Научная статья на тему 'ФЕВРАЛЬ - МАРТ • 2019'

ФЕВРАЛЬ - МАРТ • 2019 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
9
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы —

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕВРАЛЬ - МАРТ • 2019»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

001: 10.21128/1812-7126-2019-2-4-14

ФЕВРАЛЬ - МАРТ • 2019

Австралия

13 марта 2019 года Высокий Суд Австралии вынес решение о денежной компенсации коренным народам Австралии за ущерб, наносимый культурному наследию, в связи с изъятием или ограничением использования земель в местах их традиционного проживания.

Основанием для рассмотрения дела Высоким Судом Австралии послужило обращение представителей общин Нгаливурру и Нунга-ли, традиционно проживающих в посёлке «Лесной ручей». В период с 1980 по 1996 год правительство Северной территории неоднократно принимало решения, которые повлекли полную или частичную утрату вышеназванными общинами прав на использование земель их традиционного проживания.

Заявители обратились в суд за денежной компенсацией за причинение экономического ущерба и ущерба культурному наследию коренных народов Австралии в результате передачи земель на общественные и иные нужды. Среди оснований для компенсации ущерба культурному наследию заявители указали на то, что они не могут свободно передвигаться по территории их традиционного обитания, охотиться и рыбачить, собираться и проводить обряды, охранять места особой духовной ценности. Для них, как и для многих других

коренных народов, земля является центром их духовной жизни, источником идентичности.

Первоначально заявители оценили ущерб культурному наследию в размере 2 млн австралийских долларов, но в ходе судебного разбирательства снизили сумму иска до 1,3 млн. Именно такую сумму присудил к выплате Высокий Суд Австралии. На протяжении всего судебного разбирательства федеральное правительство и правительство региона настаивали на значительно меньшей сумме — 230 тыс. австралийских долларов.

В своём единогласном решении Высокий Суд отметил, что иск касался не только «задетых чувств» коренных народов Австралии, сославшись на конкретные примеры, такие как потеря дерева Кунума в результате предоставления в аренду участка, на котором оно находится, физическому лицу и строительство дамбы через посёлок «Лесной ручей», которая повредила место особой духовной ценности — «Сновидение Динго». Суд отметил, что духовная связь определяет направление жизни и существования человека, является её определяющим элементом. Поэтому она не должна приравниваться к таким формулировкам, используемым в законодательстве о возмещении ущерба, как «потеря удовольствия от жизни», поскольку они не передают в точной мере широту и глубину

духовной связи с землёй, которую заявители утратили в результате действий и решений правительства.

Решение Высокого Суда Австралии может быть названо самым значимым прецедентом о праве коренных народов на земли со времён дела Mabo v. Queensland, в котором Суд провозгласил существование самого права. Решение, скорее всего, явится сигналом к действию других общин по обращению в суды за компенсацией ущерба культурному наследию. В краткой истории Австралии случаи изъятия земель, на которых проживали коренные народы, исчисляются сотнями, а возможно, и тысячами. Поэтому решение было воспринято с облегчением и надеждой аборигенами Австралии, но с волнением и тревогой правительством и чиновниками.

Венгрия

25 февраля и 5 марта 2019 года Конституционный суд Венгрии по формальным основаниям отклонил жалобы правозащитных организаций об оспаривании статьи 353/А Уголовного кодекса Венгрии в части криминализации содействия и поддержки незаконной миграции (так называемый пакет поправок «Стоп Сорос») .

Заявителями выступили Венгерский Хельсинкский комитет, Amnesty International и Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) в Будапеште. По мнению авторов жалоб, оспариваемые правовые положения настолько расплывчаты и обширны, что способны криминализировать все виды деятельности, которые даже косвенно связаны с лицами, ищущими убежища. К примеру, статья 353/А Уголовного кодекса Венгрии криминализирует распространение информационных материалов среди мигрантов. Проверяемая норма, с точки зрения заявителей, противоречит свободе ассоциаций, свободе выражения мнений, праву собственности, так как предусматривает ответственность за предоставление любой помощи мигрантам, что не может быть оправдано необходимостью достижения преследующей публичные интересы цели. Заявители указали, что жалобы могут быть рассмотрены Конституционным судом по существу даже в отсутствие правоприменительной практики, так как они направлены на предот-

вращение нарушений конституционных прав в обозримом будущем.

