Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы психологической концепции формирования конструктивного перфекционизма студента'

Теоретико-методологические основы психологической концепции формирования конструктивного перфекционизма студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1181
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ СТУДЕНТА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОД / CONSTRUCTIVE PERFECTIONISM OF A STUDENT / SYSTEM APPROACH / THE ACTIVITY APPROACH / SUBJECT APPROACH / ACMEOLOGICAL APPROACH / INTEGRATIVE-DIFFERENTIATED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларских Марина Владимировна

Проблема психологического здоровья студенчества является одной из важнейших в психологической науке и практике. В данной статье представлены теоретико-методологические подходы психологической концепции формирования конструктивного перфекционизма, одного из компонентов психологического здоровья студента. Конструктивный перфекционизм студента рассматривается с позиций различных подходов, а именно: системного, деятельностного, субъектного, акмеологического и интегративно-дифференцированного подходов. Вместе с тем принципиально значимыми в исследовании также представляются основные идеи культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и духовно-православного направления в психологии. В качестве ведущих при построении модели формирования конструктивного перфекционизма студента мы используем идеи когнитивно-бихевиористического, психоаналитического, экзистенциально-гуманистического и культурологического подходов, а также основные положения биопсихосоциальной модели эмоциональных нарушений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of psychological health of students is the most important in psychological science and practice

In this article we present theoretical-methodological approaches of constructive perfectionism formation psychological conception. Constructive perfectionism is one of the components of students psychological health. Constructive perfectionism of a student is viewed from different approaches: system approach; the activity approach; subject approach; acmeological approach and integrative-differentiated approach. In addition, the main ideas of cultural-historical theory L.C. Vygotsky and spiritual-orthodox direction in psychology play important role in this research. The basic concepts use to design the mobel of student's constructive perfectionism formation are cognitive-behavioral therapy, culture study approach as well as the key ideas of psycho-social model of affective spectrum.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы психологической концепции формирования конструктивного перфекционизма студента»

УДК 159.9.018:378 М.В. Ларских*

Теоретико-методологические основы психологической концепции формирования конструктивного перфекционизма студента

Проблема психологического здоровья студенчества является одной из важнейших в психологической науке и практике. В данной статье представлены теоретико-методологические подходы психологической концепции формирования конструктивного перфекционизма, одного из компонентов психологического здоровья студента. Конструктивный перфекционизм студента рассматривается с позиций различных подходов, а именно: системного, деятельностного, субъектного, акмеологического и интегративно-дифференцированного подходов. Вместе с тем принципиально значимыми в исследовании также представляются основные идеи культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и духовно-православного направления в психологии. В качестве ведущих при построении модели формирования конструктивного перфекционизма студента мы используем идеи когнитивно-бихевиористического, психоаналитического, экзистенциально-гуманистического и культурологического подходов, а также основные положения биопсихосоциальной модели эмоциональных нарушений.

Ключевые слова: конструктивный перфекционизм студента; системный подход; деятельностный подход; субъектный подход; акмеологический подход; интегративно-дифференцированного подход.

M.V. Larskikh*The problem of psychological health of students is the most important in psychological science and practice. In this article we present theoretical-methodological approaches of constructive perfectionism formation psychological conception. Constructive perfectionism is one of the components of students psychological health. Constructive perfectionism of a student is viewed from different approaches: system approach; the activity approach; subject approach; acmeological approach and integrative-differentiated approach. In addition, the main ideas of cultural-historical theory L.C. Vygotsky and spiritual-orthodox direction in psychology play important role in this research. The basic concepts use to design the mobel of student’s constructive perfectionism formation are cognitive-behavioral therapy, culture study approach as well as the key ideas of psycho-social model of affective spectrum.

Keywords: constructive perfectionism of a student; system approach; the activity approach; subject approach; acmeological approach, integrative-differentiated approach.

Одним из важнейших ресурсов общества является психологическое благополучие каждого его члена. Психологическое здоровье — главный двигатель прогресса, а способность к сохранению психологического здоровья есть жизненная необходимость для общества, существующего в условиях постоянных стрессовых перегрузок. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики должна быть разработка и реализация различных программ, направленных на поддержание психологического здоровья молодежи, в частности, студентов — могучего потенциала для создания будущего.

