А.К. Москатова
Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодежи и туризма д.п.н., к.б.н., профессор, профессор кафедры физиологии A.K. Moskatova
Doctor Pedagogical sciences, candidate Biological sci., Professor of the department Physiology Russian State University Physical Education, Sport, Youth & Tourism
Аннотация. Обсуждается сущность природы некоторых феноменов творческого процесса саморазвития как выражения осознания и реализации духовных принципов преображения жизни тела, разума и души как единого целого.
Annotation. Are discussed the essence of the nature some phenomenon’s of the creative course selfdevelopment as expression awareness and realization of the spiritual principles for the life transformation the body, mind and soul as single whole.
Ключевые слова: концепция саморазвития; основополагающие факторы развития, возможности саморазвития, креативные качества самоосознания, сознание личности и души.
Keywords: conceptualize self-development, basic factors of the growth, possibilities self-development, creative qualities self-awareness, consciousness of selfhood and soul.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ САМОСОЗНАНИЯ
Введение. Феноменология саморазвития индивидуума рассматривается в данном сообщении в сопровождении полемики между традиционным шаблоном в изучении очевидных феноменов возрастных изменений телесных функций, физических и психических способностей, наблюдаемых в естественных процессах жизнедеятельности и представленных в содержании учебной дисциплины «Возрастная физиология» и подходом, который раскрывается в содержании инновационного авторского спецкурса - «Основы индивидуального развития». Стандартная учебная информация об онтогенезе человеческой особи ограничена исключительно общебиологическими аспектами последовательного развития отдельных органов и функций на этапах календарного возраста, что не отличает человека от других однократно живущих животных организмов, полностью зависимых от ограничений их рефлекторной и инстинктивной физической природы. В изучении онтогенеза не принимается во внимание принцип индивидуальных вариаций развития, соотношение влияний на него факторов генетической и надгенетической (эпигенетической) природы, способствующих или перестраивающих программу развития и выявляющих феномен внутривидового антропологического разнообразия человеческих особей.
Остаётся под большим вопросом, в какой степени изучаемая картина однообразно представленного онтогенеза («всё развивается как у всех») может помочь специалистам ответственно решать профессиональные проблемы в области оздоровительных технологий и массового спорта, если они не располагают знаниями об индивидуальных особенностях развития, обу-
словленных генотипическими и фенотипическими программами, не умеют преодолевать навязанные шаблоны и нормативы развития, чтобы содействовать всестороннему психофизическому развитию детей, молодёжи и взрослых индивидуумов и проявлению у них потенциала обширных психофизических и психодуховных способностей.
Авторский спецкурс принципиально изменяет горизонт и глубину рассмотрений онтогенеза человека, благодаря истолкованию феноменов индивидуального развития с точки зрения их истинного, смыслового значения, что должно помочь трансформации самосознания, достичь признания единства, неделимости бытия духовной сущности человека, «духовного семени» -души и её временного облачения в биологическую субстанцию человеческой формы жизни.
Понимание причинных факторов, придающих индивидуальному развитию особый, надличностный смысл, наряду с его определённой обусловленностью уровнем самоосознания и степени познавательной активности индивидуума, способствует его восхождению по лестнице самопознания, постижению своей духовной реальности, признанию её прямого воздействия на развитие биологической, телесной субстанции и созидательных потенций психики. Таким образом, вместо механического усвоения стандартных описаний морфофункционального развития абстрактного человека, слушатель побуждается к концентрации внимания на факторах и условиях, ведущих к совершенствованию собственного развития, исполнению своей благородной роли в поддержании универсального порядка. Утверждаясь в сознательном постижении собственной сущности как выражения все-
общности и креативности феномена сознания, каждый индивидуум открывает для себя возможность проявить истинную разумность в управлении собственным развитием и достичь полноценной, всесторонней самореализации.
Здесь уместно привести высказывания Рене Генона (1886-1951) - выдающегося французского мыслителя, исследователя священных духовных традиций и непогрешимого знания, в том числе об истинной, возвышенной природе человека: «Человек - есть символ универсального существования, и если ему удастся проникнуть до центра своего собственного существа, он тем самым достигнет тотального познания». «Познание - вот единственная цель, всё остальное - лишь средство её достижения». «Познание ведёт к преображению познающего, к упорядоченному и просветлённому строю сверхсознания».
