Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте
С Е. Оганесян
Оганесян Сирун Есаевна
выпускница факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Педагог-психолог Московского детского эколого-биологического центра.
Область интересов: психология развития и возрастная психология; моральное развитие ребенка, онтогенез индивидуальных различий.
«Ябедничество» — понятие, означающее жалобы на других людей. В житейском понимании ябедничество — донос, клевета, «стукачество». В толковом словаре русского языка оно объясняется как мелкий донос, клевета. Причины этого явления в детстве, его феноменология, последствия и способы управления изучены мало и скорее являются предметом размышлений родителей и учителей. Феномен «ябедничества» не описан в научных понятиях и в качестве предмета специального изучения не популярен среди исследователей.
Уровень морального развития как условие феномена ябедничества
Феномен ябедничества тесно связан с уровнем морального развития детей. Согласно Ж. Пиаже, до 7—8 лет у ребенка под воздействием принуждения взрослых развивается понятие объективной ответственности и необходимости искупительной санкции в отношении провинившегося (Пиаже, 2006). В начале школьной жизни ученики сталкиваются с новыми школьными правилами, выполнение которых считается обязательным для всех учеников. В процессе их освоения дети возносят эти правила в ранг незыблемых законов, стараются следовать им, более того, следят за тем, чтобы и все остальные им следовали. Любое нарушение правил вызывает возмущение у ребенка, и он для сохранения порядка прибегает к
помощи их носителя — социального взрослого. Именно этим объясняется вспышка ябедничества, отмечающаяся педагогами в начале младшего школьного возраста у детей. В этом возрасте ребенок еще находится на уровне морального реализма. Он ориентирован на взрослого — носителя правил и очень чувствителен к любому их нарушению. К 8—9 годам ребенок все глубже осваивает межличностные отношения со сверстниками, и над ним перестает властвовать объективная ответственность и искупительная санкция (Пиаже, 2006). К концу начальных классов школьник начинает понимать относительность правил и санкций, его новые моральные ценности — сотрудничество со сверстниками. Такая смена ориентации от взрослого к одноклассникам свидетельствует о переходе на уровень морального релятивизма.
Существует возрастная динамика в психологическом содержании ябедничества. Ябедничество по поводу соблюдения школьных правил в начале младшего школьного возраста можно считать своего рода нормативным явлением, возникающим в период активного освоения новых социальных норм поведения, преходящей стадией на пути к пониманию относительности морали. К концу начальных классов проявление феномена ябедничества, как правило, идет на спад, на первый план выступают отношения дружбы. Ябедничество в этом возрасте является тревожным сигналом, опове-
_
щающим о психологическом неблагополучии ребенка, о существовании некоторой проблемы. На этом возрастном этапе ябедничество уже имеет другой характер — посредством его дети самоутверждаются, пытаются решить проблемы межличностных отношений, выплескивая накопившиеся чувства обиды, зависти, злобы к одноклассникам.
Социокультурная обусловленность феномена ябедничества
Ябедничество — социокультурный, исторически изменчивый феномен. Его характер, особенности проявления во многом зависят от того, в какой стране, культуре и исторической эпохе оно имеет место. Особенности менталитета, традиций, семейного воспитания, законодательства, отношений общества и власти — все это во многом обуславливает феномен ябедничества.
В нашей стране в сталинскую эпоху процветало «стукачество», производились массовые репрессии по анонимным доносам. Это явление оставило негативное впечатление в обществе, поэтому всякого рода ябедничество у нас в стране воспринимается отрицательно и порицается, а термин «ябеда» отрицательно характеризует человека. Поэтому, согласно представлениям наших родителей, ябедничество — крайне отрицательное качество, и его проявление у детей их настораживает. В Европе, Америке и некоторых других странах мира явление ябедничества имеет другой характер — о нем говорят как о проявлении гражданского долга, бдительности, законопослушности.
Как отмечает Дж. Ролз, законопослушное общество, в котором каждый принимает и знает, что другие принимают те же принципы справедливости, более хорошо организовано с точки зрения выполнения социальных норм При этом каждый человек, преследуя собственные интересы, становится бдительным по отношению к другому, следя за тем, чтобы другой не нарушал правил (Ролз, 1995).
Таким образом, отношение к ябедничеству у людей в разных обществах неодинаковое, и проявляется оно по-разному в зависимости от особенностей страны и ее культуры.
