Научная статья на тему 'Социальное измерение инновационного развития: мировые тенденции и задачи России и Беларуси'

Социальное измерение инновационного развития: мировые тенденции и задачи России и Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная политика / социальные инновации / инновационная экосистема / innovation policy / social innovation / innovation ecosystem
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное измерение инновационного развития: мировые тенденции и задачи России и Беларуси»

ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

Богдан Н.И.

д.э.н., профессор Белорусского государственного экономического университета, Минск

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЗАДАЧИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ

Ключевые слова: инновационная политика, социальные инновации, инновационная экосистема.

Keywords: innovation policy, social innovation, innovation ecosystem.

Россия и Беларусь, имеющие общее историческое прошлое и формирующие стратегический Евразийский экономический союз, стоят перед лицом общемировых вызовов в современном развитии. Это - последствия кризисных явлений в мировой экономике, создание новых эффективных рабочих мест, растущая конкуренция на глобальных рынках, старение населения, глобальное потепление, безопасность ресурсов (питания, топлива), «зеленые» технологии в транспорте и другие. Решение сложных проблем мирового развития связано с инновационной деятельностью. В России и Беларуси инновационная деятельность является приоритетом государственного регулирования, разработаны и реализуются программы инновационного развития, создано современное законодательство, однако проблемы сохраняются: сокращается численность научных работников; формирование экономики знаний, структурная перестройка промышленности идут медленно. Сложности инновационной динамики во многом связаны с недооценкой современных сдвигов в мировой экономике и соответствующих изменений в инновационной политике. Современная инновационная политика меняется в сторону усиления социальных аспектов ее реализации.

Тенденции социализации инновационной политики наиболее явно отражены в стратегических планах Европейского союза (Europe 2020). Европейский союз поставил ряд амбициозных целей в сфере социальной политики, в которой социальные инновации рассматриваются как инструмент обеспечения новых, более эффективных решений. Социальные инновации используются для удовлетворения растущих социальных потребностей в условиях бюджетных ограничений; для решения сложных социальных и социально-культурных проблем в регионах; в целях интеграции различных заинтересованных сторон для совместных решений с помощью новых способов совместной работы и вовлечения заинтересованных участников. Задача социальных инноваций - не только реагирование на неотложные социальные потребности и решение проблем, связанных с изменениями климата, старением или бедностью, они также являются и механизмом для достижения системных изменений.

В белорусской практике социальные инновации имеют ограниченное применение. В реализации Государственных программ инновационного развития (2007-2010) и (2011-2015) основное внимание уделено технологическим инновациям. Мониторинг результатов инновационной политики определяется принятым Законом Республики Беларусь от 10 июля 2012 года «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах проведения инновационно-технологического мониторинга». Современное толкование мониторинга инновационной политики в белорусской практике носит пока «технократическое» понимание, направленное в основном на формирование экспертных комиссий по оценке технологического уровня предприятий, их потенциала в реализации инновационных проектов.

Целью статьи является определение сущности социальных инноваций, их роли в современной инновационной политике России и Беларуси и разработка направлений активизации механизмов социализации инновационной политики стран ЕАЭС.

Социальные инновации являются объектом научных дискуссий. Термин «социальные инновации» трактуется исследователями по-разному, иногда достаточно узко, как подход к государственно-частному партнерству в целях заключения контрактов на предоставление государственных услуг для предприятий и некоммерческих групп, для сокращения расходов бюджета, или развития социальной ответственности бизнеса1. В европейской практике под «социальными инновациями» понимают разработку и внедрение новых идей (продукции, услуг и моделей) для удовлетворения социальных потребностей и создания новых социальных отношений или сотрудничества2. Это определение хотя и характеризует необходимость новых ответов на насущные социальные требования, однако является, на наш взгляд, слишком общим.

Для понимания особенностей социальных инноваций и их отличия от технологических инноваций следует выделить причины, по которым им уделяется много внимания в современный период развития. Во-первых, давление

1 http://www.economist.com/node/16789766 2010. - Aug 12th.

