKUSCHKIN TO THE ESSENCE OF MEDICAL COGNITION
Key words: life, person, health, medicine, consciousness.
The given article considers medical cognition aspects from an innovative, humanistic po view. This approach has methodological importance for investigation of human organism activities. The authors believe problems of cognition to take special role amongst philosophy aspects of medicine. Without objective realization of this theoretical investigation of mat medical matters as well as practical activity of a doctor is impossible.
«Самый лучший человек тот, - утверждал Л.Н. Толстой, - который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей» [6, с. 66]. Нельзя не согласиться с великим знатоком человеческой природы. Всякий человек особенный, и, как утверждал Сократ, в то же время в каждом человеке существуют солнечные лучи, только надо дать ему возможность светить. А знаменитый древнегреческий врач, реформатор медицины Гиппократ пришел к выводу, что: «Душа человека развивается до самой смерти» [5, с. 84].
Что же такое жизнь человека? Человек в целом как объект медицинской практики стоит в известной мере над природой. Но ему присуща форма бытия той же живой материи, общие законы которой подвластны диалектике. Жизнь -функция целого, однако она сопровождается его нарушением - болезнью той или иной части целого или всего организма. Болезнь - это биологический процесс по своей сущности, который в то же время, оказывает влияние на социальные связи и отношения человека. Можно смело утверждать, что болезнь -это диалектическое противоречие, сложное единство биологического и социального в жизнедеятельности человека. В болезни патология и защитнофизиологическая реакция выступают в единстве и составляют внутреннюю противоположность всякого патологического процесса.
В ходе общественной практики перед медициной предстали новые задачи: познания механизма физиологических, биохимических, генетических и иммунных процессов жизнедеятельности человека, исследования влияния окружающей природной и социальной среды на здоровье людей. Решение этих задач необходимо для совершенствования методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, разработки новых препаратов и совершенствования научно-технической базы. А это требует анализа этиологии и патогенеза заболеваний, т.е. выяснения причин подобных проявлений.
В последние годы исчезли со страниц центральных философских, да и медицинских журналов, не говоря уж о монографических исследованиях, такие темы, как роль диалектики в медицинской науке и практике. Не являются предметом
* Статья печатается в авторской редакции.
изучения философские проблемы здоровья человека. Методологическая роль законов и категорий диалектики в деятельности врача уже давно не рассматривается. А если и были труды, то они выходили в свет под неусыпным контролем политической цензуры, при тоталитарной системе с ее абсолютизацией устоявшихся концепций о здоровье «нового человека» [11, с. 5-17, 156-163].
Возникла острейшая проблема деидеологизации медицинского познания на общечеловеческих ценностях.
Как известно, диалектика не признает истину в заданном виде, как что-то неизменное, застывшее. Она требует рассматривать любое явление как непрерывный процесс движения. Истолковать как окончательное завершенное какое-либо учение, признать его как последнее слово конкретной науки - значит заранее закрыть путь в будущее. Подлинная диалектика служит тем теоретическим инструментом, который дает путь поиска нового, неизведанного в медицинской практике. Заметим, что в любой области науки есть кардинальные проблемы, от решения которых зависят та или иная постановка и уяснение всех других вопросов. Такой проблемой в медицине является взаимоотношение организма с окружающей природной и социальной средой, без которой невозможны существование и деятельность самого человека. На какие философские принципы следует опираться при решении этого вопроса в медицинской практике?
Прежде всего, без всяких субъективных «посторонних прибавлений» (Ф. Энгельс) изучать условия, которые окружают человека. Впервые такое требование выдвигал врач-философ Дж. Локк. (Попутно вспомним вещие слова Гиппократа: «Врач - философ: ведь нет большой разницы между мудростью и медициной» [5]). Дж. Локк справедливо писал: «...Лучший способ прийти к истине - это изучать вещи, как они есть в действительности, а не решать, что они таковы, как мы воображаем себе сами или как нас научили воображать их другие» [4, с. 179].
Локк считал, что «человеческая природа» неизменна, она сложилась под воздействием «естественной среды». Философ, получивший медицинское образование, придерживался мнения, что жизнь сама диктует практические интересы человека, проявляющиеся в его нравственном поведении. Это объясняется, видимо, тем, что Дж. Локк является и основоположником теории рефлексии. Врач-философ рассматривал человека как объектную реальность, доказывая отсутствие врожденных идей, признавал только инстинкт самосохранения. И все проявления человеческой сущности, по Локку, имеют причинно-следственную связь, детерминированную окружающей средой. Такое понимание имело основополагающее, прогрессивное значение в развитии медицины.
