Научная статья на тему 'Философия бизнеса: ресурс современной системы образования и совершенствования общественных отношений'

Философия бизнеса: ресурс современной системы образования и совершенствования общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА / ДЕЛОВАЯ СРЕДА / КОРПОРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДЕЛОВАЯ ЭТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / BUSINESS PHILOSOPHY / BUSINESS ENVIRONMENT / CORPORATE RESPONSIBILITY / BUSINESS ETHICS / INNOVATION DEVELOPMENT / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гориш И. В.

В статье актуализируется опыт преподавания дисциплины «Философия бизнеса» студентам экономических специальностей Полесского государственного университета и делается вывод о теоретической и практической значимости этого курса для экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS PHILOSOPHY: RESOURCES MODERN EDUCATION SYSTEM AND THE IMPROVEMENT OF SOCIAL RELATIONS

The article studies the relevance and experience of teaching «Business philosophy» discipline to students specializing in Economics at Polessky State University and draws a conclusion about the theoretical and practical importance of this course to economists.

Текст научной работы на тему «Философия бизнеса: ресурс современной системы образования и совершенствования общественных отношений»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 338.2

ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА: РЕСУРС СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

И.В. ГОРИШ

Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Введение. Белорусское общество нуждается в динамичном развитии, важнейшим условием которого выступает формирование и воспроизводство элиты развития. Исходя из этого, а также из основных положений современной инновационной концепции образования, программы социально-экономического развития белорусского государства и государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, автором статьи в рамках апробации результатов научного исследования внеэкономических аспектов становления предпринимательства в Республике Беларусь был разработан и внедрен в образовательный процесс курс «Философия биз-неса»[1, 2]. Он предназначен, прежде всего, для обучающихся экономических специальностей высших учебных заведений, нуждающихся в освоении интеллектуальных инструментов философского уровня для формирования стратегий и методов мышления, с помощью которых можно было бы давать собственное объяснение действительности, бизнес-реальности, и на основе которых формировать особое отношение к сложным явлениям бизнеса. Следует отметить, что он также может быть полезен практикующим бизнесменам, т.к. призван изменить конкурентную среду и понимание сложных взаимосвязей бизнес-среды, способствовать, в конечном итоге, коммерческому успеху, развитию предпринимательства.

Основная часть. Курс рассчитан на то, чтобы усовершенствовать профессиональные компетенции студентов экономических специальностей. В ходе освоения учебного материала дисциплины «Философия бизнеса» могут быть получены практические результаты поиска ответов на сложные вопросы, например, такие, как:

1. объяснение себе и другим сложных актуальных явлений бизнес-среды;

2. порождение эффективных стратегий поведения в сложных ситуациях;

3. принятие решений, наиболее адекватных для конкретных ситуаций;

4. предвидение объективных последствий от решений и событий, основанных на понимании скрытых факторов;

5. формирование адекватного и свободного отношения к бизнес-реальности.

Особенности курса «Философия бизнеса»:

- построен вокруг философской технологии бизнеса и постижения другой реальности. Здесь утверждается взгляд на философию как на активную интеллектуальную и духовную силу;

- ориентирован не только на ознакомление с авторскими представлениями о бизнесе, но и на формирование у обучающихся собственной стратегии мышления философского уровня.

Целью изучения дисциплины является раскрытие социально-коммуникативных, экзистенциальных и иных внеэкономических аспектов частного предпринимательства.

Для реализации обозначенной выше цели необходимо:

1. актуализировать сущность и раскрыть специфику предпринимательства как особого вида инновационной экономической деятельности, основанной на продуктивно-творческой, а не на распределительно-потребительской мотивации;

2. проследить этапы эволюции предпринимательства и выделить его культурно-исторические основания.

3. раскрыть культурно-исторические, духовно-нравственные и религиозные основы предпринимательства и показать их легитимизирующую роль в конкретно-исторических условиях.

