Научная статья на тему 'Фермерские хозяйства в аграрной экономике Европейского Севера России в конце XX начале XXI века'

Фермерские хозяйства в аграрной экономике Европейского Севера России в конце XX начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
437
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМЫ / ФЕРМЕРЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР РОССИИ / REFORMS / FARMERS / AGRICULTURAL PRODUCTION / EUROPEAN NORTH OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Карпов Сергей Григорьевич

В статье рассмотрен процесс создания и развития фермерского уклада в аграрной экономике Европейского Севера России. Дан анализ основных производственных показателей фермерских хозяйств. Отмечены проблемы, с которыми сталкиваются российские фермеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Farm households in the European North of Russia in the late 20th early 21st century

The article describes the creation and development of the farm structure in the agricultural economy in the European North of Russia; it analyzes the main performance indicators of farm households. The article also points out the problems faced by Russian farmers.

Текст научной работы на тему «Фермерские хозяйства в аграрной экономике Европейского Севера России в конце XX начале XXI века»

УДК 930 ББК 65.324.1(235.1)

© Карпов С.Г.

ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА В АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

В статье рассмотрен процесс создания и развития фермерского уклада в аграрной экономике Европейского Севера России. Дан анализ основных производственных показателей фермерских хозяйств. Отмечены проблемы, с которыми сталкиваются российские фермеры.

Реформы, фермеры, сельскохозяйственная продукция, Европейский Север России.

Рыночные реформы начала 1990-х гг. привели к кардинальным изменениям в отношениях собственности и организационно-хозяйственных формах сельскохозяйственного производства. В результате трансформации аграрной структуры стали преобладать крупные хозяйства, основанные уже на частной собственности. В то же время важную роль в сельскохозяйственном производстве начали играть личные хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Возрождение фермерских хозяйств вызвало к ним большой интерес со стороны учёных-аграрников. В трудах В.Ф. Баш-мачникова, И.Н. Буздалова, В.В. Казаре-зова, А.А. Никонова, Г.И. Шмелева и других авторов на общероссийском и региональном уровне рассмотрены многие аспекты возникновения, функционирования и роли фермерских хозяйств в

КАРПОВ Сергей Григорьевич

кандидат исторических наук,

профессор ФГБОУ ВПО «ВГПУ»

aspdok@rambler.ru

аграрном производстве страны [1; 2; 6; 7; 21]. Опираясь на достижения отечественной историографии, автор данной статьи сделал попытку показать процесс зарождения и развития фермерского уклада на Европейском Севере России в конце XX -начале XX века.

В 1980-е гг. в аграрной экономике СССР отчётливо проявились негативные тенденции. Замедлились темпы роста сельскохозяйственного производства, обострилась продовольственная проблема. Чтобы исправить ситуацию, руководство страны взяло курс на внедрение арендных отношений, стремясь усилить заинтересованность работников в результатах труда, повысить эффективность производства.

К этому времени в СССР уже стихийно формировалось фермерское движение. Первым фермером стал Н.С. Сивков из Архангельской области, который в 1982 году, несмотря на препоны со стороны местных чиновников, получил в аренду 194 га земли и создал кооператив «Красная горка». Под вывеской кооператива фактически функционировало фермерское хозяйство, поскольку в нём трудились три человека: сам хозяин, его сын и наёмный работник.

Фермерские хозяйства появились и в других регионах Европейского Севера России. В 1989 году народные депутаты СССР В.И. Белов и В.А. Купцов обратились с письмом к Председателю Совета Министров СССР Н.И. Рыжкову, в котором сообщали, что в Вологодской области около 600 ферм, бригад и отдельных семей перешли на арендные отношения, а 35 семей приступили к организации фермерских хозяйств [3, л. 4]. В связи с этим они просили главу правительства помочь области техникой и оборудованием.

Главные трудности становления фермерского движения в 1980-е гг. были обусловлены отсутствием правовой базы и скептическим отношением к нему местных властей. Социологические обследования, проведённые в 1989 году учёными АОН при ЦК КПСС, показали, что лишь 3% секретарей ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов, курировавших аграрный сектор, называли эту форму хозяйствования перспективной. Более 70% партийных чиновников полагали, что создавать фермерские хозяйства следует только в отдельных регионах страны, 16% опрошенных считали фермерские хозяйства шагом назад по сравнению с реалиями, сложившимися в сельском хозяйстве [4, л. 23].

