Появление нового способа оценки обоснованности закупок — мониторинга — будет способствовать «посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок» выявлению нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и привлечению к ответственности виновных лиц. Но говорить о ранних плодах законодательной инициативы не уместно в силу удаленного вступления в действие норм, касающихся мониторинга. В качестве такой даты законодатель определил 1 января 2016 года. Но несмотря на фрагментарное вступление в силу Закона № 44-ФЗ, отдельные его положения будут актуальны только после утверждения подзаконных актов, большинство из которых должно быть разработано Правительством Российской Федерации в ближайшее время, по своей сути этот правовой акт является большим шагом на пути к формированию широкого пласта ресурсных возможностей для эффективного противодействия коррупционным проявлениям в системе закупок.
Мы надеемся, что появление нового закона, содержащего системный подход к осуществлению закупок, обеспечит открытость и прозрачность провозглашенных экономических отношений и позволит, как декларируется в статье 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предотвратить коррупцию и иные злоупотребления в этой сфере.
А.С. Миловидова, адъюнкт адъюнктуры (докторантуры) Нижегородской академии МВД России
Феномен юридического удостоверения в контексте анализа материалов Отчета Федерального Собрания РФ «Российское законодательство:
20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации»
Теория государства и права призвана выявлять, описывать и упорядочивать разнообразные правовые явления. Нами предпринята попытка исследования категории «юридическое удостоверение». Принципиальное значение имеет рассмотрение данного феномена как сложной юридической конструкции, направленной на подтверждение (установление, признание) правомерной подлинности (правомерности) определенных субъектных статусов, состояний, действий (бездействий).
В то же время в обыденном правосознании категория «юридическое удостоверение» полностью замещается, как правило, представлением о нем, как о разновидности юридического документа, например паспорта. Мы не отрицаем, что паспорт гражданина имеет ценность для каждого человека и несет в себе особый смысл. Он является общеизвестным правовым символом. Однако следует обратиться не только к материальной составляющей — акту юридического удостоверения, официальному документу, подтверждающему истинность, правомерность тех или иных правовых статусов, состояний, но в большей степени к процедурной стороне — деятельности уполномоченных государственных органов, должностных лиц по осуществлению удостоверения. В рабочих материалах отчета Федерального Собрания Российской Федерации1 уделяется огромное внимание вопросам удостоверения правового положения гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства. Самостоятельно выделяется так называемая «проблема изъятия паспортов». Органы власти полагали, что у ряда лиц, проживающих в нашей стране, отсутствует гражданство и в этой связи изымали у них действующие паспорта и иные документы, удостоверяющие личность, то есть фактически безосновательно лишали их гражданства.
Эта ситуация наглядно иллюстрирует, как переплетаются в правовом пространстве материальная и процессуальная составляющие юридического удостоверения. Ведь вышеназванная проблема связывается в первую очередь с нарушениями, допущенными в процессе осуществления юридического удостоверения, а именно при выдаче паспортов граждан Российской Федерации сотрудниками уполномоченных органов. Важным недостатком является несогласованность при взаимодействии нескольких подразделений различных государственных органов. «Анализ подобных ситуаций показывал, что граждане, у которых возникали указанные проблемы, являлись в прошлом гражданами СССР, ранее проживали в союзных республиках и переехали на территорию Российской Федерации после 1992 года. Остроту указанной проблемы удалось снять, а саму проблему в значительной степени решить в нормативном отношении принятием в 2012 году Федерального закона от 12 ноября 2012 года № 182-ФЗ, которым в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» были внесены изменения, урегулировавшие правовой статус лиц — обладателей упомянутых изъятых (или подлежавших изъятию) российских паспортов», — отмечают правотворцы2.
Отдельные нормы российского законодательства регулируют удостоверение правового статуса лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации. Причем в этих вопросах наметилась общая тенденция к модернизации, использованию новых технологий, приемов, вошедших в международную практику. Так, ста-
1 Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации / отв. ред. А.А. Кли-шас, В.Н. Плигин. М., 2013. 140 с.
2 Материалы к отчету «Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации» / отв. ред. А.А. Клишас, В.Н. Плигин. М., 2013. Т. 1. С. 63.
Межвузовский научно-практический круглый стол «Отчет Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический...
