Научная статья на тему 'Музей – творческая лаборатория'

Музей – творческая лаборатория Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
443
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей – творческая лаборатория»

Е. Ю. Шаина

Музей - творческая лаборатория

Любой музей зрелищных искусств, особенно цирковой, должен быть не складом, не кладбищем, а, как говорил создатель первого в мире Музея Цирка и Эстрады В. Я. Андреев, «живым источником творчества, ... чтобы на собраниях музея артисты вдохновлялись, учились и обогащали свой репертуар»120. Такой музей способен стать не только местом творчества, но и отдыха, проведения досуга. Конструируя новую реальность через музейные предметы, он позволяет почувствовать себя более уверенно, уйти от давящих проблем повседневности (или отыскать пути их решения), открыть в себе новые возможности.

Одним из ярких примеров подобного музея можно назвать Музей циркового искусства при Санкт-Петербургском цирке. Надо отметить, что он появился в 1928 г., в период, когда в области музейного дела на первый план выдвигалось просветительское понимание предназначения музея121, его роль как профессионально-производственного учреждения.

Е. М. Кузнецов - театровед, историк циркового искусства и автор работ по этой тематике, назвал музей чудесной затеей, которая «привьет понимание, любовь и настоящую оценку циркового искусства и распространит их широко»122. Основной целью музей имел «не только собирательство соответствующих материалов, но главное, изучение их, культурную работу вокруг спектакля и воспитание по собранным материалам и изысканиям по ним, молодого советского поколения артистов цирка и эстрады»123. В музее обобщался материал по мировой истории цирка, в нем создавалась база для будущих поколений цирковых артистов, становясь неизменным источником для исследований по истории и теории циркового искусства. До сих пор сюда за помощью приходят многие деятели культуры - режиссеры кино, художники, искусствоведы.

Сочетание музея с цирком оказалось очень удачным, так как для изучения этого искусства необходим постоянный контакт с ним. «Дайте мне

120 Архив Музея циркового искусства при С.-Петерб. цирке. Андреев В. Я. Письмо. 9 авг.

121 Мастеница Е. Н., Козлов И. А. Музеи Петербурга в зеркале прессы: по материалам периодики 1918-1941 гг.: учеб. пособие. СПб., 2000. С. 16.

122 Тенин Б. Музей на Фонтанке // Совет. эстрада и цирк. 1974. № 4. С. 21.

123 Архив Музея циркового искусства при С.-Петерб. цирке. Андреев В. Я. Об открытии Музея Цирка и Эстрады 8 августа 1928 г. и о первых днях его функционирования. С. 23.

огромное импозантное помещение, но отдельно от цирка, - писал В. Я. Андреев, - и весь мой музей превратится сразу в кладбище»124. Интересна мысль Н. А. Хренова о том, что цирк сам по себе является своеобразным «грандиозным музеем уходящей народной культуры» и одновременно «колоссальной лабораторией»125. «Колоссальной лабораторией» стал и сам музей. В нем в свободное время как тогда, так и сейчас бывают артисты, интересуются материалами не только по их специальности, но и по другим жанрам, пользуются для расширения своего репертуара музейными собраниями, обращаются к работникам музея за советами, делятся своими переживаниями и воспоминаниями (которые тщательно записываются).

Сегодня происходит поиск оригинальности цирковых номеров, меняется их эстетика. Перемены в культуре многих стран повлияли на духовное оживление в цирковом искусстве, которое приобретает новое философское и психологическое направление126. В связи с этим неудивительно, что особым спросом пользуется создающаяся с 1990-х гг. видеотека. Артисты и люди, связанные с цирком, получили возможность ознакомиться не только с теми, кто работает в их родной стране, но и получить сведения о зарубежных исполнителях, изучить их опыт. Особый интерес представляют видеозаписи фестивалей: Монте-Карло в Монако; Цирка завтрашнего дня во Франции; Золотого цирка в Италии; международных фестивалей в Саратове, Будапеште и другие. С 2004 г. стали создаваться специальные жанровые подборки номеров, т. е. на один диск собираются все номера одного жанра, существующие в музее (по заявке артиста). Например: акробаты на подкидных досках, воздушные гимнасты на трапеции, акробаты-эксцентрики, и т. д. Такой диск содержит номера зарубежных и отечественных исполнителей разных лет с фестивалей, программ, выпускных представлений и концертов училищ. Это дает возможность изучить жанр в его динамике, понять его специфику, различие между школами. В этом случае видеоматериал является не только информативным источником, но и, оказывая эмоциональное воздействие на артиста, вовлекает его в творческий процесс. Поскольку на одном диске могут находиться номера одного артиста разных лет, то для профессионала возможен анализ его стиля, трюков, творческого роста. Последнее время жанровые подборки являются наиболее востребованным материалом, так

124 Архив Музея циркового искусства при С.-Петерб. цирке. Андреев В. Я. Письмо. б/д.

