Научная статья на тему 'Филиппинская диаспора в США и Канаде'

Филиппинская диаспора в США и Канаде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
784
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАСПОРА / ФИЛИППИНСКАЯ ДИАСПОРА / ПИНОИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Золотухин Иван Николаевич

Данная статья посвящена рассмотрению одной из многочисленных диаспор в мире - филиппинской. В статье освещены положение и современ- ное состояние филиппинской диаспоры в странах, где суммарно проживает около 30% всех заграничных филиппинцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Филиппинская диаспора в США и Канаде»

УДК 34.07

Золотухин И.Н.

Филиппинская диаспора в США и Канаде

The Filipino Diaspora in the USA and Canada

Данная статья посвящена рассмотрению одной из многочисленных диаспор в мире — филиппинской. В статье освещены положение и современное состояние филиппинской диаспоры в странах, где суммарно проживает около 30% всех заграничных филиппинцев.

Ключевые слова: диаспора, филиппинская диаспора, пинои, этническая общность

In the article the Filipino Diaspora, that of the one of the most numerous in the world, is considered. The status and position of the Filipino Diaspora in the countries wherein approximately 30 percent of the Overseas Filipino inhabit are clarified.

Key words: Diaspora, Filipino Diaspora, pinoys, ethnic community

Стремительный рост иммигрантских сообществ и их институцио-нализация заставили заговорить о «диаспоризации мира» как об одном из сценариев развития человечества [4]. Этот процесс становится глубже и сложнее, принимая новые формы, а роль диаспор и их влияние усиливаются. Резкое увеличение масштабов миграции идёт параллельно с консолидацией иммигрантских этнических сообществ. Оказавшись на новом месте, переселенцы, как правило, стремятся консолидироваться, чтобы не только выжить, но и сохранить свои обычаи, традиции, язык в чуждой для них, зачастую весьма враждебной этнокультурной среде. С этой целью они либо присоединяются к уже существующим диаспорам, либо создают новые. В результате число диаспор в мире непрерывно увеличивается.

Профессор Иерусалимского университета Гэбриэл Шеффер, определяя численность наиболее известных в мире диаспор, выделил «исторические» (существующие с древности) и «современные» диаспоры. Среди самых крупных по численности «исторических» диаспор Шеффер выделяет китайскую (35 млн. человек), индийскую (9 млн.), еврейскую и

ЗОЛОТУХИН Иван Николаевич, к.полит.н., доцент кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: zolivnik@ mail.ru

Статья подготовлена при поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы». Проект 1840 «Нациестроительство, этнос и национализм в формировании многополярного мира: анализ ситуации в АТР».

цыганскую (по 8 млн.). Среди «современных» диаспор к самым крупным он отнёс афроамериканскую (25 млн. человек), курдскую (14 млн.), ирландскую (10 млн.), итальянскую (8 млн.), венгерскую и польскую — (по 4,5 млн.) [12, рр. 10-11]. Однако в своих расчётах профессор упустил филиппинскую диаспору, которую по праву можно назвать самым новым явлением среди мировых диаспор [21]. Филиппинская диаспора является также одной из самых многочисленных в мире.

В целом Г. Шеффер предложил достаточно развёрнутую типологию диаспор, отнеся филиппинскую к «зарождающимся», наряду с корейцами и русскими в бывших советских республиках. Кроме того, он выделил диаспоры с глубокими историческими корнями (армянская, еврейская и китайская); так называемые, «дремлющие» диаспоры (американцы в Европе и в Азии и скандинавы в США); «молодые» диаспоры (греческая, польская, турецкая); «бездомные», то есть не имеющие «своего» государства (в эту категорию попадают диаспоры курдов, палестинцев и цыган); «этнонациональные» — самый распространённый тип диаспор, характерная особенность которых заключается в том, что они чувствуют за спиной незримое присутствие «своего» государства и. наконец, «рассеянные» диаспоры и диаспоры, живущие компактно [9, с. 165].

Арутюнов и Козлов отмечают, что «...в мире, очевидно, уже невозможно найти страну, где не существовало бы диаспоры другого народа, равно как и страну, выходцы из которой не образовывали бы хотя бы небольшой диаспоры в какой-либо другой стране или нескольких странах» [1]. В последние годы учёные, занимающиеся изучением проблем, связанных с диаспоральными процессами, всё чаще говорят о «размывании привычных представлений о диаспоре» и о появлении у современных диаспор качественно новой черты — транснациональности, на которую влияют 2 фактора: социально-экономические и политические катаклизмы, которые приводят к появлению довольно многочисленных групп, заинтересованных в переселении на другие инокультурные, ино-этничные территории и этнические мигранты, заинтересованные не просто в перемещении, а в долговременном поселении в стране приёма [5].

