№ 5 (174). С. 70-75 Отечественная история 2018
УДК 94(470.22)"19"
DOI: 10.15393/исЬлэЛ.2018.171
ИРИНА ВИКТОРОВНА ШОРОХОВА
кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) [email protected]
УЧАСТИЕ АРТИСТОВ КАРЕЛИИ В VIII ВСЕМИРНОМ ФЕСТИВАЛЕ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ В ХЕЛЬСИНКИ В 1962 ГОДУ
Статья посвящена не изученному в исторической науке вопросу подготовки и участия артистов КАССР в VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1962 году. Материалами для исследования послужили архивные источники, советская и финляндская периодическая печать. Цель исследования, выполненного на основе сравнительно-исторического метода, - оценить участие артистов Музыкально-драматического театра и ансамбля «Кантеле» в международном событии. Было установлено, что основной акцент в культурной программе советской делегации был сделан на балете «Сампо». Постановка смогла продемонстрировать достижения советского балета, сохранившего лучшие традиции русского танцевального искусства, и показать высокий уровень развития культуры в регионах СССР. Установленное различие в объеме и качестве освещения событий культурной программы фестиваля в финских и советских источниках объясняется не невниманием хозяев фестиваля к показам достижений искусства стран-участниц, а острой политической борьбой в Финляндии в начале 1960-х годов. Между тем участие артистов Карелии в VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов позволило им получить мировую известность, познакомиться с творческими работами иностранных коллег. Подготовка балетной труппы Музыкально-драматического театра и ансамбля «Кантеле» к фестивалю, тесное сотрудничество со специалистами из Москвы и Ленинграда также следует признать стимулом для дальнейшего развития искусства региона. После фестиваля культурные контакты Карелии и Финляндии стали регулярными и плодотворными. Ключевые слова: VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов, Карелия, Хельсинки, Музыкально-драматический театр, балет «Сампо», «Кантеле»
Истории всемирных фестивалей молодежи и студентов, а также участию в них советских делегаций в современной исторической науке не уделяется должного внимания. Если общие вопросы истории VI Всемирного фестиваля, проходившего в Москве в 1957 году, еще привлекали исследователей [4], [5], то другие фестивали и выступление на них молодежи СССР остаются вне поля зрения историков. Советская историография исследовала этот вопрос в общем дискурсе общественной деятельности советских сторонников мира [1], [8]. Между тем VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в 1962 году в Хельсинки, представляет научный интерес не только с точки зрения участия провинциальных представителей искусства в международном событии, но и с позиции анализа развития творческого потенциала Карелии в начале 1960-х годов и укрепления в дальнейшем культурных связей республики с Финляндией [7: 326-346]. Превосходное выступление делегации из СССР на фестивале должно было не только продемонстрировать успехи в развитии культуры, спорта и образования страны, но и еще раз подчеркнуть возросший международный престиж Советского Союза.
В решении амбициозных задач, стоявших перед советской делегацией, помогали артисты
Карелии. Они в составе советской делегации 28 июля - 6 августа 1962 года принимали участие в VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки. В столицу Финляндии прибыли представители 137 стран-участниц. СССР был представлен на фестивале 700 участниками1.
Программа советской делегации на фестивале была насыщенной [6]. Она включала в себя официальную часть, в рамках которой состоялась встреча председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по культурным связям с зарубежными странами С. К. Ромода-новского, личного представителя Л. И. Брежнева, с президентом Финляндии У. К. Кекконеном2. Общественно-политическая часть программы предполагала участие советской молодежи в дискуссиях по актуальным вопросам социального, политического, экономического развития стран и современной международной обстановки3. Спортивная составляющая фестиваля была представлена состязаниями, показательными выступлениями и соревнованиями в различных видах спорта между молодежными командами стран-участниц4. Каждая из них представляла и культурную часть программы своего участия в фестивале. Советская творческая молодежь давала национальный концерт и четыре балетных спектакля, а также принимала участие в 15 международных концертах5.