2 Guide to Social Innovation / European Commission. - http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/presenta/social_innova tion/social_innovation_2013.pdf

социальных проблем стало более очевидным. Глобальный кризис показал, что большинство проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество сегодня, имеет социальное измерение. Среди наиболее известных проблем - борьба с безработицей, старение населения и изменение климата. Рост безработицы часто связан с ростом преступности и социальной изоляции, с долгосрочными последствиями не только для тех, кто теряет свои рабочие места, но и для их детей, которые имеют меньше возможностей в обществе. Старение населения и связанные с ним расходы на здравоохранение становятся более проблематичными в силу значительных затрат. Здоровье, долгосрочный уход и экологически чистые продукты и услуги являются динамичными секторами экономики, на которые страны ЕС расходуют от 5 до 13% от ВВП.

Во-вторых, ограничение ресурсов на цели социальной политики. Бюджетный дефицит, рост государственного долга побуждает страны к ограничению социальных расходов, поэтому социальные инновации предлагают новые решения насущных социальных потребностей или более эффективное использование имеющихся ресурсов.

В-третьих, социальные проблемы могут быть рассмотрены и как новые возможности. Развитие информационных и коммуникационных технологий создает потенциал для удовлетворения социальных потребностей, например, электронное здравоохранение и виртуальное образование. Исследователи отмечают, что "социальные инновации - это актив, с помощью которого можно открывать будущее через действия, а не полагать, что оно может быть открыто исключительно с помощью анализа»1. Социальные инновации создают новые возможности для бизнеса и новые сферы предпринимательства.

В-четвертых, социальные инновации активно обсуждаются на международном уровне. Это основной компонент программы помощи международных организаций с целью развития стран, международные организации (ОЭСР, ООН) в программах помощи рассматривают проблематику «расширения» социальных инноваций путем формирование сетей из заинтересованных сторон, содействия развитию государственно-частного партнерства, разработки общей методологии для измерения социальных инноваций и социальной отдачи, а также предоставления финансирования.

Эти причины являются актуальными и для всех стран ЕАЭС. Таким образом, социальные инновации охватывают новые стратегии, концепции, идеи и институциональные механизмы, нацеленные на рост социального благополучия граждан и социальных групп. Социальные инновации основаны на социальных взаимодействиях между людьми, осуществляются для достижения определенных результатов и включают действия заинтересованных сторон, нацеленных на решение социальных проблем. В результате взаимодействий формируется социальный капитал общества.

Социальные инновации могут быть схематично разделены на три категории. Во-первых, «низовые» социальные инновации, направленные на удовлетворение насущных социальных потребностей уязвимых групп в обществе (инклюзивные инновации). Во-вторых, социальные инновации, нацеленные на решение социальных проблем, в которых граница между «социальной» и «экономической» составляющей размыта и которые направлены на общество в целом. В-третьих, инновации системного типа, которые относятся к фундаментальным изменениям в отношениях и ценностях, стратегии и политике, организационных структурах и процессах. Эти социальные инновации часто реализуются по инициативе государственных учреждений, изменяют общество, в их реализации процессы обучения являются центральными.

Классификация социальных инноваций позволяет связать их с понятием «инновационной экосистемы». Концепция экосистем позаимствовала из биологии описание среды, где разные, иногда конкурирующие виды, могут дополнять друг друга. Понятие экосистемы было использовано Майклом Портером2, который подчеркнул, что традиционные рамки анализа бизнес-среды, включающие конкурентов, поставщиков и клиентов, не уделяют достаточного внимания многим другим участникам (пользователям, потребителям, инфраструктуре, внерыночным силам). В современных условиях инновационные экосистемы рассматриваются как способ создания благоприятных условий для инноваций, где социальные инновации могут решать не только лежащие на поверхности, но и глубинные проблемы. Переход от социальных инноваций, как благотворительных решений, которые оказывают влияние немедленно, но неустойчиво, к созданию долгосрочных изменений для решения социальных проблем, которые прочно укоренилась в поведении, институциональном и культурном контексте общества, является важнейшей современной тенденцией развития.

