УДК 930 ББК 65.324.1(235.1)
© Карпов С.Г.
ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА В АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
В статье рассмотрен процесс создания и развития фермерского уклада в аграрной экономике Европейского Севера России. Дан анализ основных производственных показателей фермерских хозяйств. Отмечены проблемы, с которыми сталкиваются российские фермеры.
Реформы, фермеры, сельскохозяйственная продукция, Европейский Север России.
Рыночные реформы начала 1990-х гг. привели к кардинальным изменениям в отношениях собственности и организационно-хозяйственных формах сельскохозяйственного производства. В результате трансформации аграрной структуры стали преобладать крупные хозяйства, основанные уже на частной собственности. В то же время важную роль в сельскохозяйственном производстве начали играть личные хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Возрождение фермерских хозяйств вызвало к ним большой интерес со стороны учёных-аграрников. В трудах В.Ф. Баш-мачникова, И.Н. Буздалова, В.В. Казаре-зова, А.А. Никонова, Г.И. Шмелева и других авторов на общероссийском и региональном уровне рассмотрены многие аспекты возникновения, функционирования и роли фермерских хозяйств в
КАРПОВ Сергей Григорьевич
кандидат исторических наук,
профессор ФГБОУ ВПО «ВГПУ»
аграрном производстве страны [1; 2; 6; 7; 21]. Опираясь на достижения отечественной историографии, автор данной статьи сделал попытку показать процесс зарождения и развития фермерского уклада на Европейском Севере России в конце XX -начале XX века.
В 1980-е гг. в аграрной экономике СССР отчётливо проявились негативные тенденции. Замедлились темпы роста сельскохозяйственного производства, обострилась продовольственная проблема. Чтобы исправить ситуацию, руководство страны взяло курс на внедрение арендных отношений, стремясь усилить заинтересованность работников в результатах труда, повысить эффективность производства.
К этому времени в СССР уже стихийно формировалось фермерское движение. Первым фермером стал Н.С. Сивков из Архангельской области, который в 1982 году, несмотря на препоны со стороны местных чиновников, получил в аренду 194 га земли и создал кооператив «Красная горка». Под вывеской кооператива фактически функционировало фермерское хозяйство, поскольку в нём трудились три человека: сам хозяин, его сын и наёмный работник.
Фермерские хозяйства появились и в других регионах Европейского Севера России. В 1989 году народные депутаты СССР В.И. Белов и В.А. Купцов обратились с письмом к Председателю Совета Министров СССР Н.И. Рыжкову, в котором сообщали, что в Вологодской области около 600 ферм, бригад и отдельных семей перешли на арендные отношения, а 35 семей приступили к организации фермерских хозяйств [3, л. 4]. В связи с этим они просили главу правительства помочь области техникой и оборудованием.
Главные трудности становления фермерского движения в 1980-е гг. были обусловлены отсутствием правовой базы и скептическим отношением к нему местных властей. Социологические обследования, проведённые в 1989 году учёными АОН при ЦК КПСС, показали, что лишь 3% секретарей ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов, курировавших аграрный сектор, называли эту форму хозяйствования перспективной. Более 70% партийных чиновников полагали, что создавать фермерские хозяйства следует только в отдельных регионах страны, 16% опрошенных считали фермерские хозяйства шагом назад по сравнению с реалиями, сложившимися в сельском хозяйстве [4, л. 23].
Большое значение для развития фермерского движения в стране имело создание в январе 1990 года Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). Главными задачами этой негосударственной и некоммерческой организации являлись: защита прав и интересов российского крестьянства и фермерского сообщества, координация их предпринимательской деятельности, повышение эффективности индивидуального сектора экономики, содействие развитию сельских территорий.
Дальнейшее ухудшение ситуации в аграрном секторе экономики и стремле-
ние части крестьян к индивидуальным формам хозяйствования побудило власти к законодательному оформлению новых отношений в деревне.
В декабре 1990 года II Съезд народных депутатов Российской Федерации принял постановление «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» [11]. Вскоре Верховный Совет принял Земельный кодекс РСФСР, а также законы «О земельной реформе», «О социальном развитии села», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Этими правовыми актами и рядом постановлений правительства были определены важнейшие направления преобразований в аграрном секторе и основные мероприятия по поддержке индивидуальных форм хозяйствования. Однако реформы шли медленно. С одной стороны, местные чиновники и руководители колхозов и совхозов тормозили процесс создания индивидуальных хозяйств. С другой стороны, среди колхозников и рабочих совхозов оказалось немного желающих самостоятельно вести хозяйство в условиях социально-экономического кризиса.
Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин решил ускорить ход реформ административными мерами. 27 декабря 1991 года он подписал указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» [18], который разрешил работникам сельского хозяйства продажу или передачу в собственность другим лицам своих земельных долей. Указ президента был дополнен постановлением правительства от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» [18] (6 марта 1992 года в него были внесены редакционные поправки). Данный документ предписывал общественным хозяйствам в срок до 1 марта 1993 года осуществить реорганизацию и перерегистрацию в новые формы хозяйствования.
Одновременно власти активизировали создание частного сектора в сельском хозяйстве мерами экономического характера. 24 января 1992 года правительство приняло постановление «О мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 1992 году» [19]. Документ определил целый комплекс мероприятий по поддержке индивидуальных форм хозяйствования: оказание безвозмездной финансовой помощи семьям, переселяющимся в сельскую местность для организации фермерских хозяйств; льготное кредитование и снижение налогов; регулирование закупочных цен; первоочередная продажа фермерам сельскохозяйственной техники.
Острый экономический кризис помешал государству в полной мере выполнить обещания, и крестьяне испытывали значительные трудности при обустройстве хозяйств. Обследование, проведённое Вологодским областным статистическим управлением летом 1992 года, показало, что почти 70% фермерских хозяйств не были обеспечены водопроводом, 53%
- подъездными дорогами, более половины - электроэнергией. Оснащённость крестьянских хозяйств сельскохозяйственной техникой была крайне низкой по причине высоких цен на неё. В среднем на одно фермерское хозяйство приходилось 0,74 единицы тракторов, 0,38 единиц плугов, 0,79 единиц сеялок, 2,83 единицы сенокосилок в расчёте на 100 га площади сенокосов и пастбищ. Лишь каждое пятое хозяйство имело грузовой автомобиль.
Тем не менее в первой половине 1990-х гг. наблюдался быстрый рост фермерских хозяйств. За 1991 - 1995 гг. их число в России увеличилось с 4 тыс. до 279 тыс. единиц. В этот период фермерами становились не только специалисты, механизаторы и другие работники сельского хозяйства, но и бывшие руководители
коллективных хозяйств, государственные служащие, городские жители. Многие из этих людей не имели соответствующего образования и опыта работы на земле, плохо владели навыками организации эффективного товарного производства, недостаточно рационально использовали кредитные ресурсы и землю. Находились и лжефермеры, которые создавали собственные хозяйства с целью получения льготных кредитов. Затем эти средства использовались в качестве стартового капитала для разного рода коммерческой деятельности, не имеющей никакого отношения к сельскому хозяйству.
В условиях кризиса государство пошло на сокращение финансирования аграрного сектора экономики и ослабило поддержку фермерских хозяйств. После отмены льгот во второй половине 1990-х гг. фермеры оказались в тяжёлом положении, многие хозяйства стали убыточными.
К середине 1990-х гг. рост числа фермерских хозяйств замедлился, а затем параллельно с образованием новых начался процесс ликвидации ранее созданных хозяйств. Данная тенденция в полной мере проявилась и в регионах Европейского Севера России.
Так, в Республике Коми в 1990 - 1991 гг. было создано 217 крестьянских (фермерских) хозяйств, при этом ни одно не ликвидировано. В 1992 - 1994 гг. возникло ещё 621 хозяйство, но за тот же период упразднено 130 хозяйств.
С 1995 по 1999 год количество ежегодно ликвидируемых фермерских хозяйств превышало число вновь создаваемых, лишь в 2000 году в республике образовалось больше фермерских хозяйств, чем было уничтожено [17, с. 8].
В Вологодской области число зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств в 1996 году достигло 1665, но затем стало неуклонно сокращаться. В 2000 году их насчитывалось 1320, а к 2005 году осталось 1049 хозяйств [20, с. 173].