На актуальность проблематики, связанной с транснациональным характером современных диаспор, обращает внимание и Г. Шеффер, отмечающий, что диаспоры всё активнее влияют как на ситуацию в местах своего проживания, так и на региональный и международный уровень принятия решений во всех частях планеты. Однако, по мнению Г. Шеф-фера, в этой сфере научных исследований не уделяется достаточного внимания политическим аспектам функционирования диаспор, создаваемым ими трансгосударственным сетям и системам коммуникаций, которые пересекают границы отпускающих и принимающих обществ, а также политическому весу и политической лояльности диаспоральных коллективов [9, с. 166-167].

Таким образом, концепт «диаспора» представляет собой попытку проанализировать социальную и культурную динамику трансграничных процессов, позволяя фокусировать внимание исследователя не только на сформированных мигрантами (иммигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, гастарбайтерами) заграничных сообществах, но возможно на более значимом аспекте — отношениях этих сообществ с их родиной.

Филиппинская диаспора (пинои) в странах Северной Америки (США и Канада) является примером и результатом достаточно длительного и успешного процесса проникновения иноэтничного субстрата на территорию принимающей страны. В настоящее время по количеству мигрантов в США Филиппины находятся на втором месте, а в Канаду на первом [18].

Филиппинская диаспора в США — одна из обретших особую силу, наряду с афроамериканской, мексиканской, китайской, кубинской, гаитянской, корейской, индийской, вьетнамской, доминиканской. Указанные группы являются инструментом, через который правящие круги с их родины пытаются воздействовать на политику США [8, с. 121-122]. Г. Шеффер отмечает, что центральным элементом в категории «диаспора» является тот факт, что «заграничные сообщества этнических меньшинств, поддерживают сильные духовные и материальные связи со странами происхождения» [23, р. 3]. Эти связи особенно заметны в трансграничных обращениях капитала, рабочей силе, товаров и услуг, информации и служат отличительным маркером диаспоры от других расовых и этнических меньшинств, которые возможно, не поддерживают столь эмоциональные и экономически значимые отношения со странами своего^ происхождения [20].

Йосси Шейн выделяет следующие факторы, обусловливающие взаимоотношения различных государств и их диаспор:

1) особенности национального характера;

2) представления об эмиграции, доминирующие в обществе и политической элите;

3) зависимость от инвестиций и финансовых средств диаспоры;

4) состав диаспоры (эмигранты, политические беженцы, высланные), её статус в стране пребывания и отношение к режиму на родине;

5) политическая роль, отводимая диаспорам правящими кругами или оппозицией на родине;

6) законы о гражданстве, особенно возможность сохранения двойного гражданства [22, р. 90].

Принятый в Штатах в 1965 г. федеральный закон «Об иммиграции» отменил систему национальных квот, что существенно увеличило приток в страну иностранных мигрантов. Рост численности диаспор, как следствие, привёл к тому, что они всё активнее стали стремиться влиять на внешнюю политику США. Данный процесс рассматривается не только этническими элитами, но и всеми остальными членами общностей, как признак включения диаспор в американское общество, гарантия учёта их интересов в национальных интересах США и трамплин для участия в иных видах общественной деятельности [8, с. 122].

Филиппинцы, проживающие в США, входят в «большую тройку» выходцев из Азии, вместе с китайцами и индийцами. Только за период с 1981 по 2009 гг. в США уехало 67% официально зарегистрированных филиппинских эмигрантов [14]. Среди филиппинцев высок уровень инкорпорации в американское общество. Филиппинцы, прибывшие в Штаты, в большинстве своём стремятся стать полноправными американскими гражданами (см. таблицу).

Таблица 1. Статусные характеристики азиатского населения США.

Данные переписи населения 2004 г.

Этническая принадлежность Рожденные в США (в %) Натурализованные граждане (в %) Не являющиеся гражданами (в %)

Китайцы 30,1 40,5 29,3

Индийцы 26,7 32 41,3

Филиппинцы 33,8 42,3 23,9

Вьетнамцы 29,5 49,6 20,9

Корейцы 24,2 41,5 34,3

Источник: [26].

