Научная статья на тему 'Фестивальная деятельность и региональный туризм'

Фестивальная деятельность и региональный туризм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3211
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ФЕСТИВАЛЕЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / SPECIES DIVERSITY OF FESTIVALS / REGIONAL TOURISM / ETHNIC AND CULTURAL PLANNING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Левочкина Наталья Алексеевна

В статье рассматривается фестиваль как форма пропаганды народных традиций и условие для развития туризма в регионе, определяются виды, основные функции, особенности фестивалей, влияющих на развитие регионального туризма, а также приводятся примеры различных национальных и региональных фестивалей, проводимых на территории нашей страны и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FESTIVAL ACTIVITIES AND REGIONAL TOURISM

The article deals with the festival as a form of propaganda of national traditions and the condition for the development of tourism in the region defined types, basic functions, especially festivals, affecting the development of regional tourism, and gives examples of various national and regional festivals held in the territory of our country and region.

Текст научной работы на тему «Фестивальная деятельность и региональный туризм»

ЛЕВОЧКИНА Н.А.

ФЕСТИВАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

В статье рассматривается фестиваль как форма пропаганды народных традиций и условие для развития туризма в регионе, определяются виды, основные функции, особенности фестивалей, влияющих на развитие регионального туризма, а также приводятся примеры различных национальных и региональных фестивалей, проводимых на территории нашей страны и региона.

ЬБУОСИКША МЛ.

FESTIVAL ACTIVITIES AND REGIONAL TOURISM

The article deals with the festival as a form of propaganda of national traditions and the condition for the development of tourism in the region defined types, basic functions, especially festivals, affecting the development of regional tourism, and gives examples of various national and regional festivals held in the territory of our country and region.

Ключевые слова: этнокультурное проектирование; видовое разнообразие фестивалей, региональный туризм.

Keywords: ethnic and cultural planning, species diversity of festivals, regional tourism.

В современных условиях (межнациональных и межконфессиональных конфликтов и разногласий) значимость фестивалей приобретает особый смысл. Фестиваль способствует формированию среды, нацеленной на сохранение и развитие культурной самобытности региона, поддержку этнокультурного компонента в деятельности учреждений культуры и образования, возрождению традиций сельских праздников, активизации деятельности народных мастеров, развитию сети центров традиционной культуры в регионах. Именно это и обусловило цель данной работы - изучение влияния фестивальной деятельности на развитие туризма в современных экономических условиях. При этом фестивальную деятельность мы рассмотрели как объект исследования, а в качестве предмета исследования - структурно-функциональные аспекты фестивальной деятельности и их воздействие.

Гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, что активизация фестивальной деятельности в новых условиях способствует возрождению национальных традиций и появлению новых объектов инфра-структуры туризма и рекреации, в том числе центров русской традиционной культуры.

Цель работы определила задачи данного исследования, а именно рассмотрение фестиваля как особой формы пропаганды народных традиций; а также характеристики основных организационных этапов подготовки и про-

ведения фестиваля в свете новых экономических условий. В качестве основных методов исследования выбраны аналитический, сравнительный, аналогический методы, контент - анализ, наблюдение и анкетирование и т.д.

Теоретический анализ фестиваля как организационно-художественной формы функционирования исполнительских искусств является чрезвычайно сложной задачей, эта сфера художественной деятельности, несмотря на многочисленность газетных и журнальных публикаций, систематические обзоры фестивальных событий в электронных средствах массовой информации, остается за пределами интересов не только специалистов в области менеджмента, но даже театроведов, музыковедов, историков искусств. В течение последних тридцати-сорока лет сформировались устойчивые художественно-организационные формы проведения фестивалей, многообразие источников финансирования, накоплен опыт эффективной репертуарной и маркетинговой политики, определены важнейшие механизмы взаимодействия с органами государственного и местного управления, корпоративными спонсорами, средствами массовой информации [5].