Мы полагаем, что задача изучения феноменологии саморазвития, направляющего поток индивидуального сознания к центру идеальной сущности, к неразложимому единству сознания тела, души и духа, состоит в раскрытии глубокого смысла этого многомерного, многоступенчатого процесса преображения познающего. Изложение содержания спецкурса и сопутствующие комментарии стимулируют такую трансформацию сознания слушателей посредством: 1// освоения навыков осмысленного анализа причинно-следственных отношений различных факторов, определяющих направление и качественные результаты возрастной изменчивости организма и личности; 2// понимания роли факторов наследственности и адаптивной изменчивости в процессе совершенствования специальной физической работоспособности, физических качеств, их соматического и вегетативного обеспечения, а также в раскрытии потенциальных способностей и талантов растущего организма и личности; 3// усвоения знания о законах индивидуального развития, начало которого связно непосредственно с моментом зарождения человеческих душ в измерениях Духовного Мира, где формируются отличительные признаки их индивидуализации среди множества других душ, закладываются уникальные черты самосознания, выбирается специальная миссия и предпочтительные виды земной деятельности, которые должны принести индивидуальные и общеполезные плоды; 4// овладения опытом управления собственным гармоничным развитием и преобразованием сознания, души и тела в связи с эволюционной динамикой окружающего мира; 5// развития реалистичного мышления, грамотной и своевременной постановки вопросов в проблемных ситуациях для интеллектуального поиска адекватных ответов и творческих решений; 6// формирования профессионализма в сфере общественной деятельности и готовности нести нравственную ответствен-
ность за её результаты; 7// устремлённости к наивысшему уровню сознания и мышления в осуществлении жизненной стратегии непрерывного всестороннего развития индивидуального потенциала, вносящего значимый вклад в становление гармоничных отношений с природой планеты и другими людьми.
Адекватность обучения потребностям развития современного контингента студентов. Контингент современной студенческой аудитории составляет молодое поколение, состоящее преимущественно из необычных групп душ, которые воплощают в личностях уникальные типологические качества психики, интеллекта, отличаются специфической энергетической конституцией и расширенными потенциями генотипа. Этот натуральный «звёздный посев» душ в земное сообщество из миров, намного опередивших развитие настоящего планетарного сознания, обусловлен закономерными аспектами эволюционной ситуации, заключающейся в согласованном восхождении по спирали развития всех объектов Вселенной, включая Солнечную систему и обитателей Земли. Неизбежный переход Солнечной системы на новую космическую орбиту, приближает её к Галактическому Центру - источнику энергии и информации, формирующему человеческое сознание соответственно принципам миролюбивого галактического содружества созидательных разумов.
Мощные потоки излучаемой Центром энергии Света, распространяясь по сверхпроводящей сети Вселенной в адрес земного сообщества, способствуют ускорению квантового сдвига человеческого разума и его восхождению на новый виток развития сознания, которому станет созвучно признание своего соучастия в поддержании целостности Жизни социального организма планеты и космической среды. Благодаря доступности информации, насыщающей сложные квантовые поля Всемирного Разума, человечеству уже открываются вдохновляющие реалии высших сфер Жизни Вселенной. Космическая миссия обновлённой планетарной Расы состоит в обретении ею качеств сознания Духовного Человечества [1].
Современное молодое поколение вступает в очередную фазу духовной эволюции планетарного сознания, вовлекается в процесс объединённого духовного подъёма генераций Человека Разумного (Homo Sapiens) к вершинам сознания Человека Духовного (Homo Spiritus). Духовный рост личности выражается прежде всего в способности сотрудничать со своей душой, воспринимать реальность сквозь призму сознания души, целенаправленно формировать упорядоченный внешний мир, непринуждённо отражая в нём внутреннюю гармонию душевного мира, изначально наделённого животворным светом благодати, блаженства и творческого
вдохновения. Своеобразная «специализация», избранная воплощёнными сегодня душами, особенности генотипа, черты характера, проявляемые в личностях, интеллектуальный потенциал
- открывают совершенно неизвестные стороны сознательного воздействия на все психофизические процессы индивидуального развития, направленного на достижение гармоничной целостности духа, психики и тела [2; 3].