В результате многолетних исследований по познанию человеческого организма медицинская наука пришла к выводу, что состояние окружающей действительности играет главную роль в развитии самого человечества и сохранении здоровья каждого из нас. Вполне вероятно, что даже наследственные болезни является следствием разрешения противоречий между неблагоприятными обстоятельствами окружающей среды и состоянием здоровья предшествующих поколений людей. Устранение неблагоприятных условий среды выступает первейшим условием предупреждения и улучшения здоровья человека. Следует сказать, что данный аспект медицинской науки находил своих противников в среде ученых-философов, последователей идеалистического познания сущности человека. Выступая против такого понимания человека, великий русский врач-естествоиспытатель И.М. Сеченов, оказавший зримое влияние на развитие философии, писал: «Первый их грех заключается в том, что, наперекор всякой очевидности они старались вывести всю психическую жизнь человека из деятельности только одного фактора - духовной организации челове-
ка, оставляя другой, т.е. воздействие извне, совсем в стороне, за невозможностью их непосредственного познания. А между тем, кто же решится теперь утверждать, что внешний мир не имеет существования помимо сознания человека, и что неисчерпаемое богатство присущих ему деятельностей не служило, не служит, и не будет служить материалом для той бесконечной цепи мыслительных актов, из которых создалась наука о внешнем мире? Другой грех идеалистов состоит в том, что они обособляют субъективные факторы, участвующие в психическом развитии, в особую категорию деятельностей, отличных всего земного не только со стороны познаваемости, но и со стороны свойств. Как будто, кто-нибудь из них пробовал выводить психическую деятельность из всех известных земных начал, и, только истощив все усилия в этом направлении, вынужден был признать за психическими факторами совершенно особенную природу» [10, с. 407-408].
На основе своих экспериментов И.М. Сеченов научно доказал, что акт размышления есть ряд связанных между собой представлений, существующий в данное время в сознании и не выражающийся никакими вытекающими из этих психических актов внешними действиями. В своих выводах он утверждал, что психическое действие человека не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения. «Стало быть, - заключал ученый, - и мысль подчиняется этому закону. А потому мысли есть начала рефлекса, продолжение его, и только нет, по-видимому, конца движения» [9, с. 99].
Огромная роль И.М. Сеченова в развитии медицинского познания не была оценена. В журнале «Современник» он неоднократно стремился выпустить свою работу под названием: «Попытка внести физиологические основы в психические процессы». Но цензура не разрешила этого сделать. Только в 1863 г. труд, переименованный уже как «Рефлексы головного мозга», вышел в свет на страницах журнала «Медицинский вестник». В 1866 г. работа была опубликована отдельной книгой. И как изложение «неоспоримо вредного направления» книга должна была быть подвергнута уничтожению. Однако И.М. Сеченов отстоял свои новые научные медико-философские выводы. Теперь этот труд знают ученые всего мира как выдающийся вклад И.М. Сеченова в разработку диалектического подхода в медицинском познании. А последователь И.М. Сеченова И.П. Павлов справедливо считал его работы «гениальным взмахом» научного познания.
Среди философских проблем познания медицины особое место занимает проблема исследования взаимоотношений структуры и функционирования организма как в состоянии нормы, так и при патологии. Вне объективного осознания этого невозможно как теоретическое постижение многих вопросов медицины, так и практическая деятельность. В научной литературе до сих пор нет однозначных понятий этих терминов. «Структуру» одни рассматривают как пространственновременную организацию целостных систем, отражающую закономерные связи элементов биологической формы движения материи, а другие - как определенную упорядоченность процессов функционирования во времени и пространстве. На наш взгляд, ближе к истине второе определение, так как «структура» является не только материальным объектом, но и свойственна самим процессам. Здесь «структура» располагает цикличностью и последовательностью. (К примеру, свертывание крови, сердечный цикл во времени и т.д.).
В понятии «функция»» также нет единого определения. Многие авторы понимают ее как совокупность свойств, относящихся к деятельности объекта. И биологическая функция - это физиологический процесс взаимодействия между морфологическими субстратами, иначе говоря, биологическими «строе-
ниями». Другие ее рассматривают как характерное проявление свойств объекта в его внешних и внутренних взаимодействиях.