Количество филиппинских иммигрантов уступает по численности только выходцам из Мексики [25]. 63% филиппинцев, рождённых за рубежом, были натурализованы в США. Более 70% проживающих в Штатах филиппинцев говорят по-английски. Численность нелегальных мигрантов с Филиппин достигает 270000 человек, уступая по этому показателю таким странам как Мексика, Сальвадор, Гватемала и Гондурас [17].

Среди представителей филиппинской диаспоры самый низкий показатель бедности по сравнению с представителями других азиатских групп — чуть более 5% (для сравнения, у индийцев — 9,7%, у китайцев

- 13,4%, у вьетнамцев - 14%, а у корейцев - почти 15%). Более 70% иммигрантов из Филиппин имеют собственное жильё, что является показательным результатом по сравнению с 56,5% остальных иммигрантов и 72% коренных американцев [26].

По сравнению с 2000 г. численность филиппинской диаспоры в США в 2010 г. возросла на 38%. Общая численность по разным оценкам колеблется от 2,5 до 4 миллионов человек. Больше всего пиноев проживает в Калифорнии — 1,195,580 (3,2% всех жителей штата), на Гавайях

- 197,497, в Иллинойсе - 114,724, далее следуют Нью-Джерси - 110,650, Нью-Йорк - 104,287. Техас - 103,074. В Неваде численность филиппинцев возросла с 12,048 в 1990 г. до 40,529 в 2000 г. и 98,351 в 2010 г. В Аризоне численность филиппинской диаспоры возросла на 116%, в Сев. Каролине - на 94%, Вайоминге - 91%. На 70-80% возросла численность филиппинской диаспоры в Нью-Мехико, Техасе, Юте, Нью-Хэмпшире, Алабаме [27].

Однако Эдуардо Наварра, Председатель Национальной Федерации Ассоциаций Американцев Филиппинского происхождения (National Federation of Filipino American Associations) считает, что, несмотря на рост численности филиппинцев, с ними не будут считаться, пока филиппинцы не обретут политическую власть. «Мы должны регистрироваться, чтобы голосовать, чтобы пойти и бросить наши бюллетени на местных и федеральных выборах. Это единственный эффективный способ заявить о себе, чтобы наши представители, избранные нами, серьёзно отнеслись к нам и к проблемам нашей общины». Ему вторит Мерит Салюд, координатор Федерации: «Мы имеет высокий рейтинг натурализации и регистрации избирателей, но участие филиппинцев на выборах ничтожно мало. Мы не можем продолжать оставаться невидимками. Мы должны обозначить наше политическое присутствие в этой стране, усиливая наше гражданское участие во всех аспектах американской жизни» [19].

В преддверии переписи населения 2010 г., проводимой в США Национальная Федерация Ассоциации Американцев Филиппинского происхождения объявила, что филиппинцы, проживающие в США, будут участвовать в переписи не в качестве азиатской этнической группы, а как отдельная, независимая группа, осознающая свою этничность [19].

Терезита Сарагоса, специалист Бюро по переписи населения США, назвала перепись населения «крупнейшей мобилизацией наших граждан в мирное время в общенациональном масштабе», подчеркнув, что важно аккуратно подсчитать всех филиппинцев в США, почти 80% из которых являются американскими гражданами (без учёта данных о филиппинцах, имеющих двойное гражданство).

Эллис Булос, почётный руководитель Демократического Кокуса американцев филиппинского происхождения жаловалась, что в 2000 г. в графстве Сан Матео не было выделено денег для того, чтобы напечатать формы для заполнения на филиппинском языке (тагалог). «Нам сказали, вы ведь говорите по-английски, но мы им ответили, что филиппинцам будет более понятна информация на их родном языке, даже,

несмотря на то, что они хорошо говорят по-английски». Также Эллис отметила, что некоторые филиппинцы опасались того, что информация, которую они сообщат властям, станет поводом для их депортации из США [11].

Безусловно, современное положение филиппинской диаспоры в США является результатом миграционных процессов второй половины XX века. Филиппинская миграция в США с конца 1960-х годов отличается от миграции первой половины XX века, когда прибывавшие в Штаты филиппинцы испытывали комплекс колониального наследия, воспринимая американскую культуру, политическую систему и образ жизни как высшие ценности. В 1930-х годах Карлоса Булосана «быть филиппинцем в Америке было преступлением» [21].