© Шорохова И. В., 2018
Кроме этого каждый день артистов был заполнен множеством разнообразных выступлений. Они работали на открытых площадках, в закрытых помещениях и в парках, давали самостоятельные и смешанные концерты на улицах и в клубах финской столицы6.
Советская делегация стремилась представить культуру многонационального советского народа во всем ее многообразии7. Так, на площадках фестиваля выступали эстонский девичий октет «Лайне», танцевальная группа Украинского народного хора, воронежский ансамбль учащихся профессионально-технических школ, ансамбль работников городского транспорта Тбилиси и др.8 На VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки были задействованы такие известные представители советского искусства, как М. Ростропович, Г. Измайлова, Т. Мианса-рова, Е. Евтушенко9. С участниками фестиваля провел встречу Ю. А. Гагарин [10].
Выступления артистов Карелии заняли важное место в программе участия советской делегации на фестивале10. Представлять искусство края на международной арене в Хельсинки доверили Музыкально-драматическому театру. Он привез на фестиваль специальную концертную программу, состоявшую из пяти карельских и финских танцев, среди которых наиболее известными были «Шестерка в тройках», танец с ложками, «Рыболов», хореографическая картина «Стелла»11. В соответствии с основным лозунгом фестиваля «За мир и дружбу» в программе артистов из Карелии была показана композиция «Память о Хиросиме», представлявшая собой танец в память жертв этой трагедии12. Артисты республики также приняли участие в национальном концерте советской делегации, где были показаны карельские и финские народные танцы, а заслуженные артисты КАССР С. Губина и Ю. Сидоров исполнили «Советский вальс» М. Дунаевского13.
Главным событием балетного искусства на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов должен был стать балет «Сампо» (муз. Г. Н. Синисало, пост. И. Смирнов; отдельные балетные номера в постановке М. М. Мнацаканяна и В. И. Кононова)14. Представляется, что для участия в фестивале балет был выбран неслучайно. Во-первых, сама постановка стала заметным культурным событием в СССР. Спектакль был поставлен в 1959 году для Декады карельского искусства и литературы в Москве. В подготовке балета были задействованы лучшие творческие силы Карелии, Ленинграда и Москвы. Во-вторых, само место проведения фестиваля предполагало сделать акцент на культурной близости народов Карелии и СССР с финским народом. Балет «Сампо», поставленный на основе эпоса «Калевала», как нельзя лучше выполнял эту роль в условиях культурного, экономического и политического сближения позиций СССР и Финляндии в послевоенный период [9: 334348]. В-третьих, молодой коллектив Музыкально-
драматического театра, многие артисты которого закончили хореографические училища только во второй половине 1950-х годов, полностью соответствовал возрастной категории участников фестиваля.
Подготовка главного номера программы советской делегации к выступлению на международной сцене проходила непросто и в условиях сжатых сроков15. Балет «Сампо» после Декады показали советскому зрителю в Ленинграде, Горьком, Рязани, Архангельске и других городах. Он был снят на киностудии и транслировался в кинотеатрах и по телевидению. «Сампо» приобрел известность в СССР, но, как отмечали специалисты, стал терять в художественном отношении, утратил живость и яркость сцен, артисты стали позволять себе небрежность и облегчали сложные пируэты16.
Для показа балета мировой общественности в Хельсинки требовалась также серьезная работа по увеличению динамичности всего действия и сокращению некоторых сцен. Изначально спектакль предполагал большое количество артистов, занятых в многочисленных массовых сценах и танцах балета. Но ограничение числа участников карельской делегации фестиваля также потребовало внесения дополнительных изменений в постановку. Кроме того, в Хельсинки сцена Национального театра оказалась меньше сцены Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, что привело к отказу от участия в балете еще и артистов хора17.
