Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ (ЧАСТЬ I)'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ (ЧАСТЬ I) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3191
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ / ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ АНТИЧНОСТИ / THE HISTORY OF POLITICAL THEORIES / THE HISTORY OF POLITICAL THEORIES OF THE ANTIQUITY / ГЕРАКЛИТ / ДЕМОКРИТ / ПЛАТОН / PLATON / GERAKLIT / DEMOKRIT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бичехвост А.Ф.

в статье определяются хронологические рамки истории древнегреческой политической мысли, рассматриваются причины возникновения и особенности политических взглядов мыслителей Античности. Особое внимание уделено анализу содержания политических учений философов-досократиков, Гераклита, Пифагора, Демокрита, Сократа, Платона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL THOUGHT OF THE ANTIQUITY

in this article the chronological frames of the history of Ancient Greese of political thought are defined, the causes of origin and peculiarities of political views of Philosophers of Antiquity are also given. The special attention of the readers the author pays to the analyses of the content of political theories of Philosophers ― before ― Socrats period, Geraklit, Piphgor, Demokrit, Socrats, Platon

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ (ЧАСТЬ I)»

ЛЕКЦИИ

А.Ф. Бичехвост,

доктор исторических наук, профессор, зам. директора филиала Саратовской государственной академии права в г. Астрахани istoria2@yandex. ги

Политическая мысль Античности (часть I)

Аннотация: в статье определяются хронологические рамки истории древнегреческой политической мысли, рассматриваются причины возникновения и особенности политических взглядов мыслителей Античности. Особое внимание уделено анализу содержания политических учений философов-досократиков, Гераклита, Пифагора, Демокрита, Сократа, Платона.

Ключевые слова: история политических учений, история политической мысли Античности, Гераклит, Демокрит, Платон.

л

§ Summary: in this article the chronological frames of the history of Ancient Greese of politi-

^ cal thought are defined, the causes of origin and peculiarities of political views of Philosophers of

Antiquity are also given. The special attention of the readers the author pays to the analyses of the

content of political theories of Philosophers — before — Socrats period, Geraklit, Piphgor, Demokrit,

Q Socrats, Platon. CQ

<C Key words: the history ofpolitical theories, the history ofpolitical theories of the Antiquity, Geraklit,

с Demokrit, Platon.

s Границы познания мира политики были значительно расши-g рены философами и мыслителями Античности. Они стояли у истоков раз-^ личных теоретических подходов к проблематике политики, государства, к форм государственного устройства, демократии, свободы и других политико-g теоретических проблем. Г.А. Алмонд, подчеркивая выдающийся вклад ан-ш тичных мыслителей в теоретическое осмысление политических проблем, с писал: «Если поставить перед собой задачу построить графическую модель исторического развития политической науки в форме кривой, отражающей 70 прогресс в изучении политики на протяжении столетий, то начать ее следо-- вало бы с зарождения политической науки в Древней Греции»1.

В истории древнегреческой политической мысли традиционно выделя-? ются три периода: ранний (IX—VI вв. до н. э.), который был связан с обра° зованием древнегреческой государственности, творчеством «семи мудрецов», ^ философов-досократиков, Пифагора и Гераклита; период расцвета политической мысли (V—первая половина IV в. до н. э.), давший миру философские и политические учения Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля; период эллинизма (вторая половина IV—II вв. до н. э.), когда родились воззрения Эпикура, стоиков и Полибия.

1 Политическая наука: новые направления : пер. с англ. М., 1999. С. 69.

Возникновение античной политической идеологии, ее теоретическое содержание во многом были связаны с историческими и политическими условиями развития Древней Греции, особенностями организации ее политического управления и политической жизни. Особенности социально-политической жизни Древней Греции не только способствовали возникновению и развитию специфических политических взглядов, но и во многом определили сложившуюся научно-философскую структуру политического знания. Сформировавшийся у древних греков тип политической философии принято называть античным, или классическим, типом политического мышления.

