Научная статья на тему 'ФЕНОМЕНОЛОГО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ'

ФЕНОМЕНОЛОГО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
162
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПОНИМАНИЕ / СМЫСЛ / СОЗНАНИЕ / СУГГЕСТИЯ / КОНТРСУГГЕСТИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Погонина Елена Алексеевна, Лещенко Надежда Геннадьевна

Цель исследования - провести анализ феномена коммуникативных барьеров в контексте феноменологических и герменевтических представлений, выявить основные смысловые причины образования конфликтных барьеров, присущих коммуницирующему сознанию. Научная новизна заключается в том, что феномен коммуникативных барьеров рассматривается в контексте онтологических оснований коммуникационного взаимодействия, анализируются смысловые аспекты барьеров непонимания, их роль в историко-социальном развитии сознания. Объединение феноменологического и герменевтического подходов создаёт обоснования для раскрытия причинно-целевой направленности динамики коммуникаций. В связи с этим указывается на диалектическую суть коммуникативных барьеров. В результате делается вывод о созидательной роли коммуникативных барьеров в процессе развития человеческого сознания, культуры и социального бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGICAL AND HERMENEUTIC ANALYSIS OF COMMUNICATION BARRIERS

The purpose of the study is to analyze the phenomenon of communicative barriers in the context of phenomenological and hermeneutic representations, to identify the main semantic causes of the formation of conflict barriers inherent in the communicative consciousness. The scientific novelty of the research lies in the fact that the phenomenon of communicative barriers is considered in the context of the ontological foundations of communication interaction, the semantic aspects of the barriers of misunderstanding, their role in the historical and social development of consciousness are analyzed. The combination of phenomenological and hermeneutic approaches creates justifications for revealing the causal - target orientation of communication dynamics. In this regard, the dialectical essence of communication barriers is pointed out. As a result, the conclusion is made about the creative role of communicative barriers in the development of human consciousness, culture and social existence.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕНОЛОГО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ»

8. Словарь общенаучных терминов / под ред. В.В. Шабанова. URL http://msuee.ru/sdence/Voc%200ND/ SL0VA/5.htrn. (дата обращения 11.08.2021)

9. Сорокин П. Моя философия - интегрализм // http://docplayer.ru/28928328-Moya-filosofiya-integralizm.html (дата обращения 11.08.2021)

10. Сулимов В.А. Апофеоз воли: человек в интеллектуальной культуре современности // Человек. Культура. Образование. - 2017.-2 (24). - С. 63. 11 Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1981.

PHENOMENOLOGICAL AND HERMENEUTiCANALYSIS OF COMMUNICATION BARRIERS Pogonina Elena Alekseevna, Postgraduate student ^ Leshchenko Nadezhda Gennadievna, Postgraduate student

Department of Philosophy, North-Caucasus Federal University, Stavropol

The purpose of the study is to analyze the phenomenon of communicative barriers in the context of phenomenological and hermeneutic representations, to identify the main semantic causes of the formation of conflict barriers inherent in the communicative consciousness. The scientific novelty of the research lies in the fact LU that the phenomenon of communicative barriers is considered in the context of the ontological foundations of S communication interaction, the semantic aspects of the barriers of misunderstanding, their role in the historical and social development of consciousness are analyzed. The combination of phenomenological and hermeneutic U approaches creates justifications for revealing the causal - target orientation of communication dynamics. In this regard, the dialectical essence of communication barriers is pointed out. As a result, the conclusion is made about the creative role of communicative barriers in the development of human consciousness, culture and social existence.

o

O Keywords: communicative barriers; intentionality; understanding; meaning; conscience; suggestion; counter-O suggestion.

С

172

DOM 0.24923/2222-243X.2021 -41.32

УДК 130.121 ФЕНОМЕНОЛОГО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ВАК РФ 09.00.11 КОММУНИКА ТИВНЫХБАРЬЕРОВ

© Погонина Е.А, 2021 Цель исследования -провести анализ феномена коммуника тинных барьеров

©ЛещенкоН.Г., 2021 8 контексте феноменологических и герменевтических представлений, выя-

вить основные смысловые причины образования конфликтных барьеров, присущих коммуницирующему сознанию. Научная новизна заключается в том, что феномен коммуникативных барьеров рассматривается в контексте онтологических оснований коммуникационного взаимодействия, анализируются смысловые аспекты барьеров непонимания, их роль в историко-социальном развитии сознания. Объединение феноменологического и герменевтического подходов создаёт обоснования для раскрытия причинно-целевой направленности динамики коммуникаций. В связи с этим указывается на диалектическую суть коммуникативных барьеров. В результате делается вывод о созидательной роли коммуникативных барьеров в процессе развития человеческого сознания, культуры и социального бытия.

