Научная статья на тему 'ФАСЦИНАЦИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ'

ФАСЦИНАЦИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1046
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСЦИНАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ХАРИЗМА / АТТРАКЦИЯ / FASCINATION / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE BARRIERS / CHARISMA / ATTRACTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стрельцова Марина Александровна, Вербина Галина Георгиевна

Статья посвящена изучению феномена «Фасцинация». Рассматривается роль фасцинации в межличностном общении, ее влияние на психоэмоциональное состояние участников общения. Раскрывается важность фасцинации в преодолении коммуникативных барьеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACCINATION AS A METHOD OF OVERCOMING COMMUNICATIVE BARRIERS

The article is devoted to the study of the «Fascination» phenomenon. The role of fascination in interpersonal communication and its impact on the mental and emotional state of the participants are dealt, with in this article. The importance of fascination in overcoming communication barriersisrevealed

Текст научной работы на тему «ФАСЦИНАЦИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ»

о©4 инновации ^d

СТРЕЛЬЦОВА Марина Александровна,

аспирант ФГОУ ВПО

«Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»

е-mail: mail@law-books.ru

ВЕРБИНА Галина Георгиевна,

кандидат психологических наук доцент ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»

e-mail: verbina.galia@yandex.ru

ФАСЦИНАЦИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена «Фасцинация». Рассматривается роль фасцинации в межличностном общении, ее влияние на психоэмоциональное состояние участников общения. Раскрывается важность фасцинации в преодолении коммуникативных барьеров.

Ключевые слова: фасцинация, общение, коммуникативные барьеры, харизма, аттракция.

STRELTSOVA Marina Aleksandrovna,

post-graduate student, Ulianov Chuvash state University

VERBINA Galina Georgievna,

PhD in Psychology, associate Professor of the Ulianov Chuvash state University

FACCINATION AS A METHOD OF OVERCOMING COMMUNICATIVE BARRIERS

Annotation. The article is devoted to the study of the «Fascination» phenomenon. The role of fascination in interpersonal communication and its impact on the mental and emotional state of the participants are dealt, with in this article. The importance of fascination in overcoming communication barriersisrevealed.

Key words: fascination, communication, communicative barriers, charisma, attraction.

Согласно определению, используемому в психологическом словаре, фасцинация - специально организованное вербальное воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего возрастает возможность ее воздействия на их поведение [1, с. 426]. Однако некоторые исследователи не согласны с таким определением, считая фасцинацию более широким понятием. По мнению В. Соковина, существующее определение фасцинации открывает только один аспект - речевой, психолингвистический и не охватывает фасцинируещего действия, которое оказывают на человека визуальные образы, запахи, тактильные ощущения, вызывающие вол-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

нующий интерес, удивление, радость, восхищение, восторг, очарование, экстаз, шок, испуг, ужас [2, с. 14 - 89]. Г.М. Андреева рассматривает фас-цинацию как средство, помогающее принять информацию и ослабляющее действие фильтров, примером таких средств, служащих проводником информации, создающих дополнительный фон и помогающих в преодолении контрсуггестии, относит музыкальное сопровождение речи, визуальное ее сопровождение ярким цветовым решением [3, с. 58].

Вопросом изучения фасцинации как явления, тесно связанного с коммуникативными процессами в человеческом общении, занимались Н.Л. Мусхелешвили, Ю.А. Шрейдер, которые рассматривали роль фасцинации в процессе прямой

и непрямой коммуникации. Роль фасцинации в своей книге «Я говорю, мы говорим....» упоминал А. Войскунский. С его точки зрения, фасцинация может проявляться огромным многообразием приемов и способов. Он считает, что нет универсального фасцинируещего приема, что даже сама информация, произнесенная ко времени и к месту, может блокировать фильтры недоверия, проявляя фасцинирующие свойства [4, с. 68 - 79].

Ярким проявлением явления фасцинации может служить воздействие на сознание людей харизматичных личностей. Согласно определению Макса Вебера, «харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере специфически особыми силами и свойствами недоступными другим людям» [5, с. 22]. Изучением феномена «харизмы» занимались еще мыслители Древней Греции (от греч. Charisma - «божественная милость»). По мнению древних мыслителей, этим даром наделены лидеры, способные оказывать влияние на окружающих людей. Ксенфонт Афинский описывал харизму «как искусство властвовать над людьми по их добровольному согласию» [6]. А это представляется возможным только в случае полного преодоления барьера недоверия.

