Научная статья на тему 'Фестивальное движение творчества инвалидов: путь в мир равных прав и возможностей'

Фестивальное движение творчества инвалидов: путь в мир равных прав и возможностей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
937
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ / ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО ИНВАЛИДОВ / ФОНД "ФИЛАНТРОП" / FESTIVAL / FESTIVAL MOVEMENT / WELFARE REHABILITATION / CREATIVITY OF DISABLED PEOPLE / FUND "PHILANTHROPIST"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аничкин Геннадий Викторович

В статье рассматривается опыт организации фестивалей творчества инвалидов Фондом «Филантроп», учреждённым Всероссийским обществом инвалидов. Фестивали творчества инвалидов это уникальная отечественная социально-культурная практика, решающая задачи социальной интеграции инвалидов и их творческого развития. Раскрывается педагогический потенциал фестивалей творчества инвалидов, возможности творческой социально-культурной реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Аничкин Геннадий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The festival of creativity of invalids: way to the world of equal rights and opportunities

In article experience of the organization of festivals of creativity of disabled people by the Fund “Philanthropist” founded by the All-Russian society of disabled people is considered. Festivals of creativity of disabled people is the unique domestic welfare practice solving problems of social integration of disabled people and their creative development. Pedagogical potential of festivals of creativity of disabled people, possibilities of creative welfare rehabilitation is realized.

Текст научной работы на тему «Фестивальное движение творчества инвалидов: путь в мир равных прав и возможностей»

ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ

13.00.00 - Педагогические науки

ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ИНВАЛИДОВ: ПУТЬ В МИР РАВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Геннадий Викторович АНИЧКИН,

Президент Фонда «Филантроп», Член Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член Общественной палаты по образованию города Москвы, депутат муниципального Собрания Басманного района Москвы e-mail: [email protected]

В статье рассматривается опыт организации фестивалей творчества инвалидов Фондом «Филантроп», учреждённым Всероссийским обществом инвалидов. Фестивали творчества инвалидов - это уникальная отечественная социально-культурная практика, решающая задачи социальной интеграции инвалидов и их творческого развития. Раскрывается педагогический потенциал фестивалей творчества инвалидов, возможности творческой социально-культурной реабилитации.

Ключевые слова: фестиваль, фестивальное движение, социально-культурная реабилитация, творчество инвалидов, Фонд «Филантроп».

FESTIVAL MOVEMENT OF CREATIVITY OF DISABLED PEOPLE: WAY TO THE WORLD OF THE EQUAL RIGHTS AND OPPORTUNITIES

G. V. Anichkin, President of Fund "Philanthropist", Member of the Council for the Disabled at the Chairperson of the Council of the Federation of Federal Assembly of the Russian Federation, Member of Civic Chamber by training of Moscow, Deputy of Municipal Meeting of Basmanny district of Moscow e-mail: [email protected]

In article experience of the organization of festivals of creativity of disabled people by the Fund "Philanthropist" founded by the All-Russian society of disabled people is considered. Festivals of creativity of disabled people is the unique domestic welfare

practice solving problems of social integration of disabled people and their creative development. Pedagogical potential of festivals of creativity of disabled people, possibilities of creative welfare rehabilitation is realized.

Keywords: festival, festival movement, welfare rehabilitation, creativity of disabled people, Fund "Philanthropist".

Фестивальное движение творчества инвалидов - это уникальная отечественная социально-культурная практика, решающая задачи социальной интеграции инвалидов и их творческого развития. По сути, фестивали творчества инвалидов являют собой инновационную педагогическую технологию, позволяющую достигать больших результатов в воспитании и социально-культурной реабилитации людей с инвалидностью.

Фестиваль творчества инвалидов - это сплав искусства и преодоления, это победа над своей болью, своей судьбой, общественной близорукостью. Фестивальное движение охватывает все уголки огромной России. Оно, как магнит, привлекает всё новые и новые творческие дарования, позволяя им расти и развиваться в любом направлении. Ведь никаких ограничений на виды творчества нет. Организация и проведение фестивалей стимулирует каждодневную работу общественных организаций и государственных социальных служб, требуя от них пристального внимания к проблемам инвалидности и реальных действий, в том числе основанных на идеях педагогики культуры [4; 5; 6]. Фестиваль создаёт творческое сообщество. И каждый отдельный человек с физическими недостатками уже не чувствует себя песчинкой, затерянной в людском море. Такое осознание - действенное моральное лекарство и стимул к полноценной жизни. Фестивали бывают разные: местные и межрегиональные, московские и всероссийские, детские и всевозрастные... Но они все необходимы и участникам, и зрителям, и устроителям.