Ключевые слова: коммуникативные барьеры; интенциональность; понимание; смысл; сознание; суггестия; контрсуггестия.

ПОГОНИНА Елена Алексеевна, аспирант

ЛЕЩЕНКО Надежда Гэннадьевна, соискатель

кафедра Философии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Введение

Виды коммуникативных барьеров, причины их возникновения, способы преодоления - это краеугольные темы коммуникавистики, без разработки которых невозможно выстроить полноценную теорию общения. Изменение статуса феномена коммуникации в современном обществе, дефициты созидательного смысла в коммуникативной реальности обосновывает перемещение этой проблематики из периферии в центр научных исследований.

В этой связи актуальность данного исследования заключается в значимости понимания сущности и структуры универсума коммуникации, произведённого в обобщённом рассмотрении, на пересечении различных философских подходов.

Исходя из цели, структурированы следующие задачи. 1) провести общий анализ понятия коммуникативного барьера; 2) рассмот-

реть феноменологические основания причин возникновения коммуникативных барьеров; 3) рассмотреть суть коммуникативных барьеров, исходя из герменевтического представления коммуникации.

Теоретической базой проведённого иссле-дования в ы ступ и л и классические научные труды отечественных и зарубежных философов по вопросам изучения восприятия и понимания сознания, вовлечённого в коммуникацию -работы Э. Гуссерля, П. Рикёра, Б.ф. Поршнева и других.

Основная часть

Приступая к рассмотрению феномена коммуникативных барьеров, следует сразу обратить внимание на тот факт, что какой бы по внешней форме ни являлась коммуникация -массовая, групповая или межличностная, для принимающего сознания она всегда остаётся личностной. Мысли, идеи, выраженные адресантом вербально и невербально, так или иначе должны быть приняты или отторгнуты индивидуальным сознанием адресата. Принимающее информацию сознание является своеобразным квантом коммуникавистики, и потому представляется целесообразным именно с позиции воспринимающего сознания рассматривать феномен коммуникативных барьеров.

На сегодняшний день понятие коммуникативных барьеров имеет много трактовок, в психологии и социологии его относят в разряд сложного общения. Коммуникативные барьеры определяются как "конфликтные факторы", как "препятствия к эффективному общению", как "тормоз реализации резервов индивида". Более того, исследователи указывают на видовое многообразие барьеров, выделяя двадцать четыре термина для раскрытия понятия их сущности [1].

Этические,эстетические, стилистические, логические, межъязыковые и другие - это всё дескриптивные характеристики коммуникативных барьеров, которые не погружают нас в суть феномена коммуникативного барьера, а просто показывают следствия из некоей фундаментальной причины образования барьеров, которая аподиктически присуща самому принимающему сознанию адресата. Коммуникативный барьер не берётся из "ниоткуда", в любом случае это препятствие, которое выставляет сам получатель информации на пути информационного сообщения. Только он сам решает - брать ему информацию или не брать, или есть ли у него возможность взять её или нет. То есть барьер - это либо нежелание адре-

сата взять информацию, либо невозможность её взять.

В данной работе мы будем придерживаться классификации барьеров Б.Ф. Поршнева. Невозможность принять смысл сообщения в классификации барьеров Б.Ф. Поршнева называется непониманием. Барьер непонимания может быть обусловлен фонетическими, стилистическими, логическими и семантическими факторами. Но в любом случае, если получатель информации желает получить смысл, он его получит, даже если отправитель информации будет разговаривать с ним на чужом языке. Другое дело, когда получатель не желает принимать информацию. Тогда даже идеальные семантические, фонетические, стилистические и логические условия не будут способствовать передаче смысла.

Нежелание адресата принимать информацию - это, собственно и есть главная причина образования коммуникативного барьера. Б.Ф. Поршнев называет нежелание недоверием и предлагает называть такие барьеры барьерами авторитета и избегания: "...в передаче информации между людьми есть некий специфический фильтр, которого нет у животных и машин... А именно: информация между людьми проходит через фильтр доверия и недоверия. Информация может быть абсолютно истинной и полезной и всё-таки остаться не принятой, не пропущенной фильтром" [2; 3].