Большое значение для развития фермерского движения в стране имело создание в январе 1990 года Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). Главными задачами этой негосударственной и некоммерческой организации являлись: защита прав и интересов российского крестьянства и фермерского сообщества, координация их предпринимательской деятельности, повышение эффективности индивидуального сектора экономики, содействие развитию сельских территорий.

Дальнейшее ухудшение ситуации в аграрном секторе экономики и стремле-

ние части крестьян к индивидуальным формам хозяйствования побудило власти к законодательному оформлению новых отношений в деревне.

В декабре 1990 года II Съезд народных депутатов Российской Федерации принял постановление «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» [11]. Вскоре Верховный Совет принял Земельный кодекс РСФСР, а также законы «О земельной реформе», «О социальном развитии села», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Этими правовыми актами и рядом постановлений правительства были определены важнейшие направления преобразований в аграрном секторе и основные мероприятия по поддержке индивидуальных форм хозяйствования. Однако реформы шли медленно. С одной стороны, местные чиновники и руководители колхозов и совхозов тормозили процесс создания индивидуальных хозяйств. С другой стороны, среди колхозников и рабочих совхозов оказалось немного желающих самостоятельно вести хозяйство в условиях социально-экономического кризиса.

Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин решил ускорить ход реформ административными мерами. 27 декабря 1991 года он подписал указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» [18], который разрешил работникам сельского хозяйства продажу или передачу в собственность другим лицам своих земельных долей. Указ президента был дополнен постановлением правительства от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» [18] (6 марта 1992 года в него были внесены редакционные поправки). Данный документ предписывал общественным хозяйствам в срок до 1 марта 1993 года осуществить реорганизацию и перерегистрацию в новые формы хозяйствования.

Одновременно власти активизировали создание частного сектора в сельском хозяйстве мерами экономического характера. 24 января 1992 года правительство приняло постановление «О мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 1992 году» [19]. Документ определил целый комплекс мероприятий по поддержке индивидуальных форм хозяйствования: оказание безвозмездной финансовой помощи семьям, переселяющимся в сельскую местность для организации фермерских хозяйств; льготное кредитование и снижение налогов; регулирование закупочных цен; первоочередная продажа фермерам сельскохозяйственной техники.

Острый экономический кризис помешал государству в полной мере выполнить обещания, и крестьяне испытывали значительные трудности при обустройстве хозяйств. Обследование, проведённое Вологодским областным статистическим управлением летом 1992 года, показало, что почти 70% фермерских хозяйств не были обеспечены водопроводом, 53%

- подъездными дорогами, более половины - электроэнергией. Оснащённость крестьянских хозяйств сельскохозяйственной техникой была крайне низкой по причине высоких цен на неё. В среднем на одно фермерское хозяйство приходилось 0,74 единицы тракторов, 0,38 единиц плугов, 0,79 единиц сеялок, 2,83 единицы сенокосилок в расчёте на 100 га площади сенокосов и пастбищ. Лишь каждое пятое хозяйство имело грузовой автомобиль.

Тем не менее в первой половине 1990-х гг. наблюдался быстрый рост фермерских хозяйств. За 1991 - 1995 гг. их число в России увеличилось с 4 тыс. до 279 тыс. единиц. В этот период фермерами становились не только специалисты, механизаторы и другие работники сельского хозяйства, но и бывшие руководители

коллективных хозяйств, государственные служащие, городские жители. Многие из этих людей не имели соответствующего образования и опыта работы на земле, плохо владели навыками организации эффективного товарного производства, недостаточно рационально использовали кредитные ресурсы и землю. Находились и лжефермеры, которые создавали собственные хозяйства с целью получения льготных кредитов. Затем эти средства использовались в качестве стартового капитала для разного рода коммерческой деятельности, не имеющей никакого отношения к сельскому хозяйству.

В условиях кризиса государство пошло на сокращение финансирования аграрного сектора экономики и ослабило поддержку фермерских хозяйств. После отмены льгот во второй половине 1990-х гг. фермеры оказались в тяжёлом положении, многие хозяйства стали убыточными.

К середине 1990-х гг. рост числа фермерских хозяйств замедлился, а затем параллельно с образованием новых начался процесс ликвидации ранее созданных хозяйств. Данная тенденция в полной мере проявилась и в регионах Европейского Севера России.

Так, в Республике Коми в 1990 - 1991 гг. было создано 217 крестьянских (фермерских) хозяйств, при этом ни одно не ликвидировано. В 1992 - 1994 гг. возникло ещё 621 хозяйство, но за тот же период упразднено 130 хозяйств.

