Научная статья на тему 'ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ 50-65 ЛЕТ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ 50-65 ЛЕТ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛЮДИ 50-65 ЛЕТ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРИРОДА / СОЦИУМ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльмурзаев Дукваха Ахмедович

Предлагаемая широкой педагогической общественности статья посвящена проблеме педагогической поддержки людей 50-65 лет в экстремальных ситуациях. Такой возраст в современном обществе является продуктивным, составляет субъектный пласт непрерывного образования, однако в силу физиологических особенностей в наибольшей степени подвержен стрессовым ситуациям, функциональным расстройствам здоровья. На материале педагогической антропологии автор доказывает возможность противостояния людей данной возрастной категории разрушающим факторам экстремальных ситуаций. В статье разработана педагогическая технология устойчивости людей 5065 лет к экстремальным ситуациям, компонентами которой являются: обращение к природе и социуму, физическая активность, производительный труд, использование эмоционального интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльмурзаев Дукваха Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PEOPLE 50-65 YEARS OLD IN EXTREME SITUATIONS

The article proposed to the general pedagogical community is devoted to the problem of pedagogical support for people 50-65 years old in extreme situations. Such an age in modern society is productive, constitutes a subjective layer of continuous education, but due to physiological characteristics it is most susceptible to stressful situations, functional health disorders. On the material of pedagogical anthropology, the author proves the possibility of confrontation of people of this age category with the destructive factors of extreme situations. The article develops a pedagogical technology for the resistance of people 50-65 years old to extreme situations, the components of which are: appeal to nature and society, physical activity, productive labor, use of emotional intelligence.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ 50-65 ЛЕТ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Интервью с Умберто Эко. Новая литература. Литературно-художественный журнал // URL:http://old.newlit.ru/~klimeshov/000451.htm (дата обращения: 21.11.2021)

2. Skripnikova N. Инновации и современная подготовка PR специалистов / Nadezhda Skripnikova, Meisam Siamidoudaran // Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования : Сб. научных статей по материалам X Международной научно-практической конференции / Воронеж : Научная книга, 2015. - С. 101-104.

3. Тархов С.В. Медиакомпетентность и электронное обучение: проблемы, задачи и пути решения / С.В. Тархов // Медиаобразование. - 2016. - № 4. - С. 66-80.

REFERENCES

1. Interview with Humberto Eco. (Accessed Date: 21.11.2021), New literature. Literary and art magazine, available: http://old.newlit.ru/~klimeshov/000451.htm.

2. Skrypnikova, N.N. and Siamidoudaran, M. (2015), "Innovations and modern training of PR specialists", Formation of professional competence of specialists in the system of continuing education, Voronezh, pp. 101-104.

3. Tarkhov S.V. (2016), "Media competence and e-learning: problems, problems and solutions", Media education, No. 4, pp. 66-80.

Контактная информация: Svetnad2006@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.05.2022

УДК 37.04:008

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ 50-65 ЛЕТ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Дукваха Ахмедович Эльмурзаев, аспирант, Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, Российский исламский университет им. Кунта-Хаджи, г. Грозный

Аннотация

Предлагаемая широкой педагогической общественности статья посвящена проблеме педагогической поддержки людей 50-65 лет в экстремальных ситуациях. Такой возраст в современном обществе является продуктивным, составляет субъектный пласт непрерывного образования, однако в силу физиологических особенностей в наибольшей степени подвержен стрессовым ситуациям, функциональным расстройствам здоровья. На материале педагогической антропологии автор доказывает возможность противостояния людей данной возрастной категории разрушающим факторам экстремальных ситуаций. В статье разработана педагогическая технология устойчивости людей 5065 лет к экстремальным ситуациям, компонентами которой являются: обращение к природе и социуму, физическая активность, производительный труд, использование эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, люди 50-65 лет, экстремальные ситуации, непрерывное образование, физиологические особенности, педагогическая антропология, педагогическая технология, природа, социум, физическая активность, производительный труд, эмоциональный интеллект.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p513-517

PHENOMENOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PEOPLE 50-65 YEARS

OLD IN EXTREME SITUATIONS

Dukvakha Akhmedovich Elmurzaev, the post-graduate student, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russian Islamic University named after Kunta-Haji, Grozny

Abstract

The article proposed to the general pedagogical community is devoted to the problem of pedagogical support for people 50-65 years old in extreme situations. Such an age in modern society is productive,

constitutes a subjective layer of continuous education, but due to physiological characteristics it is most susceptible to stressful situations, functional health disorders. On the material of pedagogical anthropology, the author proves the possibility of confrontation of people of this age category with the destructive factors of extreme situations. The article develops a pedagogical technology for the resistance of people 50-65 years old to extreme situations, the components of which are: appeal to nature and society, physical activity, productive labor, use of emotional intelligence.

