Научная статья на тему 'Демократизация культурной жизни в советском обществе под воздействием «Хрущевской оттепели»'

Демократизация культурной жизни в советском обществе под воздействием «Хрущевской оттепели» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3909
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"ХРУЩЕВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ" / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ / МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ / КОНКУРС ИМ. П.И.ЧАЙКОВСКОГО / МОЛОДЫЕ ХУДОЖНИКИ И АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО / АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бородай А. Д.

Статья посвящена воздействию «хрущевской оттепели» на демократические перемены в сфере культуры. В этот период активно развивались международные культурные связи. Важным событием стали VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, Международный конкурс молодых исполнителей им. П.И. Чайковского. Получило развитие неформальное искусство молодых художников, вечера поэзии, самодеятельная авторская песня, молодежный туризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демократизация культурной жизни в советском обществе под воздействием «Хрущевской оттепели»»

А.Д. Бородай

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ «ХРУЩЕВСКОЙ ОТТЕПЕЛИ»

DEMOCRATIZATION OF CULTURAL LIFE IN THE SOVIET SOCIETY UNDER INFLUENCE OF «KHRUSCHEVS THAW»

Аннотация. Статья посвящена воздействию «хрущевской оттепели» на демократические перемены в сфере культуры. В этот период активно развивались международные культурные связи. Важным событием стали VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, Международный конкурс молодых исполнителей им. П. И. Чайковского. Получило развитие неформальное искусство молодых художников, вечера поэзии, самодеятельная авторская песня, молодежный туризм.

Abstract. Under the influence of Khruschev's Thaw period democratic changes started to be traced in the sphere of culture in the Soviet society. International cultural links developed dynamically. Among significant events were VI World Youth and Students Festival in Moscow and International Tchaikovsky contest of young performers. Informal art of young artists, poetry parties, amateur art song, youth tourism gained momentum.

Ключевые слова. «Хрущевская оттепель», международные культурные связи, фестиваль молодежи и студентов, молодежный туризм, конкурс им. П.И. Чайковского, молодые художники и абстрактное искусство, авторская песня.

Keywords. Khruschev's Thaw period, international cultural links, youth and students festival, youth tourism, Tchaikovsky contest, young artists and abstract art, art song.

Десятилетие «хрущевской оттепели» во многом изменило нашу страну. После XX съезда партии в условиях десталинизации общественной жизни новый импульс был придан развитию культурных связей с зарубежными странами. В 1956 году Правительство СССР подписало целый ряд соглашений о культурном и научном сотрудничестве с Болгарией, Албанией, ГДР, Югославией, Чехословакией, Венгрией, Польшей, КНР, Норвегией, Бельгией. В дальнейшем межгосударственные отношения в области культуры оформлены с Вьетнамом, Египтом, США, Францией и другими странами [3, с.223-224].

Одновременно эти процессы развивались по общественной линии. В марте 1956 года в состав Европейского общества культуры были приняты советские писатели Алпатов М.В., Полевой Б.Н., Федин К.А. и Эренбург И.Г. В начале 1957 года VI сессия Верховного Совета СССР рассмотрела на своем заседании вопросы развития международных культурных связей. Министр культуры Н.А. Михайлов выступил с докладом «Сохранять и развивать культурные связи между СССР и всеми государствами мира». В феврале 1958 года Всесоюзное общество культурной связи преобразовано в «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами». В этом же году созданы общества дружбы с Финляндией, Италией, Великобританией, Грецией, Францией, Швецией, Японией и многими другими странами.

Подписанные соглашения обеспечивались реальными творческими планами. Разрабатывалась гастрольная деятельность за рубежом советских театров, музыкальных и хореографических коллективов. Зарубежное искусство было представлено советскому зрителю. Проводились многочисленные выставки советских художников. К началу 60-х годов культурные связи СССР были установлены с 82 странами мира. По данным Союза художников СССР, за рубеж было направлено 158 экспозиций советских художников.

© Бородай АД., 2012

В нашей стране за этот период состоялось 53 выставки зарубежных художников. Развитие культурных связей сделало советское общество более открытым, чем оно было до середины 50-х годов [4, с.48].

Международное культурное сотрудничество с участием художественной интеллигенции, молодого поколения работников литературы и искусства со второй половины 50-х годов имела тенденцию интенсивного развития. Атмосфера демократизации общественной жизни после ХХ съезда партии способствовала расширению культурных связей с зарубежными странами.

Многочисленные делегации деятелей литературы и искусства нашей страны выезжали на международные встречи, принимали участие в конкурсах, выставках и фестивалях.

