Научная статья на тему 'ФЕЙКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ'

ФЕЙКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
фейки / информационные технологии / интернет / дезинформация / fakes / information technology / internet / disinformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышенко Константин Анатольевич, Пивкина Арина Викторовна

В последние десятилетия технологии воздействия на массовое сознание приобрели новые масштабы благодаря информационным технологиям, чье влияние на жизнь общества стало тотальным, всепроникающим. Информационные технологии, развивающиеся в тесной связи с социальными и психо-технологиями, стали той «мягкой силой», с помощью которой запад активно переформатирует международную системы по всем направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In recent decades, technologies to influence the mass consciousness have taken on new proportions thanks to information technology, whose influence on the life of society has become total, all pervasive. Information technology, developing in close connection with social and psycho-technologies, has become the "soft power", with the help of which the West is actively reformatting the international system in all directions.

Текст научной работы на тему «ФЕЙКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ»

УДК 338.4:070

ФЕЙКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ ИА ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Малышенко Константин Анатольевич,

кандидат экономический наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

Пивкина Арина Викторовна, студентка 3 курса направления подготовки «Экономика» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Аннотация. В последние десятилетия технологии воздействия на массовое сознание приобрели новые масштабы благодаря информационным технологиям, чье влияние на жизнь общества стало тотальным, всепроникающим. Информационные технологии, развивающиеся в тесной связи с социальными и психо-технологиями, стали той «мягкой силой», с помощью которой запад активно переформатирует международную системы по всем направлениям.

Ключевые слова: фейки, информационные технологии, интернет, дезинформация.

Annotation. In recent decades, technologies to influence the mass consciousness have taken on new proportions thanks to information technology, whose influence on the life of society has become total, ail pervasive. Information technology, developing in close connection with social and psycho-technologies, has become the "soft power", with the help of which the West is actively reformatting the international system in ail directions.

Key words: fakes, information technology, internet, disinformation.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00946,

https://rscf.ru/project/23-28-00946/

Постановка проблемы. Фейк - это недостоверная информация, размещенная в Интернете. Подделки могут быть преднамеренными или непреднамеренными, полными или частичными. Фальшивый контент может включать практически любой тип новостей, изображений, видео и даже аккаунты в социальных сетях.

Формулировка цели статьи. Целью данного исследования выступает попытка обосновать роль и определить влияние фейков на финансовые рынки.

Изложение основного материала. Поддельные издательские платформы:

- квази-СМИ. Сайты, которые "маскируются" под онлайн-СМИ. Эти сайты можно отличить по тому, что на них практически нет материалов от их авторов, и они часто состоят из новостей, автоматически собранных из других источников;

- разовые страницы. Одноразовый сайт, состоящий из нескольких страниц, но имеющий вид СМИ или аналитического издания;

- ссылки на такие публикации обычно приходят из социальных сетей, со страниц, созданных специально для имитации несуществующих "каналов" СМИ. Такие сайты можно идентифицировать с помощью сервиса whoisinform.ru, который позволяет определить, когда был создан сайт и кому он принадлежит (или скрывает ли он своего владельца);

- имитация известных СМИ Разовые страницы, созданные для встраивания, имитируют знакомые читателям СМИ, включая дизайн и логотипы известных новостных и аналитических служб [4].

Фейк-ньюс (от англ. fake - подделка) это сообщения СМИ, вводящие аудиторию в заблуждение, часто для удовлетворения финансовых, политических или иных интересов создателя дезинформации [1].

Александр Малькевич, первый заместитель председателя Комитета по развитию информационного общества, СМИ и средств массовой информации Палаты депутатов (ПК), заявил, что закон о контрафакте, действующий в России уже четыре года, обеспечивает безопасность граждан в цифровом пространстве.

Контрафакт - это серьезный вызов современности. Контрафактные товары могут вызывать панику и тревогу, представлять угрозу безопасности и здоровью граждан. Нельзя допустить, чтобы массовое распространение контрафактной продукции осталось бесконтрольным. По этой причине государство активно борется с этой проблемой на законодательном уровне. В то же время и государство, и общество сегодня и вчера сталкиваются с проблемой дезинформации. Законодательные меры по борьбе с фальсификацией разрабатывались в течение нескольких лет на основе существующих информационных вызовов и реалий", - прокомментировал РАПСИ Малькевич [5].