После принятия федерального закона «Об иммиграции» 1965 г. филиппинцы составили почти 25% всех азиатских мигрантов. В 1960-х годах в Штаты стали выезжать профессиональные кадры, которые нашли работы в сфере обслуживания и здравоохранения. А в начале 1970-ых, в ответ на требования Движения за гражданские права, выходцы из Филиппин получили возможность служить в вооружённых силах США [15].

Филиппинская диаспора проникает в разные сферы американского общества, демонстрируя высокую степень адаптации. В то же время современная филиппинская диаспора более многочисленна и разнородна; она стремится не только сохранять атрибуты своей этнической идентичности, но и влиять на политическую жизнь, в том числе и посредством возникающих институциализированных структур (например, Национальной Федерации Ассоциаций Американцев Филиппинского происхождения), которых насчитывается более тысячи (только в Калифорнии, на Гавайях, во Флориде существует более трёхсот различных организаций филиппинцев, проживающих в США).

По сравнению с США, филиппинская миграция в Канаду — сравнительно недавний феномен. Фактически в начале XX в. у филиппинцев и других представителей неевропеоидной расы имелись значительные трудности для проникновения в эту страну по причине проводимой в то время канадским правительством политики дискриминации в отношении небелого меньшинства. Усиление миграционных потоков в Канаду происходит после либерализации миграционного законодательства, в частности, после принятия в 1967 г. балльной системы для потенциальных кандидатов и Закона об эмиграции 1978 г. Иммиграция, приводящая в Канаду ежегодный приток от 200 до 225 тыс. новых граждан в год и обеспечивающая около 60% общего прироста населения, существенно изменила не только численность, но и этническую структуру населения Канады. В стране в настоящее время фиксируются представители почти 200 этнических общностей и многочисленные этнокультурные группы (иммигрантские диаспоры), говорящие примерно на 150 языках [6, с. 22]. Элиот Теппер назвал Канаду образцом государства постмодерна, являющегося политией диаспор [2, с. 73].

Первый филиппинский иммигрант прибыл в Канаду в 1931 г. До нач. 1950-х гг. было зарегистрировано лишь 10 филиппинских иммигрантов, которые прибыли в провинцию Манитоба. Но с 1946 по 1964 г. их количество достигло 770, в 1965 г. — 1767, что на 150 % превысило суммарное количество филиппинцев, прибывших в Канаду за предыдущие 30 лет. По профессиональному составу это были медсёстры, клерки, представители технического персонала, несколько врачей. Лишь немногие прибыли непосредственно с Филиппин, большинство составляли медсёстры, участвовавшие в филиппино-американских программах по обмену и у которых истёк срок действия их рабочих виз в США [13,

р. 168].

В 1970-х годах всё больше филиппинцев прибывало в Виннипег и Манитобу работать в текстильной промышленности. В этот же период времени специалисты с Филиппин находили широкое применение своих способностей в управленческом аппарате, в сфере торговли и в промышленности. В 1970-х гг. происходит модификация половозрастной и социальной структуры филиппинской диаспоры. Именно в эти годы, благодаря спонсорской программе по воссоединению семей, в Канаду стали прибывать родственники уже проживавших здесь филиппинцев. Большая волна иммигрантов пришлась на 1990-е, когда в Канаду стали прибывать в большом количестве филиппинские инвесторы и предприниматели [13, р. 169].

В настоящее время в Канаде проживает более полумиллиона филиппинцев, представляющих собой самую многочисленную этническую общность выходцев из Юго-Восточной Азии [14]. Настоящий бум филиппинской иммиграции в Канаду начинается с 1991 г. (64,5% филиппинских иммигрантов прибыли после 1991 г.) [16]. Поток мигрантов из Филиппин в период с 2000 до 2008 гг. вырос более чем в 10 раз, с 2 тыс. до 20 тыс. человек в год [7].

С 2008 г. численность филиппинских иммигрантов в Канаду превысила китайскую. В настоящее время филиппинская иммиграция занимает первое место в Стране кленового листа (только за 2008 год в страну въехало более 34 тысяч иммигрантов), а численность филиппинской диаспоры в Канаде считается одной из крупнейших среди прочих иммигрантских сообществ, уступая лишь китайской и индийской [10].