125 Хрепов Н. А., Дотлибова А. М. Некоторые особенности циркового искусства в контексте зрелишцой культуры // Зрелищные искусства: обзор. информ. М., 1988. Вып. 3. С. 17.

126 Баринов В. А. Художественно-образная структура циркового искусства: моногр. М., 2005. С. 43.

как у артистов есть возможность получить общее впечатление от просмотра собранного воедино видеоматериала по одному жанру и на его основе наметить пути в поиске образа, понять современные тенденции, найти новые трюки. В отличие от фотографий, которые интересовали артистов до появления видеотеки, на записи фиксируется не только сам трюк, но и световые и звуковые эффекты. Ее можно просмотреть в замедленном режиме, по фрагментам, чтобы уловить все нюансы, переходы из трюка в трюк.

В одном из писем, адресованных Музею в начале 1930-х гг. директором крупнейшего немецкого цирка Гансом Сарразани, сказано: «До некоторой степени успокаивает, что есть по крайней мере одно место, которое систематически собирает документы, относящиеся к моему предприятию. Материалы, хранящиеся в вашем музее, несомненно, со временем приобретут историческое значение.»127. Действительно, сейчас незаменимыми материалами для артистов являются книги и журналы, афиши и программы конца XIX - начала ХХ в. В них есть возможность найти описание давно не исполняемого трюка, увидеть другое решение своего образа, изучить необычную конструкцию аппаратуры, разрешить проблему нового костюма. Музей с момента появления стал организующим центром, где артист мог восстановить старый номер или его усовершенствовать, создать новый. М. Н. Румянцев (клоун Карандаш) писал: «Артисты, особенно из числа молодых, часами просиживали в музее, любили копаться в его коллекциях. И, бесспорно, изучение нашей артистической цирковой молодежью многих материалов музея оказывало неоценимую помощь в творческой работе»128. Музей нашел активную поддержку в лице самих артистов. Чувствуя музей родным, они охотно приносили и присылали туда материал, отражающий их творчество. До сих пор этот источник поступления считается чрезвычайно ценным, особенно если это архивы династий, дары частных лиц, научно-исследовательские труды. Порой, совершенно посторонний на первый взгляд, материал может помочь артисту найти свой образ, трюк, новое решение. Если в 19201930-е гг. музей занимался научно-исследовательской работой в области изучения жанров путем составления монтажных листов по отдельным номерам цирка и эстрады129, то сейчас многие трюки и находки фиксируются в творческих биографиях, которые приносят артисты по просьбе музейных сотрудников.

Для эмоционально-психологического настроя артиста необходима определенная творческая аура, уникальный дизайн пространства. Совре-

127 Левин А. З. Музей циркового искусства // Совет. цирк. 1959. № 2. С. 14.

128 Там же.

129 Конный цирк: кат. выст. / вступ. ст. Е. М. Кузнецова. Л., 1930. С. 181.

менный интерьер мало чем напоминает помещение, где первоначально ютился музей, но сохранено желание В. Я. Андреева видеть музей творческой лабораторией для молодого поколения. Цирковое искусство по своему существу обращено к эмоциональной сфере сознания человека и ярким, образным, нестандартным формам собственного выражения, и эту особенность удалось отразить в оформлении интерьера музея художнику М. Л. Горелику, создавшему камерную атмосферу, помогающую артистам почувствовать себя дома и погрузиться в работу, в подготовку своего номера. Разложенный на столах материал настраивает на рабочий лад, а приглушенный свет ламп действует магически, погружая в мир иллюзий. Здесь артисты могут почувствовать себя «дома». Культурное пространство как «Дом», подчеркивает С. Н. Иконникова, выполняет сакральную функцию защиты от невзгод, где человек может найти помощь и поддержку130. Эта атмосфера соучастия и сочувствия особенно необходима артисту, ее он и находит в музее.

