Научная статья на тему 'ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖИ В 1957 Г. ИЗМЕНИЛ СССР: ПЕРВЫЙ ПРОРЫВ "ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА"'

ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖИ В 1957 Г. ИЗМЕНИЛ СССР: ПЕРВЫЙ ПРОРЫВ "ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2047
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ / ДИСКУССИИ / "ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС" / "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" / YOUTH FESTIVAL / DISCUSSIONS / IRON CURTAIN / COLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горлов Владимир Николаевич

Цель. Выявить факторы, определившие особое место VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве в 1957 г. в прорыве «железного занавеса» в условиях «холодной войны». Процедура и методы. В работе, основанной на принципах историзма, объективности и системности, использованы сравнительно-исторический и конкретно-исторический методы. Исследование проводилось на основе проблемно-исторического анализа с учётом социальных условий того времени. Результаты. Установлено, что фестиваль во многом изменил образ жизни советских людей, приоткрыв «железный занавес», который разделял мир. После фестиваля советская страна стала более интегрированной и открытой миру, последовало потепление социального климата в стране. Теоретическая и/или практическая значимость. Определены факторы начала улучшения отношения между странами в разгар «холодной войны». Обобщён ряд вопросов истории культурных отношений в период «холодной войны», что важно для понимания современного этапа международных отношений.106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE 1957 MOSCOW YOUTH FESTIVAL HAS CHANGED THE SOVIET UNION: THE FIRST BREAKTHROUGH OF THE IRON CURTAIN

Aim. To identify the factors that determined the special place of the 6th World Festival of Youth and Students in Moscow in 1957 in the breakthrough of the Iron Curtain under the Cold War conditions. Methodology. The work was based on the principles of historicism, objectivity and consistency. The methods of comparative historical and historical analysis were used. A problem-historical analysis was conducted taking the social conditions of the Soviet period into account. Results. The festival opened a new page in the history of the country, changing the life of Soviet citizens in many respects. The festival broke through the Iron Curtain that had been dividing the world. After the festival, the Soviet country became more integrated and open to the world, followed by a warming of the social climate in the country. Research implications. The factors that determined the onset of a new dynamics in the relations between the countries in the midst of the Cold War were determined. A number of aspects in the history of cultural relations during the Cold War period were generalized. The findings can be useful for historians investigating the period of Khrushchev's Thaw and for understanding the current stage of international relations.

Текст научной работы на тему «ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖИ В 1957 Г. ИЗМЕНИЛ СССР: ПЕРВЫЙ ПРОРЫВ "ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА"»

УДК 94(970) 1957

DOI: 10.18384/2310-676X-2021-1-87-97

ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖИ В 1957 Г. ИЗМЕНИЛ СССР: ПЕРВЫЙ ПРОРЫВ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА»

Горлов В. Н.

Московский государственный лингвистический университет 119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр.1, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Выявить факторы, определившие особое место VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве в 1957 г. в прорыве «железного занавеса» в условиях «холодной войны». Процедура и методы. В работе, основанной на принципах историзма, объективности и системности, использованы сравнительно-исторический и конкретно-исторический методы. Исследование проводилось на основе проблемно-исторического анализа с учётом социальных условий того времени.

Результаты. Установлено, что фестиваль во многом изменил образ жизни советских людей, приоткрыв «железный занавес», который разделял мир. После фестиваля советская страна стала более интегрированной и открытой миру, последовало потепление социального климата в стране.

Теоретическая и/или практическая значимость. Определены факторы начала улучшения отношения между странами в разгар «холодной войны». Обобщён ряд вопросов истории культурных отношений в период «холодной войны», что важно для понимания современного этапа международных отношений.

Ключевые слова: Фестиваль молодежи, дискуссии, «железный занавес», «холодная война»

THE 1957 MOSCOW YOUTH FESTIVAL HAS CHANGED THE SOVIET UNION: THE FIRST BREAKTHROUGH OF THE IRON CURTAIN

V. Gorlov

Moscow State Linguistic University

38, str. 1, Ostozhenka ul. Moscow 119034, Russian Federation

Abstract

Aim. To identify the factors that determined the special place of the 6th World Festival of Youth and Students in Moscow in 1957 in the breakthrough of the Iron Curtain under the Cold War conditions. Methodology. The work was based on the principles of historicism, objectivity and consistency. The methods of comparative historical and historical analysis were used. A problem-historical analysis was conducted taking the social conditions of the Soviet period into account. Results. The festival opened a new page in the history of the country, changing the life of Soviet citizens in many respects. The festival broke through the Iron Curtain that had been dividing the world. After the festival, the Soviet country became more integrated and open to the world, followed by a warming of the social climate in the country.

