Научная статья на тему 'Фиктивные семейно-правовые состояния'

Фиктивные семейно-правовые состояния Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
462
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
фиктивные семейно-правовые состояния / фиктивный брак / фиктивный развод / фиктивное усыновление / фиктивная регистрация рождения / fictitious family legal states / fictitious marriage / fictitious divorce / fictitious adoption / fictitious registration of the birth

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ханум Абдурахмановна Сунгурова, Салтанат Ахмедовна Сулейманова

В статье рассматривается проблема правового регулирования фиктивных семейно-правовых состояний. Вырабатывается понятийно-категориальный аппарат для формулировки категорий фиктивных состояний. Сформулированы законодательные изменения по изучаемому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fictitious family legal states

The problem of the law regulation of fictitious family legal states is considered in this article. The conceptual and categorical device for a formulation of categories of fictitious states is developed. Legislative changes on the studied question are formulated.

Текст научной работы на тему «Фиктивные семейно-правовые состояния»

УДК 347.6 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10122

ФИКТИВНЫЕ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫЕ СОСТОЯНИЯ

Ханум Абдурахмановна СУНГУРОВА, магистрант кафедры гражданского права Дагестанского государственного университета E-mail: mikahanym@mail.ru

Салтанат Ахмедовна СУЛЕЙМАНОВА, доцент кафедры гражданского права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.03 — гражданское право;

предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Аннотация. В статье рассматривается проблема правового регулирования фиктивных семейно-пра-вовых состояний. Вырабатывается понятийно-категориальный аппарат для формулировки категорий фиктивных состояний.

Сформулированы законодательные изменения по изучаемому вопросу.

Ключевые слова: фиктивные семейно-правовые состояния, фиктивный брак, фиктивный развод, фиктивное усыновление, фиктивная регистрация рождения

Annotation. The problem of the law regulation of fictitious family legal states is considered in this article. The conceptual and categorical device for a formulation of categories of fictitious states is developed. Legislative changes on the studied question are formulated.

Keywords: fictitious family legal states, fictitious marriage, fictitious divorce, fictitious adoption, fictitious registration of the birth.

Актуальность исследования фиктивных семейно-правовых состояний во многом определяется значимостью семьи как социального института. Постоянный мониторинг действующего законодательства в совокупности с научными теоретическими исследованиями позволит привести положения Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ)1 и Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) в соответствие с практическими потребностями общества. Положения ныне действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок заключения, расторжения брака и состояния в нем, усыновления, подвергаются систематическому толкованию вышестоящими судами, что свидетельствует об их несовершенстве.

В противодействии фиктивно-правовым актам первостепенная значительная роль принадлежит социальным регуляторам (мораль, нравственность, религиозные институты).

Отметим, что позиция законодателя, не принявшего своевременных мер к пресечению фик-

тивных правовых состояний, привела к их широкому распространению.

Следует добиваться взвешенного правового баланса, устанавливающего, что если лица предполагают вступить в брак, расторгнуть брак, принять детей на воспитание, государство может надлежащим образом проверить, совершается ли данное юридическое действие по расчету или нет, и собрать необходимую для этой цели информацию.

Однако, избегая патерналистического подхода, не следует поддерживать предположение о том, что к таким семейно-правовым состояниям могут быть применены значительные ограничения независимо от того, совершаются ли они для удобства сторон или добросовестно. С целью предупреждения латентных социальных девиаций фиктивные семейно-правовые состояния должны получить закрепление в СК РФ.

Необходимо обозначить разновидности таких состояний, как фиктивное заявление о вступлении в брак, фиктивный брак, фиктивный развод, фиктивная опека, фиктивное усы-

№ 3/2019

новление, фиктивный раздел имущества, фиктивное признание отцовства, фиктивное взыскание алиментов.

Характеризуя семейно-правовые фикции с точки зрения недействительности сделок, отметим, что как мнимые сделки они характеризуются пороком воли (внутренний посыл):

■ субъекты не стремятся к достижению соответствующего правового результата;

■ волеизъявление субъектов (внешний посыл) не страдает: стороны хотят создать перед третьими лицами ложное представление о своих намерениях, видимость возникновения, изменения или прекращения семейных прав и обязанностей;

■ внешнее по правовой форме соответствие требованиям закона;

■ несоответствие законности содержания пра-

воотношения.

Воля лица направлена на достижение целей, опосредованно связанных с совершаемыми действиями. При этом лицо не желает возникновения прав и обязанностей, составляющих содержание правоотношения.

В соответствии с классификацией правоотношений вступление в фиктивный брак, фиктивное расторжение брака, фиктивное усыновление, фиктивная опека представляют собой правонарушение, приводящие к возникновению фиктивных длящихся семейных состояний, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически неправомерно порождая юридические послед-ствия.

