УДК 77:165.823
Э.О.Кранк
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФИГУРАЦИЯ СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФОТОГРАФИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Статья посвящена необходимости феноменологического исследования фотографии. Для достижения этой цели в ней предложена конфигурация основополагающих характеристик фотографии, состоящая из шести элементов: пространство, время, свет, событие, достоверность референта и адекватность его копии. Комплементарность этих характеристик позволяет выделить какую-либо из составляющих с тем, чтобы максимально аутентично изучать фотографию с феноменологической точки зрения.
Ключевые слова: фотография, феноменология, пространство, время, свет, событие, достоверность референта, световая копия.
Eduard OswaldovichKrankTHE PHENOMENOLOGICAL CONFIGURATION OF SUBSTANTIVE ATTRIBUTES OF PHOTOGRAPHY: TO STATEMENT OF A QUESTION
This paper is about necessity of phenomenological research on photography. There is proposed the configuration of fundamental attributes of photography consisting of six elements: space, time, light, event, trustworthiness of the referent and adequacy of its copy. The complementarity of these attributes makes it possible to equally authentic study whatever of these.
Keywords: photography, phenomenology, space, time, light, event, trustworthiness of the referent, light copy.
Как только мы определим фотографию как область, соотносимую как с феноменальным, так и ноуменальным мирами, т.е. миром явлений и миром их сущностей [7, с. 48], то мы оказываемся перед необходимостью конфигуративного описания фотографии в ее субстанциональных аспектах, которые аккумулируют в себе соприсутствие объекта и фотографа в их пространственно-временных ква-лификациях. Для того, чтобы исследовать фотографию с точки зрения ее феноменологии, необходимо интенциировать ее феноменологические свойства, а именно то, что выявляется при получении световой копии референта в процессе переноса пространственного события на плоскость носителя посредством относительной остановки времени. Уже на этом уровне - на феноменальном уровне сред-ства как такового - мы сталкиваемся с пространственно-временными характеристиками, связанными как с атрибутами, которые определяют «действительность», так и со специфическими физическими свойствами ее световой копии. Существование и поведение фотографа, с присущим ему обстоятельственным полем, точно так же, как и существование и поведение объекта (а также, в свою очередь, и средства, и снимка), невозможно сколько-нибудь объективно описать без анализа конфигуративного феноменологического комплекса, рассмотренного в координатах каждого из указанных персонажей съемочного процесса, а также в соотнесенности этих систем друг относительно друга.
Если воспользоваться двоякой аристотелевской концепцией пространства, в которой «место», во-первых, рассматривается как внутренняя поверхность окружающей тело среды и, во-вторых, определяется относительно неподвижного тела, то уже здесь в понятии пространства в качестве необходимого содержится понятие тела в его взаимоотношении (движении) с окружающими телами [5, с.10]. С телом в этом «месте»-пространстве происходят определенные изменения. Эти изменения можно назвать «временными», поскольку они происходят во времени. Причем вне тела (объекта) время и пространство теряют всякий смысл: «...если бы "теперь" не было бы каждый раз другим, а оставалось тождественным и единым, времени не было бы.» [1, с.147]. Таким образом, уже у Аристотеля время и пространство составляют единство, связанное с изменениями тела (объекта). Т. е. пространство и время имеют смысл лишь тогда, когда мы имеем перед собой нечто сущее, т.е. что-то, о чем мы можем с известной долей уверенности сказать, что оно «реально существует».
Происходящее с сущим определяет его бытие, хотя, вслед за Хайдеггером, следует различать оба понятия: сущее есть то, о чем мы можем сказать, что оно действительно есть («Всё, о чем бы мы ни сказали "это есть", представляется сразу как нечто сущее» [10, с.395]), т.е. самоочевидное бытие («присутствование»), тогда как бытие не определяется сущим [там же].
Это бытие, взятое в пространственно-временном ограничении, есть событие: «событие - то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира. Нечто различается до и после события» [9].
Обыденное понимание пространства в качестве трехмерной системы координат, как и обыденное понимание времени как вектора, определяющего ход события, происходящего в этой трехмерной системе, может сегодня быть актуально лишь как упрощенный инструмент для описания явлений онтического уровня. Тем не менее, эта «обыденная» (эвклидова) традиционность нас вполне устроила бы, поскольку фотография всегда имеет отношение к конкретному времени и конкретному пространству.