Психологические особенности младшего школьного возраста как условия возникновения феномена ябедничества
Ябедничество — феномен, обусловленный психологическими особенностями младшего школьного возраста и новообразованиями кризиса 7 лет. Именно на этом этапе детского развития можно говорить о проявлении ябедничества в настоящем смысле этого слова. Конечно, жалобы и доносы на товарищей имеют место и у детей младше 6— 7 лет, но их нельзя расценивать как проявление феномена ябедничества. Дети в возрасте до 3 лет еще не умеют прогно-
зировать, к чему приведут их слова или действия, и способны оценить свой поступок только после реакции взрослого. В возрасте от 3 до 5 лет ребенок, жалуясь на других, не преследует никаких целей, а просто сообщает информацию. Будет ли он продолжать «доносить» на других, зависит от реакции взрослого. Особенности же развития ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже позволяют говорить о том, что он ябедничает в собственном смысле этого слова. Ниже рассмотрены психологические особенности кризиса 7 лет и младшего школьного возраста, связанные с феноменом ябедничества.
Потеря непосредственности
Как отмечал отечественный психолог Л.С. Выготский, в своей работе «Проблема возраста», ко времени кризиса семи лет происходит потеря непосредственности, вызванная дифференцированием внутренней и внешней сторон личности ребенка (Выготский, 1986). Ее потеря означает появление некоего интеллектуального момента, который имеет место между переживанием и непосредственным поступком школь-
ника. Это означает, что он намеренно ябедничает, рассчитывая, что за его жалобой последует определенное действие взрослого в отношении объекта жалобы. Такое возможно лишь в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, когда ребенок уже способен просчитывать, какая реакция последует на тот или иной его поступок или слово.
Произвольность и выполнение правил
Моральное развитие малыша начинается задолго до его поступления в школу, однако с такой развернутой, постоянно контролируемой системой правил, как там, он сталкивается впервые (Петровский, 1973). К младшему школьному возрасту ребенок уже приобретает умение подчиняться некоторым обязательным для всех правилам как общественно выработанной системе (Элько-нин, 1989). В учебной же деятельности он сталкивается с необходимостью активного соблюдения очень большого количества норм поведения, что создает предпосылки для возникновения проблемных ситуаций в этом процессе. Ребенку бывает трудно понять и соблюдать много правил сразу. Старательно осваивая их, школьник следит за тем, чтобы и остальные выполняли эти правила. У него возникает желание, чтобы их никто не нарушал. Это создает почву для ябедничества. Как отмечает Д.Б. Эльконин, первоклассники, особенно в первые дни пребывания в школе, чрезвычайно чувствительны к выполнению всех правил. Поэтому, по его мнению, своими сообщениями на одноклассника они не столько хотят «донести» на товарища, сколько подчеркнуть, что они знают правила (Эльконин, 1989).
Формирование самооценки
В возрасте 6—7 лет у ребенка формируется самооценка. Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одинаковым в разных ситуациях, самооценки как таковой и понимания собственной ценности у него нет. Если дошкольнику случается много раз терпеть в чем-то неудачу, то он по-прежнему любит себя, безотносительно к ситуации. Ребенок же, прошедший кризис семи лет и вступивший в младший школьный возраст, уже начинает оценивать себя в соответствии с мнением о нем окружающих, со своими удачами и неуспехами (Выготский, 1986). В этом возрасте у школьника формируется мотив социального признания взрослыми и сверстниками. В связи с этим, если ребенку мало доверяют, и он чувствует себя малозначимым, ущемленным, то у него вполне может возникнуть желание повысить свою значимость
Ябедничество по поводу соблюдения школьных правил в начале младшего школьного возраста можно считать своего рода нормативным явлением, возникающим в период активного освоения новых социальных норм поведения, преходящей стадией на пути к пониманию относительности морали.
посредством ябедничания. Поскольку к семи годам ребенок уже умеет предвидеть реакцию взрослого в ответ на тот или иной его поступок, он может чувствовать себя более значимым, зная, как взрослые отреагируют на его сообщения. Такой способ поднятия самооценки и собственной значимости может закрепиться у ребенка, и он станет систематически ябедничать.
Децентрация
В дошкольном возрасте коллективная сюжетно-ролевая игра создает возможности для преодоления познавательного «эгоцентризма» (Пиаже, 2006; Эльконин, 1989). К младшему школьному возрасту дети уже успешно его преодолевают и осваивают процесс децен-трации. То есть они начинают понимать, что точка зрения другого человека может отличаться от их точки зрения, учатся ставить себя на место другого человека и предвидеть, какие чувства он может испытать.
Развитие нравственности
По мере того как дети становятся старше, большинство из них научается различать хорошие и плохие поступки, то есть у них формируется нравственность. Ж. Пиаже определял ее как уважение индивидом правил социального порядка, обладание им чувством справедливости, под которым понимается забота о взаимообмене и равенстве между людьми. Согласно Пиаже, чувство нравственности возникает у детей в результате взаимодействия их развивающихся когнитивных структур и постепенно расширяющегося социального опыта. Оно проходит две стадии: морального реализма (ориентация на взрослого и приверженность к справедливости и искупительной санкции) и морального релятивизма (ориентация на сверстника, понимание относительности правил) (Пиаже, 2006).
