Научная статья на тему 'Филиппины на пути к «Независимой внешней политике» через призму отношений с великими державами Пацифики'

Филиппины на пути к «Независимой внешней политике» через призму отношений с великими державами Пацифики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1355
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛИППИНЫ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / США / РОССИЯ / КИТАЙ / СОТРУДНИЧЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / PHILIPPINES / ASIA-PACIFIC / SOUTHEAST ASIA / FOREIGN POLICY / THE UNITES STATES OF AMERICA / RUSSIA / CHINA / COOPERATION / SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Золотухин Иван Николаевич

В статье рассматриваются особенности внешнеполитического курса Филиппин, в том числе изменения, которые произошли в нем с приходом к власти президента Родриго Дутерте. Освещены отношения Филиппин с великими державами Пацифики. Методической основой работы является анализ результатов исследований отечественных и зарубежных авторов, а также материалов и документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Philippines’ turn to "independent foreign policy" through the lenses of the relations with the Asia-Pacific great powers

The article examines the peculiarities of the Philippinesforeign policy, including the changes made by Rodrigo Duterte, the President of the state. The paper highlights the relations of the Philippines with the great powers of the Asia-Pacific. The article is based on the analysis of previous researches and findings of Russian and foreign authors as well as the data and documents.

Текст научной работы на тему «Филиппины на пути к «Независимой внешней политике» через призму отношений с великими державами Пацифики»

УДК 327

Золотухин И.Н. Zolotukhin I.N.

Филиппины на пути к «независимой внешней политике» через призму отношений с великими державами Пацифики

The Philippines' turn to "independent foreign policy" through the lenses of the relations with the Asia-Pacific great powers

В статье рассматриваются особенности внешнеполитического курса Филиппин, в том числе изменения, которые произошли в нем с приходом к власти президента Родриго Дутерте. Освещены отношения Филиппин с великими державами Пацифики. Методической основой работы является анализ результатов исследований отечественных и зарубежных авторов, а также материалов и документов.

Ключевые слова: Филиппины, Азиатско-Тихоокеанский регион, Юго-Восточная Азия, внешняя политика, США, Россия, Китай, сотрудничество, безопасность

The article examines the peculiarities of the Philippines' foreign policy, including the changes made by Rodrigo Duterte, the President of the state. The paper highlights the relations of the Philippines with the great powers of the Asia-Pacific. The article is based on the analysis of previous researches and findings of Russian and foreign authors as well as the data and documents.

Key words : The Philippines, Asia-Pacific, Southeast Asia, foreign policy, the Unites States of America, Russia, China, cooperation, security

Введение

За 70 лет независимости Филиппины прошли разные этапы внутриполитического развития (от построения либеральной демократии к авторитаризму, от авторитаризма к редемократизации и неконсолидированной демократии), в то время как характер внешнеполитической ориентации Манилы определялся уровнем сотрудничества с США и союзными отношениями между Малаканьянгом и Белым Домом, на протяжении десятилетий оставаясь индикатором филиппино-американских отношений. Однако с приходом к власти на Филиппинах президента Родриго Роа Дутерте мы наблюдаем картину отхода филиппинского руководства от перманентной лояльности действиям Вашингтона на международной арене.

По данным филиппинского исследовательского института Social Weather Stations (SWS), рейтинг доверия к Дутерте внутри страны за три месяца пребывания его у власти превысил показатели предыдущих президентов постмаркосовской эпохи [30]. Новый филиппинский президент

ЗОЛОТУХИН Иван Николаевич, к.полит.н., доцент кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: zolivnik@ mail.ru

проявил себя не только как жёсткий национальный лидер, объявивший войну наркоторговцам у себя в стране, но и как сторонник самостоятельной внешней политики [33], непримиримый к критике извне. Будучи мэром Давао Дутерте отказался от плана размещения на о. Минданао американской базы внепилотников. Также он активно сопротивлялся подписанию соглашения с Вашингтоном, дающего американским войскам право высадки на территории страны [41].

Одиозная (зачастую на грани фола) риторика старожила филиппинской политики облетела сотни зарубежных СМИ, разлетевшись на цитаты и интернет-мемы [11], а его фразы, направленные против США, прозвучали не только глумливо, но и провокационно. В результате была сорвана встреча Дутерте и Обамы в рамках ВАС в Лаосе, 7 октября 2016 г. Филиппины информировали США о приостановке планов по совместному патрулированию и совершению учебных манёвров в ЮжноКитайском море, а также о том, что американо-филиппинские военные учения РЫЫех станут последними [6]. Вскоре последовали заявления Дутерте о денонсировании Соглашения об укреплении сотрудничества в сфере обороны, по которому Пентагон получает право задействовать военнослужащих на некоторых филиппинских базах (число которых достигает пяти), выводе американских войск с территории Филиппин, о сближении с Китаем и Россией и, наконец, о «независимой внешней политике».

В апреле 2017 г. посол Филиппин в Китае Хосе Сантьяго Санта Романа обозначил ключевые элементы «независимой внешней политики» Дутерте: отделение внешней политики от США (уменьшение зависимости Манилы от Вашингтона при сохранении альянса с США), улучшение отношений с Китаем, с нетрадиционными партнёрами Филиппин - Россией, Японией, Индией [25]. Очевидно, что курс Дутерте нельзя рассматривать вне контекста современного состояния дел Филиппин на внешнеполитической арене, с учётом необходимости решения Манилой стоящих перед ней проблем безопасности и экономического развития, сопряжённых с перипетиями международной среды АТР, в которой причудливо сочетаются аспекты сотрудничества и соперничества, определяющие конфигурацию региональных процессов и отношений. В связи с этим отношения Филиппин с великими державами Пацифики представляют особый интерес.

Филиппино-американские отношения. Далёкий близкий партнёр

В конце XIX в., едва освободившись от Испании, Филиппины попали в зависимость (а с 1930-х гг. официально под протекторат) от Вашингтона. После филиппино-американской войны 1899-1902 гг. начинается последовательное вовлечение бывшей испанской колонии в сферу политического влияния США. За несколько десятилетий американцам удалось построить демократический фасад филиппинской государственности, даровать стране независимость [1] и создать предпосылки её превращения в преданного внешнеполитического союзника.

На протяжении десятилетий после обретения независимости Филиппины оказались тесно связаны с США интересами безопасности и экономического взаимодействия. Сменявшиеся на Филиппинах правительства постоянно искали и действительно получали поддержку Вашингтона [42, р. 67]. В 1940-х гг. были подписаны договор об общих отношениях (1946) и Соглашение о военных базах (1947). Последнее давало возможность американцам разместить свои ВМС в Субик-бэй и ВВС в Кларк-филд. В 1951 стороны оформили Договор о взаимной обороне, ставший основой американо-филиппинского альянса. Начиная с

1950-х гг., по данным СИПРИ, Филиппины получили около 75 % импорта вооружения из США [40].

