Научная статья на тему 'Социально-философские идеи Александра Богданова'

Социально-философские идеи Александра Богданова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
977
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / УТОПИЯ / ПРОЛЕТАРИАТ / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ / SOCIAL EXPERIENCE / SPECIALIZING IN / UTOPIA / PROLETARIAT / PERSONALITY / INDIVIDUAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабкова Оксана Михайловна

Исследованы социально-философские идеи российского ученого Александра Богданова. Рассмотрены социально-философские особенности развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PHILOSOPHICAL IDEAS of Alexander Bogdanov

The paper explored social-philosophical concepts developed by the Russian scientist Alexander Bogdanov. The study considered social and philosophical features of personal development.

Текст научной работы на тему «Социально-философские идеи Александра Богданова»

УДК 82-96

Бабкова Оксана Михайловна, Babkova °xana Mikhayl°vna,

Нижневартовский государственный гуманитарный Nijnevartovsk State University of Humanities

университет [email protected]

[email protected]

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ SOCIAL PHYLOSOPHICAL CONCEPTS

АЛЕКСАНДРА БОГДАНОВА DEVELOPED BY ALEXANDER BOGDANOV

Исследованы социально-философские идеи The paper explored social-philosophical concepts devel-

российского ученого Александра Богданова. oped by the Russian scientist Alexander Bogdanov. The Рассмотрены социально-философские особенности study considered social and philosophical features of развития личности. personal development.

Ключевые слова: социальный опыт, специализация, Keywords: social experience, specializing in, utopia, the

утопия, пролетариат, личность, индивидуальный proletariat, personality, individual experience.

опыт.

Философские идеи Александра Александровича Богданова давно уже стали предметом научного и историко-философского анализа на Западе. Во многих странах Европы и в США в течение длительного времени философские, политические и научные взгляды Богданова были в центре внимания философов, теоретиков системного подхода, историков культуры и советологов. Последнее десятилетие ХХ в. стало временем широкого интереса и отечественных исследователей к философским взглядам Богданова. В настоящее время интерес к русскому философу не уменьшается, не редкостью стали работы, в которых идеи Богданова рассматриваются в самой широкой социокультурной перспективе.

Богданов (Малиновский) - личность незаурядная. Философ, ученый, политический деятель. В 1892 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1894 принимал участие в студенческих волнениях, был арестован и отправлен в ссылку. Свою политическую деятельность начинал как народник, впоследствии перешел на социал-демократические позиции. В 1899 окончил медицинский факультет Харьковского университета (по специальности психиатрия). Тогда же увидел свет его первый философский труд «Основные элементы исторического взгляда на природу» (1899). В 1904 вышел философский сборник «Очерки реалистического мировоззрения» под редакцией Богданова. К большевистскому крылу российской социал-демократии он примкнул в 1903. Входил в состав ЦК, был членом социал-демократической фракции II Государственной Думы. Увлечение Богданова эмпириокритицизмом Э. Маха вызвало резкую критику Ленина в работе «Материализм и эмпириокритицизм». В 1909 Богданов был исключен из партии. В 1914-1917 гг. Богданов - военный врач на фронте. После октябрьской революции он - один из руководителей Пролеткульта, активно занимался научно-исследовательской работой. С 1926 -директор первого в мире Института переливания крови [6, с. 152].

Одним из тех российских марксистов, кто серьезно занимался вопросами повышения культурного уровня пролетариата, был Александр Богданов. Он выдвинул концепцию пролетарской культуры, которую еще до Октябрьской революции пытался воплотить в жизнь. Вместе с А.В. Луначарским и А.М. Горьким им была подготовлена «Энциклопедия для изучения России» (1908 г.) и организованы школы для рабочих. Философ был убежден, что пролетариат способен создать самостоятельную культуру, совершить свою внутреннюю культурную революцию еще в недрах капитализма, «социалистически преобразуя себя, чтобы затем преобразовать все человечество» [1, с. 98].

Признавая неограниченные возможности познания, философ был уверен, что общество в состоянии взять под контроль условия жизни. Поэтому нужны поиски таких познавательных форм, которые способны охватить все разнообразие прогрессирующей жизни. Несомненно, как незаурядный мыслитель и творческий естествоиспытатель, Богданов в своих теоретических разработках постоянно оперировал эмпирическим материалом из области медицины, биологии, физики, химии, т.е. в большей мере естественнонаучным материалом, но, в отличие от других ученых-естествоиспытателей, шел не от опыта, а, напротив, от абстрактных теоретических конструкций к эмпирическому материалу, пытаясь им упрочить свою теоретическую концепцию.

Социально-философские взгляды А. А. Богданова можно условно подразделить на четыре этапа: стихийный материализм («Основные элементы исторического взгляда на природу», 1899); природа и сущность энергетизма («Познание с исторической точки зрения», 1901); механицизм и махизм («Эмпириомонизм. Статьи по философии», 1904-1906); тектология как «организационная диалектика» («Очерки по философии марксизма», 1908; «Философия живого опыта», 1913; «От монизма религиозного к научному», 1913; «Всеобщая организационная наука (Тектология)», 1913-1922).