Определение термина «фестиваль» дает словарь русского языка С.И.Ожегова: «Фестиваль - широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств» [4, С. 374]. Большой Энциклопедический словарь толкует значение этого слова так: «Фестиваль - (франц. festival, от лат. festivus - праздничный) - массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства» [6].

Рассмотрим более внимательно особенности фестиваля. Любой, даже самый продолжительный фестиваль, имеет четкие календарные сроки его проведения. Фестивальные мероприятия проводятся в единстве заранее установленного пространства страны, региона, города, концертного или театрального зала. Фестиваль как культурная акция предполагает наличие своей аудитории, на которую ориентирована его художественная концепция. Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов.

Возрождение фестиваля как явления культурной жизни произошло на рубеже XIX и XX столетий. Явилось это следствием появления новой городской культуры, развитие которой стали определять средства массовой коммуникации - газеты, журналы, радио, звукозапись, кино, а в послевоенный период телевидение. Бурное развитие новых информационных технологий радикальным образом отразилось на организационных формах функционирования исполнительских искусств. Благодаря радио, телевидению, грамзаписи, стремительными темпами происходила интернационализация международного артистического рынка. Формируется новый тип аудитории исполнительских искусств, обладающий высокими критериями избирательности и значительно большей степенью информированности о художественных процессах. Гастроли лучших театральных, музыкальных коллективов, солистов-

инструменталистов, вокалистов становятся практически повседневным явлением. Большинство из ныне известных и популярных фестивалей появилось в 1950-е гг. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями. В это время в международных документах и в практической политике формируется и утверждается концепция единого европейского пространства, в котором каждая страна, сохраняя исторически сложившиеся политические институты, национальную и культурную самобытность, является частью общего межгосударственного пространства.

Временные характеристики каждого фестиваля определяют его статус в ряду других событий культурной жизни города, региона, страны проведения, взаимодействие с региональной и местной экономикой и культурной инфраструктурой, объемы и источники финансирования, численность постоянно действующей дирекции и уровень административных расходов. Фестиваль может функционировать и как единовременная, и как систематически повторяемая культурная акция. Практика фестивалей исполнительских искусств, как единовременных акций в последние годы не имеет широкого распространения в Европе. Как правило, это культурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств и историческим датам. Так, в 1996г. во многих странах мира состоялись фестивали музыки Д.Д.Шостаковича, посвященные семидесятилетию композитора. Примером такого рода фестиваля может служить и серия юбилейных концертов в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, художественным руководителем которой стал выдающийся музыкант и многолетний друг композитора М.Л. Растропович.

В культурных практиках современной Европы можно встретить еще одну форму фестиваля - единовременной культурной акции. Это фестивальные проекты, организуемые международными культурными институтами ЮНЕСКО, Международным институтом театра, Международной ассоциацией детских театров, Европейской ассоциацией новой музыки и другими. Такие фестивальные проекты не имеют четкой периодичности проведения, их организаторы стремятся каждый последующий фестиваль провести в одной из стран - членов международных институтов. Практика фестивалей - единовременных акций в течение многих лет широко использовалась в культурной жизни нашей страны. Традиционными были дни культуры союзных и автономных республик, проводившиеся в Москве, Ленинграде и других городах.

По продолжительности проведения фестивали можно разделить на: краткосрочные (от нескольких дней до двух недель), среднесрочные (от двух недель до одного месяца), долгосрочные (от одного месяца до года). Следует учитывать, что далеко не всегда продолжительность фестиваля напрямую связана с величиной затрат на его проведение и его авторитетом в культурном сообществе. Дополнительной, но не менее важной характеристикой фестиваля является его статус в культурной жизни. С этой точки зрения, можно выделить следующие фестивали: международные, национальные, регио-

налъные. Различия между ними, на первый взгляд, могут носить достаточно условный характер, поскольку в любом из перечисленных выше фестивалей может принимать участие интернациональный состав исполнителей. Различия будут наблюдаться в уровне престижа фестиваля в сознании публики, профессиональных исполнителей и их менеджеров, его значении в системе приоритетов международного театрального и концертного рынка, источниках субсидирования его деятельности и финансовых возможностях оплачивать участие известных исполнителей [3, С. 74].

