Научная статья на тему 'Нотариальные действия в избирательном процессе'

Нотариальные действия в избирательном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
805
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нотариальные действия в избирательном процессе»

НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

14

И.А. Ильенко, кандидат юридических наук

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации (статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [1] (далее - Основы).

Перечень нотариальных действий, закрепленный статьей 35 Основ (удостоверение сделок; удостоверение юридических фактов; свидетельствование бесспорных фактических обстоятельств; совершение охранительных действий; подтверждение имущественных прав; способствование исполнению обязательств; обеспечение доказательств; придание исполнительной силы документам и обязательствам), свидетельствует о направленности нотариата на реализацию и защиту гражданских прав и законных интересов.

Вместе с тем в настоящее время сфера деятельности нотариусов распространяется и на некоторые публичные правоотношения, в том числе по организации и проведению выборов и референдумов.

Нотариальная деятельность рассчитана на предупреждение конфликта и рассматривается в качестве института превентивной юрисдикции [2]. Превентивная роль нотариальной защиты заключается в предупреждении нарушений права путем совершения нотариальных действий, отказа от их совершения, правовых консультаций и др. [3]

Избирательный процесс является состязательным и обладает высокой степенью конфликтности, в связи с чем расширение перечня нотариальных действий, осуществляемых при организации и проведении выборов, является положительным способом правового регулирования, направленным на обеспечение реализации избирательных прав граждан и законности избирательного процесса.

Нотариусы осуществляют следующие нотариальные действия в российском избирательном процессе:

1. Свидетельствование подлинности подписи кандидата, который болен или содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, на заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (пункт 5 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4] (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав).

Согласно статье 80 Основ, свидетельствуя подлинность подписи, нотариус удостоверяет, что подпись на документе сделана определенным лицом, но не удостоверяет фактов, изложенных в документе.

При этом нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам Российской Федерации. Основаниями для признания содержания документа противоречащим законодательным актам Российской Федерации выступают как прямые содержательные несоответствия, так и отсутствие в тексте обязательных сведений, установленных законом.

В связи с этим при свидетельствовании подписи кандидата нотариус проверяет не только личность подписанта, но и соответствие заявления всем требованиям, предъявляемым Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав к содержанию заявления.

Так, согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации,

осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

К заявлению прилагаются:

- копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

- копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Нотариус не имеет правового механизма проверки наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости. Возникает вопрос:

если нотариус достоверно знает о наличии у кандидата неснятой и непогашенной судимости, должен ли он свидетельствовать подпись кандидата на заявлении, в котором эта информация не отражена? На наш взгляд, несмотря на то, что нотариус не удостоверяет фактов, изложенных в документе, он должен отказать в совершении нотариального действия в приведенном случае, так как содержание заявления не соответствует закону.

Порядок свидетельствования подлинности подписи определен приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» [5] и от 27 декабря 2007 года № 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов» [6].

Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав установлено, что подлинность подписи на заявлении может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые.

Таким образом, порядок свидетельствования подлинности подписи на заявлении администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения и администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые, нормативными правовыми актами не закреплен, что является пробелом правового регулирования.

2. Удостоверение сведений о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписей этих лиц (пункт 16 статьи 37 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав).

В списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, за-

16

меняющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (пункт 81 статьи 36 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [7]). Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным.

Требование нотариального удостоверения данных сведений представляется излишним, так как список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, подается в соответствующую избирательную комиссию, которая имеет возможность проверить указанные сведения с помощью регистра избирателей.

Порядок удостоверения сведений о лицах не установлен ни главой XIV Основ, регламентирующей порядок удостоверения фактов, ни нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты. Неурегулированность указанных общественных отношений влечет негативные правовые последствия.

Так, в избирательной практике основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата выступали пороки нотариально удостоверенного списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей. Например, определением Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2011 года № 46-Г11-32 [8] была подтверждена правомерность отказа в регистрации кандидату в связи с тем, что представленный заявителем нотариально удостоверенный список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата, по форме не соответствует требованиям законодательства, поскольку в нем не указаны сведения о наименовании органа, выдавшего паспорт.