На протяжении последующих десятилетий США и Филиппины пережили взлёты и падения в отношениях, но альянс сохранялся как краеугольный камень двустороннего сотрудничества. В годы холодной войны США рассматривали архипелаг как важное звено в стратегии сдерживания «коммунистической экспансии» КНР [13]. В 1950-е гг. президент Филиппин Рамон Магсайсай характеризовал нейтрализм государств ЮВА словосочетанием «антифилиппинизм», делая ставку на доминирующую роль Штатов в обеспечении безопасности и порядка на Тихом океане [2, с. 167]. В то же время филиппинское руководство реагировало на внешнеполитические неудачи США, например, в 1970-х гг. при режиме Ф. Маркоса были отменены торговые привилегии американцев на Филиппинах, кроме того встал вопрос о дальнейшем присутствии на территории страны американских баз. В начале 1990-х гг. американцы покидают авиабазу в Кларк-филд и принимают решение оставить Субик-бэй [18].

Катализатором американо-филиппинского сближения стала ситуация в ЮКМ (вернее, действия КНР). В 1998 г. Вашингтон и Манила подписывают Соглашение о пребывании вооружённых сил, с 2000 г. реанимируются военные учения Баликатан («плечом к плечу»). В 2003 г. Филиппины становятся десятым по счету ведущим партнёром США вне НАТО [19].

Наивысший расцвет американо-филиппинское военно-стратегическое сотрудничество переживает в годы президентства Бениньо Акино (2010-2016 гг.). В начале 2012 г. Вашингтон и Манила начали консультации о возможности размещения самолётов-разведчиков и кораблей на бывшей американской военной базе Субик-бей. На территории Филиппин размещается группа до 600 солдат специальных оперативных сил США. Возрастает число заходов американских военных кораблей в филиппинские порты.

Стремясь координировать действия со своим союзником в условиях обострения внешней среды (прежде всего «ползучей напористости» КНР в ЮКМ) и сохраняющихся проблем внутренней безопасности (борьба с террористической группировкой «Абу-Сайяф»), Филиппины идут на подписание с США важного Соглашения об укреплении сотрудничества в сфере обороны (2014), ставшего символом возрождения американо-филиппинского альянса.

Особое внимание стороны уделяют аспекту военно-морской безопасности в АТР. Филиппины становятся единственным союзником США в ЮВА, получившим от них в рамках Инициативы морской безопасности самую большую сумму для модернизации своих военно-морских сил с целью противодействия угроз безопасности в ЮКМ [38].

С 2012 г. США оказывали Филиппинам солидную финансовую поддержку для военных нужд, значительно превышающую суммы для других стран Восточной Азии (см. табл. 1), за период с сентября 2015 по октябрь 2016 г. американская помощь в поддержание безопасности союзника превысила 127 млн. $ [49]. Кроме того Вашингтон играет ключевую роль для Филиппин и в невоенных областях, таких как гуманитарная помощь и участие в ликвидации последствий стихийных бедствий [40].

В сфере торгово-экономических отношений роль американцев также является весомой: США остаются крупнейшим иностранным инвестором Филиппин и третьим по величине торговым партнёром после КНР и Японии. За 2016 г. товарооборот между странами превысил 16 млрд. $ [29].

За семидесятилетнюю историю двусторонних отношений попытки Филиппин выйти из-под влияния США оборачивались для страны не-

способностью адекватно противодействовать как внешне-, так и внутриполитическим проблемам. Последняя привела к обострению отношений с КНР в 2012 г. Принимая во внимание существенный вклад американцев в развитие вооружённых сил Филиппин, возникают опасения, что без помощи Вашингтона Маниле будет сложно реализовать программу военной модернизации, требующую ежегодно более полумиллиарда долларов [36], не говоря о расходах на оборону, которые за 20 лет возросли в 2,5 раза (см. табл. 2). Ощущая даже моральную поддержку сильного плеча из-за океана, Филиппины гораздо увереннее позиционирует себя на международной арене в отношениях с соседями по АСЕАН и с КНР.

С другой стороны, отказ Манилы от сотрудничества с Вашингтоном в военной сфере может поставить крест на перспективы развёртывания американской системы ПРО в АТР, нарушить целостность десятилетиями выстраиваемой американцами структуры военно-стратегических альянсов в Восточном полушарии, а в перспективе внести серьёзные коррективы в баланс сил на тихоокеанском направлении. Беспокойство Вашингтона вероятностью ухудшения отношений с Филиппинами было обосновано и в свете серьёзных международных вызовов безопасности, стоящих перед Америкой: конфликты на Ближнем Востоке, расползание террористической угрозы, растущая мощь Китая, геополитические амбиции России, деструктивные процессы в Евросоюзе.

Месседж Дутерте в адрес Белого дома содержал не только нежелание его страны быть «маленьким смуглым братом» Америки1, но и сомнения в том, что США готовы оказать Филиппинам помощь в случае вовлечения страны в военный конфликт с заведомо более сильным противником. Строптивый партнёр Вашингтона не приемлет логики игры с нулевой суммой, также как вероятного столкновения КНР и США, а ведь ставка американского военного ведомства на модернизацию альянсов и вооружённых сил своих союзников и партнёров по АСЕАН может обернуться не только усилением обороноспособности последних, но и спровоцировать негативную реакцию со стороны Китая. Манила прекрасно осознает свою роль буфера в геополитическом раскладе сил между США

1 Словосочетание впервые было употреблено в нач. XX в. первым генерал-губернатором Филиппин и будущим Президентом США Уильямом Говардом Тафтом. См. [37].

Таблица 1. Соответствие субъективной защищённости и рискогенности жизненной среды

Сумма ежегодного финансирования (в тыс. $) 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Восточная Азия и Тихоокеанский регион 48300 59100 39202 48302 53316 78488 67400

Вьетнам 500 2000 1960 2315 9494 10000 10000

Восточный Тимор - 500 - - 100 300 300

Камбоджа 1000 1000 748 800 475 500 -

Индонезия 15700 20000 19960 14000 13292 14000 14000

Лаос - - - - - 288 200

Монголия 1,000 4,500 2,996 3,000 3,048 2,400 2,000

Филиппины 28000 29000 11970 27000 25483 50000 40000

Таиланд 1,600 1,600 1,568 1,187 1,424 1,000 900

Источник: [24]

Таблица 2. Расходы на оборону Республики Филиппины (2007-2016 гг.)

Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Сумма расходов в млн. $ 2014 2271 2116 2438 2701 2899 3472 3103 3336 3899

Источник: [47].

и КНР и, занимая стратегически уникальное географическое положение, является важным компонентом оборонительной стратегии «первой цепи островов», в силу которого размещение здесь американских вооружённых сил может стать ответом военным планам Китая [27].

