УДК 327 Золотухин И.Н.
Филиппинская транснациональная трудовая миграция: тенденции развития и проблемы управления
Введение
Трудовые мигранты составляют более 20% численности 10-миллионной филиппинской общины, проживающей за рубежом [39]. Большинство филиппинских мигрантов отбывают за границу из крупных городов и провинций, расположенных поблизости от Национального столичного района, где уровень бедности ниже, чем в среднем на Филиппинах и, следовательно, больше возможностей уехать за рубеж. В свою очередь, именно в эти урбанизированные районы в поисках работы происходит внутренняя миграция из сельской местности и из слабо развитых районов, а уже отсюда филиппинцы устремляются вовне в поисках лучшей жизни.
Транснациональная трудовая миграция играет большую роль в социально-экономическом, политическом и демографическом развитии Филиппин. Более ста лет население архипелага 7000 островов участвует в международных миграционных процессах. Филиппины являются крупнейшим азиатским и мировым экспортёром трудовых ресурсов, а филиппинские мигранты стали важнейшим источником зарубежных валютных поступлений. В то же время по-прежнему актуальной для филиппинского правительства остаётся проблема регулирования трудовой иммиграции и защиты прав и интересов трудовых мигрантов за границей.
Предыстория филиппинской трудовой миграции за рубеж
Трудовая миграция с Филиппин имела место ещё в доколониальную эпоху в XV—XVI вв., после того как султан Сулу Падука Батара направил миссию в Китай по улучшению торговых отношений [21]. В годы испанского колониального владычества филиппинцы стали работать моряками на торговых судах, курсирующих между архипелагом и Новым светом, а впоследствии филиппинские матросы, известные как "манильцы", появляются на иностранных (английских и голландских) судах. В этот период мигранты из Филиппин выходят на трансконтинентальный уровень, создают поселения в Америке, отправляются жить, работать и учиться в Европу [41, р. 99]. С конца XIX в., когда Филиппины оказались под американским колониальным управлением, жители архипелага начали уезжать работать в США, ставшие настоящим местом паломничества филиппинских трудовых мигрантов, занятых на плантациях, заводах, кораблях [8, р. 71].
Колониальное положение Филиппин давало их жителям больше возможностей для трудоустройства в США, в частности, их не затронул Акт об иммиграции 1917, сильно ограничивший поток иностранных работников из Азии. Работодателей подкупала не только низкая стоимость рабочей силы, но и трудолюбие и неприхотливость филиппинцев. Число филиппинских иммигрантов, прибывших в Штаты (главным образом на Гавайи) между 1906 и 1934 гг., достигало 150 000 человек [11].
Даже в годы Великой депрессии численность филиппинцев, занятых на плантациях и фермах Гавайев и западного побережья США, превышала 50 000, а после принятия в 1934 г. Акта Тайдингса-Макдаффи, даровавшего Филиппинам автономию и одновременно сделавшим страну объектом имми-
© Золотухин И.Н., 2018
ЗОЛОТУХИН Иван Николаевич, к.полит.н., доцент кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: [email protected]
грационных квот, губернатор Гавайских островов был вынужден нанимать филиппинских рабочих сверх количества, определённого законом. К концу десятилетия во всех штатах насчитывалось 108 424 выходцев с Филиппин, занятых в сфере аграрного производства, обслуживания, гостиничного сервиса [20, р. 31]. Миграционные потоки из Филиппин на территорию США и Канады привели к формированию здесь многочисленной диаспоры, в настоящее время превышающей 4 млн. человек (более 3,5 млн. в США и около 700 тыс. в Канаде) [17].
После окончания Второй мировой войны и обретения Филиппинами независимости американское правительство вводит ограничительные квоты на иммиграцию для их жителей, и филиппинское трудовые мигранты начали осваивать другие направления, прежде всего азиатское. Рабочая сила из Филиппин появляется в странах Восточной Азии, а с начала 1970-х в государствах Персидского залива. В это же время все большее число филиппинских мигрантов проникает в Западную Европу.
Новая волна мигрантов на территорию США и Канады последовала после того, как в середине 1960-х США и Канада смягчили иммиграционное законодательство. Штаты стали местом самореализации филиппинских высококвалифицированных кадров, которые нашли работу в сфере обслуживания и здравоохранения. В начале 1970-х выходцы из Филиппин получили возможность служить в вооружённых силах США, благодаря требованиям Движения за гражданские права [18]. Принятый в США в 1965 Акт об иммиграции, отменивший систему национальных квот, привёл к тому, что выходцы из Филиппин составили на тот момент почти 25% всех азиатских мигрантов. Если с 1961 по 1965 гг. в страну прибыло менее 16 тыс. филиппинцев, то в период с 1981 по 1985 гг. — более 221 тыс. [18].
В начале 1950-х г. на территории Канады (провинция Манитоба) было зарегистрировано лишь 10 филиппинских иммигрантов. В 1965 — около 1,5 тыс., а к середине 1990-х — более 220 тыс. Подавляющее большинство филиппинских мигрантов (85%) в Страну кленового листа имело как минимум степень бакалавра [25]. Трудовые мигранты из Филиппин находили применение своим навыкам в сферах медицины, торговли, управления, промышленного производства. В 1970-х существенно возросло число филиппинских мигрантов в другие страны переселенческого капитализма — Австралию и Новую Зеландию.
Глобализация филиппинской трудовой миграции связана с конъюнктурными изменениями в мировой экономике: нефтяные монархии Персидского залива, также как новые индустриальные страны Восточной Азии, испытывали дефицит рабочей силы, а в свою очередь филиппинская экономика была не в состоянии обеспечить потребности трудоспособного населения, особенно молодёжи, что в совокупности с низким уровнем жизни населения в стране создавало социальные проблемы [35, р. 71]. Филиппинские трудовые мигранты: моряки, строители, горничные, нефтяники, инженеры, разнорабочие — не только составили о себе хорошую репутацию в мире, они отправляли домой денежные переводы в валюте.
Филиппинское правительство увидело в экспорте трудовых ресурсов открывшуюся возможность преодолеть социально-экономические трудности в стране (в т.ч. решить проблему государственного долга) и в начале 1970-х даёт филиппинцам "зелёный свет" для трудоустройства за рубежом [41, р. 112]. При президенте Фердинанде Маркосе принимается Трудовой кодекс Филиппин (1974), в котором предусматривалось участие государства в регулировании занятости за пределами страны [9, р. 32-34]. Параллельно правительством разрабатываются программы репатриации филиппинских эмигрантов, с целью использовать их позитивный заграничный опыт на благо Родины.