Известный случай - бойкот компании PepsiCo, инициированный сторонниками Трампа, против которого якобы выступила председатель совета директоров и генеральный директор компании Индра Нуйи. PepsiCo пострадала от фальшивых новостей сразу на нескольких уровнях. 13 ноября, когда появилась эта новость, индекс тенденций потребительских настроений упал на 35% по сравнению со средним квартальным показателем по США. Глобальные тенденции настроений упали на 20%, а цены на акции на фондовой бирже резко упали, восстановившись лишь месяц спустя. Таким образом, фальшивые новости стали худшим, что случилось с Pepsi в2016 году.

Кстати, хотя тема влияния ложной отчетности на компании была освещена в 2016-2017 годах, на бирже есть и более ранние примеры использования этого "инструмента" для манипулирования ценами акций. Например, в 2009 году сообщение о смерти генерального директора AT&T Рэндалла Стивенсона привело к резкому падению курса акций, к полному ужасу основных заинтересованных сторон компании [2].

"За 2022 г. выявлено почти 4000 уникальных тематических фейковых линий, это почти 10 млн копий в различных соцсетях, СМИ и мессенджерах. При этом совокупный охват этих копий фейков исчисляется уже десятками миллиардов просмотров", - такую статистику озвучил начальник отдела аналитического обеспечения AHO "Диалог Регионы" Сергей Маклаков в ходе выступления на "Инфофоруме-2023" [3].

Для сравнения, в начале марта 2022 года было обнаружено 1,5 миллиона ложных сообщений (данные представлены на заседании Общественной палаты 6 марта 2022 года). По словам Сергея Маклакова, тенденция к росту сохранится и в 2023 году.

Дезинформация и подделки широко распространены, в том числе в конкурентной борьбе между предприятиями. Фейки также активно используются для давления на компании, как отмечает Михаил Абрамов, руководитель службы ИБ компании Digital Services. Кроме того, подделки часто используются в качестве своеобразного громоотвода. Цель - показать целевой аудитории то, во что она хочет верить, и часто с большим успехом.

Что касается подделок в коммерческих целях, то они направлены на конкретные цели, в основном на потенциальных потребителей. По словам Максима Тимонова, наиболее ярким примером стали "вакцинные войны" 2020-2021 годов, когда против крупных производителей была развернута мощная кампания с упором на неэффективность и тяжелые побочные эффекты их препаратов. Фальшивки часто используются для манипулирования ценами на акции и криптовалюты. Наиболее очевидным примером здесь является поддельный пресс-релиз, якобы выпущенный розничной сетью Walmart, который увеличил стоимость Litecoin Foundation на 35 процентов. Этот пресс-релиз был перепечатан такими известными СМИ, как Bloomberg и Reuters. И это не единичный пример. Серьезной проблемой в российском контексте является то, что практически невозможно наказать авторов ложных атак, направленных против компаний или частных лиц. Максим Тимонов утверждает, что теоретически такая возможность существует только в том случае, если можно доказать факт диффамации. Дмитрий Борощук утверждает, что российское антиконтрафактное законодательство защищает только интересы государства, но не компаний.

Павел Катков, юрист, экономист и член Комитета ТИП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, считает, что проблема заключается не в строгости наказания, а в механизме идентификации обвиняемого: "Интернет одновременно упрощает и

усложняет проблему. С одной стороны, "люди оставляют следы" - принцип, который справедлив и в Интернете. С другой стороны, эти следы цифровые, и правоохранительные органы часто не успевают за криминальными инновациями. Например, отмена имен пользователей была давней мечтой властей многих стран и, если бы она была достигнута, решила бы многие резонансные проблемы.

Дмитрий Борощук описывает контрафакт как неотъемлемую часть PR и маркетинговой стратегии компании. Обычно она планируется и разрабатывается одинаково. Бюджет кампании по борьбе с подделками против конкурента практически идентичен бюджету легальной рекламной кампании. Основным последствием такой деятельности является удар по репутации.