Человек не желает воспринимать информацию от того, кого он не считает авторитетом (барьер авторитета) или же во втором случае, он, не желая воспринимать сообщение, пытается избежать воздействия суггестии - чуждого внушения (барьер избегания). В любом случае, указывая на процесс передачи информации, будь это прямая просьба или просто сообщение неких фактов, Б. Ф. Поршнев делает акцент на её побудительных мотивах. Эти мотивы могут побуждать адресата совершить действие или, наоборот, не совершать. Побуждения к действию могут быть прямыми или косвенными, но они присутствуют при любой коммуникации.

Суггестия неминуемо рождает контрсуггестию - сопротивление чуждому влиянию. Б. Ф. Поршнев подчёркивает, что суггестия возможна именно при речевом воздействии. Именно речевое (знаковое) воздействие адресанта имеет прямой доступ к сознанию адресата.

Семиотика, исследуя знаковые системы языков, приписывает каждому знаку внутренний смысл и внешнее значение. В процессе сопротивления чуждому информационному воздей-

ствию принимающее сознание отторгает большей частью именно смысл, а не значение. Сами по себе значения объектов в окружающем нас мире не таят в себе опасности внушения. Опасность внушения как раз происходит со стороны приписывания этимзначениям новых смыслов. Как замечает Б. Ф. Поршнев, в создании новых смыслов и скрывается основное отличие человеческого ума отживотного. Сама суггестия выступает как необходимое условие развития человеческой психики и ментально-сти. При этом и контрсуггестия как антитеза суггестии тоже связана с родовыми особенностями человеческого сознания, со способами критического мышления, и она также способствует развитию человека [2].

Коммуникативные барьеры, таким образом, онтологически неизбежны при любом общении. Они есть естественные смысловые границы между Я и Другим, рельефы смысловых функций, одновременно препятствующие общению и создающие возможности для него. Общение без барьеров, таким образом, представляется неосуществимым и невозможным. Там, где нет барьеров, там нет и общения.

Принимающее сознание адресата переводит лингвистические знаки от адресанта в значения, значения в смыслы и потом ответ предполагает обратный перевод смысла в значения, которые далее переводятся в знаковую систему ответа. Сознание, таким образом, является и шифровальщиком и генератором смыслов Потому феномен коммуникативных барьеров требует рассмотрения не только в аспекте противостояния Я и Другого, но и в аспекте рассмотрения сущностей таких понятий, как сознание и смысл.

Большой потенциал для рассмотрения коммуникативных барьеров имеет феноменологическая философская традиция, которая в качестве основного объекта исследования провозгласила чистое трансцендентальное сознание, сформировав тем самым альтернативу школе "подозрения" [3,43]. Обоснование Э. Гуссерлем интенциональности сознания приводит его к идее о человеческой субъективности как интенциональной активности по образованию смыслов, через которую конституируются мир и собственная субъективность.

Отвечая на вопросы о взаимодействии Я и Другого, Гуссерль приходит к чистому трансцендентальному смыслу существования и взаимодействия личностей. "Вэтой особой интенциональности конституируется новый смысл бытия, который выходит за пределы собственной сферы моего монадического Ego, консти-

туируется некое Ego не как Я-сам, но как такое, которое отражается в моём собственном Я, в моей монаде" [4,388]. Я обнаруживает себя и других, во-первых, различёнными, во-вторых, находящимися друг против друга.

При этом сознание Я не заключено в одиночную камеру (не существует независимо от внешнего мира) и само не представляет собой камеры, в которую заключено содержание Другого. Оно есть интенциональность (избыточность), выход за пределы Я и направленность на Другого. Другой не есть дубликат Я, он нечто иное, чем Я; а именно: трансцендентное по отношению к Я. Я как некое конкретное трансцендентальное Ego оказывается уже не в единственном числе, а в сообществе других конкретных и своеобразных трансцендентальных Ego. Возникает сообщество монад, членом которого является Я в качестве отдельной монады. Гуссерль подчёркивает, что это сообщество имеет централизованное строение. Одна из монад (Я) является центральной; её трансцендентальное Ego дано ей непосредственно. Трансцендентальные субъекты всех других монад даны ей лишь опосредованно это - периферийные монады. В таком представлении мир выглядит как общность монад, которая конституирует один и тот же мир.