Research implications. The factors that determined the onset of a new dynamics in the relations between the countries in the midst of the Cold War were determined. A number of aspects in the

© CC BY Горлов В. Н., 2021.

history of cultural relations during the Cold War period were generalized. The findings can be useful for historians investigating the period of Khrushchev's Thaw and for understanding the current stage of international relations.

Keywords: Youth Festival, discussions, Iron Curtain, Cold war

Введение

Всемирные фестивали молодёжи и студентов стали наиболее яркими событиями международных отношений во второй половине ХХ в. Необходимо сказать об общеполитической важности фестивалей как средства обретения понимания между посланцами молодёжи Земли, поиска ими возможностей разрешения наболевших современных проблем, в первую очередь проблемы сохранения мира.

Идея крупномасштабных молодёжных фестивалей возникла после окончания Второй мировой войны. Основоположниками фестивалей стали две международные организации: Всемирная федерация демократической молодёжи и Международный союз студентов. Цель фестивалей состояла в объединении прогрессивных сил молодёжи в борьбе за сохранение мира на Земле, консолидации передовой части молодёжи всех государств. На Всемирные форумы молодёжи приезжали представители самых различных обществ (профсоюзных, социалистических, спортивных, студенческих, культурных и др.). СССР наиболее энергично принимал участие в фестивалях, понимая, что Всемирные фестивали будут способствовать продвижению идей социализма на всех континентах планеты. Фестивали в первое послевоенное десятилетие проводились в государствах Восточной Европы. В 1957 г. наконец и для Москвы наступил её звёздный час - в столице первого социалистического государства на Земле прошёл VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. На вершине хрущёвской «оттепели» руководство Советского Союза попыталось приоткрыть "железный занавес".

Проведению крупнейших молодёжных форумов способствовали важные

политические перемены, произошедшие в мире после войны. Преобладающее значение в ценностных ориентирах стали играть общечеловеческие ценности. Произошедшие в мире изменения сказались и на атмосфере межгосударственных отношений. Решающий вклад, который внёс СССР в Победу над нацистской Германией, вызвал рост симпатий к нему в большинстве стран. Положительный образ государства-победителя закрепился в сознании молодёжи всего мира.

Молодёжная политика в СССР накануне фестиваля

В послевоенные годы политика руководства страны по отношению к молодёжи становится более сложной. Акцент в ней был сделан на противоборство с «тлетворным влиянием» Запада. Советскому руководству необходимо было противостоять буржуазной идеологии в условиях развернувшейся «холодной войны». Чтобы оградить от неё молодое поколение, советское руководство приняло ряд постановлений, направленных против распространения отрицательных явлений в молодёжной среде. Однако закрытие культурных границ только усилило интерес советских граждан к достижениям общемировой культуры, а преследования приверженцев западного образа жизни только увеличивали интерес советской молодёжи к нему. Неприятие эстетических установок руководства СССР и его попыток административно руководить духовной жизнью молодого поколения вызывали у советской молодёжи огромное желание познакомиться с внешним миром. Руководители советского государства не принимали во внимание тот факт, что «железный занавес» в условиях нарастающей научно-технической рево-

люции не сможет стать абсолютно непроницаемой преградой. Разнообразными способами и каналами в Советский Союз прорывались современная западная мода, музыка, живопись, фильмы и другие явления мировой культурной жизни.

С приходом к власти Н. С. Хрущёва социальная напряжённость в молодёжной среде несколько снизилась. Хрущёвская «оттепель» характеризовалась значительной активизацией международных связей Советского Союза не только в фестивальной, но и в торгово-экономической, туристической, спортивной, выставочной и гастрольной деятельности. В вопросах пропаганды преимуществ социализма руководство страны и лично Н. С. Хрущёв большие надежды возлагали на «правильно организованные» личные контакты между гражданами СССР и иностранцами.

