Научная статья на тему 'ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЙКОВАЯ НОВОСТЬ / СЛУХИ / COVID-19 / ПАНДЕМИЯ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕССЕНДЖЕРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Амирова Н.К., Тарасенко А.Н., Куракова М.А., Кампос А.Д.

В данной статье рассматривается такой аспект распространения коронавирусной инфекции СOVID-19, как тиражирование фейков и слухов, появлению которых способствовал страх людей перед неизвестностью. Распространение дезинформации в СМИ показывает, что фейки и слухи активно тиражируются во времена социального беспокойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Амирова Н.К., Тарасенко А.Н., Куракова М.А., Кампос А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAKE NEWS DURING THE COVID-19 PANDEMIC: SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

This article examines such an aspect of the coronavirus infection with COVID-19 as the spread of fakes and rumors, the appearance of which was promoted by people's fear of the unknown. The spread of disinformation in media shows that fakes and rumors are actively replicated in times of social unrest.

Текст научной работы на тему «ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 316.6

Амирова Н.К. студент 1 курса 1 группа

отделение клинической психологии лечебный факультет факультет клинической психологии ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Тарасенко А.Н. студент 1 курса 1 группа

отделение клинической психологии лечебный факультет факультет клинической психологии ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Куракова М.А. студент 1 курса 1 группа

отделение клинической психологии лечебный факультет факультет клинической психологии ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кампос А.Д., кандидат философских наук

доцент

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Россия, г.Саратов

ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация: В данной статье рассматривается такой аспект распространения коронавирусной инфекции СOVID-19, как тиражирование фейков и слухов, появлению которых способствовал страх людей перед неизвестностью. Распространение дезинформации в СМИ показывает, что фейки и слухи активно тиражируются во времена социального беспокойства.

Ключевые слова: фейковая новость, слухи, COVID-19, пандемия, интернет, социальные сети, мессенджеры.

Amirova N.K. 1th year student 1 group

Faculty of General Medicine Faculty of Clinical Psychology Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Tarasenko A.N. 1th year student 1 group

Faculty of General Medicine Faculty of Clinical Psychology Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Kurakova M.A. 1th year student 1 group

Faculty of General Medicine Faculty of Clinical Psychology Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky Campos A.D., Candidate of Philosophical Sciences

assistant professor

Department of Philosophy, Humanities and Psychology FGBOU VO Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky Ministry

of Health of Russia Russia, Saratov

FAKE NEWS DURING THE COVID-19 PANDEMIC: SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

Abstract: This article examines such an aspect of the coronavirus infection with COVID-19 as the spread of fakes and rumors, the appearance of which was promoted by people's fear of the unknown. The spread of disinformation in media shows that fakes and rumors are actively replicated in times of social unrest.

Keywords: fake news, COVID-19, rumor, pandemic, Internet, social networks, messengers.

Обилие источников информации не только затрудняет потребителю выбор надежного источника, но и, стимулируя конкурентную борьбу между СМИ, приводит нередко к противоправным способам привлечения внимания аудитории.

Британский словарь «Collins Dictionary» назвал «fake news» словосочетанием 2017 года39. Распространение новой коронавирусной инфекции, введение множества ограничений в целях сдерживания темпа

39 Шевченко Е.В., Боярская Е.Л., Томашевская И.В. Fake news в концептуальной картине мира языка-донора // Свое vs чужое в дискурсивных практиках современного русского языка. Калининград, 2019. С. 85.