С 1995 по 1999 год количество ежегодно ликвидируемых фермерских хозяйств превышало число вновь создаваемых, лишь в 2000 году в республике образовалось больше фермерских хозяйств, чем было уничтожено [17, с. 8].

В Вологодской области число зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств в 1996 году достигло 1665, но затем стало неуклонно сокращаться. В 2000 году их насчитывалось 1320, а к 2005 году осталось 1049 хозяйств [20, с. 173].

Основными причинами, тормозившими развитие фермерских хозяйств, а нередко приводившими и к их ликвидации, являлись: высокие цены на сельскохозяйственную технику, запчасти, стройматериалы, горюче-смазочные материалы; недостаток специальной техники, семян, удобрений и других материальнотехнических ресурсов; отсутствие дорог, связи, электро-, водо- и газоснабжения; трудности с получением кредитов, высокие процентные ставки по ним; неуверенность в долговременном характере преобразований в аграрном секторе экономики; правовая незащищённость.

Сказывались и такие факторы, как нехватка опыта работы в новых условиях у самих фермеров, негативное отношение к индивидуальным хозяйствам местного населения, проблемы с медицинским обслуживанием, устройством детей в детские сады и школы, отсутствие магазинов, учреждений культуры и быта. Таким образом, в силу объективных и субъективных причин становление новых форм хозяйствования шло непросто. Значительная часть фермерских хозяйств обеспечивала лишь свои потребности, то есть имела не товарный, а натуральный характер.

Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 года позволила уточнить основные параметры фермерского уклада и его роль в аграрном секторе экономики страны и в регионах Европейского Севера России. Согласно данным переписи на 1 июля 2006 года, в Архангельской области было зарегистрировано 987 фермерских хозяйств, в Вологодской области - 957, в Республике Коми - 379 [5, с. 169, 175, 185]. Общая численность постоянных работников в фермерских хозяйствах этих регионов составляла 3878 человек. Доля временных и сезонных рабочих была невелика: в Архангельской области - 5,5%, в Вологодской области - 8,8% и лишь в Республике Коми больше - 22,5%.

Обеспеченность фермерских хозяйств Европейского Севера России земельными ресурсами существенно различалась. На одно хозяйство в Архангельской области приходилось 203 га земли, в Вологодской области - 51 га и в Республике Коми

- 26 га. Доля сельхозугодий также была неодинаковой. В Архангельской области на сельхозугодия приходилось 28,8% общей земельной площади, тогда как в Вологодской области - 70,7%, а в Республике Коми - 84,8%. Использование сельскохозяйственных угодий было более равномерным и составляло 53 - 60% от их общей площади. Сказывалось то, что часть фермеров сельским хозяйством не занималась. В Архангельской области таких хозяйств насчитывалось 77,4%, в Вологодской области - 72,8%, в Республике Коми - 59,9% [5, с. 169, 175, 185]. Они специализировались на строительстве, ремонте техники, занимались торговлей и т. д.

На структуру землепользования серьёзное влияние оказывали природноклиматические условия. В Архангельской области 95,3% посевных площадей были заняты под кормовые культуры, поскольку многие хозяйства культивировали мясное и молочное животноводство. Доля земель, занятых кормовыми культурами, в других регионах Европейского Севера была также высока: 58,3% в Вологодской области, 85,9% в Республике Коми.

В Вологодской области значительную часть площадей занимали зерновые, зернобобовые и технические культуры (35,9%), тогда как в соседних регионах их доля составляла от 0,1 до 0,9%. По удельному весу площадей, занятых картофелем, лидировала Республика Коми (13,3%), в Архангельской и Вологодской областях доля посадок картофеля соответственно составляла 3,6 и 5,6%. Удельный вес площадей, занятых овощами и бахчевыми культурами, был невелик и колебался от 0,1 до 0,6% [5, с. 169, 175, 185].

Техническая оснащённость фермерских хозяйств в исследуемом регионе по-прежнему оставляла желать лучшего. В Вологодской области и Республике Коми один трактор приходился на два фермерских хозяйства, в Архангельской области этот показатель был несколько выше. Обеспеченность автомобилями и комбайнами была ещё хуже: в среднем одно хозяйство из пяти имело автомобиль и одно из десяти - комбайн. Явно ощущался недостаток и другой техники. На 2323 фермерских хозяйства исследуемого региона приходилось 23 мотоблока, 487 тракторных плугов, 391 тракторная косилка, 125 сеялок, 130 доильных установок [5, с. 173, 179, 189].