Для работы над фестивальным вариантом балета из Москвы был приглашен его постановщик балетмейстер И. В. Смирнов18. У него уже был опыт работы над спектаклями, рассчитанными на зарубежного зрителя19. И. В. Смирнов заранее был отправлен в рабочую командировку в Хельсинки с целью изучения сцены Национального театра Финляндии, на которой предстояло выступать артистам Карелии с балетом «Сампо»20. Интересно, что у советской делегации имелись планы показать «Сампо» на отрытом воздухе в большом парке в центре Хельсинки. В нем располагался музей деревянной архитектуры древних северных народов, на фоне экспонатов которого балет смотрелся бы особенно выигрышно. Но от проекта пришлось отказаться, поскольку его осуществление потребовало бы большого числа участников, а артисты «Сампо» были ограничены регламентом в четыре десятка исполнителей21.
В связи с тем что музыканты Карелии по уровню исполнения или по возрастным характеристикам не соответствовали уровню международного молодежного фестиваля, музыкальное сопровождение «Сампо» за рубежом осуществлял симфонический оркестр Московской консерватории во главе с профессором М. Н. Тэриа-ном под управлением ленинградского дирижера В. Г. Широкова [3]. Работа над танцевальной частью балета «Сампо» и над изменением его
музыкального оформления велась дистанционно. Оркестр и артисты балета провели лишь несколько совместных репетиций непосредственно перед отъездом на фестиваль22.
В конце мая 1962 года в Петрозаводск для просмотра спектакля Музыкально-драматического театра прибыла комиссия в составе председателя Комитета молодежных организаций СССР П. Н. Решетова, главного режиссера фестиваля И. М. Туманова, секретаря ЦК ВЛкСМ С. П. Павлова23. По итогам смотра министр культуры КАССР Л. Колмовский оценил как «недостаточную» проделанную театром работу по подготовке балета «Сампо» к VIII Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Он отметил, что руководство театра и постановочная группа в составе И. В. Смирнова и А. А. Шелковникова не выполнили предложений по доработке и улучшению балета24.
В условиях спешки возникло некоторое недопонимание между творческими и руководящими работниками Карелии. И. В. Смирнов в воспоминаниях о подготовке балета «Сампо» к выступлению в Хельсинки делал акцент на напряженной, но слаженной работе коллектива над спектаклем и не упоминал о каких бы то ни было нареканиях со стороны руководства25. Конечно, можно предположить, что известный балетмейстер не хотел признавать неприятный факт низкой оценки его работы руководством Карелии и компетентными органами, обеспечивавшими подготовку к фестивалю. Однако это не помешало И. В. Смирнову отметить множество других проблемных и сложных мест, с которыми он столкнулся в процессе подготовки балета к зарубежному показу. Представляется, что в условиях территориальной разделенности коллектива, резкого сокращения количества задействованных в спектакле лиц, а также дефицита времени реализовать в полной мере все изменения в балете было крайне затруднительно. Тем не менее политическая подоплека показа «Сампо» на фестивале как «триумфа советского балета» требовала наилучшего результата от коллектива. Именно этими причинами и была вызвана жесткая реакция руководства Карелии на неудачи майского смотра балета.
К весне 1962 года еще не было готово новое оформление «Сампо». Для проведения работ по обновлению декораций к спектаклю петрозаводский Музей ИЗО на один месяц передал специалистам Музыкально-драматического театра выставку иллюстраций художников республики к народному эпосу «Калевала»26. Только к середине лета в Москве были сшиты выдержанные в стиле народов Севера новые костюмы для артистов балета и подготовлен новый макет ключевой части декораций - мельницы Сампо27.
Еще одним итогом майского смотра стал приказ Министерства культуры КАССР руководству Музыкально-драматического театра, который предписывал организовать силами театра также и подготовку концертной программы для
VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, положив в ее основу номера с небольшим числом исполнителей28.
Сложность работы над этой частью международного выступления артистов Карелии заключалась в том, что Музыкально-драматический театр должен был при этом вести свою обычную деятельность. Подготовка к фестивалю балетной труппы театра, а также ее отъезд в Хельсинки заставили на месяц прервать летние гастроли. В условиях, когда театр должен был выполнять плановые показатели по доходам, министр культуры КАССР Л. Колмовский обратился с просьбой в Совет Министров республики разрешить Музыкально-драматическому театру в 1962 году внеплановые гастроли в Ленинграде. Опыт предыдущих гастролей и успех Музыкально-драматического театра у ленинградцев позволяли рассчитывать на покрытие убытков театрального коллектива29.