В то же время в планы Дутерте явно не входит обострение конфликта с США1, а его реверансы в сторону Китая и Россия не означают отказа от складывающихся десятилетиями политических, экономических, военных и культурных связей с авторитетным международным игроком. Несмотря на то, что на Филиппинах антиамериканизм (особенно на юге страны) становится все более популярным, отношение к США у большинства населения положительное [34], а проамериканские силы в обществе сохраняют свои позиции, в том числе и на уровне федерального правительства. Кроме того, конфронтация с Вашингтоном может привести к ухудшению отношений Манилы с другими американскими союзниками и стратегическими партнёрами - Японией, Австралией, Кореей, Индией, рядом стран АСЕАН (Индонезией и Малайзией, с которыми у Филиппин сохраняются нерешённые территориальные вопросы и проблемы миграции). Наконец, филиппинские вооружённые силы недостаточно сильны, чтобы самостоятельно обеспечить оборону своей страны и охрану её границ. Любое осложнение отношений с Китаем может привести к возвращению в «американские объятья», но на значительно худших для страны условиях [50]. С другой стороны, Вашингтон способен пойти на различные методы, чтобы вынудить союзника придерживаться более приемлемой формулы двусторонних отношений. Среди наиболее гибких и эффективных способов может стать введение эмбарго на поставку вооружений из США, продукции из Филиппин и сворачивание оборонных контрактов.

Вопрос оборонного сотрудничества будет оставаться одним из ключевых в отношениях с США, хотя не исключено, что оно будет носить избирательный характер, касаясь конкретных (наиболее чувствительных для филиппинской безопасности) направлений (напоминающее сотрудничество с Малайзией в период Махатхира Мохамада). В любом случае, военные учения Баликатан, об отмене которых Дутерте говорил в прошлом году, состоялись [35], а в июне 2017 г., столкнувшись с серьёзным военным кризисом на Минданао, вылившимся в полноценные боевые действия в г. Марави филиппинских вооружённых сил с отрядами группировки Мауте, связанной с Исламским государством (ИГ) (террористической организацией, запрещённой в РФ), Малаканьянг заявил о готовности принять помощь из других стран, что в корне противоречит заявлениям Дутерте о том, что он не хочет видеть никаких иностранных военных на своей земле [23]. В настоящее время в решении вооружённого конфликта в Марави задействован американский спецназ. Очевидно, что без помощи США Филиппинам будет сложно решать внутриполитические проблемы и противодействовать геополитическим вызовам.

1 После победы на президентских выборах в США Дональда Трампа, Дутерте отметил, что не собирается усиливать конфликты с США в ближайшем будущем. «Я не хочу конфликтов (с США), поскольку верх одержал Трамп», - отметил он. См. [12].

«Поворот на запад» по-филиппински

В случае принципиальной смены внешнеполитических ориентиров самым очевидным партнёром для Филиппин представляется Китай. За обещанием Дутерте улучшить отношения с КНР, данным им в Пекине 20 октября 2016 г., кроется не столько желание уйти «под крыло» Поднебесной, а тем более, столкнуть лбами двух геополитических гигантов, сколько трезвый расчёт на привлечение в страну китайских капиталов. По результатам переговоров между КНР и Филиппинами в октябре 2016 г. были подписаны контракты на сумму более 13 млрд. долларов. Президент Филиппин предложил Китаю участвовать в строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей, упомянув и о возможных закупках китайского оружия [10]. Свой визит в Пекин Дутерте назвал поворотным моментом в истории двух государств [8].

Подписанное филиппино-китайское шестилетнее соглашение об экономическом сотрудничестве предусматривает финансирование 15 крупных проектов в области инфраструктуры, в том числе ирригационных сооружений на р. Чико, плотины Калива, южной ветки железнодорожной магистрали Север-Юг [21].

Экономический фактор является краеугольным камнем филиппи-но-китайских отношений и одной из причин филиппинского «поворота на запад». С установления в 1975 двусторонних дипломатических отношений стороны успешно развивали торгово-экономическое сотрудничество, чему немало способствовали представители китайской бизнес-диаспоры на Филиппинах (см. табл. 33).

Новое сближение Филиппин и КНР произошло в годы президентства Глории Макапагал Арройо, когда стороны провозгласили о выходе отношений на стадию всестороннего развития, совместно разработав руководящие принципы для формирования стратегического сотрудничества, направленного на мир и развитие [3].

В то же время камнем преткновения в отношениях между двумя странами остаётся ситуация вокруг островов Спратли в ЮКМ, имеющих очевидное экономическое значение, с точки зрения рыбного промысла (здесь осуществляется 10 % мировой добычи рыбы), добычи углеводородов (залежи нефти оцениваются до 125 баррелей, а газовых месторождений - до 500 трлн. куб футов [48], реализации инфраструктурных проектов. Через острова также проходят международные торговые трассы, осуществляется транспортировка нефти и газа в страны Восточной Азии.

В 1980-90-е гг., исходя из заявления о неоспоримом суверенитете над островами в силу исторических прав на них, Китай проводил политику экспансии в отношении архипелага Спратли, которая вылилась в вооружённые инциденты с Вьетнамом и Филиппинами. В 2002 г. Китай и АСЕАН подписали Декларацию о поведении сторон в ЮКМ, предполагавшую решение территориальных споров мирным путём, а в 2005 была достигнута договорённость государственных нефтяных компаний Китая, Вьетнама и Филиппин о совместном проведении сейсморазведки в согласованном районе ЮКМ.

Ситуация обострилась с 2009 г., когда Китай опротестовал предложения Вьетнама, Малайзии и Филиппин в Комиссию ООН по границам континентального шельфа и исключительным экономическим зонам в ЮКМ. В ответ Пекин выдвигает «девятипунктирную линию», распространявшуюся на 80% акватории ЮКМ, а в 2012 г. объявляет острова в ЮКМ суверенными территориями, относящимися к «коренным национальным интересам» наравне с СУАР, Тибетом и Тайванем [7, с. 3-4].

Нагнетает обстановку в ЮКМ строительство Китаем искусственных островов в пределах контролируемой акватории для строительства на них своих опорных баз [46]. В ноябре 2015 г. на островах впервые были

размещены боевые ракетные батареи, способные поражать воздушные цели в радиусе 200 км [5].

Захват Китаем отмели Скарборо - ИЭЗ Филиппин, привели к передаче Манилой, исчерпавшей возможные политические и дипломатические средства мирного разрешения морского спора с Китаем, официальной жалобы по вопросу принадлежности островов в международный суд [14]. Решение Международного арбитражного суда в Гааге в июле 2016 г. оказалось не в пользу Китая, однако Пекин отказался его признавать [16], что не снимает проблемы интернационализации конфликта.

В свою очередь Филиппины, отстояв свои позиции в суде, по-прежнему придерживаются варианта переговорного решения проблемы с Китаем. Подобная тактика должна ослабить напряжённость между странами, но она не меняет принципиальные позиции сторон и не решает спор. Ситуация перевода Манилой проблемы в дипломатическое русло напоминает попытку поиска запасного аэродрома в случае ухудшения отношений с Вашингтоном. Дутерте явно не намерен поощрять действия американцев, акцентирующих внимание на манкировании Китаем норм международного права и демонстрирующих силу в спорных районах путём проникновения в территориальные воды и воздушное пространство, контролируемые Китаем [17]. Напротив, он даже отказался от совместного с американцами патрулирования в ЮКМ, чтобы не раздражать Пекин [8].

