УДК 1(092)БогдановА.+351/354
ФИЛОСОФИЯ АЛЕКСАНДРА БОГДАНОВА В ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Бабкова Оксана Михайловна.
г. Нижневартовск, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Ладушки», методист, [email protected].
Аннотация. Статья затрагивает философское мировоззрение русского ученого Александра Александровича Богданова в вопросах организации управления, в современных условиях развития человечества. Рассмотрены сущности организаций и закономерностей их развития, практическая и научная ценность системы философа.
Ключевые слова: организация, тектология, система, коллектив, человек, управление.
PHILOSOPHY OF ALEXANDER BOGDANOV IN THE ORGANIZATION OF MANAGEMENT
Babkova Oksana.
Nizhnevartovsk, Municipal autonomous pre-school educational
institution of kindergarten № 17 "Ladushki", methodologist, [email protected].
Abstract. The article deals with the philosophical outlook of the Russian scientist Alexander Aleksandrovich Bogdanov in matters of management organization, in the contemporary conditions of human development. The essence of organizations and the laws of their development, the practical and scientific value of the philosopher's system are considered in the article.
Key words: organization, tectology, system, collective, person, management.
Для времени, переживаемого современной Россией, характерен глубокий экономический, социальный, нравственный и духовный кризис, вызывающий стремление переоценить систему ценностей и стимулирующий поиск перспектив развития нашей страны и путей национального самоопределения. Поэтому в последние годы философы, политики всё пристальней обращают свои взоры к теоретическому наследию прошлых исторических эпох. Особенный интерес представляет конец XIX - начало XX века в России. Этот период характеризовался острой идеологической полемикой, предчувствием надвигающихся социальных катастроф, революционными изменениями всех сфер жизни
общества [6, с. 12]. В поле зрения попадают идеи разных мыслителей, большой интерес вызывает и творческое наследие Александра Александровича Богданова.
Внимание к творческому наследию философа возрастает, начиная со второй половины 1980-х-г. Сегодня Богданова воспринимают как мыслителя, предвосхитившего кибернетику и общесистемные подходы; ученого, который внёс значительный вклад в развитие экономической науки, социологии, культурологии, лингвистики, педагогики. Наконец, Богданов был видным деятелем российской социал-демократии, последовательным критиком и оппонентом Ленина.
Философ критиковал мнение Ш.М. Дволайцкого о том, что метод «Капитала» К. Маркса не применим для анализа общественно -экономических формаций, отличающихся от капитализма. По мнению Богданова, суть проблемы состоит не в том, что различаются методы исследования, а в том, что различаются «исходные абстракции». Таким образом, он, хотя и в неявном виде, открыл проблему исходных экономических категорий, на которых основаны различные способы производства.
В понимании Богданова, всю свою жизнь каждый человек, тем или иным образом, вступает в отношения с организациями. Именно с организациями или с их содействием связаны рост, обучение, работа людей, преодоление ими недугов, многообразные отношения между людьми, развитие науки и культуры. Любая деятельность человека осуществляется в рамках организаций [2, с. 132].
Для современных условий развития человечества характерна важность организационных процессов, протекающих через многообразную деятельность организаций. Если не понимать сущность организаций и закономерности их развития, невозможно ни эффективное использование их потенциала, ни управление ими, ни осваивание современных технологий их работы.
Разработанная ещё в начале прошлого века Александром Богдановым теория кризиса в современных условиях приобрела особую практическую и научную ценность. В чём же особенность подхода Александра Богданова к управлению? Ученый предлагал разработать решения для разных категорий задач, а не решать каждую управленческую задачу в отдельности. С точки зрения философа, обобщённо-универсальная форма решения организационных задач может позволить создать систему отработанных алгоритмов, которые и будут опорными элементами всей системы.
В наступающем постиндустриальном обществе можно ожидать преобразования экономики массового и серийного производства в ориентированную на клиента экономику индивидуальных услуг. Происходит радикальное перепроектирование и фундаментальное переосмысление деятельности предприятий, основанное на новых
информационных и коммуникационных технологиях. Творческое изучение и использование наследия Александра Богданова способствует становлению российской экономики [5, с. 164-166].
Богданов стал широко известен после того, как вышла в свет его первая книга - «Краткий курс экономической науки», ставшая в тогдашней России самым популярным учебником политической экономии. В главе «Социалистическое общество» философ давал общую характеристику социалистического строя, и в дальнейших работах, прежде всего, в «Вопросах социализма» ученый предрекал будущее завершение эпохи промышленного капитализма и наступление нового строя, главные черты предстояло выявить науке через определение основного направления развития общества. Это было необходимо, чтобы «люди...могли сознательно работать для ускорения и облегчения этого развития» [3, с. 112].
Послекапиталистический строй, по мнению А.А. Богданова, должен был отличаться следующими особенностями:
1. Развитием машинной техники, автоматических механизмов, которые позволили бы людям распоряжаться огромной энергией, с максимальной эффективностью использовать природные ресурсы. Это приводит к уменьшению физического труда работников. Следовательно, человеческий труд переходит на более высокую ступень, становясь скорее организаторским и интеллектуальным.