Одним из признаков наступившей «оттепели» в середине 50-х годов стало резкое увеличение литературно-художественных изданий. Было создано или возобновлено 28 журналов, 7 альманахов и 4 газеты республиканских и региональных уровней. Среди них журналы «Нева» (Ленинград), «Свет над Байкалом» (Улан-Удэ), «Юность», «Иностранная литература», «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия» (Москва), «Прапор» (Харьков), «Ашхабад» (Туркмения) и другие. Стали выходить литературные альманахи «Молодой Ленинград», «Литературная Москва» и многие другие издания. Активизация литературной деятельности после XX съезда партии способствовала тому, что отделения Союза писателей практически повсеместно начали выпуски альманахов и сборников, в которых представлялась возможность первых публикаций для начинающих авторов. Атмосфера демократизации в сфере художественной культуры вызвала публикацию новых произведений, которые не всегда вписывались в идеологические рамки линии партии. К 1959 году в республиках, краях и областях издавалось 122 литературно-художественных альманаха, из них 73 на русском и 49 на национальных языках. Эти литературно-художественные журналы и альманахи, безусловно, стали достижением в культурной жизни нашей страны, они открыли много новых имен в литературе [3, с.113].

Признаком начавшихся процессов демократизации после XX съезда партии стала подготовка и проведение VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Это был реальный шаг к тому, чтобы сделать наше общество более открытым. В Фестивале приняло участие 34 тысячи представителей молодого поколения планеты из 131 страны мира. Эта международная акция проводилась под лозунгом «За мир и дружбу». С августа 1956 года начал работать Международный подготовительный комитет фестиваля. Около 100 стран создали свои национальные подготовительные комитеты. В организации VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов активное участие приняли творческие союзы. Так, в отчете Союза композиторов за 1957 год отдельный раздел был посвящен фестивалю. Правление союза во главе с Т.Н. Хренниковым информировало о том, что Министерству культуры были переданы списки произведений советских композиторов, рекомендованных для участников Фестиваля. Союз провел 16 творческих вечеров по фестивальной тематике. В дни Фестиваля многие композиторы участвовали в творческих программах. В преддверии Международного фестиваля состоялись республиканские и Всесоюзный фестивали, в конкурсных программах которых выступили 6 тысяч участников художественной самодеятельности из числа детей и молодежи. В июне 1957 года были подведены итоги Всесоюзного конкурса на лучшую песню к фестивалю. Первыми премиями были отмечены произведения А. Новикова «Давайте дружить» и А. Холминова «Песня молодых». Первую премию получил композитор В.Н. Соловьев-Седой за песню «Подмосковные вечера».

Делегация советской молодежи на VI Всемирном Фестивале молодежи и студентов включала 3 тысячи человек. Из них 2,4 тысячи представляли молодежные художественно-творческие коллективы и молодых исполнителей в различных видах искусства.

В творческих конкурсах VI Фестиваля участвовало 162 представителя молодого

поколения советской художественной интеллигенции. Они получили 75 золотых, 67 серебряных и 20 бронзовых медалей. По программе фестиваля 6 августа 1957 года часть гостей посетила Дом литераторов, и встретилась с советскими писателями и поэтами. По этому поводу газета «Московский литератор» вышла в этот день с приветствием первого секретаря Правления Союза писателей К. А. Федина. В своем послании к молодежи он писал: «Перо поэта, прозаика, драматурга может много сделать для борьбы с угрозой новой войны. И молодым писателям, новым талантам, пополняющим ряды работников литературы, предстоит благородный труд на пользу деятельного стремления народов к мирной жизни» [3, с.19]. Фестиваль молодежи и студентов в Москве стал эпохальным событием общественной жизни. Это был первый опыт приема в стране большого количества зарубежных гостей. К нашей стране был огромный интерес в мире. В том числе, и потому, что страна для международной общественности по многим позициям была закрытой. Начавшаяся «холодная война» и «железный занавес» были разделительной линией между нашей страной и оставшимся миром. Однако лед тронулся. Фестиваль не только приоткрыл этот занавес, но и создал атмосферу потребности в общении молодых поколений разных стран и народов. Фестиваль дал импульс для создания Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Заместитель Председателя Совета Министров СССР А.И. Микоян подписал 3 июня 1958 года Распоряжение СМ СССР №1731-рс о создании при Комитете молодежных организаций страны молодежной туристской компании. БММТ «Спутник» за свою историю многократно направлял специализированные группы творческой молодежи, самодеятельные художественные коллективы во многие страны мира [6, с.9].

К периоду «оттепели» относится начало проведения Международных музыкальных конкурсов имени П.И. Чайковского в Москве. В них участвовали молодые исполнители по классу фортепиано, скрипки, виолончели и сольного пения. Первый конкурс состоялся с 18 марта по 13 апреля 1958 года. Состязались в нем только пианисты и скрипачи. Председателем оргкомитета был Д.Д. Шостакович. В конкурсе участвовал 61 музыкант из 22 стран мира. Среди пианистов первая премия была присуждена Вану Клиберну (США), а победу среди скрипачей одержал Валерий Климов (СССР). Резонанс первого конкурса был настолько сильным, что через четыре года второй конкурс принимал уже 131 молодого исполнителя из 31 страны. Президент Всемирной Федерации международных конкурсов Анри Ганебен заявил: «Конкурс Чайковского захватил весь мир. Я участвовал в жюри пятидесяти международных конкурсов и должен сказать, что соревнование в Москве прошло на выдающемся уровне. Ни в одном из жюри я не видел такого собрания знаменитых музыкантов мира» [2, с.17].