распространения COVID-19 привели к формированию негативного эмоционального фона, «волнам» отрицательного отношения к принимаемым властями мерам, а также - к тиражированию различных конспирологических версий об инфекции, ее природе, политике государств, стратегии и тактике здравоохранения, надзорных ведомств. Актуальность изучения причин, содержания, темпов распространения фейковой информации о COVID-19 определяется значимостью для всех сфер общественной жизни грамотной организации и реализации мер для борьбы с пандемией, просвещения населения относительно реальной природы вируса, смысла требований властей, масштабов распространения инфекции, значимости вакцинации. Согласимся с Е.Г. Лебедевой, «фейк представляет собой информацию, искаженную полностью или частично»40

Уже в апреле 2020 года антропологи и фольклористы Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС создали «Энциклопедию коронавирусных слухов и фейков (пополняемый каталог толков вокруг пандемии»41. Только за этот месяц (апрель 2020) в Рунете был зафиксирован 3701 фейк о коронавирусе, и только 13% таких сообщений удалили или заблокировали42. Серьезным риском является затруднение установить «злонамеренного автора» нарративов о катастрофах.

Эксперты создали классификацию слухов и фейков, выделив следующие типы «новостей» о вирусе и пандемии:

1. «медицинские» рекомендации (псевдомедицинские объяснения от «рядовых врачей» и «экспертов», которые якобы находятся в эпицентре борьбы с инфекцией);

2. народные рецепты и околорелигиозные советы («лечение» при помощи народных средств, «польза» от ношения оберегов и т.п.);

3. алармистские предупреждения о якобы планируемых «дезинфекциях»;

4. панические «свидетельства» о происходящем от первого лица -обрастающие подробностями пересказы чьего-либо опыта либо изначально ложные истории;

5. фальсифицированные документы;

6. мифы об этиологии вируса.

Понимание необходимости борьбы с дезинформацией наступило еще до пандемии. Пакет законов, запрещающих распространение и создание фейковых новостей, включал принятые Федеральный закон от 18 марта

40 Лебедева Е.Г. Фейковые новости как инструмент манипулятивного воздействия в медиасреде // Universum: филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2021. 3(81). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/11340 (дата обращения: 20.03.2021).

41 Энциклопедию коронавирусных слухов и фейков. URL: https://nplus1.ru/material/2020/04/08/coronarumors (дата обращения: 23.06.2021 г.).

42 3701 фейк о коронавирусе зафиксировали в Рунете за апрель. URL: https://pravo.ru/news/221424/?desc_emb= (дата обращения: 23.06.2021 г.).

2019 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», а также ФЗ № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Распространение инфекции стимулировало законодателя уточнить некоторые положения российского законодательства относительно уголовной и административной ответственности в случаях доказанных ситуаций распространения «фейков», домыслов. Новая социальная реальность требовала новых регуляторов.

Специалисты указывают, что отличительные признаки фейковых новостей можно разделить на две группы: графические (обилие восклицательных знаков, заглавных букв в тексте) и коммуникативные (обилие побудительных конструкций и ссылки на неясные источники)43.

Таким образом, пандемия COVID-19 как важнейший вызов 2020 года стимулировала исследования алгоритмов появления и тиражирования фейковых новостей, психологических аспектов манипулирования массовым сознанием (и механизмов нивелирования этого воздействия), а также - вновь поставила вопрос о формировании медиакомпетентности населения.

Использованные источники:

1. Афанасьева А.О., Томашевская И.В., Априянц К.В. Фейковые новости в условиях пандемии COVID-19 // StudNet. 2020. №11 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/feykovye-novosti-v-usloviyah-pandemii-covid-19/viewer (дата обращения: 23.06.2021 г.).

2. Лебедева Е.Г. Фейковые новости как инструмент манипулятивного воздействия в медиасреде // Universum: филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2021. 3(81). URL: https://7universum.eom/ru/philology/archive/item/11340 (дата обращения: 20.03.2021).

3. Энциклопедия коронавирусных слухов и фейков. URL: https://nplus1.ru/material/2020/04/08/coronarumors (дата обращения: 23.06.2021 г.).

43 Афанасьева А.О., Томашевская И.В., Априянц К.В. Фейковые новости в условиях пандемии COVID-19 // StudNet. 2020. №11 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/feykovye-novosti-v-usloviyah-pandemii-covid-19/viewer (дата обращения: 23.06.2021 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.