Научная статья на тему 'ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНТЕКСТ'

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА / ГОСТИНИЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНТЕКСТ ИССЛЕДОВАНИЯ / HOTEL MANAGER / PROFESSIONAL AND PRACTICAL COMPETENCE OF THE MANAGER / HOTEL MANAGEMENT / INTERDISCIPLINARY RESEARCH CONTEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазанюк Анастасия Сергеевна

В статье рассматриваются феноменологические единицы и специфические особенности процесса становления профессионально-практической компетентности менеджера предприятия гостиничного комплекса с точки зрения междисциплинарного контекста. Помимо этого, рассматриваются существующие подходы к трактовке сущности такой компетентности различными исследователями. Выделяются специфические черты каждого рассматриваемого подхода. В заключении статьи делается комплексный вывод о значении увеличения объема внедрения в педагогическую практику современной высшей школы в области подготовки менеджеров гостиничного дела технологий профессионально-практических компетенций, необходимых для максимально эффективной реализации профессиональной деятельности менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазанюк Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGY OF PROFESSIONAL AND PRACTICAL COMPETENCE OF THE HOTEL COMPLEX MANAGER: INTERDISCIPLINARY CONTEXT

The article discusses the phenomenological units and specific features of the process of formation of professional and practical competence of a hotel complex enterprise manager in terms of an interdisciplinary context. In addition, the existing approaches to the interpretation of the essence of such competence by various researchers are considered. The specific features of each approach are highlighted. The article concludes with a comprehensive conclusion about the importance of increasing the introduction of modern higher education in the teaching practice in the field of training hotel managers of the technologies of professional and practical competencies necessary for the most effective implementation of the manager’s professional activities.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНТЕКСТ»

Педагогика

УДК 371

студентка Мазанюк Анастасия Сергеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ

КОНТЕКСТ

Аннотация. В статье рассматриваются феноменологические единицы и специфические особенности процесса становления профессионально-практической компетентности менеджера предприятия гостиничного комплекса с точки зрения междисциплинарного контекста. Помимо этого, рассматриваются существующие подходы к трактовке сущности такой компетентности различными исследователями. Выделяются специфические черты каждого рассматриваемого подхода. В заключении статьи делается комплексный вывод о значении увеличения объема внедрения в педагогическую практику современной высшей школы в области подготовки менеджеров гостиничного дела технологий профессионально-практических компетенций, необходимых для максимально эффективной реализации профессиональной деятельности менеджера.

Ключевые слова: менеджер гостиничного дела, профессионально-практическая компетентность менеджера, гостиничный менеджмент, междисциплинарный контекст исследования.

Annotation. The article discusses the phenomenological units and specific features of the process of formation of professional and practical competence of a hotel complex enterprise manager in terms of an interdisciplinary context. In addition, the existing approaches to the interpretation of the essence of such competence by various researchers are considered. The specific features of each approach are highlighted. The article concludes with a comprehensive conclusion about the importance of increasing the introduction of modern higher education in the teaching practice in the field of training hotel managers of the technologies of professional and practical competencies necessary for the most effective implementation of the manager's professional activities.

Keywords: hotel manager, professional and practical competence of the manager, hotel management, interdisciplinary research context.

Введение. На сегодняшний день передовой стратегией развития различных отраслей экономики РФ является постепенное улучшение качества жизни населения, поддержка малого и среднего бизнеса, а также модернизация туристически значимый объектов и предприятий гостиничного комплекса. В связи с этим выпускники профильных направлений подготовок претендуют оказаться в центре событий по модернизации и улучшению трудовых условий в рамках профессиональной деятельности. И благодаря этому выпускники вузов сегодня становятся одними из самых востребованных специалистов на рынке труда. Однако здесь возникает вопрос о качестве и уровне их профессиональной подготовки и готовности к осуществлению профессиональной деятельности на том уровне, которого от них ждут потенциальные работодатели. Таким образом возникает новейшая задача, стоящая перед вузом, а именно подготовка высококвалифицированного, личностно наполненного, современного, конкурентоспособного специалиста, владеющего не только базовыми навыками и компетенциями, но и свободно ориентирующегося в современных тенденциях, технологиях и моделях профессионального взаимодействия.