Что же было характерно для античной картины мира в ее философско-политическом измерении? Во-первых, натурализм. Бытие — и природное, и человеческое — у древних представляло собой единое целое; природа являлась моделью для построения исторических и политических схем, провозглашалось тождество времени и вечности: небесного свода и исторического процесса. Во-вторых, тесная взаимосвязь политических и этических воззрений. В-третьих, телеологизм: и человек, и природа созданы и живут ради определенной цели. В-четвертых, подлинно гуманистический характер. В-пятых, стремление избежать любых изменений, которые могли бы разрушить естественное равновесие, сложившееся в обществе1.

Ранние политические идеи, получившие распространение в Древней Греции о и ставшие достоянием мировой науки и культуры, были сформулированы досо- g кратиками. Обобщающим новоевропейским термином «досократики» называли ? ранних древнегреческих философов, живших в VI—V вв. до н. э., и их преемни- К ков, живших в IV в. до н. э. — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (Милетская § школа), Гераклита, Ксенофана, Пифагора и пифагорейцев, Парменида и его | последователей (Элейская школа), Эмпедокла, Анаксагора и др. Ь

Главный предмет размышлений философов-досократиков — космос. н Человек и сфера социального, как правило, из общекосмических представлений Ч ими не вычленялись, хотя досократики являлись сторонниками антрополо- о гизма2. Антропологическая проблематика ранней древнегреческой политиче- g ской традиции включалась в космологическую: сначала она не выходила за ? рамки узкой физиологии и рассматривала человека как материальный, хотя ь и одушевленный элемент космоса, затем, в атомистической философии, она ) приобрела черты рационалистической этики, обосновывающей правила поведения в обществе в связи с представлением об универсальном благе (счастье). Однако первоначально и индивид, и общество, и космос у досократиков были представлены изоморфно и подчинялись действию общих закономерностей3.

Антропологический подход к проблеме политики был присущ Гераклиту. ^ По отношению к политической сфере жизни он разделял людей на мудрых и не- ^ разумных, лучших и худших. Социально-политическое неравенство оправды- | валось им как неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей g борьбы.__q

1 См.: Федорова М.М. Классическая политическая философия. М., 2001. С. 10—13.

2 См.: Грицанов А.А, Можейко М.А. Досократики. Новейший философский словарь. URL: http://www.vipstudent.ru/index.php?q=lib&r=24&id=1192021536&p=92 (дата обращения: 16.03.10).

3 См.: Досократики // Кругосвет : энциклопедия. URL: http://slovari.andex.ru/dict/krugosvet/ article/b/b5/1011011 .htm (дата обращения: 18.04.10).

71

У Гераклита сложилась определенная философская и политическая позиция по вопросам демократии и отношения к законам. Критикуя демократию, где, по мнению философа, правила толпа и не было места лучшим, мыслитель выступал за правление первейших. Он являлся сторонником писаного права (аристократия его времени опиралась на обычай), подчеркивая, что «народ должен бороться за закон, как за свои стены». По мнению философа, для формирования и принятия закона вовсе не обязательно его всеобщее одобрение народным собранием: главное в законе — его соответствие Логосу: «все человеческие законы питаются от единого — божественного», т. е. от Логоса.

Яркий представитель ранней древнегреческой политической мысли — Пифагор. Факты, приводимые в источниках древнегреческими философами, свидетельствовали о проявленном интересе Пифагора не только к натурфилософской, воспитательной, религиозной, математической и музыкальной теориям, но и к таким политическим вопросам, как божественное происхождение государства и власти, права, нравственно-этическая проблематика справедливости и др.

Серьезный шаг в развитии античной политической мысли был сделан Демокритом (около 460—370 гг. до н. э.). Подобно предшественникам, древ-х негреческий философ в своей политической концепции особое внимание ^ уделял проблеме государства, на которое возлагал большие надежды. Мысль к о приоритетном значении государства была выражена Демокритом с особой силой: «Интересы государства должно ставить выше всего прочего, и должно § заботиться о том, чтобы оно хорошо управлялось... Ибо хорошо управляемое государство есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно со-^ храняется, все цело, а погибнет оно, с ним вместе и все гибнет». < По Демокриту, в государстве представлены общее благо и справедливость, :: поэтому заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству ^ и управлению. Для сохранения государственного единства требуется единение ° граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство1. к В тесной связи с обеспечением интересов государства философ рассма-т тривал предназначение законов в обществе. Законы, по Демокриту, призваны ш обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Законы нужны обычным людям 72 для того, чтобы обуздать присущие им зависть, стремление к раздоры, вза-- имному причинению вреда; мудрому человеку подобные законы не нужны2.

