Научная статья на тему 'Феноменологический анализ понятия «Творческое взаимодействие»'

Феноменологический анализ понятия «Творческое взаимодействие» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1746
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОВМЕСТНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Зоя Анатольевна

Автор обращается к анализу понятия «взаимодействие», раскрывает сущность данного педагогического явления, уточняет виды взаимодействия, выявляет специфику творческого взаимодействия, указывает на его роль в образовательном пространстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феноменологический анализ понятия «Творческое взаимодействие»»

УДК 371

Гаврилова Зоя Анатольевна

Аспирант кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета, gavrilovazoja@mail.ru, Екатеринбург

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

Gavrilova Zoya Anatolyevna

Aspirant of the chair of musical education at the Urals state pedagogical University, gavrilovazoja@mail.ru, Ekaterinburg

PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS OF THE SUBJECT «CREATIVE INTERACTION»

Научить детей успешному взаимодействию на творческом уровне не только со сверстниками, но и с людьми разного возраста, воспитать личность, умеющую сотрудничать, является в настоящее время актуальной проблемой педагогики.

Несмотря на то, что «взаимодействие» является одной из основополагающих категорий в современной педагогике, обращение к анализу сущности понятия «творческое взаимодействие» показало, что в науке в настоящее время не сложилось общепринятой трактовки данного феномена.

Универсальный характер категории взаимодействия, позволяющий отнести его к разряду общенаучных, дает возможность представителям разных наук выделить в этом понятии различные аспекты.

Так, в философии понятие «взаимодействие» определяется как «процесс взаимного влияния тел друг на друга, всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями. Взаимодействие определяет существование и структурную организацию всякой материальной системы, ее объединение наряду с другими телами в систему большего порядка, свойства всех тел, процессов и явлений» [9, с. 54].

Философское понимание взаимодействия частично перенесено и в социальные науки. В социологии используется понятие «социальное взаимодействие» или «интеракция», определяемое как процесс непосредственных контактов, при которых в ходе коммуникации одни люди влияют на других людей, вызывая ответные реакции. Социологи связывают понятие взаимодействие с организацией деятельности в какой-либо социальной общности и определяют его как «процесс взаимного влияния людей на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование действия, благодаря чему становится возможной нормальная деятельность социальной группы» [цит. по кн.: 3, с. 6].

В психологии «взаимодействие» определяют как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, который включает разнообразные формы совместной деятельности людей. Психологи различают следующие специфические типы взаимодействий: групповое, характеризующее процесс, происходящий как между частями групп, так и между целыми группами; и межличностное, предполагающее контакт двух и более человек; а также формы межличностных взаимодействий (у некоторых авторов типы): кооперация (сотрудничество) и конкуренция (соперничество).

Психологи А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов, Н. Н. Обозов в качестве основных компонентов структуры межличностного взаимодействия называют: поведенческий (праксический, регулятивный), эмоциональный (аффективный) и когнитивный (информационный, гностический) [3]. При этом к поведенческому компоненту ученые относят внешне выражаемые проявления взаимодействия (мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь), а также результаты деятельности (успешность, неуспешность); эмоциональный - отражает эмоциональные состояния, возникающие у людей в процессе взаимодействия; когнитивный - включает все психические процессы, связанные с восприятием и пониманием окружающей среды и самого себя.

Важнейшими характеристиками взаимодействия, по мнению психологов

Н. Н. Обозова, В. В. Бойко, являются: взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношение, взаимные действия, межличностное общение, взаимовлияние, срабатываемость и совместимость, которые возникают в процессе совместной деятельности и раскрывают особенности поведения человека во взаимодействии, прочем проявление их в когнитивном, аффективном и поведенческих компонентах различно [3].

В социальной психологии взаимодействие между людьми является существенной особенностью совместной деятельности, ее основным признаком в сравнении с индивидуальной деятельностью.