Психологическое благополучие студента складывается их многих компонентов, одним из которых является конструктивный перфекционизм. Проблема перфекционизма личности и конструктивного его типа в последнее время становится все более актуальной. Многочисленные публикации в прессе свидетельствуют о росте интереса к этой проблеме (K. Adkins, J. Ashby, R. Frost D. Hamachek, W Parker, P. Slade, R. Slaney, R. Stumpf, Н.Г. Гаранян, М.В. Ларских).

Изучение уровня разработанности проблемы перфекционизма личности и его развития в научной литературе позволяет нам выделить совокупность исходных положений, которые составляют теоретико-методологическую основу его решения. При этом следует отметить, что сложность и междисциплинарный статус проблемы психологической концепции формирования конструктивного перфекционизма требует ее всестороннего исследования на разных уровнях методологии науки. Построение концепции на теоретико-методологическом уровне включает интегративнодифференцированное рассмотрение системы подходов и принципов исследования; выявление характеристик, сущностных черт и структуры конструктивного перфекционизма студента.

Структруно-функциональный уровень в концепции исследования включает определение цели, психолого-акмеологические условий, средств и компонентов эффективного формирования конструктивного перфекционизма студента, критерии его сформированности, реализуемые в модели его формирования.

Технологический уровень в построении концепции ориентирован на реализацию эмпирического исследования формирования конструктивного перфекционизма студента и включает определение программы, методов и методик экспериментального исследования, оценку сформированности и динамику формирования отдельных компонентов конструктивного перфекционизма студента.

* Ларских, Марина Владимировна, ассистент кафедры психиатрии с наркологией, ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко г. Воронеж, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected].

* Larskikh, Marina Vladimirovna, assistant professor of psychiatry and narcology chair, Voronezh N.N. Burdenko state medical academy, candidate of pPsychological science. E-mail: [email protected].

© Ларских М.В., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Психология

Рассмотрим основные теоретико-методологические подходы в построении психологической концепции формирования конструктивного перфекционизма студента.

В психологической науке системный подход является одним из важнейших. Методы системного анализа широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач (А.Н. Аверьянов, П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев И.В. Блауберг, В .А. Садовский, Э.Г. Юдин) [4, 5, 16, 26]. Системное исследование предполагает определенный выбор объекта и формулировку задачи в терминах системного подхода. Б.Ф. Ломов рассматривает системный подход как главный инструмент психологического познания, предметом которого выступает системогенез психики, а главной задачей

— выявление объективных законов образования и функционирования психологических систем [16].

В данном исследовании системность реализуется в объяснительном принципе научного познания, раскрывающем исследуемые феномены формирования конструктивного перфекционизма студента в их внутренней взаимосвязи. Концепция формирования конструктивного перфекционизма студента опирается на определение системы как сложного объекта и совокупности качественно-различных устойчивых элементов, которые взаимосвязаны сложными динамическими отношениями. Функционирование же системы определяется не пассивной совокупностью элементов, а характером связей между элементами. При этом стержневую основу и механизмы функционирования системы составляет системообразующий фактор, выделение которого имеет исключительное значение в исследовании.

Согласно Б.В. Ломову, ядро системного подхода образуют следующие принципы описания психических явлений [16].

1. Психические явления рассматриваются в нескольких планах.

Первый фиксирует взаимосвязь изучаемого явления с явлениями того же класса. Перфекционизм рассматривается в этом случае как интегральное личностное образование, выступающее в ряду других интегральных личностных образований, таких как максимализм, самоактуализация, самореализация, самоосуществление.

Второй план определяет явление как некоторую систему, качественную единицу, и главная задача состоит в том, чтобы выявить компоненты этого явления и способ их организации. Вышеописанные принципы в системе конструктивного перфекционизма студентов проявляются во взаимосвязанной и взаимозависимой пятикомпонентной структуре, причем каждый компонент конструктивного перфекционизма качественно отличается от остальных. В свою очередь, подструктура каждого компонента многоэлементна. Кроме того, система формирования конструктивного перфекционизма студента является концептуальной, что предполагает рассмотрение целого ряда категорий и понятий, изложение теоретических идей и построение модели формирования конструктивного перфекционизма студента.