Особую страницу в историю политической мысли Древней Греции вписа-? ли софисты, творчество которых пришлось на вторую половину V в. до н. э. Яркими представителями этого направления являлись старшие софисты — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Ксениад. Из младших софистов наиболее известны Алкидам, Трасимах, Критий и Калликл.

Внимание софистов в большей степени привлекали вопросы политической этики, сочетание в политике морали и нравственности. Их несомненная за-

1 См.: История политических и правовых учений : учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2003. С. 49.

2 См.: Там же.

О

сч

слуга — попытка классификации государственного устройства. Первичной классификацией, восходившей к ранней традиции политической мысли, являлось выделение трех типов государственных устройств на основе количественного принципа — правление одного, правление нескольких и правление многих. Особую позицию софисты занимали в вопросах права. Они одними из первых приступили к разработке проблемы естественного права.

Огромное влияние на развитие древнегреческой политической мысли оказал Сократ (469—399 гг. до н. э.), не оставивший каких-либо сочинений, т. к. наставлял учеников с помощью устных бесед. Основное содержание политических взглядов Сократа известно, поскольку было передано его последователями — Ксенофонтом и Платоном.

Сократ продолжил традицию предшествовавших и современных ему мыслителей, уделив особое внимание проблеме государства. Он стремился к рациональному обоснованию природы государства, объяснению оптимальной формы государственного правления. Мыслитель различал несколько форм государственного правления: царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную демократию и неправильную демократию. Наилучшей формой правления Сократ считал аристократию (правление «знающих», интеллектуальной элиты общества, философов). Аристократия мудрых являлась для него идеалом. Он отрицательно относился к крайней демократии. Впоследствии сократовская классификация форм государственного правления в переработке Аристотеля стала классической. ?

Выдающейся фигурой в истории политической мысли Античности яв- К ляется Платон (427—347 гг. до н. э.), предложивший собственное видение и § понимание природы и сущности политики как важнейшей сферы челове- | ческой деятельности. Ь

Теоретический подход Платона к осмыслению политики привел его к н однозначному выводу: политика — царское искусство, искусство управ- Ч лять людьми, человеческим обществом, требующее специальных знаний. о Политика — это знание, предназначенное для воспитания граждан. Заслуга и Платона состояла в том, что он был одним из первых мыслителей Античности, ? предпринявших попытку вычленения политики в самостоятельную сферу ь жизнедеятельности человека. Его идеи о политике были взяты на вооружение ) последующими поколениями мыслителей.

В политической концепции, изложенной в «Государстве», Платон на- 73

рисовал проект идеального государственного и общественного устройства -

и решил ряд других теоретических проблем. Мыслитель систематизировал учение об обществе и государстве, сделал попытку с рационалистических ^ позиций объяснить причины их происхождения и в соответствии со свои- ^ ми взглядами раскрыл наиболее привлекательные формы государственного | правления. £

Платон высказывал мысль, что государство возникло в силу естественной 9 потребности людей к объединению с целью облегчить условия своего существования. По его мнению, государство возникает тогда, «...когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. — Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения

о

о

той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...»1.

Общество, согласно Платону, возникло в силу тех же причин, что и государство — из потребностей, которые люди могут удовлетворить на основе разделения труда, сотрудничая друг с другом. Обществу необходимы сапожник и хлебороб, солдат и правитель, каждый из которых должен заниматься своим делом. Такое разделение труда вытекало из природного неравенства людей, объяснявшегося мифом о том, что при рождении одним людям подмешивается золото, другим — серебро и т. д.

Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходил из соответствия, которое, по его мнению, существовало между космосом, государством и отдельной человеческой душой. И в государстве, и в душе отдельного человека, по утверждению античного мыслителя, имелись одни и те же начала. Трем началам человеческой души — разумному, яростному и вожделеющему — в государстве соответствовали три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое. Последнее, в свою очередь, формировало три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство могло считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из указанных сословий выполняло свое дело и не вмешивалось в дела других: одним предписано править, другим — защищать государство, третьим — работать. При этом предполагалась иерар-§ хическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

Платон являлся сторонником сословности и жесткой социальной иерар-^ хии. Согласно платоновской концепции, сословия не равны, наследственны < и замкнуты. Принадлежность к сословию определяется не личностными ка:: чествами человека, а его происхождением. Самовольный переход из низшего ^ сословия в высшее недопустим. В том, что у каждого свое дело и переход ° из одного сословия в другое сильно ограничен, по Платону, есть высшая к справедливость. Таким образом, мыслитель высказывал плодотворную идею т о необходимости общественного разделения труда, которое является важной

х

со

к

ш основой социального прогресса.