Конституционный суд определил, что адресатом оспариваемой нормы является физическое лицо, однако недавние поправки в законодательство о миграции свидетельствуют, что организации могут быть признаны заинтересованными субъектами при оспаривании указанной статьи Уголовного кодекса. Указывается, что статья 353/А была ответом на угрозу массовой незаконной миграции в Европейском Союзе, возникшую с 2015 года. При этом, как отметил Суд, меры законодательного реагирования на нелегальную миграцию должны быть оправданны.

Вместе с тем, так как отсутствует практика применения оспариваемой статьи, преждевременно утверждать о её последующем неконституционном применении, равно как и о неопределённости её содержания. Соответствующая судебная практика послужит отправной точкой для оценки того, что представляет собой деятельность организатора незаконной миграции, включая вербовку или посредничество.

В решении суда указывается, что самоотверженная помощь мигрантам, как и рассуждения о проблемах миграции в публичном дискурсе, сами по себе не могут выступать основанием возбуждения уголовного дела. Так, например, осуществление гуманитарной деятельности не образует объективную сторону преступления, предусмотренного статьёй 353/А Уголовного кодекса Венгрии. Напротив, в решении подчёркивается, что законодатель обязан создавать правовую основу поддержки бедных и маргинальных групп и не вправе противодействовать оказанию им помощи со стороны общественных организаций.

В обоснование своей позиции Конституционный суд также сослался на практику Конституционного совета Франции, который указал, что ни одно конституционное положение не предусматривает абсолютного права мигрантов на проживание во Франции.

Казахстан

15 февраля 2019 года Конституционный Совет Республики Казахстан постановил, что перечень оснований досрочного прекращения полномочий президента, за-

креплённый в основном законе государства, не является исчерпывающим.

1 февраля в Конституционный Совет Республики Казахстан поступило обращение Президента Нурсултана Назарбаева об официальном толковании пункта 3 статьи 42 Конституции страны, которым установлены основания прекращения полномочий президента, в том числе досрочного. Так, полномочия президента прекращаются досрочно в случае его кончины, отрешения от должности и досрочного освобождения от должности, которое, согласно пункту 1 статьи 47 Конституции, возможно при его устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности в связи с болезнью. Нурсултан Назарбаев в своём обращении в орган конституционного контроля поставил вопрос о том, является ли исчерпывающим установленный пунктом 3 статьи 42 Конституции перечень оснований досрочного прекращения полномочий президента.

Конституционный Совет пришёл к выводу о том, что указанный перечень не является исчерпывающим и, соответственно, президент вправе уйти в отставку по собственному желанию.

Как указал Совет, из содержания пункта 3 статьи 42 Конституции Республики Казахстан усматривается, что досрочное прекращение президентских полномочий — это следствие возникновения отдельных обстоятельств экстраординарного характера, влекущих преждевременное погашение выданного народом мандата высшего должностного лица на руководство государством. При этом обозначенный пункт прямо не предусматривает и в то же время не запрещает досрочное прекращение полномочий главы государства на основании его персонального волеизъявления, к примеру, в форме отставки, обусловленной причинами личного и иного характера. Право главы государства на досрочное прекращение своих полномочий по личным основаниям (право на отставку) является неотъемлемым элементом президентской формы правления и конституционного статуса Президента Республики Казахстан. Свобода волеизъявления присуща президенту страны и как человеку, и как гражданину Казахстана и вытекает также из содержания пункта 1 статьи 13, пункта 1 статьи 24 и иных норм Конституции.

Кроме того, Конституционный Совет указал, что право на отставку предоставляется

депутатам Парламента Казахстана, в том числе председателям палат Парламента, членам правительства, судьям, государственным служащим. Совет отметил и то, что институт отставки глав государств предусматривается с учётом национальных особенностей в конституциях ряда зарубежных стран.

19 марта 2019 года Назарбаев, почти 30 лет занимавший пост главы государства, сложил полномочия Президента Республики Казахстан по собственному желанию. При этом он остаётся главой Совета безопасности Казахстана и председателем правящей партии «Нур Отан». Полномочия президента перешли, согласно пункту 1 статьи 48 Конституции Республики к председателю Сената Парламента Касым-Жомарту Токаеву, принявшему присягу 20 марта 2019 года.

Куба

24 февраля 2019 года в Республике Куба состоялся конституционный референдум, по результатам которого был принят новый основной закон страны.

В июле 2018 года Национальная ассамблея народной власти (однопалатный парламент Кубы) одобрила проект новой конституции и вынесла его на общественное обсуждение, продлившееся с 13 августа по 15 ноября 2018 года. В последующем проект конституции был доработан Национальной ассамблеей народной власти с учётом результатов общественного обсуждения и вынесен на конституционный референдум.

