Организационная психология. 2014. Т. 4. № 1. С. 116-118
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
www.orgpsyjournal.hse.ru
Моя супервизируемая демо-сессия
ТЕРТЫШНАЯ Юлия
Институт Коучинга, Санкт-Петербург, Россия
Автор описывает личный опыт проведения супервизируемой демо-сессии с последующим супервизионным анализом и обратной связью. Полученные комментарии можно разделить на две группы. Первая — это комментарии, которые давались из позиции супервизора, и в них было много пользы для меня; чувствовался опыт и профессионализм за каждым из высказываний. Вторая группа — комментарии, не относящиеся к моему процессу работы с клиентом, а демонстрирующие собственные идеи коуча. Важно, что ведущий строго соблюдал заданный формат, и возвращал такие высказывания в русло супервизии. Автор отмечает пользу мероприятия данного формата, редкую возможность для студентов, осваивающих коучинг, поскольку такой формат работы помогает им легче «входить в профессию». Автор считает регулярные супервизируемые демо-сессии важными для профессионального сообщества, поскольку они формируют единое поле понимания и позволяют начинающим коучам кроме наблюдения за работой более опытных коллег адаптироваться к формату супервизии, принимать профессиональные нормы, заложенные в стандарте профессии «Коуч».
Ключевые слова: компетенции коуча, профессиональный коучинг, стандарт коучинговой профессии, супервизия, демо-сессии.
9 апреля 2014 года я была приглашена и с удовольствием провела демонстрационную 30-минутную сессию коучинга сквозь призму компетенций профессионального стандарта «Коуч». Это было волнительное мероприятие для меня, поскольку мне ни разу не приходилось проводить демонстрационную сессию для 50 членов профессионального сообщества (такое количество людей собралось на данное мероприятие). Работая в качестве executive coach, я регулярно провожу демонстрационные сессии для небольшого количества наблюдателей, либо показываю свою работу в группе, где веду обучение коучингу. Опыт такого формата встречи и демонстрации работы в профессиональном сообществе был для меня первым. Я поделилась своим волнением с залом до начала работы, что позволило мне расслабиться и дальше не обращать внимания на присутствующих людей. Когда наступил момент выбора клиента, только один человек из присутствующих изъявил желание быть клиентом на демонстрационной сессии, с ним я и стала работать.
Несмотря на то, что ведущий процесса, Михаил Кларин, дважды повторил мне свой вопрос о том, какие фокусы внимания для обратной связи были бы мне особенно интересны, я не высказала никаких ожиданий, поскольку мне было интересно получить широкую обратную связь от коллег по всему спектру компетенций Стандарта работы коуча. Среди гостей было шесть человек, которые в данный момент обучаются на нашей программе в Институте
Адрес: Россия, 190031 Санкт-Петербург, ул. Ефимова, д. 4 а, офис 727. E-mail: [email protected]
116
Организационная психология. 2014. Т. 4. № 1.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Коучинга, и с которыми я работаю как индивидуальный коуч. С одной стороны, это была поддержка, а с другой стороны, это создавало для меня дополнительный вызов, поскольку мне было важно показать им живой процесс взаимодействия с клиентом и навыки работы коуча, которым мы обучаем на нашей программе. Однако, как только клиентка обозначилась, она села на клиентский стул и наша с ней работа началась, все мои переживания и волнения остались вне процесса.
Запрос клиентки был связан с поиском ресурсов и адаптацией на новой должности в компании. Процесс получился красивый и глубокий, с затрагиванием экзистенциальных тем, смыслов деятельности, баланса в жизни. После 30-минутной работы клиентка ушла домой размышлять над теми осознаниями, которые случились в процессе, и не осталась на разбор работы коуча. Для меня очень интересно было послушать мнения коллег, «выросших» в других школах, поскольку я прохожу регулярно групповую и индивидуальную супервизию в Санкт-Петербурге, среди хорошо мне знакомых коллег.
Мою работу разложили «по косточкам» согласно перечню компетенций, описанных Стандартом; отметили их проявление в процессе работы. Интересным и новым для меня было то, как коллеги работают с экзистенциальными запросами, когда затрагиваются глубокие темы и размышления о смерти, жизни и смыслах деятельности. Неожиданной была также обратная связь от одного из коллег, уделившего особое внимание моей речи и повторениям некоторых слов (заложенная в стандарте «Коуч» компетенция эффективной коммуникации). Это было для меня похоже на более тонкую детализацию коучингового процесса. По моему мнению, все комментарии можно разделить на две группы. Первая - это те комментарии, которые давались из позиции супервизора, и в них было много пользы для меня; чувствовался опыт и профессионализм за каждым из высказываний. Вторая группа - комментарии, не относящиеся к моему процессу работы с клиентом, а демонстрирующие собственные идеи коуча: «как бы я работал...», «а еще я мог бы по-другому».
Спасибо ведущему, Михаилу Кларину, который строго соблюдал заданный формат, и возвращал такие высказывания в русло супервизии. Я благодарна за предоставленную возможность принять участие в мероприятии данного формата, а также за ценную обратную связь от коллег. Кроме того, присутствовавшие студенты Института Коучинга благодарны и счастливы, что такой формат работы есть в наличии, что помогает им легче «входить в профессию». На мой взгляд, такие регулярные супервизируемые демо-сессии являются очень важными для профессионального сообщества, поскольку формируют единое поле понимания и позволяют начинающим коучам кроме наблюдения за работой более опытных коллег еще и адаптироваться к формату супервизии, принимать профессиональные нормы, заложенные в стандарте профессии «Коуч».
117
Organizational Psychology - Russia. 2014. Vol. 4. No 1
www.orgpsyjournal.hse.ru
My Supervised Demo-Session
Yulia TERTYSHNAYA
Coach Institute, Saint Petersburg, Russia
Abstract. The author describes the personal experience of coaching demo session followed by the supervisory analysis and feedback. Comments received can be divided into two groups. First — the comments that were given from the position of supervisor; each of the statements conveyed the feeling behind the observations, and professionalism. The second group, comments not related to my work or the client process, demonstrating observers’ own ideas. It is important that the Moderator closely followed the specified format, and returned the process back to supervision format. The author notes the benefit of the event in this format, a rare opportunity for students mastering coaching — this format helps them work easier “to enter the profession”. The author believes regular supervised demo sessions are important for the professional community as they form a unified understanding of the field and allow novice coach see the work of more experienced colleagues, thus adapting to the format of supervision, taking professional norms set out in the professional standards “Coach”.
Keywords: standards in coaching, professional coaching, supervision, coaching competencies, demo-session.
Address: Office 727, 4a Efimova, 190031 Saint Petersburg, Russia.
E-mail: [email protected]
118