По словам Дмитрия Борощука, репутационный ущерб особенно опасен для малого бизнеса и банков, которые могут быть уничтожены такими атаками. Однако для крупных компаний ущерб может быть незначительным, а в некоторых случаях его можно обратить вспять. Например, эксперт по конкурентной разведке Андрей Масалович отмечает, что многие блоги и СМИ с числом пользователей более 100 ООО человек после таких атак отмечают приток новых посетителей, а не отток пользователей.

Максим Тимонов сказал, что идеальным способом борьбы с подобными атаками было бы создание специализированного отдела, укомплектованного сотрудниками с опытом работы в области связей с общественностью и безопасности. Однако этот метод был бы неоправданно затратным и не завоевал бы популярности [4].

Между фальшивыми новостями и финансовыми рынками способность различать правдивую и ложную информацию становится важной Основатель TipRanks (сервиса анализа финансовой информации) вспоминает, что в апреле 2017 года Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) обнаружила, что десяткам людей было заплачено за создание сотен статей для повышения цен на акции компаний. Мы напоминаем, что организация была разоблачена и сообщила о своих выводах". Позиция SEC такова: "Если компания платит кому-то за публикацию статьи о ее акциях, эта информация должна быть раскрыта.

Грибаум посчитал требование справедливым, но отметил, что проконтролировать его выполнение сложно из-за трудности отслеживания связи между автором публикации и компанией. Он также сослался на сообщение Элона Маска в Твиттере о том, что он купил акции на бирже по высокой цене и намерен провести делистинг компании. Пресс-секретарь подчеркнул, что манипулирование ценами с помощью фальшивых новостей -это особенно активное поведение представителей криптовалютного сообщества, пользующихся высокой зависимостью цен от новостей о проекте. В доказательство этого он привел корреляцию между количеством публикаций и рыночной стоимостью криптовалют (рисунок 1).

Number of Articles

Coverage over time 8 000

Market Cap over time

«(210.266.766.356 Total Market ,„. T 0.407% Л $12.221.815.479

Рисунок 1. Корреляция ме^цу количеством публикаций и общей капитализацией криптовалют

Олег Жеребко, управляющий партнер Davinci Capital, продолжает эту тему. По его словам, 87% российского населения "мирится" с недостоверными новостями. Этот эксперт убежден, что каждая четвертая статья в блогах - фальшивка. Он оценивает влияние фальшивых новостей на цены акций малых и средних компаний в 5-7%.

"Производство "фальшивых новостей" уже давно стало бизнесом и важным явлением: 9-15% аккаунтов в Twitter являются фальшивыми, а в Facebook насчитывается 60 миллионов ботов. Фальшивые новости имеют преимущество перед обычными, потому что вероятность того, что их ретвитнут, на 70% выше, а распространяются они в шесть раз быстрее", - говорит Железко. Он напомнил, что в 2013 году взлом аккаунта Associated Press и ложные сообщения о травмах Барака Обамы стоили американскому рынку 130 миллиардов долларов за несколько часов.

Он также не мог пропустить слухи о том, что Сбербанк собирается купить крупную долю в IT-гиганте "Яндекс", что вызвало падение курса акций "Яндекса" (рисунок 2).

Слух о приобретении Сбербанком акций Яндекса

da vinci capital

Капитализация Яндекс а снизилась на

$2.8 млрд

на новости о приобретении Сбербанком крупного пакета акций

^ СБЕРБАНК

Яндекс

Стоимость компании была разрушена негативными комментариями о возможных секторальных санкциях и потенциальном ухудшении корпоративного управления ^ ^ ^ ^ ^ .¡г ^«г ^ ^ ^ ^ ^

объем торгов, млн Цена акции. $

...II

Рисунок 2. Котировки «Яндекса»

Многие компании присоединились к борьбе с фальшивыми новостями. Элон Маек, например, создал сервис Pravda, который оценивает достоверность публикаций [2].