На референдуме граждане Кубы, обладающие правом голоса, должны были ответить «да» или «нет» на вопрос: «Вы ратифицируете новую Конституцию Кубы?» Решение считается принятым, если за него проголосовало более 50 % участвовавших в референдуме избирателей. Всего в конституционном референдуме приняло участие 7,84 млн избирателей из 9,29 млн. Таким образом, явка составила 84,41 %. По информации Национальной избирательной комиссии Кубы, за ратификацию новой конституции проголосовало 86,85 % избирателей (6,81 млн кубинцев).

Одной из новелл, предусмотренных проектом новой конституции, является закрепление должностей Президента Кубы, срок полномочий которого ограничивается до двух сроков по пять лет, и премьер-министра Кубы.

К компетенции президента будет относиться решение стратегических вопросов, а также представление интересов страны в международных отношениях. Премьер-министр, в свою очередь, будет возглавлять исполнительную власть, контролируя и координируя работу министерств. Подобное разделение, по замыслу разработчиков новой конституции, позволит наладить более оперативную работу государственной системы управления.

Несмотря на отказ от строительства коммунизма, в качестве одного из основных конституционных принципов сохраняется строительство социализма, а Коммунистическая партия остаётся направляющей политической силой общества и государства. В то же время проектом конституции вводится право частной собственности, а также закрепляются механизмы для стимулирования иностранных инвестиций.

Изменения затронули и конституционный статус личности. В частности, в соответствии с проектом новой конституции в качестве критериев допустимости ограничений прав личности выступает необходимость обеспечения защиты прав и свобод других лиц, общественной безопасности, всеобщего благосостояния, уважения общественного порядка, Конституции и закона. Конституционное закрепление также получил запрет на дискриминацию по признакам пола, сексуальной ориентации, религиозным убеждениям, цвету кожи, национальности.

Как сообщает государственное телевидение Кубы, Национальной ассамблеей народной власти 10 апреля 2019 года будет проведено специальное заседание, посвящён-ное утверждению новой конституции страны, после чего полный текст основного закона Кубы, принятый на референдуме, будет опубликован в официальной газете Кубы и вступит в законную силу.

Напомним, что действующая Конституция Кубы, подготовленная при участии Фиделя Кастро, была принята в период холодной войны в 1976 году.

Молдова

24 февраля 2019 года состоялись очередные выборы в Парламент Республики Молдова, а также общереспубликанский консультативный референдум по вопро-

сам, предполагающим изменение Конституции государства.

На парламентских выборах впервые получила применение смешанная параллельная избирательная система, введённая в 2017 году путём внесения изменений в Кодекс о выборах Республики Молдова. В соответствии с обновлённым законодательством из 101 депутата Парламента 50 избираются по пропорциональной системе закрытых списков в едином национальном избирательном округе, 51 — по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах. Заградительный барьер на выборах по пропорциональной системе варьируется в зависимости от типа списка кандидатов: если список выдвинут партией или общественно-политическим объединением, для участия в распределении мандатов ему необходимо набрать 6 % от общего числа голосов избирателей, если список выдвинут избирательным блоком — 8 %.

Явка на выборах составила 49,62 % от общего числа избирателей, что является рекордно низким показателем для Молдавии в сравнении со всеми выборами в Парламент, проводимыми с момента обретения республикой независимости в 1991 году.

Участие в парламентских выборах приняли 15 политических партий и блоков, к распределению мандантов в Парламенте были допущены лишь 4 из них. В состав Парламента также вошли 3 независимых кандидата, избранные в одномандатных округах.

Основная борьба развернулась между двумя крупнейшими политическими силами, представляющими диаметрально противоположные взгляды на развитие республики: проевропейскими Демократической партией и избирательным блоком «ACUM Platforma DA si PAS», с одной стороны, и пророссий-ской Партией социалистов Республики Молдова, с другой стороны.

Как и ожидалось, победу в избирательной гонке одержала Партия социалистов Республики Молдова, ранее возглавляемая Президентом Республики Игорем Додоном. В едином избирательном округе партия набрала 31,15 % голосов избирателей и в совокупности с 17 местами, полученными по итогам выборов в одномандатных округах, получила 35 мест в новом составе Парламента. Формально Партия социалистов улучшила свой результат относительно предыдущих выбо-

ров, расширив своё представительство в Парламенте на 10 мест.