В древнегреческой мифологии харитами называли богинь, воплощающих радостное начало жизни. Аглая - «сияющая», Ефросина -«благомыслящая», Талия - «цветущая». Так же к харитам относят богиню убеждения Пейфо (греч. «убеждение») - постоянную спутницу Афродиты, которая сыграла роковую роль, обвив шею Пандоры золотым ожерельем [7, с. 52]. Аглая, Ефросина, Талия олицетворяют собой красоту, молодость, а ведь такие параметры, как привлекательная, красивая внешность оказывают огромное влияние на возникновение такого явления, как аттракция.

Единого определения понятия аттракции не существует и рассматривается многими исследователями как установка на партнера. Г.М. Андреева рассматривает аттракцию в контексте межличностных отношений, в которых присутствует эмоциональный компонент. Аттракция - процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, в результате чего рождаются особые отношения [3, с. 90]. Возникновение симпатии, дружбы, любви способствует возникновению доверительных отношений, так как вовлечение в эмоциональные отношения способствует более высокой оценке друг друга в процессе общения. Это приводит к возникновению более сплоченных, комфортных отношений внутри групп людей и формированию мощной

«Мы» идентификации с группой, что приводит к значительному ослаблению защитного фильтра контрсуггестии и усилению суггестивного влияния. Развитие аттракции способствует повышению уровня конформности. Таким образом, аттракция проявляет фасцинирующие свойства, блокируя барьеры недоверия между участниками общения [8, с. 38].

В основе механизма возникновения фасцинации, по предположению Ю.В. Кнорозова, лежит иррадиация. Этот механизм объясняет явления, происходящие в психике человека под воздействием фасцинации. Воздействие через рецептор на один участок постепенно распространяется на весь анализатор, за исключением «сторожевого поста», через который осуществляется контакт с индуктором (раппорт) [9, с. 324 - 334].

В процессе формирования фасцинативной доминанты в ее очаге накапливаются импульсы, количество которых увеличивается и подавляет активность других центров, это, в свою очередь, приводит к изменениям психического состояния в виде мгновенной концентрации внимания, захва-ченности, сброса критичности и сужения сознания, изменения и стирания предшествующих психических состояний. Все это позволяет держать адресата во власти коммуникатора. Этим можно объяснить эффективность фасцинации в борьбе с коммуникативными барьерами [2, с. 14 - 89].

«Для успеха акта коммуникации присутствие достаточно сильной фасцинации в сообщении является необходимым условием» [10, с. 5].

Ю.В. Кнорозов выделяет пять подразделений сигналов, в зависимости от преобладания информации или коммуникации. Если рассматривать фасцинацию как способ преодоления коммуникативных барьеров, необходимо уделить внимание третьему и четвертому подразделению. Третье подразделение представляет собой сочетание информации и фасцинации в сигнале в равных количествах. Примером может служить яркое и запоминающееся выступление докладчика на конференции, когда преподнесение новой интересной информации в равной степени дополняется эмоционально окрашенной манерой выступления. Четвертое подразделение подразумевает собой преобладание фасцинации над информацией. Яркими примером четвертого подразделения являются многократное прочтение любимой книги или прослушивание уже знакомой песни, чтение молитв верующими. Фасцинация есть тот раздражитель, который оказывает влияние на эмоциональную сферу человека [9, с. 324 - 334.]

Наиболее эффективным, на наш взгляд, является использование третьего подразделения, т.е. сочетание информации и фасцинации, что позволит под воздействием последней донести

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

набольшее количество информации, пробудит к ней интерес, что, в свою очередь, позволит запустить процесс аутокоммуникации, за которой последует процесс превращения внешней информации в информацию личного знания, превратит ее в часть сознания адресата, станет частью его личного убеждения, тем самым предотвратит развитие барьеров коммуникации и позволит наладить эффективное общение.

Обмен информацией в процессе общения обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Коммуникация - это, по сути, влияние, психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Измерением эффективности коммуникации можно считать силу оказанного воздействия, а также величину изменений во внутреннем мире человека, произошедших в результате совершившейся коммуникации [3, с. 56].

Восприимчивость человека к воздействию, зависимость субъекта от другого человека понимаются Б.Ф. Поршневым, В.М. Бехтеревым как феномен доверия и рассматривается ими как проблема социально-психологического внушения (суггестии).Так как суггестия может представлять собой угрозу для психики не только человека, но и всего организма в целом, подвергая риску его жизнедеятельность. В процессе развития человечества сформировался защитный механизм, призванный оградить его от негативного воздействия суггестии, который, по мнению Б.Ф. Поршнева, формируется с точки зрения физиологии высшей нервной деятельностью. Согласно его представлениям, в коре головного мозга под воздействием суггестии, которая в данном случае представляет собой влияние слова на психику, формируется очаг возбуждения. Вокруг очага возбуждения по закону обратной индукции торможения и возбуждения формируется очаг торможения, который Б.Ф. Поршнев именовал контрсуггестией. Если рассматривать суггестию тождественной доверию, то контрсуггестия есть недоверие [11].