Межвузовский научно-практический круглый стол «Отчет Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический...
тья 8.1 Федерального закона «О беженцах»1 предусматривает выдачу лицу, признанному беженцем, а также членам его семьи и опекаемым им лицам для въезда на территорию Российской Федерации и выезда за пределы территории Российской Федерации проездного документа, удостоверяющего их личность, содержащего электронный носитель информации для хранения биометрических персональных данных владельца. Отметим, что это позитивное достижение отечественного законодательства. Применение электронных удостоверительных средств позволяет уйти от субъективизма и соответствующих дефектов удостоверительной практики, вызванных недостаточной подготовленностью лиц, осуществляющих юридическое удостоверение.
Особый интерес представляет сегодня постадийное исследование процедуры юридического удостоверения. В наиболее общем, первом приближении удостоверительная деятельность логически включает четыре этапа: установление существования определенных фактов; их компетентный, качественный анализ; определение достаточности (полноты) фактов для подтверждения того или иного события, явления; принятие юридически значимого решения (предоставление официального документа, устное подтверждение). Такой подход позволяет выявить изъяны удостоверительной практики на каждом этапе и найти наиболее эффективные пути их устранения. Исследуя в дальнейшем вопросы удостоверения статуса лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, уделим внимание нормам о подтверждении знания русского языка. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Россию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, либо получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство в нашей стране, а также лица, намеревающиеся работать на территории Российской Федерации, обязаны удостоверить свое знание официального языка нашего государства. Данная процедура подтверждения структурно подпадает под конструкцию юридического удостоверения, а значит и все вышеупомянутые направления совершенствования изучаемого юридического процесса, как то дополнительное регламентирование взаимодействия государственных органов и применение цифровых технологий, могут быть экстраполированы на данную ситуацию.
Таким образом, исследуя обособленный, частный пример практики юридического удостоверения, мы пришли к анализу законодательных норм, посвященных целому правовому институту. Право сегодня пронизывает все наиболее существенные общественные отношения. Следовательно, рассмотрение любого юридического явления невозможно без качественного исследования нормативной базы. Законодательное урегулирование юридического удостоверения непосредственно влияет на качество правоприменения.
Первоначально обратимся к положениям основного закона государства, Конституции Российской Федерации. Юридическое удостоверение упоминается здесь в связи с положениями избирательного права. Им же уделяется огромное внимание в отчетах о законотворчестве в субъектах Российской Федерации.
На конституционном уровне определено: «Участник референдума, который не сможет прибыть в день голосования в помещение для голосования того участка референдума, на котором он включен в список участников референдума по месту жительства, вправе получить в соответствующей территориальной комиссии (за 45—21 день до дня голосования) либо в участковой комиссии (за 20 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования»2. Подобным образом в правовой оборот вводится термин «открепительное удостоверение» и косвенно предлагается его определение (это документ, подтверждающий право участника референдума). Стоит отметить, что в прочих правовых актах законодатель использует разнообразные технико-юридические средства, которые позволяют более конкретно толковать положения о тех или иных видах удостоверения.
В то же время федеративное устройство Российской Федерации обусловило формирование двухуровневой системы законодательства в Российской Федерации — федеральное законодательство и собственное законодательство субъектов Российской Федерации. В этой связи большое количество нормативных актов субъектов в той или иной форме также обращается к вопросу удостоверения правового статуса избирателя. «Начиная с 2000-х годов, в законодательстве всех субъектов Российской Федерации отчетливо прослеживается тенденция к принятию законов, направленных на приведение собственного регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством»3. Однако данный процесс, на наш взгляд, является весьма сложным, слабо развивающимся и противоречивым.
Федеральный закон от 4 октября 2010 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов»4 предусматривает принятие необходимых мер
1 О беженцах: федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4528-1 // Российская газета. 1997. 3 июня.
2 О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ // Российская газета. 2004. 30 июня.
3 Материалы к отчету «Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации» / отв. ред. А.А. Клишас, В.Н. Плигин. М., 2013. Т. 2. С. 5.
4 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов: федеральный закон от 4 октября 2010 года № 263-ФЗ // Российская газета. 2010. 8 октября.