Новой генерации, образно называемой «звёздным посевом» XXI века, предназначено пройти неизведанным путём личной эволюции, проникнуться пониманием её космической значимости, развить способность к углублённому самоанализу, интеграции логической и интуитивной части ума, избавиться от старых программ поведения - стереотипов «коллективного бессознательного», освободиться от заблокированных энергетических форм эмоциональных реакций, утвердиться в своей взаимосвязи с живым организмом планеты, смирить ненасытные вибрации своего плотского «эго» [4].
Воплощённым ныне душам открывается впечатляющая возможность собственной эволюции, обретения Истинной Свободы, приближения к источнику Всего Сущего и придания своей человеческой сущности духовной силы, помогающей свершить гигантский скачок самосознания, направленный к преображению сознания нашего планетарного сообщества для взаимно обогащающего сотрудничества с другими галактическими системами Вселенского Разума. Углублённое осознание интенций и потребностей индивидуальной души, постоянное стремление личности к самоосознанности во всех мыслях, фантазиях и поступках, является выражением необратимого эволюционного развития бесконечных возможностей разумных форм жизни в масштабе Вселенной [5].
Совершенно очевидно, что содержание обучения современных студентов требует надлежащей трансформации. Оно не должно быть привязано к бездуховной диалектике «бессмысленного», бесцельного развития телесной формы, обусловленного вскармливанием и выживанием плоти в границах от рождения до неминуемой физической смерти. Вместе с тем, преподавание традиционной возрастной физиологии и психологии продолжает выхолащивать у обучающихся понимание роли самосознания, интеллекта и духовной силы души, благодаря которым каждый человек способен управлять собственным развитием, полноценной самореализацией и овладевать врождёнными талантами. Обучение призвано привести к пониманию истинной сути осознаваемого и преображающего саморазвития.
«Возрастная физиология» полностью отстранена от факторов человеческого сознания и разума, способных превзойти пределы индивидуальной телесной формы и интегрировать в
своих трансформациях метафизические модальности человеческой природы, опосредованные законами мирового порядка. Содержащиеся в ней обобщения, присущие трактовке возрастных изменений физиологических функций, привнесены в учебники из наблюдений, сделанных на ограниченных выборках неизвестных популяций, неизвестной давности, с неизвестными и неучтёнными характеристиками генотипического и фенотипического разнообразия. Изучение такого учебного материала неизбежно ведёт к мировоззренческим упрощениям, схематизации представления о развитии абстрактного человека, обособленного от мировых законов вечно сущей Жизни. Утрачивается понимание эволюционной ценности разнообразия индивидуальных путей, возможностей и достижений саморазвития каждой человеческой особи, подавляется устремлённость к самопознанию.
В авторском спецкурсе «Основы индивидуального развития», представляющем инновационный раздел дисциплины «Возрастная физиология», вместо формального знакомства с традиционным описанием изменений отдельных систем и органов в онтогенезе, студенты изучают: 1) универсальные законы индивидуального и видового генезиса человечества;
2) высшие причины и цели развития сознания и психики человеческих особей; 3) направления возрастной изменчивости, предусмотренной генетическим кодом в связи с той ролью в индивидуальной и общечеловеческой эволюции, которая избирается каждой душой для исполнения в текущем воплощении; 4) действие главных информационных, энергетических и исторических факторов, которые формируют уникальный индивидуальный путь развития каждого человека в циклах земных воплощений души; 5) подлинную сущность, универсальность и уникальность человеческого вида как космического феномена; 6) истинную природу человеческого существа, которая превышает видимую, физическую ограниченность и относительность известных нормативов возрастных характеристик телесных функций, но позволяет человеческой особи достичь самореализации, проявить свой потенциал как многомерного, многогранного разумного существа, вносящего неповторимый вклад в эволюционное преображение Земли и Солнечной системы [6].
Концептуальная структура становления и развития индивидуальности.
