Научная статья на тему 'Фейковые новости: природа происхождения'

Фейковые новости: природа происхождения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7767
1312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ / СЛУХИ / ДЕЗИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ / FAKE NEWS / RUMORS / DISINFORMATION / INFORMATION WARS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Распопова Светлана Сергеевна, Богдан Елена Николаевна

В статье «Фейковые новости: природа происхождения» рассматриваются прототипы фейков: слухи и шутки. Делая экскурс в историю массмедиа, авторы говорят о том, что в период появления и развития журналистики большая часть новостей состояла из недостоверной информации. На конкретных фактах показывается, что слухи также исторически использовались как популярный прием ведения информационных войн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fake news: the nature of origin

In the article “Fake news: the nature of origin”, prototypes of fakes are considered: rumors and jokes. While reviewing the history of mass media the authors show that during the appearance and development of journalism, most of the news consisted mainly of inaccurate information. The paper provides evidence that the reliance on rumors was caused by the underdevelopment of oral and written forms of mass information activity in the pre-press period, the relative cheapness of rumors, censorship, the desire to entertain the audience, and the need to involve large segments of the mass audience in the consumption of information and, circulation and increase the capitalization of publications. On concrete examples it is shown that rumors were also historically used as a popular method of conducting information wars.

Текст научной работы на тему «Фейковые новости: природа происхождения»

Вестник Челябинского государственного университета.

2017. № 11 (407). Филологические науки. Вып. 109. С. 48—53.

УДК 070

ББК 76.0

ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ: ПРИРОДА ПРОИСХОЖДЕНИЯ

С. С. Распопова

Московский государственный политехнический университет, Москва, Россия

Е. Н. Богдан

Russian Business outlook, Нидерланды

В статье «Фейковые новости: природа происхождения» рассматриваются прототипы фейков: слухи и шутки. Делая экскурс в историю массмедиа, авторы говорят о том, что в период появления и развития журналистики большая часть новостей состояла из недостоверной информации. На конкретных фактах показывается, что слухи также исторически использовались как популярный прием ведения информационных войн.

Ключевые слова: фейковые новости, слухи, дезинформация, информационные войны.

Фейковые новости («fake news») — это сфабрикованные новостные материалы, ложь в которых распознаваема и проверяема, хотя и способна ввести аудиторию в заблуждение. Непроверенные новости до широкого распространения интернета назывались «газетными утками» и шутками. Выражению «газетная утка» больше трехсот лет. Впервые оно прозвучало в Германии XVII в. «После сомнительных, хотя и соблазнительных для роста тиража, известий газетчики, считавшие себя добропорядочными, ставили пометку из двух букв «NT» — эн-те, то есть non testatum — "не проверено". Такой пометкой завершалось, к примеру, известие: "На территории графства Таксис рождено дитя о двух головах и с шестью пальцами подле мизинцев"» [10. С. 5]. Так возник символ журналистских измышлений.

К прототипам фейка может быть отнесена и шутка, которая является продуктом авторской фантазии, домысла. Общеизвестно, что шутка рождается как отклик людей на нелепые ситуации, которые возникают в результате различных жизненных коллизий. «Шутка — это предметное действие или сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации» [9. С. 294]. Автор шутки может прибегать к домыслу с целью реконструкции событий, в которых он не принимал участия и о которых знает понаслышке. По мнению А. А. Тертычного, если автор реконструирует лишь второстепенные детали, то суть дела не искажается. Если же он ставит своей целью развлечение читателя и ради этого создает мистификацию, то в этом случае материал может быть выдуманным от начала

до конца. «Шутки в газетах или журналах чаще всего преследуют две основные задачи. Первая задача заключается в развлечении читателя. Вторая задача подготовки и публикации шутки может быть определена как розыгрыш читателя. Здесь важно отметить, что журналисты стремятся к тому, чтобы текст был максимально правдоподобным. Вместе с тем, при внимательном чтении текста читатель обязательно найдет намек на вымысел рассказанной истории. Шутка с намеком на вымысел получила название "первоапрельской шутки"» [9. С. 294].