Все возможные проявления взаимодействия, выделяемые в философии, социологии, психологии, социальной психологии обнаруживаются и в педагогической сфере. В педагогике взаимодействие трактуется как преднамеренный контакт педагога и воспитанников, особый тип связи, отношений, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения участников образовательного процесса. Педагогическое взаимодействие включает в себя как педагогическое влияние со стороны учителя, так и активное восприятие и усвоение данного влияния со стороны воспитанника, а так же собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и самого себя [8]. При этом, характер проявления активности учителя и ученика может быть разный, отсюда и различие характера взаимодействия, которое может выступать в виде диалога, сотрудничества, опеки, подавления, конфронтации, индифферентности. Отношение сотрудничества, по

мнению ученых-педагогов (В. И. Андреев, Л. В. Байбородова, М. И. Рожков и др.), представляет собой высший уровень согласованности позиций в совместной деятельности учителя и учеников, и потому наиболее эффективно способствует развитию учащихся как субъектов деятельности.

Особую роль в процессе взаимодействия учителя и ученика педагоги отводят общению, которое является атрибутом совместной деятельности и самостоятельной ценностью. Е. В. Коротаева отмечает диалектическую взаимосвязь педагогического взаимодействия с информативной, интерактивной и перцептивной сторонами общения, как основы педагогического процесса [7].

Педагогическое взаимодействие, понимаемое как особая деятельность (по Коротаевой), может быть проанализирована и с точки зрения структуры деятельности с ее необходимыми компонентами: потребности -мотивы - задача - средства решения задачи - действия - операции - результат [там же]. При этом к существенной характеристике педагогического взаимодействия, по мнению ученых, можно отнести осознанность и целеположен-ность деятельности: «осознанность образа, процесса и исполнения деятельности является одним из важнейших условий успешности...» [7, с. 42].

Учеными разработано несколько классификаций педагогического взаимодействия. Так, М. И. Рожков и Л. В. Байбородова разделяют педагогические взаимодействия по следующим признакам: по наличию или отсутствию цели, по типу взаимосвязи (руководство или на равных), по содержанию деятельности, выделяя следующие типы: сотрудничество, диалог, опека, подавление, конфронтация, индифферентность [3]. В своей классификации Е. В. Коротаева, исходя из системного понимания категории и используя корень латинского слова «structura» - строение, порядок, выделяет следующие виды педагогического взаимодействия: деструктивный (разрушающий), дестабилизирующий связи между участниками, элементами педагогической системы; рестриктивный (ограничивающий), осуществляющийся посредством строгого контроля за развитием отдельных качеств без учета целостного подхода; реструктивный (поддерживающий), обеспечивающий решение тактических задач в педагогическом процессе; конструктивный (развивающий), обеспечивающий целостную связь, необходимую для полноценного развития и адаптацию к динамичной среде с ориентацией на сотрудничество и со-творчество. При этом, выбор того или иного вида взаимодействия, по мнению ученой, обусловлено как субъективными, так и объективными факторами конкретной педагогической ситуации [7].

Категория «взаимодействие» повлияла на трактовку таких ключевых понятий педагогики, как воспитание и обучение, заменив традиционное однонаправленное «воздействие» на «взаимодействие», подчеркнув активное участие всех включенных в образовательный процесс, переход на субъ-ект-субъектную организацию взаимоотношений.

Развитие личности осуществляется в деятельности, творческая личность формируется в творческой деятельности, при этом детское творчество,

в отличие от взрослого, зачастую обладает чертами субъективной новизны, так как целью детского творчества, в отличие от взрослого, является не реальный продукт творческой деятельности, а формирование собственной личности. В процессе создания нового происходят преобразования в сознании и поведении ребенка, и развитие творческого начала - это не только развитие определенных качеств интеллекта, но и раскрытие глубинных возможностей личности (Д. Б. Богоявленская).

Одним из направлений творческого развития личности является организация творческого взаимодействия ребенка и взрослого, а также детей друг с другом в процессе совместной творческой деятельности, то есть совместное творчество или сотворчество.

