1061 ОБЩЕСТВО
ШЖ ФЕСТИВАЛЬ Ж ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ /№10 (66) 2007
Сбербанк России стал спонсором Московского международного молодежного фестиваля-конкурса циркового искусства. О том, как и почему это случилось, рассказывает директор фестиваля Борис Федотов.
СашаКАННОНЕ
Фестиваль на
—Когда и как вы решили создать цирковой фестиваль?
— Впервые наш конкурс прошел в 2001 году, но его идея возникла у меня давно. Я сам артист, и всю жизнь мечтал попасть на какой-нибудь фестиваль. Но у меня такой возможности не было. В мире проводится немало цирковых конкурсов. Некоторые из них, например фестивали в Монте-Карло и Париже, насчитывают более 20 лет. А у нас эта традиция не сложилась. Первая попытка организовать нечто подобное была предпринята в 1999 году. Собрались цирковые коллективы и устроили праздник на Красной площади. Однако он прошел всего один раз и на этом все закончилось.
— Но ведь артист и так показывает себя во время спектаклей!
— Да, но неподготовленному зрителю и только там, где он работает или гастролирует. А на фестивале он позиционирует себя в мире цирка. Его оценивают члены жюри — выдающиеся деятели цирка всего мира, и сам он имеет возможность оценить коллег и сравнить себя с ними. Ведь когда артист варится в собственном соку, ему кажется, будто он самый великий. А на фестивале он понимает, что есть более достойные.
— Ваш конкурс единственный в стране или есть другие?
— Сегодня в России существуют только два профессиональных цирковых фести-
Борис Федотов: «Сбербанк нас поддерживает, потому что наше дело красивое и интересное»
валя: наш и еще один, который раз в два года проводит Российская государственная цирковая компания.
— Так вы конкурируете с Росгос-цирком?
— У нас абсолютно разные идеи и разные ниши. В бьеннале Росгосцирка участвуют но-
мера, которые уже показывались и получили награды на крупнейших цирковых конкурсах мира. Мы же стараемся выискивать молодых, которых никто не видел. Открываем им путь на мировую арену. Кроме того, у нас собралось уникальное жюри. Первый фестиваль проходил у меня в маленьком цирке на ВВЦ, и его участниками были в основном любители. На второй год мы перекочевали в Цирк Никулина на Цветном бульваре, получили международный статус и стали приглашать экспертов из-за рубежа. У нас сложилось ядро постоянного жюри под председательством Максима Никулина. В него входят и наши соотечественники, в том числе консультант по творческим вопросам Цирка Никулина Татьяна Николаевна Никулина, первый заместитель генерального директора Росгосцирка Александр Калмыков и директор Большого Московского цирка на проспекте Вернадского Леонид Костюк. Все трое оценивают наших конкурсантов все годы существования фестиваля.
— Кто ваши спонсоры?
— Генеральный спонсор у нас Сбербанк. С момента начала нашего сотрудничества у нас появилась реальная возможность делать серьезные постановки и приглашать большее количество иностранных номеров. Например, в этом году приехали три мальчика эквилибриста, которые получили золото. Их номер готовился специально для нашего фестиваля. Его не видел никто. Но это 700 кг реквизита, которые нужно было самолетом
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №10 (66) 2007
общество/фестиваль ¡107
доставить из Китая и потом отправить обратно. А это бешеные деньги. Из Аргентины приезжал акробат. У него тоже два солидных ящика реквизита. То есть все упирается в финансы. То, что нам выделяет правительство Москвы и Министерство культуры, — это капля в море! Да, любительский детский фестиваль на эти деньги провести можно. Но для большого серьезного проекта их недостаточно.
— Как вы и Сбербанк нашли друг друга?
— В течение нескольких лет мы упорно стучали в эту дверь, и в прошлом году она перед нами открылась. Андрей Ильич Казьмин побывал на программе и понял, что его помощь — это не выброшенные деньги, и то, что мы делаем, действительно нужно для развития цирка. С тех пор г-н Казьмин посетил нас уже дважды — сам и с детьми. В последний раз мы общались во время гала-концерта. Андрей Ильич сказал, что обязательно будет нас поддерживать, потому что наше дело нужное, красивое и интересное. А от московских властей мы не видели никого.