Таким образом, доверие и недоверие представляют собой своеобразные фильтры, возникающие на пути информации, получаемой в процессе коммуникации, которая должна проникнуть в сознание адресата и оказать на него влияние.

В современном обществе на фоне бурного социального, экономического, культурного, информационного обмена вопрос доверия и недоверия возникает особенно остро по причине различия ценностных ориентаций, норм поведения и целей субъектов общения [12, с. 21]. Фильтр недоверия формируется как индивидуальная психологическая особенность в процессе социализации человека. Люди склонны больше доверять тем, с кем они идентифицируют себя как «Мы», в этом

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

случае уровень доверия будет наиболее высок, в то же время к участникам общения, попадающим под категорию «Они», степень доверия будет уменьшаться, вплоть до полного его отсутствия [11]. Такая зависимость отчетливо просматривается на примере религиозных различий, которые представляют собой одну из форм проявлений коммуникативного барьера социокультурных различий. Коммуникативные барьеры - это психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации.

Российский историк, социолог Б.Ф. Поршнев классифицировал барьеры коммуникации на три формы: избегание, авторитет, недопонимание. В свою очередь, в последнем он выделяет четыре уровня непонимания: фонетический, семантический, стилистический и логический. Барьеры избегания представляют собой наиболее раннюю форму развития контрсуггестии как механизма психологической защиты, они представляют собой попытки реципиента избежать источника воздействия, уклониться от контакта с ними и могут выражаться как просто попыткой избежать контакта и предотвратить возникновения общения, так и проявляться в такой манере слушания, когда из вежливости создается видимость заинтересованности, включенности в процесс общения, при этом ход мыслей может быть далек от обсуждаемой темы. Максимальный уровень доверия, возникающий в группах, социальных общностях, с которыми индивид идентифицирует себя как «Мы», способствует формированию механизма защиты от выраженного влияния суггестии, очень характерного в этих ситуациях и который проявляется в виде разделения окружающих (коллеги, родственники, религиозные общины и т.п.) по степени авторитетности и формированию т.н. барьера авторитета, при котором происходит противопоставление личности авторитета окружающим [11].

При возникновении этой разновидности коммуникативных барьеров происходит неприятие информации при недостатке авторитета коммуникатора. При этом содержательный смысл самой информации имеет принципиально меньшее значение в сравнении со степенью авторитетности коммуникатора. Фонетический барьер возникает как результат использования различных знаковых средств передачи информации. Диапазон фонетического непонимания велик - от незначительного до полного. В основе возникновения фонетического барьера лежит множество источников, к примеру: различие диалектов, используемых участниками общения, существенные дефекты речи и дикции, невыразительное вещание, даже сообщение на повышенных тонах может приводить к тому, что понимание слушателя будет заблокировано. Причиной возникновения семан-

тического барьера служат те ситуации, при которых люди по ряду причин не понимают смысла сказанного, чаще всего это возникает между участниками общения, принадлежащим к различным субкультурам внутри доминирующей культуры. Субкультура представляет собой относительно изолированное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, норм, своими характерными для данной субкультуры обычаями, кроме того, они имеют свой, отличный от других, специфический язык, жаргон, сленг. Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента.

Барьеры отношений возникают в результате индивидуально-психологических особенностей людей, вступающих в процесс общения. Каждый человек воспринимает окружающую действительность через призму своего субъективного видения, которое сформировалось в процессе сугубо индивидуального жизненного опыта, следовательно, что является понятным и приемлемым для одного участника общения, может вызывать непринятие у другого. Барьеры социокультурных различий возникают на почве несовпадения общего культурного уровня участников общения. К данному виду барьеров можно отнести социальный барьер, когда взаимонепонимание возникает как результат различая в принадлежности участников к различным социальным слоям. С яркой демонстрацией политического барьера можно столкнуться на примере жарких дебатов в период предвыборных кампаний в органы власти, возникающих по причине различных представлений, идеологий. Так же к социокультурному барьеру относят религиозный, профессиональный. Коммуникативные барьеры выполняют важнейшую функцию в процессе межличностного общения, выполняя роль фильтра на пути огромного многообразия поступающей информации, однако при определенных условиях они могут негативно отразиться на межличностных отношениях. Яркий пример негативного влияния - когда человек, погруженный в свои внутренние переживания, мечтания, может пропустить важную для него информацию. Барьер авторитета, возникающий в подростковом возрасте, когда в роли авторитета может выступать личность асоциальная, которая может способствовать развитию асоциальных установок.