Только в 2007 г. Канада предоставила 236 758 виз, дающих право на постоянное место жительства в стране и 115 470 разрешений на работу. По словам министра по делам миграции Канады Джейсона Кенни, сегодня власти Канады выдают мигрантам с Филиппин самое большое количество разрешений на работу. В сравнении с 2005 годом число выданных виз увеличилось более чем на 30%, достигнув отметки в 30000 по данным на 2009 г. [7]. 2/3 среди филиппинцев, проживающих в Канаде, составляют женщины. В основном они заняты в сфере обслуживания — многие работают учителями, медсёстрами, сиделками [10]. Кармелита Димсон из Управления занятости филиппинцев за рубежом заявила, что квалифицированные филиппинские рабочие требуются в Альберте, Британской Колумбии, Манитобе, и Саскачеване — в тех провинциях, где ощущается нехватка врачей, медсестёр, инженеров, работников гостиничной сферы, а посол Филиппин в Канаде Хосе Бриллантес отметил, что в Ванкувере создаётся Отдел по приёму на работу филиппинских граждан, деятельность которого заметно упростит процесс найма и обеспечит помощь филиппинским иммигрантам и рабочим в Западной Канаде [28].

Канада стала вторым по величине источником денежных переводов филиппинцев, работающих за рубежом, уступив по этому показателю лишь США. До 1995 г. 60% переводов филиппинских мигрантов осуществлялось с помощью неофициальной системы — падалы. После отмены валютного контроля в 1995 г., сложился единый валютный курс, и неофициальные каналы денежных переводов перестали играть существенную роль [3, с. 23]. В дополнение к денежным переводам филиппинцы в Канаде способствовали развитию своей страны через ЛИН-КАПИЛ (Программа по развитию связей с Филиппинами). Только за период с 1990 по 2001 гг. канадскими филиппинцами было переведено через ЛИНКАПИЛ 51,6 млн. песо (около 1 млн. $), они заняли 3 место среди наиболее крупных бенефициантов этой программы (5,08%).

Власти Канады понимают, что иностранные мигранты вносят нео-

ценимый вклад, прежде всего, в развитие экономики Страны кленового листа, поэтому канадское правительство реализуют одну из наиболее амбициозных миграционных программ в мире, что уже позволило Канаде увеличить количество высококвалифицированных иностранцев в стране до самого высокого показателя за последние 75 лет [7].

Экономическое положение филиппинской диаспоры в Канаде можно назвать достаточно стабильным: показатели занятости представителей филиппинской диаспоры выше, чем показатели занятости трудоспособного населения в целом по стране (72% против 62%), а уровень безработицы - ниже (5,7% против 7,4%). Правда уровень доходов канадских филиппинцев ниже, чем у среднестатистического канадца (24600 против 30000 долларов США), но это объясняется более низкими доходами женской части филиппинской диаспоры, составляющей большинство [24].

Численность филиппинцев в Канаде растёт более быстрыми темпами (почти в 9 раз быстрее), чем численность населения Страны кленового листа (на 35% против 4%). Филиппинцы в Канаде, больше, чем представители других диаспор, относятся к иммигрантам: более 70% представителей филиппинской диаспоры родились за пределами Канады [24].

Филиппинская диаспора концентрируется в провинциях Онтарио и Британская Колумбия, где проживает более 70% граждан филиппинского происхождения, причём в Онтарио находится половина всего филиппинского населения Канады. 11% представителей филиппинской диаспоры проживает в Альберте, 10% - в Манитобе, 6 % - в Квебеке. В то же время филиппинцы в Манитобе составляют 3% всего населения провинции, что в процентном отношении больше, чем в Британской Колумбии и Онтарио (филиппинская диаспора составляет 2% населения этих провинций). Большинство филиппинцев в Канаде проживают в городах — Торонто, Ванкувер, Виннипег, Калгари и Монреаль [16].

Одним из показателей высокой степени адаптации филиппинцев в канадское общество является знание ими английского языка, которым владеет 93% пиноев, проживающих в Канаде. В то же время обоими государственными языками Канады владеют всего 6% представителей филиппинской диаспоры. Согласно данным Обзора Этнического Разнообразия Канады 2002 г., подавляющее большинство канадцев филиппинского происхождения (78%) отмечали сильное чувство причастности к Канаде (то есть относили себя к канадцам), но в то же время, ещё большее количество (89%) отмечали сильную сопричастность с этнической или культурной группой (идентифицировали себя с Филиппинами).