Музей служит творческой лабораторией не только для артистов цирка, это и исследователи, режиссеры, журналисты, а также экскурсанты. Для школьников в конце экскурсии предусмотрено интерактивное занятие, на котором есть возможность попробовать себя в разных цирковых жанрах - покрутить хула-хуп, пожонглировать мячиками, побалансиро-вать палочку - это способствует как рекреации после полученной информации, так и раскрепощению, открытию в себе творческого потенциала. Если прибавить к этому просмотр фрагмента репетиции, который предлагается в начале экскурсии, то ребенок чувствует свою включенность в созидательный процесс, у него может появиться желание проявить свои артистические способности. Ведь особенность обучения в музее - это возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы. Личное эмоциональное переживание углубляет полученную вербальную информацию131, способствует развитию творческих начал, и не только в пределах музея.

Можно почувствовать себя творцом и участвуя в цирковом параде, организуемом Всемирным цирковым музеем в городе Барабу, США. В нем участвуют отреставрированные цирковые повозки и колесницы из музейного собрания132, а к шествию, по пути, присоединяются дети и

130 Иконникова С. Н. История культурологических теорий: учеб. пособ.: в 3 ч.: СПб., 2001. Ч. 1. С. 46.

131 Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. М., 2005. С. 133.

132 Участие подлинных предметов в массовых празднествах, носящих театрализованный характер, имеет давнюю традицию: Элевсинские мистерии в Греции, триумфальные шествия в Риме, средневековые карнавалы в Европе, часто носив-

любители цирка всех возрастов, желая ощутить сущность этого искусства, понять, чем цирк был и чем является. Подобное вовлечение обыкновенных людей в цирковое действо сродни участию в карнавалах, ситуация, как считал философ и литературовед М. М. Бахтин, «которая раскрепощает сознание человека и создает оптимистические возможности для творчества, когда каждый человек - участник действия - может ока-

133

заться в роли художника, творца» .

Еще один цирковой музей - Музей цирка и иллюзии - был открыт во Франции совсем недавно в мае 2004 г. Этот игровой музей уникален,

134

подвижен, он использует принципы интерактивности, педагогики, от-

правляя посетителя в путешествие между реальностью и мечтами. В нем каждый становится артистом, смотрит, слушает, но главным образом играет и развлекается. Все под предлогом обмена между историей цирка и иллюзии. Очень важно, чтобы публика не застыла в музее, ведь мир цирка вечно в движении, так же как и мир иллюзии. Музей наполнен анимацией, гигантскими экранами для видеопоказа, световыми и оптическими эффектами, магическими зеркалами - смесь виртуального с реальным. Наиболее поражает переход по «натянутому в пустоте на большой высоте канату», который может совершить каждый. Головокружение, как пишут создатели музея, гарантировано. Музей работает без выходных и в дополнении к библиотеке (около 300 книг по цирку и иллюзии), в которой есть возможность проконсультироваться по интересующему вопросу,

135

можно посетить представления, идущие 3 раза в день .

Находясь в непосредственной близости с производством, цирковые музеи способны погрузить посетителя в мир радости детства с его непосредственностью, удивить, заворожить, дать возможность поверить в свои силы и способности. Артисты, исследователи и художники в широком смысле слова находят здесь убежище для переживаний и эмоций, чувств и впечатлений, пересматривают свое мировоззрение и отношение к миру. Здесь человек может раскрыть всего себя или преобладающую часть своей натуры, своих помыслов и целей. Каждый музей циркового искусства, созданный, в первую очередь, для сохранения и развития этого искусства, в некоторой степени - реализация творческого потенциала не только его создателей и сотрудников, но и посетителей, их вечный поиск и неудовлетворенность достигнутым.

шие характер передвижных выставок. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII в.: в 2 ч. СПб., 2001. Ч. 1. С. 92-93.

133 Случевская И. В. Идеи М. М. Бахтина и современная культурнохудожественная ситуация // Культурология. XX век: дайджест. № 1 (5) / 1998: Альфа и омега культуры. М.: ИНИОН РАН, 1998. С. 13.

134 URL: http: // www. horslesmurs. asso. fr / index. cfm?fuseaction=A11-2.

135 URL: http: // www. museeducirqueetdelillusion. com / frame. htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.