Раскрывая указанную проблему слушателям спецкурса, мы имели ввиду мудрый совет известного американского психолога Абрахама Маслоу /1908-1970/, который в своих исследованиях пришёл к заключению, что высшие специфические особенности человека заложены в его природе как врождённые потенции, доступные самоактуализации, в которой полноценное развитие личности осуществляется посредством
реализации способностей, подкреплённой стремлением её сознания и разума открыть свою истинную природу. Следовательно, полагает Маслоу - «Чтобы изменить человека, нужно изменить его представление о самом себе». Поэтому, в содержании разделов спецкурса последовательно раскрываются и обсуждаются проблемные вопросы и анализируется система факторов, определяющих развёртывание онтогенетических процессов становления, роста и развития самосознающей человеческой особи во всех её многогранных аспектах взаимоотношений личности и души. Именно в лоне этих взаимоотношений у человека проявляется и развивается самоосознание, рождается самоидентификация как интегральной индивидуальности.
Древнейшая наука о происхождении человечества - антропогония, представляла человека как уникальную форму разумной жизни, получающую рождение с целью самореализации в качестве неделимой целостности психического, духовного, душевного и физического существа. В процессе индивидуального развития человек реализует самый таинственный механизм сознания - предоставленную ему свободную волю, руководящую незримо его действиями, решениями, реакциями выбора, позволяющую сотворить свою целостность в соответствии с унаследованным духовным потенциалом души и регулируемой генетической программой. В то же время, самореализация не является процессом, оторванным или обособленным от закономерных преобразований эволюционной динамики, охватывающей психическое, информационное и энергетическое пространство Жизни единого организма Вселенной. Универсальный Закон Соответствия гласит, что все вещи, все формы образуют цепь соответствий, содействуя всеобщей и полной гармонии, которая во множественности проявлений отражает само изначальное Единство - Первопринцип, определяющий реальность форм на уровнях существования, отвечающих высшему порядку [7] .
Изучение онтогенеза человека, «исключенного» из целостности жизненной реальности, противоестественно и бесперспективно, ибо «по ту сторону нашего знания распространяется беспредельная ночь незнания», как безупречно выразился известный физик и химик, нобелевский лауреат, Илья Пригожин - /1917- 2003/. Поэтому, изучение и анализ концептуальной структуры феноменов индивидуального развития, освещённых в авторской трактовке, помогает студентам творчески подойти к моделированию собственных перспектив, благодаря расширению горизонта знаний относительно комплексности психофизиологических процессов жизни тела, души и сознания. Студенты должны прийти к четкому осознанию, что способность к саморазвитию заключена внутри каждого человека, она имеет непосредственное отношение к
энергетической и информационной структуре многоуровневого сознания души - истинного основания феномена неповторимой индивидуализации. Соответственно, в содержании спецкурса уделено особое внимание проблемам самореализации как проявления интенций, намерений, выборов души в поле осознанных перспектив психофизического и духовного роста и взаимоотношений со стимулирующими и тормозящими надгенетическими факторами, энергия которых способна переключать механизмы реализации индивидуальной генетической программы. Надгенетические факторы - невидимые следы клеточной памяти - накапливаются в течение многих воплощений души по мере её биологических, психофизиологических, энергетических и информационных контактов с объектами, явлениями и субъектами природной и социальной среды. Их совокупность образует паутину жизни, поле жизни, переплетения энергий, энергетические созвездия, среди которых протекает физическая жизнь воплощённой души. Паутина жизни - живое воплощение Сознания. Она меняет свою конфигурацию, окружает человека изменяющимися условиями, отзывается на сознательные выборы его свободной воли и, тем самым, непосредственно направляет развитие жизненной формы, в которой воплощается душа [8].
Биогенетическими исследованиями установлено, что множество выборов, совершаемых личностью в течение жизни (включая: виды физической и психической активности, предпочтения, рацион питания, образ жизни, социальную, природную, информационную среду в месте жительства и др.) - суммируют сопровождающие их энергии и вибрации, которые способны оказывать влияние на генетические коды и механизмы включения/выключения генов, вносить в них структурные коррекции, менять направление жизни, качество жизни и феномены развития [ 9; 10].