Более 70% представителей филиппинской диаспоры в Канаде участвуют в выборах на федеральном и региональном уровне. Кроме того в Канаде существуют десятки филиппинских организаций различной направленности [24]. В целом можно говорить о позитивном влиянии канадского мультикультурализма для будущего филиппинской диаспоры, однако, прибывающие в Канаду мигранты отмечали факты дискриминации в свой адрес при приёме на работу и в повседневной жизни по причине расово-этнических различий [24].

Филиппинская диаспора в США и Канаде функционируют в схожей социально-политической среде. Активная миграция в эти страны филиппинцев началась с 1970-х гг., и именно благодаря миграции были созданы современные диаспоры, которые являются достаточно молодыми, но их численность растёт из года в год, причём и за счёт вновь прибывающих. В то же время, высок процент натурализовавшихся филиппинцев.

Филиппинская диаспора представляет собой достаточно новое яв-

ление, которое требует серьёзного научного изучения, в особенности, с учётом существенного увеличения масштабов иммиграции с территории Филиппинского архипелага.

В перспективе нам представляется возможным как минимум два сценария диаспоризации пиноев. С одной стороны, филиппинское государство стремится сделать более управляемыми миграционные потоки и использовать их в качестве инструмента государственной политики. Учитывая появление крупных сообществ пиноев в странах — реципиентах и создание т.н. «маленьких Филиппин», подобные действия носят вполне адекватный характер. Этот сценарий условно можно назвать «китайским».

С другой стороны, многообразие и разнородность этнического состава Филиппин могут привести к дифференциации филиппинской диаспоры. К тому же не стоит забывать о нерешённой проблеме филиппинского Юга. Мусульмане с Минданао в качестве трудовых мигрантов прибывают (в том числе и нелегально) в соседние Малайзию и Индонезию, но при желании они могут расширить диапазон своего присутствия и не только в странах с преимущественно мусульманским населением. Учитывая сложность внутриполитической обстановки на юге Филиппин, активная иммиграция населения из этого региона за пределы страны видится вопросом времени. Наконец, роль диаспоры должно учитываться и самим филиппинским государством, возлагающим на пиноев определённые надежды, связанные с усилением роли Филиппин в международных отношениях.

Литература

1. Арутюнов С.А., Козлов С.Я. Диаспоры: скрытая угроза или дополнительный ресурс //Независимая газета, 23 ноября 2005 г.// [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/science/2005-11-23/14_diaspory.html [Дата обращения: 03.08.2011 г.].

2. Барановский К.Ю. Канада: единство в многообразии (международная конференция канадоведов) // США-Канада: экономика, политика, культура, 2006, № 1. С. 59-78.

3. Глущенко Г.И. Хавала — пережиток прошлого на службе глобализации //МЭИМО, 2004, N5. С. 18-26.

4. Докучаева А. Проблемы диаспоры // [Электронный ресурс]. URL: http:// www.zatulin.ru/institute/sbomik/046/13.shtml [Дата обращения: 11.07.2011 г.].

5. Ким А.С. Этнополитическое исследование современных диаспор (конфликтологический аспект): Автореф. дис. на соискание учёной степени д.полит.н. Спб., 2009 // [Электронный ресурс]. URL: http://vak.ed.gov.ru/common/ img/uploaded/files/vak/announcements/politich/2009/06—04/KimAS.rtf [Дата обращения: 16.07.2011 г.].

6. Кузнецов А.М. Золотухин, И.Н. Этнополитическая история Азиатско-Тихоокеанского региона в ХХ — начале XXI вв. (основные варианты и тенденции развития этнополитической ситуации): монография. Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2010. 224 с.

7. Трудоустройство в Канаде пользуется всё большей популярностью среди филиппинских мигрантов// [Электронный ресурс]. URL: http://www.migrator.ru/ news/?id=331 [Дата обращения: 23.07.2011 г.].

8. Черноговцева, С.В. Этнические диаспоры в США// США-Канада: экономика, политика, культура, 2008, № 2. С. 119-127.

9. Шеффер, Г. Диаспоры в мировой политике// Диаспоры, 2003, № 1. С. 162-184.