352
Юридическая наука и практика
для предотвращения незаконных действий с открепительными удостоверениями при проведении выборов и референдумов. Во исполнение данного предписания рядом субъектов Российской Федерации были приняты нормы, изменяющие, дополняющие, уточняющие процесс обращения в правовом пространстве открепительного удостоверения. Представляет интерес то, каким образом эти нормы включаются в иерархию местного законодательства. Правовые предписания заключаются в целый ряд разных по силе правовых актов. Среди них в материалах отчета Федерального Собрания Российской Федерации выделяются: Конституционный закон Республики Ингушетия «О референдуме Республики Ингушетия», Конституционный закон Республики Северная Осетия-Алания «О референдуме Республики Северная Осетия-Алания», Уставный закон Калининградской области «О выборах Губернатора Калининградской области», Закон Республики Хакасия «О референдуме Республики Хакасия», Закон Камчатского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края», Закон Вологодской области «О выборах Губернатора Вологодской области», Закон Калужской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области», Закон Оренбургской области «О референдуме Оренбургской области и местном референдуме в Оренбургской области».
Особую юридическую форму имеют правовые акты, направленные на регулирование аналогичных общественных отношений в Курской и Свердловской областях. Это — Кодекс Курской области о выборах и референдумах и Избирательный кодекс Свердловской области. Комплексная регламентация позволяет аккумулировать положения нескольких законов в одном акте. Такая специфическая подача обеспечивает повышение значимости избирательного права в общественном сознании и является, на наш взгляд, наиболее выигрышной, в том числе применительно к законодательному регулированию юридического удостоверения.
Особый интерес вызывает оригинальное решение проблемы субъективизма удостоверительной практики в Законе Мурманской области «О выборах депутатов Мурманской областной Думы». Норма направлена на устранение многочисленных сообщений о злоупотреблениях и прочих нарушениях, связанных с открепительными удостоверениями, то есть обеспечивает максимальное устранение «человеческого фактора». Авторами закона предлагается возможность голосования избирателей по почте вместо голосования по открепительным удостоверениям. Однако возникает проблема обеспечения реализации права граждан на участие в выборах в случае сбоя в осуществлении почтовых услуг.
Таким образом, вопросы избирательного права, подтверждение статуса избирателя — одно из важных направлений совершенствования законодательства. Они направлены на повышение прозрачности российской избирательной системы, а также на рост уровня доверия граждан к избирательным технологиям как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. В контексте укрепления федеративных отношений юридическое удостоверение в этой сфере общественных отношений (как и во всех остальных) должно обрести однородные, унифицированные признаки и характеристики.
В заключение хотелось бы обратить внимание на следующий факт, связанный с регулированием удостоверительной практики, который также нашел отражение в отчете Федерального Собрания Российской Федерации. Рассуждая об упорядочивании общественных отношений на водном транспорте, законодатель говорит о положительном влиянии Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на современное состояние рыночных отношений. В то же время отмечается, что за 12 лет его существования все же приходилось вносить изменения в данный правовой акт. «Большинство из них носили несущественный характер и были связаны с уточнением формулировок... Как правило, это было связано с изменениями названий учреждений либо документов («удостоверение личности моряка» вместо «паспорта моряка»)»1. В этой связи возникает вопрос об эффективности подобного рода поправок. Представляется, что такое поведение законодательной власти носит деструктивный характер, влечет огромные затраты времени и средств и в то же время не находит своего отражения на качестве удостоверительной практики.
Таким образом, юридическое удостоверение — важное и весьма распространенное направление правоприменительной деятельности. Этот правовой феномен оказывает реальное, эффективное воздействие на реализацию законных прав и свобод граждан. Изучение юридического удостоверения позволит решить ряд стратегических общенациональных задач, среди которых — обеспечение единого правового пространства в России как на федеральном, так и на региональном уровнях.
О.В. Селдушева, адъюнкт кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России
Развитие российского антикоррупционного законодательства в рамках Конституции РФ 1993 года
Вот уже несколько десятилетий для нашего государства остается открытым вопрос борьбы с коррупцией, значение которой как антисоциального явления устанавливается в том числе и нормами Консти-
1 Материалы к отчету «Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации» / отв. ред. А.А. Клишас, В.Н. Плигин. М., 2013. Т. 1. С. 553.
Межвузовский научно-практический круглый стол «Отчет Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический...