Научная статья на тему 'Сплетни как разновидность фейковой информации'

Сплетни как разновидность фейковой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1239
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фейки / сплетни / региональное информационное агентство / fakes / gossip / regional news agency

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — О Н. Иванищева

В статье рассмотрен феномен региональных фейковых новостей на примере регионального информационного агентства «СеверПост». Показано, что «СеверПост» использует информацию социальных сетей и представляет ее с одной, выгодной агентству, стороны. Доказано, что фейковые региональные новости подходят под категорию «новости, которые ставят под сомнение традиционные формы власти и властных отношений». Выдвинута идея, что региональные новости больше похожи на сплетни, чем на «классические» фейки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOSSIP AS A VARIETY OF FAKE INFORMATION

The article considers the phenomenon of regional fake news using the example of the regional news agency «SeverPost». It shows that «SeverPost» uses information from social networks and presents it from one side that is beneficial to the agency. It is proved that fake regional news fits the category of news that cast doubt on traditional forms of power and power relations. The idea has been put forward that regional news is more like gossip than “textbook” fakes.

Текст научной работы на тему «Сплетни как разновидность фейковой информации»

СПЛЕТНИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФЕЙКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

О.Н. Иванищева, д-р филол. наук, профессор Мурманский арктический государственный университет (Россия, г. Мурманск)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11638

Аннотация. В статье рассмотрен феномен региональных фейковых новостей на примере регионального информационного агентства «СеверПост». Показано, что «Север-Пост» использует информацию социальных сетей и представляет ее с одной, выгодной агентству, стороны. Доказано, что фейковые региональные новости подходят под категорию «новости, которые ставят под сомнение традиционные формы власти и властных отношений». Выдвинута идея, что региональные новости больше похожи на сплетни, чем на «классические» фейки.

Ключевые слова: фейки, сплетни, региональное информационное агентство.

Фейк - журналистское произведение, содержащее недостоверную и непроверенную информацию, не соответствующую реальным фактам и эмпирической действительности и опубликованное в СМИ. В доцифровую эпоху были приняты термины, обозначающие недостоверную (лживую) информацию, доставленную до публики с помощью медиа: слухи, сплетни, лживые сенсации и номинированную как «газетная утка» для привлечения внимания и популярности своего медиаоргана [1, с. 24].

В основе феномена «слух», как и феномена «фейк», лежат непроверенные данные. Фейк и слухи в современных исследованиях представлены как общее и частное. В настоящее время источниками непроверенной информации в основном являются социальные сети. Из этого же источника черпают свою информацию и современные СМИ. Непроверенная информация распространяется в том числе в форме такого явления, как «сплетня». Сплетни являются видом слухов, но в сплетнях исследователи в качестве основного критерия выделяют преднамеренность искажения информации. Сплетня способна заинтересовать ограниченный круг людей. Выделяются общие и отличительные черты феноменов «сплетня» и «слух». Необходимо отметить, что сплетня оценивается негативно, а слух и позитивно, и негативно [2].

Рассмотрим феномен региональных фейковых новостей (на материале Мурманской области). Важный источник региональных фейковых новостей - социальные сети. Самым одиозным примером регионального СМИ Мурманской области, «специализирующегося» на фейках, журналисты называют информационное агентство «СеверПост» (главный редактор Д. Высоцкий) [3]. «СеверПост» использует информацию социальных сетей и представляет ее с одной, выгодной агентству, стороны. Еженедельное издание «Аргументы недели» оценивает работу «Север-Пост», называя его агентством фейковых новостей. В статье «Агентство фейковых новостей «СеверПост» опять прорвало» журналисты «Аргументы недели» еще в 2016 году отмечали «несерьезность» работы агентства «СеверПост»: «В чем разница между серьезными и «желтыми» СМИ? Серьезные издания активно цитируются и обсуждаются в социальных сетях. «Желтые» информагенства в качестве новостей преподносят то, что обсуждается в соцсе-тях. Поэтому публиковать результаты опроса на заштатном ресурсе преподнося это как мнение заслуживающее внимания просто смешно и скорее напоминает анекдот о том, что «Интернет-опрос показал, что 100% жителей России пользуются интернетом». Между тем, ИА «СеверПост», позиционирующее себя как серьезное СМИ, сочло опрос в интернете достаточным ин-фоповодом, для дальнейшего тиражирова-

ния» [4]. «Аргументы недели» осуждают «СеверПост» за новость «Пользователи соцсетей считают награду Ковтун незаслуженной», основанную на информации сайта OpenTown.Ru. Речь идет об ордене «За заслуги перед Отечеством» II степени, которым Президент Российской Федерации В. Путин наградил тогдашнего губернатора Мурманской области Марину Ковтун. «Северпост», основываясь на данных опроса, проведенного среди жителей Мурманской области в Интернете, считает губернатора недостойной такой высокой оценки. Кроме того, по мнению «Аргументы недели» региональное информационное агентство «СевероПост» часто выдумывает новости или даже путает имена и даты в своих журналистских материалах (см.: материал об отставке министр образования и науки Мурманской области Ирина Ковши-раи [5], который «СеверПост» официально признала недостоверной информацией). Агентство «СеверПост» регулярно проводит анонимные вопросы опросы своих читателей: так, в последнее время были опубликованы данные опроса о деятельности члена Совета Федерации от Мурманской области Татьяны Кусайко, о работе депутата Государственной Думы Алексея Веллера [6].

