Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИИ ПРАВА АНТИЧНОСТИ: ПЛАТОН О ГОСУДАРСТВЕ И ЗАКОНАХ'

ФИЛОСОФИИ ПРАВА АНТИЧНОСТИ: ПЛАТОН О ГОСУДАРСТВЕ И ЗАКОНАХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1416
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ / ПЛАТОН / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОНЫ / PHILOSOPHY OF LAW / HISTORY OF POLITICAL AND LEGAL DOCTRINES / PLATO / STATE / LAWS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролова Елизавета Александровна

В статье представлено учение о Платона об этике, государстве, законах. Показано отношение античного философа к проблемам поиска наилучшей формы государства, в котором должны править философы. Дается классификация форм правления в произведениях Платона «Государство» и «Политик».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy of law of antiquity: Plato about the State and laws

The article presents the doctrine of Plato about ethics, the state, laws. The ratio of the ancient philosopher to the problems of finding the best form of the state, in which philosophers should rule, is shown. Classification of forms of government in the works of Plato "The State" and "Politician" is given.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИИ ПРАВА АНТИЧНОСТИ: ПЛАТОН О ГОСУДАРСТВЕ И ЗАКОНАХ»

ФИЛОСОФИИ ПРАВА АНТИЧНОСТИ: ПЛАТОН О ГОСУДАРСТВЕ И ЗАКОНАХ

ФРОЛОВА Елизавета Александровна,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права и политологии Юридического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (МГУ). E-mail: frolova.msu@mail.ru

Краткая аннотация: В статье представлено учение о Платона об этике, государстве, законах. Показано отношение античного философа к проблемам поиска наилучшей формы государства, в котором должны править философы. Дается классификация форм правления в произведениях Платона «Государство» и «Политик».

Abstract: The article presents the doctrine of Plato about ethics, the state, laws. The ratio of the ancient philosopher to the problems of finding the best form of the state, in which philosophers should rule, is shown. Classification of forms of government in the works of Plato "The State" and "Politician" is given.

Ключевые слова: философия права, история политических и правовых учений, Платон, государство,

законы.

Keywords: philosophy of law, history of political and legal doctrines, Plato, state, laws.

В настоящее время в условиях повышенного внимания к проблемам философии права наблюдается интерес к сочинениям античных философов, которые по праву предстают в виде образцов классической мысли. К таким столпам философии справедливо относят Платона. Платон (Аристокл) (427-347 гг. до н.э.) происходил из богатого аристократического рода с прочными традициями, его предки - афинский царь Кодр, знаменитый государственный деятель Солон. Юноша получил хорошее воспитание, обучался живописи, музыке; его любимыми поэтами были Гомер, Эпихарм, Софрон. Платон хотел стать поэтом, однако после встречи с Сократом, потрясенный общением с ним, сжег все свои стихотворения. Платон благодарит богов за четыре вещи: за то, что он родился человеком, мужчиной, греком и афинским гражданским в эпоху Сократа. Последнее обстоятельство имело для него решающее значение. Раньше он познакомился с учением Гераклита, Анаксагора, однако только дружеское общение с Сократом на протяжении пяти лет направило его на философский путь. Когда Платону было ок. 40 лет, он основал Академию, где разрабатывал и преподавал свою философию частично в форме диалогов (подражая Сократу), отчасти - в лекциях. Раз в месяц проходили общие пиры философского кружка. Умер Платон на 81 году жизни, занятый своими сочинениями.

Учение Платона об идеях - первая научная попытка разрешить гносеологическую проблему: как возможна наука? Еще Гераклит спрашивал: существует что-либо прочное и постоянное или все находит-

ся в вечном потоке? Элейцы полагали бытие единым и неизменным; своим учением они положили начало мысли о закономерности всего существующего. Демокрит противопоставил чувственному миру Парме-нида атомы, т.е. уже выделял принципы научного исследования. Софисты, при всей ценности их философии указанием на значение мыслящего субъекта, делают шаг назад, поскольку отрицают общеобязательное познание. В противоположность софистам Сократ защищает эту общеобязательность: наука должна строиться на основе понятий и принципов. Эти идеи Сократа были прогрессом по сравнению с предыдущими учениями. Однако интерес представителей сократических школ менялся в сторону поиска счастья. Истинным продолжателем учения Сократа явился Платон, который развил и возвысил «понятие» до «идеи».