Отодвигая территориальную проблему на второй план, вместе с тем Дутерте не отказывается от суверенных прав Филиппин на территории в ЮКМ, осознавая их стратегическое значение. Филиппины, как и Китай, возводят укрепления и базы на контролируемых островах с целью усилить свои позиции и не допустить геополитического дисбаланса. В то же время Дутерте осознает реальную угрозу со стороны Китая в случае вооружённого столкновения и несопоставимости военного потенциала Филиппин с мощью Поднебесной. Демонстрируя осторожность в щекотливых вопросах, он прощупывает почву для сближения с Китаем, прежде всего, по вопросам получения кредитов и инвестиций в филиппинскую экономику.

Заявления Дутерте касательно ситуации в ЮКМ свидетельствуют не столько о стремлении филиппинского президента не допустить эскалации конфликта в спорных водах, сколько о лавировании в вопросах, имеющих принципиальный характер для будущего филиппино-китай-ских отношений, отсюда и фразы о неспособности Филиппин остановить заявленный Китаем план строительства станции мониторинга окружающей среды на спорном участке отмели Скарборо, о причастности США к обострению ситуации в ЮКМ (в т.ч. рекламационным действиям Пекина) и... о желании водрузить флаг на острове Титу (Пагаса) [9].

Однако Дутерте должен понимать, что дружить против США - ошибочная тактика. Подобная «дружба» может вызвать недовольство у сосе-

Таблица 3. Товарооборот между КНР и Филиппинами (в млрд. $)

Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Экспорт из Китая 4,7 5,8 7,5 9,1 8,6 11,5 14,2 16,7 19,9 23,5 26,7

Импорт в Китай 12,9 17,7 23,1 19,5 11,9 16,2 18 19,6 18,2 21 19

Источник: [32].

дей по ЮВА, имеющих претензии к территориальным амбициям Пекина в ЮКМ (Вьетнамом, Индонезией, Малайзией). К тому же у Китая гораздо больше возможностей использовать уязвимость Филиппин в свою пользу, нежели чем у Манилы виртуозно лавировать на американо-китайских противоречиях. Вместе с тем Китаю также предстоит проявить усилия для того, чтобы отношения между двумя странами протекали в русле конструктивного диалога. Несмотря на имеющиеся в этом направлении достижения, Манила испытывает настороженность касательно истинных целей Пекина и в ЮКМ, и в отношении двустороннего сотрудничества.

По мнению Аарон Рабена, очередной «медовый месяц» в филиппи-но-китайских отношениях обусловлен двумя основными факторами: преобразованиями во внешнеполитическом курсе Филиппин и необходимостью для Китая иметь стабильного и предсказуемого соседа [43]. В этом отношении следует учитывать аспекты филиппино-китайского сотрудничества в сфере обороны, которые стали интенсивно развиваться с приходом к власти Дутерте. Помимо организации совместных военных учений филиппинской и китайской береговой охраны, стороны заинтересованы в проведении антипиратских патрулей, а также контртеррористических мероприятий. Недавно были запланированы ежегодные совместные с Китаем морские учения в море Сулу. Китайская сторона организовала поставки вооружения и амуниции на сумму в 12 млн. долларов в качестве помощи филиппинскому правительству в его борьбе против группировки Мауте [26]. Филиппинское оборонное ведомство выразило готовность к рамочному соглашению о взаимной безопасности с Китаем.

Военное сотрудничество с Китаем может стать для Манилы основой как для расширения контактов по линии оборонных ведомств, увеличения объёма продаж китайского вооружения и оказания Пекином помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации на Филиппинах, так и выработки траектории доверительных отношений, в том числе в направлении создания эффективных двусторонних механизмов на высоком уровне и сближения по ключевым вопросам безопасности.

Нетрадиционный партнёр с Севера

За 40-летнюю историю официальных отношений между Филиппинами и РФ сторонам не удалось превратиться в союзников или ведущих торгово-экономических партнёров. Соглашения между СССР и Филиппинами носили преимущественно номинальный характер. С конца 1990-х гг. был подписан ряд двусторонних документов о культурном сотрудничестве [45], но лишь 10 лет назад активизируются экономические связи и договорно-правовая база по взаимодействию в гуманитарной оборонной, деловой сфере. С 2009 г. запущен филиппино-российский деловой совет, в формате которого налаживаются двусторонние связи между странами и регулярно проводят встречи представителей филиппинского и российского бизнеса. В ноябре 2015 г. на Саммите АТЭС РФ и Филиппины подписали договор о создании российско-филиппинской комиссии по торговому и экономическому сотрудничеству [15].

Экономический вектор двустороннего сотрудничества показывает дисбаланс между российским импортом и филиппинским экспортом, основу которых составляют энергоресурсы и сельскохозяйственная продукция соответственно (см. табл. 4). За 2015 г. товарооборот существенно сократился из-за падения цен на нефть, составив 587,5 млн. долларов, но, с другой стороны, объем филиппинского экспорта вырос в 4 раза. К сожалению, динамика прошлого года показывает снижение объёма торговли двух стран [28].

Филиппино-российское сотрудничество находится на этапе становления, однако стороны имеют хорошие шансы на его развитие, прежде

всего, благодаря заинтересованности в этом политического руководства обоих государств. Родриго Дутерте заявил, что он готов привлечь Россию к экономическому сотрудничеству и открыть Филиппины для России, «чтобы делать бизнес, альянсы, торговлю и коммерцию» [10]. Кроме того филиппинский президент выразил готовность покупать у России оружие. Россия способна обеспечить Филиппины быстроходными катерами и подводными лодками, Маниле для укрепления своих позиций в ЮКМ могут понадобиться системы ПВО, в том числе зенитные ракетные комплексы «Бук» и «Тор». У Манилы есть вероятность получить от России истребители 4-го поколения «МиГ-29» и «Су-30», а в долгосрочной перспективе приобрести баллистические ракеты «Искандер-Э», которые РФ ранее продала только Армении [31].

Следует принимать во внимание дружественный характер отношений двух стран и отсутствие между ними исторических и политических конфликтов. Важным фактором, позитивно влияющим на российско-филиппинское сближение, является не столько фигура Дутерте, сколько схожие позиции РФ и Филиппин по проблемам глобальной и региональной безопасности и понимание ими необходимости проводить многовекторную политику, что может стать основой для формирования российско-филиппинского партнёрства и тесного взаимодействия между странами на международной арене.

Важным толчком к активизации филиппино-российских отношений стал визит Дутерте в Москву в конце мая 2017 г., в ходе которого было подписано 11 документов, касающихся разных аспектов двустороннего сотрудничества. Беспрецедентный характер носит подписание соглашения о сотрудничестве в сфере обороны, ставшее основой «расширенного сотрудничества» двух стран в решении глобальных угроз, таких как международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, кибер-преступность и морское пиратство [44]. Оборонное сотрудничество также предусматривает расширение двусторонних обменов с целью развития отношений в области военного образования, в том числе военной медицины, военной истории, гуманитарной сферы, участие в военных учениях, использование портовой инфраструктуры и др.