Первоначально предполагалось, что поощрение отбытия трудоспособного филиппинского населения за границу будет носить временный характер, пока страна не оправится от экономических проблем. Однако за последующие 40 лет временная мера превращается в инструмент притока валютных поступлений в филиппинскую экономику, а филиппинские мигранты становятся "новыми героями" нации (bagong Ьауат), роль которых сопоставима с вкладом хуацяо в развитие Китая.
Отсутствие устойчивого экономического развития, политическая нестабильность, неуклонный рост населения, безработица (прежде всего молодёжная) и низкая заработная плата в совокупности с неприхотливостью филиппинских трудовых мигрантов и их готовностью браться за любую работу привели к буму эмиграции с конце 1970-х гг. Численность филиппинских трудовых мигрантов, составлявшая 12,5 тыс. чел. в 1975, через 30 лет возросла до 740 тыс., в 2006 достигла 1 млн [29, р. 61], а через 10 лет почти удвоилась [10]. Филиппинская трудовая миграция становится транснациональным явлением и приобретает глобальный размах: выходцы с Филиппин трудоустраиваются практически во всех уголках земного шара.
Филиппинская трудовая миграция за границу: структура, направления, особенности
Комиссия по филиппинцам, проживающим за рубежом, относит филиппинских трудовых мигрантов (ФТМ) или заграничных филиппинских работников (ЗФР) к категории временных мигрантов, чьё пребывание в принимающей стране связано с определёнными условиями официально оформленной трудовой занятости. К данной категории причислены филиппинские работники на суше и на море, студенты, стажёры, бизнесмены и прочие лица, срок пребывания которых за рубежом составляет от полугода и более. В отдельную категорию выделяются постоянные мигранты (к ним относятся иммигранты, прибывшие за границу на ПМЖ, филиппинские супруги иностранных граждан, филиппинцы, натурализованные в принимающей стране, филиппинские двойные граждане и их потомки), а также нелегальные мигранты — филиппинцы, пребывание которых за границей не зарегистрировано должным образом, с просроченной визой или не имеющие визы или разрешения на работу [11].
Численность трудоспособных граждан Филиппин превышает 65 млн. человек из более чем 106-тимиллионного населения республики. При этом безработица составляет 15% [33]. Показатели темпа прироста населения Филиппинского архипелага являются одними из самых высоких в Восточной Азии, достигнув за 2017 1,57% [32]; впереди Сингапур (1,82%), который, правда, является лидером среди мировых стран с самым высоким положительным миграционным сальдо. В отличие от Сингапура, Филиппины находятся на 1 месте среди восточноазиатских стран с самым высоким показателем эмиграции (-2).
За 2016 г. количество ЗФР достигло 2,2 млн. чел.: число трудовых мигрантов, занятых на суше, составило 1 669 511 чел. (из них 2/3 трудоустроились повторно), занятых на море — 442 820 [16]. За 2017 г. численность ЗФР превысила 2,3 млн. [39].
В десятку стран с самой большой численностью филиппинских трудовых мигрантов входит 6 нефтяных монархий Персидского залива, в которых работает более 60% филиппинцев [28]. Наиболее предпочтительное для филиппинских работников место — Саудовская Аравия, где трудится почти 1/3 пиноев1. Значительная их доля присутствует в странах Восточной Азии — Сингапуре, Гонконге, Малайзии, что вызвано не только географической и историко-культурной близостью этих стран с Филиппинами, но и более комфортными условиями труда в них по сравнению со странами Ближнего Востока. В то же время сокращается численность филиппинских работников в Малайзии и Японии и растёт в Гонконге и Сингапуре.
Среди филиппинских трудовых мигрантов большая часть (37,6%)) занята в сферах, не требующих высокой квалификации: разнорабочие, горничные, уборщики, обслуживающий персонал, 18% находят работу в торговле и сервисе, около 14% трудятся монтажниками, строителями, обслуживают станки и машины, чуть более 11% занимаются мелким товарным производством. Менеджеры и высококвалифицированные специалисты составляют порядка 10% от общего числа заграничных трудовых мигрантов [39]. Именно они могут себе позволить обращаться в специальные рекрутинговые агентства и полу-
Пиной - неформальное самоназвание филиппинцев, как проживающих на Филиппинах, так и находящихся за рубежом.
чить гарантированное официальное трудоустройство, не сталкиваясь с проблемами, связанными с нарушением их прав.
С началом 1990-х гг. происходит феминизация филиппинской трудовой миграции, связанная с возросшим за границей спросом на "женские виды деятельности" (сиделки, горничные, медсестры, работницы сферы досуга и развлечений). Представительницы прекрасного пола в возрасте от 25 до 39 лет составляют 65% среди общего числа женских трудовых мигрантов (из мужчин таковых 54%) [39].
Происходят изменения в структуре филиппинской трудовой миграции в страны Азии: если раньше в странах Персидского залива в основном преобладали филиппинские мужчины, а в странах Восточной Азии — женщины, то теперь и в странах Персидского залива женщин стало больше. Труд филиппинских женщин за границей, как правило, низко оплачивается, и от них не требуется высокой квалификации. Большинство филиппинских мигранток, попадающих за границу, являются выходцами из сельских районов страны и зачастую не имеют представления о формальных правилах трудоустройства, попадая в результате в сложные и опасные ситуации.
Вопиющий случай неслыханного злодеяния произошёл в феврале 2017 г.: в морозильной камере заброшенной квартиры г. Эль-Кувейт было обнаружено расчленённое тело 29-летней горничной Джоанны Демафелис [3]. Убийцами оказались её последние работодатели — мужчина-ливанец и его сирийская жена, которые в апреле были приговорены кувейтским уголовным судом к казни через повешение [4]. Инцидент привёл к серьёзным последствиям. Президент Родриго Дутерте запретил филиппинцам трудоустраиваться в Кувейте. Кроме того правительство рекомендовало своим гражданам воздержаться от поисков работы в странах Персидского залива. В настоящее время между Манилой и Эль-Кувейтом ведутся переговоры, касающиеся защиты прав филиппинских работников за рубежом.
Острой остаётся проблема сексуального насилия в отношении филиппинских мигранток. В 1997 г. Филиппины отказались от программы "О пер" (Au pair)2 по причине дискриминации, нарушения трудовых прав, случаев сексуальных домогательств в отношении филиппинских девушек со стороны их работодателей. Лишь в 2010 г., когда филиппинское правительство достигло соглашения о защите прав своих граждан, филиппинки стали приезжать в Данию, Норвегию, Нидерланды, Швейцарию, Германию [38, p. 53-62]. Спрос на филиппинских сиделок и горничных подвиг правительство республики ратифицировать Конвенцию о достойном труде домашних работников Международной организации труда (МОТ), в которой домашняя работа признается как труд, который должен быть защищён.