Keywords: pedagogical support, people 50-65 years old, extreme situations, continuous education, physiological features, pedagogical anthropology, pedagogical technology, nature, society, physical activity, productive work, emotional intelligence.

ВВЕДЕНИЕ

В начале 2000-х гг. в рамках реализации концепции непрерывного образования педагогическая печать уделяла заслуженно много внимания обучению взрослых и их особой категории - людям пенсионного и постпенсионного возраста. События последних пяти лет (пандемия, внешнеполитические события на Украине) негативно сказываются на психосоматическом здоровье этой категории обучающихся. Карантины, дистанционное образование, сложная адаптация субъектов образования к изменившимся условиям обучения, чувство постоянной опасности, разные мнения общественности на рекомендованные профилактические меры защиты (прививка, ношение масок), военные хроники, напряженная информационная полемика, увеличение криминальных сводок - вызывают затяжной деструктивный стресс у людей 50-65 лет. Они выделены Б.Г. Ананьевым, Ю.Н. Кулюткиным, Д.И. Фельдштейном, Дж. Бирреном, Э. Эриксоном, Д. Бромлеем в категорию обучающихся зрелого возраста.

В 2018 г. Президент России В. Путин обозначил увеличение длительности жизни граждан в числе приоритетных задач для Правительства Российской Федерации. По прогнозам Росстата ожидаемая продолжительность жизни в 2022 г. должна была составить 73 года. Однако драматические коррективы в этот прогноз внес COVID - 19. За 2021 г. число пенсионеров, состоящих на учете в Пенсионном фонде России, сократилось на 970 тыс. человек. На 1 января 2022 г. их количество составило около 42 млн., что следует из данных Пенсионного фонда России. Реальная длительность жизни упала в 2021 г. до 71, 1 года. В 2020 г. уровень смертности в России вырос на 18% (323, 8 тыс. чел.). В 2021 г. по сравнению с 2020 г. смертность увеличилась на 15,1 % (321 тыс. чел.). За 3 года пенсионной реформы (в 2022 г. пенсионный возраст увеличился на 1,5 года) количество гражданских пенсионеров сократилось на 1,8 млн.

Основным фактором (50-55%) этой удручающей статистики стали «условия и образ жизни людей». Психологическими причинами сокращения жизнеспособности людей 50-65 лет стали нарастание жизненных проблем, стресс, апатия, депрессия, чувство одиночества, психосоматические расстройства, дегуманизация (агрессия, преступность, алкоголизм). Обозначился витальный кризис, тяжело переживаемый людьми в зрелом возрасте. В обществе закрепилось экзистенциальное неблагополучие, требующее педагогической коррекции. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначена потребность «сплочения российского общества перед лицом внешних и внутренних вызовов» [1]. Педагогика располагает необходимым арсеналом средств для поддержки людей 50-65 лет в экстремальных ситуациях.

Соответственно цель исследования состоит в изучении феноменологии педагогической поддержки людей 50-65 лет в экстремальных ситуациях.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования включают: общетеоретические (интерпретация терминологии, анализ научной литературы, обобщение, систематизация), эмпирические (наблюдение), праксиметрические (анализ продуктов деятельности).

Задачи исследования предполагают: 1) толкование ключевых категорий исследования; 2) конкретизацию теоретических представлений о феномене педагогической поддержки людей 50-65 лет в экстремальных ситуациях; 3) разработку технологии педагогической поддержки людей 50-65 лет в экстремальных ситуациях.

В соответствии с задачей 1 мы конкретизировали ключевые категории исследования: педагогическая поддержка, экстремальные ситуации, обучающиеся 50-65 лет, резервы организма.

Поддержка толкуется Толковым словарем русского языка как «помощь, содействие» [Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.6 Азбуковник, 1997. с. 534]. Соответственно педагогическая поддержка представляет собой педагогическую помощь, или содействие. Этот же словарь интерпретирует понятие экстремальный как «необычный по трудности, сложности» [с. 908]. Следовательно, экстремальная ситуация являет собой сложную обстановку, тяжелое положение (определение наше). Ранее мы писали, что обучающиеся 50-65 лет составляют возрастную категорию зрелых людей. Соответственно объектом нашего исследования выступают зрелые обучающиеся, осуществляющие профессиональную подготовку и переподготовку, трансформативное обучение, индивидуальную подготовку, дополнительное образование, самообразование. Согласимся с С.И. Змеёвым в том, что для взрослой категории обучающихся необходимы собственные теории и технологии [2]. Наиболее эффективной мы считаем теорию биологических резервов организма. В интерпретации Л.Б. Дыхан такие резервы являют собой максимальную производительность органов при сохранении качественных пределов их функций [3].