Подавляющее большинство фестивалей в европейских странах существует на постоянной основе. Их деятельность финансируется за счет субсидий правительства, органов местного самоуправления, корпоративных спонсоров и меценатов. В отдельных случаях субсидии на проведение крупных культурных акций общеевропейского значения выделяют уже упоминавшиеся Совет Европы и Европейское экономическое сообщество. Без таких субсидий фестивальная деятельность осуществлялась бы в значительно более скромных масштабах, так как на условиях самоокупаемости она практически не представляется возможной.

Сроки проведения любого фестиваля за редким исключением, ограничены четкими временными рамками. Более того, если устроители фестиваля претендуют на то, чтобы он стал регулярно повторяющейся акцией, то они стараются сохранить период проведения фестиваля неизменным на протяжении многих лет. Такое положение диктуется требованиями международного исполнительского рынка. В практике проведения крупных фестивальных мероприятий, которая сложилась в ведущих европейских странах в послевоенный период, стало очевидно, что успех фестиваля практически невозможно обеспечить только за счет национальных музыкальных и театральных коллективов и исполнителей. Поэтому ставка, как правило, делается на участие известных зарубежных исполнителей, в том числе и звезд первой величины. Стремление пригласить ведущие коллективы и исполнителей диктует руководству фестивалей необходимость планирования программы как минимум за полтора-два года, что значительно легче осуществить при неизменных сроках проведения фестиваля.

Место проведения фестиваля также играет важную роль в формировании художественной концепции, привлекательного образа в сознании слушателей, зрителей и даже маркетинговой стратегии. Художественную концепцию имеет каждый фестиваль. Она формируется с учетом всех многообразных пространственно-временных характеристик фестиваля, традиций и уже существующих форм и направлений художественной жизни. Художественная концепция реализуется в видовой, жанровой и тематической направленности каждого фестиваля. Согласно мнению Б.В. Периля, по видовой направленности в области исполнительских искусств различают музыкальные, театральные и многопрофильные фестивали. Первые две группы включают все историческое многообразие музыкальных и театральных жанров и форм, хотя внутри группы возможна более узкая специализация [5].

Среди множества фестивалей, пожалуй, самыми распространёнными на сегодняшний день являются музыкальные. Музыкальные фестивали различны по продолжительности (от нескольких дней до полугода) и содержанию. Существуют музыкальные фестивали монографические (посвященные музыке одного композитора), тематические (посвященные определённому жанру, эпохе или стилистическому направлению), исполнительского искусства и др. Фестивали организуются государственными и местными властями, филармониями и музыкальными обществами, в капиталистических странах -также фирмами и частными лицами. Музыкальные фестивали проводятся регулярно (ежегодно, раз в 2-4 года) или в связи с какими-либо торжественными событиями. Устраиваются обычно в городах, славящихся музыкальными традициями, либо связанных с жизнью и деятельностью крупных музыкантов [1, С. 8].

Услугами музыкальных фестивалей является предоставление музыкальных впечатлений. Привлекательность фестивалей для музыкальных «гурманов» состоит в том, что можно послушать много любимой музыки в одном месте. Кроме того, на музыкальных фестивалях царит особая атмосфера одухотворенности и возвышенности, есть возможность пообщаться с единомышленниками и участниками фестиваля, сравнить разные исполнения.