Финансовые обязательства Музыкально-драматического театра заставили его артистов летом 1962 года отправиться на гастроли в Мурманск. Между тем штатное расписание театра не предусматривало должности концертмейстера. Для подготовки театра к ответственному выступлению в Мурманск для концертмейстерской работы были отправлены педагог Музыкального училища Г. М. Цвибель и методист по танцам Дома народного творчества Ф. В. Козин30. Они вели работу с артистами по подготовке концертной части программы в свободное от гастрольных спектаклей время.
В программу концерта были также включены лучшие народные танцы ансамбля «Кантеле» («Круга», «Шестерка в тройках», шуточный рыбацкий танец, «Финская полька» в постановке В. И. Кононова), который находился в Петрозаводске и готовился к выступлению в Финляндии самостоятельно31.
В начале июля 1962 года в Петрозаводске прошел общественный смотр концертной части программы, подготовленной для VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. К этому же времени были готовы переводы и изданы на русском и финском языках афиши, программа, либретто для участия делегации из Карелии в международном мероприятии32.
5 июля 1962 года труппа Музыкально-драматического театра, занятая в балете и в концертной программе, и артисты «Кантеле» собрались в Москве, где на сцене филиала МХАТ продолжили репетиции в полном творческом составе33. Началась непростая работа по согласованию музыкальной и танцевальной составляющих балета «Сампо». Коллектив вынужден был работать чуть ли не круглосуточно. 15 июля, в воскресенье, в столице состоялся последний просмотр балета «Сампо». Напряженная работа артистов, музыкантов, балетмейстеров и постановщиков была высоко оценена художественным советом и московскими зрителями. «Спектакль смотрелся
и звучал лучше, чем на премьере», было отмечено в прессе34.
Если с творческой частью балета основные сложности были решены, то техническое оформление спектакля пришлось дорабатывать уже на сцене в Хельсинки. На VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов советскому техническому персоналу пришлось потратить много времени на монтировочные работы, репетицию световой партитуры, организацию перемен декораций между картинами. В результате единственная сценическая репетиция в Финляндии для артистов балета «Сампо» не смогла пройти как генеральная: мешало большое количество недоделок в постановочной части. Работники сцены трудились более суток без перерывов, чтобы подготовить ее к премьерному международному показу балета «Сампо». Однако наладить взаимодействие с финскими техническими работниками в полной мере не удалось. Во время спектакля, когда было необходимо убирать и ставить декорации, Н. Н. Васин, машинист сцены Кремлевского дворца съездов и руководитель машинно-декорационной части на фестивале, вынужден был прибегать к помощи петрозаводских артистов35.
Премьера балета «Сампо» на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов состоялась в среду, 1 августа 1962 года. Все билеты на спектакль были проданы заранее, но у кассы «толпились люди, надеясь на счастливый случай»36. Директор Музыкально-драматического театра С. П. Звездин в интервью, данном уже после возвращения с фестиваля, заметил, что молодой англичанин пытался пробраться в театр на «Сам-по» через окно. Из-за этого происшествия начало спектакля задержали на 12 минут37.
Успех балета «Сампо» в Финляндии отмечали и в советской, и в финляндской прессе. Четыре представления «Сампо» в Национальном театре в Хельсинки прошли в переполненном зале.
У подъезда театра творится нечто невообразимое. В зале немногим более 600 мест. Билеты все проданы... Театр штурмуют. Контролеры едва сдерживают напор тех, кто потрясает своими фестивальными карточками, туристскими удостоверениями и другими бумагами, которые, по их представлениям, обязательно должны открыть доступ в зрительный зал38.
Советские туристы оказывали помощь контролерам в пропуске зрителей на спектакль «Сампо».
И порой невозможно было устоять перед просьбами. Группа колумбийцев на ломаном русском языке просила пропустить, так как советские и дома посмотрят балет. Пропустили без билетов и колумбийцев, и итальянцев. А потом просто пришлось закрыть двери, театр был до предела полон39.