Фиктивный брак и другие фиктивные семей-но-правовые состояния следует относить к деликтам, посягающим не только на государственное регулирование семейных правоотношений, но и на нравственные нормы, направленные на укрепление семьи, поддержание ответственности всех членов семьи друг перед другом.

За заключение фиктивного брака, фиктивное расторжение брака, фиктивное усыновление должна быть введена, как и в ряде иностранных юрисдикций, не только семейно-право-вая, но и административная ответственность.

Предлагаем определить фиктивный развод как расторжение брака, соответствующее формальным требованиям, но фактически не отвечающее цели и содержанию прекращения семейных правоотношений, совершенное с намерением инициации и вытекающими из этого правовыми последствиями.

Предлагается дополнить п. 4 ст. 29 СК РФ, включив фиктивность в число случаев, допускающих признание брака недействительным и после его расторжения. Право на предъявление иска в данном случае должно быть предоставлено, следуя логике предписания абз. 5 п. 1 ст. 28 СК РФ, прокурору, а также бывшему супругу, не знавшему о фиктивности брака в момент его регистрации.

Фиктивное усыновление следует определить как произведенное без намерения породить правоотношения, установленные для родителей и детей.

Основаниями признания усыновления недействительным следует считать:

1) принятие решения суда об усыновлении на основе подложных документов;

2) совершение усыновления без согласия лиц, указанных в статьях 129—133 СК РФ;

3) нарушение положений, предусмотренных ст. 127 СК РФ (невыполнение требований к кандидатуре усыновителя).

Признание усыновления недействительным должно производиться в судебном порядке.

Дело о признании усыновления недействительным должно рассматриваться судом с обязательным участием усыновителей, прокурора и представителя органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству.

Требование о признании усыновления недействительным вправе предъявить родители усыновленного, супруг усыновителя, лица, права которых нарушены усыновлением, прокурор, орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству.

Усыновление следует признавать недействительным с момента вынесения решения суда об усыновлении.

Нарушения условий усыновления должны рассматриваться как основание к отмене судебного решения об установлении усыновления — в порядке гражданского судопроизводства. Соответственно, это может быть кассационное или надзорное производство2.

Однако поскольку факт фиктивности, как правило, не был и не мог быть известен суду, вынесшему решение, и заявителю (прокурору, органу опеки и попечительства), полагаем, что следует вести речь в этих случаях об исключительном судопроизводстве — о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 392 ГПК РФ).

Разумеется, допустимы и другие формы пересмотра — при наличии к тому гражданско-

№ 3/2019

Государственная служба и кадры

процессуальных предпосылок. При этом отсутствие в СК РФ как внутриотраслевой конструкции фиктивности в целом, так и соответствующих положений непосредственно для института усыновления приводит в правоприменительной практике к неверной квалификации судом юридически значимых для дела обстоятельств, к неправильному применению материального и процессуального законодательства при рассмотрении споров в сфере усыновления.

1 Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11. 2002 г. № 1Э8-ФЗ (действ. ред.) // «СПС «Консультант Плюс»

2 Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. A.M. Нечаева. М.: Юрайт, 2009. С. 437.

Библиографический список

1. Коголовский И.Р. Фиктивные состояния в семейном праве // Юрист. 2008. № 5. С. 56—61.

2. Максимович Л. Фиктивный брак // Закон. 1997.№ 11. С. 74—75.

3. Тарусина H.H. Семейное право. Очерки из классики и модерна. Ярославль, 2009.

4. Филимонова И.В. Фиктивный брак как разновидность фиктивного семейно-правового состояния: проблемы законодательного регулирования // Политика, государство и право. 2014. № 11. С. 32—39.

Инвестиционная политика

в УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Инвестиционная политика в условиях цифровизации. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Финансы и кредит», «Экономика», «Менеджмент» / Под ред. Н.Н. Никулиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 471 с. — (Серия «Magister»).

ISBN 978-5-238-03263-4

Представлены теоретические основы и аналитический обзор инвестиционной политики по отраслям и сферам деятельности. Дана оценка системы государственного регулирования инвестиционной политики в условиях цифровизации. Обоснована необходимость обеспечения национальных интересов развития информационного общества в соответствии со «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы». Рассмотрены особенности государственной поддержки инвестиций и значение применения новейших технологий, развивающих цифровизацию. Для бакалавров, специалистов, магистров направлений «Финансы и кредит», «Финансовый менеджмент», «Корпоративные и государственные финансы», а также для преподавателей экономических и юридических вузов, руководителей финансовых структур.

№ 3/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.