Обычай первоапрельской шутки появился во Франции при короле Карле IX, который решил перевести страну с юлианского на григорианский календарь, сдвинул начало года на 1 января. До 1659 г. французы отмечали новый год 25 марта. Те, кто не принял это нововведение, получали разные издевательские подарки: приглашение на пирушку по несуществующему поводу, красивую коробочку с мусором и др.

В истории массмедиа описано немало случаев, подтверждающих, что в период появления и развития журналистики большая часть новостей состояла из слухов. Опора на слухи вызвана была несколькими обстоятельствами:

- неразвитостью устных и письменных форм массово-информационной деятельности в допе-чатный период;

- относительной дешевизной слухов;

- цензурными соображениями;

- стремлением развлечь аудиторию;

- потребностью вовлечь в потребление информации широкие слои массовой аудитории

и за счет этого поднять тиражи и увеличить капитализацию изданий.

Один из первых примеров выхода в свет спорной и сомнительной информации относится к ше -стому столетию. Сатирическое произведение под названием "Anécdota" (в переводе «Тайная история») принадлежит творчеству Прокопия Кесарийского, крупнейшего историка ранневи-зантийского периода. Являясь секретарем и юрисконсультом знаменитого полководца Велизария, Прокопий изнутри наблюдал внешнеполитические и придворные интриги. Самые неприглядные детали жизни окружавших его правителей Юстиниана и Велизария, которые он благополучно умолчал в официальных хрониках, были выставлены напоказ именно в «Анекдотах», вышедших в свет уже после его смерти. До сих пор ученые ведут спор об авторстве «Анекдотов» и достоверности изложенных в них сведений.

Непосредственными предшественниками современной газеты были летучие листки и инфор -мационные бюллетени — сначала рукописные, затем печатные, приуроченные, как правило, к открытию ярмарок. Сборщики новостей не брезговали никакой информацией, так как выбирать им было особо не из чего. Газетчики зависели от тех, кто их снабжал информацией, а были это в основном путешественники и моряки с торговых или военных кораблей. Позднее в крупных средневековых городах создались «информационные службы» или бюро по сбору и распространению письменной информации — цехи писателей новостей. В то самое время появилось слово «газета», производное от итальянской мелкой монеты («gazzetta»), за которую можно было купить в Венеции сводку новостей.

Итальянский писатель и сатирик позднего Ренессанса Пьетро Аретино считается предтечей европейской журналистики благодаря своим язвительным сонетам и памфлетам, частично правдоподобным, основанным на сплетнях и личных наблюдениях, в адрес высокопоставленных особ. Пытаясь повлиять на выборы понтифика в 1522 г., Аретино разоблачал в сонетах каждого кандидата и вывешивал их на статуе Пасквино в Риме. Прозванные «пасквинатами» сонеты стали предвестниками распространения хлесткой и прямолинейной критики. Переехав в Венецию, в то вре -мя республику и центр книгопечатания в Европе, Аретино пользовался неограниченной свободой слова и достиг апогея славы. Боясь его бичующих сонетов, правители разных уголков Европы

оказывали ему покровительство и высылали денежные подарки.

Слухи как источник информации продолжали активно использоваться и с распространением книгопечатания. Это было связано с относительной дешевизной новостей, основанных на непроверенной информации. Так, в средневековой Франции выходило несколько периодических изданий, например, «Canard» (в переводе с французского «утка», означающая невнятный звук, фальшивую ноту, невероятный рассказ), которые представляли нерегламентированные сообщения о текущих событиях и придворных сплетнях. Но информация, основанная на подтвержденной информации, стоила дорого. Общенациональное издание Франции «La Gazzet» (1631) добывала информацию о событиях, происходящих в других странах, используя передовые технологии, что требовало немалых расходов. Двенадцать страниц газеты обходились читателям в четыре су, то есть по цене двух килограммов простого хлеба, которым можно было накормить всю семью. Те, кто не имел таких денег, мог взять газету напрокат в магазине. Американская газета «The Boston News Letter» (1704) также стоила немалых денег. Ее дороговизна была обусловлена тем, что редактор и издатель Джон Кэмпбелл, в прошлом продавец книг и бостонский почтальон, выработал надежную стратегию сбора и изложения поступавших новостей. В публикациях он указывал подлинный источник информации, а не довольствовался слухами и сплетнями. Примечательно, что газета выходила в свет после одобрения властей.