Фонд «Филантроп» был одним из инициаторов и исполнительной дирекцией самых первых Всероссийских фестивалей творчества инвалидов: «Смотри на меня как на равного» (1991-1992) и «Добру и пониманью путь открыт» (1994-1995). Именно тогда, в 1991 году, впервые людям с инвалидностью была предоставлена возможность выйти на общественную арену - в рамках первых фестивалей творчества инвалидов.

В основе этой работы лежит принцип соотнесения творчества как процесса с понятием социальной реабилитации. В дальнейшем вошли в практику и другие инструменты активной интеграции инвалидов в общество, основанные на развитии и популяризации их творческих способностей.

Фестивальное движение охватило всю Россию, а затем и братскую Беларусь. Третий Всероссийский фестиваль творчества инвалидов, завершившийся летом 1998 года, расширил свои границы и стал российско-белорусским. В тот год Всероссийское и Белорусское общества инвалидов отметили свои десятилетия, и впервые за десять лет существования была проведена совместная акция такого масштаба. Фестиваль проходил по маршруту: Брест - Минск - Витебск - Смоленск - Москва.

Фестивали творчества детей-инвалидов создали целое направление в фестивальном движении Всероссийского общества инвалидов, и в этом помог опыт проведения первых всероссийских фестивалей: ведь дети всегда требуют особого внимания и особого подхода, а тем более - дети-инвалиды. I Всероссийский

фестиваль творчества детей-инвалидов состоялся в 1996 году. В Сочи приехали юные участники из 17 регионов, всего 101 человек. Организаторы фестиваля помогли каждому ребёнку выразить себя. В рамках фестиваля также состоялся научно-практический семинар, на котором обсуждались и разрабатывались направления комплексной медико-психологической и педагогической помощи детям-инвалидам и их семьям в сфере творческой реабилитации. Известные артисты проводили мастер-классы, выступали на сцене вместе с участниками фестиваля или просто общались в неформальной обстановке, вселяя веру в свои силы, даря радость общения и дружбы. Так началась история проведения детских фестивалей, продолжающаяся по сей день.

Затем детские фестивали стали интегрированными. Такое принципиальное решение было принято Всероссийским обществом инвалидов ещё на этапе подготовки к первому фестивалю «Я - автор», который прошёл в 2004 году во Владимире. Второй Всероссийский фестиваль художественного творчества детей-инвалидов «Я - автор» прошёл в 2011 году в Москве.

Международный молодёжный фестиваль искусства и спорта инвалидов России и Беларуси «ТЕМП» - ещё одно направление в фестивальном движении ВОИ. Он был посвящён 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Название фестиваля, заключительный этап которого прошёл в Минске с 9 по 14 сентября 2005 года, расшифровывалось как «Творческое Единение Молодого Поколения». В нём приняло участие более 300 человек из 35 регионов России от Калининграда до Сахалина и 6 областей Беларуси. Все, кто приехал в те солнечные осенние дни в белорусскую столицу, были победителями местных фестивалей, а затем прошли жёсткий конкурсный отбор на международном уровне.

Знаковыми стали Всероссийские фестивали художественного творчества инвалидов «Вместе мы сможем больше!», посвящённые 20-летию и 25-летию Всероссийского общества инвалидов. На заключительные мероприятия в Москву приезжало более 400 представителей регионов России. Столица всегда принимала фестиваль на самом высоком уровне.

Уже после первых фестивалей творчества инвалидов пришло понимание того, что надо не только предоставить этим людям площадку для самовыражения, но и стимулировать развитие их творческого потенциала, помогать им не только морально, но и материально. Мы не можем выдать премии всем - значит надо отбирать лучших. Надо также стимулировать само общество, чтобы оно обратило внимание на этих очень достойных людей и оказало им поддержку.

В 1996 году на форуме Российской Молодёжной Палаты впервые было заявлено о рождении первой в истории человечества международной премии для людей с инвалидностью. Организаторами конкурса стало Всероссийское общество инвалидов и учреждённый им благотворительный Фонд «Филантроп». Бессменным председателем оргкомитета является почётный председатель Всероссийского общества инвалидов, депутат Государственной Думы ФС РФ Александр Вадимович Ломакин-Румянцев.

Видные артисты, художники и литераторы, деятели культуры и искусства по зову сердца, абсолютно бескорыстно работают в жюри Международной премии «Филантроп», из года в год кропотливо и профессионально просматривая сотни заявок по каждой из номинаций и отбирая лучшие из лучших. Долгое время жюри воз-

главлял человек-эпоха - Сергей Владимирович Михалков. С нами также работали и работают Игорь Моисеев, Ирина Архипова, Владислав Пьявко, Игорь Лученок, Людмила Рюмина, Илья Глазунов, Юрий Соломин, Лариса Лужина, Михаил Жва-нецкий, Олег Митяев и многие другие известные люди искусства. Сейчас жюри возглавляет Иосиф Кобзон.