Демократическая партия Молдовы во главе с олигархом Владимиром Плахотнюком получила 23,62 % голосов по пропорциональной системе и в сочетании с результатами по мажоритарной системе (17 побед в одномандатных округах) приобрела 30 мандатов в обновлённом Парламенте. Относительно результатов на предыдущих выборах (15,8 % голосов, 19 мест в Парламенте) партия объективно улучшила свой результат. Вместе с тем демократам не удалось сохранить преимущество в 42 депутата в прежнем созыве Парламента, явившееся результатом присоединения к фракции в марте 2017 года 14 членов Партии коммунистов.

Довольно успешный дебют на парламентских выборах случился у партии и блока, занявших по сумме голосов по мажоритарной и пропорциональной системе третье и четвёртое места соответственно. Избирательный блок «ACUM Platforma DA si PAS», состоящий из партий «Достоинство и правда» и «Действие и солидарность», возглавляемый Майей Санду и Андреем Нэстасе, по результатам голосования в едином национальном избирательном округе получил второй результат, 26,84 % голосов. Однако в сумме с результатом по мажоритарной системе (12 мандатов) блок приобрёл лишь третье по численности представительство в Парламенте — 26 мандатов. Партия «Шор», названная в честь своего лидера — бизнесмена и примара муниципия г. Оргеев Илана Шора, в едином избирательном округе набрала 8,32 % голосов избирателей и в сумме с двумя мандатами, полученными на выборах по мажоритарной системе, получила 7 мандатов в новом составе Парламента.

Остальные партии не смогли преодолеть избирательный барьер и не были допущены к распределению мандатов. Одной из них стала набравшая лишь 3,75 % голосов избирателей Партия коммунистов Республики Молдова, возглавляемая бывшим Президентом Республики Владимиром Ворониным. Результаты коммунистов на парламентских выборах последовательно и стремительно ухудшаются: к примеру, в прежнем составе Парламента Партия коммунистов имела 21 место голосов), а в составе, функционировавшем до 2014 года — 34 места (39,34 % голосов). В

выборах не принимала участие Либерально-демократическая партия Молдовы, имевшая 23 места в прежнем составе Парламента (20,16 % голосов).

Поскольку ни одна политическая сила не получила абсолютного большинства голосов на выборах, для формирования парламентского большинства потребуется создание коалиции между партиями и блоком. Первое заседание вновь избранного Парламента прошло лишь 21 марта, и на нём были образованы три фракции — Партии социалистов, Демократической партии и партии «Шор». Вопрос создания парламентского большинства тем самым продолжает оставаться актуальным и острым для Молдовы.

Одновременно с парламентскими выборами в Молдове был проведён общереспубликанский консультативный референдум, инициированный Демократической партией. На референдум были вынесены два вопроса: первый из них касался сокращения числа депутатов Парламента Молдовы с 101 до 61, второй — введения института отзыва депутата Парламента. При явке в 38,9 % от общего числа избирателей по первому вопросу 73,66 % избирателей выразили поддержку уменьшению количества депутатов; по второму вопросу «за» проголосовали 79,97 % граждан, принявших участие в референдуме. 14 марта результаты референдума были подтверждены Конституционным судом, что обеспечило возможность продолжения реформирования Конституции путём рассмотрения соответствующих вопросов в Парламенте.

Нигерия

23 февраля 2019 года в Нигерии состоялись президентские и парламентские выборы.

Президент Нигерии избирается по мажоритарной системе в рамках одного избирательного округа. В соответствии с частью 2 статьи 134 Конституции Нигерии при участии в выборах более двух кандидатов один из них считается избранным в случае, если за него проголосовало простое большинство избирателей и было подано не менее 25 % голосов в 24 из 36 штатов и в федеральной столичной территории Абудже. Такая система установлена в целях недопущения поляризации госу-

дарства на мусульман-северян и христиан-южан.

Всего для участия в выборах президента было зарегистрировано 73 кандидата, однако фаворитами стали действующий Президент Нигерии Мухаммаду Бухари (партия «Всеобщий прогрессивный конгресс») и Атику Абубакар (Народная демократическая партия) — в прошлом вице-президент Нигерии и в настоящем крупный предприниматель. Оба кандидата представляли северный регион.

Имея поддержку в одном регионе, они тем не менее выступали за разные подходы к управлению страной. Так, Мухаммаду Бухари отстаивал экономическую диверсификацию и политику протекционизма, в то время как Атику Абубакар — идеи свободного рынка и приватизации государственных компаний.

Явка на президентские выборы снизилась на 8 % по сравнению с выборами 2015 года и составила 35,66 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей.

