Научная статья на тему 'ФЕТРОВЫЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ФЕТРОВЫЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
развитие речи / фетровые пособия / ТНР / старший дошкольный возраст / speech development / felt aids / speech disorders / senior preschool age

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гелихова К.О.

В данной статье рассматривается опыт использования фетровых пособий как средства развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гелихова К.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FELT AIDS AS MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT IN OLDER PRESCHOOL CHILDRENWITH SEVERE SPEECH DISORDERS

This article examines the experience of using felt aids as a means of speech development in children with severe speech disorders in a preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «ФЕТРОВЫЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 376.37

Гелихова К.О.

учитель-логопед Детский сад № 11 «Колокольчик» (г. Белово, Россия)

ФЕТРОВЫЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация: в данной статье рассматривается опыт использования фетровых пособий как средства развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: развитие речи, фетровые пособия, ТНР, старший дошкольный возраст.

На современном этапе проблема развития речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) приобретает особую актуальность. Это обусловлено тем, что дошкольники с ТНР являются основным контингентом групп комбинированной и компенсирующей направленности в дошкольных образовательных организациях (ДОО) представляя собой сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе возникновения. Овладение навыками развернутой, содержательной устной речи имеет основополагающее значение для всестороннего развития личности ребенка и всех его социальных контактов. В настоящее время в досуге дошкольников преобладают современные коммуникационные устройства (смартфоны, планшеты), это приводит к снижению речевой потребности в общении детей, что отрицательно влияет на развитие речи. В связи с этим данная проблема у дошкольников с ТНР в условиях ДОО представляется современной и перспективной.

Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского [1], А.Р. Лурии [2], А.Н. Леонтьева [3], С.Л. Рубинштейна [4], Ф.А. Сохина [5].

Эффективность коррекционно-развивающей работы зависит во многом от того, какими формами и средствами пользуется педагог. Следовательно, в дошкольном учреждении максимально необходимо создавать условия для развития речи детей. Проведя анализ методического обеспечения образовательной организации, нами было принято решение разнообразить его авторскими пособиями из фетра, тем самым способствовать речевому развитию дошкольников.

Для обеспечения речевого развития старших дошкольников нами было выделено две траектории работы. Первая траектория включала реализацию организационного компонента обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста: создание и внедрение в образовательный процесс авторских фетровых пособий. Для подгрупповой и индивидуальной работы изготовлены следующие фетровые пособия: книга, сумка-домик, планшет с различными модулями, мини-планшет для индивидуальной работы, луна-лужа, дорожка-лабиринт, набор «Обучение грамоте».

Рис. 1. Планшет с фетровыми модулями.

Вторая траектория включала реализацию содержательного компонента для речевого развития детей старшего дошкольного возраста. В ДОО учителем-

логопедом были проведены: мастер-классы, консультации, семинар-практикум, открытые занятия для педагогов и родителей, разработан раздел в блоге «Маст-хэв» для взаимодействия с родителями по речевому развитию старших дошкольников с включением фетровых пособий, составлена картотека игр.

Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с детьми различные игровые упражнения, эффективность которых достигается за счет игровых действий, которые помогают детям успешно выполнять задания в занимательной форме, повысить мотивацию к речевым высказываниям и заинтересовать их на занятиях. Пособия регулярно пополняются новыми элементами по лексическим темам и героями любимых сказок, мультфильмов, таких как: «Колобок», «Курочка ряба», «Снегурочка», «Лунтик». Авторские пособия полностью соответствуют всем требованиям современности и качественным параметрам, определяемым ФГОС ДО.

Результаты апробации пособий из фетра как средства для развития речи детей старшего дошкольного возраста нашли отражение в повышении уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 1. Диагностика речи старших дошкольников

Критерии Старшая группа Подготовительная группа

Начало года Конец года Начало года Конец года

Высокий 0% 16% 0% 72%

Средне -высокий 0% 25% 38% 14%

Средний 33% 43% 48% 14%

Средне -низкий 51% 16% 14% 0%

Низкий 16% 0% 0% 0%

Большинство детей обучены правильному произношению, умению говорить внятно, отчетливо. Сформирован фонематический слух, навыки

звукового анализа и синтеза. Лексика значительно расширилась, обогатилась качественно и количественно. Помимо словаря существительных резко возрос словарь прилагательных, глаголов, антонимов, синонимов и др. У многих детей исчезли грубые аграмматизмы, дети овладели навыками согласования в роде, числе, падеже. Снят речевой негативизм, воспитана потребность в речевом общении.

Таким образом, разработанные авторские пособия из фетра для развития речи могут с успехом использоваться в коррекционно-развивающей работе учителей-логопедов, дефектологов, педагогов и воспитателей ДОО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М: Просвещение, 1996. - 420 с;

2. Лурия, А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов ребенка [Текст] / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 93 с;

3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев.

- М.: Ленанд, 2014. - 216 с;

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн.

- СПб.: Питер Ком, 1999. 720с;

5. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: МПСИ, 2004. - 224 с.

Gelikhova K.O.

Kindergarten No. 11 «Kolokolchik» (Belovo, Russia)

FELT AIDS AS MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

Abstract: this article examines the experience of using felt aids as a means of speech development in children with severe speech disorders in a preschool educational organization.

Keywords: speech development, felt aids, speech disorders, senior preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.