Анализируя употребление термина «сотворчество» в теории педагогики можно обнаружить его неоднозначную трактовку. Так, В. И. Андреев определяет понятие «сотворчество» как закономерность и соответствующий ей принцип коллективного поиска оригинальных идей, при этом автор связывает его с сотрудничеством [3]. Л. В. Байбородова трактует сотворчество как совместную целенаправленную деятельности детей, отличительными признаками которой являются со-субъектные взаимосвязи между участниками деятельности, неординарность, оригинальность, нешаблон-ность действий, направленных на получение новых свойств, признаков конечного продукта деятельности [3]. Ш. А. Амонашвили, Г. С. Меркин и Б. Г. Меркин пишут о чувстве сотворчества в учебно-воспитательном процессе [1]; В. И. Загвязинский определяет сотворчество как «особенность педагогического творчества» [4]; В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров, не давая однозначного определения, трактуют его как ситуацию, атмосферу, модель, тип, коллективную творческую деятельность, сотрудничество [5].

Очень часто в педагогике сотворчество между участниками учебновоспитательного процесса отождествляют с сотрудничеством. Однако, В. И. Андреев правомерно разводит данные понятия. Сотворчество, по мнению автора, предполагает совместную творческую деятельность по решению творческих задач, проблем. Сотрудничество же возможно и на уровне исполнительской деятельности, где есть взаимопонимание, взаимопомощь, но нет, или не всегда есть, именно совместная творческая деятельность [2]. Отсюда понимание творческого сотрудничества, как нового качества, творческого уровня развития сотрудничества в образовательном процессе (А. М. Вачьянц, И. В. Козырева и др.).

Опираясь на устоявшиеся в психологии и теории педагогики определении сотрудничества как типа (Л. В. Байбородова, М. И. Рожков), формы (А. С. Белкин, И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик, Е. В. Коротаева) или стратегии взаимодействия (И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов), можно сделать вывод о синомичности категорий «творческое взаимодействие» и «творческое сотрудничество».

В педагогических работах, исследующих феномен «творческое взаимодействие», существует разброс мнений. Данное понятие определяется: как

совместная творческая деятельность (А. А. Иванов), как взаимодействие, формируемое по принципам и законам педагогической риторики, которая рассматривается как педагогическое творчество (А. А. Мурашов), а также как процесс творческой коммуникации или общения, в ходе которого осуществляется воздействие на объект совместной творческой деятельности (Р. Р. Загидуллин).

В нашем понимании, творческое взаимодействие в образовательном процессе - это вид педагогического взаимодействия, особый тип связи учащихся и преподавателей в специфических условиях совместной творческой деятельности, который обладает характерными чертами как совместной деятельности (совместное планирование, организация, осуществление, анализ хода и результатов), так и творческой (наличие творческой задачи, оригинальность процесса или результата), а также отношениями сотрудничества, которые находят свое выражение в достижении единства понимания целей совместной деятельности и путей их достижения. При этом результатом данного типа взаимодействия являются как личностные изменения всех участников взаимодействия, так и развитие процессов коллективооб-разования, а также появление творческого продукта, обладающего чертами объективной или субъективной новизны и оригинальности. Иными словами творческое взаимодействие характеризует взаимосвязь педагогов с учащимися в специфических условиях творческой деятельности.

К основным признакам творческого взаимодействия мы можем отнести: наличие единой цели и общей мотивации, творческая задача, единство пространства и временных рамок, координация индивидуальных деятельностей, новизна и оригинальность процесса и результата.

В структуре творческого взаимодействия мы выделяем следующие компоненты:

1) мотивационно-ценностный, включающий ценностное отношение к взаимодействию и мотивацию совместной творческой деятельности, стремление личности к творческим достижениям, личную значимость творческой деятельности;

2) когнитивно-перцептивный, содержащий процессы взаимопознания и взаимопонимания участников совместной деятельности;

3) коммуникативный, в основе которого лежит выявление специфики передачи информации (вербальная, невербальная, пара- и экстралингвистичес-кая, визуальная и такесическая и др.) в процессе совместной деятельности;

4) креативно-деятельностный, включающий специфику организации совместной творческой деятельности, а также характеризующий продукты деятельности, связанные с новообразованиями как в личностной сфере (когнитивные, креативные, коммуникативные качества), так и способах деятельности и уровне развития коллектива учащихся и преподавателей.