«Инновационная экосистема» - термин, используемый для описания большого и разнообразного массива участников и ресурсов, которые способствуют появлению постоянных инноваций в современной экономике. Основные участники экосистемы - предприниматели, инвесторы, ученые, преподаватели университетов, венчурные капиталисты, ориентированные на развитие бизнеса3. В инновационной политике формированию и оценке инновационной экосистемы стали уделять внимание сравнительно недавно4. Подход с позиции формирования экосистемы, в отличие от традиционного анализа, включает в себя анализ широкой среды, в которой организация работает, включая нерыночные силы. Концепция экосистем показывает, что культура может быть мощным рычагом для экономического роста. Доверие между людьми может влиять на уровень жизни. Невозможно обеспечить устойчивый экономический рост указом, лидеры должны иметь дело с человеческой природой во всей ее сложности, именно поэтому социальный ас-

1 Um\ m: The world in 2025, contributions of an expert group. 2009. - January. - P. 69.

2 The Competitive Advantage of Nations. 1990.

3 Jackson D.J. What is an Innovation Ecosystem? / National Science Foundation. - Arlington, 2011.

4 Insights from international benchmarking of the UK science and innovation system BIS Analysis Paper / Department of Business Innovation and Skills 03. 2014. - January. - https://www.gov.uk/government/publications/science-and-innovation-system-international-benchmarking; Communication on the European Research Area / European Commission. 2012. - http://ec.europa.eu/research/era/ era_communication_en.htm

пект инноваций начинает играть важнейшую роль в институциональных проблемах инновационной политики. Таким образом, термин « инновационная экосистема» распространился в ответ на различные потребности структурировать, экспериментировать, поощрять, развивать, поддерживать, масштабировать и распространять социальные инновации на различных этапах их развития.

Идея о необходимости формирования инновационной культуры для реализации стратегии развития содержится в документах Российской Федерации, так, например, «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года - Инновационная Россия - 2020» содержит раздел «Инновационный человек», где рассматриваются такие вопросы как: инновационный характер образования, обучение инновационному предпринимательству, молодежь и инновации, формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности.

Белорусская практика показывает некоторые сдвиги в направлении формирования инновационной культуры у молодежи (конкурс «100 идей для Беларуси»), но в целом исследователи1 отмечают недостаточную мотивацию работников Беларуси к творческому труду. В документах Государственной программы инновационного развития (ГПИР) Беларуси на 2011-2015 гг. проблеме формирования инновационной культуры уделено мало внимания, многие идеи, содержащиеся в принятой Концепции инновационной системы Беларуси (2006), не поддержаны ГПИР.

Анализ факторов, препятствующих инновациям, который проводится при ежегодном статистическом исследовании показывает, что основной причиной торможения инновационных процессов в Беларуси предпринимательский корпус считает недостаток финансов (759 респондентов), а такие факторы как нехватка знаний о новых технологиях, незнание рынков сбыта, невосприимчивость организации к нововведениям, недостатки сотрудничества оценили как «основные» соответственно 88, 89, 69 и 68 респондентов в 2013 г., т.е., их значимость у предпринимателей была практически на порядок меньше.

Важным фактором развития социальных инноваций является практика эффективного взаимодействия в процессе инновационной деятельности. Однако как в России, так и в Беларуси, кооперация в инновационных процессах носит ограниченный характер. Исследователи Высшей школы экономики России отмечают, что при разработке инноваций и в процессе технологического обмена предприятия сотрудничают преимущественно с региональными вузами (81%) и национальными научными организациями (68%). Доля зарубежных контрагентов при разработке новых технологий и продуктов составляет менее 10%.2 В Беларуси число организаций, участвующих в совместных инновационных проектах в 2014 г., составило 69, что составляет 18% от общего числа инновационных организаций. Доля партнеров внутри республики составляет 88%, доля партнеров из России (14 организаций) в сотрудничестве со странами СНГ - 93%. Таким образом, в России и Беларуси взаимодействие реального сектора экономики и науки носит сегодня крайне ограниченный характер. Но страны поддерживают совместное сотрудничество в реализации сложных инновационных проектов (43 проекта в 2014 г.). Зачастую предприятия вынуждены ориентироваться на собственный потенциал и источники информации, что негативно влияет на результативность новаторства и уровень конкурентоспособности - причем не только на глобальном, но и на внутреннем рынке. Отсутствие навыков и практики кооперации в инновационной деятельности является существенным препятствием для социальных инноваций.