Скорее всего, надо исходить из того, что нарушение сопряженности структуры и функции приводит к дисфункции клетки и ткани, к утрате способности внутренних связей организма, т.е. к болезням. По нашему убеждению, принцип единства структуры и функции - это две противоположности, подчиняющихся закону единства и борьбы противоположностей. Они не могут существовать друг без друга. Подчиненность данному закону диалектики медицинской наукой объясняется как общебиологический закон единства строения и функционирования человеческого организма. Конечно, невозможно утверждать, что каждый физиологический сдвиг в жизнедеятельности клеток или тканей структурирован и материализован, иначе говоря, выражен в качественном изменении. Но структура и функция - две равноправные важнейшие стороны жизни биологических объектов, неразрывно связанные, «дополняющие» друг друга противоположности. Их следует рассматривать как явления взаимных изменений во времени и пространстве. Содержанием биологической структуры выступают ее морфологические элементы, формой - связь этих элементов, их организация в пространстве. Содержанием биологической функции является движение, ее формой - организация процесса во времени.
В данной статье выделяется это лишь как постановка проблемы, Но здесь важно отметить, что дальнейшее изучение соотношения структуры и функции человеческого организма будет способствовать повышению методического уровня познания в области медицины.
Философия предполагает использование в исследовании любой области знания системного подхода, который является наиболее последовательным и целостным направлением в изучении сложных явлений. Системный подход выступает как конкретизация материалистической диалектики, ориентирует на раскрытие целостности предметов и явлений.
Системный подход в отечественной медицине, исходные положения которого заложены в фундаментальных трудах академиков И.П. Павлова и П.К. Анохина, зиждется на диалектическом понимании объективных законов развития и функционирования целостных систем на различных уровнях - молекулярном, клеточном, тканевом и др. Основой системного подхода в медицине выступает диалектика взаимосвязи целого и части, что находит свое проявление и конкретное выражение в отношениях биологических структуры и функции. Здесь мы можем ссылаться на высказывания академика И.П. Анохина. Анализируя диалектику целого и части в медицине, выдающийся ученый П.К. Анохин в своей работе «Философские аспекты теории функциональной системы», утверждал: «Хотя тенденция к тому, чтобы связать целостный уровень с уровнем частным, с уровнем результатов аналитических исследований, значительно усилилась, к этому явлению надо подойти критически; следует сказать, все это научное движение пока еще не имеет строгой логики, которая необходима для того, чтобы соединить оба уровня исследований. Отсутствие строгой логики в постановке вопроса о том, что ищется и для чего ищется, завело в тупик целый ряд исследователей и мыслителей» [2, с. 98].
П.К. Анохин, внесший немалый вклад в изучение функциональной системы, рассматривая ее как диалектическое единство со структурой, писал: «Очень важно отметить, что эти фрагменты различных органов, часто очень удаленных друг от друга анатомически, закладываясь и развиваясь вначале в какой-то степени изолированно, впоследствии консолидируются между собой и образуют полноценную синаптически связанную функциональную систему» [1,
с. 90]. Заметим, что П.К. Анохин как физиолог и философ свои первые шаги сделал под непосредственным наставничеством И.П. Павлова.
И.П. Павлов, как незаурядный ученый современности, внес выдающийся вклад не только в медицину, но и в развитие философской науки. Его учение о высшей нервной деятельности способствовало формированию научного подхода в развитии философии, освобождению от мистического объяснения действительности и возможности твердо встать на позиции материалистического мировоззрения. Оно подтверждает естественнонаучную основу диалектики. Изучая труды русских демократов-мыслителей: Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Д.И. Писарева, И.П. Павлов внес неоценимый вклад в медицинское познание. Исследуя работы «отца русской физиологии» И.М.Сеченова, в особенности его знаменитый труд «Рефлексы головного мозга», он и сам стал новатором в познании организма человека, первооткрывателем многих прежде неведомых явлений. До учения о высшей нервной деятельности И.П. Павлова организм человека представлялся как эклектическая сумма деятельности всех органов и систем, по сути, это был метафизический подход в развитии медицины. Такого взгляда придерживались крупнейшие физиологии второй половины Х1Х в.: Р. Вихров, Г. Гельмгольц, К. Людвиг, Э. Дюбуа-Рейман, К. Бернар и др.
Изучая высшую нервную деятельность человека, И.П. Павлов создал учение о двух сигнальных системах. Упрощенно, первая сигнальная система, касающаяся всего живого, есть итог сенсорных реакций на различные внутренние и внешние раздражители. А вторая сигнальная система присуща только человеку и является результатом его на услышанное слово. Но вторая не может существовать вне первой. «Координатором» и «регулятором» такого сложнейшего процесса выступает центральная нервная система. «В развивающемся животном мире на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности - писал И.П. Павлов. - .Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это - первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов» [7, с. 238].