В то же время, согласно данным от Управления по трудоустройству филиппинцев за рубежом, за последние несколько лет происходит выравнивание в процентном отношении женщин и мужчин, отбывающих за границу, — от 70 к 30 в 1992 г. к 60 к 40 в 2006 г. Среди факторов, которые привели к этому, можно выделить сокращение числа женщин с наиболее уязвимым положением и рост спроса на высококвалифицированных рабочих в странах-реципиентах. По данным за 2017 г. диспропорция ещё больше выровнялась: 54 и 46 [39].
По сей день Филиппины занимают ведущие позиции в мировой судоходной отрасли: филиппинские моряки составляют более 25% моряков во всем мире. Морская занятость стала важной статьёй национального дохода, приносящей в экономику страны миллиарды долларов. Развитием и повышением конкурентоспособности филиппинских моряков на мировом рынке труда занимается специальный правительственный орган, агентство Департамента транспорта и коммуникаций — Управление морской промышленности [15].
2 Au pair (в переводе с французского - "помощник по хозяйству") - программа для молодых людей, живущих в чужой стране и/или регионе в принявшей их семье и выполняющих определённую работу (чаще всего занимающиеся воспитанием детей). В качестве компенсации они получают питание, помещение (обычно комнату) для проживания и деньги на карманные расходы, а также возможность выучить язык на курсах (в зависимости от страны такие языковые курсы оплачиваются принимающей семьёй или предусмотрены самой программой) и познакомиться с культурой принимающей и/или региона [38, p. 53-62].
Деятельность пиноев направлена не только на их самообеспечение. Как уже отмечалось, денежные переводы зарубежных филиппинцев являются одним из рычагов развития филиппинской экономики, и их сумма ежегодно возрастает. Если в 1975 г. филиппинские мигранты перевели чуть более 100 млн. долл., то на рубеже ХХ-ХХ1 вв. объем валютных поступлений превысил 6 млрд. долл. [12], а в 2007 г. их сумма достигла рекордных 13% ВВП филиппинской экономики [42, р. 7]. За прошлый год сумма трансакций филиппинцев из-за рубежа превысила 28 млрд. долл., составив более 10% ВВП республики [23]. Филиппины вошли в тройку стран по объёму получаемых из-за рубежа денежных переводов, уступив пальму первенства Индии и Китаю [14].
Пинои, высылающие денежные средства свои родным и близким, становятся примером для миллионов филиппинцев, желающих покинуть свою страну в поисках работы и лучшей жизни. С другой стороны, положение филиппинских трудовых мигрантов за рубежом остаётся острой проблемой для филиппинского правительства. Многие из них становятся жертвами нелегального рекрутинга, попадая в рабские условия, подвергаясь принудительному труду, жесточайшей эксплуатации, сексуальному насилию [27, р. 34].
По данным Канцелярии заместителя министра по делам трудящихся-мигрантов Департамента иностранных дел, по состоянию на декабрь 2016 г., 18 641 филиппинцев за границей находились в тюрьме, а по состоянию на август 2017 г. - 71 человек пребывал в камере смертников. Зафиксированы случаи издевательств над филиппинскими мигрантами, привлечения их к криминальной деятельности, вербовки в радикальные организации [5].
Согласно исследованию, проведённому Комитетом по делам филиппинцев за рубежом, 70 % филиппинских домашних работников в Саудовской Аравии сообщили о том, что были подвергнуты физическому и психологическому насилию [6]. Примером серьёзного нарушения прав филиппинских трудовых мигрантов является кафала3, практикуемая в странах Ближнего Востока (ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейте), которая прямо противоречит трудовому законодательству. Несмотря на обещанные высокие зарплаты, средний заработок филиппинских работников в этих странах не превышает 500 долл., причём часто гастарбайтеры получают в лучшем случае половину от обещанной суммы. Самым уязвимым является положение за границей нелегальных ФТМ, которые в любой момент могут быть подвергнуты депортации.
Рост трудовой миграции из Филиппин обозначил трудности и вызовы, с которыми сталкиваются пинои и их семьи за границей. Обеспечивая мировой рынок труда рабочей силой и снижая уровень безработицы в стране, "герои нации", помогающие экономике Филиппин и обласканные на словах политическими лидерами, на деле не всегда получают помощь от собственного правительства. С другой стороны, денежные переводы из-за границы являются не панацеей, а скорее препятствием в решении социально-экономических проблем внутри страны и, в случае истощения валютных потоков от зарубежных филиппинцев, сложно предугадать, насколько успешно филиппинская экономика сумеет адаптироваться к новым условиям [41, р. 114-115].
Таким образом, перед руководством Филиппин стоит комплексная задача, требующая серьёзных корректив в управление трудовой миграцией параллельно с осуществлением мер по снижению зависимости экономики государства от денежных переводов филиппинских эмигрантов и создания условий для репатриации и реинтеграции филиппинцев, возвращающихся из-за рубежа.
Кафала (от араб. "низам аль-кафала" - "система поручительства") - система ответственности работодателя за гастарбайтера, налагающая на работодателя, помимо обязанности платить зарплату, обеспечивать работника рабочей визой, предоставлять ему жилье и питание, регулировать отношения с бюрократическими инстанциями. Взамен работник обязуется не покидать работодателя в оговоренные сроки. За время действия договора (который может носить устный характер) работник не может сменить место работы и покинуть страну, т.к. его документы остаются у работодателя. Также без разрешения своего работодателя работнику запрещено арендовать и покупать жилье, получать водительское удостоверение, открывать счёт в банке. Фактически работник является заложником работодателя и рискует стать жертвой произвола [24, р. 294-295].
Метаморфозы политики трудовой миграции
При режиме Маркоса, в условиях активизации процесса трудовой иммиграции, правительством предпринимаются действия, направленные на её регулирование. Начинается реализация первых программ по экспорту рабочей силы [2, с. 25], происходит институализация управления зарубежной трудовой миграцией.
Очень скоро политика поощрения трудовой миграции превращается в прибыльное предприятие, а в 1982 г. Маркос потребовал от зарубежных филиппинских работников перечислять от 50 до 70 % своего дохода, однако требование вызвало массовые протесты, и было отменено [13]. Попытки К. Акино и Ф. Рамоса остановить потоки трудовых мигрантов за границу и перенаправить их на внутреннее трудоустройство не увенчались успехом. Преемники Маркоса пошли по пути дальнейшего упрощения экспорта трудовых ресурсов, поощряя филиппинцев к поиску работы за рубежом [7, p. 115]. Поставив трудоустройство за границей важной задачей развития филиппинской экономики, правительство параллельно разрабатывает и принимает ряд институтов, законов и программ, направленных на усиление защиты ФТМ и их семей [9, p. 32-34].