Однако говорить о названных категориях только с точки зрения их частного онтического преломления было бы недостаточно по нескольким причинам:
1. Будучи вещью и рефлексией по поводу вещи (т.е. занимая некое пограничное положение между феноменальной и ноуменальной сферами), фотографические изображения представляют фотографию как практику, рефлектирующую по поводу не только какого-то конкретного пространства-времени, отображенных в конкретном снимке, но и по поводу того, каким образом в ней преломляются пространство и время как таковые. Это происходит потому, что пространство есть предмет фотографии, а временная остановка - возможность это изменяющееся пространство «собрать» в его непротиворечивом виде. Отображая мир объектов, расположенных в пространстве-времени, фотография разыгрывает молчаливую драму познания, в которой в качестве интриги заложены вопросы: «что такое пространство как таковое?» и «что такое время как таковое?»
2. Феноменологическое описание фотографии, как в плане референцируемой действительности, так и в отношении ее проецирования на фотографический носитель, затрагивает важнейшие вопросы, связанные с контентом изображения, то есть с тем, что именно пребывает в действительности и как именно это запечатлевает фотография: «...природа, обращенная к камере, - это не та природа, что обращена к глазу.» [3, с.12]. Отсюда необходимо следует, как минимум, признание актуальности информативно-событийного факта действительности, разворачивающегося в пространстве-времени, или «атомарного факта», как это определил Л. Витгенштейн [4, с.36].
3. Поскольку, следуя И. Канту, мы признаем, что пространство и время суть наши представления о них [6, с.54, 58], проблематичность квалификаций пространственно-временных отношений неминуемо задает относительность самого референта, т.е. речь идет о степени достоверности самой действительности, что можно транскрибировать в понятие «модальности действительности», которую можно условно назвать «первой модальностью».
4. В связи со степенью модальности (настоятельности) самой действительности в еще большей актуальности встает вопрос об адекватности соответствия фотографической копии ее пространственно-временному оригиналу. Это в одной связи с сущностью вопроса, которым задается Р.Арнхейм: «.насколько достоверно изображение передает снимаемый фрагмент действительности. Фотография может быть подлинной, но не истинной, истинной, но не аутентичной» [2]. Таким образом, речь идет о «второй модальности» - модальности пребывания сущего в его копии.
5. Поскольку пространство и время характеризуются световым излучением и поскольку фотография оперирует светом как своим главным инструментом, а также потому, что свет обнаруживает событие, обнаруживает информацию, - вопрос о феноменальной значимости света представляется актуальнейшим как в сущностном, так и в преломленном фотографией аспектах.
Таким образом, в фотографии мы стоим перед задачей феноменологической дескрипции не двуединой категории пространства-времени, а, по крайней мере - шестиединой:
1) пространства,
2) времени,
3) света,
4) сущего (его событийно-информационного содержания, контента),
5) степени достоверности этого сущего (или первой модальности);
6) адекватности отражения этого сущего фотографической практикой (или второй модальности).
Принимая комплементарность этих сущностных вопросов в качестве посылки, мы имеем возможность выделения того или иного атрибута из этого комплекса.
Сложность, однако, состоит в том, что каждый из этих атрибутов может видоизменяться в соответствии с его феноменальной (и феноменологической) конкретикой. Так, например, дескрипция пространства как места события происходит в совсем иной системе координат, чем,
скажем, его пребывание в рамках световой копии, а время запечатленного события не есть время выдержки, в течение которого его фиксирует фотография, как и не есть время получения изображения. Более того, «современное учение о пространстве утверждает, что в мироздании нет готового пространства, а поскольку оно всякий раз ситуационно самозарождается, то объективно его нет как абсолютно линейного или криволинейного, оно есть всегда разное, фрактальное, ситуационно-системное [8, с. 81].
Можно даже сказать, что сам феномен, понимаемый как нерасторжимая совокупность категорий пространства, времени, света, сущего, его модальности, а также степени достоверности его отображения, - насущен лишь тогда, когда мы в нем заинтересованы, и, следовательно, тогда, когда мы интенциируем какое-либо одно свойство из этого шестиединства в качестве избранного-предпоч-тительного.