В структуре затрат на инновации расходы на переподготовку кадров и обучение, связанные с инновациями в Беларуси, составляли 0,06% совокупных затрат в 2013 г. и 0,08% - в 2014 г.3 Ряд отраслей, даже осуществляющих программы модернизации согласно ГПИР, например, в деревообработке, вообще не осуществляли таких расходов в 2013-2014 гг. Недостаточное внимание к процессам обучения имеет негативные последствия: новая продукция не находит сбыта, новые технологии оказываются неконкурентоспособными. Таким образом, вопросы инновационной культуры бизнеса, понимание сложности продвижения новинок на конкурентные рынки для большинства предприятий Беларуси остаются недооцененными.

Несомненно, развитие социальных инноваций должно опираться на государственную поддержку, которая призвана обеспечить:

• переход от случайных нововведений к сознательному и систематическому подходу к обновлению государственного сектора;

• переход от управления человеческими ресурсами к институциональному строительству инновационного потенциала на всех уровнях управления;

• сдвиг от текущих работ и проектов к стратегическим, направленным на процессы сотворчества;

• сдвиг от администрирования к сотрудничеству с лидирующими инноваторами как внутри, так и за пределами государственного сектора.

Важную роль в развитии социальных инноваций играют «истории успеха». С этой целью Еврокомиссией был реализован проект, результатом которого явилась «Карта социальных предприятий и экосистем Европы» (A map of social enterprises and their ecosystems in Europe)4. На основе анализа социальной практики 11 государств - членов ЕС был подготовлен обзор национальной политики, схем, моделей и экономических механизмов, направленных на содействие созданию социальных предприятий и поддержку развития благоприятной экосистемы, дан анализ текущего состояния и динамики рынков социальных инвестиций.

1 Шимов В.Н., Крюков Л.М. Инновационное развитие экономики Беларуси: движущие силы и национальные приоритеты. -Мн.: БГЭУ, 2014.

2 Инновационная активность субъектов инновационного процесса. Мониторинг // Информационный бюллетень НИУ ВШЭ. -М., 2014. - № 3.

3 О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2013 году. Статистический бюллетень. Белстат, 2014.

4 http://ec.europa.eu/internal_market/social_business/docs/expert-group/20131128-sbi-sector-mapping-study_en.pdf

Важный аспект проблемы расширения социальных инноваций - измерение их эффективности. Социальные инновации могут открыть путь к приобретению новых конкурентных преимуществ в экономике. Можно выделить три причины, актуализирующие задачи измерения социальных инноваций. Во-первых, нужно доказывать, что социальная инновация является эффективным и надежным способом реагирования на общественные потребности. Во-вторых, при выделении государственных средств, а также привлечении других источников финансирования требуется понимание того, что имеются положительные и измеримые социальные последствия таких инноваций. В-третьих, политика, основанная на фактических данных, требует доказательства предполагаемого воздействия предусмотренных мероприятий.

В рамках ЕАЭС требуется разработать новую систему показателей результативности инновационной деятельности. Определенный задел имеется в России, где в рамках Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» проводятся научные исследования по проблемам измерения эффективности инновационной политики. Леонид Гохберг, руководитель исследовательского центра ВШЭ, как соавтор отчета «Глобальный индекс инноваций-2014», отмечает: «Прогресс сегодня, зависит не только от уровня развития науки, технологий и инноваций (НТИ), но также от глубины их проникновения в общество, от интеллектуального потенциала населения, его компетентности в производстве и применении новых знаний, его способности адаптироваться к качественно новым тенденциям развития НТИ. По этой причине, национальные правительства стремятся узнать больше о типах навыков, необходимых для инноваций и об эффективных способах привлечения населения к инновационной деятельности, в том числе, в широком смысле, к генерации инноваций и их внедрении, социальном признании и распространении»1. Проведенные опросы в России показали, что доля респондентов, понимающих экономическую ценность инноваций, то есть их влияние на конкурентоспособность компаний и продукции в Российской Федерации два-три раза ниже, чем в среднем по ЕС. В соответствии с отношением к технологическим новинкам выделено четыре типа респондентов: «энтузиасты» -(9%), те, кто имеет «положительное отношение» (65%), «безразличные» - (16%), и те, кто реагирует «отрицательно» - (5%). Автор показывает, что диффузия положительного отношения к инновациям увеличивает восприимчивость населения к инновациям. Последующие изменения в социальном поведении вызывают открытость к новинкам и будут стимулировать предложение на рынке высокотехнологичной продукции и услуг, а также участие об-

2

щественности в инновациях .