Основными причинами, тормозившими развитие фермерских хозяйств, а нередко приводившими и к их ликвидации, являлись: высокие цены на сельскохозяйственную технику, запчасти, стройматериалы, горюче-смазочные материалы; недостаток специальной техники, семян, удобрений и других материальнотехнических ресурсов; отсутствие дорог, связи, электро-, водо- и газоснабжения; трудности с получением кредитов, высокие процентные ставки по ним; неуверенность в долговременном характере преобразований в аграрном секторе экономики; правовая незащищённость.
Сказывались и такие факторы, как нехватка опыта работы в новых условиях у самих фермеров, негативное отношение к индивидуальным хозяйствам местного населения, проблемы с медицинским обслуживанием, устройством детей в детские сады и школы, отсутствие магазинов, учреждений культуры и быта. Таким образом, в силу объективных и субъективных причин становление новых форм хозяйствования шло непросто. Значительная часть фермерских хозяйств обеспечивала лишь свои потребности, то есть имела не товарный, а натуральный характер.
Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 года позволила уточнить основные параметры фермерского уклада и его роль в аграрном секторе экономики страны и в регионах Европейского Севера России. Согласно данным переписи на 1 июля 2006 года, в Архангельской области было зарегистрировано 987 фермерских хозяйств, в Вологодской области - 957, в Республике Коми - 379 [5, с. 169, 175, 185]. Общая численность постоянных работников в фермерских хозяйствах этих регионов составляла 3878 человек. Доля временных и сезонных рабочих была невелика: в Архангельской области - 5,5%, в Вологодской области - 8,8% и лишь в Республике Коми больше - 22,5%.
Обеспеченность фермерских хозяйств Европейского Севера России земельными ресурсами существенно различалась. На одно хозяйство в Архангельской области приходилось 203 га земли, в Вологодской области - 51 га и в Республике Коми
- 26 га. Доля сельхозугодий также была неодинаковой. В Архангельской области на сельхозугодия приходилось 28,8% общей земельной площади, тогда как в Вологодской области - 70,7%, а в Республике Коми - 84,8%. Использование сельскохозяйственных угодий было более равномерным и составляло 53 - 60% от их общей площади. Сказывалось то, что часть фермеров сельским хозяйством не занималась. В Архангельской области таких хозяйств насчитывалось 77,4%, в Вологодской области - 72,8%, в Республике Коми - 59,9% [5, с. 169, 175, 185]. Они специализировались на строительстве, ремонте техники, занимались торговлей и т. д.
На структуру землепользования серьёзное влияние оказывали природноклиматические условия. В Архангельской области 95,3% посевных площадей были заняты под кормовые культуры, поскольку многие хозяйства культивировали мясное и молочное животноводство. Доля земель, занятых кормовыми культурами, в других регионах Европейского Севера была также высока: 58,3% в Вологодской области, 85,9% в Республике Коми.
В Вологодской области значительную часть площадей занимали зерновые, зернобобовые и технические культуры (35,9%), тогда как в соседних регионах их доля составляла от 0,1 до 0,9%. По удельному весу площадей, занятых картофелем, лидировала Республика Коми (13,3%), в Архангельской и Вологодской областях доля посадок картофеля соответственно составляла 3,6 и 5,6%. Удельный вес площадей, занятых овощами и бахчевыми культурами, был невелик и колебался от 0,1 до 0,6% [5, с. 169, 175, 185].
Техническая оснащённость фермерских хозяйств в исследуемом регионе по-прежнему оставляла желать лучшего. В Вологодской области и Республике Коми один трактор приходился на два фермерских хозяйства, в Архангельской области этот показатель был несколько выше. Обеспеченность автомобилями и комбайнами была ещё хуже: в среднем одно хозяйство из пяти имело автомобиль и одно из десяти - комбайн. Явно ощущался недостаток и другой техники. На 2323 фермерских хозяйства исследуемого региона приходилось 23 мотоблока, 487 тракторных плугов, 391 тракторная косилка, 125 сеялок, 130 доильных установок [5, с. 173, 179, 189].
Доля фермерских хозяйств в производстве продукции в России постепенно увеличивалась. В 1992 году она равнялась 1,1%, в 2000 году возросла до 3,0% [14, с. 204], а в 2006 году составила 6,4% [15, с. 231]. По мнению ряда экспертов, поскольку фермеры склонны занижать отчётность, их доля в производстве сельскохозяйственной продукции значительно больше официальных данных и доходит в отдельных регионах до 12
- 15%. Значительная часть фермерских хозяйств обладает высокой товарностью. В 2006 году 95,7% хозяйств, производивших сахарную свёклу, 85,2% производителей овощей и 71,1% производителей зерна поставили на рынок более половины своей продукции.