При этом важно понимать, что подготовка должна осуществляться с точки зрения применения нового подхода в контексте междисциплинарности и с ориентацией на формирование профессионально-практической компетентности. По нашему мнению, в связи с отсутствием четной терминологической структурированной системы понятий сущности профессионально-практической компетентности менеджера предприятия гостиничного комплекса, нам представляется необходимым рассмотреть и сопоставить существующие подходы к определению этого понятия и его сущности.

Исследованию вопросов, связанных с профессионально-практической компетентностью у будущих менеджеров, посвящены труды таких научных деятелей, как М.Л. Вайнштейн, О.В. Гайнанова, Т.А. Корчак, А.Н. Полухина, К.А. Стародуб, Т.Л. Тимохина и другие.

Изложение основного материала статьи. Гостиничный бизнес - это многоуровневая уникальная система, функционирующая в рамках непрерывной конкуренции и меняющихся условий социокультурного пространства, технического прогресса и т.д. Сегодня особенно актуально говорить о потребностях общественности в высококвалифицированных сотрудниках гостиничного бизнеса, способных не только с собственно предоставлением гостиничных услуг, но и с туристическим развитием РФ. Помимо этого, стоит отметить и возрастающую конкуренцию в этой области, которая во многом задает вектор развития более мелких предприятий, а также привносит в практику гостиничного обслуживания новейшие технологии и методики активного взаимодействия и т.д., что тоже в значительной степени формирует спрос уже на новые услуги и на новые механизмы их реализации.

В связи со всем этим социальный заказ на специалистов в области гостиничного бизнеса несколько трансформируется, расширяется и ужесточается, что, несомненно, отражается в системе профессиональной подготовки выпускников вуза. Говоря о профессиональной подготовке, нельзя не отметить значение такого феномена, как профессиональная компетентность специалиста сферы гостеприимства, сущность которого состоит в интегрированной характеристике, которая подразумевает способность специалиста сферы гостеприимства искать и находить решения интенсивно возникающих проблем с применением знаний, навыков, умений и профессионального опыта, лежащего в основе профессиональной культуры специалиста многоуровневого профиля [1].

А.Н. Полухина, разработавшая глобальную систему профессиональных компетенций специалиста рассматриваемой сферы, пришла к выводу о том, что все эти компетенции можно объединить в три большие группы, которые, в свою очередь включают более мелкие подгруппы [2]. Рассмотрим некоторые из них, а также дадим краткую характеристику в рамках нашего исследования.

Итак, профессиональные компетенции специалиста сферы гостеприимства объединяются в следующие группы:

1. Компетенции субъекта жизнедеятельности. Такие компетенции носят индивидуализированный характер, поскольку они направлены на личность сотрудника в структуре функционирования предприятия сферы гостеприимства. К ним относятся следующие компетенции:

- охраны здоровья и безопасности, состоящие не только в знании правил оказания первой медицинской помощи и т.д., но и в таких простых и повседневных структурах, как знание правил личной гигиены и санитарных норм, соблюдение правил безопасности и т.д.;

- ценностно-смысловые, направленные на взращивание в специалисте не только собственной системы взаимоуважения и толерантности к другим субъектам социокультурного пространства, но и на обновление, обогащение знаний, связанных с особенностями культуры и менталитета различных стран (что особенно важно в случае, если персонал гостиницы часто сталкивается с иностранными туристами);

- интегративная, в основе которой лежит принцип систематизации и непрерывного образования профильного плана, что во многом достигается при эффективном и регулярном применении технологий дистанционного образования, сюда же можно отнести компетенцию саморазвития, самореализации и становления и другие.

2. Компетенции социального взаимодействия, по большей степени направленные на формирование благоприятных взаимоотношений и эффективной межличностной коммуникации не только с коллегами по работе, но и с туристами, постояльцами гостиничного предприятия. В их состав входят следующие компетенции:

- социального и профессионального взаимодействия в сфере гостеприимства, состоящие в базовых коммуникативных навыках личности;

- коммуникативно-профессиональные, направленные на более углубленные знания психологических основ межличностного общения, определения психотипов и т.д.

