Научная статья на тему 'Феноменологический подход к исследованию здоровья личности молодежи'

Феноменологический подход к исследованию здоровья личности молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
913
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL HEALTH / PHENOMENOLOGICAL APPROACH / YOUTH / VALUE OF HEALTH / PERSONAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хватова М. В.

Khvatova М.V. Phenomenological approach to study of health of youth. The article considers attitude of youth to health and its value on the example of students and youth with disabilities. It is disclosed the essence of phenomenological approach to psychological researches. It is shown students have no personal responsibility for health and it is distorted its value-semantic contents. Youth with broken health believe that value of health consists in possibility to self-realize. They also define health as a guarantee of successful activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хватова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феноменологический подход к исследованию здоровья личности молодежи»

УДК 159.913

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ

М.В. Хватова

Khvatova M.V. Phenomenological approach to study of health of youth. The article considers attitude of youth to health and its value on the example of students and youth with disabilities. It is disclosed the essence of phenomenological approach to psychological researches. It is shown students have no personal responsibility for health and it is distorted its value-semantic contents. Youth with broken health believe that value of health consists in possibility to self-realize. They also define health as a guarantee of successful activity.

Key words: psychological health, phenomenological approach, youth, value of health, personal responsibility.

Современное общество, вступив в третье тысячелетие, переживает сложные перемены в экономических, социально-политических и духовных основаниях своего бытия. Эти противоречивые изменения отражаются и в здоровье людей. Проблема здоровья человека, особенно молодежи, является одной из самых сложных и актуальных. Понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования. Поэтому оно переосмысливается всякий раз, когда в жизни человека происходят существенные изменения, но остается при этом универсальной ценностью. Суть этой ценности заключается в том, что именно здоровье как отражение состояния индивида или социума позволяет человеку использовать определенный набор физических, социальных и духовных ресурсов и в той или иной мере реализовать свой человеческий потенциал. Понятие «здоровье» принадлежит к числу дефиниций, содержание которых находится в постоянном развитии. Эта динамика определяется, прежде всего, развитием науки, что сопровождается уточнением и изменением понятия «нормы»; развитием общества, изменяющим условия жизни человека и требования к его здоровью, а также развитием культуры, влияющей на формирование иных ценностных отношений к здоровью [1, 2, 4, 10].

Понятие «здоровье» мы рассматриваем в психолого-акмеологическом аспекте [2, 6, 7] как ресурс успешной жизни, как основной показатель эффективности и успешности в профессиональной деятельности. Философское осмысление категории здоровья позволило нам вывести следующее его определение психологическое здоровье - это совокупность личностных образований, которые

обеспечивают успешное ее функционирование в осложненных условиях, сохраняя свой социально-личностный статус, реализуя собственный личностный потенциал, регулируя и самоограничивая свои нужды и потребности, гармонично взаимодействия и автономно существуя в социуме, адаптируясь к своему окружению и интегрируясь с ним, утверждая собственные идеалы при помощи конструктивных стратегий утверждения лич-ностно и социально значимых ценностей в системе значимых отношений, сферах деятельности и катаклизмах материального мира на пути к индивидуально-субъективному акме своего психологического статуса за счет пси-холого-акмеологических ресурсов [8].

В проведенных ранее исследованиях [9], где проблема психологического здоровья молодежи была рассмотрена в контексте аксиологического подхода, нами были выявлены ряд фактов и их противоречия. Изучение структуры ценностей молодежи, местоположения здоровья в этой ценностной структуре и отношения к здоровью как ценности студентами разных профилей обучения, показало, что здоровье для студентов носит ценностно-значимый характер наряду с такими важными общечеловеческими ценностями как счастливая семейная жизнь, любовь и верные друзья.

Наряду с тем, что здоровье для молодежи - доминирующая ценность и существует потребность в его достижении, существует осознание его недоступности, недостижимости в реальности. Такое рассогласование в мотивационно-личностной сфере в отношении здоровья порождает внутренний конфликт. Выявленный внутриличностный конфликт выступает как индикатор блокады ценностно-смысловых образований в отно-

шении здоровья и является отражением сниженных ресурсов психологического здоровья. Обнаружено противоречие между потребностью формирования здоровой, творческой, активной, социально ответственной личности и несформированностью ценности здоровья на личностно-смысловом уровне, отсутствием готовности к реализации здорового образа жизни. Здоровье является для молодежи декларируемой ценностью, но не реализуемой, отсутствует активная субъектная позиция, личная ответственность за свое здоровье и благополучие.

Обнаруженные противоречия послужили основанием для исследования феноменологической сущности проблемы здоровья современной молодежи.

