Научная статья на тему 'Воспитание чувств'

Воспитание чувств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
156
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание чувств»

7Б I ваш банк/событие

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №12 (68) 2007

20 ноября в конференц-зале главного офиса Сбербанка на улице Вавилова прошел концерт, посвященный главе Сбербанка Андрею Казьмину. Программу подготовили артисты Малого театра -в благодарность банкиру за его внимание к отечественной культуре.

Воспитание чувств

СашаКАННОНЕ

Актриса Инна Иванова пела для Андрея Казьмина русские песни

В 1996 году, едва заступив на пост Президента и Председателя Правления Сбербанка России, Андрей Казьмин позвонил Юрию Норштейну и предложил деньги. Не помощь, не подарок, не грант, но постоянные дотации, без которых ни один талант не может существовать. С тех пор главный банкир России оплачивает аренду студии главного аниматора планеты — мага и чудака, от которого «ни толку ни проку» и который выпускает по одной картине в пятилетку. Но какой! Любимая Казьминым «Сказка сказок» признана лучшим мультипликационным фильмом всех времен и народов.

Так, «проектом Норштейн», началась обширная культурная программа Сбербанка, включившая в себя целый спектр направлений — от финансирования изданий книг и музыкальных дисков до поддержки отечественного театра, кино и цирка.

«Это настоящий, просто государственного уровня меценат с редким по нынешним временам художественным вкусом», — сказал о Казьмине известный кинорежиссер Георгий Данелия. Сам Андрей Ильич не любит, когда его называют «меценатом», и о своих программах рассуждает в третьем лице. На прямо поставленный вопрос, кем он себя считает, говорит, что речь идет о «благотворительной деятельности». И даже на концерте, посвященном его переходу на другую работу, не нашелся с ответом на

Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра, и его артисты пришли в Сбербанк России благодарить Андрея Казьмина за все, что он сделал для отечественной культуры

слова благодарности артистов: «Захвалили вконец! Мне неудобно! Я возвращаюсь на зрительское место и ухожу со сцены».

Увы, Казьмин и вправду уходит со сцены Сбербанка. И этот факт не может не печалить художников, артистов и режиссеров. Ведь речь идет не только о громких начинаниях, вроде балетного фестиваля в Мариинском театре, концерта Хворо-стовского на Красной площади или реконструкции Летнего сада, но о ежедневной поддержке больших и малых творческих организаций всей страны. С легкой руки Андрея Ильича, все региональные отделения Сбербанка строят церкви, ремонтируют музеи, поддерживают отдельных артистов и целые творческие коллективы. И дело тут не в личной воле «доброго» президента, а в целенаправленной политике возглавляемого им банка.

«Такой политики в банке как некой директивы не существует, — объясняет Казьмин цель и смысл культурных инициатив возглавляемой им организации. — Но мы стараемся формировать желание познакомиться

Грустный прощальный романс исполнила народная артистка России Светлана Аманова

с теми достижениями в искусстве, которые по определенным причинам с большим трудом попадают на экраны телевизоров». Познакомиться самим и, главное, донести их до людей, тем самым воспитав вкус и чувства миллионов россиян. Согласно мини-оп-

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №12 (68) 2007

ваш банк/событие I 77

росам, специально проводившимся Сбербанком, многие жители регионов впервые в жизни попали в театр благодаря гастрольной программе фестиваля «Золотая Маска», которую спонсирует Сбербанк. А ведь именно они — зрители не столиц, но регионов — есть главная составляющая народной культуры. Нет грамотной подготовленной публики — нет и культуры.

грамма, юбилейные торжества по поводу 250-летия — все это стало возможным благодаря инициативе уходящего президента.

«Сбербанку недавно исполнилось 166 лет, нам — 250, нашему оркестру — 200. Здесь собрались долгожители», — этими словами приветствовал публику народный артист Александр Клюквин. Ведущий концерта, своими репризами он слегка разрядил минорную атмосферу, воцарившуюся в зале. А дальше заиграла музыка, и настроение публики заметно улучшилось.

Музыкальную составляющую программы обеспечивал Камерный оркестр театра под управлением заслуженного артиста России Владимира Семкина. «Единственные и неповторимые, — говорит о своих музыкантах художественный руководитель театра Юрий Соломин. — Есть оркестры при филармониях, есть в опере, есть в оперетте. Но ни один драматический коллектив страны своих музыкантов не сохранил. Тем более таких — самых лучших».

Оркестровые сочинения Брамса, Штрауса, Шопена, Пьяццолы перемежались выступлениями актеров. «Номера получились эксклюзивными, — комментировал Соломин. — Участники концерта выступают в неНародная артистка России Ольга Пашкова пела о любви, которая «никогда не бывает без грусти»

народные песни и лирику Таривердиева. И даже сам Юрий Соломин «тряхнул стариной» и исполнил два номера: монолог неудачливого артиста из водевиля «Таинственный ящик» и романс «Я помню вальса звук прелестный», который пел ни много ни мало 35 лет назад. «Ничего не помню, — переживал худрук. — Волнуюсь больше, чем Фадеев. У него ведь голос, а у меня только звание. Это эксклюзив. Для хорошего человека. Клянусь — больше не буду».

«Вы подняли Сбербанк — теперь будете поднимать почту, — не уставал тормошить собравшихся Александр Клюквин. — Соблюдайте режим. В пять часов непременно делайте перерыв и пейте чай. «Вечное движение», Штраус! «Файв о'клок», Равель!»

Окончательно развеселила публику звезда Малого театра Ирина Муравьева. Слова песенки «Гололед» — «Равновесие, как знамя, Равновесие держи!» — казалось, впрямую адресованы Андрею Ильичу.

«Финансист, государственный менеджер и дипломат, Андрей Казьмин не только создал эффективнейшую банковскую структуру, но и поддержал творческие коллективы всей России», — подытожила вечер Мария Ревякина. Директор самого громкого культурного проекта Сбербанка, фестиваля «Золотая Маска», обозначила роль Казьмина в отечественной культуре: «Сейчас принято говорить о национальных проек-

Ведущий концерта, народный артист России Александр Клюквин (у микрофона), единственный в стране оркестр драмтеатра и его дирижер, заслуженный артист России Владимир Семкин

Словом, весть об уходе Казьмина из Сбербанка никого из артистов не обрадовала. Вот и вечер получился немного грустным. Прощальный концерт подготовил Малый театр — вот уже три года как подопечный Сбербанка. Ремонт театра, его гастрольная про-

свойственной им роли». Да, артисты Малого театра привыкли к большим «забегам», и концертные выступления — не их стезя. Однако спонтанность программы искупалась ее искренностью. «Сегодня мы играем от всего сердца, от всей души».

Все без исключения артисты (заметим, не простые, а народные и заслуженные) в этот вечер пели. Алексей Фаддеев — романсы цыганские, Ольга Пашкова — русские, Инна Иванова и Светлана Аманова —

«Сегодня мы поем от души», - говорит народная артистка России Ирина Муравьева

тах — в образовании, сельском хозяйстве, сфере науки. То, что сделали вы и Сбербанк, — и есть наш национальный проект. Самый главный — в сфере отечественной культуры». И тем поставила точку.

Нет, не точку — многоточие. «Ваш следующий проект — Почта России — тоже национальный. Вы расстаетесь со Сбербанком, но ваши фестивали — Цирковой, «Большая перемена» и «Золотая Маска» — это тот подарок, который остается с нами». Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.