Третий план рассматривает явления в их отношении к системам более высокого уровня. Психологическая концепция формирования конструктивного перфекционизма студента соотносится, с одной стороны, с общим прогрессивным развитием студента, что обеспечивает целостное становление личности. Вместе с тем вышеобозначенная концепция рассматривается в более широком контексте системы образования в целом.

Наконец, четвертый план раскрывает психическое явление как движение микросистем. В этом плане формирование конструктивного перфекционизма студента представляет собой различные психологические механизмы формирования всех компонентов вышеописанного психологического явления.

2. Психические явления многомерны и должны рассматриваться с разных систем координат. Так, рассмотрение конструктивного перфекционизма студента в ракурсе медицинской психологии дает нам один срез, педагогической психологии — другой, исследование конструктивного перфекционизма в контексте психологии развития — третий. Различные срезы также дает нам рассмотрение вышеупомянутого феномена с точки зрения философии, культурологии, психологии одаренных детей, причем каждый из этих срезов позволяет обнаружить лишь определенную группу качеств и не может охватить явление в целом.

3. Система психических явлений должна исследоваться как многоуровневая. В этом ракурсе мы рассматриваем вертикальную структуру каждого компонента конструктивного перфекционизма студента.

4. Целостное познание психического явления предполагает наличие детерминант. Б.Ф. Ломов считает, что к детерминантам относятся причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки, опосредующие звенья, внешние и внутренние факторы. В нашем исследовании мы выделяем факторы и психолого-акмеологические условия, которые детерминируют формирование конструктивного перфекционизма студента.

5. Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Рассматривая конструктивный перфекционизм студента, мы, кроме наличного состояния, учитываем роль прошлого и прогнозируем дальнейшее развитие конструктивного перфекционизма.

Также в системном подходе чрезвычайно важным является выделение системообразующего фактора. По мнению П.К. Анохина [4], получение полезного результата оказывает организующее центральное влияние на всю функционирующую систему. Кроме того, параметры результата формируются системой в виде определенной модели раньше, чем появится сам результат. В нашей модели формирования конструктивного перфекционизма студента именно конечный полезный результат является системообразующим фактором и взаимодействие компонентов данной системы происходит по типу взаимосодействия, направленного на достижение целей [4].

В основе построения психологической концепции конструктивного перфекционизма студента лежат, как было описано выше, деятельностный и субъектный подходы.

Мы в нашем исследовании опираемся на два основных положения теории деятельности — единство психики и деятельности и принцип развития и историзма (Гальперин, 1999; Леонтьев, 1975; Рубинштейн, 2001).

Деятельностный подход реализуется в исследовании прежде всего в том, что конструктивный перфекционизм студента формируется в практической деятельности, которая имеет свою структуру, содержание, динамику и предметным содержанием которой является мотив, цель, условия осуществления деятельности [15, 21].

Имплицитно идеи субъектного подхода звучат в работах А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса,

Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Юнга [2, 23, 18]. Ориентация на парадигму субъективного подхода представлена в работах таких отечественных психологов как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, А.Н Леонтьев, В.С. Мухина, В.Ф Петренко, В.А Петровский. и др. [1, 5].

В нашей работе субъектный подход реализуется в изучении всей полноты реальной жизни личности студента, тех жизненных отношений, которые образуют ткань его целостного жизненного пути; раскрытие основных механизмов работы внутреннего мира студента, которые реально обеспечивают ему благополучие, комфортное существование или, наоборот, деформируют его жизненный путь.

Кроме того, в контексте настоящего исследования особую роль приобретает развитие субъектного потенциала личности студента, в результате чего студент из объекта, на который влияют обстоятельства, становится субъектом, способным управлять своей жизнью.