Общение со сверстниками
В 6—7 лет ребенок вступает в младший школьный возраст — время активного развития социального познания, которое осуществляется, в том числе, через социальное сравнение (Крайг, Бокум, 2006). Дети в этом возрасте должны научиться решать сложные ситуации, возникающие в дружеских отношениях, и разбираться в вопросах справедливости, соблюдать социальные нормы и уважать авторитеты. Поэтому они начинают присматриваться к миру людей, сравнивать себя с другими. Активное общение со сверстниками в младшем школьном возрасте открывает возможности для социального сравнения в условиях формирования Я-концепции (Цукерман, 1993). У ребенка, сравнивающего себя с другими и на-
шедшего себя в чем-то хуже, может возникнуть желание навредить или «отомстить» тем, у кого что-то лучше, а способом реализации негативных чувств может стать ябедничество на другого ребенка.
Особенности младшего школьника в конце начальных классов
Усвоение моральных норм и правил поведения
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, формируется общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от 1 к 3 классу: моральные знания, представления и суждения заметно обогащаются, становятся более осознанными,
разносторонними, обобщенными (Кру-тецкий, 1976). Моральные суждения учащихся 1—2 классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях взрослого, которые дети выполняют, часто еще не понимая их необходимости. Учащиеся 3 класса уже воспринимают указания взрослых более осмысленно. Они имеют обогащенный собственный опыт и пытаются анализировать опыт других людей, ставить себя на их место.
Смена ориентации в общении
от взрослого к сверстнику
На период обучения в 1—2 классах приходится первая фаза формирования представлений у детей о правилах. В это время у ребенка под воздействием взрослых развиваются понятия объективной ответственности и искупительной санкции. На протяжении всей этой стадии младший школьник, по существу, эгоцентричен, и если он и испытывает чувство тесной общности, то, главным образом, со взрослым или со старшим ребенком (Пиаже, 2006). В 3—4(5) классах дети находятся уже на второй стадии, когда они все глубже входят в общество себе подобных. Группы ровесников организуются и в классе, и в повседневной жизни, часто они объявляют себя добровольно солидарными с виновным в случае конфликта между ним и взрослым (Пиаже, 2006).
Переход от морального реализма к моральному релятивизму
В начале младшего школьного возраста ребенок находится на стадии нравственного реализма — в этом возрасте дети считают, что необходимо соблюдать все правила так, будто они являются незыблемыми принципами бытия (Пиаже, 2006). Правила для них — не абстрактная, а нерушимая реальность. О нравственности поступка ребенок в этом возрасте судит по его последствиям, а не по начальным намерениям. Поэтому младший школьник остро реагирует на нарушение общеустановленных правил. Он может сообщать о нарушениях правил другим ребенком, с тем чтобы последнего призвали к порядку.
В конце младшего школьного возраста, по Пиаже, дети вступают в стадию
нравственного релятивизма (Пиаже, 2006). Теперь они осознают, что правила представляют собой согласованный продукт разных людей и, по мере возникновения потребности, могут изменяться. Это ведет к пониманию того, что не существует абсолютно правильного и абсолютно неправильного и что моральность поступка во многом зависит от его намерений, а не последствий. В связи с этим многие дети, ябедничество которых имело целью «призвать» всех к порядку и справедливости, в этом возрасте перестают ябедничать.
Психологические условия генезиса феномена ябедничества
Возникновение и развитие феномена ябедничества у детей во многом обусловлено характером общения и взаимодействия со взрослыми и со сверстниками, а также уровнем морального развития ребенка.
Задержка на этапе морального реализма, когда над ребенком все еще властвует мораль принуждения, «священности» правил и необходимости наказания их нарушившего, может стать условием возникновения феномена ябедничества. В нашей работе делается акцент именно на этом аспекте.
Огромное значение имеет также характер общения ребенка в семье. Предпосылками возникновения ябедничест-
Ябедничество в любом виде предполагает обращение к взрослому. Сообщая что-то взрослому, ребенок ждет его реакции, от которой во многом зависит его собственное дальнейшее поведение.
ва могут стать негармоничная семья и неадекватный тип воспитания. Для негармоничной семьи характерно преобладание отношений власти — подчинения, отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи и т. п. (Караба-нова, 2004). Непринятие и авторитаризм со стороны родителя могут стать причиной тяжелых переживаний ребенка, нарушения его Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки. С неуверенностью в себе и низкой самооценкой ребенок может пытаться бороться двумя способами: продуктивным (работа над собой, обретение новых компетентностей) и непродуктивным (ябедничество, самоутверждение за счет унижения другого, месть).