Исходя из данного представления, мы приходим к выводу, что объективный мир как идея, как коррелят интерсубъективного в идеале есть".. .бесконечная открытость, с интерсусубъ-ективностью, отдельные субъекты которой оснащены системами конституирования, соответствующими друг другу и согласующимися друг с другом. Поэтому конституирование объективного мира по существу своему предполагает гармонию монад" [4,400], Межличностная коммуникация в феноменологическом представлении есть процесс выстраивания некоей гармонии общего мира. Барьеры коммуникаций между Я и Другим при выстраивании общей гармонии неизбежны.

Противостояние сознаний Я и Другого - это тема разнообразных философских рассмотрений. У М.М. Бахтина в существовании Другого для Я кроется абсолютная эстетическая нужда [5,49]. У П. Сартра существование Другого создаёт смысл Я, даже если оно невыносимо. "Чтобы получить истину о себе человеку необходимо пройти через Другого и познать самого себя в отношении к миру" [6,285]. У Э. Левина-са Другой ограничивает свободу Я. "...принять Другого значит поставить под вопрос мою свободу" [7,116]. В феноменологии Б. Вальденфель-

са Другой становится Чужим, на притязания которого необходимо отвечать.

Собственно, в принятии Другого, избегании его или в ответе на его притязания и требования и возникают коммуникативные барьеры. Рассматривая различные стратегии этих ответов, мы должны отдавать отчёт в том, что они могут варьироваться от полного подчинения своего Я Чужому, до, наоборот, требования полного подчинения Чужого своему собственному Я,

Возвращаясь к глобальному смыслу коммуникаций, мы полагаем, что все виды взаимодействия между Я и Другим, имеют целью созидание гармоничного общего мира. Что касается отдельных смыслов, которыми обмениваются коммуницирующие сознания, то стоит обратить внимание на непрерывность их смысловых интенций. Смысл - это, по сути, непрерывная причинно-следственная идея действий, направленных на достижение определённой цели. Смысл как идея действия не может быть статичным и, скажем, навсегда связанным с неким значением, человеческое сознание "обречено" на непрерывную генерацию множественных смыслов.

На темпоральность смысла обращал внимание П. Рикёр, соединяя герменевтику с феноменологией. Он выставил понимание не как способ познания, а как способ бытия, "...такого бытия, которое существует понимая"[8; 10]. Понимание же есть соединение смысла со значением - это есть способность человека постигать смысл значения. То есть сознание человека, будучи непрерывно направленным на предмет, непрерывно создаёт и смыслы, соответствующие этому предмету, соединяя при этом прошлое и будущее в единую причинно-следственную связь.

Значения в коммуникации выражаются языковыми знаками. В герменевтическом представлении значение предстаёт как символ. В связи с этим П. Рикёр говорит об уровнях, которые скрыты, заключены в буквальныхзначениях и о множественности смыслов, присущих им. Смысловая множественность, собственно, и создаёт барьерный рельеф в коммуникациях. У каждого коммуницирующего сознания генерируются свои личные смыслы. Так как эти смыслы образуются в сознании постоянно, то барьерный рельеф может по аналогии быть похожим не на материковый (неподвижный), а океанический (с постоянной генерацией смыслов).

Непрерывный процесс смыслообразова-ния, присущий сознанию, побуждает челове-

ка к говорению, к общению. Множественность смыслов, присущая значению, в процессе говорения объективирует барьеры общения Личность - это место рождения культурных смыслов. Через барьерную коммуникацию человек отделяет своё Я от Другого и от Мы.

Коммуникация посредством языка имеет текстовую структуру. Именно текст является первичным способом включения индивида в культурный мир. Именно через текст (язык) человек становится деятельным существом, осуществляя связь времён, народов, культурных смыслов. В свою очередь, восприятие текста как особого смыслового горизонта предполагает, что текст втягивается в новую систему остенсивных отношений интерпретатора, т. е. что мир текста вступает во взаимодействие с реальным миром [9,39].

Рассматривая коммуникацию как текстовое событие, мы можем распространить понятие текста и на окружающий мир, который также состоит из значений, каковые могут быть осмыслены и прочитаны (поняты) личностью. Таким образом, в коммуникации каждый из нас может выступать как читателем, так и автором, рождая или воспринимая новые смыслы. Барьеры непонимания при этом дают возможность этим смыслам не раствориться в общем согласии (мы), а проявиться в несогласии (Я и Другого), обрести видимую плоть, чтобы далее быть отторгнутыми или, наоборот, вплестись в канву созидания полотна общего мира.