Журналисты также обращались к слухам и по цензурным соображениям. Появление публикаций, в которых сочеталась правда и выдумка объясняется зависимостью прессы от правящих элит. Во Франции «La Gazzet», представляя короля, из номера в номер рассказывала о его способности одним прикосновением излечивать больных и др. Английский издатель Натаниэль Баттер (Nathaniel Butter), опасаясь преследований со стороны властей, публиковал в своей газете "Weekly news" (1622) голые факты, и те касались зарубежной жизни. Но это ему не всегда помогало. «Часто, чтобы заполнить вырезанные цензурой места в газете, Баттер выдумывал ново -сти (например, о сиренах, невероятных морских зверях и чудовищах)» [7. С. 87]. Принято считать, что американцы независимость прессы ценили выше, чем англичане. Об этом говорит тот факт,

что американский редактор Бенджамин Харрис в газете «Общественные события — иностранные и домашние» (1690) одну из четырех страниц оставлял свободной. Он хотел, чтобы читатели сами записывали на этой странице известные им новости и передавали газеты родственникам и друзьям. С одной стороны, этот пример являет -ся показателем открытости и демократизма американской прессы, а с другой — иллюстрацией уравнивания по значимости слухов с фактами.

Как известно, издание газеты требует большого стартового капитала и это всегда сказывается на тираже. Обращение к слухам как к дешевому источнику информации, как и к недорогой бумаге, изготовленной из древесной массы, делало газеты доступными обычному гражданину, увеличивая тем самым капитализацию изданий. Еще в начале XVII в. в комедии «Склад новостей» (1625) Бена Джонсона газета, издаваемая англичанином Натаниэлем Баттером, называлась «еженедельным мошенничеством ради наживы», а журналистика характеризовалась как «самодельщина, высосанная из пальцев, и не содержащая ни слова правды» [3. С. 3].

Подобные высказывания не были пустой клеветой, так как сами журналисты не исключали ложь и вымысел из своей работы. Теофраст Ренодо в 1635 г. сформулировал принципы газетчика следующим образом: «Я обязан вам сказать, что история есть рассказ о действительных событиях. Газета же пользуется и слухами» [3. С. 3]. Подпись к некоторым статьям газеты "Le Gazetier cuirassé" (1771) о слухах французского двора предупреждала читателя о том, что половина изложенного здесь правда. Читателю оставалось решить самому, чему верить или не верить. Лондонские газеты конца XVIII в. публиковали статьи, содержащие как правило один параграф. Авторы параграфов, так называемые "paragraph men", собирали последние слухи в местных кафе, где элита обменивалась новостями, строчили их на обрывках бумаги и несли в издательство, чтобы успеть вставить пару строк в свободное место на наборном станке, а затем получить гонорар. Аналогичная традиция существовала и во Франции и была популярна, особенно до революции 1789 г. Подпольные газеты распространялись тогда нувелистами ("nouvellistes"), подобно "paragraph men" собиравшими новости из подслушанных разговоров в парках и других общественных местах. Нувелистов преследовали, и задержанных с по-

личным (обрывками заметок в карманах) сажали в Бастилию.

Распространение образованности, печатных технологий и современных путей сообщений (железной дороги и парохода) постепенно ускорили не только процесс обмена информацией, но и поставку новых сообщений из отдаленных уголков разных стран, пробуждая у местных читателей все большее любопытство и интерес к новостям. Рост числа журналов, газет, информационных листков (newsletters) в конце XVIII — начале XIX в. стал основой для появления нового социального феномена — публики, читающей новости (the "news"-reading public). Удовлетворить информационные потребности широкой публики было под силу популярной прессе развлекательного типа (так называемой "the penny press"), более доступной по цене, чем партийная или деловая печать, и опиравшейся на слухи и скандалы (по принципу «человеческого интереса», "human interest").