Цель исследования заключалась в изучении представлений о здоровье у молодежи с разным уровнем физического здоровья.

В исследовании приняли участие 158 студентов ТГУ им. Г.Р. Державина разных специальностей в возрасте 18-22 лет и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) такого же возраста Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва (СДЮСШОР) № 1 г. Тамбова.

Для реализации цели была использована методика незаконченных предложений, направленная на выявление мнений студентов с разным физическим здоровьем о сущности здоровья; факторах, оказывающих влияние на него и его укрепление и сохранение.

Обратимся к сути феноменологического подхода и его использования в психологии.

«Феноменологическим» зачастую называют подход описательного характера, не углубляющийся в детерминизм, т.е. дескриптивный подход к описанию дискретных объектов (феноменов). Феномен - основная категория феноменологии, обозначающая дискретную единицу (атом) мира сознания, мира психической реальности, внутреннего мира субъекта познания. Феномен в отличие от предметов внешнего мира дан сознанию непосредственно и выступает в форме ощущения, перцепции, переживания (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер) [3, с. 563].

В феноменологической философии мир феноменов - это первичная и наиболее фундаментальная реальность, сама себя показы-

вающая сознанию, и, в то же время, объективная, более однозначная и упрямая, чем мир фактов внешнего опыта. Основатель феноменологии Э. Гуссерль и его последователи сделали объектом своей философии явления реальности в аспекте их самопроявления, самообнаружения, самораскрытия (мир феноменов). Идея Э. Гуссерля появилась как развитие некоторых идей И. Канта (трансцендентальный метод) и Р. Декарта (концепция врожденных идей). Задачей феноменологии стал поиск пути постижения феноменов через обнаружение их самоочевидности. «Чистый феномен» есть цель теоретического познания - это структура его смысла, освобожденная от всякой его фактуальной интерпретации и содержания (эмпирической или психологической). Феномены как абсолютные данности не нуждаются в объяснении и могут лишь быть предметом описания. В этом суть феноменологического подхода.

До появления феноменологической концепции познания объект исследования в европейской науке, особенно в области естествознания, трактовался как внешний по отношению к субъекту познания, как независимый от него, трансцендентный, а также как объект телесный (состоящий из некоторой суммы единиц вещества), определяемый внешними по отношению к ним законами, внешними воздействиями, описываемыми в терминах детерминизма (причинноследственной обусловленности). Так делали, например, психологизм, скептицизм, релятивизм и историзм. Э. Гуссерль выступил с критикой такого «объективизма», сказав, что человек в этой исследовательской деятельности не является чем-то не зависящим от того, что существует вне его. Человек, исследователь включен в исследуемое пространство, однако истинность - проблема логическая, поэтому истина не зависит от жизненного опыта, психических состояний, течения событий, внешних условий. По Э. Гуссерлю, феноменология - это строго научная философия о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется с помощью многоступенча-

того метода феноменологической редукции. Таким образом, спецификой феноменологической программы Э. Гуссерля было то, что она была направлена на сущностное исследование психического опыта «из самого первоисточника», на строгую методологию доступа к этому «первоисточнику» и на общезначимость результатов собственного исследования. Феноменологический подход к исследованию объекта, в этой связи, ориентирован также на выявление логики психологической деятельности, направленной на объект сознания. Направленность сознания обозначается Э. Гуссерлем как «интенцио-нальность». Интенциональность (наполнение сознания бытием предмета) является условием возможности феноменологической установки (постижения бытия через феномен).

Феноменология оказала большое влияние на такие направления в психологии, как: гештальтпсихология, экзистенциальная психология, психоаналитические концепции Л. Бинсвангера и М. Шефа. Феноменология имеет значимые результаты в таковых областях психологического знания, как психология восприятия, воображения, эмоций, воли, когнитивной деятельности, социальной психологии. Один из более авторитетных исследователей феноменологического движения Г. Шпигельберг склонен даже утверждать, что в ХХ веке «феноменология повлияла на психологию и психиатрию более чем какое-или другое движение в философии» [Цит. по:

5, с. 32]. Идеи Э. Гуссерля впоследствии развивали и продолжали М. Хайдеггер, М. Ше-лер, А. Койре, Е. Финк, Р. Ингарден, А. Райнах, М. Гайгер, М. Шелер, М. Мерло-Понти, П. Рикер, ГГ. Шпет, А.Ф. Лосев и др.