4. проанализировать нормы, регулирующие и мотивирующие социально ответственное предпринимательство в юридической, профессиональной, нравственно-психологической плоскостях, выявить условия, способствующие самоочищению предпринимательского сообщества и созданию

в общественном сознании позитивного образа предпринимателя.

5. показать важную роль предпринимательства в реализации стратегии инновационного развития Республики Беларусь.

Курс состоит из 34 часов, из которых 14 - лекционные занятия, 20 - семинарские. Особое внимание акцентировано на семинарских занятих студентов, которые имеют возможность расширить круг знаний благодаря дискуссии и научному обобщению.

Дисциплина преподается на факультете банковского дела Полесского государственного университета во втором семестре, на экономическом факультете - в третьем семестре. Поскольку студентами курс «Философия» изучается в первом семестре, то это позволяет им оперировать философскими понятиями и обращаться к философским теориям.

Во втором семестре 2012-2013 учебного года курс «Философия бизнеса» преподавался студентам первого курса факультета банковского дела специализации «Банковское дело» и «Финансы». Студентам, согласно учебному плану, был предложен курс лекций в количестве 14 часов и проведены семинарские занятия в количестве 20 часов в каждой учебной группе. Учитывая недостаточное количество учебно-методической литературы по дисциплине, на лекционных занятиях необходимо было предложить студентам максимальное количество информации по изучаемой теме (с использованием мультимедийного оборудования). Кроме этого, большое количество дополнительной литературы использовалось студентами в электронном формате, что значительно облегчило подготовку к семинарским занятиям и экзамену. Подготовка учебно-методического пособия «Философия бизнеса: методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям», которое было издано в феврале 2013 года, стало основным пособием для подготовки к семинарам [3]. В методических рекомендациях предложены для изучения основные темы и список литературы. Кроме этого, в пособии содержатся темы рефератов к каждому семинарскому занятию, изложены основные требования к его написанию.

Содержание учебной программы состоит из введения и 8 тем, раскрывающих наиболее существенные элементы проблемного поля «Философии бизнеса». В первой теме анализируется категориальное пространство философии бизнеса, раскрываются основные понятия и очерчивается круг проблем. Это вводная тема, которая знакомит студентов с целями, задачами и содержанием курса. Кроме этого, на лекции рассматриваются гендерные проблемы предпринимательства, что вызывает живой интерес у студентов. На семинарском занятии было предложено в письменном виде обосновать свою точку зрения на выбранную проблему. В рамках первой темы особенно интересным было изучение проблемы, касающейся духовно-нравственной легитимизации предпринимательства. Как показывает опыт, студенты ранее не отмечали необходимости морального одобрения предпринимательской деятельности со стороны общественности и рассматривали последнюю исключительно как вид экономической деятельности, а также не осознавали разницы между предпринимательством и бизнесом. Таким образом, поставленные и раскрытые в первой теме авторского курса вопросы формируют у слушателей интерес к дальнейшему изучению материала.

Вторая тема посвящена рассмотрению основных концепций предпринимательской деятельности в западноевропейской философской литературе, в русской философии и культуре. Изучение этой темы позволяет проследить и проанализировать этапы социально-философского осмысления предпринимательства. Это необходимо, т.к. актуализирует более глубокое понимание детерминации самой предпринимательской деятельности и изучение особенностей, потребностей конкретных периодов исторического развития современного общества, что, в свою очередь, оказало и продолжает оказывать влияние на процесс становления и развития белорусского предпринимательства.

Далее, в третьей теме проанализированы сущность и специфика предпринимательства как особого вида инновационной экономической деятельности. Предпринимательство, обладающее мощным новаторским потенциалом, органично вписывается в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь (ГПИР) на 2011-2015г.г. Обосновывается положение о том, что предприниматель как субъект инновационной деятельности представляет собой органический синтез совокупности как изначально присущих черт, так и приобретенных в процессе осуществления предпринимательской деятельности качеств. К имманентным свойствам относятся, прежде всего, владение методами творческой деятельности, нацеленность на постоянный инновационный поиск, способность реализовать инновационную компетентность. Подчеркивается, что преодоление общих препятствующих реализации ГПИР и совершенствованию бизнес-среды факторов позволит достичь поставленной цели - обеспечения устойчивого социально-экономического разви-58

тия страны.