Согласно Платону, чувства не могут дать прочного познания, однако они ведут к образованию мнения или представления. Познание неизменного или сущего можно назвать наукой. Платон впервые возвышается до представления чисто мысленного, идеального бытия, которое существует благодаря тому, что мыслится. Гипотетический метод есть его излюбленный прием: «Я всегда кладу в основу такой принцип разума, который я считаю за наиболее надежный, и затем то, что, по моему мнению, согласуется с ним, принимаю за истинно сущее». Таким образом, по Платону, идея - это предпосылка, условие любого научного мышления. Наука о чистых идеях у Платона называется диалектикой; ее задача: свести мно-

гообразие действительности к родовому понятию и затем разложить на виды, т.е. возвысить представление до объективной идеи, отбросив все субъективное и шаткое. Истинным диалектиком, согласно его философии, может быть только систематик, т.е. тот, кто способен охватить своим разумом целое.

Большое внимание в философии Платона уделяется этике. Идея естественной закономерности его натурфилософии отошла на второй план по сравнению с идеей целесообразности. Развивая взгляды Сократа, Платон утверждает, что только истинное познание есть добродетель, а истинная добродетель основывается на познании. Этика, по Платону, является наукой. Единство добродетелей - дружбы, храбрости, благочестия, самообладания - состоит в их общей зависимости от знания, содержание которого надо искать в чем-то высшем по сравнению с чувствами. В диалоге «Горгий» он замечает, что более сильным может быть только более разумный. Эти же идеи Платон разрабатывает в первой книге «Государства» относительно понятия справедливости.

В учении Платона взгляды Сократа выступают «очищенными» от идей пользы и удовольствия. Однако следует помнить, что «правильное представление» еще не является наукой; необходимо различать обыденную добродетель, покоящуюся на благоприятных природных задатках и внешних условиях, от философской добродетели, состоящей в свободном самоопределении.

Гносеологическое обоснование этики Платоном можно представить следующим образом. Философ ставит вопросы: как возможна нравственность? На чем она основывается? Что сообщает ей истинность и обязательность? Этика находит свое обоснование в учении Платона об идеях. Идея - вечное, неизменное бытие. Из всех идей высшей является идея блага. Идея добра превосходит по своему достоинству и силе познание истины. Идея блага, как философское понятие, означает независимое от чего-либо, свободное, нечто безусловное, прочное, стоящее выше человеческих треволнений.

Важным моментом обоснования этики является принципиальное отрицание Платоном (предтеча Канта в этом вопросе) чувства удовольствия, в качестве определяющего основания этики. Различение благого и приятного присутствует уже в первых диалогах античного философа («Апология Сократа»,

«Критон», «Филеб»)1.

Платон стремился реализовать идею блага в действительности. Благодаря этому чистая (теоретическая) идея превращается в прикладную. Идея нравственности включает в себя три главные добродетели: разумение или мудрость, мужество и благоразумие (самообладание). Нравственная жизнь, по Платону, может осуществиться только в государстве. В противоположность Сократу у Платона нравственное учение вырастает в учение о государстве; индивидуальная этика становится социальной.

Сочинение «Государство» сохраняет значение как одно из наиболее значимых произведений философского идеализма. Однако идеальное государство Платона имеет эллинскую почву и остается на ней: рабство не отменяется, эллин не должен продаваться в рабство, ни один полис не должен быть разрушен. Образец - военный строй Спарты. Платоновский государственный идеал - не фантастическая мечта; философ считал себя призванным к политической реформаторской деятельности. Уже в самом начале, в рассуждениях о происхождении и развитии государства, Платон выступает как реалист: признает основой государства хозяйственную деятельность, разделение труда, деньги как посредник в обмене продуктов, промышленный, военный, правящий классы. Целью идеального государства является наивысшее счастье всех через осуществление наивысшей добродетели, научное познание которой возможно только с помощью философии.

Трем душевным силам в государстве соответствуют три разряда граждан: 1) Земледельцы, ремесленники, купцы - это материальная основа государства, они пользуются защитой и покровительством со стороны первых двух сословий, но сами участия в государстве не принимают. Для них существует частная собственность и семья. 2) Второй класс - воины (стражи или хранители) имеют своей задачей охрану существующего государства от внешних врагов, они заботятся о соблюдении законов внутри государства. У них нет частной собственности, нет индивидуальной семьи - никакой личный интерес не должен мешать им осуществлять свои служебные обязанности. 3) Высший класс - правители или философы, их призвание -законодательство, надзор за соблюдением законов,

1 Платон. Апология Сократа / Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1. М., 1990. С.70-96; Он же. Критон / Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1. М., 1990. С.97-111; Он же. Филеб / Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. III. М., 1994.

воспитание. Они проводят время в философских размышлениях, науках, осмыслении идеи добра.

Добродетель производительного класса -благоразумие и самообладание, воинов - мужество, правителей - умственное развитие; идеальное государство в целом представляет собой справедливость в ее совершенной форме.