Среди соглашений по экономическому сотрудничеству можно выделить совместную программу действий на 2017-2019, направленную на поощрение туризма и обмена передовым опытом между двумя странами, соглашение о сотрудничестве в области транспорта между профильными министерствами, соглашение об обеспечении продовольственной безопасности на Филиппинах путём сотрудничества и исследований в области сельского хозяйства и рыболовства, животноводства, переработки, транспортировки и хранения сельхозпродукции [20].

Прорывное значение имеет подписанный Меморандум о договорённости между Департаментом науки и техники Филиппин и Госкорпорации по атомной энергии РФ (РОСАТОМ) о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. На сегодняшний момент Филиппины являются единственным государством ЮВА, в котором есть АЭС (Батан-1) [4, с. 51], правда, так и не введённая в эксплуатацию в течение 30 лет. Сотрудничество с Россией в атомной сфере может сдвинуть с мёртвой точки процесс создания на Филиппинах, остро нуждающихся в энергообеспечении, альтернативных источников энергии. Мария Клеоф Нативидад, представитель МИД Филиппин, отметила, что визит Дутер-те в Россию является ориентиром в поиске новых партнёрских связей и укрепления отношений с нетрадиционными партнёрами [22].

В целом перспективы на углубление российско-филиппинских отношений выглядят не столь очевидными, хотя стоит констатировать, что за последние несколько лет Россия все активнее взаимодействует с Фи-

Таблица 4. Товарооборот между РФ и Филиппинами (в млн. $)

Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Экспорт в РФ 25,9 33,9 39 34,7 43,6 66,5 68,4 68 42,2 48,9

Импорт из РФ 115,5 144,3 263,3 466,5 1548,5 1010,1 1304,3 1000,4 322,9 191,3

Источник: [28].

липпинами в сфере экономики, безопасности, научного сотрудничества и сближение двух государств приобретает устойчивый характер.

Заключение

В заявлениях филиппинского лидера прослеживается намерение сделать своё государство более самостоятельным игроком в мировой политике. Планы Дутерте продиктованы не столько личной антипатией к США, сколько задачей обрести собственную внешнеполитическую идентичность; для этого ему предстоит познать тонкости международной среды, принимая во внимание оборонный и экономический потенциал своей страны.

При успешной реализации независимой внешней политики Филиппины способны не только получить поддержку со стороны соседей по региону, но и создать новые благоприятные условия для укрепления международные связей, превратившись в middle power. В то же время тактика дистанцирования от Вашингтона в сторону КНР и, возможно, РФ, влечёт для Филиппин непредсказуемые последствия. Не имея исторического опыта независимых внешнеполитических действий, Манила рискует оказаться «под колпаком» Пекина, и здесь не поможет ставка на Россию, не имеющую с Филиппинами прочной основы двустороннего сотрудничества, которая вряд ли захочет портить отношения с Пекином.

С другой стороны, Манила должна принимать во внимание реалии американского присутствия в регионе, определяемого долговременными интересами, наконец, международный авторитет Вашингтона (в том числе и среди государств АСЕАН) и его военно-политическую мощь. Можно «удалить США из друзей», но невозможно стереть сформированные за десятилетия контакты. Можно позволять себе резко критиковать Америку, но, в то же время, необходимо проявлять мудрость и здравомыслие в делах со старым союзником.

Наконец, если Филиппины сделают ставку на балансирование между великими державами, пытаясь сыграть на их противоречиях друг с другом, то в этом случае Манила берет на себя колоссальную ответственность за любой внешнеполитический ход. В противном случае помимо существующих угроз безопасности появятся новые, справиться с которыми самостоятельно будет очень сложно. В любом случае своеволие Дутерте без адекватной оценки международных отношений может дорого обойтись Филиппинам. В условиях непредсказуемой конфликтоген-ной среды, малейшая ошибка может ввергнуть страну в политический хаос и в пучину опасных геополитических метаморфоз, способных серьёзно дестабилизировать хрупкий баланс сил в регионе.

Литература

1. Акт Тайдингса-Макдаффи [Электронный ресурс]. URL: http://www. legisworks.org/congress/73/publaw-127.pdf (дата обращения: 09.07.2017 г.).

2. Внешняя политика и дипломатия стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Учеб. пособие / Дипломат. акад. МИД России, Ин-т актуал. междунар. проблем, Центр азиат.-тихоокеан. исслед. [В.Ф. Ли и др.]. М.: Науч. кн., 1998. 278 с.

3. Глава МИД Филиппин: филиппино-китайские отношения получили значительное развитие [Электронный ресурс]. URL: http://russian.news.cn/ china/2010-06/08/c_13338346.htm (дата обращения: 08.11.2016 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Золотухин И.Н. Россия и Юго-Восточная Азия: к партнерству в ядерной сфере // Индекс безопасности. 2014. N3 (110). C. 49-61.

5. Карабаев К. Чем грозит Китаю решение Гаагского суда? [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2775395 (дата обращения: 29.11.2016 г.).

6. Конец маневрам США в Азии? [Электронный ресурс]. URL: http://www. pravda.ru/photo/album/25688/6/ (дата обращения: 06.11.2016 г.).

7. Локшин Г.М. Южно-Китайское море: острова раздора // Азия и Африка сегодня. 2015. N9. С. 2-8.

8. Мануков С. Вашингтон рискует потерять Филиппины [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2016/10/18/borba-za-manilu/ (дата обращения: 17.11.2016 г.).

9. Мануков С. Конфликт в Южно-Китайском море: Пируэты президента Дутерте [Электронный ресурс] // Eurasia Daily, 14.04.2017. URL: https://eadaily. com/ru/news/2017/04/14/konflikt-v-yuzhno-kitayskom-more-piruety-prezidenta-duterte (дата обращения: 23.06.2017 г.).

10. Наркевский Д. США vs Филиппины: Дутерте бросил вызов Америке [Электронный ресурс]. URL: http://politrussia.com/world/ssha-i-filippiny-215/ (дата обращения: 29.10.2016 г.).

11. Паламарчук М. 15 самых дерзких высказываний президента Филиппин [Электронный ресурс]. URL: https://life.ru/t/%D0%B2%D0%B0%D1%83/919515/15_ samykh_dierzkikh_vyskazyvanii_priezidienta_filippin (дата обращения: 27.10.2016 г.).

12. Президент Филиппин назвал себя молекулой по сравнению с Трампом [Электронный ресурс]. URL: http://vz.ru/news/2016/11/11/843227.html (дата обращения: 15.01.2017 г.).

13. Сумский В.В. Фердинанд Маркос. Зарождение эволюция и упадок диктатуры на Филиппинах [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedy-diary. ru/?page_id=6025 (дата обращения: 28.10.2016 г.).