Советское общество периода «оттепели» становилось всё более открытым и информированным. Руководство страны пошло на известную либерализацию культурной жизни. Показ трофейных фильмов, появление зарубежных предметов ширпотреба, прослушивание заграничных радиопередач способствовали более быстрому приобщению к ценностям западного мира, меняя отношение к государственным идеологическим установкам. Изменение политической обстановки, расширение культурных связей со многими странами, распространение большого количества информационных материалов (телевидение, журналы, книги, кинофильмы и т. п.), знакомство с современным зарубежным искусством значительно расширили мировосприятие и кругозор советских граждан. Первое социалистическое государство также приковывало внимание иностранных граждан, желающих узнать культуру и традиции нашей страны. С середины 50-х гг. в Советском Союзе начали устраивать выставки западных художников, моделей одежды, стали приезжать с гастролями театры, артисты, проводились недели

зарубежных фильмов и т.п. Всё это приковывало к себе повышенное внимание в первую очередь молодых людей, бывших наиболее впечатлительной и интересующейся категорией советских граждан. В это время у них происходили глубокие мировоззренческие сдвиги. Молодые люди не собирались превращаться в простые «винтики» государственного механизма. В условиях хрущёвской «оттепели» у молодёжи имелось достаточно возможностей для самореализации и она искала поле деятельности для приложения сил и творческих способностей.

Изменения в душевном состоянии молодых людей страны Советов подметил замечательный колумбийский писатель Г. Маркес, которому посчастливилось познакомиться с жизнью московских студентов: «В университете ставится вопрос

0 необходимости достигнуть уровня жизни Запада. Совсем недавно студентки Московского института иностранных языков вызвали скандал, выйдя на улицу, одетые по парижской моде, с прической "конский хвост" и на высоких каблуках» [6, с. 85]. Определённое воздействие на изменения в сознании молодежи оказывало повышение уровня образования. Потребности советских граждан постоянно росли, и эта тенденция была неизменной.

Одной из задач властей было ослабление влияния буржуазной идеологии на умы советских молодых людей в условиях всё расширявшегося притока новостей о жизни западного общества. Политическая активность советского студенчества после развенчания культа личности И. В. Сталина и либерализации советского общества стала головной болью руководителей государства. В феврале 1957 г. к комсомольским руководящим органам обратились с призывом «вести неустанную борьбу против попыток буржуазной пропаганды навязать советской молодёжи низменные вкусы и взгляды»1.

1 Сборник постановлений ЦК ВЛКСМ (принятых после XII съезда ВЛКСМ). М.: Молодая гвардия, 1958. С. 96.

Используя прежние методы воздействия на молодой поколение под символом противостояния с капиталистической идеологией, руководителям советского государства приходилось приспосабливаться к новым политическим реальностям и, в первую очередь, к переменам в отношении стран Запада.

Этот период характеризуется противоречивостью внутренней и внешней политики. После XX съезда КПСС началось развенчание культа личности И. В. Сталина и поиск различных моделей взаимоотношений с зарубежными странами. С другой стороны, сама критика культа была более чем неполная. Свободно обсуждать многие темы было нельзя. Партию не устраивала индивидуалистическая смелость молодых граждан, независимые мысли и суждения. Руководство страны внимательно отслеживало настроения молодёжи. Со «свободомыслящими» воевали все: партийные органы, комсомольские организации, компетентные органы.

Приход к власти Н. С. Хрущёва пришёлся на разгар «холодной войны», непримиримого противоборства с западными государствами. Но по мере либерализации внешней политики советского государства его международный авторитет начинает расти. В это время стали устанавливаться контакты советской молодёжи со сверстниками из других стран. Упрочение дружеских отношений между гражданами государств с различным социальным строем стало важным фактором для развития взаимовыгодной совместной деятельности. Начавшийся после Второй мировой войны распад колониальной системы создал благоприятные условия для активизации внешней политики СССР в так называемом «третьем мире». Для упрочения международного положения советское государство пыталось вовлечь в орбиту своего влияния как можно больше государств, освободившихся от колониального гнёта.

Возглавляемое Н. С. Хрущёвым руководство страны заявило о возможности мирного сосуществования с буржуазными государствами. И, несмотря на то, что в СССР не прекращали обличать капиталистические порядки и продолжался курс на идеологическую конфронтацию двух мировых систем, именно в это время были налажены более тесные связи с различными странами. Н. С. Хрущёв с большой охотой ездил с визитами в другие страны, ведя переговоры с их руководителями о совместной деятельности.