Согласно данным Независимой национальной избирательной комиссии Нигерии, по результатам выборов Президентом Нигерии стал Мухаммаду Бухари, за которого проголосовало около 15,19 млн человек — 55,6 % от числа проголосовавших избирателей. Атику Абубакар получил поддержку 41,2 % избирателей (около 11,26 млн голосов) и занял второе место.

Остальные кандидаты получили менее 1 % голосов избирателей каждый.

Помимо президентских выборов, 23 февраля 2019 года состоялись выборы в Национальную ассамблею Нигерии, состоящую из двух палат — Сенат (109 членов) и Палаты представителей (360 депутатов).

В соответствии со статьёй 71 Конституции Нигерии для избрания представителей в Сенат каждый штат делится на три сенатских округа, а в Палату представителей все государство — на триста шестьдесят федеральных округов.

Для избрания в Национальную ассамблею были зарегистрированы представители 91 партии. В Сенате 65 мест получила партия «Всеобщий прогрессивный конгресс», 39 мест — Народная демократическая партия, 1 место досталось прогрессивной партии молодежи. В Палате представителей основную роль в распределении мест также сыграли партии «Всеобщий прогрессивный кон-

гресс» и Народная демократическая партия, которые получили 217 и 115 мандатов соответственно. Помимо них, 9 мандатов досталось партии «Всеобщий прогрессивный альянс» и 3 мандата партии «Африканский демократический конгресс», по два мандата получили Народная партия искупления и партия «Альянс действий», по одному мандату — Социал-Демократическая, Лейбористская партии и партия Союзных сил.

Глава миссии наблюдателей Африканского союза Хайлемариам Десалень сообщил, что выборы 2019 года прошли в мирной обстановке. Вместе с тем не обошлось без нарушений: по подозрению в нарушении правил проведения президентских и парламентских выборов полицией было задержано более 128 человек.

Россия

6 марта 2019 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 28-5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"».

Федеральный закон устанавливает для военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, запрет на размещение в средствах массовой информации и сети Интернет информации, связанной с прохождением военной службы. Также Закон запрещает военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, иметь при себе электронные изделия, в которых могут храниться или которые позволяют с использованием сети Интернет распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации. Нарушение указанных запретов будет расцениваться как грубый дисциплинарный проступок.

18 марта Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 28-ФЗ ««О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральный закон № 30-Ф3 «О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"».

Федеральный закон № 28-ФЗ дополняет новыми частями статью 20.1 «Мелкое хулиганство» Кодекса об административных пра-

вонарушениях и устанавливает административную ответственность за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам России, Конституции России или органам, осуществляющим государственную власть в России. За впервые совершённое правонарушение будет грозить штраф в размере от 30 тыс. до 100 тыс. рублей, за повторное — штраф в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей или арест на срок до 15 суток, за правонарушение, совершённое более двух раз, — штраф в размере от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или арест на срок до 15 суток. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях в течение 24 часов уведомляются органы прокуратуры.

Федеральный закон № 30-ФЗ устанавливает, что полномочиями по выявлению вышеуказанной информации наделены Генеральный прокурор или его заместители, которые направляют в Роскомнадзор требование о принятии мер по удалению указанной информации или по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию. Роскомнадзор на основании поступившего обращения незамедлительно направляет провайдеру хостинга уведомление, в котором в том числе содержится требование об удалении спорной информации. Провайдер хостинга незамедлительно сообщает о поступившем требовании владельцу информационного ресурса, на котором размещена указанная информация. При отказе или бездействии владельца информационного ресурса провайдер хостинга обязан ограничить доступ к информационному ресурсу в целом. Если провайдером хостинга также не были приняты необходимые меры, то Роскомнадзор направляет операторам связи требование об ограничении доступа к соответствующему информационному ресурсу. При последующем удалении спорной информации доступ к информационному ресурсу возобновляется.

18 марта Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 27-ФЗ ««О внесении изменений в Кодекс

Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральный закон № 31-Ф3 «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"».

Федеральный закон № 27-ФЗ дополняет новыми частями статью 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации» Кодекса об административных правонарушениях и устанавливает административную ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях так называемых «фейковых новостей» — заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений. Меры административной ответственности за совершение указанного деяния варьируются, в частности, в зависимости от тяжести наступивших последствий. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях в течение 24 часов уведомляются органы прокуратуры.

Федеральный закон № 31-ФЗ устанавливает, что к вышеуказанной информации применяется уже существующий общий порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона. Специальный порядок удаления такой информации через редакцию, а не через провайдера хостинга введён для сетевых изданий. Однако указанный порядок не применяется в случае обнаружения недостоверной информации на информационном ресурсе, являющимся новостным агрегатором.