В соответствии с этим может структурироваться феноменологическая конфигурация фотографии если не в следующей последовательности, то в приведенных ниже аспектах:
- обнаружение круга основным проблем, касающихся физики пространства и времени;
- изучение события в качестве интервала, где разница между пространством и временем равна нулю и где уточняются отношения между субъектом и объектом как действующими лицами события;
- актуализация понятий «обстоятельство», в его коррелировании, с одной стороны, к информационному содержанию события, а с другой - к субъекту события, и в частности - к фотографу как инициатору фотографического дискурса;
- уяснение феноменологии света в аспекте его физической природы и в плане изучения как преимущественного (обнаруживающего событие) элемента феномена фотографии;
- взаимосоотнесенность модальностей, в которых пребывает референт, с целью максимально адекватного восприятия действительности-как-она-есть через его изображение;
- преодоление (обуславливание) призрачности световой копии отображения этой действительности на снимке.
Эта «дорожная карта» позволяет, на наш взгляд, выйти в область квалификаций собственно субстанциональных характеристик фотографии, вынося морфологические особенности какой-либо из составляющих феноменологической конфигурации в качестве предмета философского изучения.
Литература
1. Аристотель. Физика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. / Пер. с древнегреч.; общ.ред. А.И.Доватура. - М: Мысль, 1984. - Т. 3. С. 59-262.
2. Арнхейм, Р. О природе фотографии [Электронный ресурс]/Рудольф Арнхейм. -http://www. photo-grapher.ru/cult/theory/4007.htm.
3. Беньямин, В. Краткая история фотографии : [эссе] / Вальтер Беньямин. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2013. - 144 с.
4. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л.Витгенштейн. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2008. - 288 с.
5. Владимиров, Ю.С., Мицкевич, Н.В. Хорски, Я. Пространство, время гравитация / Ю.С.Владимиров и др. - М.: Наука, 1084. - 208 с.
6. Кант, И. Критика чистого разума / Иммануил Кант; пер. с нем. Н. Лосского. - СПб.: ИКА «Тайм-Аут», 1993. - 478 с.
7. Кранк, Э. О. Очерки по феноменологии фотографии. Часть первая. Технология и свобода / Э.О.Кранк. - Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2012. - 128 с.
8. Меньчиков, Г.П. О «переоткрытии» пространства и времени и их специфике в социально-гуманитарном знании // Учён.зап.
1. Aristotel'. Fizika // Aristotel'. Sochinenija v 4-h t. / Per. s drevnegrech.;obshh. red. A.I.Dovatura. - M: Mysl', 1984. - T. 3. S. 59-262.
2. Arnhejm, R. O prirodefotografii [Jelektronnyjresurs]/Rudol'fArnhejm. - http://www. photo-grapher.ru/cult/theory/4007.htm.
3. Benjamin, V. Kratkajaistorijafotografii : [jesse] / Val'terBen'jamin. - M. : Ad Marginem Press, 2013. -144 s.
4. Vitgenshtejn, L. Logiko-filosofskijtraktat / L.Vitgenshtejn. - M.: «Kanon+», ROOI «Reabilitacija», 2008. - 288 s.
5. Vladimirov, Ju.S.,Mickevich, N.V. Horski, Ja. Prostranstvo, vremjagravitacija / Ju.S.Vladimirovi dr. -M.: Nauka, 1084. - 208 s.
6. Kant, I. Kritikachistogorazuma / Immanuil Kant; per. s nem. N. Losskogo. - SPb.: IKA «Tajm-Aut», 1993. - 478 s.
7. Krank, Je. O.
Ocherkipofenomenologiifotografii. Chast' pervaja. Tehnologijaisvoboda / Je.O.Krank. - Cheboksary: Chuvash. gos. ped. un-t, 2012. - 128 s.
8. Men'chikov, G.P. O «pereotkrytii» prostranstvaivremeniiihspecifike v social'no-gumanitarnomznanii // Uchjon. zap. Kazan. un-ta. Ser.
Казан.ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2008. - Т.157, кн.1. - С.76-93.
9. Событие : материал из Википедии -свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. -https://ru. wikipedia.org/wiki/Собьrгие.
10. Хайдеггер, М. Время и бытие : статьи и выступления / Мартин Хайдеггер; пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - 447 с.
Gumanit. шиИ. - 2008. - Т.157, кп.1. - S.76-93.
9. Sobytie :materializVikipedii -svobodnoj[jenciklopedii [Jelektronnyjresurs]. - Шр8://ги. wikipedia.org/wiki/Sobytie.
10. Hajdegger, М. Vremjaibytie :stat'iivystuplenija / Martin Hajdegger; per. 8 nem. - М.: Respublika, 1993. - 447 8.