В регионах Европейского Севера России динамика производства была несколько иной. Так, с 1995 по 2005 год фермеры Архангельской области увеличили производство картофеля с 1,0 до 2,1% в общем объёме его производства, фермеры Вологодской области - с 0,5 до 3,3%, фермеры Республики Коми, наоборот, снизили производство картофеля с
0,9 до 0,6% [13, с. 101].
За этот же период фермеры Архангельской области увеличили производство мяса с 0,9 до 5,0% в общем объёме производства этой продукции, фермеры Республики Коми - с 0,9 до 2,3%, в то время доля фермеров Вологодской области, занимавшихся производством мяса, сократилась с 1,7 до 0,7%. Аналогичная ситуация сложилась с производством молока. Фермеры Архангельской области увеличили свою долю в производстве молока с 1,6 до 11,4%, фермеры Республики Коми - с 1,1 до 2,4%, а доля фермеров Вологодской области снизалась с 1,9 до 1,4% [13, с. 107].
Стремясь улучшить положение дел в аграрном секторе, государство предприняло ряд мер по его поддержке. В сентябре 2005 года был утверждён приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», нацеленный на решение как экономических, так и социальных проблем российской деревни. В декабре 2006 года президент В.В. Путин подписал закон «О развитии сельского хозяйства», в котором были сформулированы основные принципы и направления государственной аграрной политики. Среди них: поддержка сельхозпроизводителей, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, внедрение новой техники и инновационных технологий, устойчивое развитие сельских территорий, совершенствование системы обучения, подготовки и повышения квалификации специалистов для сельского хозяйства. Статья 8 этого закона установила, что конкретные цели и главные направления развития сельского хозяйства страны на среднесрочный период будут определяться Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В 2007 году была принята первая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг. Общий объём её финансирования за счёт федерального бюджета был определён в 551,3 млрд. руб., причём планировалось ежегодно выделять по 30 - 35 млрд. руб. на повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования (крестьянских /фермерских/ хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан, потребительских кооперативов) [8]. На основе этой программы в ряде регионов, в том числе и в Вологодской области, были разработаны региональные программы развития сельского хозяйства, которые предусматривали дополнительное привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
Финансово-экономический кризис 2008 - 2009 гг. осложнил ситуацию в экономике. Однако даже в этих непростых условиях сельское хозяйство развивалось достаточно стабильно. С 2005 по 2011 год доля фермерских хозяйств России в производстве зерновых увеличилась с 18,3 до 22,1%, картофеля - с 2,8 до 7,4%, овощей - с 6,9 до 13,7%, мяса скота и птицы в живом весе - с 2,5 до 3,4%, молока - с 3,1 до 4,9% [16, с. 24, 26].
Фермерские хозяйства Европейского Севера России также сохранили свои позиции, а по отдельным показателям даже увеличили вклад в производство сельскохозяйственной продукции. Так, с 2005 по 2010 год доля фермерских хозяйств Вологодской области в производстве молока увеличилась с 1,4 до 3,1%, мяса - с 0,8 до 1,2%, картофеля - с 5,0 до 6,8%. Фермерские хозяйства Республики Коми за этот же период увеличили свою долю в производстве молока с 2,4 до 6,9%, мяса - с 2,0 до 2,2%, картофеля - с 1,4 до 1,5% [12, с. 525, 529, 531].
В то же время удельный вес фермеров Архангельской области в производстве сельскохозяйственной продукции несколько сократился.
14 июля 2012 года Правительство РФ приняло очередную Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. [9]. В качестве основных целей документ декларирует: обеспечение продовольственной безопасности России, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, устойчивое развитие сельских территорий, увеличение эффективности использования земельных и других ресурсов. Важная роль при этом отводится малым формам хозяйствования, которым государство намерено оказывать дальнейшую поддержку.