2. Высокой организованностью труда, взаимозаменяемостью исполнителей и организаторов производства, а вследствие этого -исчезновением их трудового неравенства. Это должно сопровождаться исчезновением специализации человека на определенной работе. Каждому работнику, чтобы развивать и поддерживать свои умственные способности и разносторонность опыта, порой необходимо менять род его трудовой деятельности.
3. Планомерной организацией распределения, руководит которым общество. В ходе распределения «каждый элемент общества - группа или отдельный член - должен получить все необходимое для выполнения своей производственной функции» [3, с. 49]. А.А. Богданов противопоставляет общественную организацию распределения стихийным механизмам рынка. Для данной организации характерна высокая сложность, основанная на точном статистическом аппарате. Такая организация производства и распределения предполагает разделение собственности на общественную и индивидуальную. Последняя возникает лишь при передачи обществом предметов потребления отдельным лицам.
4. Трудовой сплочённостью людей, стремящихся сделать как можно больше на благо общества. Поэтому при высоком развитии социального чувства исчезает необходимость в каких-либо принудительных нормах в общественной жизни. Труд становится естественной потребностью каждого человека, и вопрос о длине рабочего дня разрешается
«объективным учетом потребностей производства, опирающимся на весь накопленный опыт» [3, с. 56].
5. Постоянным противоречием общества с природой как основной силой его развития. Это противоречие возникает при росте, как жизненных потребностей граждан, так и потребностей в труде, нахождении ответов на загадки природы. Вследствие чего общество стремится получить власть над природой, извлечь как можно больше энергии. Добываемая энергия накапливается и позволяет людям проявить свои творческие способности, создать новые формы организации труда, ведущие к стремительному и интенсивному прогрессу [3, с. 51].
Таким образом, Богданов характеризовал социалистическое общество как «такое, в котором все производство организовано на сознательно-товарищеских началах. Отсюда уже вытекают все другие черты социализма: и общественная собственность на средства труда, и уничтожение классов...» [1, с. 115], и планомерное распределение продуктов. Данная Богдановым характеристика послекапиталистического строя важна, так как на её основе он выводит программу создания «всеобщей организационной науки».
По мнению Александра Богданова, решением задач представляется цепь из жизни человека и коллектива, и в их величайшей разнородности заключается главная, подавляющая трудность. Интересно, что даже проблемы выражения своих мыслей словами А.А. Богданов считал управленческой задачей. Для собрания и классифицирования всех классов управленческих задач, а затем получения по ним готовых управленческих технологий, нужна всеобщая организационная наука (тектология). В дальнейшем легко можно будет решать прикладные задачи на основании теоретических конструкций и накопленного опыта - «об организации мастерской, об организации предприятия, учреждения вообще, армии».
В «Тектологии» Богданов разворачивает мысль о том, что в обществе, базирующемся на разделении труда, неизбежно превалирует узкий взгляд на некоторые аспекты, вызванный той самой специализацией. То же самое наступает и в науке - учёные работают в своей замкнутой отрасли, не смея выйти за её пределы, чтобы не показаться дилетантами. Но общественное производство постоянно усложняется и обновляется - в нём преобладают три главных направления производства: идей, людей и вещей. В недрах нового общества зарождается класс творческий и передовой - индустриальный пролетариат, которому потребуется совершенная организационная наука (тектология), и она сможет указать путь гармоничного единения всех видов ресурсов: людей, идей, средств и предметов производства [1, с. 121].
В своей универсальной теории, сумевшей объединить организационные методы других наук, учёный представил новые организационные механизмы, принципы устройства не монолитного и централизованно управляемого предприятия, а основанного на
самоорганизации, позволяющей быстро адаптироваться к меняющимся требованиям рынка [1, с. 119]. Таким образом, мыслителя можно считать подлинным основателем теории систем, создателем необходимых теоретических предпосылок реинжиниринга предприятий, хотя он и ставил перед своей теорией иные задачи - обеспечение гибкости форм производства и планомерного его развития для построения социалистического общества [4, с. 117].
Богданов считал, что новая философия преодолеет ограниченность авторитарной и индивидуалистической культур [7, с. 48-50]. Теоретические построения Богданова не остались научными абстракциями, и его идеи о готовых организационно-управленческих технологиях, хотя и с известными корректировками, были воплощены в жизнь.
Библиографический список:
1. Богданов А.А. От философии к организационной науке // Вопросы философии. - 2003. - № 1. - С.115-121.
2. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. Кн. 1,
2. - М.: Экономика, 1989. - 304 с.
3. Богданов А.А. Новый мир. Вопросы социализма. - М.: КомКнига. -2010. - 136 с. - (Из наследия мировой философской мысли: социальная философия).
4. Войтенко В.П. Системные механизмы развития и старения / В.П. Войтенко, А.М. Полюзов. - Л.: Наука. - 1986. - 276 с.
5. Ерманский О.А. Научная организация труда и система Тейлора // Научная организация труда и управления. 2-е изд. - М.: Экономика, 1966. - 432 с.
6. Киселев Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии. - 1999. - № 1. - С. 12.
7. Тахтаджян А.Л. Тектология: история и проблемы // Системные исследования. Ежегодник 1971. - М.: Наука. - 1972. - С. 43-50.