10. Bird, J. Philippines takes over China as number one source of Canadian immigrants. Canadian Visa Bureau. 31 December 2008// [Электронный ресурс]. URL: http://www.visabureau.com/canada/news/31-12-2008/philippines-takes-over-china-as-number-one-source-of-canadian-immigrants.aspx [Дата обращения: 20.02.2011 г.].

11. Bramhall, J. Pinoys won't be «undercounted» in US census// Philippine News 04/13/2009.

12. Brubaker R. The «Diaspora» Diaspora //Ethnic and Racial Studies. — N.Y., 2005. Vol. 28, № 1. Pp.1-19.

13. Bustamante, R.E. Filipino Canadians: a Growing Community// Polyphony,1984, Vol.6. Pp. 168-171.

14. Commission on Filipinos Overseas. Stock Estimate of Overseas Filipinos // [Электронный ресурс]. URL: www.cfo.gov.ph/pdf/statistics [Дата обращения: 29.07.2011 г.].

15. Espiritu, Yen. The Paradox of Assimilation: Children of Filipino Immigrants in San Diego// [Электронный ресурс]. URL: http://migration.ucdavis.edu/rs/more. php?id=50_0_3_0 [Дата обращения: 26.05.2011 г.].

16. Filipino immigrants in Canada// [Электронный ресурс]. URL: http:// www.canadaimmigrants.com/qualityoflife/communities/philippine.asp [Дата обращения: 31.07.2011 г.].

17. Hoefer, M., Rytina, N., Baker, B.C. Estimates of the Unathorized Immigrant Population Residing in the United States: January 2009. DHS Office of Immigration Statistics. United States Department of Homeland Security// [Электронный ресурс]. URL: http://www.dhs.gov/xlibrary/assets/statistics/publications/ois_ill_pe_2009. pdf [Дата обращения: 01.08.2011 г.].

18. National Master Site// [Электронный ресурс]. URL: http://www. nationmaster.com/cat/imm-immigration [Дата обращения: 31.07.2011 г.].

19. New America Media. «Filipino to Be Listed as Own Category in Census 2010»// [Электронный ресурс]. URL: http://news.newamericamedia.org/ news/view_article.html?article_id=95f1fd65c7b560b53716f2aefad0d668 [Дата обращения: 24.07.2011 г.].

20. Okamura, J.Y. The Global Filipino Diaspora as an Imagined Community. University of Hawaii at Manoa//The Center for Multiethnic and Transnational Studies// [Электронный ресурс]. URL: http://www.usc.edu/dept/LAS/CMTS/ MonoPaper3-6.html [Дата обращения: 30.06.2011 г.].

21. San Juan, E., Jr. Interrogating Transmigrancy, Remapping the Filipino Diaspora in theAge ofGlobalization// [Электронный ресурс]. URL: http://rizalarchive. blogspot.com/2006/08/filipino-diaspora.html [Дата обращения: 08.07.2011 г.].

22. Shain, Yossi. Marketing the American Creed Abroad. Diasporas in the U.S. and Their Homelands. Cambridge University Press, 1999. 294 pp.

23. Sheffer, G. Diaspora Politics: At Home Abroad. - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 308 pp.

24. Statistics Canada. The Filipino Community in Canada// [Электронный ресурс]. URL: http://www.statcan.gc.ca/pub/89-621-x/89-621-x2007005-eng. htm [Дата обращения: 24.07.2011 г.].

25. Terrazas, A., Batalova, J. Filipino Immigrants in the United States// Migration Information Source// [Электронный ресурс]. URL: http://www.migrationinformation. org/USFocus/display.cfm?ID=777 [Дата обращения: 28.07.2011 г.].

26. U.S. 2004 Census// [Электронный ресурс]. URL: http://factfinder.census. gov/home/en/datanotes/exp_acs2004.html [Дата обращения: 23.03.2011 г.].

27. U.S. 2010 Census: Filipinos in the U.S// [Электронный ресурс]. URL: http:// www.naffaausa.org/2011/06/29/us-2010-census-filipinos-in-the-u-s-increased-by-38-nevada-has-fastest-growing-population/ [Дата обращения: 26.07. 2011 г.].

28. Western Canada Seeking Filipino Skilled Workers// Canada Immigration Lawyers//[Электронныйресурс].URL: http://www.canadavisa.com/westem-canada-seeking-filipino-skiUed-workers-080111.html [Дата обращения: 29.07.2011 г.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.