Первыми структурами, созданными правительством с целью координирования зарубежной занятости, становятся Совет по развитию занятости за рубежом и Национальный комитет по делам моряков, впоследствии вошедшие в Филиппинское Управление по трудоустройству за рубежом [8, p. 91]. Главными правительственными учреждениями в сфере регулирования трудовой миграции за границей являются Департамент по труду и занятости, сотрудники которого представлены в 135 странах мира, и Департамент иностранных дел. Важнейшие функции правительственного контроля над ФТМ осуществляют филиппинское Управление по трудоустройству за рубежом и Управление по благосостоянию работников за рубежом, которые взаимодействуют с Комиссией по филиппинцам, проживающим за рубежом. Вопросами правовой поддержки ФТМ занимаются структуры МИД Республики Филиппины.
С 1989 г. создаётся программа продвижения взаимодействия с филиппинцами, проживающими за рубежом с целью развития Филиппин, — LINKAPIL, предназначенная не только для мобилизации средств филиппинской диаспоры, но и для оказания помощи заграничным филиппинцам, в том числе для поддержки проектов в области образования, здравоохранения, повышения уровня жизни, освоения новых навыков и технологий.
К работе по трудоустройству филиппинцев за рубежом привлекаются частные агентства занятости и неправительственные организации (например, некоммерческая инициативная организация зарубежных работников "Atikha!" (по-тагальски — "спасти!"), неправительственная организация "Мигрант интернэшнл", Фонд поддержки мигрантов, Фонд Центра Kanlungan Inc., организующий общественные группы для борьбы с нелегальным рекру-тингом и др.).
Правительственные учреждения, регулируя вопросы зарубежной трудовой миграции, такие как расширение зарубежного рынка занятости для филиппинцев, лицензирование рекрутинговых агентств, аккредитация иностранных работодателей и обеспечение благосостояния трудоустраиваемых работников, параллельно взаимодействует с частными организациями, что, с одной стороны, увеличивает географию и масштабы транснациональной трудовой миграции, а с другой заставляет усиливать механизмы защиты прав и интересов филиппинских работников за границей [40, p. 100].
Помимо развития и совершенствования национального законодательства по вопросам трудовой миграции [9, p. 32-34], Филиппины ратифицировали Конвенцию ООН по правам всех рабочих-мигрантов и их семей, а также Протокол ООН о предотвращении, подавлении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми [12]. Филиппины имеют около 60 соглашений о временной трудовой деятельности граждан Филиппин в других странах, из которых 45 являются межправительственными. В то же время в данных соглашениях уделяется большее внимание договорённостям, связанным с организацией рекрутинга трудовых мигрантов, а не защите их прав.
В целом политика филиппинского руководства, ориентированная на поощрение трудовой иммиграции и защиту прав и интересов зарубежных работников, не имела прямой связи с политикой экономического развития Филиппин. Правительство оказалось перед дилеммой эффективного использования финансовых ресурсов зарубежных мигрантов и необходимостью создания в стране таких условий, чтобы работа за границей стала выбором, а не необходимостью. Среди базовых проблем, связанных с трудовой миграцией за рубеж, можно выделить её теневые стороны: иммиграция значительной части филиппинских работников за границу не только снижает уровень безработицы, но и ведёт к утечке умов и рук трудоспособного населения; увеличение миграционных потоков за рубеж создаёт дополнительную нагрузку для правительственных структур, регулирующих данный процесс не всегда успешно; наконец, нарушение прав филиппинские работников за рубежом заставляет филиппинское руководство подчас идти на крайние меры (запрещать иммиграцию в страны, где филиппинские работники подвергаются насилию и унижению, требовать от правительств этих стран юридических гарантий для своих работников, в том числе и путём внесения изменений в их законодательство), что, в свою очередь, может привести к международным осложнениям.
Впервые целенаправленный переход от экспорта филиппинских трудовых ресурсов к созданию благоприятных условий трудоустройства в стране был обозначен при президенте Бениньо Акино III (2010—2016 гг.), а при нынешнем президенте Родриго Дутерте предпринимаются меры подчинить миграционную политику планам национального развития, прежде всего, задачам провозглашённых правительством грандиозных социально-экономических преобразований или дутертеномики, требующих колоссальных трудовых ресурсов.
В первый год своего президентства Дутерте совершил более 20 зарубежных визитов, посетил 18 стран, где встречался с представителями филиппинской общины за рубежом, которые с энтузиазмом его приветствовали. Дутерте пообещал оказывать им помощь через новый Департамент по делам филиппинских работников за рубежом, а, выступая в Японии, заявил, что следующее поколение филиппинцев будет работать на Филиппинах [34]. Хотя данное высказывание напомнило знаменитое обещание Хрущёва "следующему поколению советских граждан", филиппинское руководство воплотило заботу о ФТМ в ряде конкретных действий.
В принятом в феврале 2017 г. Плане развития (2017—2022 гг.), разработанном Управлением по национальной экономике и развитию, в котором определена повестка дня долгосрочной стратегии AmBisyon Natin 2040 ("Наше видение" 2040), особое внимание уделяется зарубежным филиппинцам, прежде всего улучшению условий их проживания и благосостояния их семей, содействию их участия в развитии Филиппин и обеспечению их плавной реинтеграции. Также в нем затронута необходимость координированных усилий на международной арене (с партнёрами по АСЕАН) по решению проблем, связанных с иностранными мигрантами Филиппин, и возможная диверсификация направлений филиппинской трудовой миграции — в Китай и Россию [36].
В июле 2017 г. Дутерте заявил об увеличении помощи ФТМ с 400 млн. (8 млн. долл.) до 1 млрд. песо (около 20 млн. долл.) [5]. В стране создан новый банк для оказания финансовых услуг ФТМ [22]. В контексте развития человеческого капитала правительство не только по мере сил поощряет внутреннюю занятость филиппинских граждан и репатриацию филиппинских бизнесменов, но и акцентирует внимание на сохранение интеллектуального потенциала республики — квалифицированных учёных и инженеров. В частности План развития призывает к укреплению долгосрочной программы "Balik Scientist" ("Возвращение учёных") [36].
В качестве нового приоритета президентской администрации фигурирует разработка инновационной программы создания рабочих мест для обеспечения возможности реинтеграции любого филиппинца за границей, который захочет вернуться домой. Программа вписывается в План развития, предусматривающий снижение уровня безработицы c 5,5 до 3—5 % к 2022 гг. [36]. На правительственные органы, прежде всего на Управление по благосостоянию работников за рубежом, возложена ответственность за оказание пи-
ноям необходимой помощи. По данным Департамента по труду и занятости, в 2017 г. на ЗФР была выделена сумма 10 млн. долл., включавшая покупку продовольствия и средств гигиены, юридические консультации и стресс-опросы, медицинские и психосоциальные услуги, а также помощь в обучении и повышении квалификации [26].
