Научная статья на тему 'Фигура и фон: работа с клиентом на фоне компетенций проекта профессионального стандарта «Коуч»'

Фигура и фон: работа с клиентом на фоне компетенций проекта профессионального стандарта «Коуч» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
266
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ КОУЧА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОУЧИНГ / СТАНДАРТ КОУЧИНГОВОЙ ПРОФЕССИИ / СУПЕРВИЗИЯ / ДЕМО-СЕССИИ / ФИГУРА И ФОН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филонова Екатерина

Автор описывает непосредственные ощущения и чувства во время проведения демонстрационной коучинговой сессии. Помимо коуча и клиента, составляющих некое единое целое (как лошадь и всадник) при хорошей рабочей сессии, в демо-сессии присутствовал зал профессионалов, заставляющих вольно или невольно смотреть с третьей (их, присутствующих в зале) точки зрения. Но задача состояла в том, чтобы работать, демонстрируя компетенции профессионального коуча. Используя язык гештальт-психологии, мы можем представить себе работу с клиентом как «фигуру», а формат супервизионного наблюдения на основе проекта Профессионального стандарта как «фон» профессионального восприятия. Присутствие этого фона помогает коучу выстраивать работу с клиентом, а сам фон становится незаметным, как будто «исчезает» из текущего восприятия. Для коучингового сообщества Профессиональный стандарт продуктивный фон для творческой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фигура и фон: работа с клиентом на фоне компетенций проекта профессионального стандарта «Коуч»»

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 1. С. 108-110

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

www.orgpsyjournal.hse.ru

Фигура и фон: работа с клиентом на фоне компетенций проекта Профессионального стандарта «Коуч»

ФИЛОНОВА Екатерина

Независимый консультант, Москва, Россия

Автор описывает непосредственные ощущения и чувства, пережитые во время проведения демонстрационной коучинговой сессии. Помимо коуча и клиента, составляющих некое единое целое при хорошей, рабочей сессии, в демо-сессии присутствовал зал профессионалов, заставляющих вольно или невольно смотреть с третьей (их, присутствующих в зале) точки зрения. Но задача состояла в том, чтобы работать, демонстрируя компетенции профессионального коуча. Используя язык гештальт-психологии, мы можем представить себе работу с клиентом как «фигуру», а формат супервизионного наблюдения на основе проекта Профессионального стандарта - как «фон» профессионального восприятия. Присутствие этого фона помогает коучу выстраивать работу с клиентом, а сам фон становится незаметным, как будто «исчезает» из текущего восприятия. Для коучингового сообщества Профессиональный стандарт - продуктивный фон для творческой работы.

Ключевые слова: компетенции коуча, профессиональный коучинг, стандарт коучинговой профессии, супервизия, демо-сессии, фигура и фон.

Хочу поделиться ощущениями от проведённой демонстрационной коучинговой сессии по компетенциям. Прошло уже более месяца, но главное, чем важно поделиться, я помню. Это те непосредственные ощущения и чувства, которые мешают проведению демонстрационной коучинговой сессии. Ведь помимо коуча и клиента, составляющих некое единое целое (как лошадь и всадник) при хорошей, рабочей сессии, в демо-сессии присутствовал зал профессионалов, заставляющих вольно или невольно смотреть с третьей (их, присутствующих в зале) точки зрения. Сходные ощущения случаются во время прямого эфира на телевидении, пока выступающий не привык к зрителям, как неизбежной части системы. Но задача состояла в том, чтобы так или иначе продемонстрировать компетенции профессионального коуча.

Выбор клиента из трёх, выразивших желание, оказался непростым. Первых два запроса показались мне обычными и не вполне коучинговыми. Они звучали скорее как проблемы, чем как задачи. Я поймала себя на том, что мне трудно отказать двум людям и трудно обосновывать выбор в пользу третьего. Формально запрос звучал как задача, но казался абсолютно нереальным и несерьёзным. Я поймала реакцию зала. Мне показалось что зал удивлён моим выбором и недоумевает. Появился ещё внутренний голос (может быть, это внутренний супервизор у коуча?) он говорил: «действуй так, как будто зала нет! Ты как та сороконожка, которой нельзя думать, с какой ноги она ходит!»

Адрес: Россия, 127273 Москва, ул. Олонецкая 17а, 32

E-mail: ekfilonova777@gmail.com

108

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 1.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Появился второй голос: «Ну всё!.. Клиент говорит что-то очень странное, не было времени на прояснение, подстройку, обдумывание решения.... Зал смотрит, зал оценивает. Они ждут демонстрации компетенций...» Первый голос упорно твердил своё: «Ты все умеешь, будь собой и все будет как надо, всё, что пойдёт не по плану, можно будет внятно объяснить. И вообще, какое значение имеет, адекватен ли его запрос? Он же вызвался быть клиентом коучинга, коуч согласился. Адекватность его запроса - его ответственность. А зал? Они же коучи... Они абсолютно безоценочны! Они верят, что у тебя получится!» Это по-настоящему помогло. Зал моментально превратился в единого коуча поддерживающего и одновременно бросающего вызов, мягкого и жёсткого, внимательного, рефлексивного, но безоценочного. Я стала ощущать зал так. И зал стал помогать. Как воображаемый друг (или воображаемый коуч).

Я перестала думать о компетенциях, о зале. Я стала просто работать с клиентом в определённом временном отрезке, - с живым, настоящим, реальным клиентом. Иногда я смотрела залу в глаза, когда надо было пошутить, подыграть, добавить драйва. Зал стал выдавать единую эмоцию, и это меня успокоило ещё больше, можно было переключать «скорости в коробке передач». Если в этой метафоре, то мы уже ехали на третьей, а иногда на четвертой. Шутили, играли. Зал смеялся и заводился вместе с нами... Супервизионный анализ обнаружил, что все компетенции проявились. Оказывается, чтобы продемонстрировать компетенции, нужно было забыть о них. И, не забывая о присутствии зала, превратить его в доброжелательного и безоценочного коуча в своём воображении.

Как сказал мне в обсуждении Михаил Кларин, используя язык гештальт-психологии, мы можем представить себе работу с клиентом как «фигуру», а формат супервизионного наблюдения на основе проекта Профессионального стандарта - как «фон» профессионального восприятия. Присутствие этого фона помогает коучу выстраивать работу с клиентом, а сам фон становится незаметным, как будто «исчезает» из текущего восприятия (Кларин, личное общение, 2014). Для коучингового сообщества Профессиональный стандарт - продуктивный фон для творческой работы!

109

Organizational Psychology - Russia. 2014. Vol. 4. No 1

www.orgpsyjournal.hse.ru

The Figure And The Background: Working With the Client Against The Background Of The Coaching Standard

Ekaterina FILONOVA

Independent Consultant, Moscow, Russia

Abstract. The author describes her feelings during the demo coaching session. Besides the coach and client making a whole (like horse and rider) in the process of a good session, in this demo-session there was the professional audience making you watch from a third perspective. However, the coach’s task was to work, demonstrating competencies of a professional coach. Using the language of Gestalt psychology, we can imagine working with a client as a «figure», and the format of the supervisory observations based on professional standards - as «background» of the coach’s professional perception. The presence of this background helps the coach shape their work with the client. The background becomes invisible as if it “disappears” from the field of perception. Professional standard for the coaching community works as a highly productive background for creative work.

Keywords: standards in coaching, professional coaching, supervision, coaching competencies, demo-session.

Address: 17a-32, Olonetskaya, 127273 Moscow, Russia.

E-mail: ekfilonova777@gmail.com

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.