На это высказывание мы ссылаемся потому, что данный атрибут и есть применение философских категорий («ощущение», «представление», «слово») в медицинском познании. Вот почему П.Л. Капица имел все основания утверждать: «К области общественных наук следует отнести и науку о высшей нервной деятельности человека. По мере развития науки о высшей нервной деятельности, несомненно, возникнут еще более тесные связи ее с общественными науками. Только на этой научной базе можно создать организации для правильного воспитания и обучения людей. Только на этой научной базе можно искать правильные формы организации труда и досуга человека. И главное, только на научной базе можно создать здоровую и эффективную структуру общества» [3, с. 419].
И.П. Павлов сделал немало и для раскрытия роли диалектики причины и следствия. «Теория рефлекса постоянно теперь, как и с самого начала ее появления, - утверждал ученый, - увеличивает число явлений в организме, связанных с определяющими их условиями, т.е. все более детерминизирует целостную дея-
тельность организма», или: «Наше объективное объяснение есть истинно научное, т.е. всегда обращается к причине, всегда ищущее причину» [8, с. 171].
На различных исторических этапах по-разному объяснялись причинноследственные отношения в медицинской практике, характеризуя уровень развития самой науки. Диалектика требует объективного, материалистического понимания причинной обусловленности болезней. Принцип причинной обусловленности - важнейший элемент методологии в медицине, основанный на диалектическом понимании окружающей действительности. Когда было выяснено происхождение самих микробов, все причины болезней вроде бы стали объяснимы. Однако такое открытие вступило в противоречие с самой практикой, ибо, как было доказано впоследствии, многие болезни человека возникают и вне воздействия микробов на организм. Причинность в болезнях необходимо понимать как одну из основных форм детерминизма - фундаментального принципа диалектики о всеобщей закономерной взаимосвязи явлений окружающего мира, имеющего прямое отношение к основным законам развития, таким, как закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания отрицания.
Нельзя не упомянуть и о таком факторе, как методы лечения, необходимо отметить, что в нынешних условиях создаются все новые и новые виды продуктов питания и множество различных лекарственных препаратов. Но, как показывает практика, приспосабливаемость человеческого организма ко многим из них изучена еще слабо или совсем не исследована. Поэтому вопрос познания их воздействий на человеческий организм является одним из актуальнейших проблем современной медицинской науки и практики.
Медицина насчитывает около трехсот относительно самостоятельных направлений и каждое из них осваивает какой-либо процесс жизнедеятельности человеческого организма. И это требует изучения диалектики целого и части, взаимосвязи и противоречий.
Как мы видим из вышесказанного, развитие науки о медицинском познании имеет важнейшее методологическое значение для исследования сокровенных тайн человеческой природы.
Литература
1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. М.: Медицина,
1968.
2. Анохин П.К. Философские проблемы психологии / П.К. Анохин. М.: Медицина, 1973.
3. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика / П.Л. Капица. М.: Наука, 1981.
4. Локк Д. Избранные философские произведения: в 2 т. / Д. Локк. М.: Наука, 1960. Т. 1.
5. Мудрость тысячелетия. Энциклопедия М.: Красный пролетарий, 2005.
6. Наука и жизнь. 1979.№ 3.
7. Павлов И.П. Избранные произведения / И.П. Павлов. М.: Медицина, 1949.
8. Павлов И.П. Полн. собр. трудов / И.П. Павлов. М.: Медицина, 1952. Т. 1.
9. Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. М.: Медицина, 1953.
10. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения / И.М. Сеченов. М.: Медицина, 1947.
11. См., например, работы: Г.И. Царегородцев. Медицина в фокусе идеологической борьбы; Д.Ф. Чеболтарев, Т.В. Карсаевская. Критика и проблематика современной буржуазной геронтологии, и др. в кн.: Медицина и идеология. М.: Медицина, 1985.
ТИШАНСКАЯ АННА ВЛАДИМИРОВНА родилась в 1974 г. Окончила Чувашский государственный университет. Область научных интересов - роль философии в развитии медицины. Автор 5 научных работ.
ЧеКуШКИН ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ родился в 1936 г. Доктор философских наук, заведующий кафедрой философии гуманитарных факультетов Чувашского университета, заслуженный работник культуры Чувашской Республики и Российской Федерации. Область научных интересов - философские проблемы личности. Автор 13 монографий и книг, более 110 научных, научно-популярных публикаций.