27 марта Президент России Владимир Путин подписал Указ № 130 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации».

Указом наименование Кемеровской области изменено на новое — «Кемеровская область — Кузбасс». До принятия официального решения на сайте губернатора Кемеровской области Сергея Цивилёва был проведён опрос жителей региона о том, чтобы сделать наименования «Кемеровская область» и «Кузбасс» юридически равнозначными. В поддержку инициативы высказались 91 % проголосовавших (почти 65 тыс. человек). Соответствующие поправки в Устав Кемеровской области были утверждены Советом

народных депутатов Кемеровской области 21 декабря 2018 года.

Словакия

В марте 2019 года в Словакии состоялись президентские выборы, по итогам которых главой государства была избрана адвокат и политик Зузана Чапутова.

Согласно Конституции Словакии, Президент страны избирается на 5 лет по системе абсолютного большинства. Для того чтобы принять участие в выборах, гражданин Словакии должен заручиться поддержкой 15 депутатов Парламента или собрать не менее 15 000 подписей граждан, обладающих правом избирать депутатов Парламента, в поддержку своей кандидатуры.

16 марта состоялся первый тур президентских выборов, явка на который составила 48,74 % избирателей. В первом туре приняли участие 13 кандидатов на пост главы государства. По итогам голосования во второй тур прошли одна из двух кандидатов-женщин Зузана Чапутова (40,57 % голосов избирателей) и Марош Шефчович (18,66 % голосов избирателей).

Либеральный политик Зузана Чапутова, до президентских выборов занимавшаяся преимущественно вопросами местной и региональной политики, известна как один из основателей и заместитель председателя партии «Прогрессивная Словакия», адвокат, право-защитница и борец с коррупцией. Её основной соперник Марош Шефчович является опытным дипломатом и длительное время занимает должность заместителя председателя Европейской комиссии.

Главными установками Зузаны Чапутовой в ходе предвыборной кампании стали легализация однополых браков, разрешение абортов и защита прав ЛГБТ-сообщества. Марош Шефчович, напротив, выступал в поддержку традиционных христианских ценностей. При этом оба кандидата в президенты Словакии назвали своим приоритетом борьбу с коррупцией, поддержали развитие программ государственной социальной поддержки, а также выступали за дальнейшую европейскую интеграцию.

Согласно Конституции Словакии, если ни один из кандидатов не набирает в первом туре абсолютное большинство голосов, прово-

дится второй тур выборов, в котором участвуют два лидирующих по итогам первого тура кандидата в президенты.

30 марта состоялся второй тур президентских выборов, явка на который составила 41,79 % избирателей. Во втором туре выборов считается избранным кандидат, получивший наибольшее число действительных голосов участвующих в выборах избирателей. По итогам второго тура президентом была избрана Зузана Чапутова, заручившаяся поддержкой 58,4 % граждан Словакии, опередив Мароша Шефчовича, за которого проголосовали 41,59 % избирателей. Зузана Чапутова лидировала в большинстве избирательных округов, получив особенно внушительную поддержку со стороны жителей Братиславы и Братиславского края.

Срок полномочий действующего главы государства Андрея Киски, который отказался от участия в прошедших президентских выборах, истечёт 14 июня 2019 года. Зузана Чапутова станет пятым президентом Словакии после обретения страной государственной независимости в 1993 году, а также первой в истории Словакии женщиной, которая возглавит республику.

США

15 февраля 2019 года Президент Соединённых Штатов Америки подписал закон об ассигнованиях на 2019 год, что позволило прекратить частичную приостановку работы правительства, произошедшую в связи с отсутствием финансирования.

Приостановка деятельности правительства в США подразумевает прекращение работы части федеральных органов исполнительной власти в связи с отсутствием согласия относительно структуры расходов федерального правительства на следующий финансовый год.

В рамках реализации одного из пунктов своей предвыборной кампании Дональд Трамп требовал предоставления 5,7 млрд долларов США для финансирования строительства стены на границе с Мексикой в целях предотвращения нелегальной иммиграции и ввоза наркотиков. Палата представителей Конгресса США, большинство мест в которой после выборов, прошедших 6 ноября

2018 года, получила Демократическая партия (235 из 435), отказалась выделять соответствующие средства. В результате Дональд Трамп отказался подписывать утверждённый Конгрессом закон об ассигнованиях на

2019 год без выполнения условия о выделении финансирования на строительство пограничной стены.