Партия уделяла пристальное внимание молодёжной политике. В эпоху хрущёвской «оттепели» роль молодого поколения признавалась важнейшей при переходе советского государства от социалистического общества в коммунистическое. Резолюция XX съезда КПСС о возможности мирного сосуществования государств с различным социальным строем была направлена в первую очередь на завершение «холодной войны». Н. С. Хрущев стремился перевести военно-политическую конфронтацию в русло мирной экономической конкуренции. Лидер советского государства совершенно верно считал, что при нарастающей гонке вооружении, на которую тратились очень большие средства, будет сложно повысить жизненный уровень советских людей.

В решении этой задачи Всемирный фестиваль 1957 г. в Москве должен был сыграть немалую роль. Ни до, ни после революции такого крупномасштабного события в нашей стране ещё не было. Партийному и государственному руководству очень важно было показать дружественные намерения советских людей, но такого праздника дружбы оно не ожидало.

Подготовка к фестивалю

Такое грандиозное событие предваряла, прежде всего, тщательная подготовка. В главной комсомольской газете страны утверждалось: «...Молодежь много сде-

лала и делает, чтобы обеспечить успех Московского фестиваля. »1. Для того, чтобы подготовить жилые помещения для делегатов фестиваля, на стройки Москвы были направлены 15 тыс. молодых москвичей [3, с. 332]. Центральный комитет ВЛКСМ, чтобы успешно подготовиться к такому важному событию, объявил проведение Всесоюзного фестиваля советской молодёжи, который должен был начаться в сентябре 1956 г. Необходимо было показать зарубежным гостям не только высочайшую организацию фестиваля, но и искреннее желание советских людей мирных отношений между народами2. По всей стране шла подготовка к Всемирному фестивалю, в котором принимали участие десятки тысяч человек. Необходимо было показать свои лучшие качества на городских, районных, областных, республиканских фестивалях, чтобы заслужить право получить путевку на Всемирный фестиваль в Москве. По воспоминаниям современников, на этапе подготовки к фестивалю советские люди, в первую очередь, молодёжь, соревновались во всём - в труде, учёбе, умении говорить на иностранных языках, в пении и танцах, знании Москвы [7, с. 42-43]. Московский фестиваль убедил советский комсомол внести изменения в систему взаимодействия с советской молодёжью. Организация и проведение фестиваля в Москве рассматривались партией как задача первостепенной важности, как возможность показать все преимущества социализма в СССР. За успех фестиваля отвечал ЦК ВЛКСМ, первым секретарём которого в те годы был А. Н. Шелепин. Руководство ВЛКСМ ещё в октябре 1955 г. сформировало Советский подготовительный комитет, который включал в свой состав представителей ЦК ВЛКСМ, Московско-

1 Навстречу празднику // Комсомольская правда. 1957. 12 мая.

2 Деятельно готовиться к Всесоюзному фестивалю советской молодёжи // Комсомольская правда. 1956. 7 февраля.

го горкома комсомола, Министерства культуры СССР и других государственных организаций. Это свидетельствовало о том повышенном общественно-политическом значении, которое придавали фестивалю в СССР. Руководители советского государства этого и не скрывали, так как, заявив об отказе от прежних методов управления, они во что бы то ни стало стремились продемонстрировать всему миру гостеприимность и доброжелательность: «Надо принять гостей так, чтобы они, возвратясь из СССР, остались бы навечно нашими лучшими друзьями и рассказывали бы у себя правду о нашей великой и прекрасной стране, о нашем замечательном и мирном народе»3.

Фестиваль становился по отношению к молодёжи средством политики, с помощью которого она привлекалась к обсуждению важнейших общемировых проблем. Московский Всемирный фестиваль молодёжи и студентов задумывался как «грандиозная манифестация за мир и дружбу»4. Советскому государству необходимо было показать всему миру свои свершения и результаты строительства социализма, научные и культурные достижения, социальные завоевания советских граждан.

Потребовалась серьёзная модернизация существовавших в сталинский период «технологий гостеприимства» с целью их переориентации от штучной эксклюзивной работы с небольшими группами туристов из-за рубежа к обслуживанию массового потока иностранных гостей. Информационное освещение этого события осуществляло свыше 2 тыс. журналистов, 743 из которых представляли зарубежные страны [10, с. 23]. Для реализации поставленных задач максимально использовались возможности не только

3 Активнее готовиться к Всемирному фестивалю молодёжи: письмо из Москвы // Комсомольское знамя. 1957. 30 января.