3. Компетенции непосредственно профессиональной деятельности в сфере гостеприимства, которые состоят в усвоении и применении специалистом всех накопленных знаний, навыков и умений посредством аналитико-рефлексивной и критической оценки собственных возможностей, потребностей рынка услуг сферы гостеприимства. К системе таких компетенций исследователь включил:

- познавательно-аналитические, направленные на овладение сотрудников навыков диагностики и решения сложновыполнимых задач и комплексных проблемных ситуаций, а также проведении аналитики различных областей профессиональной деятельности;

- собственно компетенции профессиональной деятельности на предприятиях сферы гостеприимства, куда входят базовые навыки эффективного менеджмента, маркетинга, грамотность во всех вопросах касаемо профессиональной деятельности;

- информационные, направленные на овладение специалистом современных технологий, принципов их действия, а также не только умения работать с ними, но и самостоятельно изучать появляющиеся наиболее актуальные технологии и механизмы, разрабатывать собственные концепции информационного взаимодействия с современными технологиями и т.д. [2].

Исходя из приведенных выше компетенций, можно сделать вывод о комплексности подготовки будущего специалиста, которая заключается не просто в выдающихся личностных качествах, но и преобразовывающих их сущность в профессиональном русле. То есть личностные качества, согласно такой концепции, всегда тесно взаимосвязаны с профессиональной деятельностью и профессионализмом сотрудника. Кроме того, подобный комплекс представляет собой сокращенную версию гораздо большего перечня необходимых компетенций, в связи с чем справедливым было бы отметить крайнюю трудоемкость приобретения профессионально-практической компетентности в том случае, если студент изначально не имел выдающегося базиса способностей, навыков и умений. Этот же исследователь уточняет, что называть специалистов, которые выпускаются из вузов с наличием профильного образования, профессионалами недопустимо, поскольку профессионализм представляет собой многоступенчатую структуру, которая становится профессионализмом лишь в процессе непосредственно реализации профессиональной деятельности [2].

По нашему мнению, профессионально-практическая компетентность носит некий двоякий характер: с одной стороны, она реализовывается исключительно в профессиональной деятельности, которая иллюстрирует уровень и степень овладения теми или иными навыками и умениями, а с другой -теоретическое, научно-исследовательское углубление в проблему профессионального становления также может являться частью профессионально-практической деятельности. Таким образом, приобретение такой компетентности должно зарождаться в процессе профессиональной подготовки в вузе, постепенно реализовываться в научных исследованиях и других видах активной теоретико-практической деятельности, а развиваться и претерпевать становление - в процессе профессиональной деятельности. О профессионализме здесь стоит говорить лишь в случае достижения успеха в профессиональной деятельности или отдельной ее части. При этом важно понимать, что формирование такой компетентности невозможно без педагогической организации и выполнения опытным педагогом следующих концептуально значимых условий:

- применение компетентностного подхода в организации образовательной деятельности будущих менеджеров;

- обращение к методам активного обучения в структуре единой образовательной среды вуза;

- чередование и гармоничное совмещение теории и практики в процессе профессиональной подготовки;

- проведение на регулярной основе оценки аналитических мероприятий, результатом которых является оценка уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся;

- стимулирование личностной заинтересованности обучающихся в процессе приобретения и освоения профессионально-практических компетенций, поддержка, мотивация;

- применение современных технологий цифрового и дистанционного образования, а также инновационных технологий гостиничного дела в образовательном процессе.

Т.Л. Тимохина, обращаясь к исследованию сущности профессионально-практической компетентности менеджера, считает, что ее основой является технологическая подготовка, заключающаяся в привлечении и подготовке обучающихся к практической деятельности (приближенной к реальным условиям) в условиях

реального предприятия гостиничного комплекса. Она также отмечает, что подобная подготовка дает реальную возможность применить полученные знания и навыки на практике, оценить собственные силы, обратить внимание на преимущества и недостатки [4].

При этом автор не исключает возможность и даже подчеркивает необходимость проведения итоговых аттестаций в соответствии с планом реализации практической деятельности выпускников вузов. Она считает, что, помимо уже указанных практических технологий, необходимо придерживаться и системы сквозной производственной практики, и различные виды игровой деятельности в рамках организованного таким способом образовательного процесса. Кроме этого стоит обратить активное внимание на применение технологий проектирования и научно-исследовательской работы, которые в определенной степени также составляют практический профильный потенциал будущего специалиста.

Здесь же она отмечает, что подобная практическая подготовка, как технологическая, является крайне актуальной и действенной, поскольку именно она позволяет в значительной степени повысить конкурентоспособность, стрессоустойчивость, квалификацию и приобрести навыки активного взаимодействия с различными элементами производственной профессиональной среды [4].