Руководство петрозаводского театра разместило в фойе Национального театра Хельсинки в обложке из карельской березы книгу для отзывов иностранных зрителей [2]. После четырех показов балета страницы книги отзывов представ-
ляли собой «коллективный дифирамб в адрес советского искусства»40.
Зрители и критики особенно отмечали успех заслуженных артистов КАССР С. Степановой, В. Мельникова и С. Губиной41. Заместитель министра культуры КАССР С. Колосенок в отчетных документах обращал внимание на то, что балет «Сампо» на фестивале прошел с исключительным и небывалым успехом42. В архивных источниках и материалах прессы представлены многочисленные положительные и восхищенные отзывы о спектакле зрителей из Австрии, Австралии, Канады, Франции, Италии, Румынии и других стран43.
Финская пресса благожелательно встретила балет «Сампо». В советских источниках приведено множество выдержек из финноязыч-ных периодических изданий («Ка^ап Uutiset», «Маака^а», «№иуу Sanomat») с хвалебными отзывами о танцевальном и музыкальном искусстве петрозаводского театра и в целом о советском балете, о мастерстве артистов Карелии С. Губиной, В. Мельникова, С. Степановой, Е. Павловой, Ю. Сидорова44.
Однако финские исследователи отмечают немногочисленность публикаций в местной прессе о событиях культурной части фестиваля. J. Lmdfors и J. Sedergren объясняют это тем, что журналистов Финляндии в те дни гораздо больше волновали столкновения с полицией молодежи, настроенной против проведения в стране фестиваля [13], [14]. Беспорядки в Хельсинки начались с первого дня его работы [11], [12]. Е. Тиоткуа видел главную причину протестного движения в Хельсинки в политическом кризисе, поразившем Финляндию в начале 1960-х годов из-за реализации президентом У. Кекконеном программы по сближению позиций СССР и Финляндии [15].
Политический контекст VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов требует детального анализа, но участие артистов Карелии в мероприятии следует признать успешным. При этом обращает на себя внимание то, что в целом усилия всего творческого коллектива Карелии по подготовке к выступлению на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в материальном выражении были оценены довольно скромно45.
В прессе СССР несколько утрировано положительное впечатление, произведенное балетом на иностранную публику, но международный дебют балетной труппы Музыкально-драматического театра безусловно удался. То обстоятельство, что в освещении советской культурной программы фестиваля основной упор делался именно на балет, позволяет утверждать, что «Сампо» являлся ее центральным пунктом. Из концертной программы карельских артистов следует выделить танцы «Танец с ложками» и «На огонек». Они понравились московскому руководству и были записаны Московской студией телевидения уже после фестиваля для трансляции советскому зрителю46.
Балет «Сампо» продемонстрировал молодежи стран - участниц фестиваля достижения советского классического танцевального искусства и доказал, что в Советском Союзе балет высокого уровня доступен не только в крупнейших культурных центрах, Москве и Ленинграде, но и в провинциальных городах. Важно отметить, что международный успех «Сампо» был обеспечен сотрудничеством творческих деятелей Москвы, Ленинграда и регионов Советского Союза.
Артисты Карелии, принимавшие участие в фестивальных мероприятиях, получили возможности для дальнейшего профессионального роста и от этого сотрудничества в период под-
готовки к фестивалю, и в результате того, что смогли познакомиться с новыми направлениями современного танцевального искусства европейских стран и особенностями национальных танцев народов мира. Это позволило Музыкально-драматическому театру в последующие годы соответствовать высоким мировым стандартам. Финляндские граждане всегда проявляли интерес к Карелии, а после показа в Хельсинки балета «Сампо», основанного на общем для народов двух стран эпосе, начавшееся в конце 1950-х годов культурное сотрудничество Карелии и Финляндии стало более регулярным и плодотворным.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ленинская правда. 1962. 25 июля.
2 Ленинская правда. 1962. 31 июля.
3 Ленинская правда. 1962. 25 июля.
