Организационная психология. 2014. Т. 4. № 1. С. 103-107
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
www.orgpsyjournal.hse.ru
Групповая супервизия, основанная на Российском профессиональном стандарте «Коуч»
КУЛИЕВА Сабина
Фрилансер, Москва, Россия
В статье отражены непосредственные впечатления и их анализ, относящиеся к работе автора в супервизируемой демо-сессии в рамках деятельности рабочей группы по разработке Профессионального стандарта «Коуч». Подход автора в коучинге находится на пересечении гуманистической психологии и когнитивно-бихевиористского метода, что позволяет, с одной стороны, рассматривать запросы клиента с точки зрения реализации его предназначения и таким образом затрагивать экзистенциальные темы в работе, с другой стороны, используя точные калибровки и разработку плана действий, которые предстоит предпринять клиенту для реализации полученных инсайтов в жизнь, позволяет закреплять на поведенческом уровне новые желательные мыслительные и поведенческие паттерны. Анализ опыта супервизируемой демо-сессии проведён по структуре: (1) Что именно происходит / происходило? (2) Почему было важно действовать именно таким образом?
(3) В какой роли выступал коуч? (4) Ради чего / для какого результата были предприняты эти действия? (5) Приводили ли действия к желаемому результату? (6) К каким выводам я пришла по итогам данной работы? Несколько точек зрения, высказанные в обратной связи по итогам сессии, можно условно разделить на следующие: а) важность четкого заключения контракта на заявляемую тему, а также сохранение гибкости, которая позволяет уточ-нять-дополнять запрос клиента, делая его более ясным и актуальным; б) необходимость центрированности самого коуча и качественный навык управления состояниями и подачи обратной связи клиенту, в том числе и через невербальное отражение, а также использования понятного клиенту языка; в) четкость в определении своей коучинговой позиции. Мероприятие даёт возможность получить заинтересованную и развивающую обратную связь от коллег, а также поделиться своей рефлексией по поводу данного опыта.
Ключевые слова: этические нормы, ключевые компетенции, стандарт «Коуч», коучинго-вая супервизия, демо-сессия.
В январе этого года я получила предложение от Михаила Кларина провести демонстрационную сессию в рамках супервизионного проекта, базирующегося на компетенциях коуча по проекту Профессионального стандарта «Коуч». Этот проект посвящён групповой супервизии, был инициирован и проводится под эгидой Рабочей группы по разработке Профессионального стандарта «Коуч». Одной из основных задач проекта является расширение осведомлённости русскоязычного коучингового сообщества о компетенциях и стандартах работы нового профессионального стандарта.
Адрес: 125047, Москва, 4-я Тверская-Ямская 26/8-12.
E-mail: [email protected]
103
Организационная психология. 2014. Т. 4. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Для меня это приглашение было очень интересной и важной возможностью предложить вниманию коллег тот стиль в коучинге, который я практикую, и который сложился в результате сочетания различных подходов, которые я изучала и применяла, начиная с 2003 года в своей личной практике, а также в своём сотрудничестве в качестве ассоциированного коуча в рамках CCL (Центра Креативного Лидерства). Подход, который я использую в коучинге, находится на пересечении гуманистической психологии и когнитивно-бихевиористского метода, что позволяет, с одной стороны, рассматривать запросы клиента с точки зрения реализации его предназначения и таким образом затрагивать экзистенциальные темы в работе, с другой стороны, используя точные калибровки и разработку плана действий, которые предстоит предпринять клиенту для реализации полученных инсайтов в жизнь, позволяет закреплять на поведенческом уровне новые желательные мыслительные и поведенческие паттерны.
В своей тренинговой и коучинговой деятельности я всегда базируюсь на нескольких основополагающих опорных вопросах, ответы на которые помогают мне получать предсказуемые и желательные результаты. Позволю себе воспользоваться этим же подходом для освещения своих впечатлений от этого мероприятия:
1) что именно происходит / происходило?
2) почему было важно действовать именно таким образом?
3) в какой роли выступал коуч?
4) ради чего / для какого результата были предприняты эти действия?
5) приводили ли действия к желаемому результату?
6) к каким выводам я пришла по итогам данной работы?
Что именно происходит / происходило?