Отметим, что проблемы расшифровки и интерпретации понятий, относящихся к функциональным уровням организации сознания человеческой души, исследовались как адептами духовных учений, так и современными учёными - метафизиками, психологами и психотерапевтами, в том числе Роберто Ассаджиоли /1888-1974/, Пьеро Ферруччи, Джоном Холландом, Мэрилин Бэррик [11;12; 13; 14]. Для ответа на естественный вопрос, как возникает и как действует самосознание, откуда оно черпает энергию и информацию для управления индивидуальным развитием, мы обращаем внимание слушателей к основополагающей концепции феномена индивидуализации.
Индивидуализация - универсальный принцип дифференциации Сознания в материальных формах жизни во Вселенной. Каждый отдельный элементарный или сложнейший,
микро- или макро-объект - есть выражение индивидуализации Безграничного Сознания в пределах той формы, которой надлежит проявлять своё ограниченное сознание в виде свойств, функций и назначения, предписанного Единым Замыслом каждой обособленной частице Жизни Универсума. Выражением принципа индивидуализации и непреходящей основы, высшей ценности, высшего достоинства каждой человеческой особи является живая сущность души -носитель бессмертного, Абсолютного Сознания. Обретаемое в онтогенезе самоосознание личности, имеет творческое разумное начало в самосознании души и переживании ею своего Высшего Я, своего Сверхсознания. Согласно Закону Сохранения Жизни, Энергии, Материи и Информации каждая человеческая индивидуализация, каждая разумная душа получает своё место и персональное предназначение в осуществлении единого Замысла созидания, поддержания, воспроизведения и совершенствования многообразных форм жизни - субъектов нерушимого Сознания в проявленном Универсуме.
Душа является источником той внутренней духовной и психической силы, которая проявляется через свойства личности в повседневной жизни, если личность открывает в себе вдохновляющую полноту божественных качеств души. Однако эффективность использования этой силы требует понимания субъектом различий между намерениями души и стремлениями личности, потребностями эго. Поэтому важно ознакомить слушателей с главными сравнительными характеристиками, присущими сознанию души и сознанию личности, посредством которых каждый индивидуум может выбрать направление саморазвития.
Сознание Души - сконцентрировано на качествах и сути, которые выражает наше физическое творение; оно включает, приглашает, принимает; выражает изобилие, намерение служить и отдавать, абсолютно доверяет ходу и совершенству жизни, излучает терпение, любовь, сострадание, позволяя жизни раскрыться самостоятельно; признаёт себя выражением Духа и относит себя к частицам Единого Сознания, к которому душа обращается с намерением проявить во благо других людей свои духовные достояния - совершенство общности, единства, цельности и любви. Главенствующие отличительные качества сознания души - оптимизм, решимость служить, интуиция, скромность, без-личностность, отсутствие привязанности - признаются «противоядиями» тем иллюзиям, заблуждениям и ограничениям, в которых погрязает личность, лишившая себя контакта с душой. В противовес душе, сознание личности озабочено внешностью своей плоти, оказывается под впечатлением чужой внешности; исключает, изолирует, соревнуется и отделяет («всё, что не моё»); действует, исходя из веры в недос-
таточность, завидует; концентрирует внимание и все силы для получения желаемого; прилагает усилия для получения всего возможного (и невозможного) как можно быстрее; ищет во внешнем мире способы для удовлетворения желания достичь чувства целостности и завершенности; игнорирует изначальную энергию, мудрость и возможности души, но утрачивает возможность служить каналом для получения высшего блага и истинной самореализации [15]. Совершенно очевидно, что любое намерение личности сделать позитивный выбор перспективы своего развития, должен быть согласован с сознанием души.
Тестирование и оценка мнений студентов. По завершению изучения спецкурса было проведено тестирование студентов, в котором им предлагалось оценить новизну и эффективность воздействия информации на расширение самопознания и свободно высказать мнение по следующим пяти вопросам: 1// Как вы понимаете онтогенез, исходя из сложившихся представлений и факторов саморазвития? 2// Какие факторы оптимизируют саморазвитие? 3// Изменились ли ваши представления о природе и развитии человека после прохождения данного спецкурса? 4// Какие особенности индивидуального развития должен учитывать специалист в избранной сфере деятельности? 5// Напутствия студентам и преподавателям в изучении челове-кознания.
