УДК 130.2
Бабкова Оксана Михайловна
аспирант кафедры философии и социальных наук Нижневартовского государственного гуманитарного университета oksananv 1 @mail .ru Oksana M. Babkova
graduate student of chair of philosophy and social sciences Nizhnevartovsk state humanities university oksananv 1 @mail .ru
Философия Александра Богданова. Проблема личности
Philosophy Alexander Bogdanov. The problem of personality
Аннотация. В статье исследовано философское творчество Александра Богданова как учение о личности. Выделена точка зрения философа о необходимости формирования новых культурно-психологических основ человека. Рассмотрена проблема развития личности, в которой ученый выделял следующие элементы: специализация, опыт, человек, общество.
Ключевые слова: пролетарская культура, труд, общество, личность, специализация, пролетариат.
Annotation. Alexander Bogdanov'sphilosophical creativity, as the doctrine about the personality is investigated. The point of view of the philosopher about need offormation of new cultural and psychological bases of the person is allocated. The problem of development of the personality in which the scientist allocated the following elements are considered: specialization, experience, person, society.
Keywords: proletarian culture, work, society, personality, specialization, proletariat.
На рубеже начала нашего века активно обсуждались проблемы личности человека. Ответы на антропологические вопросы, в основе своей, вытекали из тех общих мировоззренческих позиций, на которых стояли их авторы. Частичным обоснованием этих позиций может служить точка зрения Александра Александровича Богданова (1873-1928 гг.). Русский ученый относился к редкому типу мыслителей-энциклопедистов, объединив в себе талант политика, революционера, философа, писателя, врача-экспериментатора [9, с. 12]. Богданов верил в то, что своей деятельностью приближает новую эру в человеческих отношениях, где идеалом будет коллективный труд во благо общества [9, с. 198].
Философ пытался внедрить в общественную жизнь новую, пролетарскую систему идей и взглядов. В них осознавались и оценивались отношения людей друг другу и к действительности, социальные проблемы и конфликты, в которых отражались бы цели социальной действительности, направленной на развитие и закрепление истинно пролетарских общественных отношений [2, с. 131]. По мнению Богданова: «наука, мораль, искусство должны воедино собирать человеческий опыт и организовывать его» [10, с. 84]. Ученый настаивал на формирования новых культурно-психологических основ будущего общества до завоевания власти пролетари-
атом, тем самым отстаивая мирный характер прогрессивных социальных преобразований, гарантом которого он и считал «программу культуры» [4, с. 91].
Александр Богданов - один из тех российских марксистов, кто серьезно занимался вопросами повышения культурного уровня пролетариата и выдвинул концепцию пролетарской культуры. Вместе с А. М. Горьким и А. В. Луначарским им была подготовлена «Энциклопедия для изучения России» (1908г.) и организованы школы для рабочих. Уже тогда и Богданов, и Луначарский относились к марксистскому учению максимально творчески и видели в нем не только сухую социально -экономическую и политическую концепцию, но и живое, и эмоциональное гуманистическое учение, обращенное не только к разуму человека, но и к его эмоциям и чувствам [11, с. 151].
Философ был убежден, что пролетариат способен создать самостоятельную культуру, совершить свою внутреннюю культурную революцию еще в недрах капитализма, «социалистически преобразуя себя, чтобы затем преобразовать все человечество» [1, с. 67]. Впервые о грядущем общественном устройстве он написал в своей первой книге «Краткий курс экономической жизни». В последних его работах, главным образом в «Вопросах социализма», можно найти черты, которыми он характеризует послекапиталистический строй [4, с. 87].
Данная Богдановым характеристика социалистического общества, послужила основой для создания им «всеобщей организационной науки», литературное воплощение которой представлено в его утопических романах «Красная звезда» (1908г.) и «Инженер Мэнни» (1912г). В этих произведениях философу удалось показать взаимосвязь науки и социализма [7, с. 14]. В период написания романа Богданов являлся сторонником крайней радикальной точки зрения на последствия революционных преобразований. Так, например, он полагает, что «пролетариат уже теперь идет к уничтожению всякой морали и что социальное чувство, делающее людей товарищами в труде и радости и страдании, разовьется вполне свободно только тогда, когда сбросит фетишистскую оболочку нравственности» [3, с. 81].
Размышляя над вопросом: «Что такое человек?», А.Богданов приходит к выводу, что человек, в его понимании, еще не пришел, его силуэт только вырисовывается на горизонте. Что же не устраивает Богданова в развитии человека за прошедшие столетия? Прежде всего то, что вся предшествующая история развития человечества формировала одностороннего человека, «человека-дробь». Линия развития такова, что человек выступает не как нечто интегральное и беспредельно развивавшееся, а как нечто неподвижное в своих основах, статически данное, не как целое, а как часть. Задача состоит в том, чтобы рассматривать человека не только как целый мир, но и как мир развертывающийся, не ограниченный никакими безусловными пределами. По мнению Богданова, к данной концепции личности мы приходим естественным путем, постепенно устраняя ту узость и неполноту человеческого существования, которые создают неравенство, разнородность и психическое разъединение людей. Богданов был убежден, что в истории человечества неодолимо происходит изменение типа человеческой жизни, зарождается новый мир, царство гармонической и целостной личности, освобожденной от противоречий и принуждения в своей практике, от фетишизма в позна-нии[4, с. 81]. К этим выводам А.Богданов приходит через исторический анализ человеческой жизни посредством соотношения опыта отдельного человека к опыту других живых существ, т.е. между опытом отдельного человека и коллективным опытом его общества.