14. Филиппины гонят Китай с островов [Электронный ресурс]// Коммерсант. ру, 28.01.2013. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2101349 (дата обращения: 10.11.2016 г.).

15. Филиппины [Электронный ресурс]//Азиатский вектор. URL: http:// asiavector.ru/countries/philippines/ (дата обращения: 23.03.2017 г.).

16. Allison Graham. Of Course China, Like All Great Powers, Will Ignore an International Legal Verdict [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat. com/2016/07/of-course-china-like-all-great-powers-will-ignore-an-international-legal-verdict/ (дата обращения: 30.11.2016 г.).

17. Blanchard B., Shalal A. Angry China shadows U.S. warship near man-made islands [Электронный ресурс]// Reuters, October 28, 2015. URL: http://www. reuters.com/article/2015/10/28/us-southchinasea-usa-idUSKCN0SK2AC20151028 (дата обращения: 12.03.2017 г.).

18. Broder John M. U.S. Reaches Accord With Manila, Will Leave Clark Air Base: Philippines: Volcano causes abandonment of field. But Americans will keep Subic Naval Base for 10 years [Электронный ресурс]// Times Staff Writer, July 18,

1991. URL: http://articles.latimes.com/1991-07-18/news/mn-3381_1_clark-air-base (дата обращения: 14.04.2017 г.).

19. Bush 'upgrades' Philippines [Электронный ресурс]// CNN International. com, May 20, 2003. URL: http://edition.cnn.com/2003/ALLPOLITICS/05/19/bush. philippines/ (дата обращения: 10.05.2017 г.).

20. Caleb Velasquez. Russia, Philippines forge Defense Cooperation Agreement [Электронный ресурс]. URL: https://www.update.ph/2017/05/russia-philippines-forge-defense-cooperation-agreement/17735 (дата обращения: 08.06.2017 г.).

21. De Castro Renato C. China, Duterte and the crisis in the Philippine-US alliance [Электронный ресурс]// Philstar Global, March 31, 2017. URL: http://www. philstar.com/news-feature/2017/03/31/1686343/china-duterte-and-crisis-philippine-us-alliance (дата обращения: 17.04.2017 г.).

22. Duterte heads to Russia in blow to US [Электронный ресурс]. URL: http:// news.abs-cbn.com/news/05/22/17/duterte-heads-to-russia-in-blow-to-us (дата обращения: 08.06.2017 г.).

23. Feingold S. Philippines appears to reverse position on military cooperation [Электронный ресурс]// CNN.com, June 11, 2017. URL: http://edition.cnn. com/2017/06/11/asia/philippines-military-cooperation/index.html (дата обращения: 15.06.2017 г.).

24. Foreign Military Financing Account Summary. US Department of State [Электронный ресурс]. URL: https://2009-2017.state.gov/t/pm/ppa/sat/c14560.htm (дата обращения: 05.07.2017 г.).

25. Galang Mico A. US, China, and Duterte's 'Independent Foreign Policy' [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2017/04/us-china-and-dutertes-independent-foreign-policy/(дата обращения: 19.06.2017 г.).

26. Ho A. Duterte thanks China for firearms, ammo vs Mautes [Электронный ресурс]// CNN Philippines.com, June 29, 2017. URL: http://cnnphilippines.com/ news/2017/06/29/Duterte-thanks-China-for-military-aid-vs-Mautes.html (дата обращения: 29.06.2017 г.).

27. Holmes James R. Defence the First Island Chain [Электронный ресурс]. URL: http://www.usni.org/magazines/proceedings/2014-04/defend-first-island-chain (дата обращения: 16.04.2017 г.).

28. International trade in goods - Imports 2001-2016 [Электронный ресурс]. International Trade Center// URL: http://www.intracen.org/itc/market-info-tools/ statistics-import-country-product/ (дата обращения: 25.05.2017 г.).

29. International trade statistics 2001-2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.intracen.org/itc/market-info-tools/trade-statistics/ (дата обращения: 27.06.2017 г.).

30. Janvic M. Duterte's first 100 days: So far, so 'very good' [Электронный ресурс]. URL: http://www.philstar.com/headlines/2016/10/07/1631155/dutertes-first-100-days-so-far-so-very-good (дата обращения: 19.04.2017 г.).

31. MiGs for Manila: What Happens if Moscow Starts Supplying Philippines With Arms [Электронный ресурс]. URL: https://sputniknews.com/ asia/201610071046103270-philippines-russian-chinese-arms-exports-commentary/ (дата обращения: 08.11.2016 г.).

32. National Bureau of Statistics of China [Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/enGliSH/Statisticaldata/AnnualData/ (дата обращения: 30.06.2017 г.).

33. Nawal A. Duterte: Gov't to pursue 'independent foreign policy [Электронный ресурс]. URL: http://globalnation.inquirer.net/144563/duterte-govt-to-pursue-independent-foreign-policy (дата обращения: 29.03.2017 г.).

34. Opinion of the United States// Global Indicators Database. Pew Research Center [Электронный ресурс]. URL: http://www.pewglobal.org/database/indicator/!/ country/173/ (дата обращения: 18.03.2017 г.).

35. Palatino M. Is Rodrigo Duterte Really Anti-American? [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2017/05/is-rodrigo-duterte-really-anti-american/ (дата обращения: 14.06.2017 г.).

36. Parameswaran P. How Much Can the Philippines Boost Its Military Budget Under Duterte? [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2017/01/ how-much-can-the-philippines-boost-its-military-budget-under-duterte/ (дата обращения: 27.06.2017 г.).

37. Parameswaran P. Recalibrating US-Philippine Alliance under Duterte [Электронный ресурс]. URL: http://www.rappler.com/thought-leaders/147840-recalibrating-us-philippine-alliance-duterte (дата обращения: 12.06.2016 г.).

38. Parameswaran P. US Announces Maritime Security Boost for Southeast Asia [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2015/11/us-announces-boost-to-maritime-security-assistance-to-southeast-asia/ (дата обращения: 31.03.2017 г.).

39. Parameswaran P. Will Duterte End the US-Philippines Military Alliance? [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2016/10/will-duterte-end-the-us-philippine-military-alliance/ (дата обращения: 20.10.2016 г.).

40. Parameswaran P. Will Duterte End the US-Philippines Military Alliance? [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2016/10/will-duterte-end-the-us-philippine-military-alliance/ (дата обращения: 10.11.2016 г.).

41. Philippines Turning Away From US to 'Diversified Contacts' With China, Russia [Электронный ресурс]. URL: https://sputniknews.com/ politics/201610201046548768-philippines-us-russia/ (дата обращения: 30.05.2017 г.).

42. Pomeroy William J. An American-Made Tragedy: Neo-Colonialism and Dictatorship in the Philippines. New York: International Publishers, 1974. 190 p.