У большинства музыкальных фестивалей большие потенциальные возможности (ресурсы), связанные с формированием и продвижением торговых марок (брендов); привлечением туристов в места проведения фестивалей; рекламой товаров и коммерческих фирм; формированием имиджа политических деятелей, партий, общественных движений, организаций; формированием имиджа региона, города, преобразованием городской среды; привлечением внимания к проблемам общества, экологии; формированием культурных потребностей посетителей фестивалей. Дополнительные возможности музыкальных фестивалей также заключаются в: записи концертов на аудио и видео носители; продаже права трансляции по радио и телевидению; возможности повторных трансляций по телевидению и радио (при этом не теряется художественная значимость и актуальность события); выпуске аудио и видеопродукции с записями прошедших мероприятий; аудио и видео подборка с предыдущих фестивалей может продаваться в виде сувенирной продукции; продвижении молодых артистов и коллективов; присвоении различных званий участникам в целях рекламы самого фестиваля. Однако только анализ конкретного фестиваля поможет раскрыть его дополнительные возможности, например, показать, что данное событие способно заинтересовать не только местного спонсора, но и международную компанию, общественную организацию или общественное движение.

Демократичность, праздничность и творческая свобода делают музыкальные фестивали более доступными для различных групп аудитории, чем традиционные концерты в учреждениях культуры. Наблюдения показали наличие среди посетителей фестивалей представителей разных социальных групп, в отличие от обычных концертов.

В противовес этому, независимые фестивали обеспечивают возможность проявить творческую изобретательность. Главной идеей фестиваля может быть оригинальность, превосходство, желание выйти за пределы повседневной деятельности, ограниченной стенами театров и залов.

Точные временные рамки фестиваля также положительно влияют на его посещаемость. Ограничение возможности посетить фестиваль из-за его кратковременности заставляет посетителей не откладывать с покупкой билетов.

Важное отличие фестивальных мероприятий от стационарной деятельности учреждений культуры - это юридическая, административная и творческая свобода. Поскольку фестивали контролируются меньше, чем другие концертные организации, их устроители могут более свободно определять программу по своему усмотрению. То же самое можно сказать о спонсорской активности тех компаний, которые производят товары, не имеющие отношения к искусству; они могут за определенную сумму денег прорекламировать свой товар более заметно, с привлечением СМИ ишироких масс[1, С.10].

Тематическая направленность является гибким инструментом репертуарной политики каждого фестиваля. Она может сохраняться как стратегическая ориентация его деятельности. Так, небольшое число известных детских фестивалей сохраняет свою жанровую направленность на протяжении многих лет. Исполнение произведений современных композиторов остается неизменной программной установкой для двенадцати фестивалей современной музыки, объединенных с 1991г. в Европейскую ассоциацию.

Тематическая направленность фестиваля позволяет дополнять каждый из фестивалей различными выставочными мероприятиями, семинарами, конференциями, творческими лабораториями и т.п., что способствует расширению и укреплению культурных связей между странами, регионами, городами, способствует развитию туризма в регионах. В этот процесс вовлечены не только люди творческих профессий, но и национальные, местные политики и представители широкой общественности, предприниматели, гиды-переводчики и другие. Например, известно, что в 1993г. спектакли и концерты Международного фестиваля в Эдинбурге посетили 492 тыс. зрителей и слушателей, при том, что в городе в тот момент проживали около 500 тыс. человек. Совершенно очевидно, что обеспечить такую высокую посещаемость только за счет местного населения практически невозможно [5]. Чрезвычайно важной составляющей фестиваля является его событийность. Фестиваль - это событие, привлекающее внимание телевидения и других СМИ. А внимание со стороны прессы, в свою очередь, укрепляет позицию руководства фестиваля по отношению к политическим лидерам, спонсорам и финансирующим организациям. Такой интерес объясняется тем, что фестивали и народные празднества вносят значительный вклад в социальную и экономическую жизнь страны, влияют на социокультурную ситуацию в местах их проведения. А поскольку фестивали - мероприятия массовые, они привлекают внимание политических деятелей и бизнес - организаций

своими рекламными и коммуникационными ресурсами. Органы власти европейских государств, считают исследователи, стремятся стать покровителями культурных массовых мероприятий, пользующихся успехом, и готовы выделить на это определенные бюджетные средства. Это связано с возможностью публичного выступления, демонстрации своего покровительства искусству и, тем самым, приобретения положительного имиджа.