С целью эффективного решения проблем, связанных с филиппинскими зарубежными трудовыми мигрантами, администрация президента обязала Управление по трудоустройству за рубежом создать универсальные сервисные центры, которые располагают базами данных о вакансиях и консультируют по вопросам трудоустройства, а также помогают с оформлением документов. Дутерте предложил создать единый орган вместо нескольких структур, занимающихся вопросами зарубежной трудовой миграции, с целью борьбы с бюрократией, однако кардинальная реорганизация требует серьёзных финансовых расходов.
Правительство ужесточило меры в отношении нелегальных рекрутин-говых агентств, обязало миграционные структуры оперативно реагировать на жалобы филиппинцев, находящихся за границей (в 2017 г. только одно региональное отделении в г. Давао зарегистрировало 1200 жалоб), а также вводит запрет на трудоустройство своих граждан в странах со сложной политической обстановкой или с неоднократными нарушениями прав филиппинских трудовых мигрантов.
Филиппинское управление по трудоустройству за рубежом составило список из 24 стран, в которых в 2018 г. запрещено трудоустройство новых филиппинских работников в интересах их безопасности, в который вошли Сирия, Йемен, Сомали, Афганистан, Северная Корея, Украина [19]. В настоящее время филиппинцам не рекомендуется трудоустраиваться в странах Персидского залива. Однако подобные решения филиппинского руководства нельзя назвать популярными среди граждан, поскольку именно в ОАЭ, Кувейт, Саудовскую Аравию исторически идёт основной поток филиппинских трудовых мигрантов. Кроме того президентский запрет на трудоустройство филиппинцев в Кувейте привёл к осложнению отношений с Эль-Кувейтом [30]. Манила выдвинула требования, согласно которым кувейтское правительство должно гарантировать филиппинским работникам минимальную месячную зарплату в размере 120 дирхамов (20 700 песо или 400 долл.), соблюдение 8-часового рабочего дня, разрешение пользоваться мобильными телефоном и иметь при себе паспорта, не выполнять сверхурочные работы4. Как уже отмечалось выше, стороны ведут переговоры.
По меткому выражению В. Путина, "уважение к своей стране определяется ещё и тем, как она способна защитить права своих граждан и соотечественников за границей" [1]. Дутерте сложно упрекнуть в отсутствии заботы о филиппинских трудовых мигрантах за границей, но филиппинское руководство должно осознавать, что борьба за их интересы не должна стать борьбой против сложившейся на протяжении десятилетий филиппинской миграционной культуры и необходимо максимально просчитывать свои действия. Провозглашая защиту прав филиппинцев за границей, филиппинскому правительству важно им не навредить. В этом смысле целесообразно привлечение опыта и возможностей 10-тимиллионной филиппинской диаспоры, диалог с которой мог бы помочь определить ключевые направления модернизации государственной миграционной политики.
Заключение
Действия филиппинского правительства в отношении трудовых мигрантов и филиппинской диаспоры за рубежом отражают особенности внешнеполитического курса, в котором делается акцент на укрепление роли и места Филиппин на международной арене. На протяжении нескольких десятилетий филиппинцы, живущие и работающие за границей, воспринимались
4 Накануне визита в Кувейт президента Филиппин Р. Дутерте, произошел неприятный эксцесс: филиппинский посол Ренато Вилья организовал побег нескольких филиппинских работников от их работодателей в посольском фургоне. Видеоролик "спасательной операции" попал в интернет, что вызвало негодование кувейтской стороны, потребовавшей от посла покинуть территорию страны [31].
государством как доноры, капиталы которых помогают развитию экономики страны, однако дифирамбы в их адрес не решали проблему защиты их прав, а возможности поддержки со стороны правительственных и неправительственных структур были ограничены.
Налаживание механизмов тесного взаимодействия с проживающими за рубежом филиппинцами, а также инициирование и запуск программ, направленных на регулирование заграничной трудовой миграции, показывают осознание филиппинским правительством необходимости максимизации миграционного потенциала. Управление трудовой миграцией на Филиппинах выходит за рамки поощрения экспорта трудовых ресурсов и привлечения денежных переводов. Относительно благоприятная экономическая ситуация в стране даёт правительству карт-бланш в расширении возможностей миграционной политики как инструмента развития, чему свидетельством включение миграции в долгосрочное национальное планирование.
С другой стороны, ориентируясь на снижение оттока трудоспособного населения за границу и последовательную реинтеграцию филиппинских трудовых мигрантов из-за рубежа, правительство должно принимать во внимание необходимость масштабных изменений в структуре занятости и создания благоприятных условий для трудоустройства внутри страны.
Литература
1. Путин В.В. Россия и меняющийся мир [Электронный ресурс]. URL: https:// russkiymir.ru/publications/85936/ (дата обращения: 19.04.2018).
2. Рогожина Н.Г. Миграционная политика стран Юго-Восточной Азии// Миграционные процессы в странах Азии и Африки - опыт государственного регулирования. Сборник статей. Отв. ред. А.А. Рогожин. М.: ИМЭМО РАН, 2010. С. 25-39.
3. Ставицкий А. Work and Travel: филиппинскую горничную, уехавшую работать в Кувейт, год держали мёртвой в морозильнике [Электронный ресурс]. URL: https:// click-or-die.ru/2018/02/work-and-travel-kuwait/ (дата обращения: 29.03.2018).
4. Хаджич Я. В Кувейте приговорили к смерти убийц филиппинской горничной [Электронный ресурс]. URL: https://golosislama.com/news.php?id=34238 (дата обращения: 10.04.2018).
5. Abao Carmel V. Spending the 2018 billion-peso budget for overseas Filipinos [Электронный ресурс]. URL: http://bworldonline.com/spending-2018-billion-peso-budget-overseas-filipinos/ (дата обращения: 12.04.2018).
6. Abuse and Problems Suffered by Overseas Filipino Workers [Электронный ресурс]. URL: http://factsanddetails.com/southeast-asia/Philippines/sub5_6g/entry-3921. html (дата обращения: 22.03.2018).
7. Acasio Kristel. Managing labor migration: Philippine State policy and international migration flows, 1969-2000 // Asia and Pacific Migration Journal. 2008. Volume 17, Issue 2, pp. 103-132.
8. Aguilar Filomeno V. Migration Revolution: Philippine nationhood and class relations in a globalized age. Singapore: NUS Press; Kyoto, Japan; Kyoto University Press, 2014. 293 pp.