Белорусские исследователи, изучая современные технологии управления на региональном уровне3, подчеркивают роль социальных инноваций в формировании инновационного потенциала регионов. К таким инновациям относят краудсорсинг (от англ. crowdsourcing, crowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов»), что означает использование для решения задачи коллективных ресурсов на добровольной основе. Краудсорсинг в регионах позволяет оптимизировать решение самых разных задач, стоящих перед государственным, муниципальным, частным и неправительственным секторами, с привлечением человеческих ресурсов добровольцев и посредством самых разных информационно-коммуникационных технологий. Примером является общественное обсуждение в Интернете различных законопроектов, официальных стратегий, концепций, решений местных органов управления и самоуправления, частных инициатив и т.п.

Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Беларуси в партнерстве с Министерством образования и ведущими учреждениями системы образования (БГУ, РИВШ, МГЛУ) реализуется проект «Умные сети», направленный на выявление молодых талантливых аналитиков и их привлечение на государственную службу4. Определенные проекты социальных инноваций реализует некоммерческая платформа «Talaka.by», которая помогает активным людям в Беларуси реализовывать значимые для общества проекты. Основной механизм работы -кооперация и координация всех заинтересованных сторон. Необходимо расширять исследования проблем современных инноваций на основе междисциплинарного подхода - с привлечением социологов, экономистов, политологов и др.

Выводы

Инновации являются ключевым источником экономического роста и устойчивого развития. Новая модель инновационной политики может быть рассмотрена как «социальная инновационная политика», т.е. инновационная политика больше не рассматривается только как средство достижения экономических целей, но является инструментом для решения других (не экономических), социальных проблем в разных областях. Поэтому стратегические направления инновационной политики стран ЕАЭС должны быть ориентированы на проблемы изучения спроса, повышение осведомленности, стимулирование диффузии инноваций, на изменения в поведении, участие потребителей (пользователей) в инновациях; на процессы социальной трансформации, а также на содействие созданию благоприятных условий создания новых моделей бизнеса, новых организационных и производственных моделей. Стратегия инновационной политики стран ЕАЭС призвана способствовать формированию инновационной экосистемы. Требуется расширение участия в инновационных инициативах разных участников, различных секторов экономики, включая общественный сектор и граждан.

1 The Global Innovation Index 2014: The Human Factor in Innovation. - Geneva e.a.: Cornell University, INSEAD, WIPO, 2014; WIPO [e.a.], 2013.

2 Там же, с. 95.

3

Фатеев В. С. Развитие института местного самоуправления и активизация инновационной деятельности в публичном секторе: зарубежный опыт и перспективы для Беларуси // Проблемы современной экономики: глобальный, национальный и региональный контекст: сборник научных статей. В 2 частях. Ч. 1. ГрГУ им Я. Купалы. - Гродно: ГрГУ, 2014. - С. 29-34.

4 Краудсорсинг для государства. - http://blog.belta.by/?p=1261

Целесообразно определить приоритеты в области социальных инноваций. Поскольку участники инновационных процессов России и Беларуси имеют различающиеся мотивы, цели и привычки, важны инвестиции в коллективный поиск общих приоритетов, предпринимательского видения, формирования тематических платформ инноваций, которые могут привести к коллективным социальным инициативам.

Необходимо расширение направлений государственной поддержки инноваций в бизнесе: не только субсидировать расходы на научные исследования и разработки для производства инновационной продукции, но и создавать возможности поддержки новых бизнес-моделей в целях диффузии и маркетинга социальных инноваций.

Инновационная политика нового поколения должна усилить механизмы горизонтальной координации между директивными органами во всех областях политики (образовательной, научной, технологической, социальной, молодежной, промышленной и др.). Необходимо проведение исследований по оценке эффективности мер инновационной политики и возможностей адаптации европейского опыта проведения социологических опросов, ориентированных совершенствование инструментария инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.