Творчество Богданова по-разному воспринималось как в прошлом, так и в настоящем. Так, В. И. Ленин ценил его как борца против всяческой, в том числе и буржуазной, реакционности; поддержал правильную характеристику Богдановым синдикатов и трестов как «высшую форму капитализма»; но при этом резко критиковал идею тождества общественного бытия и сознания, теорию эмпириомонизма; осуждал тактические расхождения с большевиками [5, с. 67].

Романы Александра Александровича «Красная звезда» (1908) и «Инженер Мэнни» (1912), написанные в духе социальной утопии, пользуются популярностью у любителей фантастики. Богданов также рассматривал вопросы о соотношении физического и психического -коллективного и индивидуального опыта; о месте и роли пролетарской культуры в самодвижении масс к социализму и др. Они были и остаются дискуссионными в среде научнофилософской элиты. Это наследие важно переосмысливать с учетом современных реалий.

Особое внимание Богданов в своих научных и публицистических произведениях уделил проблемам образования. Хотя, к сожалению, он не посвятил этому вопросу специальных работ, что несколько затрудняет выяснение его отношения. Так, например, он не рассматривал вопросы образования в целом, включая все его ступени: начальное, среднее, высшее. Особое внимание Богданов уделял идеологическому образованию пролетариата в специально созданном для этого Пролетарском Университете. Он, как и многие другие, не делал особого различия между понятиями образование, воспитание, обучение, часто используя их как синонимы.

В основе взглядов Богданова на проблемы образования лежит его общефилософская методология. В рамках эмпириомонизма он и выдвинул идею о создании науки об общих законах организации - тектологии, которая явилась предшественницей кибернетики и во многом предвосхитила создание системного подхода к организационной науке.

По мнению философа, подобную целостность во взгляде на мир может иметь только рабочий класс, ибо он не знает каких-либо других теорий и не пытается всю деятельность подвергнуть духу специализации. Единство в работе, общность интересов в отношении к капиталу - все эти способности ведут рабочих к объединению в мировой коллектив.

Сущность социального опыта, по мнению А.А. Богданова, заключается в том, что он существует в обществе, в котором духовный фактор (и образование, в том числе) является одним из главных исходных моментов общественного сознания. По мнению А.А. Богданова, все начинается с дробления, сначала физического, потом социального. Причем социальная дифференциация - это вторая фаза дробления человека, называемая специализацией. Дробление выступает как категория сугубо экономическая. Именно экономика, общественное производство, социальная практика в конечном счете консолидируют людей, заставляют их объединяться в группы, классы. Называя специализацию трудовой деятельности господствующим типом развития, он указывал на ее негативную сторону. Отвергая искусственное деление труда, Богданов считал, что «специализация... означает сужение ... поля для работников-специалистов, а вместе с тем и ограничение их кругозора» [2, с. 57]. Ученый пытался отстаивать самостоятельность своих философских взглядов в многочисленных дискуссиях, которые проходили в то время [4, с. 34].

Основными идеями А.А. Богданова, определившими его взгляды на проблемы образования, являются коммунизм и коллективизм. В своих романах-утопиях он переносит коммунистические правила общежития даже в марсианский мир: «Коммунизм у нас полный, отказывать детям почти никогда ни в чем не приходится» [3, с.72]. А.А. Богданов был сторонником последовательной социализации, которая должна была начинаться с малых лет процессом воспитания ребенка в обществе. Он выразил этот тезис в романе-утопии «Красная звезда» словами героини Нэллы: «Чтобы получить воспитание для общества, ребенок должен жить в обществе. Всего больше жизненного опыта и знаний дети усваивают друг у друга» [3, с. 74]. Дети сами выбирают свой круг общения, независимо будь-то ребенок либо взрослый. Постоянное стремление к знанию, к чему-то новому нужно сформировать. Но «все любят

переходить из одной области производства в другую» [3, с.83]. Поэтому можно следовать таким принципам социализации при помощи воспитания, когда каждый человек некоторое время работает на определенной должности и затем уходит, чтобы не возникла коррумпированность и не исчезла квалификация. Для Богданова «специализированная физическая ловкость утрачивает свое значение, а на первый план выступает развитие интеллекта и воли, культурный уровень работника» [3, с.112].

Особое внимание А.А. Богданов уделял установлению господства пролетариата в духовной сфере путем утверждения новой пролетарской культуры. Так, в 1920 г. именно его идеи были положены в основу создания и деятельности Пролеткульта. Эта массовопросветительская организация появилась после революции 1917 г. и просуществовала вплоть до середины 1920-х гг., а в 1932 г. согласно Постановлению ЦК ВКП(б) были закрыты последние местные пролеткульты.