Обращение журналистов к вымыслу объясняется их нежеланием работать с чистыми фактами. Так Сэмюэл Клеменс, который с 1863 г. подписывал большинство материалов для газеты псевдонимом Марк Твен, готовил журналистские материалы, в которых факты, эмоции и фантазия автора превращались в единое целое. Для журналистики конца XVIII в. была характерна установка на развлечение читателей, и для этого журналисты часто использовали вымысел. Данная традиция ведет свое начало к временам Б. Франклина, который писал в одном из писем своей вымышленной переписки: «Подлинность фактов не стоит считать абсолютной ценностью: слишком часто они уступают вымыслу в увлекательности, а этот дефект не так безобиден, как кажется на первый взгляд» [6. С. 246].

Многие американские писатели начинали свой творческий путь с работы в газете или в журнале. Этим во многом объясняется сочетание в их произведениях журналистских и литературных приемов. В качестве примера приведем случай, связанный с В. Ирвингом, который написал произведение «История Нью-Йорка». Рассказанная писателем история исчезновения господина Никербокера очень быстро разлетелась по американским газетам, став главной новостью. Впоследствии оказалось, что немало жителей Нью-Йорка, приняв вымысел за правду, участвовали в поисках исчезнувшего господина. «Вымысел и факт шли рядом и во многих произведениях Брета Гарта для журналов

«Калифорниэн» (Californian) и «Голдэн эра» (Golden Era). В 60-е гг. Гарт использовал целый ряд псевдонимов, которые позволяли играть с приемом маски (Алексис Пуффер, Джефферсон Брик, Дж. Кайзер и др.)» [6. С. 246].

В первой половине XIX в., когда технологические возможности позволили печатать оперативно несколько тысяч экземпляров издания, газеты вышли на большие тиражи. Их продавали за небольшие деньги, так как контент этих изданий составляли сплетни, скандалы, фантастические слухи о невероятных происшествиях. Уильям Рэндольф Херст, американский медиамагнат, в тридцатые годы прошлого века для того, чтобы создать конкуренцию и увеличить тираж, использовал всевозможные слухи и сплетни. Перед журналистами он ставил задачу делать сенсации из различных скандалов и пересудов. Херст был убежден в том, что публика жаждет в большей степени развлечений, чем новостей. Примером принципов журналистики, которых придерживался Херст, является заметка, опубликованная в «The New York Journal», о мальчике-сироте, собиравшем на улицах подаяние. Судьба несчастного мальчика была описана во всех подробностях: он живет со старенькой бабушкой и с маленькими сестрами и братьями, а милостыня, которую он получает, является единственным средством существования для всей семьи. Заметка получила широкий общественный резонанс. Многие благотворительные организации, прочитав о бедном сироте, решили помочь его семье. Но выяснилось, что история про мальчика — это полная фальсификация.

Очень часто дезинформация подается как некий слух, а ссылка делается на информационный источник или авторитетное экспертное мнение. При том, что автор не утверждает, что сказанное является правдой. Слухи исторически использовались как популярный прием ведения информационных войн. Впервые термин «информационная война» возник и вошел в широкое употребление в последней четверти XX в. Хотя о значении информации в военном деле было сказано еще в 5-6 вв. до н. э. древнекитайским философом и полководцем Сунь Цзы в «Трактате о военном искусстве»: «Подрывайте престиж руководства противника и выставляйте его в нужный момент на позор общественности. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан враждебной вам страны» [4. С. 10].

Одним из крупнейших исследователей воздействия информации на общественное созна-

ние был известный канадский философ Герберт Маршалл Маклюэн. Ему принадлежит мысль о том, что средства массовой информации являются «природными ресурсами», поэтому в современном мире борьба за доступ к информационным ресурсам выходит на первый план. Понимание природы фейковых новостей, основанных на слухах, восходит прежде всего к распознанию разницы между понятиями «информация» и «дезинформация». Информация часто ассоциируется с понятиями правды/истины и достоверности. Информация считается правдивой, если она соответствует реальности. Правдивость выражается в точном представлении фактов. При том что факт — это проверенное, достоверное знание о реально происшедшем в действительности. Первостепенное значение имеют факты с подтверждением, которое было зафиксировано в письменной форме, на фото, на видео с доказательствами подлинности. К приемам ведения информационной войны относят дезинформацию. Дезинформация — это не отсутствие информации как таковой, а ее особый вид, который создает у аудитории неверную картину действительности. Средствами дезинформации является полное или частичное искажение фактов, утаивание сведений, неверные акценты в сообщении и др. Примером дезинформации является «Завещание Петра Великого», которое появилось в 1812 г. Оно представляло собой стратегический план действия для преемников царя. По мнению историков, которые внимательно изучали этот документ, он был сфабрикован французскими политиками для развязывания реальной войны с Россией. «Протокол сионских мудрецов» также является примером дезинформации. На сегодняшний день существует многочисленные доказательства того, что в действительности никаких планов завоевания мирового господства у евреев не существовало, а эти «протоколы» представляют собой вымышленные тексты.