Президент России Владимир Путин назвал Международную премию «Филантроп» важной общественной наградой в области культуры и искусства. Наградной фонд Международной премии «Филантроп» формируется исключительно из благотворительных пожертвований. Правительство Российской Федерации освободило денежную часть премии от налогообложения; а Правительство Москвы из года в год помогает проводить заключительные мероприятия. Торжественные церемонии вручения традиционно проходят в монументальном зале «Яблоко» Галереи искусства Зураба Церетели, выставочные залы Российской академии художеств каждые два года приглашают посетителей окунуться в мир удивительных картин необыкновенных людей, а сцены для гала-концертов предоставляли Малый театр, московский театр «Et Cetera», Центр международной торговли Москвы.

Участники проекта получают возможность вынести своё творчество на суд общества, получить признание. Многие из них успешно продолжают творческую карьеру и добиваются новых успехов. Каждый из участников конкурса, даже если он не становится победителем, получает звание Номинанта Международной премии «Филантроп» и соответствующий сертификат. Это - свидетельство его победы, победы духа над всеми физическими и моральными преградами на жизненном пути.

Премия «Филантроп» - действительно международный проект. Награда, учреждённая и вручаемая в России с 2000 года, за 14 лет собрала более 8 000 соискателей из 33 стран мира. Многие лауреаты - граждане других государств. Так, при вручении Премии в 2014 году лауреатами стали соискатели из Китая и Швеции. Мы проводим презентации проекта и концерты лауреатов Международной премии «Филантроп» за рубежом, например - в штаб-квартире ООН в Женеве и в Париже, а также в Харбине и Пекине.

С 2000 года по 2014 год 311 соискателей стали лауреатами Международной премии «Филантроп» - премии за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства. Человек становится лауреатом, и что дальше? Его судьба меняется. Вот несколько таких примеров.

Мансуру Мусаеву было всего девять лет, когда ему была присуждена Международная премия «Филантроп». Шёл 2002 год. В Бетховенском зале Большого театра во второй раз вручалась уникальная по тем временам награда. Жюри возглавлял человек-легенда Сергей Михалков. Ещё одна легенда и ещё один член жюри - Игорь Моисеев - волновался не меньше маленького Мансура, которого он лично отметил среди сотен соискателей Премии. Уже тогда в родном Грозном этого слабовидящего мальчика называли вторым Махмудом Эсамбаевым, и на гала-концерте Международной премии «Филантроп» в Ярославле режиссёр бегал вокруг рампы, чтобы танцевавший в бешеном ритме малыш не упал со сцены. На полученную премию мальчик хотел отремонтировать семейный дом. Через десять лет Мансур Мусаев уже был 22-кратным обладателем высшей награды искусства: Гран-при и Гранд-Чемпион Мира по танцам и инструментальному исполнению, 21-кратным лауреатом российских и международных конкурсов, обладателем 25 золотых и 10 серебряных

медалей. А в марте 2012 года Дмитрий Медведев подписал указ «О присуждении премий Президента Российской Федерации молодым деятелям культуры», и одним из трёх лауреатов стал 19-летний Мансур Мусаев - за вклад в развитие и пропаганду национального искусства и реализацию миротворческих проектов.

Юным гением также можно назвать невидящего от рождения, но музыканта от Бога - Олега Аккуратова из Армавира. Фонд «Филантроп» обратил на него внимание ещё на первом фестивале творчества детей-инвалидов. Когда он стал лауреатом Международной премии «Филантроп», ему едва исполнилось 13 лет. Вскоре талантливый мальчик уже встречался с Папой Римским, а в 2004 году выступил в Посольстве Российской Федерации в Китайской Народной Республике в Пекине. Ещё через год он спел в дуэте с Людмилой Гурченко и стал прототипом главного героя её фильма.

В марте 2014 года Олег Аккуратов исполнил Государственный гимн Российской Федерации на торжественной церемонии закрытия XI Зимних Паралимпийских игр в Сочи. В том же грандиозном шоу участвовал и ещё один лауреат Международной премии «Филантроп» - ансамбль танцев на колясках «Гротеск» из Перми. В числе знаменосцев была юная художница Лиза Радченко из Сочи, она стала «Человеком года» в своём городе и лауреатом специальной премии «Растущим надеждам» в рамках Международной премии «Филантроп».