Без финансирования осталась примерно четверть федеральных органов исполнительной власти, среди которых, в частности, были 9 из 15 министерств (юстиции, внутренней безопасности, внутренних дел, торговли, транспорта и др.), а также ряд федеральных агентств (НАСА, Агентство по защите окружающей среды и др.). Приостановка деятельности правительства США затронула приблизительно 800 тыс. государственных служащих, из которых 380 тыс. были отправлены в неоплачиваемые отпуска.

25 января 2019 года Дональд Трамп заключил политическое соглашение с Конгрессом, подписав закон о продлении ассигнований для отдельных органов исполнительной власти до 15 февраля 2019 года, чтобы возобновить деятельность правительства США в полном объёме. Таким образом, продолжительность приостановки деятельности федеральных органов исполнительной власти составила 35 дней, что стало рекордным в истории США. По оценке международного рейтингового агентства Б&Р, экономика США потеряла около 6 млрд долларов США из-за приостановки деятельности государственных органов. Заключение соглашения означало возобновление работы всех американских федеральных органов власти и выплату заработной платы всем государственным служащим, которую они не получали в последний месяц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако за период действия закона о продлении ассигнований для отдельных органов исполнительной власти сторонам так и не удалось прийти к компромиссу.

14 февраля 2019 года Палата представителей Конгресса США одобрила проект федерального бюджета на 2019 год, предусматривающего выделение всего лишь 1,37 млрд долларов США на строительство стены на южной границе США вместо 5,7 млрд долларов США, которые требовал Дональд Трамп.

15 февраля 2019 года Дональд Трамп подписал соответствующий закон об ассиг-

нованиях, что позволило избежать повторной приостановки деятельности федеральных органов исполнительной власти. Одновременно Дональд Трамп подписал прокламацию о введении режима чрезвычайного положения на южной границе страны, которая позволит президенту без одобрения Конгресса США получить часть финансирования для строительства пограничной стены с Мексикой.

По состоянию на 18 февраля 2019 года 16 штатов США, включая Калифорнию и Нью-Йорк, обратились в суд за оспариванием решения Президента США о введении режима чрезвычайного положения на границе с Мексикой.

14 марта 2019 года Сенат Конгресса США принял резолюцию об отмене чрезвычайного положения. В свою очередь, Дональд Трамп впервые за время занятия должности президента воспользовался правом вето.

Резолюция об отмене чрезвычайного положения вернулась на рассмотрение в Палату представителей, где для преодоления вето президента за резолюцию должны были проголосовать две трети парламентариев.

26 марта 2019 года за резолюцию об отмене чрезвычайного положения на южной границе США проголосовало 248 членов Палаты представителей (из необходимых 290), против — 181. Таким образом, Палате представителей не удалось преодолеть вето президента и режим чрезвычайного положения, введённый Дональдом Трампом, продолжает действовать.

Украина

19 февраля 2019 года Президент Украины Пётр Порошенко подписал Закон № 9037 «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно стратегического курса государства на приобретение полноправного членства страны в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора)».

Процесс изменения Конституции Украины был инициирован 3 сентября 2018 года Петром Порошенко, который на основании статьи 154 Конституции Украины направил в Верховную Раду Украины соответствующий законопроект как подлежащий неотложному рассмотрению.

Законопроект предусматривал внесение изменений в преамбулу, статьи 85, 102, 116 и переходные положения Конституции Украины.

Так, в преамбуле Конституции предлагалось провозгласить «европейскую идентичность украинского народа и необратимость европейского и евроатлантического курса Украины». В развитие данных положений за основными органами государственной власти Украины закреплялись новые конституционные полномочия. В частности, законопроект предполагал наделение Верховной Рады полномочиями по реализации стратегического курса на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора. При этом Президент Украины, согласно законопроекту, выступал бы в качестве гаранта данного процесса, а Кабинет министров обеспечивал бы его реализацию.

Из переходных положений Конституции Украины предлагалось исключить возможность использования иностранными военными формированиями военных баз на территории Украины для временного пребывания на условиях аренды.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, потребность в конституционной реформе была вызвана необходимостью поиска новых механизмов обеспечения национальной безопасности Украины и конституционного закрепления её цивилизационного выбора как участницы процессов европейской и евроатлантической интеграции.

Согласно статье 159 Конституции Украины, для принятия депутатами Верховной Рады Украины закона о внесении изменений в Конституцию Украины Конституционный суд Украины должен высказаться о соответствии законопроекта статьям 157, 158 Конституции Украины.

22 ноября 2018 года Конституционный суд Украины признал конституционность вносимых изменений большинством голосов (14 из 17).