В рамках задачи 2 мы составили теоретическое представление о феномене педагогической поддержки людей 50-65 лет в экстремальных ситуациях. В основе его характеристики - антропологический подход. Антропологи (А.Б. Котова, И.А. Петрулевич, В.Е. Столяренко, Л.Д. Столяренко и др.) рассматривают выделенный нами хронологический возраст как период физиологического и психологического равновесия, наступающего после критического десятилетия (45-55 лет) гормональных сдвигов. Недавний рубеж старения (60 лет далее) в настоящее время отодвинут: зрелые люди сохраняют работоспособность, интеллект, креативность до 65-70 лет. По утверждению Р. Катлера, скорость старения современного человека снизилась на 20 %. Эволюционное нарастание продолжительности жизни обусловливается повышением эффективности репаративных и защитных процессов. Механизмами ретардации развития старости предположительно являются регуляторные гены и повышение гетерозиготности. В условиях замедления процессов биологической, социальной, психологической инволюции и продления активного долголетия хронологический возраст 55-65 лет следует считать продуктивным и значимым экономически, социально, культурно.

Вместе с тем в сложившихся в период 2019-2022 гг. экстремальных ситуациях пандемии и военных действий на Украине качество жизни, профессиональная активность людей названного возраста снизилось. В этих условиях актуально антропологическое знание о биологических резервах организма, они у человека 55-65 лет достаточно велики. В состоянии физической активности, напряженной работы пульс человека учащается с 50 до 230 ударов в 1 минуту, объем дыхания увеличивается в 20-30 раз, артериальное давление растет с 110 / 70 до 200 / 40 мм. рт. ст. [там же]. В основе этих процессов -функциональная гибкость, динамичность, избыточность системы условных и безусловных рефлексов, желез внутренней секреции, дублирование и взаимозаменяемость элементов оперативность обратных связей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Следствием изложенных выше антропологических позиций стала педагогическая идея необходимости обучения людей 55-65 лет включению резервных механизмов для

преодоления экстремальных ситуаций. В соответствии с задачей 3 нашего исследования авторская технология реализации этой идеи в условиях непрерывного образования включает следующие компоненты: 1) обращение к природе и социуму; 2) физическая активность; 3) производительный труд; 4) использование эмоционального интеллекта. Прокомментируем выделенные компоненты.

Оздоравливающий эффект от обращения к природе общеизвестен. Ее созерцание наполнено мировоззренческим смыслом: гармония, мировой порядок, причастность, самовосстановление. Эмпирическое познание высших принципов и ценностей единого природно-общественного мира объясняет его законы, примиряет с действительностью, воспитывают устойчивость к угрозам.

Разноликий социум, несмотря на кажущуюся полярность, способствует развитию когнитивных способностей человека. Согласно Л.С. Выготскому, источники человеческой психики находятся не в мозге, а в социальных отношениях, языке [4]. Эти положения подтверждены современными экспериментальными данными, полученными А.А. Маль-саговым и В.В. Лезиной в практике нейродидактики взрослых [5].

Физическая активность как фактор резистентности людей 50-65 лет к экстремальным ситуациям убедительно доказана многочисленными исследованиями представителями разных наук. По И.А. Аршавскому оздоравливающее действие движения объясняется «энергетическим правилом скелетных мышц»: тренировка скелетной мускулатуры улучшает функционирование дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем [6]. Рекомендованными видами физических упражнений для укрепления сопротивляемости организма к экстремальным ситуациям являются: утренняя гимнастика, ходьба, плавание / водные процедуры, велосипедные прогулки, танец, командные спортивные игры.