— Кроме Сбербанка, кто-то еще вам помогает?
— Как у нас принято, там, где собираются трое, тут же подтягивается четвертый. Вслед за Сбербанком к нам пришли «Российские железные дороги», «Аэрофлот» и «Первый канал». А правительство Москвы как тихо-скромно стояло в стороне, так и продолжает стоять.
— Много ли желающих участвовать в вашем конкурсе?
— У нас бывает до 500 заявок, из которых мы выбираем чуть более ста. Некоторые откладываем на следующий год. Скажем, при-
1ч,
езжает человек, мы видим, что номер хороший, но на подобный жанр мы уже взяли каких-то иностранцев. И мы предлагаем приехать через год и спокойно показаться. Бывает, что ребята хорошие, есть перспектива, но и есть, над чем поработать. Тогда мы даем определенные задания, чтобы на следующий раз они приехали более подготовленными. Те, кто их выполняет, естественно, добиваются результата.
— Насколько я понимаю, ограничений по профессиональному признаку у вас нет. Вы работаете также и с любителями.
— Ограничений у нас только два. Плохой-хороший и возрастное. В последнем случае нижней планки нет. В отличие, скажем, от Парижского фестиваля, где детям запрещено участвовать в представлении, у нас такого запрета пока не существует, и мы можем их показывать. Верхняя планка порядка 3537 лет, кроме артистов клоунады и дрессуры. Объясню почему. Работать с хищниками и дикими животными разрешается только после 18 лет. А для того чтобы сделать номер, тоже требуется определенное время. Что касается клоунов, это такая профессия, в которой нужен жизненный опыт. Все остальное просто подражание кому-то и чему-то. Клоун — это профессия для взрослых.
— Кто отбирает участников — или они находят вас сами?
— Отбором занимаются агентства. К сожалению, рекламировать свой фестиваль мы можем только при помощи сарафанного радио. Кто-то к нам приехал, посмотрел, поехал дальше, рассказал. Впрочем, уже появились артисты, в том числе из-за рубежа, которые обращаются сами. В этот раз, к сожалению, многих пришлось отсеять. Вероятно, они полагали, что в России планка не очень высока.
— Как работает фестивальное жюри?
— У нас есть программы А и Б. Артисты, которые хоть раз выходят на манеж, уже получают звание дипломантов фестиваля. По итогам первого тура собирается жюри и отбирает номера на второй тур. Оценки даются не компьютером, а по итогам открытого обсуждения и голосования. Следующий этап — второй тур. На нем распределяются награды — Слоны золотые, серебряные и бронзовые. Их может быть каждых по три, может быть два золота и четыре серебра, три серебра и четыре бронзы и проч., — в зависимости от качества выступлений. А в прошлом году жюри настояло на том, чтобы мы установили Гран-при. Потому что был уникальный китайский номер, по уровню выше тех, что получили золото.
— Что дает победа на конкурсе?
— Артист получает контракты. В прошлом году, прямо во время подведения итогов, были вручены приглашения на фестивали в Париже, Монте-Карло, Будапеште и контракты на гала-представления и шоу в другие цирки. Поэтому к нам и приезжают агенты со всего мира. Они отбирают материал для своих фестивалей. Причем они между собой тоже конкурируют. Монте-Карло и Париж спорят между собой, кто кого берет. У нас такого не было до прошлого года. В этом году только началось. Теперь наши лауреаты разъезжаются кто куда — во Францию, Венгрию, Латинскую Америку, Италию, номера отобраны на годы вперед, и это значит, что статус фестиваля стал гораздо выше.
— Каков главный итог фестиваля?
— Говорить об итогах рано. Мы заканчиваем один фестиваль и сразу начинаем подготовку следующего. Носимся так, что просто ничего не видим. Я вообще смотрю на все со спины, так как работаю на всех шоу как ведущий. Как это выглядело со стороны, могу посмотреть только потом, в записи. Но судя по тому, что говорят люди, пути назад у нас нет. Идти мы можем только вперед. Ц