4 Костерин С. На орбите Фестиваля // На рубеже. 1962. № 5. С. 78; НА РК. Ф. Р-1627 (ГУК «Объединенная дирекция Музыкального театра и Русского театра драмы РК (1935-2009)»). Оп. 3. Д. 5/59. Л. 20об.
5 Ленинская правда. 1962. 25 июля.
6 Ленинская правда. 1962. 7 августа.; НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 5/59. Л. 20.
7 Комсомолец. 1962. 28 июля.
8 Смирнов И. Открытая книга «Сампо» // На рубеже. 1962. № 6. С. 107.
9 Там же. С. 106.
10 НА РК. Ф. Р-3017(Министерство культуры и по связям с общественностью РК (1955-2007)). Оп. 1. Д. 51/329. Л. 190.
11 Ленинская правда. 1962. 7 августа.
12 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 5/59. Л. 20; Комсомолец. 1962. 28 июля.
13 Комсомолец. 1962. 28 июля.
14 НА РК. Ф. Р-3017. Оп. 1. Д. 51/329. Л. 190.
15 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 8/85. Л. 28.
16 Смирнов И. Открытая книга «Сампо» // На рубеже. 1962. № 6. С. 99.
17 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 8/85. Л. 38.
18 НА РК. Ф. Р- 1627. Оп. 3. Д. 5/59. Л. 17.
19 Примечания: В 1957 г. в Бухаресте И. В. Смирнов ставил балет Р. Глиэра «Медный всадник», который еще долгое время шел на румынских сценах. (Смирнов И. Открытая книга «Сампо» // На рубеже. 1962. № 6. С. 107.)
20 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 5/59. Л. 20-21.
21 Смирнов И. Открытая книга «Сампо» // На рубеже. 1962. № 6. С. 101.
22 Там же. С. 100.
23 НА РК. Ф. Р-3017. Оп. 1. Д. 51/329. Л. 90, 91, 154.
24 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 8/85. Л. 38.
25 Смирнов И. Открытая книга «Сампо» // На рубеже. 1962. № 6. С. 99-108.
26 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 8/85. Л. 43.
27 Комсомолец. 1962. 28 июля.
28 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 8/85. Л. 39.
29 Примечания: «Музыкально-драматический театр уже выступал в городе в 1960 и в 1961 годах. Зрителям понравились "хороший репертуар и высокая исполнительская культура" артистов Карелии. Такие гастроли, по подсчетам министра, должны были дать театру 18 тыс. рублей чистого дохода» (НА РК. Ф. Р-3017. Оп. 1. Д. 51/329. Л. 57).
30 НА РК. Ф. Р-3017. Оп. 1. Д. 51/332.Л. 154; Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 8/85. Л. 28, 41.
31 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 8/85. Л. 39.
32 Там же.
33 Смирнов И. Открытая книга «Сампо» // На рубеже. 1962. № 6. С. 100.
34 Комсомолец. 1962. 28 июля.
35 Смирнов И. Открытая книга «Сампо» // На рубеже. 1962. № 6. С. 104.
36 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 5/59. Л. 20.
37 Там же.
38 Смирнов И. Открытая книга «Сампо» // На рубеже. 1962. № 6. С. 104.
39 Костерин С. На орбите Фестиваля // На рубеже. 1962. № 5. С. 74.
40 Смирнов И. Открытая книга «Сампо» // На рубеже. 1962. № 6. С. 105.
41 Ленинская правда. 1962. 7 августа; НА РК. Ф. 1627. Оп. 3. Д. 5/59. Л. 19.
42 НА РК. Ф. Р-3017. Оп. 1. Д. 51/329. Л. 190.
43 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 5/59. Л. 20; Смирнов И. Открытая книга «Сампо» // На рубеже. 1962. № 6. С. 105, 107; Костерин С. На орбите Фестиваля // На рубеже. 1962. № 5. С. 75.