Менеджерам фестивалей важно учитывать то, что эти мероприятия публичны, поэтому фестивальные события могут быть не только желанной новостью для СМИ, но и нести определенную РЯ информацию. Исследователями замечена способность массовых культурных мероприятий влиять на настроения, интересы и предпочтения людей, чем сегодня активно пользуются политики и бизнесмены. Во время развлекательных мероприятий фестиваля происходят массовые кратковременные объединения большого числа лиц, иногда представителей различных социальных групп с различными интересами. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, и в ней действуют законы массы. Праздничная, веселая непринужденная атмосфера фестивалей способствует повышению внушаемости. Посетители фестиваля открыты для общения, настроены на принятие информации, воспринимают предложенную информацию позитивно. Именно поэтому аудитория фестивальных мероприятий особенно интересна для рекламодателей и политических деятелей [2, С. 11].

Фестиваль как престижное явление культурной жизни, как и другие учреждения культуры и искусства, оказывается включенным в сложные процессы функционирования местной экономики, являясь важным фактором ее развития. Такое взаимодействие сферы культуры и местной экономики осуществляется по принципу «сообщающихся сосудов» [2, С. 184]. Понимая значение крупных фестивальных проектов для городской экономики, местные власти создают им режим наибольшего благоприятствования, финансируя значительную часть расходов из своих бюджетов. И хотя даже самый престижный и дорогой фестиваль не может обеспечить финансирование своей программы только за счет продажи билетов, местная экономика и органы городского управления получают немалую косвенную прибыль от их проведения.

Анализ фестивальной практики в стране позволяет сделать несколько важных выводов. Прежде всего, фестивали играют важную роль в качестве своеобразного катализатора развития культуры и экономики региона, как для творческих работников, так и для зрителей (местного населения), в том числе туристов, которые сегодня могут быть в значительной степени не удовлетворены существующим репертуарным предложением стационарных театров современного города. При этом фестивальная практика в Российской Федерации и особенно в большинстве ее регионов, за исключением отдельных, продолжает находиться в стадии формирования (см. табл. 1).

Таблица 1.

Фестивальные проекты Омского региона (1991-2011 гг.)_

Название Начало По про- Статус Цели и задачи фестиваля

фестиваля проведения должи-тельно- сти проведения в культур ной жизни

1 «Душа России» 1992 г.

2 «Певческое Кратко- Регио- Главная цель фестиваля - содействие

поле» срочный нальный развитию народного хорового искусства, выявление самобытных коллективов и поддержка новых имен в области традиционного хорового творчества.

3 Театральный фестиваль «Академия» 2008 г. Международный Задачами фестиваля являются развитие международных культурных связей, расширение непосредственного доступа зрителя к произведениям искусства мирового уровня, сохранение и развитие гуманистической театральной традиции, повышение роли традиционных художественных и национальных форм в театральном искусстве, включение Омской области в мировой театральный контекст.

4 Фестиваль национальных культур «Единение» Краткосрочный

5 Фестиваль - 2007 г. Кратко- Регио- Главной задачей фестиваля — кон-

конкурс снеж- сроч- наль- курса снежных фигур, кроме этиче-

ных фигур «Зимняя рап- ный ный ского удовольствия зрителей, является поддержка молодых талантли-

содия» вых скульпторов и инициативы молодежи к участию в досуговых мероприятиях.

6 Сибирский 2006 г. Кратко- Между- Целью фестиваля стало общение и

фестиваль ор- сроч- народ- обмен опытом.