9. Ambito Julyn S., Banzon Melissa Suzette L. Review of Philippine migration laws and regulations Gains, Gaps, Prospects // Discussion Paper Series No. 2011-37. December 2011. Philippine Institute for Development Studies. 37 pp.
10. Annual Deployment of Overseas Filipino Workers (OFWs), 1975-2015 // Philippine Overseas Employment Statistics Administration (POEA) [Электронный ресурс]. URL: http://www.poea.gov.ph/ofwstat/ofwstat.html (дата обращения: 18.03.2018).
11. Asis Maruja M.B. The Philippines: Beyond Labor Migration, Toward Development and (Possibly) Return [Электронный ресурс]. URL: https://www.migrationpolicy.org/ article/philippines-beyond-labor-migration-toward-development-and-possibly-return (дата обращения: 30.03.2018).
12. Asis Maruja M.B. The Philippines' Culture of Migration // Migration Policy Institute [Электронный ресурс]. URL: https://www.migrationponcy.org/article/philippines-culture-migration/ (дата обращения: 14.04.2018).
13. De Guzman Odine. Overseas Filipino Workers, Labor Circulation in Southeast Asia, and the (Mis) management of Overseas Migration Programs // Kyoto Review of Southeast Asia 4 (2003) [Электронный ресурс]. URL: https://kyotoreview.org/issue-4/ overseas-filipino-workers-labor-circulation-in-southeast-asia-and-the-mismanagement-of-overseas-migration-programs/ (дата обращения: 08.04.2018).
14. De Vera Ben O. World Bank sees PH remittances hitting $33 billion in 2017// Philippine Daily Inquirer, October 4, 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://business.
inquirer.net/237974/world-bank-sees-ph-remittances-hitting-33-billion-2017-remittance-doll ars-peso-world-bank (цата обращения: 26.03.2018).
15. Depasupil William. Filipino seafarers top choice//Manila Times, April 30, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.manilatimes.net/filipino-seafarers-top-choice/259323/ (цата обращения: 16.04.2018).
16. Deployed Overseas Filipino Workers 2016 vs 2015 // Overseas Employment Statistics// Philippine Overseas Employment Administration [Электронный ресурс]. URL: http://www.poea.gov.ph/ofwstat/ofwstat.html (цата обращения: 16.03.2018).
17. Distribution on Filipinos Overseas// Department of Foreign Affairs, Republic of the Philippines [Электронный ресурс]. URL: https://dfa.gov.ph/distribution-of-filipinos-overseas (цата обращения: 31.03.2018).
18. Espiritu Yen Le, Wolf Diane L. The Paradox of Assimilation: Children of Filipino Immigrants in San Diego [Электронный ресурс]. URL: http://migration.ucdavis.edu/rs/ more.php?id=50_0_3_0 (цата обращения: 26.03.2018).
19. Filipinos prohibited from working in 24 countries// Asia Times, January 2, 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.atimes.com/article/filipinos-prohibited-working-24-countries/ (цата обращения: 17.03.2018).
20. Gonzalez Joaquin L. Philippine Labour Migration: Critical Dimensions of Public Policy. Singapore: Institute of Southeast Asian Studies, 1998. 198 pp.
21. History of Philippine migration [Электронный ресурс]. URL: https:// centerformigrantadvocacy.com/philippine-migration/history-of-philippine-migration (цата обращения: 27.03.2018).
22. Jalbuena Kathryn. A new bank dedicated to providing financial products and services to overseas Filipino workers has been launched in Manila [Электронный ресурс]. URL: https://www.ecomparemo.com/info/overseas-filipino-bank-launches-in-manila/ (цата обращения: 10.04.2018).
23. Karunungan L. As the Philippine Peso Plunges, 10 Million Overseas Workers Cheer//Bloomber Markets, March 3, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www. bloomberg.com/news/articles/2018-03-06/where-are-the-winners-from-philippines-peso-plunge-look-abroad (цата обращения: 02.04.2018).
24. Khan Azfar, Harroff-Tavel Hélène. Reforming the Kafala: Challenges and Opportunities in Moving Forward// Asian and Pacific Migration Journal, 2011. Vol. 20, No. 3-4, pp. 293-313.
25. Laquian Eleanor R. Filipino Canadiens// The Canadien Encyclopedia, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/filipinos/ (цата обращения: 29.03.2018).
26. Mayen Jaymalin. Over a million OFWs deployed in 2017 - DOLE // PhilStar, December 26, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.philstar.com/ headlines/2017/12/26/1772177/over-million-ofws-deployed-2017-dole (цата обращения: 11.04.2018).
27. Modern Slavery in East Asia. Farsight, February 2016. 73 pp.
28. OFW Statistics// Philippine Overseas Employment Administration [Электронный ресурс]. URL: http://www.poea.gov.ph/ofwstat/ofwstat.html (цата обращения: 12.04.2018).
29. Orbeta Jr. Aniceto C, Abrigo Michael R.M. Managing International Labor Migration: The Philippine Experience // Philippine Journal of Development. Number 70, First and Second Semesters, 2011. Volume XXXVIII, Numbers 1 & 2. Pp. 57-83.
30. Perez-Amurao Analiza Liezl. Does Duterte really care about overseas workers?// Asia Times, February 26, 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.atimes.com/ article/duterte-really-care-overseas-workers/ (цата обращения: 21.03.2018).
31. Philippine embassy in Kuwait helps workers run away [Электронный ресурс]. URL: https://kwttoday.com/philippine-embassy-in-kuwait-helps-workers-run-away/ (цата обращения: 27.03.2018).
32. Philippines//CIA World Factbook [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia. gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rp.html (цата обращения: 18.03.2018).
33. Philippines Population, 2018 [Электронный ресурс]. URL: http:// worldpopulationreview.com/countries/philippines-population/ (цата обращения: 04.04.2018).
34. Pia Garsia. Duterte to Filipinos in Japan: One day you will not have to work overseas// CNN Philippines, October 26, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http:// cnnphilippines.com/news/2016/10/26/rodrigo-duterte-to-filipinos-in-japan-one-day-you-will-not-have-to-work-overseas.html (цата обращения: 13.04.2018).
35. Skeldon R. Migration and poverty// Asia-Pacific Population Journal, 2002, Vol. 17, No. 4. Pp. 67-82.
36. Sombilla Mercedita A. Ambisyon Natin 2040 and the Philippine Development Plan 2017-2022 Ambisyon Natin 2040 and the Philippine Development Plan 2017-2022 [Электронный ресурс]. URL: http://www.investphilippines.info/arangkada/wp-content/ uploads/2017/05/PDP-Ch.-8-Presentation_AMCHAM.pdf (цата обращения: 12.04.2018).