Выводы. Проблема недостоверной информации стоит перед страной и обществом не сегодня и не вчера. Законодательные меры по борьбе с контрафактной продукцией разрабатывались на протяжении многих лет в ответ на существующие информационные вызовы и реалии. Массовое распространение контрафактной продукции - реальная угроза, требующая быстрого и эффективного решения, в том числе на законодательном уровне. 'Штрафовать иностранные IT-компании за распространение контрафактной продукции и ее неустранение - логичный шаг регулятора: ни одна цифровая компания не имеет права пренебрегать безопасностью российских пользователей. Компании, получающие прибыль на российском рынке, обязаны соблюдать закон и обеспечивать цифровые права россиян", - утверждает эксперт. Маркевич отметил, что государство не только имеет полное право требовать от иностранных онлайн-платформ соблюдения российского законодательства и удаления ложной информации, но и должно это делать. Оно должно это сделать, подчеркнул он.

Список литературы:

1. Кондратьев, Р.Я. Фейк-новости как инструмент социального управления и объект применения методов информационной безопасности [Текст] / Р.Я. Кондратьев, Н.Г. Миронова // Современные технологии управления. - 2020. - № 1 (91). - С. 1-6

2. Шлыгин, И.А. Проблема fake news (недостоверных новостей) становится все более значимой для рынка ценных бумаг, а также криптовалют и других финансовых инструментов, уверен сооснователь и СЕО компании TipRanks Ури Грюнбаум / И.А. Шлыгин // Financial One (журнал о финансовых рынках): [сайт]. - URL: https://fomag.ru/news/kak-fake-news-vliyayut-na-fondovyy-rynok-i-povedenie-investorov/

3.Яков, Шпунт. Фейкн бьют по бизнесу / Яков Шпунт // COMNEWS: новости цифровой трансформации, телекоммуникации, вещания и ИТ: [сайт]. - URL: https://www.comnews.ru/content/224413/2023-02-13/2023-w07/feyki-byut-biznesu

4. ОГАУ «Информационно-технический центр Иркутской области» Что такое фейк / ОГАУ «Информационно-технический центр Иркутской области» [Электронный ресурс] // ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ (официальный портал): [сайт]. - URL: https://irkobl.ru/sites/kdnizp/roditel/Feik.pdf

5. Корсаков, Н.: игнорировать масштабное распространение фейков недопустимо / И. Корсаков [Электронный ресурс] // TA3ETA.RU: [сайт]. - URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2023/03/29/20083237.shtml7updated

УДК 657.6

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ БУХГАЛТЕРИИ, АКТУАЛЬНОСТЬ И

УГРОЗЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Мардар Диана Александровна,

кандидат экономических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

Корчак Илья Андреевич, студент 2 курса направления подготовки «Экономика» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Аннотация. В данной статье исследуются, перспективы развития цифровой бухгалтерии, рассматривается ее актуальность в современном мире, а также угрозы использования. Анализируются преимущества цифровой бухгалтерии, такие как повышение эффективности, улучшение доступности данных и быстрое принятие решений. Рассматриваются угрозы, связанные с кибербезопасностью, зависимостью от технологий и возможными ошибками и неточностями в обработке данных. Исследование подчеркивает необходимость принятия соответствующих мер для защиты данных и обеспечения качества работы в цифровой бухгалтерии. В заключение, подчеркивается важность цифровой бухгалтерии в современном бизнесе и ее потенциал для дальнейшего развития.

Ключевые слова: перспективы развития цифровой бухгалтерии, актуальность, угрозы, автоматизация, эффективность, кибербезопасность, зависимость от технологий, блокчейн.

Annotation. This article explores the prospects for the development of digital accounting, examines its relevance in today's world, as well as the threats of use. In today's world, digital accounting plays an important role in automating accounting and financial analysis. The benefits of digital accounting are analyzed, such as increased efficiency, improved data availability, and rapid decision-making. Threats related to cybersecurity, reliance on technology, and possible errors and inaccuracies in data processing are examined. The study highlights the need for appropriate measures to protect data and ensure the quality of work in digital accounting. Finally, the importance of digital accounting in modern business and its potential for further development are highlighted.

Key words: prospects for the development of digital accounting, relevance, threats, automation, efficiency, cybersecurity, dependence on technology, blockchain.

Постановка проблемы. Цифровая бухгалтерия имеет высокую актуальность в современном мире и обладает большим потенциалом для дальнейшего развития. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.