4 Шелепин А. Н. Событие большой международной важности // Праздник мира и дружбы. Сборник материалов о VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов. М.: Молодая гвардия, 1958. С. 5.

государственно-партийного аппарата, но и всех существующих общественных организаций: профсоюзов, комсомола, обществ дружбы, творческих союзов, спортивных обществ и др. Координацию всех этих общественных организаций осуществлял Советский подготовительный комитет (СПК) Фестиваля. В первую очередь фестиваль стал демонстрационной площадкой, своеобразной «витриной достижений» Советского Союза в различных сферах. Заранее продумыва-лась программа посещений гостями фестиваля различных объектов (государственных учреждений, промышленных предприятий, учебных заведений, школ, домов пионеров, детских домов, больниц, поликлиник, клубов, дворцов и домов культуры, библиотек, передовых колхозов, совхозов, машинно-тракторных станций Московской области), готовились соответствующие информационные материалы. Всего для гостей фестиваля было проведено свыше 2 тыс. различных экскурсий по Москве и Подмосковью [2, с. 108]. Советские пропагандисты подчеркивали, что Фестиваль должен стать не только «Международным смотром достижений», но и «дружеским соревнованием молодёжи разных стран» [9, с. 45].

Атмосфера Московского фестиваля

Программа фестиваля включала в себя целый ряд массовых зрелищных мероприятий, каждое из которых освещалось прессой с гипертрофированным вниманием. В Москву приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. Торжественная встреча участников фестиваля в Москве состоялась 28 июля 1957 г. Около 3,5 млн. советских граждан вышли на улицы города по маршруту следования автоколонн, перевозивших «посланцев юности мира» [10, с. 27]. Помимо церемонии открытия, проходившей на Центральном стадионе им. В. И. Ленина, была массовая манифестация за мир и дружбу на Манежной площади. В ходе фестиваля состоялись сотни официальных встреч

между национальными делегациями. Также проводились встречи по профессиям, встречи между представителями отдельных молодёжных организаций, встречи по интересам, встречи по конфессиональному признаку, встречи солидарности с молодёжью стран-колоний. Параллельно основной программе фестиваля была предусмотрена насыщенная программа для студентов. Студенты на фестивале распространяли идеи интернациональности, поддерживали свободу и суверенитет народов бывших колоний. Всемирный фестиваль в Москве закреплял репутацию советского государства, которое стремилось к культурному диалогу с западными государствами, показав искренность и демократизм хрущёвской «оттепели». Москва качественно подготовилась к встрече делегаций со всего Земного шара. Содержательная и многосторонняя программа фестиваля охватывала огромное количество политических и культурных мероприятий: дискуссии с именитыми людьми, литературные и музыкальные встречи, художественные выставки, джазовые концерты и т.п. Самыми модными и труднодоступными на фестивале были джазовые концерты. Вокруг них был особый ажиотаж, подогреваемый властями, которые пытались как-то засекретить всё, что было с этим связано [4, с. 109]. Каноны соцреализма, господствовавшие в Советском Союзе, не позволили бы организовать выставку абстракционизма в парке Горького с участием знаменитого Дж. Поллока (лидера американских экспрессионистов). Однако в рамках фестиваля она прошла. Были продемонстрированы фильмы, которые до фестиваля никаким образом не были бы допущены к широкому просмотру. Все советские вольнодумцы, все знатоки джаза и современного искусства, модники и полиглоты ведут своё происхождение с лета 1957 г.

Фестиваль сыграл огромную роль в оживлении культурной жизни советской молодежи. Летом 1957 г. москвичи испы-

тали настоящий культурный шок. Такого количества иностранцев Москва никогда ещё не принимала. Для большего удобства гостям фестиваля разрешили свободное посещение московского Кремля и парка Горького. Невзирая на идеологическую основу Всемирного фестиваля, сторонники различных культур и политических взглядов совершенно свободно общались и дискутировали. Безусловно, многие советские граждане и гости фестиваля желали продолжить общение в неформальной обстановке, в то время как власти, наоборот, стремились минимизировать или взять под свой контроль такие контакты. Поздним вечером гости столицы и москвичи концентрировались в центре Москвы. Непроизвольно во время фестиваля происходило духовное раскрепощение молодого поколения, которое безбоязненно дискутировало со сверстниками из зарубежных стран, получая бесценный опыт свободного общения и отстаивания своего мнения при полной беспомощности властей предотвратить общение иностранцев с советской молодёжью [1, с. 244].