Исходя из специфики творческого взаимодействия можно выделить следующие основные условия его организации: добровольный характер взаимодействий, непосредственный контакт, субъект-субъектные взаимоотно-

шения участников взаимодействия, наличие объективных и субъективных предпосылок творческой деятельности, психологическая свобода и психологическая безопасность. Важнейшая группа условий, влияющих на развитие взаимодействия в общешкольном коллективе, связана с особенностями жизнедеятельности школьного коллектива, уровнем его развития, психологической атмосферой, структурой, внутренними и внешними связями.

Таким образом, исходя из выше представленного материала, можно сделать следующие выводы.

1. Взаимодействие - это категория, которая имеет межпредметный характер, является базовой в науке о человеке.

2. Педагогическое взаимодействие - это личностный контакт воспитателя и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения поведения, деятельности, отношений, установок участников взаимодействия.

3. Творческое взаимодействие в образовательном процессе мы определяем как вид педагогического взаимодействия, особый тип связи учащихся и преподавателей в специфических условиях совместной творческой деятельности, который обладает характерными чертами как совместной, так и творческой деятельности, а также отношениями сотрудничества, которые находят свое выражение в достижении единства понимания целей совместной деятельности и путей их достижения.

4. Результатом творческого взаимодействия являются как личностные изменения всех участников взаимодействия, так и развитие процессов кол-лективообразования, а также появление творческого продукта, обладающего чертами объективной или субъективной новизны и оригинальности.

5. В структуре творческого взаимодействия мы выделяем мотивационно-ценностный, когнитивно-перцептивный, коммуникативный, креативнодеятельностный компоненты, которые отражают его специфику и наиболее важные сущностные характеристики.

Библиографический список

1. Амонашвили, Ш. А. Как живете дети? [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.

2. Андреев, В. И. Эвристика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. - Казань, 1994. - 264 с.

3. Байбородова, Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. [Текст] / Л. В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 336 с.

4. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В. И. Загвязинский // Советская педагогика. - 1988, - № 1, - С. 70-75.

5. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество [Текст] / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

6. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. - 178 с.

7. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии [Текст] / Е. В. Коротаева / Мин-во образования и науки. Уральский гос. пед. ун-т. - М.: Academia, 2007. - 256 с.

8. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

9. Философский словарь [Текст] / под ред. М. М. Розенталя. - М.: Изд-во политической литературы, 1968. - 432 с.

УДК 37.015.32

Леушкина Наталья Александровна

Соискатель кафедры педагогики и психологии Ульяновского ИПКПРО, педагог-психолог, учитель английского языка МОУ Старомайнская СОШ № 2 р. п. Старая Майна Ульяновской области, leushkinana@mail.ru, Ульяновск

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Lyoushkina Natalya Alexandrovna

Competitor of the department of pedagogy and psychology of Ulyanovsk Institute of Improvement of Professional Skills of Educational Specialists, a pedagogue-psychologist, an English teacher of Municipal Educational Istitution Staromaynskaya secondary school of general education № 2 of Ulyanovsk region, leushkinana@mail.ru, Ulyanovsk

THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF STUDYING THE AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF TEENAGERS

В последнее десятилетие и особенно после принятия «Стратегии модернизации содержания общего образования» [9] и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [6] происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Современному человеку теперь недостаточны только предметные знания, ему необходимы метапред-метные знания и умения. Изменения направленности, целей, содержания образования все более явно ориентируют на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Саморазвитие, личностный и профессиональный рост взрослого человека, проблема непрерывности образования являются главными направлениями развития наук о человеке в наши дни. Наиболее актуальной проблемой современной психологии, акмеологии, социологии и педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.