Бизнес как особый вид человеческой деятельности анализируется далее в пособии «Философия бизнеса». Важным в рамках этой темы видится рассмотрение роли мотива и мотивации в предпринимательской деятельности. Кроме этого, здесь актуализируется феномен социальной ответственности бизнеса. Отметим, что этот важный вопрос не рассматривается в рамках изучения предпринимательства как экономического феномена. Однако именно осознание социальной значимости предпринимательской деятельности и личной ответственности предпринимателя перед обществом способствует решению ряда имеющихся проблем в структуре белорусского бизнес-сообщества и получению в будущем значимого социально-экономического эффекта. Для успешного бизнеса предприятие должно уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации. Расходы на социальную ответственность оправданы фактом совершенствования различных сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к бизнесу, что повышает лояльность потребителей к производителям продукции, снижает уровень государственного регулирования и ведет к общему улучшению состояния общества. Однако бизнес, чтобы стать социально ответственным, должен анализировать собственные прямые действия, окружающую их среду и выбирать такие программы, которые помогут этой среде в наибольшей мере [4, с.231].

Следует отметить, что отношение основных конфессий - православия, католицизма, протестантизма, ислама, иудаизма - к предпринимательству предлагается рассмотреть в пятой теме. Учитывая тот факт, что любая культура имеет религиозные корни, важным видится не только описать особенности восприятия бизнеса в той или иной религии, но сравнить и осуществить попытку выделить религиозные основания и показать их значимость при осуществлении предпринимательской деятельности. Это позволит студентам осознать сложность феномена предпринимательства и акцентировать их внимание на его религиозно-нравственной составляющей. Важно подчеркнуть на занятиях, что православие не только не отвергает, но, напротив, считает справедливыми рыночные отношения. Каждая рыночная ситуация с позиции православия оценивается как возможность выполнения воли Божьей в акте служения людям или как испытание на устойчивость к искушениям. Христианство признает право человека на собственность. Оно выступает против посягательства на нее, что находит подтверждение в заповедях «не возжелай чужого», «не укради». «Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение. При каждой из них возможны как греховные явления - хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ» [5].

Православная традиция, «настаивающая на приоритете духовных ценностей в жизни людей, не игнорирует ценностей материальных, ибо предполагает ответственное участие человека в усовершенствовании Божьего творения» [6, с.21]. Исследователь В. Орлов признает, что «важным фактором влияния православия на становление экономического менталитета является то, что законы православия предписывали помощь ближнему и надежность слова... Православие воспитывает в людях глубинную приверженность к духовным ценностям, среди которых выделялось смирение» [7, с. 201].

Шестая тема в пособии раскрывает вопрос об этических основах бизнеса. Здесь кратко представлено зарождение и становление бизнес-этики в мире, в Беларуси, а также анализируются достоинства и недостатки этического пространства бизнес-среды нашего государства. На занятиях по указанной теме отмечается, что факторы успешности предпринимательской деятельности зависят не только от экономических условий осуществления предпринимательской деятельности, но и от следования принципам и нормам деловой этики, которую можно рассматривать как свод моральных требований, регулирующих бизнес-отношения. Следование нормам деловой этики позволяет владельцам бизнеса в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и получать максимальную прибыль, и служить клиентам, потребителям, обществу, а также способствует самоочищению бизнес-сообщества и формированию позитивного образа предпринимателя. На соответствующем семинарском занятии студенты могут более подробно ознакомиться, сравнить российские дореволюционные кодексы ведения дел с современными российскими и белорусскими кодексами бизнес-этики.