По своей сути идеальное государство Платона есть учреждение для воспитания человеческого общества, которое должно воспринять высший нравственный идеал. Все чувственное и расслабляющее, все, что может нанести ущерб нравственности, изгоняется из музыки и поэзии.

С проектом построения идеального государства Платон соединяет критику существующего государственного и общественного строя. Философ говорит о двух государствах - государстве богатых и государстве бедных. Платон критикует погоню за деньгами, спекулянтов, праздную и разгульную жизнь «золотой» молодежи. Необходимо, по его мнению, радикальное преобразование существующего строя. Платон рассматривает возможность реализации своего идеала. Идеал не может воплотиться в сфере опыта полностью, к нему можно только приблизиться. Для этого жизнь народа должна наполниться новым нравственным содержанием; государственные формы коренятся в мировоззрении граждан. В этом должно помочь то новое воспитание, которое Платон стремился осуществить в Академии. Для построения нового общества определяющим должно явиться руководство со стороны философов: «До тех пор не прекратятся бедствия в государствах, да, думаю, и во всем человеческом роде, пока философы не станут правителями или теперешние так называемые государи и правители не станут серьезно заниматься философией».

В качестве идеальной формы правления, где властвует мудрость, Платон называл аристократию или монархию. Однако в действительности существуют разнообразные политические учреждения. Платон выделял четыре отклонения от идеала, в порядке, обозначающим путь постепенного падения государственного устройства:

-Тимократия есть власть честолюбцев (спартанское правление), для которого характерно господство силы и храбрости; военные качества в этом государстве преобладают. Постепенно нарушается гармония, начинается вражда между сословиями, сильнейшие подчиняют остальных, развивается честолюбие, стремление к богатству. Деньги становятся ме-

рилом почестей и влияния на общественные дела. Бедные исключаются из участия в политике, вводится имущественный ценз, правление из тимократии переходит в олигархию.

-Олигархия представляет собой власть богатых. Всюду царит алчность, но существует еще некоторая умеренность, так как правители заботятся о сохранении приобретенного и воздерживают низших от своеволия. Правление в олигархии вручается не по достоинству, а по богатству. При общем стремлении к стяжанию каждый получает право распоряжаться своим имуществом, как ему угодно; развивается пролетариат с целым роем праздных честолюбцев и корыстолюбцев, которые хотят поживиться на общий счет. Поскольку в государстве бедных становится большинство, устанавливается демократия.

-Демократия означает господство неограниченной свободы. Каждый считает себе все позволенным; в государстве возникает полная дезорганизация. В правление водворяются люди, которые льстят толпе; исчезает уважение к властям, к законам. Дети равняют себя родителям, ученики - наставникам, рабы -господам. Народ преследует всякого, кто возвышается над толпой богатством, знатностью, способностями. Начинаются раздоры: богатые составляют заговоры, чтобы защитить свое достояние, а народ ищет вождя. Вождь постепенно берет власть в свои руки, окружает себя наемными телохранителями и, наконец, уничтожает все народные права и становится тираном.

-Тирания олицетворяет господство безумной и безмерной страсти, которая прибегает ко всем средствам для своего удовлетворения. Это худшая форма правления1. Тиран ищет опоры в рабах и в людях низшего свойства, потому что только в себе подобных он находит преданность. Он должен поддерживать смуты и войны, чтобы народ всегда чувствовал потребность в предводителе.

1 Платон описывает тирана следующим образом: «В первые дни, вообще в первое время он приветливо улыбается всем, кто бы ему не встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран; он дает много обещаний частным лицам и обществу; он освобождает людей от долгов и раздает землю народу и своей свите. Так притворяется он милостивым ко всем и кротким. Когда же он примирится кое с кем из своих врагов, а иных уничтожит, так что они перестанут его беспокоить, я думаю, первой его задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-либо войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе ... да и для того, чтобы из-за налогов люди обеднели и перебивались со дня на день, меньше злоумышляя против него. А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить всех посредством войны». Платон. Политика / Платон. Собрание сочинений в четырех томах.Т.111. М.,1994. С.356.

Согласно Платону, так выглядит постепенное отклонение образов правления от идеала, однако этому закону нельзя придавать абсолютного значения. Аристотель замечал, что нередко перемены происходят иначе. На примере Греции видно, что здесь аристократия большей частью переходила в демократию через тиранию. Но, отчасти, в Греции, а еще больше в Риме, переходною формой государства было правление, основанное на цензе, которое, по сути, являлось смешением аристократических и демократических начал.

В диалоге «Политик» Платон отмечал, что «нынешние политики больше напоминают по своей природе, а также образованию и воспитанию, подвластных, чем властителей». Он утверждал, что править должен мудрый человек; там, где нет мудрого, должен править хотя бы закон.