В данном сообщении мы ограничились выборкой наиболее содержательных ответов-мнений по второму вопросу, как имеющих непосредственное отношение к самооценке слушателями понимания проблемы личностной самореализации в процессе индивидуального развития. Рукописные ответы студентов, представленные ниже, не подвергались редактированию. Итак, по мнению студентов, саморазвитие оптимизируют: «Самостоятельное мышление, не ограниченное устоявшимися догмами; понимание того, что развитие не сводится только к телесной сущности человека, но включает его духовную и психологическую составляющую; чёткое понимание важности и необходимости самообразования и самосовершенствования; поиск своей роли, задачи и смысла своей жизни» /Б. Н./
«Первым и главным является фактор индивидуальных особенностей личности, какими важными качествами она будет обладать и руководствоваться в жизни; не менее важны общественные и культурные факторы» /Т. В./
«Окружающая среда (внешние факторы) и внутренние факторы личности; приобретение положительного заряда энергии для духовного и гармоничного развития личности» /Р.И. /. « Необходимость смотреть на саморазвитие не только со стороны развития тела, мышечной тренированности, но и в равной степени уделять вни-
мание развитию духовной составляющей личности; возможность уйти от устоявшихся положений и принципов индивидуального познания души и тела; не быть подверженным мнению большинства; понимать важность души и духовных ценностей своего «Я» /Р.А./ «Умение получать и использовать информацию; самосовершенствование; обучаемость; движение вперёд; общение» /Б. В./
«Понимание, что саморазвитие души имеет огромное значение для саморазвития, возможно большее, чем развитие тела; осознание того, что настоящее поколение детей обладает большими возможностями; феномены «необычных» детей являются глобальными, мировыми явлениями эволюционного подъёма человечества на очередную ступень развития сознания» / З. Ю./
«Осознанное управление самой личностью процессом личностного роста, которое должно быть органично встроено в наши повседневные дела - оно должно быть главной целью нашей жизни» /Ф. Б./
«Понимание того, что человек не только физическое тело, что установки и идеи доминирующие в нашем сознании определяют нашу жизнь и мир вокруг нас; к важным факторам саморазвития относятся внутренняя самодисциплина и выполнение обязательств, данных себе и другим людям» /К. Д./
«Мотивация; стремление к самопознанию; интерес к знанию» /Т.П./
«Постоянная работа над собой с целью улучшения своей жизни, накопления знаний; самооценка - отношение к самому себе, своим способностям, возможностям, успехам и неудачам - она влияет на жизнь самого человека, на его самореализацию, личностный рост и отношения с другими людьми» /К. И./
«Каждая душа - единица сознания, развивается своими темпами, проходит предназначенные ей жизненные этапы и испытания, используя унаследованные жизненные силы - волю, мудрость, любовь, но все процессы развития человека не спонтанны и не случайны - важными факторами являются генетические и физиологические процессы, воспитание и окружающий мир» /К.Н./
«На саморазвитие человека влияют внешние факторы - окружающие люди, семья, друзья, учителя, которые занимаясь своим саморазвитием, могут помочь окружающим; экология места проживания; живая природа, в которой легче обратиться к самопознанию и заняться саморазвитием, но не столько тела, сколь Духа! Ведь развивая Дух, мы приходим к развитию физики нашего тела, которая является не ведущей, а составляющей частью развития» /П.А./
Заключение. 1. Концептуальная новизна изучения феноменологии процесса развития,
стимулировала укрепление убеждённости слушателей относительно доступности для каждой личности широких возможностей самореализации. Признание целесообразности уверенного самоуправления всесторонним совершенствованием побудила слушателей к размышлению, к самонаблюдению, необходимости разобраться в себе, прежде чем включаться в решение различных проблем психического и физического развития других людей.