Встреча началась с того, что под руководством Михаила Кларина, ведущего супервизи-онный анализ, все участники пришли к согласованному мнению о фокусах внимания для наблюдения и формате обратной связи после окончания коуч-сессии. Для меня было важно, чтобы внимание, как самого клиента, так и всех присутствующих, было сфокусировано на том, что продвигает клиента к поставленной задаче, что я и озвучила в качестве фокуса внимания для коллег, которых было около 60 человек.
В качестве клиента вызвалась принять участие Алена, и после того, как мы с ней нашли для работы комфортное пространство, которое, в то же время позволяло присутствующим наблюдать, а также авторизованному лицу вести запись этой демо-сессии, мы приступили к нашей 30-минутной работе. Алена озвучила запрос «Как сфокусироваться на том, что представляет наиболее важный аспект развития?» В настоящий момент методики, которыми пользовалась Алена для выявления приоритетов, работали в недостаточной мере, и по-прежнему нарастал поток задач, которые было необходимо решать. В качестве желаемого результата на сессию было заявлено «получить фокус», что сопровождалось характерные движением кистями рук. Я выбрала для работы метод исследования, каким образом происходит фокусировка в реальности клиента, так как было очевидно, что предлагаемый для работы запрос «сложность в фокусировке» может иметь отражение в работе с коучем.
Благодаря использованию вопросов, проясняющих, как именно происходит фокусировка, выяснилось, что основное внимание Алена уделяла вопросу «Что еще можно было бы сделать на этой неделе?». При этом из фокуса внимания выпадало несколько важных аспектов: 1) долгосрочной планирование (ради какой большей цели, ради какой себя я делаю то, что делаю); 2) какова реальная цена тех энергозатрат, которые я применяю? При этом выяснилось интересное убеждение Алены, которое состояло в том, что она предпочитала
104
Организационная психология. 2014. Т. 4. №1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
думать только о позитивных эффектах своей деятельности, стараясь не думать об обратной стороне медали.
В ходе работы я предложила Алене вопрос, который позволил ей взглянуть на выбираемый ею вид разнообразной деятельности с точки зрения длительной перспективы: «Что происходит с людьми, которые ведут такой образ жизни?», что привело к выходу за рамки еженедельного планирования. Следующий вопрос — «Какой ты хочешь быть? Как выглядеть в 50 лет?» — позволил посмотреть на ситуацию с перспективы 50-летнего возраста. Интересно, что этот вопрос первоначально привел в замешательство, но в итоге ответ на него вызвал у Алены формирование желаемого образа себя в будущем и, уже находясь в этой позиции, с использованием обратного планирования удалось обозначить наиболее важные и желательные виды деятельности, которые необходимо предпринять в настоящем.
Во внешнем виде Алены произошел заметное изменение, ее плечи расслабились, а движения стали более плавными, изменился также тембр голоса, он стал более мягким и глубоким. Алена сказала, что теперь при планировании сможет пользоваться этим образом и методом обратного планирования для лучшей фокусировки при выборе дальнейших шагов развития.
Были также заданы вопросы «Что может помешать использованию новой стратегии планирования? И какие действия необходимо будет предпринять в связи с этим?», а также «Кто может стать Помогающим Алене в осуществлении нового плана действий?». Алена ответила на оба эти вопроса, что позволило еще точнее сделать подстройку к будущему воплощению подготовленного плана.
Почему мне было важно действовать именно таким образом?
В своей коучинговой работе я внимательно слушаю то, что человек говорит, и стараюсь услышать то, о чем он умалчивает, что остается вне сферы его внимания. По моим наблюдениям, человек обращается за коучинговой помощью тогда, когда практически все, что может быть решено на сознательном уровне, им было уже исследовано и испробовано. Это означает, что пробуксовка, если она случается, имеет свои корни в неосознаваемых мыслительных или поведенческих паттернах или установках. Для того чтобы расширить представление человека о той реальности, в которой перед ним стоит не решенная до сих пор задача, я предлагаю клиенту исследовать то, как задача, которую он ставит перед собой, выглядит с различных точек зрения, и каковы позитивные и негативные эффекты, которые неизбежны, если оставить все как есть.
В какой роли выступал коуч?