Популярный советский журнал «Огонёк» отмечал: «...Большой и свободный разговор идёт сегодня на фестивале. И вот этот-то откровенный дружеский обмен мнениями привёл в растерянность некоторых буржуазных журналистов, приехавших на фестиваль. Их газеты, видимо, требуют «железного занавеса», скандалов, «коммунистической пропаганды». А на улицах ничего этого нет. На фестивале танцы, пение, смех и большой серьёзный разговор. Разговор, нужный людям»1.

В воспоминаниях участника фестиваля, джазмена А. С. Козлова можно прочесть: «То были первые уроки демократии, первый опыт избавления от страха, первые, абсолютно новые переживания неподконтрольного общества» [4, с. 106]. Другой современник фестиваля считал,

1 Боровик Г. В. Большой разговор // Огонёк. 1957.

№ 33. С. 9.

что «результатом московского фестиваля явилась не победа «сил мира и социализма», а взаимное знакомство свободного Запада и освобождающейся от пут сталинизма советской Евразии» [8, с. 283].

Достижения фестиваля

Художественная практика, приобретенная в фестивальное время, внесла новшества в культурную жизнь страны. Джаз после фестиваля в Москве приобрёл необыкновенную популярность среди советской молодёжи. Ряд коллективов (как советских, так и зарубежных) получили всесоюзное признание. Одним из результатов московского фестиваля стала возможность подписаться на журналы и газеты государств Восточной Европы, в которых можно было подчерпнуть информацию не только о жизни в странах социалистического лагеря, но и в Америке и Европе. Под воздействием книг ранее недоступных зарубежных писателей формировалось мировоззрение целого поколения. Произведения Э. Хемингуэя и Э.-М. Ремарка становятся культовыми для молодежи СССР [5, с. 265].

Но самым важным достижением советского молодёжного курса в области культуры стало то, что фестиваль в Москве пробил первые бреши в «железном занавесе». Со всех концов нашей необъятной страны приехали тысячи юношей и девушек, мечтавших встретиться с участниками фестиваля. Колумбийский писатель Г. Маркес с восхищением описывал, как молодёжь Советского Союза с ликованием приветствовала сверстников с разных континентов, забрасывая их цветами, открытками, значками, стремясь дотронуться до иностранных гостей фестиваля. Он и другие делегаты прямо на улице вступали в беседы с прохожими и задавали им самые разные вопросы. Главными препятствиями в таком свободном общении являлись языковый барьер и определённая самоцензура советских собеседников. «фестиваль стал спектаклем для советского народа, в течение 40

лет оторванного от всего света» [6, с. 85]. Весь город был превращен в гигантское театрально-выставочное пространство. Мероприятия фестиваля создавали неповторимую атмосферу. По воспоминаниям свидетелей этого праздника, никогда - ни до, ни после, в Советском Союзе не было такой общности, дружественности, монолитности, сплоченности молодёжи, как это было в дни московского Всемирного фестиваля 1957 г., который до сих пор считается уникальным явлением в истории СССР периода «холодной войны».

В ходе подготовки к фестивалю в Москве были построены новые магистрали и гостиницы, благоустроены парки, возведен спортивный комплекс в «Лужниках» - Центральный стадион имени В. И. Ленина. В дальнейшем в СССР проводились и более масштабные мероприятия с участием иностранных гостей, однако именно фестиваль молодежи и студентов стал первым и самым важным, запустившим процесс постепенного открытия СССР остальному миру.

Фестиваль в Москве считается одним из символов десталинизации, либерализации, активизации международных контактов СССР эпохи «оттепели». Фестиваль рассматривался советской стороной как новая форма расширения своего международного культурного влияния. Советское руководство, пригласив в Москву Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, добилось большего, чем средствами дипломатии, правильно рассчитав, что гости фестиваля правдиво расскажут о достижениях советского государства, о доброжелательности и миролюбии его граждан. Никакие последующие обострения политических отношений между Востоком и Западом, их идейные разногласия так и не смогли полностью искоренить память о той атмосфере дружбы, единения и согласия, которая царила на фестивале. Лозунг фестиваля - « За мир и дружбу» стал идейной основой для большинства молодёжных движений 1960 -1970 гг. как на Западе, так и в СССР. Под

их натиском шатались буржуазные устои, рушились твердыни колониализма и расизма, утверждались идеалы коммунизма и социализма. Советскому Союзу очень важно было привлечь к себе сердца молодых в других странах, поэтому во время проведения Всемирного фестиваля в Москве «железный занавес» был распахнут для демонстрации советского образа жизни. Наша страна впервые широко открыла себя миру, а мир открывал для себя нашу страну. В этом и состоит политическое значение фестиваля. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов ломал стереотипы «холодной войны» во взглядах на Советский Союз и готовил почву для последующей разрядки отношений между СССР и Западом.