2. Имея ввиду, что энергия человеческой мысли проникает до самых глубин и становится семенем, которое укоренится и взойдёт в индивидуальном сознании в нужное время и в соответствии с темпами развития личности, в процессе обучения мы руководствовались мудрой рекомендацией - говорить со студентами откровенно, вдохновляя каждую личность к расширению интереса к самоисследованию, самопознанию того, кем они способны стать, руководствуясь принципами интеллектуального и духовного роста, ведущими к полноценной самореализации. Главная идеология обучения будущих специалистов состояла в том, чтобы научить их знать как знать, не утрачивая духовного, нравственного, преобразующего смысла знания [16].
3. Концептуальное содержание спецкурса, раскрывающее феноменологию возможностей индивидуального саморазвития свидетельствует, что человек не является «жертвой» случайных обстоятельств или заложником унаследованного генотипа. Возрастные преобразования любых биологических субстратов, активности генетического аппарата, структур и функций организма - неосуществимы без постоянного притока духовной, магнетизирующей и формующей энергии, дающей жизнь самой душе и её телесной обители. Эту энергию каждая личность может черпать в изобилии из Единого Источника, если она сознательно дисциплинирует свою жизнь, уравновешивает потребности души и тела, бережно относится к душевному и физическому здоровью, понимает высокий смысл дара Жизни.
Литература:
1. Ласло Эрвин Теория целостности Вселенной. Наука и поле Акаши. - /пер. с англ./ -СПб., ИГ «Весь», 2011, С. 101 «Следующая ступень эволюции человеческого сознания».
2. Ньютон Майкл Предназначение души.
- /пер. с англ./ - СПб., «Будущее Земли», 2007, С. 86 -87, 125 - 132.
3. Гегенкамп Каролина Энциклопедия Индиго. Теория и практика общения с новыми детьми. - /пер. с нем./ - М., София, 2007, С. 53 -Самовоспитание, самопознание, самодисциплина; С. 105 - Духовное воспитание.
4. Кори Патрисия Диалоги о Звёздном Семени. - /пер. с англ./ - М., София, 2011, С. 117 « Земные Перемены и личная эволюция».
5. Мара Джилл Элизабет Ключи к эволюции Души. Ченнелинговые послания из седьмого измерения. - /пер. с англ./ - М., София, 2011.
6. Москатова А.К. Становление и развитие индивидуализации человека. - Учебнометодическое пособие к авторскому курсу дисциплины «Возрастная физиология» для студентов РГУФКСиТ. - М., РГУФКСиТ, 2010, 197 с.
7. Генон Рене Символика креста. (Сб. трудов) - М., Прогресс-Традиция, 2008, 704 с.; С. 44 цит. по книге «Человек и его становление согласно Веданте».
8. Бейч Кристофер Круги жизней. Реинкарнация и паутина жизни. - /пер. с англ./ - М., София, 2003, С. 303 - Паутина Жизни; С. 331 -Эффект поля.
9. Шпорк Петер Читая между строк ДНК. Второй код нашей жизни. - /пер. с нем./ М., «ЛомоносовЪ», 2013, С. 22 - От генетики к эпигенетике: почему генам нужны переключатели.
10. Зукав Гэри Обитель Души.- /пер. с англ./ - Минск, « Попурри», 2004, С. 180 - Выбор.
11. Ассаджиоли Роберто «Психосинтез -принципы и техники» - Нью Йорк, 1965.
12. Ферруччи Пьеро «Кем мы можем быть: технические приёмы для Психологического и Духовного Роста» - Лос Анджелес, 1982.
13. Холланд Джон Сила Души. Пробуждение сверхъестественных способностей. - М., София, 2010, С.78 - Открытие способностей души; С. 259 - Жизнь Души.
14. Berrick Marilyn, Ph.D. Soul Reflections. Many Lives, Many Journeys. - Summit University press, USA, 2003. / Размышления души: Множество жизней, множество путешествий./
15. Вайзхарт Сьюзан Пробуждение Души. Новая Духовность - СПб., «Будущее Земли», 2009, С. 39 - Отклик на зов Души; С. 48 -Качества Души.
16. Идрис Шах Знать как Знать. - /пер. с англ./ - М., «Эннеагон Пресс», 2007, С. 137 -Как изучать; С. 138 - Человеческие знания; С. 145 - Человеческая мысль проходит через весь организм; С. 146 - Вредные идеи; С. 153 - Ориентиры для выводов.