В процессе коучинга у меня сменяются роли, в начале - это роль человека, который организует пространство и, сам находясь в состоянии центрированности и искреннего интереса, создает возможность для исследования возможностей, находящихся перед клиентом. В середине сессии роль меняется на роль коуча, бросающего вызов привычным взглядам клиента на действительность. В завершении сессии коуч предстает в роли человека, помогающего построить план действий и проверить их на осуществимость.
Ради чего / для какого результата были предприняты эти действия?
Предпринимаемые мною действия строились для того, чтобы клиент увидел ограничения существующей модели поведения и нашел новую модель, которая позволяла сохранить важные позитивные эффекты, которые являются мотивирующими для него, - «постоянное
105
Организационная психология. 2014. Т. 4. №1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
развитие и профессиональный рост», - и сократить негативные эффекты, такие как: «перерасход энергии» и «расфокусировка».
Приводили ли действия к желаемому результату?
Поскольку была найдена новая реперная точка в будущем, это позволило клиенту увидеть более отдаленные последствия своих нынешних выборов и, осуществив обратное планирование, «примерить» на себя новый способ фокусировки.
К каким выводам я пришла по итогам данной работы?
Полученная в результате проведенной демо-сессии обратная связь от коллег дала мне возможность увидеть, как интересно взаимопроникают социальный статус и ролевая модель человека в его восприятие роли коуча. Было несколько точек зрения, высказанные в обратной связи по итогам сессии, которые можно условно объединить в следующие:
- важность четкого заключения контракта на заявляемую тему, а также сохранение гибкости, которая позволяет уточнять-дополнять запрос клиента, делая его более ясным и актуальным;
- необходимость центрированности самого коуча, а также качественный навык управления состояниями и подачи обратной связи клиенту, в том числе и через невербальное отражение и использование понятного клиенту языка. Было отмечено, что легкость в общении и использование юмора значительно продвигали клиента к заявленной цели;
- четкость в определении своей коучинговой позиции. Коуч, как человек, который в первую очередь заинтересован в исследовании и расширении представления о реальности клиента, но у которого есть собственный опыт и мнение, которое может быть высказано, но не должно довлеть над клиентом.
Я очень благодарна организаторам этого мероприятия за возможность получить заинтересованную и развивающую обратную связь от коллег, а также поделиться своей рефлексией по поводу данного опыта.
106
Organizational Psychology - Russia. 2014. Vol. 4. No 1
www.orgpsyjournal.hse.ru
Group Supervision Based on Russian Professional Standard"Coach"
Sabina KULIEVA
Self-employed, Moscow, Russia
Abstract. The article reflects the impressions and their analysis regarding author’s supervised demo-session that took place at a working session of group dedicated to the development of professional coaching standards. The Author’s coaching approach is close to humanistic as well as cognitive-behavioural approach. It allows to consider the client’s request from the point of realisation of his life mission, and to work on existential themes in coaching. It also makes it possible to use fine calibration and to develop realisation plan, that is to be executed by the client to bring the results of coaching insights into his/her life and to create new thinking and behavioural patterns. The analysis of supervised demo-coaching session was done according to the following structure: (1) What is/was happening? (2) Why it was important to behave this specific way? (3) What was the role of coach? (4) What were the results those actions had been taken for? (5) Had the actions led to the desired results? (6) What are the resume that I came to as the result of this case? The few opinions that were expressed during the feedback at the end of the session, could be grouped as follows. It’s very important to make the precise contracting for the coaching as well as to keep the flexibility, that allows to refine-add client’s request, to make it more clear and actual. For the coach to be able to come to balanced position to manage his/ her states and to give feed-back to the client through verbal and non-verbal mirroring, and to use clear and understandable language for the client. It was mentioned that the lightness and humor led the client up to the defined goal to create clear coaching position as a person, who is, first of all, interested to explore client’s reality. The coach has his/her own experience and opinion that could be expressed but shouldn’t dominate client. The event allows to get specific and developmental feedback from the colleagues and to share my own reflections.
Keywords: standards in coaching, coaching supervision, demo-session, Russian national coaching standard.
Address: 26/8-12, 4-th Tverskaya-Yamskaya, 125047, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]
107