Самая интересная для обучающихся седьмая тема призвана продемонстрировать роль бизнеса в социализации личности. Проблемы самоопределения личности в бизнесе связаны с наличием многочисленных ролевых позиций субъектов бизнеса, которые по-разному влияют на поведение че-

ловека, на успешность реализации генеральных целей, развитие бизнеса, конкурентоспособность. Самоопределение бизнесмена с психологической точки зрения представляет собой анализ многочисленных проблемных ситуаций, решение различной степени сложности задач, формирование чувства причастности к профессиональному сообществу, обретение профессионально-важных качеств и т. д. Как деятельность бизнес сопровождается личностным и профессиональным развитием и самосовершенствованием субъектов бизнеса. Наиболее сложными для многих представителей бизнеса являются проблемы, связанные с многоплановостью статусно-ролевого репертуара, размытостью ценностей и профессиональной неопределенностью бизнеса [8].

Заключение. Итак, заканчивается «Философия бизнеса» рассмотрением предпринимательской деятельности как формы коммуникации и социальной игры. Бизнес-коммуникации - это самый основной рычаг для предпринимателя. Чтобы достичь своих целей, бизнесмен должен постоянно поддерживать связь с персоналом, коллегами, клиентами, ревизорами, журналистами и со многими другими людьми, от которых многое зависит в его бизнесе. Способы связи могут быть разнообразными (например, переговоры, приказы, рекламные тексты, письма, объяснения, пресс-конференции и другие). Именно от этих результатов общения в большей степени будет зависеть финансовая сторона предпринимательской деятельности.

При рассмотрении этой темы акцентируется внимание студентов на том, что современный бизнес - это сложный феномен, сочетающий и производство товаров и услуг, и продвижение их на рынке, и управление персоналом, и распоряжение ресурсами, поэтому коммуникации рассматриваются как средство сотрудничества, взаимодействия, обеспечения достижения целей работников, целей организации и общества. Отсюда вытекает значимость социальной направленности бизнеса, соблюдения им этических норм и правил, гармонии его отношений с обществом.

Таким образом, знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Философия бизнеса», способствуют формированию нового экономического мышления как атрибута элиты развития, что является социальным заказом, поскольку это выступает определяющим фактором становления и развития рыночной экономики. В перспективе полученные знания также могут быть использованы в аналитической работе служащими государственных учреждений, организаций, ответственных за разработку и реализацию стратегических направлений развития республики, разработку направлений внутриэкономической политики, а также при решении вопросов, связанных с взаимоотношениями предпринимателей и государственных органов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/ programma soc econom razvitia. - Дата доступа: 12.02.2013.

2. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы. -Мн., 2011.

3. Гориш, И.В. Философия бизнеса: Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям для студентов всех форм обучения / И.В. Гориш.- Пинск: ПолесГУ, 2013. - 61с.

4. Гайнутдинов, Р.И. Социальная ответственность российского бизнеса/ Р.И. Гайнутдинов // Правоведение. -2006. - № 4.- С.231-236.

5. Русская православная церковь [Электронный ресурс] / Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html - Дата доступа: 27.01.2013.

6. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Россия и православный мир // Предпринимательство. - 2004. - №12. - С.19-34.

7. Орлов, В.И. Философия бизнеса в обществах переходного типа: монография \ В.И. Орлов. - Минск: Экономпресс, 2004. - 288с.

8. Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей / Под ред. В. А. Штроо, Н. Л. Ивановой, Н. В. Антоновой. - М.: ИД ВШЭ. - 2011. - 343с.

BUSINESS PHILOSOPHY: RESOURCES MODERN EDUCATION SYSTEM AND THE IMPROVEMENT OF SOCIAL RELATIONS

I. V. GORISH

Summary

The article studies the relevance and experience of teaching «Business philosophy» discipline to students specializing in Economics at Polessky State University and draws a conclusion about the theoretical and practical importance of this course to economists.

Key words: business philosophy, entrepreneurship, business, business environment, corporate responsibility, business ethics, innovation development.

© Гориш И.В.

Поступила в редакцию 9 сентября 2013г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.