Большое внимание в диалоге «Политик» уделяется формам правления. Платон выделяет следующие формы: -монархия в виде тирании (насилие) и царской власти (добрая воля, разум); -правление немногих подразделяется на аристократию (знатность) и олигархию (богатство); -правление большинства представлено в виде законной демократии и демократией без закона1.

Лучшей формой правления Платон называет монархию, основанную на законе2. При этом философ отмечает, что править должны истинно знающие правители и неважно, правят они по закону или без закона, согласно доброй воле или против нее, бедны они или богаты, главное - управлять государством на основе знания и справедливости3. «Прекраснее всего, когда сила не у законов, а в руках царственного мужа, обладающего разумом, ...потому что закон никак не может охватить со всей точностью и справедливостью то, что является наилучшим для каждого и это ему предписать».

В конце жизни в сочинении «Законы» Платон изображает уже не идеальное, а приближающееся к идеалу государство. Это земледельческая колония на острове Крит. Вместо философов во главе правления

1 См. Аристотель. Политик / Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. Т.!У. М., 1994. С.44-62.

2 Аристотель писал: «Мы должны ... наречь царем того, кто обладает царским знанием, - правит ли он на самом деле или нет. (...) Согласно этому, хорошее правление, если только оно бывает, следует искать у одного, двоих или во всяком случае немногих людей». Аристотель. Политик / Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. Т.!У. М., 1994. С.46.

3 Аристотель. Политик / Аристотель. Собрание сочинений в че-

тырех томах. Т.IV. М., 1994. С.47.

стоит союз знающих и опытных людей. Вместо познания идей здесь больше занимаются изучением математики и поэзии; сохраняются частная собственность и семьи, но браки подлежат строгому контролю; земля принадлежит государству и распределяется на 5040 равных участков4. Деление на классы выступает в этом проекте в смягченной форме; правители связаны твердыми законами, хозяйственный труд ценится значительно выше.

Вся частная жизнь определяется государством. В «Законах» Платон замечал, что никто не должен иметь собственного усмотрения. «.Никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчина, ни женщина. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда - и на войне, и в мирное время - надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. (...) Словом, пусть человеческая душа приобретет навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не понимать, как это возможно»5. Иными словами, жизнь всех людей всегда должна быть возможно сплоченной и общей. Свобода в «Законах» приносится в жертву общественной цели, гражданин должен был жить для государства, однако, еще Аристотель замечал, что в действительности в греческих полисах регламентация частного быта не доходила до таких размерах, как у Платона.

Заслугой Платона явилось возведение государства к вечным идеям правды и добра. Вместе с тем, во имя этих начал он хотел произвести такое объединение, которое противоречит человеческой природе. Уже Аристотель критиковал учение Платона, полагая, что излишнее единство разрушает сущность государства, которое должно быть менее едино, чем семья, и еще менее, чем отдельное лицо.

Платон представил критику уязвимых черт демократии (главная опасность - демагоги), тирании, в его политическом учении содержатся идеи коммунизма (развивали Чернышевский, Мор, Кампанелла) и идеи просвещенного абсолютизма (Петр !, Екатерина !!).

Созданная Платоном Академия просуществовала почти тысячу лет. Его учение подвергалось переработке, поэтому выделяют древнюю, среднюю и новую академию. В древней академии учение об

4 Аристотель. Законы / Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. Т.М. М., 1994. С.192.

5 Аристотель. Законы / Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. Т.М. М., 1994. С.406.

идеях отходит на второй план; философы сосредотачивают свой интерес на практически-этических исследованиях. Средняя и новая академии относятся к

Библиография:

после аристотелевскому периоду греческой философии. Наиболее выдающимся из учеников Платона был Аристотель.

1. Платон. Апология Сократа / Платон. Собрание сочинений в четырех томах. T.I. М., 1990. С.70-96; Он же. Критон / Платон. Собрание сочинений в четырех томах. T.I. М., 1990. С.97-111; Он же. Филеб / Платон. Собрание сочинений в четырех томах. T.III. М., 1994.

2. Платон. Политика / Платон. Собрание сочинений в четырех томах.Т.Ш. М.,1994. С.356.

3. Аристотель. Политик / Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. Т. IV. М., 1994. С.44-62.

4. Аристотель писал: «Мы должны ... наречь царем того, кто обладает царским знанием, - правит ли он на самом деле или нет. (...) Согласно этому, хорошее правление, если только оно бывает, следует искать у одного, двоих или во всяком случае немногих людей». Аристотель. Политик / Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. Т. IV. М., 1994. С.46.

5. Аристотель. Политик / Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. Т. IV. М., 1994. С.47.

6. Аристотель. Законы / Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. Т. IV. М., 1994. С. 192.

7. Аристотель. Законы / Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. Т. IV. М., 1994. С.406.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.