Заключение

В работе выяснено, что любая коммуникация несёт в себе в той или иной мере суггестивное воздействие и вызывает контрсуггестию (коммуникативный барьер). Суггестивное воздействие связано с образованием и передачей нового смысла.

Исходя из интенциональной природы сознания, сделан вывод о том, что свойством сознания является непрерывное образование новых смыслов, соответствующих статичным значениям. Генерация (движение) разных смыслов, присущих одному значению создает феномен коммуникативных барьеров между ком-муницирующими сознаниями. Разные смыслы, присущие одному значению, могут вызывать конфликты непонимания, которые несут в себе защитную, критическую функцию, позволяя личности осознавать своё Я.

В трансцендентальном представлении суть общения - это диалектическое взаимодействие разных смыслов, подчинённых глобальному смыслу достижения гармонии общего

мира. Непрерывная генерация смыслов сознанием является причиной образования барьеров и одновременно двигателем развития человеческой культуры.

Литература:

1. Сорокина Д.Б. Основные подходы к пониманию феномена "барьеры общения" в психологической науке / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN317.pdf

2. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история / [Элек-тронный ресурс] Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/kontrsuggestiya-i-istoriya-elementarnoe-sotsialno-psihologicheskoe-yav lenie-i-ego-transformatsii-v-razvitii-chelovechestva/ viewer

3. Сергодеева Е.А. Подозрение как феномен современной культуры // Философские науки. -2013.- №6.-С.41-49.

4. Гуссерль Э. Избранные работы. - М.: Территория будущего, 2005. - 464 с.

5. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

6. Кузнецов В.Н. Жан Поль Сартр и экзистенциализм. - М,: Издательство Московского университета, 1969. - 287 с.

7. Левинас Э. Тотальность и бесконечное. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 416 с.

8. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М.: Медиум, 1995. - 404 с.

9. Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. - М. : Академический Проект, 2013.-151 с.

THE STRUCTURE OF THE LIFE WORLD OF A MODERN PERSON: TRADITIONAL VIEWS AND AN ALTERNATIVE VIEW Popkova Natafya Alexandrovna, Postgraduate student, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Krasnoyarsk

The purpose of the study is to substantiate and develop the author's model of the structure of the life world of a modern person based on the analysis of fundamental sociophilosophical ideas about the structuring of the human life world. The scientific novelty consists in generalizing the views ofvarious representatives ofthephenomenological direction on the human life world and structuring the life world of a modern person, taking into account such factors as the socio-biological nature of a person, the multidimensional nature of the human psyche and the peculiarities of the space of everyday life of a modern person. As a result, it is proved that the structure of the life world of a modern person is nothing more than a three-component system formed by the "objective world", reflecting the biological essence of a person and the experience of scientific research accumulated by mankind, the "social world", reflecting the social essence of a person and the moral and ethical norms developed by mankind, the " inner world", reflecting the peculiarities of the functioning of the human psyche in cognitive, emotional, evaluative and behavioral aspects.

Keywords: life world; person; structure; objective world; scientific picture of the world; social world; system; inner world.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -41.33

УДК101.1:316 ВАК РФ 09.00.11

© Попкова H.A., 2021

ПОПКОВА Наталья Александровна, аспирант кафедры Философии, социологии и религиоведения, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск

СТРУКТУРА ЖИЗНЕННОГО МИРА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И АЛЬ ТЕРНА ТИВНЫЙ ВЗГЛЯД

Цель исследования - обосновать и разработать авторскую модель структуры жизненного мира современного человека на основе анализа фундаментальных социально-философских представлений о структурировании жизненного мира человека. Научная новизна заключается в обобщении взглядов различных представителей феноменологического направления на жизненный мир человека и структурировании жизненного мира современного человека с учётом таких факторов, как социально-биологическая природа человека, многоаспектность человеческой психики и особенности пространства повседневной жизнедеятельности современного человека. В результате доказано, что структура жизненного мира современного человека есть не что иное, как трехкомпонентная система, образованная "объективным миром", отражающим биологическую суть человека и накопленный человечеством опыт научных изысканий, "социальным миром" отражающим социальную суть человека и выработанные человечеством морально-этические нормы, "внутренним миром", отражающим особенности функционирования человеческой психики в когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом аспектах. Ключевые слова: жизненный мир; человек; структура; объективный мир; научная картина мира; социальный мир; система; внутренний мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.