С изобретением Интернета производить, распространять и получать информацию может практически любой человек, имеющий выход в сеть. Это открывает большие возможности для человека с активной гражданской позицией. Инициативные блогеры начинают выполнять функции журналистов, оперативно отображая изменения действительности. С одной стороны, в этом проявляется показатель торжества демократических ценностей, с другой стороны, самопровозглашенное присвоение себе полномочий

СМИ приводит к игнорированию принципов работы с фактами и порождает фейки.

В последние годы у непрофессионалов появились большие возможности «создавать» новости. В качестве примера можно привести сообщения о наводнении в Крымске в 2012 г. В условиях замалчивания положения дел со стороны официальных властей в блогосфере появились эмоциональные записи предположительных очевидцев. Особый резонанс вызвал пост Юлии Антроповой, которая распространила в «Живом журнале», «Фейсбуке», «ВКонтакте» информацию об открытии шлюзов Неберджаевского водохранилища: «Если не откроют, то вода затопит Новороссийск, а если открыть, то Крымск смоет». Чтобы остановить панику людей, которая возникла в результате тиражирования непроверенной информации, пришлось потратить много сил. Данный пример показывает, как непрофессионал сегодня может оперативно распространять любую информацию, формируя своими действиями информационную картину дня. Делается это для привлечения трафика, коммерческого продвижения или с целью развлечения.

Надо сказать, что сегодня генерация фейков вышла за пределы социальных сетей и стала востребована традиционными СМИ, прежде всего телевидением. Что во многом обусловлено многочисленными международными конфликтами, которые сопровождаются информационными войнами.

На протяжении всей истории массмедиа у про -фессионального сообщества журналистов наблюдается интерес к точно передаваемой информации. Яркий пример борьбы за точность фактов являет собой Америка конца XIX — начала XX вв., где появилось движение «разгребателей грязи» ("тисксгаске^"), объединившее писателей, социологов, журналистов в их противостоянии политической и экономической коррупции

и монопольному положению «королей» нефти, стали и угля, обвиняемых в углублении социального неравенства. Лично погружаясь в действительность, «макрекеры» выносили на поверхность и разоблачительно представляли факты недобросовестной наживы, подкупа избирателей, сомнительных финансовых сделок, злоупотребления детским трудом, расизма, махинаций пищевых и страховых компаний. Примечательно, что их публикации изначально появились в популярной прессе, поскольку эта неприглядная действительность была одновременно и сенсационной, и скрытой от глаз обывателя. Один из ярких представителей движения Джордж Селдес (1890— 1995) известен выпуском информационного бюллетеня "In fact" («На самом деле»), который признан первым удачным обозрением американской журналистики. Выходивший с 1940 по 1950 г., он был основан с целью освещать «реальные новости», которые другие газеты, как правило, не осмеливались публиковать и замалчивали их. Характерно, что подзаголовком "In fact" была подпись «Антидот (противоядие) лжи в ежедневной прессе». Благодаря этому принципу издание было единственным надежным и решающим источником информации во время Второй мировой войны.

В условиях развития информационных технологий, которые обладают огромными возможностями, слухи и розыгрыши трудно распознаваемы. Пальма первенства здесь принадлежит Интернету, который «функционирует как множительный аппарат, позволяющий каждому пользователю с легкостью копировать документы, изображения, звуковые файлы» [2. C. 423], создавая не всегда достоверную информацию. Для ее предотвращения, сдерживания и опровержения нужны технические приемы и фильтры, которые бы способствовали профессионализации журналистского дела.

Список литературы

1. Барановский, В. Г. Современные глобальные проблемы / В. Г. Барановский. — М., 2010. — 350 с.

2. Бернстайн, У. История массмедиа / У. Бернстайн. — М., 2017. — 512 с.

