Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

Белкова И.В. студент 5 курс факультет педагогики и психологии

ЛПИ-ф СФУ Россия, г. Лесосибирск ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Проблему категории времени рассматривали ученые различных исторических эпох человечества. В современных психологических исследованиях также заметную роль играет изучение данного феномена. В частности психологи затрагивают и раскрывают тему представлений о времени как составляющей характеристики личности человека.

Время — это цикл нашей жизни, ее длительность, ритм, ее периоды, которые имеют разное значение и смысл для личности. Время — это ценность, поскольку нам удается наполнить его глубоким содержанием и реализовать себя в нем. Время является определенной мерой скорости, продуктивности и т. д.; вместе с тем происходят растраты, т. е. уничтожение времени, виной которых незаметно являемся мы сами. Итак, время — это темпы, скорость, сроки и ритмы, периоды, этапы и определенные структуры самых различных процессов и явлений [1].

Категория времени занимает существенное место в основных психологических теориях. Рассмотрим понимание данного феномена в психоанализе.

Время — длительность и последовательность протекания процессов, смены состояний, структурных изменений и функционирования систем. В психоанализе понятие времени используется в двух смыслах: в теории - для характеристики различных психических процессов; в клинической практике - для установления периодичности психоаналитических сеансов и продолжительности лечения в целом. З. Фрейд придавал особое значение пониманию проблематики времени как в теории, так и в практике психоанализа. Классический психоанализ основывался на признании в психике человека двух не сводящихся друг к другу систем сознания и бессознательного. Каждая из них характеризовалась своими собственными процессами. Время рассматривалось З. Фрейдом в качестве одного из отличительных признаков сознательных и бессознательных процессов. Сознательные процессы протекают во времени. Бессознательные процессы не соотносятся со временем, поскольку «бессознательное находится вообще без времени». Так, в сновидениях, являющихся «королевской дорогой к бессознательному», различные сюжеты часто не связаны между собой ни во времени, ни в пространстве. Прошлое, настоящее и будущее легко замещают друг друга. Бессознательные процессы, по словам основателя психоанализа, «не распределены во временной последовательности, с течением времени не меняются, вообще не имеют никакого отношения ко времени». Подобный

взгляд на безвременность бессознательного, занимающего большую часть человеческой психики по сравнению с сознанием, может поставить под вопрос не только обыденные представления о времени, но и философские концепции времени. Во всяком случае З. Фрейд писал о том, что в свете психоаналитического понимания безвременности бессознательного могут быть пересмотрены идеи немецкого философа И. Канта об априорных, то есть существующих независимо от опыта и предшествующих ему, формах пространства и времени. К теоретическим проблемам времени относится также представление З. Фрейда о том, что существует интервал между возникновением болезни в настоящем и ее глубинными истоками, уходящими корнями в прошлое. В соответствии с этим представлением причины невротических заболеваний следует искать в том периоде времени, когда могли иметь место наиболее сильные детские переживания, вызванные различного рода реальными событиями или фантазиями [4].

В бихевиористской психологии функционирование психики в целом выводится из категории настоящего. Модель «стимул - реакция» описывает сиюминутное взаимодействие субъекта и внешней среды. Представители гуманистической психологии (Оллпорт Г., Маслоу А. ) считают, что одной из движущих сил человеческой деятельности является направленность личности в будущее [8].

Время очень важный экзистенциал, понятие времени в экзистенциальной психологии отличается от понимания времени в других системах психотерапии. В экзистенциальной психологии прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны. В экзистенциальной психологии прошлому уделяется мало значения, так как прошлое «динамично», наше отношение к прошлому меняется, человек постоянно реинтерпретирует свое прошлое. Причинно-следственные связи в экзистенциальной психологии отвергаются, но не отвергается взаимосвязь между прошлым и настоящим. Людвиг Бинсвангер говорит о том, что подлинное существование связано с будущим, с трансцендированием собственных пределов. Если открытость будущему исчезает, то человек объясняет все происходящее с ним причинно обусловленным прошлым. Л. Бинсвангер и другие психологи-экзистенциалисты подчеркивают, что будущее в отличии от настоящего и прошлого - основной образец времени для человека. Прошлое приобретает значение только в свете проекта будущего, события избирательно черпаются из нашей памяти. Значение прошлого не фатально. Утрата перспективы будущего приводит к депрессии и беспокойству [7].

Представители московской психологической школы (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Леонтьев А.Н.) настаивали на том, что нельзя до конца понять человеческую личность, если рассматривать ее вне жизненного плана, превращающего «историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный, единый биографический процесс [2].

Представители Ленинградской психологической школы (Головаха Е.И. и Кроник А.А.) рассматривали концепцию психологического времени. Психологическое время составляет внутренний план реального времени жизни, а жизненный путь личности исчисляется в параметрах особого исторического времени и его событийных доминант: психологический возраст и зрелость. Психологическое время характеризуется отсутствием строгой метрики, линейности, непроницаемости и необратимости. Это субъективное время личности, определяющее избирательность в осознании своего жизненного пути, пристрастное отношение к событиям своей жизни и произвольное отношение со временем собственной жизни. Психологическое время считается важным атрибутом самосознания личности и одним из условий ее существования [3].

С.Л. Рубинштейн указывал на значение временного плана в строении личности, который отмечал, что каждый человек имеет как бы историю своего жизненного пути [6].

Термин «внутреннее время» предложен И. Пригожиным. Он выделил только две основные темпоральные протяженности: время внутреннее и внешнее [5].

Можно сделать выводы о том, что понимание времени и его аспектов рассматривались различными психологическими направлениями, каждое из которых внесло свой специфичный способ понимания данной категории.

Использованные источники:

1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

3. Головин, С.Д. Словарь практического психолога. - Минск.: Харвест, 1998. - 956 с.

4. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. - СПб.: Питер, 2001. -688 с.

5. Пригожин, И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. - М.: Наука, 1985. - 455 с.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.

7. Тихонравов, Ю.В. Экзистенциальная психология - М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1998. - 240 с.

8. Холл, К. Теории личности /К. Холл, Г. Линдсей - М.: Психотерапия, 2008. -656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.