43. Rabena Aaron J. China's Diplomatic Strategy and Expanding PhilippinesChina Political Cooperation// China Policy Institute: Analysis. July 12, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://cpianalysis.org/2017/07/12/chinas-diplomatic-strategy-and-expanding-philippines-china-political-cooperation/ (дата обращения: 13.07.2017 г.).

44. Russia & Philippines sign defense cooperation agreement, reaffirm unity against terrorism [Электронный ресурс]. URL: https://www.rt.com/news/389766-philippines-russia-defense-cooperation/ (дата обращения: 8.06.2017 г.).

45. Russian-Philippines Relations. Embassy of the Russian Federation in the Republic of the Philippines [Электронный ресурс]. URL: http://www.philippines. mid.ru/relations.html (дата обращения: 19.02.2017 г.).

46. Shannon Tiezzi. Why is China building islands in the South China Sea? [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2014/09/why-is-china-building-islands-in-the-south-china-sea/ (дата обращения: 19.05.2017 г.).

47. SIPRI Military Expenditure Database [Электронный ресурс]. URL: https:// www.sipri.org/databases/milex (дата обращения: 29.06.2017 г.).

48. "South China Sea," Washington, DC: United States Energy Information Administration (USEIA), February 7, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eia.gov/countries/regions-topics.cfm?%C5%BFps=SCS (дата обращения: 15.10.2016 г.).

49. US military aid to PH increases in 2015-2016 [Электронный ресурс]// Rappler.com, December 23, 2016. URL: http://www.rappler.com/nation/156439-us-military-aid-philippines (дата обращения: 10.05.2017 г.).

50. US Special Forces Helping Philippines Fight Militants in Marawi [Электронный ресурс]. URL: https://www.voanews.com/a/embassy-us-forces-help-fight-militants-in-marawi/3894841.html (дата обращения: 14.07.2017 г.).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Akt Tajdingsa-Makdaffi [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.legisworks. org/congress/73/publaw-127.pdf (data obrashheniya: 09.07.2017 g.).

2. Vneshnyaya politika i diplomatiya stran Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona. Ucheb. posobie / Diplomat. akad. MID Rossii, In-t aktual. mezhdunar. problem, TSentr aziat.-tikhookean. issled. [V.F. Li i dr.]. M.: Nauch. kn., 1998. 278 s.

3. Glava MID Filippin: filippino-kitajskie otnosheniya poluchili znachitel'noe razvitie [EHlektronnyj resurs]. URL: http://russian.news.cn/china/2010-06/08/c_13338346.htm (data obrashheniya: 08.11.2016 g.).

4. Zolotukhin I.N. Rossiya i YUgo-Vostochnaya Aziya: k partnerstvu v yadernoj sfere // Indeks bezopasnosti. 2014. N3 (110). C. 49-61.

5. Karabaev K. CHem grozit Kitayu reshenie Gaagskogo suda? [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2775395 (data obrashheniya: 29.11.2016 g.).

6. Konets manevram SSHA v Azii? [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. pravda.ru/photo/album/25688/6/ (data obrashheniya: 06.11.2016 g.).

7. Lokshin G.M. YUzhno-Kitajskoe more: ostrova razdora // Aziya i Afrika segodnya. 2015. N9. S. 2-8.

8. Manukov S. Vashington riskuet poteryat' Filippiny [EHlektronnyj resurs]. URL: http://expert.ru/2016/10/18/borba-za-manilu/ (data obrashheniya: 17.11.2016 g.).

9. Manukov S. Konflikt v YUzhno-Kitajskom more: Piruehty prezidenta Duterte [EHlektronnyj resurs] // Eurasia Daily, 14.04.2017. URL: https://eadaily. com/ru/news/2017/04/14/konflikt-v-yuzhno-kitayskom-more-piruety-prezidenta-duterte (data obrashheniya: 23.06.2017 g.).

10. Narkevskij D. SSHA vs Filippiny: Duterte brosil vyzov Amerike [EHlektronnyj resurs]. URL: http://politrussia.com/world/ssha-i-filippiny-215/ (data obrashheniya: 29.10.2016 g.).

11. Palamarchuk M. 15 samykh derzkikh vyskazyvanij prezidenta Filippin [EHlektronnyj resurs]. URL: https://life.ru/t/%D0%B2%D0%B0%D1%83/919515/15_ samykh_dierzkikh_vyskazyvanii_priezidienta_filippin (data obrashheniya: 27.10.2016 g.).

12. Prezident Filippin nazval sebya molekuloj po sravneniyu s Trampom [EHlektronnyj resurs]. URL: http://vz.ru/news/2016/11/11/843227.html (data obrashheniya: 15.01.2017 g.).

13. Sumskij V.V. Ferdinand Markos. Zarozhdenie ehvolyutsiya i upadok diktatury na Filippinakh [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.fedy-diary. ru/?page_id=6025 (data obrashheniya: 28.10.2016 g.).

14. Filippiny gonyat Kitaj s ostrovov [EHlektronnyj resurs]// Kommersant. ru, 28.01.2013. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2101349 (data obrashheniya: 10.11.2016 g.).

15. Filippiny [EHlektronnyj resurs]//Aziatskij vektor. URL: http://asiavector.ru/ countries/philippines/ (data obrashheniya: 23.03.2017 g.).

16. Allison Graham. Of Course China, Like All Great Powers, Will Ignore an International Legal Verdict [EHlektronnyj resurs]. URL: http://thediplomat. com/2016/07/of-course-china-like-all-great-powers-will-ignore-an-international-legal-verdict/ (data obrashheniya: 30.11.2016 g.).

17. Blanchard B., Shalal A. Angry China shadows U.S. warship near man-made islands [EHlektronnyj resurs]// Reuters, October 28, 2015. URL: http://www.reuters. com/article/2015/10/28/us-southchinasea-usa-idUSKCN0SK2AC20151028 (data obrashheniya: 12.03.2017 g.).

18. Broder John M. U.S. Reaches Accord With Manila, Will Leave Clark Air Base: Philippines: Volcano causes abandonment of field. But Americans will keep Subic Naval Base for 10 years [EHlektronnyj resurs]// Times Staff Writer, July 18,

1991. URL: http://articles.latimes.com/1991-07-18/news/mn-3381_1_clark-air-base (data obrashheniya: 14.04.2017 g.).

19. Bush 'upgrades' Philippines [EHlektronnyj resurs]// CNN International. com, May 20, 2003. URL: http://edition.cnn.com/2003/ALLPOLITICS/05/19/bush. philippines/ (data obrashheniya: 10.05.2017 g.).

20. Caleb Velasquez. Russia, Philippines forge Defense Cooperation Agreement [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.update.ph/2017/05/russia-philippines-forge-defense-cooperation-agreement/17735 (data obrashheniya: 08.06.2017 g.).

21. De Castro Renato C. China, Duterte and the crisis in the Philippine-US alliance [EHlektronnyj resurs]// Philstar Global, March 31, 2017. URL: http://www. philstar.com/news-feature/2017/03/31/1686343/china-duterte-and-crisis-philippine-us-alliance (data obrashheniya: 17.04.2017 g.).