44 Комсомолец.1962. 18 августа; Ленинская правда. 1962. 10 июля; НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 5/59. Л. 20; Смирнов И. Открытая книга «Сампо» // На рубеже. 1962. № 6. С. 106; Valto Е^аЬе1 <^атро - е^аа киШиипа» // РипаНрри. 1962. N10. 6. Р. 104-106.
45 Примечания: «Учитывая большое политическое значение показа балета "Сампо" в Финляндии, его непревзойденный успех у финского зрителя, а также большую кропотливую и напряженную работу всего коллектива и его руководителей», министерство культуры КАССР премировало всех участников карельской делегации за границей в размере одного месячного оклада (51 человек, общая сумма 5860 рублей) за счет экономии фонда заработной платы по подведомственным министерству учреждениям культуры, состоящим на республиканском бюджете» (НА РК. Ф. Р-3017. Оп. 1. Д. 51/329. Л. 190).
46 Комсомолец. 1962. 28 июля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадмаев А. З. Международные фестивали молодежи: региональный опыт // Сибирский международный ежегодник / Под ред. А. Г Тимошенко, Л. В. Дериглазовой. Томск: Томский государственный университет, 2010. С. 212-216.
2. Гальцина Н. В. Стоит жить: О жизни и творчестве Сергея Петровича Звездина. Петрозаводск: Карелия, 2004. 152 с.
3. Генделева Ю. Д. Музыкальный театр Карелии: очерк истории. Петрозаводск: ПетроПресс, 2009. 240 с.
4. Ге р а с и м о в а О . Г. К вопросу об участии Московского университета в подготовке и проведении всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2005. № 1. С. 35-64.
5. Денисова Л. Шестой, всемирный... К 50-летию проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов // Родина. 2007. № 10. С. 120-122.
6. Кашоян Г. Юность встречается в Хельсинки. М.: Молодая гвардия, 1962. 33 с.
7. Похлебкин В. В. СССР - Финляндия. 260 лет отношений. М.: Международные отношения, 1975. 408 с.
8. Скребнев В. А., Ванин В. В. Фестивальное движение как фактор развития созидательной деятельности комсомола // Исторические, философские, политические и юридические науки. Культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 10 (24): В 2 ч. Ч. 2. С. 191-194.
9. Ю с с и л а О . , Х е н т и л я С . , Н е в а к и в и Ю . Политическая история Финляндии 1809-2009. М.: Весь мир, 2010. 471 с.
10. Gagarin Heisingin festivaalin tähtenä 1962. YLE Elävä arkisto. Available at: https://yle.fi/aihe/artikkeli/2011/04/07/gagarin-helsingin-festivaalin-tahtena-1962#media=53228 (accessed 11.01.2018).
11. Kor vela M. Tuntematon Helsingin nuorisofestivaali // Tiedonantaja. 24.05.2012.
12. Krekola J. Maailma kylässä: Helsingin nuorisofestivaali 1962. Helsinki, 2012. 309 s.
13. L i n d fo r s J. Nuorisofestivaalit Helsingissä 1962. YLE Elävä arkisto. Available at: https://yle.fi/aihe/artikkeli/2006/09/08/ nuorisofestivaalit-helsingissa-1962#media=9293 (accessed 11.01.2018).
14. Sedergren J. Kylmän sodan kulttuuripolitiikkaa Available at: http://sedis.blogspot.ru/2005/07/kylmn-sodan-kulttuuripolitiikkaa.html (accessed 11.01.2018).
15. Tuomioja E. Joni Krekola, Maailma kylässä 1962. Helsingin nuorisofestivaali. Like, 309 s., Riika 2012. Available at: https://tuomioja.org/kirjavinkit/2012/08/joni-krekola-maailma-kylassa-1962-helsingin-nuorisofestivaali-like-309-s-riika-2012 (accessed 11.01.2018).