В то же время стремление Советского Союза занять лидирующие позиции в мире обязывало его отказаться от изоляционистской внешней политики и всемерно расширять взаимовыгодные связи с другими государствами. Всемирный фестиваль позволил создать привлекательный образ Советского Союза не только для молодёжи высокоразвитых государств, но и для представителей стран Движения Неприсоединения. Успехи Советского Союза в экономике и особенно в социальной сфере имели большой пропагандистский эффект и использовались как бесспорные доказательства преимуществ социализма. После фестиваля африканское направление становится одним из важнейших в советской внешней политике, так как создавался новый плацдарм для распространения идей социализма и влияния на умы молодёжи. Московский фестиваль способствовал началу широкомасштабных отношений с африканскими странами. В результате были созданы такие учебные и научно-исследовательские учреждения, как Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы и Институт Африки АН СССР. Ставка Советского Союза на молодёжь Африки в целом оказалась правильной, так как в африканских странах на повест-

ке дня стоял вопрос о выборе пути исторического развития.

В целом результаты происходившего культурного диалога были, по всей видимости, позитивно оценены руководством СССР. Благодаря фестивалю в Советском Союзе сложилась устойчивая схема организации и проведения крупных международных мероприятий, которая продолжала использоваться на протяжении нескольких последующих десятилетий. Так, все упомянутые выше цели преследовались и реализовывались теми же способами в ходе подготовки и проведения 0лимпиады-80. Фестиваль 1957 г. стал не только первым событием мирового масштаба в СССР в западном понимании этого слова, но и стал примером того, как такого рода мероприятия использовались советским руководством в качестве инструмента культурной дипломатии. Московский фестиваль показал, что Советский Союз готов начать цивилизованный диалог с западными государствами, продемонстрировав открытость и искренность своей государственной политики.

Но самый важный результат московского фестиваля - это открытие «железного занавеса» и дальнейшее наступление «оттепели» во всех сферах жизни советского общества. Знакомство и общение со сверстниками из других стран обогатило духовный мир молодых граждан Советского Союза и сделало их внутренне более свободными. У них начинают меняться представления о жизни, взгляды на культуру поведения, современную моду и т. д. Временное смягчение идеологических установок партийного руководства СССР дало молодому советскому поколению возможность составить собственную точку зрения по важнейшим внутренним и мировым проблемам и отстаивать её в ходе обсуждений и дебатов.

Фестиваль показал, что некоторые идеологические постулаты необходимо менять, так как они наполнены догматическими штампами, препятствующими

знакомству советской молодежи с достижениями современной зарубежной культуры. И надо отдать должное тем партийным и государственным деятелям, которые, осознав пагубность культурной изоляции СССР, выступили за налаживание культурного диалога и сотрудничества с другими странами.

Стоявший во главе советского государства Н. С. Хрущёв стремился к установлению взаимопонимания между государствами с различным общественным строем и завершению «холодной войны». Тем же целям служили и всемирные фестивали молодежи и студентов, выражая мнение вступающего в самостоятельную жизнь поколения планеты по самым животрепещущим мировым проблемам и, в первую очередь, по проблеме войны и мира.

Заключение

Всемирные фестивали молодежи и студентов были порождением своей эпохи. В годы после Второй мировой войны они предоставляли молодёжи возможность непосредственного общения, несмотря на различия в мировоззрении и государственные рубежи. Фестивали давали молодым людям чувство сопричастности к мировым проблемам, осознание важности борьбы за сохранение мира, веру в возможность решать международные проблемы не только путём переговоров между государствами, но и «народной дипломатией». Фестивали показали, что молодёжь может влиять на принятие политические решений, что она может напрямую обращаться к общественным организациям других государств без участия своих правительств. В ходе живого и непосредственного общения к молодым людям из разных стран приходит осознание того, что у них больше общего, чем различий, что вместе они представляют огромную силу и что ответственность за судьбу человечества лежит также и на них.