37. Statistical Tables on Overseas Contract Workers (OCW): 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://psa.gov.ph/content/statistical-tables-overseas-contract-workers-ocw-2016 (дата обращения: 23.03.2018).
38. The 2015 CFO Statistics on Philippine International Migration// Commission on Filipinos Overseas, published in June 2017. 92 pp.
39. Total Number of OFWs Estimated at 2.3 Million (Results from the 2017 Survey on Overseas Filipinos [Электронный ресурс]. URL: https://psa.gov.ph/statistics/survey/ labor-and-employment/survey-overseas-filipinos (дата обращения: 19.03.2018).
40. Tyner James A. The Globalization of Transnational Labor Migration and the Filipino Family: A Narrative// Asian and Pacific Migration Journal, 2002, Vol. 11, No. 1. Pp. 95-116.
41. Wozniak A. Mutual Empowerment? Examining the Power Relationship Between Overseas Filipino Workers and the Motherland// Georgetown Journal of Asian Affairs. Spring/Summer, 2015. Pp. 98-121.
42. Yap Josef T., Reyes Celia M., and Cuenca Janet S. Impact of the Global Financial and Economic Crisis on the Philippines// Discussion Paper Series No. 2009-30. Paper Prepared for the United Nations Development Programme. Philippine Institute for Development Studies. September 26, 2009. 69 pp.
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Putin V.V. Rossiya i menyayushhijsya mir [EHlektronnyj resurs]. URL: https:// russkiymir.ru/publications/85936/ (data obrashheniya: 19.04.2018).
2. Rogozhina N.G. Migratsionnaya politika stran YUgo-Vostochnoj Аzii// Migratsionnye protsessy v stranakh Аzii i АМЫ - opyt gosudarstvennogo regulirovaniya. Sbornik statej. Otv. red. А.А. Rogozhin. M.: IMEHMO RАN, 2010. S. 25-39.
3. Stavitskij А. Work and Travel: filippinskuyu gornichnuyu, uekhavshuyu rabotat' v Kuvejt, god derzhali myortvoj v morozil'nike [EHlektronnyj resurs]. URL: https://click-or-die.ru/2018/02/work-and-travel-kuwait/ (data obrashheniya: 29.03.2018).
4. KHadzhich YA. V Kuvejte prigovorili k smerti ubijts filippinskoj gornichnoj [EHlektronnyj resurs]. URL: https://golosislama.com/news.php?id=34238 (data obrashheniya: 10.04.2018).
5. Abao Carmel V. Spending the 2018 billion-peso budget for overseas Filipinos [EHlektronnyj resurs]. URL: http://bworldonline.com/spending-2018-billion-peso-budget-overseas-filipinos/ (data obrashheniya: 12.04.2018).
6. Abuse and Problems Suffered by Overseas Filipino Workers [EHlektronnyj resurs]. URL: http://factsanddetails.com/southeast-asia/Philippines/sub5_6g/entry-3921. html (data obrashheniya: 22.03.2018).
7. Acasio Kristel. Managing labor migration: Philippine State policy and international migration flows, 1969-2000 // Asia and Pacific Migration Journal. 2008. Volume 17, Issue 2, pp. 103-132.
8. Aguilar Filomeno V. Migration Revolution: Philippine nationhood and class relations in a globalized age. Singapore: NUS Press; Kyoto, Japan; Kyoto University Press, 2014. 293 pp.
9. Ambito Julyn S., Banzon Melissa Suzette L. Review of Philippine migration laws and regulations Gains, Gaps, Prospects // Discussion Paper Series No. 2011-37. December 2011. Philippine Institute for Development Studies. 37 pp.
10. Annual Deployment of Overseas Filipino Workers (OFWs), 1975-2015 // Philippine Overseas Employment Statistics Administration (POEA) [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.poea.gov.ph/ofwstat/ofwstat.html (data obrashheniya: 18.03.2018).
11. Asis Maruja M.B. The Philippines: Beyond Labor Migration, Toward Development and (Possibly) Return [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.migrationpolicy.org/ article/philippines-beyond-labor-migration-toward-development-and-possibly-return (data obrashheniya: 30.03.2018).
12. Asis Maruja M.B. The Philippines' Culture of Migration // Migration Policy Institute [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.migrationpolicy.org/article/philippines-culture-migration/ (data obrashheniya: 14.04.2018).
13. De Guzman Odine. Overseas Filipino Workers, Labor Circulation in Southeast Asia, and the (Mis) management of Overseas Migration Programs // Kyoto Review of Southeast Asia 4 (2003) [EHlektronnyj resurs]. URL: https://kyotoreview.org/issue-4/ overseas-filipino-workers-labor-circulation-in-southeast-asia-and-the-mismanagement-of-overseas-migration-programs/ (data obrashheniya: 08.04.2018).
14. De Vera Ben O. World Bank sees PH remittances hitting $33 billion in 2017// Philippine Daily Inquirer, October 4, 2017 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://business. inquirer.net/237974/world-bank-sees-ph-remittances-hitting-33-billion-2017-remittance-dollars-peso-world-bank (data obrashheniya: 26.03.2018).
15. Depasupil William. Filipino seafarers top choice//Manila Times, April 30, 2016 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.manilatimes.net/filipino-seafarers-top-choice/259323/ (data obrashheniya: 16.04.2018).
16. Deployed Overseas Filipino Workers 2016 vs 2015 // Overseas Employment Statistics// Philippine Overseas Employment Administration [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.poea.gov.ph/ofwstat/ofwstat.html (data obrashheniya: 16.03.2018).
17. Distribution on Filipinos Overseas// Department of Foreign Affairs, Republic of the Philippines [EHlektronnyj resurs]. URL: https://dfa.gov.ph/distribution-of-filipinos-overseas jaata obrashheniya: 31.03.2018).
18. Espiritu Yen Le, Wolf Diane L. The Paradox of Assimilation: Children of Filipino Immigrants in San Diego [EHlektronnyj resurs]. URL: http://migration.ucdavis.edu/rs/ more.php?id=50_0_3_0 (data obrashheniya: 26.03.2018).
19. Filipinos prohibited from working in 24 countries// Asia Times, January 2, 2018 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.atimes.com/article/filipinos-prohibited-working-24-countries/ (data obrashheniya: 17.03.2018).
20. Gonzalez Joaquin L. Philippine Labour Migration: Critical Dimensions of Public Policy. Singapore: Institute of Southeast Asian Studies, 1998. 198 pp.
21. History of Philippine migration [EHlektronnyj resurs]. URL: https:// centerformigrantadvocacy.com/philippine-migration/history-of-philippine-migration (data obrashheniya: 27.03.2018).