Доля фермерских хозяйств в производстве продукции в России постепенно увеличивалась. В 1992 году она равнялась 1,1%, в 2000 году возросла до 3,0% [14, с. 204], а в 2006 году составила 6,4% [15, с. 231]. По мнению ряда экспертов, поскольку фермеры склонны занижать отчётность, их доля в производстве сельскохозяйственной продукции значительно больше официальных данных и доходит в отдельных регионах до 12

- 15%. Значительная часть фермерских хозяйств обладает высокой товарностью. В 2006 году 95,7% хозяйств, производивших сахарную свёклу, 85,2% производителей овощей и 71,1% производителей зерна поставили на рынок более половины своей продукции.

В регионах Европейского Севера России динамика производства была несколько иной. Так, с 1995 по 2005 год фермеры Архангельской области увеличили производство картофеля с 1,0 до 2,1% в общем объёме его производства, фермеры Вологодской области - с 0,5 до 3,3%, фермеры Республики Коми, наоборот, снизили производство картофеля с

0,9 до 0,6% [13, с. 101].

За этот же период фермеры Архангельской области увеличили производство мяса с 0,9 до 5,0% в общем объёме производства этой продукции, фермеры Республики Коми - с 0,9 до 2,3%, в то время доля фермеров Вологодской области, занимавшихся производством мяса, сократилась с 1,7 до 0,7%. Аналогичная ситуация сложилась с производством молока. Фермеры Архангельской области увеличили свою долю в производстве молока с 1,6 до 11,4%, фермеры Республики Коми - с 1,1 до 2,4%, а доля фермеров Вологодской области снизалась с 1,9 до 1,4% [13, с. 107].

Стремясь улучшить положение дел в аграрном секторе, государство предприняло ряд мер по его поддержке. В сентябре 2005 года был утверждён приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», нацеленный на решение как экономических, так и социальных проблем российской деревни. В декабре 2006 года президент В.В. Путин подписал закон «О развитии сельского хозяйства», в котором были сформулированы основные принципы и направления государственной аграрной политики. Среди них: поддержка сельхозпроизводителей, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, внедрение новой техники и инновационных технологий, устойчивое развитие сельских территорий, совершенствование системы обучения, подготовки и повышения квалификации специалистов для сельского хозяйства. Статья 8 этого закона установила, что конкретные цели и главные направления развития сельского хозяйства страны на среднесрочный период будут определяться Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В 2007 году была принята первая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг. Общий объём её финансирования за счёт федерального бюджета был определён в 551,3 млрд. руб., причём планировалось ежегодно выделять по 30 - 35 млрд. руб. на повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования (крестьянских /фермерских/ хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан, потребительских кооперативов) [8]. На основе этой программы в ряде регионов, в том числе и в Вологодской области, были разработаны региональные программы развития сельского хозяйства, которые предусматривали дополнительное привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

Финансово-экономический кризис 2008 - 2009 гг. осложнил ситуацию в экономике. Однако даже в этих непростых условиях сельское хозяйство развивалось достаточно стабильно. С 2005 по 2011 год доля фермерских хозяйств России в производстве зерновых увеличилась с 18,3 до 22,1%, картофеля - с 2,8 до 7,4%, овощей - с 6,9 до 13,7%, мяса скота и птицы в живом весе - с 2,5 до 3,4%, молока - с 3,1 до 4,9% [16, с. 24, 26].

Фермерские хозяйства Европейского Севера России также сохранили свои позиции, а по отдельным показателям даже увеличили вклад в производство сельскохозяйственной продукции. Так, с 2005 по 2010 год доля фермерских хозяйств Вологодской области в производстве молока увеличилась с 1,4 до 3,1%, мяса - с 0,8 до 1,2%, картофеля - с 5,0 до 6,8%. Фермерские хозяйства Республики Коми за этот же период увеличили свою долю в производстве молока с 2,4 до 6,9%, мяса - с 2,0 до 2,2%, картофеля - с 1,4 до 1,5% [12, с. 525, 529, 531].

В то же время удельный вес фермеров Архангельской области в производстве сельскохозяйственной продукции несколько сократился.

14 июля 2012 года Правительство РФ приняло очередную Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. [9]. В качестве основных целей документ декларирует: обеспечение продовольственной безопасности России, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, устойчивое развитие сельских территорий, увеличение эффективности использования земельных и других ресурсов. Важная роль при этом отводится малым формам хозяйствования, которым государство намерено оказывать дальнейшую поддержку.