В психологии в рамках феноменологического подхода проблемы здоровья и болезни трактуются О С. Васильевой и Ф.Р. Филатовым [1] как «фундаментальные аспекты или вариации индивидуального, неповторимого «способа бытия-в-мире», они включены в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в ее контексте (К. Ясперс, Л. Бинсвангер, Р. Лэнг). На смену формализованным процедурам исследования в данном случае приходит феноменологическое описание, основанное на глубинном понимании и эмпатии» [106].

Феноменологический подход к психологическому здоровью, по нашему мнению, означает изучение сущности этого явления с позиций научного знания. Психологическое здоровье как личностный феномен предполагает системное существование его слагаемых при системообразующем компоненте успешного функционирования личности в окружающей среде через удовлетворение индивидуально обусловленных и социально востребованных потребностей. Феномен психологического здоровья, таким образом, представляется автономным по отношению к психологически обусловленному физиологическому здоровью и по отношению к психологии здоровой или больной личности. Исследование феноменологической сущности психологического здоровья как личностного явления подчеркивает его «отдельность» от здоровья индивида, поскольку психологически здоровая личность может быть не тождественна отсутствию индивидуальных патологий и означает норму социального функционирования, в отличие от психологических причин заболевания, отношения к здоровью и восприятия себя как здорового / больного индивида.

Анализ ответов студентов и лиц с ограниченными возможностями показал следующие результаты. Так, по мнению студентов, «Здоровье - это ...» самая главная ценность и смысл жизни (22,9%), физическое здоровье, отсутствие патологии и боли (18,5%), 20,4% дали определение, здоровья согдасно ВОЗ (состояние полного физического, психического и социального благополучия), 15,3% не задумываясь, ответили, что здоровье - это «все», 11,5% студентов считают здоровье необходимым аспектом для достижения поставленной цели, у 8,9% опрашиваемых в ответах преобладает внешняя мотивация, они определяют здоровье как правильный образ жизни, и по 1,3% ответили, что здоровье не самое главное, либо залог долголетия. Как видно, приоритеты образа жизни в любом обществе формируются при активном участии средств массовой информации, что отразилось в ответах респондентов.

У лиц с ограниченными возможностями взгляд на здоровье несколько иной. Для них здоровье - это, прежде всего, физическое

здоровье (отсутствие патологии и боли) -50%, и только затем самая главная ценность и смысл жизни - 33,4%. Для 16,6% представителей данной группы здоровье понимается как правильный образ жизни. Это возможно обусловлено тем, что степень обладания здоровьем среди лиц с ограниченными возможностями определяет качество их жизни и ее активность и полноценность.

«Для сохранения своего здоровья ...» студенты занимаются спортом (58%), следят за собой, хорошо питаются и тепло одеваются (19,7%), избегают вредных воздействий (12,1%) и около 10,2% не делают ничего.

Для лиц с ограниченными возможностями сохранение здоровья представляется возможным через занятия спортом и ЗОЖ -66,8%. В свою очередь 33,2% опрошенных пытаются сохранить свое здоровье, следя за собой и своим питанием. Содержание полученных ответов скорее может быть обусловлено тем, что все лица с ограниченными возможностями, участвующие в опросе, занимаются спортом в СДЮШОР и для них это -неотъемлемая часть их жизни.

По мнению опрашиваемых студентов, «На состояние здоровья оказывают существенное влияние ...» образ жизни (56%, в том числе вредные привычки - 23,6%), окружающая среда и экологическая обстановка (26%), стрессы и психологический климат (7,6%), профилактические меры (6,4%) и 3,8% студентов не задумываются об этом.

На здоровье же лиц с ограниченными возможностями, по их мнению, оказывает существенное влияние образ жизни - 83,5% и экологическая обстановка - 16,5%.

Для студентов «Здоровье является залогом ...» беззаботной жизни (69,4%), долголетия (17,8%), успешной деятельности (5,7%) и около 7% опрашиваемых не задумывались над этим вопросом. Обращает внимание тот факт, что для большинства личностный смысл, смыслообразующие мотивы жизни вообще и здоровья в частности имеет скорее гедонистический смысл - здоровье нужно, чтобы жить беззаботно, хорошо проводить время, наслаждаться жизнью и брать он нее все.

Мнения же лиц с ограниченными возможностями относительно данного вопроса разделились пополам: 50% опрошенных

считают здоровье залогом успешной деятельности и карьеры, а вторые 50% - залогом долголетия и жизни вообще.