В младшем школьном возрасте ребенок должен научиться общаться и строить совместную деятельность для достижения общих целей. Овладевая этими навыками, он должен уметь принимать на себя ответственность, быть готовым к самоограничению и даже к подчинению. По Э. Эриксону, продуктивный результат данного возраста — компетентность, определяемая способностью сотрудничать с другими в учении и труде. Противоположное компетентности качество — это инертность, одним из выражений которой является сверхконкуренция. В этом случае ребенок побуждается чувством неполноценности, стремится во всех сферах быть первым (Эриксон, 1996). В такой погоне за превосходством ябедничество может использоваться им как средство для достижения целей.
Ябедничество в любом виде предполагает обращение к взрослому. Сообщая что-то взрослому, ребенок ждет его реакции, от которой во многом зависит его собственное дальнейшее поведение. Как пишет школьный психолог М. Кравцова, само по себе сообщение ребенка может не означать ничего плохого и не нести отрицательного смысла. В этой ситуации важна реакция на нее взрослого, после которой школьник устанавливает причинно-следственные связи между своим сообщением и поведением взрослого (Кравцова, 2003). Если реакция
взрослого «положительно» подкрепит жалобы ребенка, то он это может воспринять как «зеленый свет» для продолжения такого поведения.
В заключение отметим, что теоретический анализ феномена ябедничества позволяет сделать предварительные выводы, требующие эмпирического обоснования и подтверждения: ябедничество — это исторически и социокультурно обусловленный феномен, который имеет возрастную динамику и связан с уровнем морального развития. Данные утверждения стали основными гипотезами, проверяемыми в ходе проведенного нами исследования младших школьников из российских и армянских общеобразовательных школ.
Исследование
Цель исследования — выявление особенностей суждений «ябедников» и их уров-ня морального развития. Объектом исследования выступил феномен ябедничества младших школьников из 1-х и 3-х классов общеобразовательных школ России и Армении. Предметом исследования являлись суждения младших школьников о ябедничестве.
Операционализация основных понятий
Ябедничество/жалобы — широкое понятие, включающее в себя все сообщения ребенка о других детях, которые заключают в себе негативную информации о них.
Уровень морального развития: согласно Пиаже, моральное развитие проходит два уровня:
1) морального реализма, когда дети считают, что необходимо соблюдать все правила, следуя каждой их букве, считают хорошим лишь тот поступок, который им соответствует; судят о поступке не по намерениям человека, а по их материальному соответствию с установленными правилами; ориентированы на взрослого;
2) морального релятивизма, когда дети осознают, что правила — согласованный продукт разных людей; ориентированы на сверстников; и моральность поступка зависит от намерений, а не последствий.
Гипотезы исследования Гипотеза 1. Существует возрастная динамика в психологическом содержании ябедничества.
Частная гипотеза: «ябедники» в 1-х классах ориентированы на правила и справедливость, «ябедники» в 3-их классах — на межличностные отношения.
Гипотеза 2. Уровень морального развития обусловливает феномен ябедничества.
Частные гипотезы:
• «ябедники» находятся на более низком уровне морального развития (уровне морального реализма и до-конвенциональном уровне), чем остальные дети, что находит отражение в том, что в решении дилемм «ябедники» ориентируются преимущественно на следствия, а «неябедники» на намерения героев дилеммы;
• в решении моральных дилемм ябедники ориентируются преимущественно на установленные авторитетным лицом правила и на наказание нарушившего их
Гипотеза 3. Ябедничество — социокультурно обусловленный феномен.
Частная гипотеза: существуют различия между суждениями о ябедничестве «ябедников» российских и армянских школ.
Литература
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Кризис семи лет. (1933-1934) // Выготский Л.С. Собр. сочинений. - Т. 4. - М., 1986.
3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2004.
4. Кравцова М. Правдолюб или ябеда // Школьный психолог. — 2003. — №10. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ИИр^/рБу. 1september.ru/article.php? ГО=200301009
5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития.
— СПб: Питер, 2006.
6. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976.
7. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. — М., 2006.
8. Роулз Дж. Теория справедливости. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995.
9. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.
— Томск: Пеленг, 1993.
10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
11. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб, 1996.
Продолжение в следующем номере.
У ребенка, сравнивающего себя с другими и нашедшего себя в чем-то хуже, может возникнуть желание навредить или «отомстить» тем, у кого что-то лучше, а способом реализации негативных чувств может стать ябедничество на другого ребенка.