Shorohova 1 V., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)
PARTICIPATION OF THE ARTISTS FROM KARELIA IN THE VIIIth WORLD FESTIVAL OF YOUTH AND STUDENTS IN HELSINKI IN 1962
The article is concerned with the issue of preparation and participation of the artists of the KASSR in the VIIIth World Festival of Youth and Students. This topic has not been previously studied in historical science. The study is based on the archival sources, the Soviet and Finnish periodicals. The aim of the research was to assess the importance of the artists' participation in the international event. The artists from the Musical Drama Theater and the ensemble "Kantele" took part in the festival. The ballet "Sampo" demonstrated the best traditions of the Russian dance art and showed how high the level of cultural development in the regions of the USSR is. Participation of the artists from Karelia in the VIIIth World Festival of Youth and Students made them world famous and acquainted them with creative works of foreign colleagues, which became an incentive for further development of the art in the region. Preparation of the ballet troupe of the Musical Drama Theater and of the ensemble "Kantele" for the participation in the festival helped to establish close cooperation ties with multiple specialists from Moscow and Leningrad. These particulars provided conditions necessary for the further professional development of dance groups in Karelia. After the festival, cultural contacts between Karelia and Finland became more regular and productive.
Key words: VIIIth World Festival of Youth and Students, Karelia, Helsinki, Music and Drama Theater, Sampo, Kantele
REFERENCES
1. Badmaev A. Z. International Youth Festivals: Regional Experience. Sibirskiy mezhdunarodnyy ezhegodnik. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2010. P. 212-216. (In Russ.)
2. Galtsina N. V. It is worth living: On the life and work of Sergei Petrovich Zvezdin. Petrozavodsk, Kareliya Publ., 2004. 152 p. (In Russ.)
3. Gendeleva Yu. D. Musical theater of Karelia: an essay on history. Petrozavodsk, PetroPress Publ., 2009. 240 p. (In Russ.)
4. G e r a s i m o v a O . G . On the question of the participation of the Moscow University in the preparation and holding of the 1957 World Festival of Youth and Students. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 8. Istoriya. 2005. No 1. P. 35-64. (In Russ.)
5. Denisova L. The sixth, the world... To the 50th anniversary of the 6th World Festival of Youth and Students. Rodina. 2007. No 10. P. 120-122. (In Russ.)
6. Kashoyan G. Youth is found in Helsinki. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1962. 33 p. (In Russ.)
7. Pohlebkin V. V. The USSR - Finland. 260 years of relations. Moscow, Mezhunarodnye otnosheniya Publ., 1975. 408 p. (In Russ.)
8. Skrebnev V. A., Vanin V. V. Festival movement as a factor in the development ofthe creative activity ofthe Komsomol. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012. No 10 (24). Vol. 2. P. 191-194. (In Russ.)
9. Jussila O., Hentilj a S., Nevakivi Ju. Political History ofFinland 1809-2009. Moscow, 2010. 471 p. (In Russ.)
10. Gagarin Helsingin festivaalin tahtena 1962. YLE Elava arkisto. Available at: https://yle.fi/aihe/artikkeli/2011/04/07/gagarin-helsingin-festivaalin-tahtena-1962#media=53228 (accessed 11.01.2018).
11. Korvela M. Tuntematon Helsingin nuorisofestivaali. Tiedonantaja. 24.05.2012.
12. Krekola J. Maailma kylassa: Helsingin nuorisofestivaali 1962. Helsinki, 2012. 309 s.
13. L i n d fo r s J. Nuorisofestivaalit Helsingissa 1962. YLE Elava arkisto. Available at: https://yle.fi/aihe/artikkeli/2006/09/08/ nuorisofestivaalit-helsingissa-1962#media=9293 (accessed 11.01.2018).
14. Sedergren J. Kylman sodan kulttuuripolitiikkaa Available at: http://sedis.blogspot.ru/2005/07/kylmn-sodan-kulttuuripolitiikkaa.html (accessed 11.01.2018).
15. Tuomioja E. Joni Krekola, Maailma kylassa 1962. Helsingin nuorisofestivaali. Like, 309 s., Riika 2012. Available at: https://tuomioja.org/kirjavinkit/2012/08/joni-krekola-maailma-kylassa-1962-helsingin-nuorisofestivaali-like-309-s-riika-2012 (accessed 11.01.2018).
Поступила в редакцию 19.01.2018