Полученные результаты позволяют нам утверждать, что в представлениях студентов и лиц с ограниченными возможностями о здоровье есть как сходства, так и различия. Качественный анализ ответов показал, что обе группы респондентов показывают близкое распределение ответов на вопросы, касающиеся определения здоровья, путей его сохранения, факторов нарушения здоровья, вместе с тем существенно отличается ответ на предназначение здоровья. Анализируя вышеизложенное, можно подчеркнуть, что здоровье представляется современной молодежи как некий ресурс, который обеспечивает человеку долгую и беззаботную жизнь, в ответах преобладает внешняя мотивация и лишь 5% видят возможность актуализации своего потенциала для реализации себя. Обращает на себя внимание стереотипность представления современной молодежи о здоровье, которое навязывается окружением, средствами массовой информации. Что касается респондентов с нарушенным здоровьем, то стоит отметить, что здоровье они определяют для себя как залог успешной деятельности, хорошей карьеры, и жизни вообще, а не как залог долгой беззаботной жизни (мнение студентов).

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют показать представления о здоровье в современном молодежном обществе на обыденном уровне и глубже понять особенности поведения людей, связанных с сохранением (разрушением) здоровья. Так, для студентов характерно отсутствие личной ответственности за здоровье, и искажение его ценностно-смыслового содержания, что проявляется в желании растрачивать эти ресурсы для беззаботной и долгой жизни, а не для реализации себя, своих целей. У молодежи с нарушенным здоровьем ценность здоровья состоит в возможности реализовать себя, здоровье они определяют как залог успешной деятельности, хорошей карьеры. Полученные результаты позволяют определить пути психолого-ак-меологической работы, которая должна быть направлена на формирование готовности и личной ответственности молодежи к сохра-

нению своего здоровья как условия оптимального развития и становления в профессии, семье и др. Полученные результаты дают основание для построения тренинговой работы, направленной на актуализацию резервных возможностей, рассмотрению ее в контексте внутренней логики и рефлексии всей жизни, анализе специфики переживаний относительно недоступного смыслообразующего мотива. Молодой человек должен стать субъектом собственного здоровья, от его воли зависит то, какие он будет создавать технологии и как будет использовать техники продуцирования своего здоровья.

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М., 2001.

2. Деркач А.А., Казаков Ю.Н. Медико-акмеоло-гические основания повышения стрессо-устойчивости психического здоровья управленцев к экстремальным ситуациям // Мир психологии. 2008. № 3. C. 177-186.

3. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М., 2008.

4. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2003.

5. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985.

6. Сайко Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции // Мир психологии. 2000. №1(21). С. 3-11.

7. Хватова М.В. Акмеологические ресурсы психологического здоровья: история и теория проблемы. Тамбов, 2010.

8. Хватова М.В. Философские предпосылки изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья личности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 58-66.

9. Хватова М.В. Аксиологический подход к исследованию акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи // Известия Смоленского государственного университета. 2011. № 3 (15). С. 468-478.

10. Юдин Б.Г. Здоровье человека как проблема гуманитарного знания // Философия здоровья. М., 2001. С. 62-87.

Поступила в редакцию 20.03.2012.

УДК 159.9:331.101.3+316.334:796.01

ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК КОМПОНЕНТА И ПОКАЗАТЕЛЬ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

М.И. Старов, Т.Н. Ефимова

Starov М.1., Efimova T.N. Strong-willed self-regulation as a component and indicator of assertiveness of students of pedagogical college. The article considers the problem of defining of the psychological phenomenon «self-consciousness». It is made an attempt to specify and make more concrete the notion «self-consciousness at future teacher in order to work with children». It is given the comparative analysis of development of strong-willed self-regulation as one of indicators of assertiveness of students - future teachers of physical culture and future primary school teachers. This paper is intended for teachers, psychologists and students of pedagogical colleges.

Key words: the notion «assertiveness of future teacher in order to work with children», strong-willed self-regulation, development, personality.

«Уверенность в себе» как психологический феномен привлекает постоянное внимание ученых психологов уже с конца XIX в.

Позднее этой проблемой занимались такие отечественные исследователи, как Б.Г. Ананьев, Ф.Е. Василюк, И.В. Дубровина, C.B. Ковалев, А.М. Прихожан, В.Г. Ромек, Е.А. Серебрякова, Т.О. Смолева, О.В. Соловьева и др.

Ее изучали и зарубежные ученые Р. Альберти, А. Бандура, Э. Берн, Дж. Вольпе,

А. Лазарус, А. Маслоу, А. Сальтер, Дж. Смит, Р. Энтони и др.

В последнее десятилетие исследования уверенности в себе стали носить междисциплинарный характер и распространились на экономику, политику и другие сферы жизни человека, в которых важную роль играет прогнозирование своей профессиональнопедагогической деятельности.

Несмотря на исследование данной проблемы, единого определения понятия «уве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.