7 февраля 2019 года прошло рассмотрение законопроекта в Верховной Раде Украины, в рамках которого за принятие поправок к Конституции Украины проголосовали 334 депутата (при минимально необходимых 300 голосов). Против внесения изменений в Конституцию проголосовал 31 член фракции

«Оппозиционный блок», а также 4 депутата, не состоящих в какой-либо фракции, не участвовали в голосовании 16 парламентариев, воздержавшихся зафиксировано не было.

Закон о внесении изменений в Конституцию Украины вступил в силу 21 февраля 2019 года, на следующий день после его официального опубликования в газете Верховной Рады Украины.

Эстония

3 марта 2019 года состоялись очередные выборы в Рийгикогу — однопалатный парламент Эстонии.

Выборы депутатов проводятся каждые четыре года в первое воскресенье марта. 101 член Рийгикогу избирается на основе пропорциональной системы, выборы проходят в 12 многомандатных округах. Количество мандатов, подлежащих распределению в каждом округе, определяется Республиканской избирательной комиссией на основании численности граждан, проживающих на данной территории — на прошедших выборах в округах распределялось от 7 до 15 мандатов. В соответствии с избирательной системой, используемой на выборах в эстонский парламент, депутатом можно стать на основании личного, окружного или компенсационного мандата.

Личный мандат получают кандидаты, входящие в соответствующий окружной список и набравшие количество голосов большее или равное избирательной квоте в округе, которая вычисляется путём деления поданных в округе голосов на количество манда -тов, отведённых данному округу.

В следующем этапе распределения мандатов участвуют лишь партии, получившие в целом по стране более 5 % голосов избирателей. Партия получает столько окружных мандатов, во сколько количество голосов, поданных за всех кандидатов от этой партии, превышает избирательную квоту.

Оставшиеся нераспределёнными мандаты передаются партиям в соответствии с системой д'Ондта, при этом кандидата, который получит такой мандат, определяет политическая партия.

Голосование является тайным и его можно осуществить 14 разными способами, в том числе электронным. Электронное голосова-

ние проходит круглосуточно с десятого по четвёртый день до дня выборов. Для того чтобы воспользоваться таким способом голосования, необходимы Ш-карта, персональный компьютер и специализированное программное обеспечение.

Явка избирателей на выборы составила 63,1 %. При этом в электронном голосовании приняли участие рекордные 39,3 % избирателей.

В парламентских выборах приняли участие 11 партий, при этом пятипроцентный заградительный барьер преодолели лишь 5 из них. Победу одержала Партия реформ во главе с Каей Каллас, которая получила 28,8 % голосов и, соответственно, 34 места в парламенте, сохранив относительное большинство.

Второе место на выборах заняла Центристская партия во главе с действующим премьер-министром Эстонии Юри Ратасом, получившая 23,1 % голосов избирателей и 26 кресел в Рийгикогу.

На третьем месте оказалась Консервативная народная партия, которую возглавляет Март Хельме. Партия получила поддержку 17,8 % эстонцев и 19 мандатов в Рийгикогу. Хотя Консервативная народная партия формально не стала победителем на парламентских выборах, её результат можно назвать триумфальным — число её мандатов в Рийгикогу увеличилось на 12. Для остальных участников избирательной гонки выборы не закончились ни значительным укреплением пози-

ций, ни серьёзной потерей влияния в парламенте.

Остальные мандаты распределились между партией «Отечество» — 11,4 % (12 мест) и Социал-демократической партией — 9,8 % (10 мест).

Абсолютного большинства по результатам парламентских выборов не получила ни одна политическая сила, поэтому парламенту предстоит сформировать коалиционное правительство при доминирующей роли победившей Партии реформ.

Ведущая мониторинга — Анна Швец. В подготовке мониторинга участвовали: Ирина Галяева (Россия), Никита Игумнов (Словакия, Эстония), Юлия Рудт (Венгрия), Мария Старостенко (Молдавия), Анна Трошкина (Нигерия, Украина), Светлана Тюлькина (Австралия), Александра Урошлева (Казахстан), Сергей Явкин (Куба, США).

Библиографическое описание: Мониторинг конституционных новостей: февраль 2019 — март 2019 // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. № 2 (129). С. 4-14.

Citation

(2019) Monitoring konstitutsionnykh novostey: fevral' 2019 - mart 2019 [Constitutional watch: February 2019 - March 2019]. Sravniteinoe konsti-tutsionnoe obozrenie, vol. 28, no. 2, pp. 4-14. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.