Таким образом, в начале XXI века в России сложился фермерский уклад, занявший видное место в системе многоукладной экономики аграрного сектора. Фермерский уклад характеризуется не только специфичной совокупностью производственных отношений, но и особой культурно-духовной ориентацией. Для фермерских хозяйств характерна семейная самоорганизация, позволяющая оперативно принимать управленческие решения, готовить кадры в самом хозяйстве, чувствовать ответственность за своё дело. По сравнению с личными хозяйствами населения фермеры нацелены на производство товарной продукции и получение прибыли. Кроме того, помимо чисто экономических, фермеры выполняют в селе и социальные функции: создают рабочие места, поддерживают социальную инфраструктуру, оказывают помощь населению в решении разного рода бытовых вопросов.
Фермерский уклад на Европейском Севере России в отличие от других регионов страны (Северный Кавказ, Поволжье) не получил значительного развития, хотя в регионе имеется немало эффективно работающих хозяйств такого типа.
С одной стороны, это объясняется неблагоприятными природно-климатическими условиями, с другой - существуют объективные и субъективные причины, препятствующие развитию фермерского уклада. Российские фермеры как формирующийся слой сельскохозяйственных товаропроизводителей маргинальны по своей сути, поскольку все они являются «фермерами в первом поколении». Им ещё предстоит выработать новые традиции и образцы труда, научиться предпринимательской деятельности, которая
требует определённых экономических, правовых, агротехнических знаний и опыта организационной работы.
По-прежнему существуют факторы, которые сдерживают развитие фермерского уклада в селе. Это высокие цены на сельскохозяйственную технику и горючее, сложная отчётность, трудности со сбытом продукции, неразвитость социальной инфраструктуры, бюрократические препоны. Вместе с тем есть реальные возможности улучшения ситуации. Укрепление фермерского уклада, повышение эффективности работы фермерских хозяйств видится в развитии кооперативных связей, всесторонней государственной поддержке и последовательном решении социальных проблем российской деревни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башмачников, В.Ф. Возрождение фермерства в России (взгляд очевидца и авангардного участника] [Текст]. - Изд. 2-е, доп. - М., 2010. - 623 с.
2. Буздалов, И.Н. Аграрная теория: Концептуальные основы, исторические тенденции, современные представления [Текст]. - М: Aсademia, 1995. - 380 с.
3. Вологодский областной архив новейшей политической истории (ВОАНПИ). Ф. 2522. Оп. 118. Д. 108.
4. Вологодский областной архив новейшей политической истории (ВОАНПИ]. Ф. 9746. Оп. 1. Д. 537.
5. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года [Текст]: в 9 т. - Т. 1. -Кн. 2. Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года по субъектам Российской Федерации. - М., 2008. - 546 с.
6. Казарезов, В.В. Очерки истории крестьянского вопроса в России [Текст]. - Вологда: Легия, 2003. - 96 с.
7. Никонов, А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII - XX вв.] [Текст]. - М: Энциклопедия российских деревень, 1995. - 576 с.
8. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 (ред. от 20.12.2011]: http:// www.zakonprost.ru/content/base/1
9. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717: http://www.mcx.ru/ navigation/docfeeder/show/342htm
10. О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 - Режим доступа: http://www.law. edu.ru/norm/norm.asp?normID
11. О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса [Электронный ресурс]: Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. - Режим доступа: http://www.yandex.ш/yandsearch?p=28&did=1790
12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. [Электронный ресурс]: стат. сборник. - М., 2011. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ros
13. Регионы Северо-Западного федерального округа [Текст]: стат. сборник - М., 2006. - 345 с.
14. Россия в цифрах. 2002 [Текст]: краткий стат. сборник - М., 2002. - 278 с.
15. Россия в цифрах. 2007 [Текст]: краткий стат. сборник - М., 2007. - 342 с.
16. Россия 2012 [Текст]: ст. справочник. - М.: Росстат, 2012. - 59 с.
17. Сельское хозяйство Республики Коми. 1990 - 2000. Аналитическая записка [Текст]: Госкомстат Республики Коми. - Сыктывкар, 2001. - 34 с.
18. Собрание постановлений Правительства Российской Федерации [Текст]. - М., 1992. -№ 1 - 2.
19. Собрание постановлений Правительства Российской Федерации [Текст]. - М., 1992. - № 6.
20. Статистический ежегодник Вологодской области [Текст]: стат. сборник. - Вологдастат. -Вологда, 2006. - 321 с.
21. Шмелев, Г.И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XX веке [Текст]. -М.: Наука, 2000. - 256 с.