Производительный труд является неотъемлемым атрибутом резистентности зрелого человека к экстремальным ситуациям. Важность труда обусловливается потребностями экономическими (питание, одежда, жилье, медикаменты), социальными (общение, участие в коллективной деятельности), познавательными (духовное и интеллектуальное развитие, познание мира). В нашем случае труд следует рассматривать с позиции трудовой терапии, или валеологического фактора. В экстремальной ситуации цель труда состоит в повышении тонуса организма и быстром, возможно более полном восстановлении нарушенных функций органов и общей психосоматики. В таких ситуациях наиболее полезен физический труд на свежем воздухе: на даче, во дворе дома, огороде, саду. Укрепляющая функция труда проявляется в чувстве удовлетворенности от созидательной, особенно творческой работы, отвлечении от болезненных переживаний, восстановлении внимания, памяти и др. Полезно разнообразить разные виды труда, совмещать их с физкультурой.

Эмоциональный фактор в обучении обстоятельно изучался в психологии и педагогике ХХ в. В общей теории функциональных систем (П.К. Анохин, К.В. Судаков и др.) эмоции определяются как сложные многоаспектные психические образования, которым свойственны отражательные (познавательные) и регуляторные функции. Эмоции базируются на разных потребностях и включаются в разные виды психической деятельности. Заметные результаты в исследовании эмоций как внутренних регуляторов деятельности получены разработчиками деятельностного подхода (В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров и др.), информационного подхода (П.В. Симонов и др.). Для нас представляется значимым их вывод относительно того, что эмоции выполняют функции: 1) регуляции деятельности и поведения в целом; 2) саморегуляции. Эмоции подвержены «интеллектуализации» и «волюнтаризации». Последний аспект разработан Л.И. Божович и состоит в превращении элементарных эмоций (удивление, вина, стыд, страх, гнев, радость, горе, отвращение, интерес и др.) в высшие (эмоциональные настроения, состояния, особенности: смелость, оптимизм, гневливость, агрессивность, пессимизм и др.) посредством волевого решения человека [7]. Это превращение и происходит в экстремальных

ситуациях и интересно с точки зрения интенсивности, самооценки, самокоррекции.

ВЫВОДЫ

Педагогическая поддержка людей 50-65 лет в экстремальных ситуациях основывается на антропологическом подходе и состоит во включении резервных механизмов организма. Педагогическая технология реализации авторской идеи осуществляется в условиях непрерывного образования. В ее структуре выделены следующие компоненты: обращение к природе и социуму, производительный труд, физическая активность, использование эмоционального интеллекта. Реализация названной технологии обеспечивает резистентность людей данной возрастной категории к экстремальным ситуациям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников /

A.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - 2009 // НП Родительский комитет : [сайт]. - URL: //http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn (дата обращения: 18.01.2021).

2. Змеёв С.И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России / С.И. Змеёв // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 25.

3. Дыхан Л.Б. Здоровье через образование / Л.Б. Дыхан // Тезисы городской августовской конференции учителей г. Таганрога. - Ростов-на-Дону : Икар, 2017. - С. 12.

4. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 1. Т. 1 : Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. - Москва : Педагогика, 1982. - С. 168-175.

5. Мальсагов А.А. Нейродидактическая технология обучения взрослых / А.А. Мальсагов,

B.В. Лезина // Вестник Пятигорского государственного университета. - 2017. - № 1. - С. 147-154.

6. Аршавкий И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. - Москва : Наука, 1982. - 270 с..

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности : Избранные психологические труды. / Л.И. Божович. - 3-е изд. Москва - Воронеж : МОДЭК, 2001. - 352 с.

REFERENCES

1. Danilyuk A.Y., Kondakov A.M. and Tishkov V.A. (2009), "The concept of spiritual and moral education of Russian schoolchildren", NP Parent Committee, available at: http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn (accessed 18 January 2022).

2. Zmeev S.I. (2015), "Adult education and andragogy in the implementation of the concept of continuing education in Russia", Domestic andforeign pedagogy, Vol. 3, pp. 25.

3. Dyhan L.B. (2017), "Health through education", Abstracts of the August city conference of teachers of Taganrog, Ikar, Rostov-on-Don, pp. 12.

4. Vygotsky, L.S. (1982), "Psychology and the doctrine of localization of mental functions", Collected works: in 6 volumes, Vol. 1, Questions of the theory and history ofpsychology, Pedagogy, Moscow, pp. 168-175.

5. Malsagov A.A. and Lezina VV. (2017), "Neurodidactic technology of adult education", Bulletin of Pyatigorsk State University, Vol 1, pp. 147-154.

6. Arshavky I.A. (1982), Physiological mechanisms and patterns of individual development, Science, Moscow.

7. Bozhovich L.I. (2001), Problems of personality formation, Psychological works, MODEK, Voronezh.

Контактная информация: lezina07@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 03.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.