ганной музыки ный ный

7 Всероссийский фестиваль 2004 г. Краткосроч- Националь- Цели фестиваля - развитие народного хорового и ансамблевого испол-

«Поет село ный ный нительства, выявление самобытных

родное» художественных коллективов, поддержка творчества профессиональных и самодеятельных авторов.

8 Благотвори- 2008 г. Кратко- Регио- Цель - раскрытие творческого по-

тельный фес- сроч- наль- тенциала воспитанников детских

тиваль детско- ный ный домов и детей с ограниченными воз-

го и юноше- можностями, расширение круга об-

Название Начало По про- Статус Цели и задачи фестиваля

фестиваля проведения должи-тельно- сти проведения в культур ной жизни

ского творче- щения, содействие их социокультур-

ства «Планета ной адаптации.

друзей»

9 Всероссийский 2010г. Кратко- Нацио- Гости могут получить консультацию

фестиваль ме- сроч- наль- и о полезных свойствах продуктов

да ный ный пчеловодства, и об их правильном употреблении. Бесплатная дегустация.

10 Всероссийский 2006г. Средне- Нацио- Проект направлен на расширение

фестиваль сроч- наль- культурно-информационного про-

«Панорама му- ный ный странства и укрепление межрегио-

зыкальных те- нальных культурных связей.

атров в Рос-

сии»

11 Межрегио- 2001г. Кратко- Нацио- Цели фестиваля - приобщение всех

нальный фес- сроч- наль- слоев населения к истокам нацио-

тиваль русской ный ный нальной культуры, возрождение ду-

традиционной ховных традиций русского народа,

культуры восстановление преемственности

«Егорий Хо- культурного опыта поколений; со-

робрый» действие созданию и развитию центров русской традиционной культуры; обмен опытом работы и укрепление творческих связей между фольклорно-этнографическими коллективами разных регионов России.

Однако, хочется отметить, что Омск и Омская область становятся постоянной площадкой для проведения фестивалей различных направлений и уровней, что способствует развитию регионального событийного туризма. Тем не менее этот динамичный процесс в России и ее регионах пока еще не получил своих завершенных форм, поэтому для его ускорения Министерство культуры РФ разработало Федеральную целевую программу «Культура России (2006-2011 гг.)».

В заключение следует добавить, что инновационные проекты в сфере традиционной народной культуры - это культурно-туристические проекты, включающие в себя исследовательские, экспериментально-творческие и образовательные, организационно-экономические и иные компоненты, использующие современные информационные технологии и методики на каждом этапе их разработки и реализации. К таким проектам можно отнести и инновационные региональные проекты Омского региона: «Большие Троицкие хороводы», «Этностиль», «Покровская ярмарка», «Егорий Хоробрый» и т.д.

_Литература_

1. Белоблоцкий Н. Маркетинг музыкальных фестивалей: [Текст] /Н. Белоблоцкий //. Art-менеджер. - М.: Юрайт, 2003, №2. - С. 7-14.

2. Иванова В. Н. Социальный менеджмент [Текст]: Учеб. пособие / В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. - М.: Высшая школа, 2001. - 255с.

3. Кланч Д. Будущее фестивальной формулы [Текст]: Инф. Бюллетень/Д. Кланч // Экология культуры. - Архангельск, 2002, №3 (28). - С. 74-84.

4. Ожегов С. Словарь русского языка: [Текст]/ Ожегов С. - М.: Просвещение, 1990. - 848с.

5. Периль Б. В. Фестивальная практика: опыт case-study [Текст]: // Экология культуры: Инф. Бюллетень / Б.В. Периль - Архангельск, 2002, №3 (28) [Электронный ресурс] - Режим доступа: [http: //nastaunik. info/files/f/341 _falklor_fe sty val. doc ]

6. Фестиваль // Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: Режим доступа: [http://slovari.299.ru/enc.php7find_word =%F4 %E5 %F 1 %F2 %E8 %E2%E0 %EB%FC&slo var=2]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.