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для высшей школы (А. А. Деркач, Е.В. Селезнева) [9]. Сущность акмеологического подхода в нашей работе заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его «индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый» (А.А. Деркач) [9]. Акмеологический подход в данном случае представляет собой систему принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи; его реализация в профессиональном образовании обусловливает прогрессивные изменения в содержании и уровне направленности личности будущих специалистов, в уровне их теоретико-методологической и практической профессиональной подготовленности. Суть внедрения акмеологического подхода в нашем исследовании заключается в направленности исследовательских и формирующих воздействий на актуализацию творческого потенциала студентов, повышение у них профессиональной мотивации и мотивации достижения успеха в деятельности, что предполагает создание условий для освоения студентами прогрессивных, современных методик и технологий обучения и воспитания, самовоспитания и саморазвития. Целью реализации акмеологического подхода является осуществление психолого-акмеологического воздействия на студентов с тем, чтобы сформировать у них акмеологическую направленность личности как стержневое свойство и важнейший показатель профессионализма.

Интегративно-дифференцированный [7] подход в исследовании проявляется в установлении связей между различными методологическими концепциями, позволяющими представить и построить целостное пространство формирования конструктивного перфекционизма студента. Дифференцированность реализуется в правомерности существования одного (доминирующего) из методологических компонентов обоснования и решения проблем формирования конструктивного перфекционизма студента, и в изучении конкретных аспектов этого феномена могут доминировать согласованные (непротиворечивые) идеи различных методологических концепций, в своей совокупности представляющие научную парадигму исследования. Так, в рассмотрении конструктивного перфекционизма студента как системы, состоящей из ряда взаимосвязанных компонентов (деятельностного, когнитивного, потребностно-мотивационного, социального, личностного), преобладали идеи системного подхода; в разработке модели формирования конструктивного перфекционизма студента базовыми стали идеи духовного, святоотеческого подходов, а также экзистенциально-гуманистического, когнитивно-биховеристического и психоаналитического подходов.

Таким образом, интегративно-дифференцированный подход позволяет осознать общее и частное в исследовании психологической концепции формировании конструктивного перфекционизма студента: взаимоотношение рационального и иррационального, системного и функционального, инвариантного и вариативного, социального и индивидуального.

При разработке модели формирования конструктивного перфекционизма студента особо значимыми являются следующие подходы и теории: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, культурологический подход, духовно-православный подход и основные идеи когнитивно-биховеристического, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического подходов.

Культурно-историческая концепция [8] реализуется в нашей модели в рассмотрении механизмов формирования конструктивного перфекционизма. Социальная среда рассматривается как источник развития личности студента, в которой действует основной принцип формирования личностных качеств Л.С. Выготского

— «внешнее через внутреннее». В этом случае, по аналогии с формированием высших психических функций, конструктивный перфекционизм студента на первом этапе формируется с помощью психолога, на втором этапе студент уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На третьем этапе студент начинает применять к самому себе (как объекту) те способы формирования конструктивного перфекционизма, которые применялись к нему.

Таким образом, конструктивный перфекционизма студента является сначала коллективной, социальной деятельностью, а затем внутренним способом мышления студента и психологическим механизмом перехода одного состояния в другое, процессом интериоризации. При этом психологический механизм конструктивного перфекционизма приобретает автоматизированность,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Психология

осознанность и произвольность, и благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований становится возможным и обратный интериоризации процесс — процесс экстериоризации — вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Использование культурологичекого подхода (В.С. Библер, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, В.Г. Кинелев, Н.Д. Никандров, Н.Б. Пантелеева и др.) при разработке модели формирования конструктивного перфекционизма студента реализует стратегическую направленность современного образования на увеличение «культуроемкости» в содержании педагогического процесса. Культура в нашем исследовании понимается как специфический способ человеческой деятельности, задающая социальногуманистическую парадигму и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Во взаимосвязи с другими подходами культурологический подход позволяет всесторонне анализировать одну из наиболее сложных проблем современной психологии — идею гармонично и всесторонне развитой личности [10].

Интересным направлением культорологического подхода является медиапсихология, которая на микроаналитическом уровне описывает и объясняет поведение человека, обусловленное влиянием средств индивидуальной и массовой коммуникации [6, 10, 19]. Данный аспект затрагивает вопросы влияния средств масс-медиа на формирование перфекционизма личности, а также разработку программ защиты от негативного и манипулятивного влияния медиатехнологий, и использование медиосредств для формирования определенных личностных качеств, в частности, конструктивного перфекционизма студента.