Богданов ставил перед рабочим классом две основные задачи. Первая задача заключалась в отождествлении пролетариата с целым миром, в попытке организовать его духовные силы в художественной форме, а вторая - в овладении духовным наследством прошлых исторических эпох. Подобные взгляды по отношению к пролетарской культуре высказывал и В.И. Ленин, но различие заключалось в том, что В.И. Ленин считал культуру второстепенным элементом пролетарской диктатуры, а Богданов признавал культуру главным фактором в формировании нового общественного строя. Причем обе точки зрения были едины в том, что культура понималась как инструмент, а не существовала ради себя самой. Тем не менее, взгляды А. А. Богданова и В.И. Ленина разошлись.

Большое внимание мыслитель уделял искусству как одному из элементов культуры, способствующих воспитанию личности. Причем воспитание как начальный этап процесса образования выполняет в основном организационную функцию. Воспитание способствует формированию человека, а соответственно, и искусство как воспитательное средство есть также орудие организации коллектива [2, с. 78].

Философ был сторонником идеи о прогрессивной и сознательной роли науки в жизни общества. Для воплощения науки в жизнь, считал он, необходимо использовать современную науку, однако использовать ее непосредственно крайне сложно. Сначала нужно изменить всю ее социальную основу, заставить служить обществу. Приручить ее, чтобы наука перестала быть «орудием в руках господствующего класса ... против класса, тяготеющего к социалистическому строю» [2, с. 81].

По мнению Богданова, господствующие в обществе промышленного капитала социальные слои (буржуазия и «примыкающая к ней» интеллигенция) не чинят особых препятствий для народных масс в получении образования, но, тем не менее, знание остается привилегией немногих. Недостаток базового образования не позволяет рабочему классу понять сложный научный аппарат. Знание «продается дорого, так, что платить за него посильно только детям буржуазии» [2, с. 75]. Богданов верил в то, что именно научное знание может способствовать единению рабочего класса с целью победы в социальной борьбе.

Ученый делал четкое разделение научного знания на старое (буржуазное) и новое (пролетарское). А.А. Богданов выдвинул лозунг: не только развивать уже существующее знание, но и создать новую, надклассовую науку, свободную от буржуазных влияний. Он понимал, что развитие буржуазной науки шло продуктивно за счет развития различных образовательных и научных учреждений, университетов, академий, и надеялся, что пролетарская наука сможет достичь большего в своем развитии. Особое внимание Богданов уделял воспитанию человека с самого раннего детства. Ученый предложил свою систему развития образования рабочего класса. Идея создания Пролетарского Университета и Российской Академии появились у него еще в период работы партийной школы на о. Капри. Необходимо отметить, что Пролетарский Университет был создан в 1918 г. в Москве, однако через год прекратил свое существование по причине тяжелой обстановки в стране из-за гражданской войны. Слушатели этого учебного заведения должны были быть обязательно пролетариями, преподавательские кадры же готовились в Социалистической Академии. Университеты намечалось открыть в Москве, Петербурге и других городах.

Цель данного учебного заведения заключалась в формировании рабочего, обладающего не только идеями и моралью пролетарского класса, но и могущего распространять идеи сознательного рабочего коллективиста. Таким образом, А.А. Богданов пытался создать совершенно новый тип человека - человека, воспитанного на культуре, живущего в мире и согласии с другими людьми. Он живет в коллективе, не зная, что такое

вражда, ненависть, конкуренция. Именно в труде люди совершенствуют не только свои рабочие таланты, но и свою природную сущность.

В XXI в. идеи А.А. Богданова предстали под новым углом зрения. В настоящее время назрел переход к гуманистическому типу образования, и проблема специализации приобретает все большее значение. А. А. Богданов отрицательно относился к жесткой специализации образовательного процесса. Он пытался предостеречь общество, призывая отказаться от специализации, во имя сохранения гуманитарной составляющей образовательного курса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Богданов А.А. О пролетарской культуре (1904-1924). - Л.-М., Издательское товарищество "Книга", 1924. —

С. 343.

2. Богданов А.А. Программа культуры // Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разных лет. - М.: Политиздат, 1990. — С.354.

3. Богданов А. Красная звезда: Роман — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, -СПб.: Северо-Запад, 2009. — С. 224.

4. «Неизвестный Богданов». В 3-х кн. / Под ред. Г.А. Бордюгова. Кн. 3; - М., 1995.

5. Кульсеева Т.Г. Богданов: мыслитель, ученый, врач-гуманист. - Курск: Время, 2007. - 234 с.

6. Протько Т.С., Гоицанов А.А. Александр Богданов. Сер.: Мыслители XX столетия. - Минск: Книжный Дом,

2009. - 256 с.

7. Ягодинский В.И. «А. А. Богданов ». - М, 2006.

8. Бабкова О. М. «ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ А.А. БОГДАНОВА». Н , 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.