<

Конструируя в «Государстве» идеальное общественное устройство, Платон выдвинул идею упразднения частной собственности среди правителей и 74 воинов, т. е. первых двух сословий, которые должны были посвятить жизнь - служению общему благу. Их следовало избавлять от соблазнов личного обогащения и частных интересов. Стражам запрещалось прикасаться к деньгам, золоту, серебру и иметь какую-либо собственность (даже жены и дети у них должны быть общими). Жизнь воинов и правителей предполагалось организовывать на началах общности имущества и коллективизма. Лишенные собственности, правители и воины обязаны были жить по потребностям за счет производительного труда ремесленников. Главная задача стражей заключалась в защите государства. Создавая концепцию идеального государства, Платон затрагивал только сферу распределения и не рассматривал область производства.

1 Платон. Государство // Мыслители Греции. От мифа к логике : сочинения. М.; Харьков, 1998. С. 142.

О

сч

По мнению Платона, строго иерархическое устройство греческого полиса должно было предохранить его от кризиса и разложения. Высказанные им уравнительные идеи дали основание отдельным исследователям рассматривать его как предшественника социалистов-утопистов. Они утверждают, что в утопическом коммунизме нашли отражение взгляды Платона о необходимости гармонии в отношениях граждан и государства, их единства, благодаря чему в обществе не будет раздоров, политических смут, восстаний; организации государством гражданского воспитания, обеспечения нравственного поведения людей, а также введения цензуры, обязательности для всех религиозных обрядов под страхом смерти или тюремного заключения и т. п.1 В соответствии с другими современными воззрениями, платоновские построения не содержат коммунистического идеала, т. к. общность имущества распространялась Платоном лишь на узкую прослойку стражей-правителей и не составляла экономической основы проектируемого им общественного строя. Следовательно, истолкование доктрины Платона в качестве коммунистической является таким же анахронизмом, как и попытка обнаружить в ней идейные истоки тоталитаризма2.

К числу наиболее разработанных политических концепций Платона относилось учение о формах государства. Лучшей из них он признавал аристократию, при которой управление осуществляет сплоченное меньшинство, ^ осознающее ответственность за государство. Мыслитель полагал: в идеале | «правителями государства должны быть философы» — интеллектуальная ? элита общества. Как способные и одаренные люди, философы совершать плохих поступков. Они обязаны быть высоконравственными и § придерживаться идеи справедливости, а также обучаться различным наукам, Ы пройти длительную подготовку, военную службу и только по достижении пя- Ь тидесяти лет получали право и возможность стать правителями. Соблюдение > этих условий обеспечивало государству необходимую гармонию. 1

В представлении Платона на смену аристократии приходит тимократия — О господство честолюбивых воинов. Эту форму правления, обнаруженную им в | Спарте, мыслитель оценивал достаточно высоко, но считал ее нестабильной. ? Некогда единый правящий класс мог оказаться разъединенным, т. к. каждый Т его представитель жаждал личного успеха, славы, богатства. )

Следуя логике Платона, войны и раздоры приводят к накоплению богатства частными лицами, и тимократическое государство перерастает в олигархию — правление небольшой группы богачей, отстаивающих собственные интересы, «государственное устройство, преисполненное множеством зол»3. Олигархи устанавливают законы, в соответствии с которыми к власти не допускаются ^ те, у кого нет определенного имущественного ценза, и, таким образом, от участия в управлении государством отсекается большинство граждан. |

Превращенные в объект эксплуатации народные массы в конце кон- £ цов восстают. У неимущих возникает ненависть к алчным богачам, которая о

1 См.: Антология мировой политической мысли : в 5 т. Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция / нац. обществ.-науч. фонд Акад. полит. науки; рук. проекта Г.Ю. Се-мигин и др. М., 1997. С. 15.