Наконец, охарактеризуем роль в нашем исследовании основных идей концепции духовности (В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, Н.А. Коваль, И.М. Ильичева, Д.А. Леонтьев и др.), а так же идей духовно-православной концепции в образовании (Е. Шестун) и святоотеческого подхода в психологии (В. Невирович, И.В. Силуянова) [13].

Основные идеи духовности представлены в трудах В.П. Зинченко, В.И. Слободчикова, Н.А. Коваль, И.М. Ильичева, Д.А. Леонтьева, где духовность рассматривается как сложноконструированное индивидуально-личностное образование, определяющее ценностно-смысловую сферу человека, содержание и направленность его жизни в пространственно-временной плоскости [11]. Духовность является результатом субъективной активности, преобразования человеком данных от природы и общества возможностей в контексте своего саморазвития. В нашу психологическую концепцию формирования конструктивного перфекционизма студента включены основные функции духовности, а именно: отражение студентом окружающего мира, ориентация и реализация себя в нем. В качестве важнейших проявлений духовности выделяются (И.М. Ильичева, 2003; Н.А. Коваль, 2002): интерес к основам человеческого бытия и к сущности жизни, позитивное отношение к окружающему миру, соответствие общечеловеческим ценностям, интерес к другим людям, эмпатия, готовность оказать помощь, наличие ценностной позиции по отношению к себе, уверенность в своих силах, открытость опыту, терпимость к различным точкам зрения, умение использовать условия и возможности для самосовершенствования, ответственность, стремление выйти из ограниченной сферы житейских проблем и интересов, поиск смысла жизни, стремление познавать и реализовывать свой потенциал, создание новых духовных ценностей и их распространение в обществе, активное целенаправленное поведение, ориентированное на самопознание и саморазвитие. Духовность в нашем исследовании рассматривается как целостное психологическое явление. Оно не может быть сведено отдельно к образованности, нравственности, религиозности или иному проявлению духовности. Развитие содержания компонентов духовности определяется как непрерывный и гетерохронный процесс. Психологическими условиями духовного развития выступают рефлексия и самопознание, направленные на саморазвитие и самореализацию. Объективные факторы (семья, институты образования, социокультурный контекст) детерминируют процесс развития духовности. Подлинное же развитие духовности, если придерживаться теории духовной жизни В.И. Слободчикова, начинается со стадии индивидуализации (20—40 лет), для которой свойственно авторство в определении и реализации себя. В общей линии становления и развития духовности особое место отводится студенчеству, возрастному периоду на границе поздней юности и ранней взрослости (17—25 лет). Большой исследовательский материал по студенчеству позволяет говорить о личностносоциальном самоопределении, поиске путей самореализации, дифференциации познавательных возможностей и интересов, развитии интегративных механизмов самосознания, сформированной идентичности, выработке мировоззрения и жизненной позиции в данном возрастном диапазоне. В связи с этим в контексте развития духовности акцент должен быть сделан на студенческом периоде как периоде, во многом определяющем содержание и направленность жизни человека в дальнейшем.

Основы святоотеческого подхода в психологии заложены в трудах П.В. Добросельского, В. Невяровича, И.В. Солуяновой, где психология базируется на непреходящих духовных ценностях. Святоотеческий подход считает, что основной причиной как психологических затруднений, так и соматических заболеваний является греховное состояние души [13]. При этом святоотеческое направление в психологии при решении проблем образования и воспитания прежде всего опирается на духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке. В рамках этого подхода деструктивный тип перфекционизма рассматривается как различные стороны проявления греха «гордыня».

В построении психологической концепции формирования конструктивного перфекционизма студента использовались также основные идеи экзистенциально-гуманистического подхода (К. Роджерс, Л. Бинсвангер, В. Франкл и др.) [20], который во много близок акмеологическому подходу и в основе своей имеет культорологическое содержание. Для экзистенциально-гуманистического подхода конструктивный перфекционизм студента выступает как важнейшая особенность «человеческой природы»

— внутренне присущая человеку мотивация к «поиску здравого», которая, как только ее освобождают, побуждает человека двигаться ко все большей эффективности и удовлетворенности в жизни.

Когнитивно-бихевиористический подход, базируясь на основных положениях бихевиоральной парадигмы, имеет собственную специфику в их переработке и развитии (А. Бек, А. Эллис) [12, 25]. В нашем исследовании использовались принципы научения в разрешении проблем поведенческих нарушений у студентов с деструктивным перфекционизмом.