В настоящее время при разрешении подобных споров также необходимо учитывать, что статья 61 ГПК РФ [9], определяющая основания для освобождения от доказывания в гражданском процессе, дополнена частью пятой, устанавливающей презумпцию достоверности нотариального акта. Так, обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказы-

вания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 186 ГПК РФ (в случае заявления о том, что имеющееся в деле доказательство является подложным, суд может для проверки этого заявления назначить экспертизу или предложить сторонам представить иные доказательства), или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия.

3. Свидетельствование подлинности подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований на листе поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 18 статьи 37 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 32-П [10] положения Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, предусматривающие в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получение поддержки со стороны определенного законом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов), числа выборных лиц местного самоуправления, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу эти законоположения предполагают обязанность законодателя субъекта Российской Федерации при установлении необходимого для подтверждения поддержки кандидата на соответствующую должность числа выборных лиц местного самоуправления исходить из конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте Российской Федерации, а также исключают возможность создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов, сбора и представления в этих целях подписей выборных должностных лиц мест-

ного самоуправления в количестве, превышающем более чем на 5 процентов установленное законом субъекта Российской Федерации число подписей.

В целях реализации вышеизложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации рекомендуется закрепление законами субъектов Российской Федерации определенного количества подписей выборных должностных лиц местного самоуправления, необходимого для поддержки выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, с одной стороны, и установление определенных рамочных сроков регистрации кандидата (в том числе начальный срок представления документов для регистрации) - с другой, что будет направлено на обеспечение равных условий реализации пассивного избирательного права для всех кандидатов [11].

Основами не установлено специальное место совершения данного нотариального действия, поэтому для свидетельствования подписи должностного лица местного самоуправления возможно обратиться к любому нотариусу. При этом нужно учитывать, что нотариус совершает нотариальные действия в пределах нотариального округа. Совершение нотариального действия вне пределов своего нотариального округа не влечет недействительности действия.

При применении данной нормы в избирательной практике поводом к судебному разбирательству становились пороки содержания подписных листов (неправильное наименование должности должностного лица местного самоуправления, неверное наименование муниципального образования, ошибка в дате проставления подписи) [12, 13].

В целях гарантии реализации пассивного избирательного права кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) целесообразно осуществление соответствующей избирательной комиссией опроса подписантов до вынесения решения о регистрации кандидата или об отказе в регистрации (пункт 20 статьи 37 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав). Письменное заявление лица, достоверность подписи которого вызва-

ла сомнение, представленное в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной.

При этом опрос нотариуса о совершенном нотариальном действии, запросы об истребовании выписки из реестра нотариальных действий являются неправомерными, так как нотариус, иное лицо, совершившее нотариальное действие, являются субъектами нотариальной тайны.

Согласно статье 5 Основ, сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов.

Таким образом, справка о совершенном нотариальном действии может быть выдана по требованию подписанта, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в данный перечень не входит.

Вместе с тем Основы ориентированы на защиту гражданских прав. В данном случае отношения являются публичными, подписной лист представляется в избирательную комиссию, и нотариальная тайна не может быть обеспечена в силу специфики правоотношений по формированию органов власти. В связи с этим в случае сомнений в достоверности подписи должностного лица местного самоуправления представляется целесообразным законодательное ограничение тайны нотариального действия.

В соответствии с Методическими рекомендациями по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (далее - Методические рекомен-

18

дации по приему листов) [14] подпись может быть признана недостоверной при обнаружении следующих нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при нотариальном свидетельствовании подписи:

- отсутствие в удостоверительной надписи, выполненной на листе поддержки кандидата, номера, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий;

- отсутствие оттиска гербовой печати и (или) подписи нотариуса или должностного лица местного самоуправления на листе поддержки кандидата;

- отсутствие в удостоверительной надписи записи о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена, или не указаны полностью фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, подлинность подписи которого свидетельствуется.

Подпись может быть признана недостоверной на основании документа нотариуса, подтверждающего, что такое нотариальное действие не совершалось. Основанием для признания подписи недостоверной является, в том числе, проставление подписи позднее удостоверительной надписи нотариуса (должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации) о засвидетельствовании подлинности подписи (пункт 4.2.4.4 Методических рекомендаций по приему листов).

При этом подпись должна быть сделана в присутствии нотариуса (форма № 54, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 года №2 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах» [15]). Оплата данного нотариального действия должна производиться только за счет средств избирательных фондов кандидатов.