22. Duterte heads to Russia in blow to US [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// news.abs-cbn.com/news/05/22/17/duterte-heads-to-russia-in-blow-to-us (data obrashheniya: 08.06.2017 g.).

23. Feingold S. Philippines appears to reverse position on military cooperation [EHlektronnyj resurs]// CNN.com, June 11, 2017. URL: http://edition. cnn.com/2017/06/11/asia/philippines-military-cooperation/index.html (data obrashheniya: 15.06.2017 g.).

24. Foreign Military Financing Account Summary. US Department of State [EHlektronnyj resurs]. URL: https://2009-2017.state.gov/t/pm/ppa/sat/c14560.htm (data obrashheniya: 05.07.2017 g.).

25. Galang Mico A. US, China, and Duterte's 'Independent Foreign Policy' [EHlektronnyj resurs]. URL: http://thediplomat.com/2017/04/us-china-and-dutertes-independent-foreign-policy/(data obrashheniya: 19.06.2017 g.).

26. Ho A. Duterte thanks China for firearms, ammo vs Mautes [EHlektronnyj resurs]// CNN Philippines.com, June 29, 2017. URL: http://cnnphilippines.com/ news/2017/06/29/Duterte-thanks-China-for-military-aid-vs-Mautes.html (data obrashheniya: 29.06.2017 g.).

27. Holmes James R. Defence the First Island Chain [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.usni.org/magazines/proceedings/2014-04/defend-first-island-chain (data obrashheniya: 16.04.2017 g.).

28. International trade in goods - Imports 2001-2016 [EHlektronnyj resurs]. International Trade Center// URL: http://www.intracen.org/itc/market-info-tools/ statistics-import-country-product/ (data obrashheniya: 25.05.2017 g.).

29. International trade statistics 2001-2016 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.intracen.org/itc/market-info-tools/trade-statistics/ (data obrashheniya: 27.06.2017 g.).

30. Janvic M. Duterte's first 100 days: So far, so 'very good' [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.philstar.com/headlines/2016/10/07/1631155/dutertes-first-100-days-so-far-so-very-good (data obrashheniya: 19.04.2017 g.).

31. MiGs for Manila: What Happens if Moscow Starts Supplying Philippines With Arms [EHlektronnyj resurs]. URL: https://sputniknews.com/ asia/201610071046103270-philippines-russian-chinese-arms-exports-commentary/ (data obrashheniya: 08.11.2016 g.).

32. National Bureau of Statistics of China [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// www.stats.gov.cn/enGliSH/Statisticaldata/AnnualData/ (data obrashheniya: 30.06.2017 g.).

33. Nawal A. Duterte: Gov't to pursue 'independent foreign policy [EHlektronnyj resurs]. URL: http://globalnation.inquirer.net/144563/duterte-govt-to-pursue-independent-foreign-policy (data obrashheniya: 29.03.2017 g.).

34. Opinion of the United States// Global Indicators Database. Pew Research Center [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.pewglobal.org/database/indicator/!/ country/173/ (data obrashheniya: 18.03.2017 g.).

35. Palatino M. Is Rodrigo Duterte Really Anti-American? [EHlektronnyj resurs]. URL: http://thediplomat.com/2017/05/is-rodrigo-duterte-really-anti-american/ (data obrashheniya: 14.06.2017 g.).

36. Parameswaran P. How Much Can the Philippines Boost Its Military Budget Under Duterte? [EHlektronnyj resurs]. URL: http://thediplomat.com/2017/01/ how-much-can-the-philippines-boost-its-military-budget-under-duterte/ (data obrashheniya: 27.06.2017 g.).

37. Parameswaran P. Recalibrating US-Philippine Alliance under Duterte [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.rappler.com/thought-leaders/147840-recalibrating-us-philippine-alliance-duterte (data obrashheniya: 12.06.2016 g.).

38. Parameswaran P. US Announces Maritime Security Boost for Southeast Asia [EHlektronnyj resurs]. URL: http://thediplomat.com/2015/11/us-announces-boost-to-maritime-security-assistance-to-southeast-asia/ (data obrashheniya: 31.03.2017 g.).

39. Parameswaran P. Will Duterte End the US-Philippines Military Alliance? [EHlektronnyj resurs]. URL: http://thediplomat.com/2016/10/will-duterte-end-the-us-philippine-military-alliance/ (data obrashheniya: 20.10.2016 g.).

40. Parameswaran P. Will Duterte End the US-Philippines Military Alliance? [EHlektronnyj resurs]. URL: http://thediplomat.com/2016/10/will-duterte-end-the-us-philippine-military-alliance/ (data obrashheniya: 10.11.2016 g.).

41. PhilippinesTurningAwayFrom USto'Diversified Contacts' With China, Russia [EHlektronnyj resurs]. URL: https://sputniknews.com/politics/201610201046548768-philippines-us-russia/ (data obrashheniya: 30.05.2017 g.).

42. Pomeroy William J. An American-Made Tragedy: Neo-Colonialism and Dictatorship in the Philippines. New York: International Publishers, 1974. 190 p.

43. Rabena Aaron J. China's Diplomatic Strategy and Expanding PhilippinesChina Political Cooperation// China Policy Institute: Analysis. July 12, 2017 [EHlektronnyj resurs]. URL: https://cpianalysis.org/2017/07/12/chinas-diplomatic-strategy-and-expanding-philippines-china-political-cooperation/ (data obrashheniya: 13.07.2017 g.).

44. Russia & Philippines sign defense cooperation agreement, reaffirm unity against terrorism [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.rt.com/news/389766-philippines-russia-defense-cooperation/ (data obrashheniya: 8.06.2017 g.).

45. Russian-Philippines Relations. Embassy of the Russian Federation in the Republic of the Philippines [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.philippines. mid.ru/relations.html (data obrashheniya: 19.02.2017 g.).

46. Shannon Tiezzi. Why is China building islands in the South China Sea? [EHlektronnyj resurs]. URL: http://thediplomat.com/2014/09/why-is-china-building-islands-in-the-south-china-sea/ (data obrashheniya: 19.05.2017 g.).

47. SIPRI Military Expenditure Database [EHlektronnyj resurs]. URL: https:// www.sipri.org/databases/milex (data obrashheniya: 29.06.2017 g.).

48. "South China Sea," Washington, DC: United States Energy Information Administration (USEIA), February 7, 2013 [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// www.eia.gov/countries/regions-topics.cfm?%C5%BFps=SCS (data obrashheniya: 15.10.2016 g.).

49. US military aid to PH increases in 2015-2016 [EHlektronnyj resurs]// Rappler.com, December 23, 2016. URL: http://www.rappler.com/nation/156439-us-military-aid-philippines (data obrashheniya: 10.05.2017 g.).

50. US Special Forces Helping Philippines Fight Militants in Marawi [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.voanews.com/a/embassy-us-forces-help-fight-militants-in-marawi/3894841.html (data obrashheniya: 14.07.2017 g.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.