3. Беспалова, А. Г. История мировой журналистики / А. Г. Беспалова. — М.; Ростов н/Д., 2003. — 423 с.

4. Вирен, Г. Современные медиа. Приемы информационных войн / Г. Вирен. — М., 2017. — 128 с.

5. Маккуэйл, Д. Журналистика и общество / Д. Маккуэйл. — М., 2013. — 368 с.

6. Мохова, Т. Ю. Факты и вымышленные персонажи в журналистике Марка Твена: особенности взаимодействия двух различных дискурсов / Т. Ю. Мохова // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. — 2016. — № 2. — С. 246-255

7. Пруцков, Г. В. Введение в мировую журналистику / Г. В. Пруцков. — М., 2010. — 432 с.

8. Стрельцов, А. А. Обеспечение информационной безопасности России / А. А. Стрельцов. — М., 2002. — 296 с.

9. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. — М., 2002. — 312 с.

10. Учёнова, В. В. Беседы о журналистике / В. В. Учёнова. — М., 1985. — 204 с.

Сведения об авторе

Распопова Светлана Сергеевна — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Московский государственный политехнический университет. Москва, Россия. ccpmiass@mail.ru

Богдан Елена Николаевна — кандидат филологических наук, корреспондент сайта Russian Bussines outlook. Нидерланды. elena.depater@gmail.com

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2017. No. 11 (407). Philology Sciences. Iss. 109. Рp. 48—53.

FAKE NEWS: THE NATURE OF ORIGIN

S. S. Raspopova

Moscow State Polytechnic University, Moscow, Russia. ccpmiass@mail.ru

E. N. Bogdan

Russian Business outlook, Netherlands. elena.depater@gmail.com

In the article "Fake news: the nature of origin", prototypes of fakes are considered: rumors and jokes. While reviewing the history of mass media the authors show that during the appearance and development of journalism, most of the news consisted mainly of inaccurate information. The paper provides evidence that the reliance on rumors was caused by the underdevelopment of oral and written forms of mass information activity in the pre-press period, the relative cheapness of rumors, censorship, the desire to entertain the audience, and the need to involve large segments of the mass audience in the consumption of information and, circulation and increase the capitalization of publications. On concrete examples it is shown that rumors were also historically used as a popular method of conducting information wars.

Keywords: fake news, rumors, disinformation, information wars.

References

1. Baranovsky V.G. Sovremennye global'nye problemy [Modern global problems]. Moscow, 2010. 350 p. (In Russ.).

2. Bernstein W. Istoriya massmedia [The history of mass media]. Moscow, 2017. 512 p. (In Russ.).

3. Bespalova A.G. Istoriya mirowoj zhurnalistiki [The history of world journalism]. Moscow; Rostov-on-Don, 2003. 423 p. (In Russ.).

4. Wyren G. Sovremennye media. Prijemy informacyonnyh vojn [Modern Media. Methods of information wars]. Moscow, 2017. 128 p. (In Russ.).

5. McQueil D. Zhurnalistika i obshhestvo [Journalism and Society]. Moscow, 2013. 368 p. (In Russ.).

6. Mokhova T.Yu. Fakty i vymyshlennye personazhy v zhurnalistike Marka Tvena: osobennosti vzaimode-jstvija dvuh razlichnyh diskursov [Facts and fictional characters in the journalism of Mark Twain: the features of the interaction of two different discourses]. VestnikNizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo [Bulletin of Nizhny Novgorod University named by N.I. Lobachevsky], 2016, no. 2, pp. 246-255. (In Russ.).

7. Pruczkov G.V. Vvedenye v mirovuyu zhurnalistiku [Introduction to World Journalism]. Moscow, 2010 432 p. (In Russ.).

8. Strelczov A.A. Obespechenye infomacyonnoj bezopasnosti Rossii [Ensuring Russia's information security]. Moscow, 2002. 296 p. (In Russ.).

9. Tertychny A.A. Zhanryperiodicheskojpechaty [Genres of periodicals]. Moscow, 2002. 312 p. (In Russ.).

10. Uchenova V.V. Besedy o zhurnalistike [Conversations about journalism]. Moscow, 1985. 204 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.