Итак, исходя из всего вышесказанного, мы можем заключить о том, что профессионально-практическая компетентность менеджера предприятия гостиничного комплекса представляет собой комплексное прежде всего личностное становление будущего специалиста, в основе которого лежат такие механизмы, как мотивационная предрасположенность к осуществлению профессиональной деятельности и овладение технологиями практического характера в различных областях профессиональной деятельности.

К.А. Стародуб выделяет, наряду с вышеуказанными, еще и содержательно-технологическую составляющую такой подготовки, которая во многом обусловлена сегментацией и дифференциацией рынка гостиничных услуг [3]. Профессионально-практическая компетентность менеджера предприятия гостиничного комплекса, согласно проведенному автором исследования, должна включать в свой состав совокупность таких профессионально-прикладных компетенций, как:

- профессионально-коммуникативные, направленные на реализацию и применение методов эффективной коммуникации, избегание конфликтных и стрессовых ситуаций, а также характеризующиеся преобладанием навыков психологической чуткости и ораторского мастерства;

- организационно-административные, состоящие в овладении специалистом-управленцем персонал-технологиями осуществления взаимно-активной деятельности с сотрудниками различного уровня квалификации, а также управленцами других предприятий, приобретение навыков делового общения;

- корпоративно-этические, в основе которых лежат принципы соблюдения систем норм и правил корпоративного этикета, умения реализовывать свой потенциал в команде и т.д.;

- социально-экономические, базирующиеся на маркетинговых и рекламных знаниях рынка гостиничных услуг, овладении их технологиями, регулярное осведомление об экономическом состоянии бизнеса с ведущими экономистами-профессионалами. Сюда же можно добавить навыки активного целеполагания и умения в сфере планирования и распределения деятельности как своей, так и коллег, подчиненных;

- аниматорские, в основе которых лежат навыки владения различными видами рекреационных технологий, а также организации экскурсионной деятельности и т.д.;

- социально-геронтологические, которые предусматривают наличие у специалиста навыков владения прикладными основами социальной геронтологии и т.д. [3].

Как мы видим, концепции структурного наполнения профессионально-практической компетентности разнятся совершенно незначительно, но при этом взаимовыгодно дополняются и оптимизируются. При этом важно понимать, что единой концепции вывести в принципе невозможно и по причине научно-исследовательской несогласованности, и социокультурных изменений, и профессионально-ориентированных подходов, которые меняются так же быстро, как и современные технологии. Главное сегодня -оптимизировать процесс передачи и получения профильных знаний таким образом, что будущий специалист становится не просто выпускником вуза, получившим диплом об окончании образования, но и высококвалифицированным специалистом даже на первостепенном этапе. Этого можно достичь посредством, к примеру, применения технологической подготовки обучающихся, которая предусматривает осуществление практического взаимодействия студента с будущим (потенциальным) местом работы, что, во-первых, позволит ему познакомиться с настоящим производственным процессом, обратить внимание на его тонкости и структурные единицы, плюсы и минусы, определить для себя, подходит ли ему это место и т.д. А во-вторых - применить приобретенные навыки на практике, за счет чего возможно провести максимально эффективную и результативную аналитику его уровню знаний и навыков, а также сформировать представление о собственных слабых и сильных местах. Конечно, крайне затруднительным может показаться поиск предприятий, готовых осуществлять такое взаимодействие вузом, однако, учитывая возрастающую конкурентоспособность и нехватку профессиональных кадров, по нашему мнению, такая практика вполне возможна и даже входит в круг интересов управленцев гостиничным бизнесом, которые постоянно находятся в поиске перспективных сотрудников.

Выводы. В заключении хотелось бы отметить необходимость увеличения объема внедрения в педагогическую практику современной высшей школы в области подготовки менеджеров гостиничного дела технологий профессионально-практических компетенций, необходимых для максимально эффективной реализации профессиональной деятельности менеджера, поскольку, настоящее исследование подтверждает их современность, актуальность и возможную результативность.

Литература:

1. Компетентностно-ориентированное образование: основные понятия и категории: справочно-информационное пособие / М.Л. Вайнштейн, О.В. Гайнанова, Т.А. Корчак. - Екатеринбург: ГОУ ДПО «ИРРО». - 2008. - 156 с.

2. Полухина, А.Н. Практические аспекты подготовки специалистов сервиса и туризма: проблемы и перспективы / А Н. Полухина. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-386735.html?page=15. (дата обращения 20.05.2020).

3. Стародуб К.А. Формирование практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в вузе / К.А. Стародуб. - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.