Также пунктом 20 статьи 37 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав закреплено правило учета подписей в случае поддержки одним должностным лицом местного самоуправления нескольких кандидатов. Так, если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный

на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.

Практика применения «муниципального фильтра» показала, что некоторые депутаты представительных органов муниципальных образований и главы муниципальных образований в нарушение федерального законодательства поддерживали выдвижение двух и более кандидатов. При этом ответственность за указанные действия законом не установлена.

Решению данной проблемы могла бы способствовать проверка нотариусом свидетель-ствования подписи должностного лица местного самоуправления в поддержку кандидата в электронной системе нотариата. Однако в настоящее время электронная информационная система нотариата не содержит реестра засвидетельствованных подписей.

4. Удостоверение доверенности кандидата, избирательного объединения на осуществление полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

Уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законом порядке доверенности, которая выдается кандидатом и в которой указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также полномочия уполномоченного представителя.

Уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения осуществляет свои полномочия на основании решения съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии либо решения органа, уполномоченного на то соответственно решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, в котором указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы

или службы - род занятий), объем его полномочий, а также на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном федеральным законом порядке доверенности. В доверенности указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, объем его полномочий, а также приводится оттиск печати для финансовых документов избирательного объединения (часть 2 статьи 47 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» [16]).

При этом, согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» [17], изменения, вносимые в устав политической партии, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самой политической партии, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации. В связи с этим вновь назначенный руководитель политической партии не вправе выдать доверенность уполномоченному представителю по финансовым вопросам до момента государственной регистрации соответствующих изменений устава.

Удостоверяя доверенность, нотариус учитывает, что отношения представительства, основанного на доверенности, характеризуются двумя признаками: представитель может действовать только от имени представляемого и в интересах представляемого.

При удостоверении доверенности следует иметь в виду правила, предусмотренные в пунктах 3 и 4 статьи 182 ГК РФ [18], в соответствии с которыми:

1) представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства;

2) доверенность не может иметь место, когда сделка должна быть совершена только лично, а не через представителя;

3) доверенность может быть оформлена только на совершение правомерных действий, содержание ее не может противоречить требованиям законодательства;

4) доверенность не может быть выдана на совершение сделки или иного действия, носящего личностный характер;

5) доверенность должна содержать полномочия, передаваемые представителю, полномочия должны быть изложены полно и ясно с тем, чтобы они не вызывали различное понимание;

6) полномочия, изложенные в доверенности, не могут выходить за пределы правоспособности представляемого, предусмотренной законодательством;

7) доверенность может иметь разовый характер, т. е. в ней могут быть предусмотрены полномочия на совершение представителем разового действия. Доверенность может иметь специальный характер, содержать полномочия на совершение нескольких совокупных или длящихся действий, неразрывно связанных общей целью, общим предметом и (или) общей процедурой и направленных на достижение одного юридического результата. Доверенность может иметь общий характер и содержать полномочия по пользованию и распоряжению всем имуществом представляемого и осуществлению его прав и обязанностей, в том числе на представительство перед любыми третьими лицами по всем вопросам и на ведение любых дел от имени представляемого, так называемая генеральная доверенность;

8) при удостоверении доверенности от имени юридического лица следует иметь в виду, что доверенность от имени юридического лица может быть выдана лицом, уполномоченным на это учредительными документами;

9) нотариус проверяет не только правоспособность юридического лица, но и полномочия всех лиц, подписывающих доверенность, вытекающие из учредительных документов [19].

5. Свидетельствование верности копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - также решения о его создании.

Согласно статье 77 Основ, свидетельствуя верность копий документов и выписок из них, нотариус не подтверждает законность содержания документа, соответствие изложенных в

20

нем фактов действительности, личность, дееспособность и полномочия подписавших его лиц, правоспособность юридического лица, от которого исходит документ. При свиде-тельствовании верности копий документов, исходящих от юридических лиц, нотариус проверяет наличие необходимых реквизитов на этих документах, в частности даты составления (принятия) документа, подписи (подписей) должностного лица (должностных лиц), печати (пункт 37 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации).

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа (пункты 141, 145 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав). Отдельные субъекты Российской Федерации используют предоставленное полномочие по правовому регулированию и устанавливают возможность свидетельствования верности копии данного документа постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения (пункт 1 части 7 статьи 32 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 года № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» [20]).

Помимо перечисленных нотариальных действий нотариусы также осуществляют удостоверение полномочий лица, оказывающего помощь кандидату-инвалиду в заполнении или заверении заявления и сведений о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (пункт 51 статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав), удостоверение копии соглашения политической партии и зарегистрированного общественного объединения, не являющегося политической партией, создавшего объединение или союз, целью (одной из целей) деятельности которых является совместное формирование списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований (пункт 14 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав), удостоверение доверенности избирате-

ля, участника референдума на получение открепительного удостоверения (пункт 6 статьи 62 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав).

Анализ статьи 37 Основ свидетельствует о том, что перечисленные выше нотариальные действия (удостоверение доверенности, сви-детельствование подлинности подписи на документах, удостоверение сведений о лицах) вправе совершать также глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса.

Однако Основы не определяют, каким образом и кем в обозначенных выше случаях должно осуществляться возложение на должностных лиц местного самоуправления полномочий по совершению нотариальных действий. В Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [21] (далее - Федеральный закон о местном самоуправлении) должностное лицо местного самоуправления определяется как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (часть 1 статьи 2).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 44 Федерального закона о местном самоуправлении, наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления должны определяться в уставе муниципального образования. Исходя из указанной нормы, перечень лиц, которые относятся к должностным лицам местного самоуправления, должен содержаться в уставе муниципального образования.

Вместе с тем, как показывает анализ правовых актов, принятых в муниципальных образованиях Иркутской области, обязанность совершать нотариальные действия иногда возлагается на лиц, не являющихся должност-

ными лицами местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования [22].

Анализ нотариальных действий в избирательном процессе свидетельствует, что наиболее востребованными являются удостоверение юридических фактов и свидетельствование бесспорных фактических обстоятельств. Законодатель связывает необходимость их совершения в большинстве случаев со стадией выдвижения и регистрации кандидата, избирательного объединения. Представляется, что правореализационный механизм нотариата обусловливает возможность применения нотариальных действий и при осуществлении финансирования избирательной кампании, ведении предвыборной агитации, на стадии проведения выборов (например, обеспечение доказательств, удостоверение сделок по представительству различных субъектов избирательного процесса, по финансированию избирательной кампании).

1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате : утверждены постановлением ВС РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

2. Москаленко И.В. Нотариат: модель юрисдикции. Превентивный правоохранительный механизм реализации гражданского (частного) права. М., 2007. С. 59.

3. Ярик А. К вопросу о превентивном правосудии в деятельности российского нотариата // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. № 6. С. 15.

4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

5. Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации : приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 91 // Бюллетень Минюста РФ. 2000. № 4.

6. Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов : приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 256 // Российская газета. 2008. 11 янв.

7. О выборах Президента Российской Федерации : федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

8. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 46-Г11-32. СПС «КонсультантПлюс».

9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

10. По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 32-П II Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8062.

11. Бородулина К., Рассказова Е. Законодательное регулирование порядка проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал о выборах. 2013. № 3. С. 15-20.

12. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 83-АПГ12-10. СПС «КонсультантПлюс».

13. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2014 г. № 52-АПГ14-3. СПС «КонсультантПлюс».

14. Методические рекомендации по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований : утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 168/1222-6. СПС «КонсультантПлюс».

15. Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удо-стоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах : утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 99 // Российская газета. 2002. 24 апр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области : закон Иркутской области от 6 апреля 2011 г. № 18-ОЗ // Областная. 2011. 20 апр.

17. О политических партиях : федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

19. Методические рекомендации по удостоверению доверенностей : утверждены решением ФНП от 7-8 июля 2003 г., протокол № 03/03 // Бюллетень Минюста РФ. 2000. № 4.

20. Избирательный кодекс города Москвы : закон г. Москвы от 6 июля 2005 г. № 38 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. № 43.

21. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

22. Гетьман Л.С. и др. К вопросу об определении перечня должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий // Вестник Института законодательства и правовой информации имени 21 М.М. Сперанского. 2014. № 2. С. 40-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.