Второй Международный конкурс имени П.И. Чайковского, начавшийся в первый день апреля 1962 года, продолжался более месяца. Председателем Оргкомитета конкурса вновь был Д.Д. Шостакович. Открывая конкурс, он говорил: «Как музыкант -я счастлив, как советский гражданин - я горжусь тем, что моя страна созвала и сердечно принимает в столице столь представительное и уважаемое собрание музыкантов, как человек своего века - я радуюсь тому, что конкурс имени Чайковского духом своим и направленностью утверждает идеалы, близкие всему человечеству». Второму конкурсу было придано большее общественно-политическое значение. На его закрытии 7 мая 1962 года присутствовали Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, А.И. Микоян и Е.А. Фурцева. Состоялся торжественный прием участников конкурса в Кремле. В нем также приняли участие члены и кандидаты в члены Президиума. ЦК КПСС, руководители Советского правительства во главе с Н.С. Хрущевым. В этот раз первую премию по классу фортепиано поделили Владимир Ашкенази (СССР) и Джон Огдон (Великобритания). Среди скрипачей победителем стал Борис Гутников (СССР). Победителем по классу виолончели признали Наталью Шахновскую (СССР). Председателем жюри конкурса виолончелистов был Ростислав Ростропович [2, с.56].

Еще в 1954 году при Московском горкоме художников книги, графики и плаката была создана «Экспериментальная студия живописи и графики». Возглавил студию

художник Э.М. Белютин, которому в то время не было еще и 30 лет. Однако он до этого уже 6 лет занимался педагогической работой в области рисунка и графики. Одновременно вел исследовательскую работу по русской художественной методике. Был убежденным сторонником русской национальной художественной школы. На основе своих исследований написал около 10 довольно серьезных и объемных книг по русской художественной педагогике. Э.М. Белютин пытался постичь тайну привлекательности русской школы изобразительного искусства через методику. Он пришел к выводу, что скованное царским режимом искусство бурлило в своем методе, делая открытия, которых не знала еще западная школа. Э.М. Белютин явился первым автором истории методики русской академической школы. Он был сторонником поиска в искусстве. Этим привлекал к себе многочисленных учеников, в том числе и значительно старших по возрасту. Как педагог Э.М. Белютин был неординарной личностью.

Э.М. Белютин считал, что в основу развития искусства положено не формальное развитие его изобразительных средств, а то воздействие действительности, которое художник получает от окружающего мира. Именно это воздействие, или контакт, заставляет художника менять характер своего искусства, и даже само понимание того, что такое живопись, картина или скульптура. И происходит это по законам контактности. Эти законы основаны на том, что человек под воздействием окружающей его жизни испытывает определенную дискомфортность. Это нарушение внутреннего равновесия - эмоционального, интеллектуального или духовного -человек стремится восстановить для своего нормального существования.

Экспериментальная студия живописи и графики была ничем иным как курсами повышения квалификации для молодых художников. Учебные занятия строились на основе утвержденной программы. В летний период студийцы выезжали на практику для этюдных зарисовок. Часто это были путешествия на теплоходе по Волге. По итогам творческих экспедиций проходили вернисажи молодых художников. Они вызывали интерес у интеллигенции столицы тем, что зачастую не вписывались в каноны официального искусства [5, с.69-71].

Демократизация в период «оттепели» и последующее время ужесточения цензуры в сфере художественной культуры «спровоцировали» особый жанр в песенном творчестве. Авторская (самодеятельная) песня появилась, в студенческой аудитории. На биофаке МГУ (Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев Л. Рязанова) в Московском педагогическом институте (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Кумиром молодежи стал Булат Окуджава. В начале 60-х годов А. Галич пел свои песни о проблемах общества: «За семью заборами», «Красный треугольник», «Я выбираю свободу». В начале 60-х годов в моду входит Владимир Высоцкий. Этот жанр песенного творчества нашел массовых поклонников. Они не имели официальных тиражей в виде пластинок, но их знала вся страна. Молодежь пела песни Сергея Никитина, Владимира Егорова, Юрия Визбора, Юрия Кукина, Александра Городницкого, Александра Галича, Ады Якушевой, Новеллы Матвеевой, Юлии Ким и других. В дальнейшем на Волге под Куйбышевым (Самара) стали проводиться фестивали авторской песни. В последнее десятилетие уходящего века эти песни вернулись к новым поколениям. Впервые были выпущены компакт диски и аудио кассеты с авторскими песнями, вышли в свет многочисленные сборники песен [1].

Таким образом, демократизация культурной жизни изменила советское общество. Оно стало более открытым и креативным. В дальнейшем поколение 60-х стало активным участником перестройки. Сегодня они влияют на демократизацию общественных процессов в современной России.

Литература

1. Аргументы и факты. - 2012. - №1-2.

2. Грум-Гржимайло Т. Конкурс Чайковского. История. Лица. События. - М.,

1998.

3. Культурная жизнь в СССР. 1951-1965. Хроника. - М., 1979.

4. Материалы третьего съезда художников в СССР. 26-29 ноября 1968 года. -

М., 1971.

5. Рабичев Л. Манеж 1962, до и после // Знамя. - 2001. - №9. - С. 67-81.

6. Спутник 50 лет на орбите туризма. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.