2 См.: История политических и правовых учений / под ред. О.А. Лейста. М., 2002. С. 62.

3 Платон. Указ. соч. С. 345.

75

приводит к государственному перевороту и установлению демократии. Платон объяснял, что демократия «осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей...»1.

Выдающийся мыслитель Античности был невысокого мнения о демократии. Демократов он называл человекообразными хамелеонами, распутниками, наглецами и бесстыдниками, живущими исключительно ради удовольствий и удовлетворения нечистых желаний. В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. Согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность — тирания (т. е. власть одного человека)2.

Недовольство уставшего от демократического хаоса народа использует демагог, народный вождь. Он свергает демократию и устанавливает тиранию, которая, по словам Платона, — самая презренная форма государственного управления. Люди превращаются в рабов тирана, который постоянно вовлекает их в войны, чтобы они испытывали нужду в предводителе. Тирания, полагал Платон, — наихудший вид формы правления, где царят произвол, 3: беззаконие и насилие. Она довольна неустойчива ввиду отсутствия соци-^ альной основы.

0_ Таким образом, Платон создал наиболее разработанную концепцию о формах государства, выделил их характерные черты. Учение Платона о фор-§ мах государственного устройства в последующем оказало сильное влияние

на политико-теоретические конструкции о государстве. ^ В соответствии с традициями античной политической мысли Платон < обращал особое внимание на проблемы идеального правителя и управле-:: ния государством. Правитель — царственный муж — должен был обладать ^ высшим знанием, знанием о том, как властвовать над людьми. Он не тиран. ° Его правление справедливое и мягкое. Он сплетает различные виды добрось детели и делает государство гармоничным и единым.

т Управление государством характеризовалось Платоном как царское ис-

.0

ш кусство, главным для которого является наличие истинного царского знания

<

[Зь и способности управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то не важно, правят они по законам или без них, добровольно или против воли, 7g бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае

- не будет правильным3.

Политические воззрения Платона не оставались неизменными. Они ? менялись на протяжении его жизненного и творческого пути по мере переосмысления отдельных политических проблем. В конце жизни Платон создал «Законы» — еще одно важное сочинение по политической проблематике, в котором немного осталось от прежних взглядов мыслителя.

1 Платон. Указ. соч. С. 360.

2 См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. Чары Платона. URL: http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/Popp/04.php (дата обращения: 05.05.10).

3 См.: Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия : учебник для вузов. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1998. С. 21.

О

0J

Основные отличия «Законов» от «Государства» заключались в следующем. В «Законах» полицейская регламентация государством жизни людей достигает апогея: общество превращено в казарму, где за поведением населения ведется тотальный контроль, а правит государством владыка, тиран, у которого в руках сосредоточена величайшая власть. Платон предписывал: «[...] благородные должны править неблагородными [...], старшие должны править, младшие подчиняться. [...] рабы должны подчиняться, а их господа — править [...] править должен сильный, а слабый ему подчиняться». Он требовал: «никто никогда не должен оставаться без начальника — ни мужчины, ни женщины. [...] никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению [... ] безначалие должно быть изъято из жизни всех людей и даже животных, подвластных людям»1.

Платон отказывался от коллективной собственности философов и воинов. Всем гражданам разрешалось иметь семьи и участки земли с домами. Каждый получал их по жребию и пользовался ими на правах владения. Земля являлась собственностью государства. Деление граждан на сословия заменялось градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретали в зависимости от размера имущества, записавшись в один из четырех классов. Переход из одного класса в другой происходил беспрепятственно при изменении имущественного состояния. Потребности о земледелия предполагалось полностью обеспечить за счет рабского труда. | Форму совершенного государства Платон представлял как смешение де- ? мократии и монархии. К

Политическое учение Платона, как и вся его философская концепция § в целом, оказало огромное влияние на последующее развитие политиче- Ы ской идеологии. Под влиянием его политических взглядов складывались Ь философские и социально-политические воззрения Аристотеля, стоиков, н Цицерона и других ярких представителей античной философской и по- Ч литической мысли. О

--о

1 Платон. Указ. соч. С. 373. 1

о

77

СП £

си о о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.