Непроверенная информация, по мнению большинства исследователей, идет из социальных сетей. Но социальные сети - это способ выражения общественного мнения в информационную эпоху. Использование информации из соцсетей равносильно, с одной стороны, проведению опроса на улицах. С другой - социальные сети многими воспринимаются как источник слухов и сплетен. И с этой информацией «традиционные» СМИ борются так же, как и со слухами и сплетнями. Так, СМИ Нижнего Новгорода и области разбирали интернет-фейки, которые разлетаются в соцсетях как вирус, чтобы объяснить аудитории, стоит ли верить всему, о чем пишут в сети. Они привели в пример сообщения, которые в последнее время тревожат жителей Мурманской области. Так, в редакцию «НН.ру» обратилась одна из местных жительниц, которая получила в ро-

дительском чате информацию о пропаже детей на органы. В тексте приводятся даже конкретные примеры и места, где якобы были найдены тела детей. Однако подобная информация фигурировала еще в 2014 году в группе «Оленегорск. Мончегорск. Мурманская область». Кроме того, интернет-пользователи Мурманска и области обсуждали появившуюся информацию о яде в почтовых ящиках. Полиция предположила, что такие сообщения являются фейком [7]. Официальные лица и институты также не могут игнорировать информацию соцсетей. Так, на официальных интернет-ресурсах Мурманской и Мончегорской митрополии Русской православной церкви опубликована информация о том, две страницы в ВК под названием «Мурманская Митрополия» созданы мошенниками и не имеют никакого отношения к Мурманской митрополии, возглавляемой митрополитом Мурманским и мончегорским Митрофаном. Соответственно, все, что публикуется на этих страницах, является фейковой информацией, имеющей возможность опорочить деятельность православной церкви на Кольском полуострове [8]. Член Совета Федерации от Мурманской области И. Чернышенко считает, что сообщение одного СМИ (это «Север-Пост». - О.И.) о том, что экс-губернатор Марина Ковтун может стать сенатором от Мурманской области - это фейк. По его словам, юридически чистой такая процедура сейчас быть не может [9].

Заключение. По нашему мнению, региональные новости больше похожи на сплетни, чем на «классические» фейки. Учитывая классификацию фейков, представленную в литературе (см., например: [10]), фейковые региональные новости подходят под категорию «новости, которые ставят под сомнение традиционные формы власти и властных отношений». Это предполагает иное видение вопроса, которое не базируется на общих признанных подходах [10, с. 556]. Именно таким защитником интересов жителей Мурманской области и выступает, с точки зрения редакции, «СеверПост».

Библиографический список

1. Ильченко С.Н. Фейковая журналистика. Спецкурс. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 309 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500661 (дата обращения: 15.10.2019).

2. Шейко Д. В. Феномен сплетни в русской лингвокультуре: когниосемантический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2019. 29 с.

3. Северпост - информационное агентство. URL: https://severpost.ru/ (дата обращения: 25.10.2019).

4. Агентство фейковых новостей «Северпост» опять прорвало URL: https://nord-news.ru/news/2015/07/03/?newsid=75318 (дата обращения: 16.10.2019).

5. Ирина Ковшира остается на своем посту. URL: https://severpost.ru/read/85688/

6. Читатели СеверПост оценили работу сенатора Кусайко на «двойку». URL: https://severpost.ru/read/85683/ (дата обращения: 18.10.2019).

7. СМИ разбирали интернет-фейки и привели в пример Мурманскую область URL: https://nord-news.ru/news/2018/09/11/?newsid=106282 (дата обращения: 25.10.2019).

8. Мурманская метрополия борется с фейками в интернете. URL: https://murmansk.mk.ru/social/2019/07/01/murmanskaya-mitropoliya-boretsya-s-feykami-v-internete.html (дата обращения: 25.10.2019).

9. Чернышенко: Информация о переходе Ковтун в сенаторы - фейк. URL:

https://123ru.net/smi/severpost/193257038/ (дата обращения: 25.10.2019).

10. Яковлева И. В. Феномен «фейковых» новостей: новое или хорошо забытое старое? // Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы: материалы 15-й международной конференции (25 мая 2017 г.) / Моск. гос. ун-т. М., 2018. С. 553-557.

GOSSIP AS A VARIETY OF FAKE INFORMATION

O.N. Ivanishcheva, Doctor of Philological Sciences, Professor Murmsnak Artic State University (Russia, Murmansk)

Abstract. The article considers the phenomenon of regional fake news using the example of the regional news agency «SeverPost». It shows that «SeverPost» uses information from social networks and presents it from one side that is beneficial to the agency. It is proved that fake regional news fits the category of news that cast doubt on traditional forms of power and power relations. The idea has been put forward that regional news is more like gossip than "textbook" fakes.

Keywords: fakes, gossip, regional news agency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.