22. Jalbuena Kathryn. A new bank dedicated to providing financial products and services to overseas Filipino workers has been launched in Manila [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.ecomparemo.com/info/overseas-filipino-bank-launches-in-manila/ (data obrashheniya: 10.04.2018).
23. Karunungan L. As the Philippine Peso Plunges, 10 Million Overseas Workers Cheer//Bloomber Markets, March 3, 2018 [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www. bloomberg.com/news/articles/2018-03-06/where-are-the-winners-from-philippines-peso-plunge-look-abroad (data obrashheniya: 02.04.2018).
24. Khan Azfar, Harroff-Tavel Hélène. Reforming the Kafala: Challenges and Opportunities in Moving Forward// Asian and Pacific Migration Journal, 2011. Vol. 20, No. 3-4, pp. 293-313.
25. Laquian Eleanor R. Filipino Canadiens// The Canadien Encyclopedia, 2008 EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/filipinos/ data obrashheniya: 29.03.2018).
26. Mayen Jaymalin. Over a million OFWs deployed in 2017 - DOLE // PhilStar, December 26, 2017 [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.philstar.com/ headlines/2017/12/26/1772177/over-million-ofws-deployed-2017-dole (data obrashheniya: 11.04.2018).
27. Modern Slavery in East Asia. Farsight, February 2016. 73 pp.
28. OFW Statistics// Philippine Overseas Employment Administration [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.poea.gov.ph/ofwstat/ofwstat.html (data obrashheniya: 12.04.2018).
29. Orbeta Jr. Aniceto C, Abrigo Michael R.M. Managing International Labor Migration: The Philippine Experience // Philippine Journal of Development. Number 70, First and Second Semesters, 2011. Volume XXXVIII, Numbers 1 & 2. Pp. 57-83.
30. Perez-Amurao Analiza Liezl. Does Duterte really care about overseas workers?// Asia Times, February 26, 2018 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.atimes.com/ article/duterte-really-care-overseas-workers/ (data obrashheniya: 21.03.2018).
31. Philippine embassy in Kuwait helps workers run away [EHlektronnyj resurs]. URL: https://kwttoday.com/philippine-embassy-in-kuwait-helps-workers-run-away/ (data obrashheniya: 27.03.2018).
32. Philippines//CIA World Factbook [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia. gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rp.html (data obrashheniya: 18.03.2018).
33. Philippines Population, 2018 [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// worldpopulationreview.com/countries/philippines-population/ (data obrashheniya: 04.04.2018).
34. Pia Garsia. Duterte to Filipinos in Japan: One day you will not have to work overseas// CNN Philippines, October 26, 2016 [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// cnnphilippines.com/news/2016/10/26/rodrigo-duterte-to-filipinos-in-japan-one-day-you-will-not-have-to-work-overseas.html (data obrashheniya: 13.04.2018).
35. Skeldon R. Migration and poverty// Asia-Pacific Population Journal, 2002, Vol. 17, No. 4. Pp. 67-82.
36. Sombilla Mercedita A. Ambisyon Natin 2040 and the Philippine Development Plan 2017-2022 Ambisyon Natin 2040 and the Philippine Development Plan 2017-2022 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.investphilippines.info/arangkada/wp-content/ uploads/2017/05/PDP-Ch.-8-Presentation_AMCHAM.pdf (data obrashheniya: 12.04.2018).
37. Statistical Tables on Overseas Contract Workers (OCW): 2016 [EHlektronnyj resurs]. URL: https://psa.gov.ph/content/statistical-tables-overseas-contract-workers-ocw-2016 (data obrashheniya: 23.03.2018).
38. The 2015 CFO Statistics on Philippine International Migration// Commission on Filipinos Overseas, published in June 2017. 92 pp.
39. Total Number of OFWs Estimated at 2.3 Million (Results from the 2017 Survey on Overseas Filipinos [EHlektronnyj resurs]. URL: https://psa.gov.ph/statistics/survey/labor-and-employment/survey-overseas-filipinos (data obrashheniya: 19.03.2018).
40. Tyner James A. The Globalization of Transnational Labor Migration and the Filipino Family: A Narrative// Asian and Pacific Migration Journal, 2002, Vol. 11, No. 1. Pp. 95-116.
41. Wozniak A. Mutual Empowerment? Examining the Power Relationship Between Overseas Filipino Workers and the Motherland// Georgetown Journal of Asian Affairs. Spring/Summer, 2015. Pp. 98-121.
42. Yap Josef T., Reyes Celia M., and Cuenca Janet S. Impact of the Global Financial and Economic Crisis on the Philippines// Discussion Paper Series No. 2009-30. Paper Prepared for the United Nations Development Programme. Philippine Institute for Development Studies. September 26, 2009. 69 pp.
Золотухин И.Н. Филиппинская транснациональная трудовая миграция: тенденции развития и проблемы управления.
В статье освещаются проблемные аспекты филиппинской трудовой миграции за границу, раскрываются действия филиппинского правительства по её регулированию. В работе рассматриваются исторический ракурс филиппинской транснациональной трудовой миграции, её направления, структура и тенденции, а также положение заграничных филиппинских работников. Затронуты институты и инструменты миграционной политики, вызовы и трудности на пути совершенствования управления транснациональными миграционными потоками, международное измерение проблемы. Методической основой работы является анализ результатов исследований зарубежных и отечественных авторов, а также материалов, документов по исследуемой теме.
Ключевые слова: Филиппины, транснациональная трудовая миграция, филиппинские .заграничные работники, занятость, миграционная политика, репатриация, реинтеграция
Zolotukhin I.N. The Philippine overseas labor migration: the trends of development and issues of regulation.
The article highlights the problem aspects of the Philippine overseas labor migration as well as the actions of the Philippine government to regulate it. The paper examines the historical scope of the Philippine transnational labor migration, its trends, structure and peculiarities, as well as the conditions of the overseas Filipino workers' deployment. The institutions and instruments of migration policy, challenges and difficulties in improving the management of transnational migration flows, and the international dimension of the problem are clarified. The article is based on the analysis of the researches and findings of foreign and Russian authors as well as the data and documents on focused topic.
Key words: The Philippines, overseas labor migration, overseas Filipino workers, employment, migration policy, repatriation, reintegration
Для цитирования: Золотухин И.Н. Филиппинская транснациональная трудовая миграция: тенденции развития и проблемы управления // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. № 2. С. 17-29. DOI: 10.24866/1998-6785/2018-2/17-29
For citation: Zolotukhin I.N. The Philippine overseas labor migration: the trends of development and issues of regulation // Ojkumena. Regional researches. 2018. № 2. P. 17-29. DOI: f0.24866/f998-6785/20f8-2/f7-29
♦