Неизбежная фаза дробления человека - специализация. Микрокосм - человек делается мал и узок, мысль вращается в тесном кругу и не может из нее выбраться. Коллективное целое дробится, распадается на независимые группы. Общество, как целое, становится неорганизованной, анархической системой, и потому оно полно противоречий. Коллективный мир превращается тогда в мир конкуренции, борьбы интересов, войны всех против всех. Именно тогда развивается и выступает на первый план человеческое «Я».
В борьбе с авторитетом индивидуализм становится освободительным течением, борьба индивидуализма против авторитарного прошлого, по мнению ученого, все более отступает перед эпохой начала «собирания человека». Но что это значит? Дело идет о возрастающей общности основного содержания опыта, а не бесчисленных частных переживаний, о возможности полного взаимного понимания людей, а не об их психическом тождестве; о способности каждого во всякое время овладеть какой угодно частью опыта других людей, а не о фактическом обладании всем этим опытом. Философ полагал, что будущий человек, овладев выработанными общими методами познания и практики, в состоянии подойти с этими методами к любому вопросу, к любой жизненной задаче, и он разрешит этот вопрос, эту задачу, хотя они вне его специальности.
Таким образом, заключает Богданов, «когда в опыте каждого имеется уменьшенное, но верное и гармоничное отражение опыта всех, когда в переживаниях другого никто не находит ничего принципиально недоступного и непонятного, тогда «специальный» труд так же мало отрывает человека от коллективной жизни, как данное поле зрения отрывает его от всего зрительного мира. Тогда жизнь может свободно расширяться во всяком данном направлении, не уродуясь, не искажаясь, не делаясь болезненно- односторонней[4, с. 11]». Размышления философа о личности человека нашли отражение в его утопических романах «Красная звезда» (1908г.) и «Инженер Мэнни» (1912г), в которых Богданов отправляет своего героя на Марс.
Людей в марсианском обществе будет отличать трудовая сплоченность. Они будут стремиться сделать как можно больше на благо общества. Исчезнет необходимость в каких-либо принудительных нормах в общественной жизни. Труд станет естественной потребностью каждого человека. Государство, как организация господства одного класса над другим, самоликвидируется. Основной силой развития общества станет противоречие между ним и природой. Власть общества над природой станет возможной на основе научно-организованной техники. Это позволит личности проявить свои творческие способности, создать новые формы организации труда, которые приведут к стремительному прогрессу.
Труд у марсиан носит свободный характер, «каждая личность свободна» [5, с. 72]. Единственный вид свободы для Богданова - это свобода в выборе целей. Если человек желает цели, тем самым он желает и средств, которыми она достигается. И эти средства в идеальном обществе могут быть только нравственными. Смысл жизни каждой личности видится автору только в соотношении с общественным целым [5, с. 70]. На планете отсутствует единый орган управления и та социальная иерархия, которая характерна для землян. Люди различаются по склонностям, специализации, имеющемуся опыту работы, выполняемым функциям. На социалистической планете нет места конкуренции личностей, нет начальников и подчиненных, нет великих и малозначимых личностей, каждый человек - творец. Здесь явно реализуется тектологическая идея Богданова, согласно которой социалистический строй - это общество, где поло-
жение и функции человека определяются не социальным происхождением, не принадлежностью к партии, как этого требовала молодая Советская Россия, а знаниями [8, с. 81].
Любой труд на Красной звезде требует образования, неизмеримо превосходящего то, которое считается обычным на земле. Образованному землянину пришлось с этим столкнуться, когда он решил освоить работу на фабрике по пошиву одежды: «Пришлось изучить выработанные наукой принципы устройства фабрик вообще, ознакомиться специально с устройством той фабрики, где мне предстояло работать, с ее архитектурой, с ее организацией труда, выяснить себе в основных чертах также устройство всех применяемых на ней машин, а той машины, с которой я специально должен был иметь дело, конечно, во всех подробностях. При этом оказалось необходимо предварительно усвоить некоторые отделы общей и прикладной механики и технологии и даже математического анализа» [2, с. 169]. Такой подготовкой владеют все марсианские работники, и если учесть, что они периодически меняют свои рабочие места, то можно представить, каким уровнем образования и интеллекта обладают граждане социалистической планеты. Эта идея - широкой образованности - нашла свое отражение в концепции пролетарской культуры, ядром которой был коллективизм.