Таким образом, в начале XXI века в России сложился фермерский уклад, занявший видное место в системе многоукладной экономики аграрного сектора. Фермерский уклад характеризуется не только специфичной совокупностью производственных отношений, но и особой культурно-духовной ориентацией. Для фермерских хозяйств характерна семейная самоорганизация, позволяющая оперативно принимать управленческие решения, готовить кадры в самом хозяйстве, чувствовать ответственность за своё дело. По сравнению с личными хозяйствами населения фермеры нацелены на производство товарной продукции и получение прибыли. Кроме того, помимо чисто экономических, фермеры выполняют в селе и социальные функции: создают рабочие места, поддерживают социальную инфраструктуру, оказывают помощь населению в решении разного рода бытовых вопросов.

Фермерский уклад на Европейском Севере России в отличие от других регионов страны (Северный Кавказ, Поволжье) не получил значительного развития, хотя в регионе имеется немало эффективно работающих хозяйств такого типа.

С одной стороны, это объясняется неблагоприятными природно-климатическими условиями, с другой - существуют объективные и субъективные причины, препятствующие развитию фермерского уклада. Российские фермеры как формирующийся слой сельскохозяйственных товаропроизводителей маргинальны по своей сути, поскольку все они являются «фермерами в первом поколении». Им ещё предстоит выработать новые традиции и образцы труда, научиться предпринимательской деятельности, которая

требует определённых экономических, правовых, агротехнических знаний и опыта организационной работы.

По-прежнему существуют факторы, которые сдерживают развитие фермерского уклада в селе. Это высокие цены на сельскохозяйственную технику и горючее, сложная отчётность, трудности со сбытом продукции, неразвитость социальной инфраструктуры, бюрократические препоны. Вместе с тем есть реальные возможности улучшения ситуации. Укрепление фермерского уклада, повышение эффективности работы фермерских хозяйств видится в развитии кооперативных связей, всесторонней государственной поддержке и последовательном решении социальных проблем российской деревни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башмачников, В.Ф. Возрождение фермерства в России (взгляд очевидца и авангардного участника] [Текст]. - Изд. 2-е, доп. - М., 2010. - 623 с.

2. Буздалов, И.Н. Аграрная теория: Концептуальные основы, исторические тенденции, современные представления [Текст]. - М: Aсademia, 1995. - 380 с.

3. Вологодский областной архив новейшей политической истории (ВОАНПИ). Ф. 2522. Оп. 118. Д. 108.

4. Вологодский областной архив новейшей политической истории (ВОАНПИ]. Ф. 9746. Оп. 1. Д. 537.

5. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года [Текст]: в 9 т. - Т. 1. -Кн. 2. Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года по субъектам Российской Федерации. - М., 2008. - 546 с.

6. Казарезов, В.В. Очерки истории крестьянского вопроса в России [Текст]. - Вологда: Легия, 2003. - 96 с.

7. Никонов, А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII - XX вв.] [Текст]. - М: Энциклопедия российских деревень, 1995. - 576 с.

8. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 (ред. от 20.12.2011]: http:// www.zakonprost.ru/content/base/1

9. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717: http://www.mcx.ru/ navigation/docfeeder/show/342htm

10. О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 - Режим доступа: http://www.law. edu.ru/norm/norm.asp?normID

11. О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса [Электронный ресурс]: Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. - Режим доступа: http://www.yandex.ш/yandsearch?p=28&did=1790

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. [Электронный ресурс]: стат. сборник. - М., 2011. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ros

13. Регионы Северо-Западного федерального округа [Текст]: стат. сборник - М., 2006. - 345 с.

14. Россия в цифрах. 2002 [Текст]: краткий стат. сборник - М., 2002. - 278 с.

15. Россия в цифрах. 2007 [Текст]: краткий стат. сборник - М., 2007. - 342 с.

16. Россия 2012 [Текст]: ст. справочник. - М.: Росстат, 2012. - 59 с.

17. Сельское хозяйство Республики Коми. 1990 - 2000. Аналитическая записка [Текст]: Госкомстат Республики Коми. - Сыктывкар, 2001. - 34 с.

18. Собрание постановлений Правительства Российской Федерации [Текст]. - М., 1992. -№ 1 - 2.

19. Собрание постановлений Правительства Российской Федерации [Текст]. - М., 1992. - № 6.

20. Статистический ежегодник Вологодской области [Текст]: стат. сборник. - Вологдастат. -Вологда, 2006. - 321 с.

21. Шмелев, Г.И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XX веке [Текст]. -М.: Наука, 2000. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.