Определяющее значение в построении модели формирования конструктивного перфекционизма студента имеет использование принципов психодинамического подхода (З. Фрейд, К Хорни, К.Г. Юнг) [17, 24, 25]. В контексте настоящего исследования идеи психо динамического подхода реализуются нескольких аспектах: а) человек рассматривается как сложная энергетическая система; б) в регуляции поведения учитываются в первую очередь бессознательные психические процессы; в) в проработке корней деструктивного перфекционизма большая роль отводится детско-родительским отношениям; г) в исследовании используются такие психодинамические категории, как структура личности, защитные механизмы, сопротивление, интерпретация, коллективное бессознательное.

При выявлении факторов и психолого-акмеологических условий формирования перфекционизма личности студента важным методологическим обоснованием является системная биопсихосоциальная модель эмоциональных расстройств (В.Н. Краснов, А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян и др.), включающая макросоциальный, семейный, личностный и интроперсональный уровни [22].

Таким образом, конструктивный перфекционизм студента рассматривается нами с позиций системного, деятельностного, субъектного, акмеологического и интегративно-дифференцированного подходов. Вместе с тем принципиально значимыми в исследовании также представляются основные идеи культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и духовно-православного направления в психологии. В качестве ведущих при построении модели формирования конструктивного перфекционизма студента мы используем идеи когнитивно-бихевиористического, гуманистического, психоаналитического, экзистенциально-гуманистического и культурологического подходов, а также основные положения биопсихосоциальной модели эмоциональных нарушений.

Список литературы

1. Абулъханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. — С. 19—45.

2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М. : Прогресс, 1995. — 29 с.

3. Ананъев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб., 2001. — 272 с.

4. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, 1980. — 197 с.

5. Анцыферова,Л. Н. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969. — 265 с.

6. Винтерхофф-Шпурк, П. Медиапсихология. Основные принципы. — Харьков: Изд-во гуманит. университета, 2007. — 360 с.

7. Въюнова, Н. Н. Инвариантное и вариантное в исследовании проблем психолого-педагогического образования // Вестник ВГУ. — Серия «Гуманитарные науки». — 2003. — № 1. — С. 189—206.

8. Выгготский, Л. С. Собрание сочинений. — Т. 3. — М., 1982. — 504 с.

9. Аеркач, А. А., Зазыжин, В. Г. Акмеология : учебник. — Спб.: Питер, 2003. — 256 с.

10. Жижина, М. В. Курс «Основы медиапсихологии» : учебно-методическое пособие. — Саратов: ИЦ «Наука», 2008. - 50 с.

11. Ковалъ, Н. А. Духовность в системе профессионального становления специалиста : дис. ... докт. психол. наук. — М., 1997. — 464 с.

12. Когнитивная психотерапия расстройств личности / под ред. А. Бека, А. Фримена. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.

13. Ларских, М. В. Системный анализ различных подходов к проблеме «перфекционизм» личности // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. — 2009. — № 1. — С. 245—249.

14. Аарских, М. В. Формирование конструктивного перфекционизма студента : автореф. дис. ... канд. психол. наук. —Тамбов, 2011, — 25 с.

15. Леонтъев, А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность). — М. : Смысл, 2001. — 392 с

16. Ломов, Б. Ф. Системность в психологии. — М. : Воронеж, 1996. — 383 с.

17. Мак-Вилъямс, Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. — М. : Класс, 1998. — 480 с.

18. Маслоу, А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.

19. Менегетти, А. Учебник по онтопсихологии. — М. : Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997. — 592 с.

20. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. — М. : Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.

21. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. — М., 2008. — 695 с.

22. Колмогорова, А. Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра : автореф. дис. ... док. психол. наук. — М., 2006. — 53 с.

23. Корни, К. Невроз и рост личности. Борьба за самореализацию / пер. с англ. — М.: Акад. проект, 2008. — 400 с.

24. Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа. — Т. 1. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999. — 384 с.

25. Эллис, А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. — СПб.: Питер, 1999. — 222 с.

26. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. — М. : Наука, 1978. — 391 с.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.