В современном мире существует большое количество рекомендаций, призванных распознавать и преодолевать возникающие барьеры коммуникации. Одним из способов преодоления коммуникативных барьеров можно считать фасцина-

цию. Первым, кто ввел понятие фасцинации (от лат. Fascinatio «завораживать, очаровывать, околдовывать»), является Ю.В. Кнорозов - историк, этнограф, основатель советской школы майяни-стики. По определению Ю.В. Кнорозова, фасцина-ция - это такое действие сигнала, при котором принятая ранее информация полностью или частично стирается. Согласно его представлениям, сигнал, передаваемый в процессе коммуникации, может иметь две составляющие - информацию и фасцинацию. Если информация представляет собой команду, то роль фасцинации заключается в том, чтобы воздействовать на органы чувств как раздражитель. Выступая в роли раздражителя, фасцинация повышает вероятность выполнения команды [9, с. 324 - 334].

Таким образом, необходимо отметить важность дальнейшего изучения явления фасцина-ции с целью нахождения действенных способов преодоления коммуникативных барьеров в процессе межличностного общения и повышения эффективности общения.

Список литературы:

[1] Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

[2] Соковин В. Фасцинолог. Штрихи к профессии III тысячелетия. - Екатеринбург: АФА, 2009. - 196 с.

[3] Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - 420 с.

[4] Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим... Очерки о человеческом общении. - М.: Знание, 1982. - 192 с.

[5] Weber M. Thesociologyofreligion // Transl. by E. Fiscoff. Introd. by T.Parsons. - L.: Methen, 1965. - LXVII. - 308 p.

[6] Ксенофонт. Сократические чтения. - М.: Мир книги, Литература, 2007. - 386 с.

[7] Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика. - М.: Ладомир, 1999. - 528 с.

[8] Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 1987. - 175 с.

[9] Кнорозов Ю.В. К вопросу о классификации сигнализации // Основные проблемы африканистики. - М.: Наука, 1973. - С. 324 - 334.

[10] Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. // Научно-техническая информация. Сер. 2. Информ. процессы и системы / ВИНИТИ РАН. -1997. - № 8. - С. 1 - 17.

[11] Поршнев Б.В. Контрссугестия и история (Элементарное социально-психологическое явление и его трансформация в развитии человечества) // История и психологи. - М.: Мысль, 1972. -С. 7 - 35.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

[12] Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. - М.: Институт психологии РАН, 2008.

- 571 с.

Spisok literatury:

[1] Psihologiya. Slovar' / pod obshch. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Politizdat, 1990. - 494 s.

[2] Sokovin V. Fascinolog. Shtrihi k professii III tysyacheletiya. - Ekaterinburg: AFA, 2009. - 196 s.

[3] Andreeva G.M. Social'naya psihologiya: ucheb. - M.: Aspekt-Press, 2003. - 420 s.

[4] Vojskunskij A.E. Ya govoryu, my govorim... Ocherki o chelovecheskom obshchenii. - M.: Znanie, 1982. - 192 s.

[5] Weber M. Thesociologyofreligion // Transl. by E. Fiscoff. Introd. by T.Parsons. - L.: Methen, 1965.

- LXVII. - 308 p.

[6] Ksenofont. Sokraticheskie chteniya. - M.: Mir knigi, Literatura, 2007. - 386 s.

[7] Ellinskie poety VII—III vv. do n. e. Epos. Elegiya. Yamby. Melika. - M.: Ladomir, 1999. - 528 s.

[8] Gozman L.Ya. Psihologiya emocional'nyh otnoshenij. - M.: MGU, 1987. - 175 s.

[9] Knorozov Yu.V. K voprosu o klassifikacii signalizacii // Osnovnye problemy afrikanistiki. - M.: Nauka, 1973. - S. 324 - 334.

[10] Muskhelishvili N.L., Shrejder Yu.A. // Nauchno-tekhnicheskaya informaciya. Ser. 2. Inform. processy i sistemy / VINITI RAN. - 1997. - № 8. - S. 1 - 17.

[11] Porshnev B.V. Kontrssugestiya i istoriya (Elementarnoe social'no-psihologicheskoe yavlenie i ego transformaciya v razvitii chelovechestva) // Istoriya i psihologi. - M.: Mysl', 1972. - S. 7 - 35.

[12] Kuprejchenko A.B. Psihologiya doveriya i nedoveriya. - M.: Institut psihologii RAN, 2008. - 571 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.