Ещё одна удивительная судьба: Александр Колосов начал рисовать в 50 лет, после того как в результате травмы позвоночника потерял возможность ходить. Он был одним из первых соискателей Международной премии «Филантроп», а в 2000 году художник-самоучка был удостоен медали ЮНЕСКО имени Пабло Пикассо, через 10 лет стал лауреатом специальной премии за сохранение традиций народного искусства. Сегодня Александр Колосов - почётный житель Калязина, и его стараниями построена часовня на высоком берегу Волги.

Работы художников-инвалидов - соискателей и лауреатов Международной премии «Филантроп» - можно увидеть не только на выставках в рамках проекта, но и в постоянно действующей экспозиции единственного в Москве Музея творчества и преодоления «Равновесие», где представлены работы из обширной коллекции, собранной Фондом «Филантроп» за долгие годы работы с творчески одарёнными людьми. Музей работает бесплатно в Городском центре социальной интеграции «Филантроп». В течение всего учебного года здесь проводятся экскурсии для школьников и студентов общеобразовательных и высших учебных заведений Москвы, что способствует воспитанию у молодёжи толерантности, вырабатывает у них правильное отношение к людям с инвалидностью. В 2009 году Музей «Равновесие» стал участником III Московского международного фестиваля искусств «Традиции и современность» и был отмечен специальной премией «Аплодисменты жюри».

2015 год был объявлен Годом российской литературы, и в конкурсе есть номинация - литературное творчество. Более того, одним из направлений нашей работы является выпуск общероссийских сборников стихов поэтов-инвалидов. Такие издания дают возможность поэтам-инвалидам найти своего массового читателя, получить признание. Для сборников отбираются лучшие стихи из тысяч произведений, присланных со всех регионов России. Эта работа проводится профессиональным жюри. В дальнейшем с отобранными стихами мы знакомим ведущих артистов эстрады, театра и кино, композиторов, и в результате такой совместной работы мы

уже записали два выпуска диска с песнями - «Душа - птица вольная». Эти небольшие по объёму диски уникальны и по сути, и по содержанию. Ведь авторам стихов приходится очень нелегко в жизни, но такая судьба обостряет чувства, придаёт особую глубину пониманию происходящего и наделяет поразительно чётким взглядом на мир. Они творят красоту и дарят нам свои откровения, зовущие в вольный полёт наши души. Музыка к песням написана такими композиторами, как Николай Шершень, Виктор Аникиенко, Николай Сацура. Душевные песни звучат в исполнении народных и заслуженных артистов России - Сергея Шакурова, Ирины Муравьевой, Юрия Чернова, Светланы Тома, Сергея Беликова, Вячеслава Малежика, мужского камерного хора «Благозвонница», ансамбля казачьей песни «Живая Русь», группы «Федорино горе» и других певцов и коллективов.

Поэт, инвалид первой группы Алексей Шлыгин также стал лауреатом Международной премии «Филантроп». Состояние здоровья не позволило ему приехать на церемонию вручения, зато со сцены Малого театра прозвучала его песня, написанная специально для этой церемонии. А прозвучала она в исполнении народного артиста Республики Беларусь Анатолия Ярмоленко и легендарного ансамбля «Сябры».

В мае 2016 года состоялось девятое - предъюбилейное - вручение Международной премии «Филантроп». Её номинантами стали лауреаты Всероссийского фестиваля молодёжного творчества «Я - автор», заключительные мероприятия прошли в Москве.

Таким образом, приоритетным направлением российской социальной политики является поддержка инвалидов с целью создания условий для полноценной реабилитации людей с физическими ограничениями и их интеграции в общественную жизнь [1; 2; 3]. Расширение фестивального движения во многом способствует решению этой важной социальной задачи.

Литература

1. Ваньшин С. Н. Слепые и живопись // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств.- 2015.- № 4 (19).- С. 76-87.

2. Герасимова И. А. Реабилитационные практики мегаполиса: социально-культурный анализ // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств.- 2015.- № 4 (19).- С. 96-101.

3. Евтушенко И. В. Модель социально-культурной реабилитации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств.-2015.- № 4 (19).- С. 88-95.

4. Мацукевич О. Ю. Ресоциализация молодых инвалидов в условиях творческой деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2013.- № 2 (52).- С. 130-134.

5. Мацукевич О. Ю. Социально-культурная ресоциализация молодых инвалидов как педагогический процесс // Мир науки, культуры, образования.- 2012.- № 3 (34).- С. 6-8.

6. Якупов А. Н. Социокультурная реабилитация в контексте специализированного образования инвалидов в России // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств.- 2015.- № 4 (19).- С. 61-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.