Советской молодёжи Московский фестиваль, кроме всего прочего, дал воз-

можность познакомиться с другой идеологий, с другим мировосприятием, с другими ценностями и традициями, что не только расширило её представления об окружающем мире, но и стимулировало к самостоятельным духовным и творческим исканиям.

Всемирный фестиваль в Москве стал одним из символов хрущёвской «оттепели». Воздействие фестиваля 1957 г. на со-

ветскую действительность было огромным. Фестиваль изменил образ жизни миллионов советских людей. Смело можно сказать, что после этого фестиваля страна стала другой: более открытой миру и интегрированной в него, а социальный климат в стране стал значительно теплее.

Статья поступила в редакцию 26.11.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксютин Ю. В. Хрущёвская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М.: РОССПЭН, 2010. 488 с.

2. Гранд Н. Н., Ткаченко В. Г. Фестивальные встречи. Калинин: Книжное издательство, 1958. 112 с.

3. История Москвы. Т. 4. М.: Мосгорархив, 1997. 544 с.

4. Козлов А. С. «Козёл на саксе». И так всю жизнь. М.: Вагриус, 1998. 448 с.

5. Лебина Н. Б., Чистяков А. Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущёвского десятилетия. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003, 343 с.

6. Маркес Г. Г. СССР: 22400000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы // Юность. 1988. № 4. С. 82-85.

7. Молодёжь, мир, фестиваль. М.: Московский рабочий, 1985. 287 с.

8. Пыжиков А. В. Хрущёвская «оттепель». М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 511 с.

9. Шевченко В. Г. Материалы к лекции на тему «Московский фестиваль за мир и дружбу». М. 1957. 45 с.

10. VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. М.:Молодая гвардия. 1958. 128 с.

REFERENCES

1. Aksyutin Yu. V. Khrushchevskaya «ottepel'» i obshchestvennye nastroeniya v SSSR v 1953-1964 gg. [Khrushchev "thaw" and public moods in the Soviet Union in 1953-1964]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2010. 488 p.

2. Grand N. N. Tkachenko V. G. Festival'nye vstrechi [Festival meetings]. Kalinin, Knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1958. 112 p.

3. Istoriya Moskvy [ History of Moscow]. Vol. 4. Мoscow, Mosgorarkhiv Publ., 1997. 544 p.

4. Kozlov A. S. «Kozel na sakse». I tak vsyu zhizn' [«Kozel na sakse». And so all my life]. Moscow, Vagrius Publ., 1998. 448 p.

5. Lebina N. B. Chistyakov A. N. Obyvatel' i reformy. Kartiny povsednevnoi zhiznigorozhan vgody nepa i khrushchevskogo desyatiletiya [Common man and reforms. Pictures of everyday life of citizens in the years of the NEP and the Khrushchev decade]. St. Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2003. 343 p.

6. Marquez G. G. [Soviet Union: 22400000 square kilometers without a single coca-Cola advertisement]. In: Yunost' [Youth], 1988, no. 4, pp. 82-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Molodezh', mir, festival' [Youth, world, festival]. Мoscow, Moskovskii rabochii Publ., 1985. 287 p.

8. PyzhikovA. V Khrushchevskaya «ottepel» [Khrushchev "thaw"]. Moscow, OLMA-PRESS Publ., 2002. 511 p.

9. Shevchenko V. G. Materialy k lektsii na temu «Moskovskii festival' za mir i druzhbu» [Materials for a lecture on the topic "Moscow Festival for Peace and Friendship"]. Moscow, [B. I.] 1957. 45 p.

10. VI Vsemirnyi festival' molodezhi i studentov. Sbornik materialov [VI World Festival of Youth and Students. Collection of materials]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1958. 128 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Горлов Владимир Николаевич - доктор исторических наук, профессор кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Vladimir N. Gorlov - Dr. Sci. (History), Professor of the Department of Historical Sciences and Archive Studying, Moscow Linguistic State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Горлов В. Н. Фестиваль молодёжи в 1957 г. изменил СССР: первый прорыв «железного занавеса» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2021. № 1. С. 87-97. DOI: 10.18384/2310-676X-2021-1-87-97

FOR CITATION

Gorlov V. N. The 1957 Moscow Youth Festival has changed the Soviet Union: The first breakthrough of the Iron Curtain. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, 2021, no. 1, pp. 87-97.

DOI: 10.18384/2310-676X-2021-1-87-97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.