По убеждению Богданова, социализм, - это коллективистский строй. Работая на фабрике, Леонид столкнулся с таким явлением, как готовность всегда прийти на помощь, исправить ошибки, и делалось все это совершенно бескорыстно. Он, как «человек товарного мира», воспринимал это болезненно, измеряя земными мерками: ему «нечем было заплатить». У марсиан было иное, нерыночное, не индивидуалистическое мышление, они - совершенно новый тип личности, придуманной Богдановым, с иным типом культуры, о которой герой романа говорит: «Меня подавила ее высота, глубина ее социальной связи, чистота и прозрачность ее отношений между людьми» [5, с. 63].
Размышления Богданова о светлом будущем человечества полны надежды, оптимизма и гуманизма, тогда как в среде современных ученых преобладает, скорее, апокалипсическое видение социальных преобразований. В своей концепции философ пытался создать новый тип личности, воспитанной на иных принципах культуры, живущей в мире и согласии с другими людьми.
Литература:
1. Богданов А. А. О пролетарской культуре (1904-1924). Л.-М.: Книга. 1924. 344
с.
2. Богданов А. А. Наука об общественном сознании. Краткий курс идеологической науки в вопросах и ответах. М.: Кн. изд-во писателей. 1918. 199 с.
3. Богданов А. А. Культурные задачи нашего времени. Спб.: Дороватовский и Чарушников, 1911. 92 с.
4. Богданов А. А. Новый мир. Вопросы социализма. Сер.: Из наследия мировой философской мысли: социальная философия. М.: КомКнига. 2010. 136 с.
5. Богданов А. А. Красная звезда. М.: Терра-Книжный клуб, 2009. 224 с.
6. Богданов А. А. Инженер Менни. Спб.: Дороватовский и Чарушников, 1913.
150 с.
7. Гловели Г.Л. «Социализм науки»: Мебиусова лента А.А. Богданова. Сер.: «Теория и практика социализма»; №11. М.: Знание, 1991. 64 с.
8. Гордей Е.Н. Концепция социализма в творчестве Богданова. //Александр Богданов. XIIреспубликанские чтения. Минск: РИВШ, 2006. С. 81-82.
9. Кульсеева Т. Г. Богданов: мыслитель, ученый, врач-гуманист. Курск: Время, 2007. 234 с.
10.Любутин К.Н., Змановский Р.Г. Пролегомены к «богдановщине»// Российские версии философии марксизма. Екатеринбург: Издательство Урал. Университета, 1996. 117 с.
11. Пименов В. Ю. Философия богостроительства как инвариант русского марксизма. //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. .№ 6. Ч. 3. Тамбов: Грамота, 2011. С. 150-153.
12. Протько Т.С., Грицанов А.А. Александр Богданов. Сер.: Мыслители XX столетия. Минск: Книжный Дом, 2009. 256 с.
Literature:
1 . Bogdanov A. A. About proletarian culture (1904-1924). L.-M.: Book. 1924 . 344
pages.
2 . Bogdanov A. A. Nauka about public consciousness. Short course of ideological science in questions and answers. M.: Book publishing house of writers. 1918 . 199 pages.
3 . Bogdanov A. A. Cultural problems of our time. SPb. : Dorovatovsky and Charush-nikov, 1911. 92 pages.
4 . Bogdanov A. A. New world. Socialism problems : From heritage of world philosophical thought: social philosophy. M.: 2010 . 136pages.
5 . Bogdanov A. A. Red star. M.: Terra-Knizhny club, 2009. 224pages.
6 . Bogdanov A. A. Inzhener Menni. SPb. : Dorovatovsky and Charushnikov, 1913. 150 pages.
7 . Gloveli G. L. "Science socialism": Mebiusova tape A.A. Bogdanova. It is gray. : "Theory and practice of a socialism"; No. 11. M.: Knowledge, 1991. 64 pages.
8 . Gordey E.N. The socialism concept in Bogdanov's creativity. // Alexander Bogdanov. XII republican readings. Minsk: RIVSh, 2006. Page 81-82.
9 . Kulseeva T. G. Bogdanov: thinker, scientist, doctor humanist. Kursk: Time, 2007. 234 pages.
10 . Lyubutin K.N. Zmanovsky of R. G. Prolegomena to "bogdanovshchena"//the Russian versions ofphilosophy of Marxism. Yekaterinburg: Urals publishing house. University, 1996. 117pages.
11 . Pimenov V. Yu. Filosofiya of a bogostroitelstvo as invariant of the Russian Marxism. // Historical, philosophical, political and jurisprudence, cultural science and art criticism. Theory and practice questions. .№ 6. H. 3 . Tambov: Diploma, 2011. Page 150-153.
12 . Protko T.S. Gritsanov A.A. Alexander Bogdanov. : Thinkers of the XX century. Minsk: Book House, 2009. 256 pages.