Научная статья на тему 'Феноменологическая эстетика архитектурно-природного объекта в свете междисциплинарных исследований'

Феноменологическая эстетика архитектурно-природного объекта в свете междисциплинарных исследований Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
179
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феноменологическая эстетика архитектурно-природного объекта в свете междисциплинарных исследований»

Феноменологическая эстетика архитектурно-природного объекта в свете междисциплинарных исследований

Л.В. МОЛОДКИНА

Архитектура выражает человека... путем выражения его основной психической структуры и его способа телесной жизни, его конструктивно-интеллектуальных и эстетически-воспринимающих духовных способностей...»

Роман Ингарден «Исследования по эстетике»

Феноменологическая эпистемология позволяет прояснить специфические нормы и принципы философской эстетики архитектуры в ее синтезе с природной средой. Подобный подход дает возможность сконструировать особую феноменологическую модель архитектурно-природного объекта, воспринимаемого современным реципиентом в различных социально-культурных ракурсах и коммуникативных горизонтах. Апробация эстетико-феноменологической методологии для анализа восприятия симбиотического архитектурно-природного континуума позволяет более точно эксплицировать экзистенциальные параметры человеческой субъективности как в камерно-локальных контекстах (архитектурно-природный памятник), так и в более широком пространственном диапазоне, экологически-культурном измерении окружающего ландшафта со всеми его составляющими, естественными и искусственными атрибутами (энвайронментальная эстетика). Предметом изучения энвайронментальной эстетики является эстетическая оценка окружающей среды, которую мы так или иначе ощущаем, а значит, оцениваем. Формирование особенностей эстетического мировосприятия связано с вовлеченностью наших чувств в окружающую действительность, а также включением эстетического объекта (энвайронмента) в наш феноменальный чувственный мир. Феноменологический процесс эстетического восприятия энвайронмента отличается от традиционного восприятия предмета искусства; он не схож ни с временным восприятием драматического произведения или музыкальной композиции, ни с пространственным восприятием архитектуры, живописи или скульптуры. Специфика восприятия энвайронментального объекта совершенно иная: ни его природа, ни его значение не определяются творцом и его замыслом. Энвайронменты не являются продуктами дизайнерской мысли и не зависят от чьего-либо замысла. Они возникают «натурально»,

изменяются, растут и развиваются естественным образом. В подобном понимании роль художника («дизайнера») феноменологически исполняется тем, кто воспринимает, а воспринимаемый объект мыслится как «дизайнерский проект» (художественный замысел). Методы феноменологической эстетики, используемые при анализе генезиса и трансляции субъективных и интерсубъективных значений природы (естественного энвайронмента) в ее единстве с искусствами, в частности с архитектурой (рукотворного энвайронмента), а также способы их данности (презентации) акцентируют роль воображения и представления в когнитивном смысле для исследования культурного социума в целом.

Феноменологическая эпистемология, восходящая к Гуссерлю, и эстетические воззрения Ингардена инспирировали попытку комплексного феноменолого-эстетического анализа архитектуры в ее единстве с природным окружением. В научно-философский обиход вошла концепция архитектурно-природного объекта, анализируемого и как произведение искусства, и как памятник в зависимости от процессов постепенного наращивания художественно-образных и мемориальных смыслов в нем. В определенных интенциальных актах сознания воспринимающего реципиента, при особой конкретизации в воображении, архитектурное сооружение и фрагменты окружающей его природы могут продуцировать в себе мемориальные, художественно-образные смыслы, что позволяет под новым научным углом зрения подойти к анализу русской классической усадьбы. Усадебный мир может быть представлен как уникальный феномен, аккумулирующий в себе множества диалогизирующих субъективных и интерсубъективных смыслов (мемориальных, художественных, повседневно-бытовых, сентиментально-интимных, религиозно-исповедальных, развлекательно-гедонистических и прочих). Использование эвристического потенциала феноменологической эстетики обусловлено актуальными культурными требованиями и эстетическими вкусовыми запросами современного социума. Эстетико-феноменологические принципы, используемые при анализе восприятия архитектурно-природного объекта и его интерсубъективных смыслов, могут быть использованы и в процессах компаративистики, а это позволяет сопоставить русскую усадьбу с итальянской виллой, английским историческим домом, а архитектурно-усадебные жанры включить в процесс речевого общения и «архитектурно-ландшафтной коммуникации». Усадьба как высказывание возникает из социального диалога, феноменологически конституируя усадебный «сюжет». Концепции жанра и сюжета в отношении архитектурно-природного произведения являются когнитивно обогащающими компонентами феноменологического, компаративистского, а также эстетико-семиотического и герменевтического анализа.

Однако культурно-экологическая нестабильность современного общества требует модернизации способов разрешения злободневной проблемы, связанной с сохранением духовного наследия, его трансляции и эстетического тиражирования из соображений воспитательного, морально-нравственного характера. Применение феноменологических методов эстетики к феномену дома позволяет увидеть его не как «строение» и жилище, а как к конденсатор исторической Памяти со своим неповторимым жизненным миром, формирующим в воспоминаниях и воображении букет разнообразных интенциональных актов. Методы феноменологической эстетики позволяют обозначить и очертить духовные контуры и мемориальную ауру традиционного дома как особого места, наиболее востребованного в контексте «Онтопоэзиса Жизни».

Результатом феноменологического анализа эстетического восприятия архитектурно-природного ландшафта становится обоснование актуальности таких форм современной культурно-эстетической коммуникации, как путешествие, туризм, музей, которые инициируются когнитивными потребностями людей познавать новое и стремлением сохранить эти уникальные связи между прошлым и настоящим, «тогда» и «теперь». Намечаемая тенденция культурно-экологической стабилизации в русле глобальных процессов свидетельствует о нарастающей востребованности феноменолого-эстетической методологии.

Исследование эвристического потенциала феноменологической эстетики в современных когнитивных науках расширяет методологический арсенал гуманитарного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.